Воскресенье, 27.05.2018, 05:04          
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
История города Баку [6]
Театры города [11]
Крепости города [7]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 214
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Программы для всех
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Форма входа
     Каталог статей
    Главная » Статьи » Баку-столица Азербайджана » История города Баку

    Каспийское море

    Каспийское море - Общие сведения

    Баку расположен на берегу Каспийского моря, которое раскинулось как раз между Европой и Азией. КаспийКаспий является самым крупным в мире бессточным озером. Этот водоем называют морем за его огромные размеры и солоноватую воду. Каспий омывает берега Азербайджана, России, Казахстана, Туркменистана и Ирана. До сих пор не определен правовой статус Каспийского моря: то ли его считать озером, то ли морем, что вызывает разногласия при делении акватории моря между Прикаспийскими государствами.

    Происхождение Каспия связано с геологической судьбой древнего моря Тетис. 50-60 миллионов лет назад оно соединяло Атлантический и Тихий океаны и занимало участок нынешних Средиземного, Черного, Азовского, Каспийского морей. В результате сложных тектонических движений море Тетис сначала отделилось от Тихого океана, а затем от Атлантического. 5-7 млн. лет назад оно распалось на меньшие водоемы, включая Черное и Каспийское моря, которые несколько раз соединялись и разделялись. Наконец, около 1,8 млн. лет назад Каспий был отрезан от мирового океана. Этот период можно считать временем образования Каспийского моря, которое в течение долгой истории несколько раз меняло свой облик и размеры, пока не приняло современные очертания.

    Каспий
    В настоящее время Каспий – самый большой внутренний водоем в мире, содержащий 44% озерных вод на земном шаре. Уровень Каспийского моря лежит намного ниже уровня Мирового океана и подвержен колебаниям. В 2001 году он располагался на отметке минус 27 м. Площадь поверхности моря непостоянна, но составляет не менее 370 тысяч кв.км. Диапазон колебаний составляет от 10 до 20%, в зависимости от уровня моря, поэтому данные о площади поверхности в разных источниках различны. Соленость воды достигает 13%, что примерно втрое ниже, чем в Мировом океане.

    В Каспий впадает около 130 крупных и малых рек, в основном с севера и запада. Главная река, впадающая в Каспий - Волга. 90% от общего годового объема стока приходится на три реки: Волгу (80%), Куру (6%) и Урал (5%), а на Терек, Сулак и Самур, в общей сложности, 5%. Малые реки и ручейки Ирана насчитывают до 4-5%; в восточной части нет постоянно впадающих в море

    Длина Каспия составляет приблизительно 1200 км, максимальная ширина - 466 км, минимальная - 204 км. Водоем условно делится на три части - северную, среднюю и южную. Северный Каспий мелководен, средняя глубина его около 5 м, максимальная 25 м. Глубина средней части моря около 180 м, местами достигает 790 м (Дербентская впадина). Южная часть моря глубоководная, максимальная глубина - 1025 м (Ленкоранская впадина).

    ОсетрКаспийское море обладает безмерной красотой, многообразием экосистем и богатыми запасами природных ресурсов. В то время как на северном берегу свирепствуют лютые морозы и снежные метели, на южном расцветают магнолии и абрикосовые деревья. Море уникально тем, что донесло реликтовую флору и фауну, в том числе крупнейшее в мире стадо осетровых рыб. Населявшая водоем морская флора претерпела коренные изменения под влиянием неоднократных осолонений и опреснений, что привело к обогащению его пресноводными видами и чрезвычайному обеднению морской флоры. После открытия Волго-Донского канала здесь появились и другие виды водорослей, обитающие в Азовском и Черном морях. В Каспийском море обитает более 500 видов растений и 854 видов животных, из них - 79 видов позвоночных. Море дает до 80% всей мировой добычи осетровых и 95% черной икры. Из 5 видов встречающихся здесь осетровых (осетр, севрюга, белуга, шип и стерлядь), наиболее крупной является белуга. Ее вес может достигать до 1 тонны, а длина 5 метров. Кроме осетровых предметом лова служат различные сельди, каспийский лосось, вобла, жерих, шемая, кутум, каспийская минога и др.

    Каспийский тюленьИз 121 вида морских млекопитающих в Каспийском море обитает только один. Это - каспийский тюлень, который в других морях не встречается. Каспийский тюлень - самый маленький в мире. Его длина 160 см, а вес всего 100 кг. У азербайджанского побережья тюлени появляются большими стадами в марте - апреле, когда они мигрируют на юг, и в октябре - ноябре при возвращении на север на зимовку. По некоторым данным популяция тюленей ныне достигает до 600 тысяч особей.
    Каспий является главнейшим миграционным путем птиц между Европой, Азией и Ближним Востоком. Каждый год до 12 миллионов птиц пересекают регион во время миграции, и еще 5 миллионов остаются здесь на зиму. Каспий

    Основным богатством Каспийского моря являются большие запасы нефти и газа в его недрах. Именно здесь впервые в мире была осуществлена морская добыча. В настоящее время большую часть (70%-95%) добываемых в Азербайджанской Республике нефти и газа дают морские месторождения. Геологоразведочные работы, проведенные в регионе, выявили ряд крупнейших нефтяных и газовых участков в море и прилегающей территории. Потенциал углеводородных ресурсов ставит Каспийский регион на второе место в мире после Персидского залива по запасам нефти и газа.

    История Каспия и его имен

     

    Первые упоминания о Каспийском море встречаются на древних глиняных табличках (IX век до н.э.), найденных при раскопках столицы Ассирии города Ниневии. Там оно именуется "великим восточным морем". Спустя несколько веков сведения о Каспийском море приводятся в работах географов и писателей античного мира. Автор "Землеописания" – "отец географии" Гекатей Милетский (546-480 гг. до н.э.) описывал его как Гирканское море. Геродот в V веке до н.э. впервые высказал предположение, что оно не связано ни с каким морем, хотя многие ученые того времени считали Каспий северным заливом Мирового океана, который окружал, по их представлениям, всю известную тогда землю. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) был убеждён, что Гирканское море подземными течениями связано с Понтом Эвксинским (Чёрным морем). Изучением связи Каспия с другими морями занимался во время своих походов и Александр Македонский. Еще в 323 г. до н.э. он направил мореплавателя Патрокла, обследовать берега Каспийского моря. Патрокл дошел до залива Кара-Богаз-Гол и принял его за устье реки, соединяющей Каспий с океаном. Знаменитый географ древности Cтpaбoн в своей книге "Геoграфия" изображал Каспий вытянутым по параллели с запада на восток. Плиний старший (27-29 гг.), автор многотомной "Естественной истории", отметил особенность моря – иметь множество имён, из которых самые известные – Каспийское и Гирканское.

    Знакомые с работами античных авторов, арабские ученые расширили познания о Каспийском море. В трудах ал-Хорезми (IX век), ал-Истахри, ал-Масуди (X век), Хамида ал-Гарнати (XII век), Ягута Хамави, Закарии ал-Газвини и других есть сведения о прибрежных городах и странах, впадающих в море реках, островах, нефти, добываемой в Баку. Оживление торговых отношений значительно развило представления европейцев о Ближнем Востоке и Средней Азии. В средние века сведения о Каспийском море встречаются у персидских, турецких, европейских путешественников. Например, описание Каспия есть у известного путешественника Марко Поло (XIII век). "Каталонская карта" (1378 год) моряка Авраама Крекса была отправлена в свое время французскому королю Карлу VI (Безумному) и выставлялась в Лувре. Во время своего путешествия в Индию вместе с тверскими купцами побывал на Каспии Афанасий Никитин (XV век), описавший это путешествие в своем "Хождении за три моря". Подробная, хотя и не совсем верная, карта Каспийского моря была составлена немецким ученым и путешественником Адамом Олеарием (1674 год). В связи с каспийскими походами Петра I русскими гидрографами были составлены подробные морские карты. С начала XVIII века исследования акватории Каспийского моря приобрели систематический и всесторонний характер.

    За свою тысячелетнюю историю Каспийское море имело около 70 названий. Многочисленные народы, населявшие его берега, именовали его каждый на свой лад. Так, античные авторы называли Каспийское море Гирканским - по названию прибрежной страны Гиркания (страна Волков), арабы Хазарским - по наименованию хазаров, тюркского народа, исповедующего иудаизм и жившего на северо-западном побережье. Кстати, это название до сих пор используется в современном азербайджанском, турецком и персидском языках. Огнепоклонники Апшерона называли Каспий море Варгана и Чекает-Де-ти, арабы - Джурджан, китайцы - Сихай (т.е. Западное море), иранцы – Кользум, индусы - Ворукаша, туркмены – Куккуз, казахи - Атырау, турки - Кучук-Дениз, татары - Ак-Дениз. В тюркских источниках "Ак-Дениз" понимается и как Белое море, и как Великое. Монголы называли Каспий Чаган-нор, что тоже означает Белое море, озеро. Русские именовали его "Синим морем", а затем Хвалынским или Хвалисским. В древнем русском языке Хвари (Хорезм) произносилось как Хвали. Каспийское море называлось "море Хвалынское", т.е. Хорезмское. По названию прилегающих стран и городов море именовалось Сарайским (столица Золотой Орды), Табасаранским, Албанским, Дербентским, Шемахинским, Апшеронским, Ширванским, Сальянским, Муганским, Абескунским, Хорасанским, Гилянским,  Мазандаранским, Туркменским, Аварским, Персидским, Дейленским, Курганским. В других источниках оно названо Морем иноземцев, Бакуком, Кунгаром, Тормом, Сирсапом, Эренским, Враканским, Гузгунским, Пехлевинским, Сарейским, Дорца, Кемрутским, Кизылбашским (кизылбашами называли персов за их обычай красить волосы хной), морем Этиля, поскольку Этиль (Итиль) – это Волга, впадающая в Каспийское море, в персидских источниках встречаются также Гурган, Шизир, Гюрзум, море Баб и прочие.

    После взятия Константинополя в 1453 году Мехметом II европейские купцы стали искать новые пути торговли с Востоком, минуя Османскую империю. С этого времени основным путем из Европы в Азербайджан стал волжско-каспийский путь через Россию. Значение Баку как порта на этом пути видно из того, что начиная с XV века у различных средневековых авторов встречается название Бакинское море, которым они обозначали Каспийское море.

    Свое современное наименование Каспий получил по названию древних племен - каспиев, населявших правый берег Куры, близ моря во II тысячелетии до н.э.


    История Каспия и его имен

     

    Первые упоминания о Каспийском море встречаются на древних глиняных табличках (IX век до н.э.), найденных при раскопках столицы Ассирии города Ниневии. Там оно именуется "великим восточным морем". Спустя несколько веков сведения о Каспийском море приводятся в работах географов и писателей античного мира. Автор "Землеописания" – "отец географии" Гекатей Милетский (546-480 гг. до н.э.) описывал его как Гирканское море. Геродот в V веке до н.э. впервые высказал предположение, что оно не связано ни с каким морем, хотя многие ученые того времени считали Каспий северным заливом Мирового океана, который окружал, по их представлениям, всю известную тогда землю. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) был убеждён, что Гирканское море подземными течениями связано с Понтом Эвксинским (Чёрным морем). Изучением связи Каспия с другими морями занимался во время своих походов и Александр Македонский. Еще в 323 г. до н.э. он направил мореплавателя Патрокла, обследовать берега Каспийского моря. Патрокл дошел до залива Кара-Богаз-Гол и принял его за устье реки, соединяющей Каспий с океаном. Знаменитый географ древности Cтpaбoн в своей книге "Геoграфия" изображал Каспий вытянутым по параллели с запада на восток. Плиний старший (27-29 гг.), автор многотомной "Естественной истории", отметил особенность моря – иметь множество имён, из которых самые известные – Каспийское и Гирканское.

    Знакомые с работами античных авторов, арабские ученые расширили познания о Каспийском море. В трудах ал-Хорезми (IX век), ал-Истахри, ал-Масуди (X век), Хамида ал-Гарнати (XII век), Ягута Хамави, Закарии ал-Газвини и других есть сведения о прибрежных городах и странах, впадающих в море реках, островах, нефти, добываемой в Баку. Оживление торговых отношений значительно развило представления европейцев о Ближнем Востоке и Средней Азии. В средние века сведения о Каспийском море встречаются у персидских, турецких, европейских путешественников. Например, описание Каспия есть у известного путешественника Марко Поло (XIII век). "Каталонская карта" (1378 год) моряка Авраама Крекса была отправлена в свое время французскому королю Карлу VI (Безумному) и выставлялась в Лувре. Во время своего путешествия в Индию вместе с тверскими купцами побывал на Каспии Афанасий Никитин (XV век), описавший это путешествие в своем "Хождении за три моря". Подробная, хотя и не совсем верная, карта Каспийского моря была составлена немецким ученым и путешественником Адамом Олеарием (1674 год). В связи с каспийскими походами Петра I русскими гидрографами были составлены подробные морские карты. С начала XVIII века исследования акватории Каспийского моря приобрели систематический и всесторонний характер.

    За свою тысячелетнюю историю Каспийское море имело около 70 названий. Многочисленные народы, населявшие его берега, именовали его каждый на свой лад. Так, античные авторы называли Каспийское море Гирканским - по названию прибрежной страны Гиркания (страна Волков), арабы Хазарским - по наименованию хазаров, тюркского народа, исповедующего иудаизм и жившего на северо-западном побережье. Кстати, это название до сих пор используется в современном азербайджанском, турецком и персидском языках. Огнепоклонники Апшерона называли Каспий море Варгана и Чекает-Де-ти, арабы - Джурджан, китайцы - Сихай (т.е. Западное море), иранцы – Кользум, индусы - Ворукаша, туркмены – Куккуз, казахи - Атырау, турки - Кучук-Дениз, татары - Ак-Дениз. В тюркских источниках "Ак-Дениз" понимается и как Белое море, и как Великое. Монголы называли Каспий Чаган-нор, что тоже означает Белое море, озеро. Русские именовали его "Синим морем", а затем Хвалынским или Хвалисским. В древнем русском языке Хвари (Хорезм) произносилось как Хвали. Каспийское море называлось "море Хвалынское", т.е. Хорезмское. По названию прилегающих стран и городов море именовалось Сарайским (столица Золотой Орды), Табасаранским, Албанским, Дербентским, Шемахинским, Апшеронским, Ширванским, Сальянским, Муганским, Абескунским, Хорасанским, Гилянским,  Мазандаранским, Туркменским, Аварским, Персидским, Дейленским, Курганским. В других источниках оно названо Морем иноземцев, Бакуком, Кунгаром, Тормом, Сирсапом, Эренским, Враканским, Гузгунским, Пехлевинским, Сарейским, Дорца, Кемрутским, Кизылбашским (кизылбашами называли персов за их обычай красить волосы хной), морем Этиля, поскольку Этиль (Итиль) – это Волга, впадающая в Каспийское море, в персидских источниках встречаются также Гурган, Шизир, Гюрзум, море Баб и прочие.

    После взятия Константинополя в 1453 году Мехметом II европейские купцы стали искать новые пути торговли с Востоком, минуя Османскую империю. С этого времени основным путем из Европы в Азербайджан стал волжско-каспийский путь через Россию. Значение Баку как порта на этом пути видно из того, что начиная с XV века у различных средневековых авторов встречается название Бакинское море, которым они обозначали Каспийское море.

    Свое современное наименование Каспий получил по названию древних племен - каспиев, населявших правый берег Куры, близ моря во II тысячелетии до н.э.


    Острова Апшеронского полуострова

    Вокруг Апшеронского полуострова расположены небольшие острова, которые входят в Бакинский и Апшеронский архипелаги: Беюк Зиря, Даш Зиря, Кичик Зиря (или Гум адасы), Зембиль, Санги-Мугань, Чигил, Гара Су, Хара Зиря, Чилов, Пираллахы и др.

    Происхождение названий этих островов уходит в далекое прошлое. Используемое в большинстве названий слово "Зиря" произошло от арабского слова "Джазиря", что означает "остров".

    Большинство названий было изменено русскими, в частности казаками, появившимися на Каспии в XVII веке. Так, например, Беюк Зиря стал именоваться Наргин, Даш Зиря - Вольф, Зембиль - Дуванный, Санги-Мугань - Свинной, Чикил - Обливной, Гара Су - Лось, Гил - Глинянный, Хара Зиря - Булла, Чилов - Жилой, Пираллахы - Артем. Происхождение некоторых названий островов имеет свою историю.

    Например, названия островов Наргин и Вольф связаны с именем Петра I. После войны со шведами эти острова напомнили ему по форме Ревельские острова с аналогичными названиями в Финском заливе. Наргин ("Наргин" - немецкая форма, "Нартинген" - эстонская форма) означает "узкий пролив". "Вульф" в переводе с немецкого языка означает "волк, волчий остров".

    Остров Чилов был переименован в "Жилой" по созвучию. Старинное название острова Чилов – Шахилан, а первоначально он назывался Ронис (персидское название).

    По одной из версий название острова Дуванный произошло от тюркоязычного племени дуван, упоминаемого в средневековых источниках. По другой версии остров получил свое название от слова "дуван". Так казаки именовали дележ ("дуванить" по старо-казачье означало делить добычу после разбоя). В XVII веке казаки Степана Разина осуществляли набеги на Апшерон. Награбленную в окрестностях Баку добычу они делили на этом острове, откуда и пошло название. Тюркское название "Зембиль" - "плетеная корзина" видимо связано с тем, что издали остров похож на опрокинутую корзину. Существует версия, что с именем Степана Разина связано и название соседнего острова Булла - оно означает "был я".

    Остров Лось (Гара Су) был назван по внешнему виду. Приподнятый в верхней части и понижающийся к югу остров напоминал казакам спину лося.

    Остров Обливной (Чигил) грязевулканического происхождения: в юго-восточной части расположено несколько действующих грязевых вулканов, постоянно изливающих на поверхность новые потоки грязи. С этим и связано данное русскими название острова. Предполагается, что исконное название острова Чигил происходит от названия тюркоязычного племени.

    Происхождение русского названия Свинной острова Санги-Мугань не имеет никакого отношения к свиньям. В старину остров Санги-Мугань был местом ссылки провинившихся и преступников. Поэтому он именовался "остров с виной". А уже потом название перешло в "Свинной". Основу топонима "Санги-Мугань" составляет персидское "санг" - камень, а "Мугань" это название прибрежной местности. В некоторых источниках остров также именовался Санги-Музаффар.

    Название острова Пираллахи, что означает "божья святыня", было переведено, и он именовался русскими "Святой". В 1936 году остров переименовали в Артем в честь революционера Ф.А.Сергеева, который имел такую партийную кличку.

    В 1990 году всем островам официально были возвращены их исконные названия.


    Маяки Апшерона

    Утвердившись на Кавказе, Россия с середины XIX века начала тщательное изучение Каспия как важного стратегического региона. Систематические исследования берегов Каспийского моря с помощью военно-морских сил начали проводиться с 1854 года. В результате этих работ в начале 1860 года был составлен новый атлас, состоявший из 22 карт Апшеронского полуострова с ближайшими островами. Кроме того, для обеспечения безопасности плавания коммерческих судов и военных кораблей стали уделять большое внимание установлению новых и переоборудованию старых маяков на Апшеронском полуострове.

    Одним из первых под маяк приспособили Девичью башню. 13 июня 1858 года на Девичьей башне установили маячный огонь, которым в ночное время обозначался вход на Бакинскую бухту. Дальность видимости составляла 15 км. В связи с тем что в дневное время очертания маяка сливались с фоном окружающих гор, в 1895 году на верхней части Девичьей башни была нанесена широкая белая полоса. Девичья башня выполняла роль маяка до 1907 года. Тогда проблески маяка стали теряться среди увеличившегося созвездия городских огней и этот маяк потерял свое значение, уступив свои функции Наргинскому маяку.

    Маяк на острове Наргин (Беюк Зиря) впервые вступил в в действие 11 декабря 1884 года. Построенный на западном плесе острова Наргин он обеспечивал судам возможность входа ночью в Бакинский залив и представлял собой одноэтажное каменное жилое здание с 3-метровой башенкой на крыше, где находился фонарь Освещать путь кораблям помогали керосиновофитильная горелка, а затем газовый фонарь, со светооптическим аппаратом 4-го разряда, специально изготовленный в Швеции. Маяк на НаргенеВ связи с началом войны в 1941 году здание маяка было взорвано по приказу советского военного командования. На острове Наргин в это время устанавливались зенитные орудия для защиты Баку от воздушных налетов, а здание маяка могло явиться хорошим ориентиром для немецкой авиации. Маяк на Наргине был восстановлен в 1958 году. На возвышенности средней части острова была построена каменная 18-метровая башня со сложной оптико-навигационной системой. Этот маяк действует и по настоящее время. Обслуживание маяка происходит вахтенным методом, персонал сменяется на острове через каждые 2 недели. Свет от маяка виден на расстоянии 20-30 км. Питание осуществляется от солнечных батарей, которые могут обеспечивать питание до 7 суток, далее электроэнергия поступает от дизельного генератора.

    Предложение о строительстве маяков на северном побережье Апшерона было поднято Кавказским наместником еще в 1852 году, но из-за отсутствия средств это предложение было отклонено. Вопрос о безопасности судовождения стал актуальным уже через несколько лет, когда 14 сентября 1857 года у побережья близ мыса Шоулан разбился крупный пароход "Куба". Для обеспечения безопасности судовождения на северном побережье Апшеронского полуострова во второй половине XIX века были сооружены три маяка: Апшеронский, Амбуранский (его еще иногда именуют "Нардаранским") и Шоуланский, которые служат и по сей день.

    Апшеронский маякВ 1859 году, на горе напротив острова Пир-Аллахи, был построен Апшеронский маяк - самый крупный из местных маяков. Он представляет собой 25-метровую каменную башню оригинальной конструкции с арочным входом и окнами в виде якорей. На вершину сооружения ведут 102 ступеньки винтовой лестницы. 23 октября 1860 года маяк вступил в строй. Имея дальность видимости огня 38 км, он обеспечивал судам безопасный вход в ночное время в Апшеронский пролив между материком и островом Пир-Аллахи. Маяк освещался керосиновой лампой. Впоследствии, в 1912 году освещение маяка было заменено керосиново-калильной установкой, а с 1956 года электричеством. В настоящее время свет маяка обеспечивает 500 Вт электрическая лампа и система специальных линз.

    В 1874 году Бакинское общество "по спасению погибающих на море" возвело при входе в Апшеронский пролив с севера, на мысе Шоулан спасательную станцию, а еще через 33 года на крыше ее здания было установлено фонарное сооружение с оптическим аппаратом с дальностью видимости 15 км. Дальность видимости огня была увеличена до 24 км после переустройства источника света маяка в 1935 году. В настоящее время маяк находится в введении военного ведомства, а обслуживающий персонал с семьями живет в двухэтажном здании маяка.

    Амбуранский маяк был сооружен в 1882 году на Амбуранской косе на возвышенности Калагя. Он представлял собой двухэтажное каменное жилое здание, на крыше которого в 1884 году был установлен осветительный фонарь. Огонь этого маяка отличался от других апшеронских маяков своим бело-красным проблеском. В сентябре 1983 года, после реконструкции, огонь маяка из секторного стал круговым.

    Всего вдоль азербайджанского побережья располагались 9 из 19 Каспийских маяков. Кроме вышеуказанных маяков, существовали и другие: один на острове Санги-Мугань (Свиной), второй в Ленкорани. Маяк на острове Санги-Мугань знаменит тем, что был изготовлен во Франции в 1891 году по расчетам и чертежам Эйфеля - признанного мастера изящных металлических башен. Маяк представлял собой чугунную трубу высотой примерно 50 метров. Во время одного из извержений грязевого вулкана, которыми славится остров Санги-Мугань, ударил газовый фонтан высотой более 150 метров и расплавил чугун маячной трубы. Позже здесь был установлен новый электронный маяк. История Лянкяранского маяка насчитывает несколько столетий (200-300 лет), построен он также по французскому проекту. Еще два недействующих маяка находятся в устье Куры: ныне они отключены за ненадобностью. Следующий маяк стоит на границе Азербайджана с Ираном - в Астаре. Кроме этого, в разные годы в состав Каспийской флотилии входили, по меньшей мере, три плавучих маяка — по старой морской традиции такие суда обозначают опасные подводные скалы и отмели, где невозможно установить "обычный" маяк с башенкой и огнем на вершине.


                                                                      

    Источник: http://окно в Баку
    Категория: История города Баку | Добавил: Admin (02.02.2011)
    Просмотров: 9120 | Рейтинг: 3.0/2
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2018
    Реклама
    M.Maqamayev.Azerib
    Погода
    Статистика
    Яндекс.Метрика