Вторник, 19.09.2017, 22:41          
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
История Азербайджана [41]
ХАНСТВО [19]
Археологические памятники каменного века в Азербайджане [12]
Чёрный Январь [13]
День Геноцида азербайджанцев, 31 марта [2]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 211
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Программы для всех
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Форма входа
     Каталог статей
    Главная » Статьи » История Азербайджана » История Азербайджана

    Исторический очерк-6
    Зона Северного Азербайджана в это время находилась вне орбиты письменных источников и поэтому мы ничего не знаем о названиях племен и племенных групп, обитавших здесь. Мы не можем увязать события политической, социально-экономической и культурной жизни с определенными этническими объединениями, ничего конкретного не можем сказать об этноязыковой ситуации, разве только выдвинуть более или менее правдоподобные предположения. И тем не менее у нас нет оснований думать, что до северо-восточно-кавказских, точнее нахско-дагестанских языков, в этом регионе были распространены какие-либо другие языки. Почти несомненно что северо-восточно-кавказская (восточно-кавказская) группа, как и вообще иберийско-кавказская, была автохтонной на Кавказском перешейке. Высказанные в науке предположения о миграционном (индоевропейском) происхождении народов и языков Кавказа были встречены весьма критически. Большинство языковедов предполагает исконное генетическое родство между всеми ветвями кавказской семьи языков. Однако это родство остается еще недоказанным. Еще недавно недоказанную кавказскую языковую общность соотносили с кура-араксской раннебронзовой культурой. На принципиальную невозможность такого соотнесения неоднократно указывалось. Если гипотетически и можно допустить существование общекавказского языкового единства, то относить его следует, конечно, никак не к III тыс. до н.э., как это делали некоторые археологи, а к более раннему времени. Остается открытым вопрос о генетическом отношении всех кавказских языков в целом к другим языкам и языковым семьям, в частности, к древним языкам Передней Азии.

    Наиболее обоснованной выглядит точка зрения о родстве нахско-дагестанской (относящейся к северо-восточно-кавказской семье) группы языков с хурритским и урартским, о чем уже говорилось выше. Некоторые авторы утверждают наличие "отдаленного родства" хурри-урартского с индоевропейскими языками. Пишут об индоевропейских элементах в кавказских языках, о древнейших индо-европейско-кавказских сходствах и индоирано-кавказском контакте и т.д.

    В последнее время все настойчивее и с большой долей вероятности в северо-восточно-кавказскую семью языков кроме упомянутых выше хурритского, урартского и группы нахско-дагестанских языков включают также несколько языков в Малой Азии, на островах Кипр, Лемнос и др. Сюда же почти несомненно следует относить и этрусский.

    Есть некоторые основания к этой семье языков относить и кутийский. Было даже высказано предположение о том. что название уди - (этноним утиев - основного населения Кавказской Албании, остатками которых являются нынешние удины) представляет собою рефлекс наименования Quti. Интересно, что среди горцев Кавказа встречаются фамилии Гутиев//Кутиев. Правда, сказанное еще не решает проблемы кутиев и кутийcкого языка, тем более, что недавно была высказана точка зрения об индоевропейском характере кутийского, а сами кутии были увязаны с более поздними индоевропейцами - тохарами. К этой же семье языков относят и язык коренного населения Кавказской Албании - албанский, который нередко отождествляют с утийским (удинским) языком.

    Что касается этноязыковой картины областей Азербайджана во II тыс. до н.э., то следует сказать, что кутийский элемент в это время уже не имеет прежнего значения. Роль кутиев перешла в основном к луллубеям и хурритам. Правда, название "кутии" встречается и позднее, в частности, Агум II (начало XVI в. до н. э.), являвшийся основателем касситского Вавилонского царства, называет себя "...царем обширной страны Вавилона... царем Падана и Альмана, царем кутиев - неразумных людей". Однако все чаще этноним этот, теряя свое прежнее реальное значение, употребляется в общем виде для обозначения племен, обитавших в зоне Иранского Курдистана и Южного Азербайджана. В более позднее время термин этот применялся в надписях, составленных в высоком спиле и оперирующих языком архаики.

    О широком распространении и значительной роли луллубеев во II тыс. до н. э. свидетельствует целый ряд древневосточных материалов. Почти несомненно, что луллубеи завладели большей частью территорий, которые прежде были подвластны кутиям. Луллубеи проникают в области, расположенные западнее районов их прежнего расселения. Как полагают, в начале II тыс. до н.э. ассирийский престол занимала луллубейская династия. Важно отметить, что экспансию луллубеев в западном направлении подтверждают, как кажется, и хеттские документы, в которых упоминаются lulahhi (lulahi), составлявшие особую категорию воинов.

    В истории Переднеазиатского востока II тыс. до н.э. роль и значение хурритского элемента, как и прежде, были огромны. Хурриты, начавшие распространяться за пределы территории своей первоначальной концентрации еще во второй половине III тыс. до н.э., к началу II тыс. до н.э. проникают глубже в Северную Месопотамию, Сирию и Малую Азию. Имена их встречаются в Мари, Вавилонии и Эламе.

    В начале второй трети II тыс. до н.э. хурриты создают в Северной Месопотамии одну из крупных держав Переднеазиатского мира - Митанни-Ханигальбат. Полагают, что наименование Mai(t)ta(n)ne - Mitanni отложилось в названии приурмийской области Матиены, где еще в I тыс. до н.э. сохранялись хурритские элементы, в частности, матиены, которые обитали также и в зоне р. Галис.

    Как отмечалось выше, с хурритами увязывают проблему арийской экспансии на Древнем Востоке. В настоящее время вопрос о проникновении каких-то групп индоиранского населения в области Передней Азии еще в конце первой трети II тыс. до н.э. не вызывает сомнения. Дело в том, что в ряде хеттских, аккадских и хурритских текстов встречаются имена богов, личные имена и апеллятивы, которые чужды языкам этих документов и характеризуют один из языков индоиранской (арийской) семьи. Речь идет о божествах ведийского пантеона - Митре, Варуне, Индре, Насатье, о более чем ста арийских именах и различных компонентах. Именно это и давало ученым основание говорить о проникновении каких-то групп ариоязычного населения в области Ближнего Востока. В свое время указанное обстоятельство было причиной того, что хурритов считали индоевропейцами.

    Для определения временных и пространственных границ пребывания носителей арийских диалектов в областях Передней Азии чрезвычайно важное значение имеет то обстоятельство, что в документах XV-XIV вв. до н.э. встречаются формы не живого языка, а те, которые уже имели характер "окаменелых" остатков. Исходя из последнего обстоятельства ученые полагают, что группы ариев вторглись в Переднюю Азию где-то в конце первой трети II тыс. до н.э.

    Мы коснулись проблемы проникновения групп ариев в Переднюю Азию потому, что контакт их с хуррито-митаннийцами состоялся, по-видимому, где-то в первой-второй четверти II тыс. до н.э. именно в Приурмийском районе, в области, которая позднее называлась Матиеной и где обитали хурриты-матиены. Есть основания думать, что эти группы ариев проникли из Южнорусских степей в области Ближнего Востока через Кавказ.

    В первой четверти II тыс. до н. э. на историческую арену выступает касситский племенной союз. Основной территорией обитания касситского этноса является, повидимому, Луристан. Некоторые ученые считают, что родину касситов нельзя искать в районах нагорного Загра, так как они туда были вытеснены митаннийцами и что первоначальный очаг касситов следует локализировать в областях соседних с восточно-малоазийскими. Ономастические данные позволяют говорить о широком распространении племен kassu - (ассиро-вавилонское наименование касситов, kassuhai - нузийских источников) как в эпоху выступления касситов на историческую арену так и в более позднюю (если верно отождествление касситы-каспии), о которой сообщают античные авторы.

    О широком распространении и значительной известности касситского этноса говорит и тот факт, что античные авторы их именем называли Каспийское море, а также Кавказ-Каспий. Каспии жили в Мидии, у берега Каспийского моря и в других областях. Киссии, коим тождественны коссеи, жили в восьмой сатрапии, рядом с мидянами и матиенами. Коссеи упоминаются у Каспийских ворот и в долинах Загроса. О каспиях, как обитателях припамирских областей, говорят те же античные авторы. О каспиях сообщают не только древневосточные (арамейские) документы и античные писатели, но и раннесредневековые армянские авторы.

    Интересно, что греческое слово для обозначения "олова", как полагают, восходит к наименованию касситов. Трудно сказать, когда появились в столь многочисленных областях "каспийские" племена. Едва ли можно думать, что появление их во многих из упомянутых районов относится к глубокой древности. Однако нет почти никакого сомнения в том, что каспийская языковая семья на территории Иранского плато была автохтонной.

    На историческую арену касситские племена выступают еще в начале II тыс. до н.э., когда они из торных областей Загроса лавиной хлынули на Вавилонию, завладев этой страной более чем на пятьсот лет.

    Владения Агума II (начало XVI в. до н. э.) почти несомненно простирались и на Приурмийский район. Интересно, что касситский царский титул janzi был распространен как в Приурмийской, так и в Приванской зоне.

    С касситами связаны, как кажется, знаменитые луристанские бронзы. По этим материалам мы можем судить о мифологических и иных воззрениях касситов. Нам известны и имена некоторых касситских божеств, в частности, имя бога солнца или его эпитет.

    До нас дошло около полусотни касситских слов из касситско-ккадского глоссария. По вопросу о возможных генетических связях касситского, который увязывали с так называемыми загро-эламскими, кавказскими, индоевропейскими и другими языковыми семьями, существует определенная литература. Прежде, по преимуществу на основании ономастических данных, упорно говорили об эламо-каспийском родстве. Эта точка зрения в новейших исследованиях отвергается. В свое время касситов считали племенами, подвергавшимися "арийскому" влиянию, или даже древнейшими носителями "протоиндоевропейской речи". Писали также прямо об индоевропейском характере их языка. Однако эти высказывания плохо аргументированы. Конечно, вовсе не исключено, что касситы могли, подобно хурритам, включать некий арийский элемент. Во всяком случае влияние арийского на касситский не подлежит сомнению.

    Нельзя не отметить, что делались попытки связать касситский с языками хаттов, кашков, а также с кавказскими. Почти несомненно, что касситы по происхождению своему автохтоны. Антро-пологические данные позволяют говорить о том, что в формировании физического типа современных азербайджанцев участвовали главным образом два европеоидных антропологических типа, засвидетельствованные на интересующих нас территориях еще в глубокой древности. Есть все основания полагать, что антропологическая неоднородность азербайджанцев является отражением этногенетических процессов и что сами племена и племенные группы, обитавшие в областях Азербайджана в эпоху бронзы, как кажется, восходили главным образом к тем же двум антропологическим элементам, засвидетельствованным здесь и прежде, которые с определенными модификациями присутствуют среди современного населения региона.

    Один из этих типов, так называемый кавкасионокий, представлен по преимуществу на территории Центрального Кавказа. Исследователи утверждают автохтонность данного типа на Кавказе, возводя его к этническим группам, заселившим высокие предгорья Главного Кавказского хребта, возможно, еще в эпоху позднего палеолита. Некоторые ученые, не отрицая древности кавкасионского типа на Кавказе, отмечают аналогии ему в древнем населении Восточно-Европейской равнины и более северных районов вплоть до Скандинавии и высказывают мысль о возможности проникновения предков групп кавкасионского типа с севера. Однако точка зрения об аборигенности кавкасионского типа находит дальнейшее обоснование в работах советских ученых последних лет. Во всяком случае можно утверждать, что комплекс особенностей кавкасионского типа на Кавказе существует уже минимум три тысячи лет, быть может, еще более длительное время.

    Есть все основания считать, что кавкасионокий тип был широко представлен среди населения античной Кавказской Албании. В настоящее время кавкасионский антропологический тип представлен среди горных этнографических групп Грузии, в горной Осетии, а Чечне, Ингушетии, у балкарцев, черкесов, кабардинцев, в Дагестане, у народностей шахдагской группы в Азербайджане и т.д.

    Что касается второго антропологического типа, участвовавшего в этногенезе азербайджанцев, то элемент этот в общем виде определяют как средиземноморский. В целом, как полагают антропологи, азербайджанцы, как и другие народы региона, сходны с другими представителями индо-средиземноморокой ветви большой европейской расы. Однако при детализации вопроса одни исследователи, называя интересующий нас антропологический элемент каспийским (западнокаспийским), увязывают его с представителями иидо-памирской (индо-афганской) расы - с частью населения Афганистана, Северной Индии и юга Средней Азии, а другие - утверждают близость этого элемента к индивидам из так называемой переднеазиатской расы, полагая, что аналогичный ему антропологический тип, называемый хорасанской расой или типом Иранского плато, известен у разных групп нынешнего населения Ирана, в частности, Южного Азербайджана.

    По мнению специалистов палеоантропологические материалы с территории современного расселения каспийского (западно- каспийского) и переднеазитского типов проявляют еще большее сходство между этими типами в древности, чем сходство, которое можно наблюдать у современных представителей этих рас. При всех условиях, однако, нет оснований сомневаться в древности обитания второго антропологического компонента азербайджанцев в зоне нынешнего их расселения. Есть немало аргументов в пользу того, что этот антропологический тип был местным по происхождению. Последний был широко распространен в областях Азербайджана еще в древности. Поэтому полагают, что непосредственных предков азербайджанского народа следует искать и среди древних народов Передней Азии. В областях нагорного Загра в древности был представлен и так называемый ассириоидный антропологический тип, известный в настоящее время среди курдов этих районов. Немногочисленные материалы, которыми мы располагаем, дают возможность иметь какое-то представление не только о внешнем виде - антропологических признаках древних насельников Азербайджана и смежных районов, но и о некоторых этнографических особенностях этих племен - одежде, которую носили и т.д.

    Луллубеи, судя по стеле Нарамсина (Нарам-Суэна) и скальному рельефу Анубанини, носили короткие волосы и бородку. Костюм их состоял из туники или препоясаний, поверх которых на одно плечо была наброшена шкура. Это характерная одежда насельников Южного Азербайджана, а так же каспиев и в 1 тыс. до н.э. Один из видов головного убора шумеро-аккадского происхождения, другой, - "тиара" - был характерен для мидян и персов много позднее - в I тыс. до н.э.

    Сказанное свидетельтвует о том, что местное население Азербайджана в течение многих веков в общем сохраняло антропологический тип и свои этнографические особенности, что говорит о живучести этнических признаков и древних традиций.

    Итак, где-то во второй половине III тыс. до н.э. на территории Южного Азербайджана и смежных областей возникают первые большие племенные союзы - этнические общности, являвшиеся этносоциальными организациями. Каждая из этих общностей почти несомненно состояла из групп родственных племен, живущих на смежных территориях, говорящих, вероятно, на диалектах одного языка и обладающих, по-видимому, многими общими особенностями культуры.

    "Возрастающая плотность населения, - писал Ф. Энгельс,- вынуждает к более тесному сплочению как внутри, так и по отношению к внешнему миру. Союз родственных племен становится повсюду необходимостью...". Эта необходимость, как полагают этнографы, возникает в период развитого первобытного общества, тогда, когда оно постепенно начинает уже разлагаться. Следует особо и со всей определенностью подчеркнуть, что историческая цивилизация Азербайджана была создана, несомненно, названными выше местными племенными союзами. В заключение следует указать, что современные азербайджанцы - потомки безусловно древних автохтонных этнических общностей, живших на территории Азербайджана и смежных областей в древности - конечно же, не могли формироваться на базе только местных этноязыковых групп. Велика была в этнических процессах, протекавших здесь, и роль массовых переселений. Быть может, именно в миграциях следует искать причину того, что уже в глубокой древности на территории Азербайджана засвидетельствовано по крайней мере два основных европеоидных антропологических типа (правда, подавляющее большинство ученых считает их автохтонами, однако саму автохтонность эту следует понимать, условно), а письменные источники свидетельствуют об обитании здесь племен, говоривших на разных языках. Накопление длинным рядом поколений "рефлекса свободы", вкуса к новизне сообщало культурам обитателей Азербайджана особую динамичность и гибкость, о чем определенно свидетельствует целый ряд блестящих культур, существовавших в крае, начиная с самых ранних эпох и кончая античностью. Миграции имели место уже в глубочайшей древности, хотя абсолютизировать роль и значение переселений вовсе не следует. Нельзя, однако, не отметить, что они сыграли очень важную роль в истории человечества.

    В древности имели место переселения целых народов и даже семей родственяых народов. Так, например, на рубеже III-II тыс. до н.э. в Малую Азию переселились хеттские племена. По-видимому, приблизительно в это же время происходило расселение эллинских племен на территории Греции. Где-то в конце II или в самом начале I тыс. до н.э. в областях Иранско- го плато стали расселяться вышедшие из Южнорусских степей, ираноязычные племена, а их ближайшие родичи - индоарийские племена, быть может, в еще более раннее время вторглись в Индию.

    Большинство этносов сложилось в результате смешения различных этнических групп - автохтонных и пришлых. Сказанное в одинаковой мере относится как к современным, так и древним народам. И, конечно, этнические процессы, протекавшие в областях Азербайджана, не могут являться каким-то исключением. Страна наша неоднократно подвергалась нашествиям различного рода племен и народностей уже в глубокой древности. Специалисты, изучавшие антропологический материал, происходивший из смежных с Азербайджаном северных областей Ирана, считают, что начиная с IV тыс. до н.э. и позже физические черты жителей этих территорий в какой-то мере менялись, что, как полагают, является следствием миграций. Вообще следует иметь в виду, что человеческая история всегда была историей контактов и смешения различных по своей антропологической, языковой и культурной принадлежности групп, что в мире нет ни одного "чистого", не впитавшего множество инородных элементов народа.
                                                                  
                                                                     
    Категория: История Азербайджана | Добавил: Admin (12.01.2011)
    Просмотров: 647 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2017
    Реклама
    M.Maqamayev.Azerib
    Погода
    Статистика
    Яндекс.Метрика