Четверг, 25.04.2024, 06:32          
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
История Азербайджана [41]
ХАНСТВО [19]
Археологические памятники каменного века в Азербайджане [12]
Чёрный Январь [13]
День Геноцида азербайджанцев, 31 марта [2]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 220
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Программы для всех
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Форма входа
     Каталог статей
    Главная » Статьи » История Азербайджана » История Азербайджана

    Исторический очерк-28

    Большую роль в выявлении и развитии творческих способностей азербайджанских ученых-востоковедов сыграли Петербургский и Казанский университеты. В востоковедческих центрах Петербурга вырос, стяжал себе славу крупного ученого Мирза-Джафар Топчибашев (1790-1869).

    Особенно большой вклад сделал в востоковедческую науку уроженец Дербенда Мухаммед Али Казым Бек (1802-1870), ученый с мировым именем, автор многочисленных и фундаментальных трудов по Востоку.

    В начале 30-х годов завершает описание своих путешествий по Ближнему и Среднему Востоку, Индостану, Аравии, Северной Африке выдающийся географ-землепроходец Зайнал-Абидин Ширвани (1780-1838) - автор замечательных сочинений "Рийаз ас-Сийахат" ("Цветник странствований"), "Бустан ас-Сийахат" ("Сад странствований").

    Крупным вкладом в космографическую литературу Северного Азербайджана в первой половине XIX в. явились сочинения А.Бакиханова на персидском языке "Кашф ал-Караиб" ("Открытие диковин"), "Асрар ал-Малакут" ("Тайны царства небесного"), "Всеобщая география" (утеряна). Географией занимались в начале 50-х годов М. Ф. Ахундов и И. Куткашенский, которые состояли членами-сотрудниками Кавказского отделения русского Географического общества.

    В тесной связи с наукой и социальной практикой в первой половине XIX века развивается и философская мысль. Ответом на злобу дня явились сочинения А. Бакиханова "Тахзиб ал-Ахлак" ("Воспитание нравственности"), "Китаб-е Насаех" ("Книга наставлений"), "Айн ал-Мизан" ("Существо весов") на персидском и арабском языках.

    Искендер бек Гянджинский выступает против феодальной автаркии, видит в лице Фатх-Али хана Кубинского объединителя азербайджанских земель, умного и дальновидного государственного деятеля.

    В первой половине XIX в. в Северном Азербайджане продолжали развиваться музыка, изобразительное и прикладное искусство, архитектура, были сделаны первые шаги в деле создания азербайджанского театра.

    Важное значение для развития театрального искусства в Азербайджане имела постановка знаменитых комедий М.Ф.Ахундова на русской сцене. Еще в 1852 г. русский театр в Тифлисе поставил пьесу "Хекайети хырс гулдурбасан". Другая комедия М.Ф. Ахундова - "Хекайети мустье Жордан хакими набатат ве дервиш Местали шах джадугюни мешхур" была сыграна любителями в одной из домашних спектаклей в Петербурге. В изобразительном искусстве Северного Азербайджана первой половины XIX в. развивались реалистические тенденции. Они нашли отражение в творчестве крупнейшего художника Северного Азербайджана той эпохи Мирза Кадыма Иравани (1825- 1879).

    Наиболее развитым видом прикладного искусства являлось ковроделие. Главными центрами его в то время были Губа, Шамахы, Баку, Гянджа, Карабах и Газах.

    В первой половине XIX в. в монументальном зодчестве Северного Азербайджана ясно прослеживалась тенденция упадка, а с другой стороны, достаточно интенсивная и качественная деятельность развивалась в области народного зодчества.

    Первая половина XIX в. была ознаменована дальнейшим развитием азербайджанской литературы. В 30-40-х годах в Азербайджане выросло много ашугов-профессионалов, произведения которых пользовались широкой популярностью у народа. Среди многих создателей и исполнителей произведений устного народного творчества выделялась целая плеяда наиболее талантливых людей. В селениях магала Гёйча жили и творили народные поэты-ашуги: Муса (1795-1840 гг.), Мухаммед Гусейн (1800-1880 гг.), Алы (1817-1907 гг.) и др. Мухаммед Гусейн создал несколько дастанов на любовные темы, сотни гошма и герайлы. Особенно большой популярностью пользовалось творчество ашуга Алы.

    Большой интерес к азербайджанскому эпосу проявлялся в русской литературе и периодической печати; так в "Тифлисских ведомостях" были впервые напечатаны сведения об эпосе "Кёроглу".

    Одним из направлений азербайджанской литературы той эпохи была, как и раньше, романтическая поэзия, представленная газелями, касидами и другими произведениями. В этот период в Азербайджане сложились благоприятные условия для быстрого развития реалистического направления в литературе, крупнейшими представителями которого в первой половине XIX в. были Мирза Шафи Вазех, Касум бек Закир и особенно М.Ф. Ахундов.

    Литературное наследие Мирза Шафи дошло до нас в виде переводов, оригиналы его стихов утеряны. В 1846 г. немецкий писатель Ф. Боденштедт, побывавший в Тифлисе, увез с собой значительную часть стихотворений Мирза Шафи в Германию и там опубликовал их в переводе на немецкий язык.

    Ряд литературных произведений был создан А. Бакихановым. В его литературное наследие входят такие произведения, как "Мират-уль-Джамал" ("Зеркало красоты"), "Мишкат-уль-Энвар" ("Лучи света"), "Риязь-уль-Гудс" ("Цветник Кудси"), "Китаби Аскерийе" ("Книга Аскера"), "Тебриз эхлине хитаб" ("Обращение к населению Тебриза"), стихотворные письма и рассказы, любовно-романтические газели и муханнес (пятистишья). Перу А.Бакиханова принадлежал также не дошедший до нас "Диван", который был увезен в Германию и там утерян. К реалистическому направлению в литературе принадлежал также Исмаилбек Куткашенский (1806-1861 гг.), происходивший из среды высшей феодальной знати Азербайджана. Его перу принадлежит повесть "Рашид-бек и Саадет-ханум", написанная на французском языке и впервые опубликованная в 1835 г. В этой повести нашли отображение некоторые демократические идеи, новые отношения в семье.

    Одним из наиболее выдающихся представителей сатирической поэзии Азербайджана в первой половине XIX в. являлся Касумбек Закир (1786-1857гг.). Особенно большую ценность представляют сатирические стихи Закира, сыгравшие видную роль в развитии азербайджанской реалистической литературы. Эти стихотворения отличаются от многих произведений его современников как широтой тематики и богатством содержания, так и простотой и народностью языка.

    Крупнейшим представителем азербайджанской культуры XIX в. был просветитель-демократ, выдающийся общественный деятель, основоположник азербайджанской реалистической литературы Мирза Фатали Ахундов.

    В 1834 г. Мирза Фатали поступил в канцелярию главноуправляющего Кавказом в качестве переводчика восточных языков. С конца 1836 по 1840 г. он одновременно преподавал азербайджанский язык в Тифлисском уездном училище, которым за ведовал X.Абовян. Идейная направленность произведений М.Ф. Ахундова определялась прежде всего интересами и запросами родного народа, его трудовых слоев.

    Литературная деятельность М. Ф. Ахундова началась с 30-х гг. XIX в. Им написано до 30 различных стихотворений на азербайджанском и фарсидском языках.

    М. Ф. Ахундов положил начало новому жанру в азербайджанской литературе - драматургии. Замечательные драматургические произведения его были зеркалом азербайджанской действительности той эпохи, высшим достижением реализма в азербайджанской литературе XIX в. Они явились ранее не испытанным в условиях Азербайджана оружием борьбы за обновление жизни и быта родного народа.

    Экономическая жизнь

    Во второй половине XIX в. Россия все больше становилась на путь капиталистического развития. Это находило свое выражение во все большем расширении, углублении общественного разделения труда в общероссийском масштабе и в создании общероссийского капиталистического рынка. Поскольку Азербайджан являлся колонией Российской империи, он неизбежно постепенно втягивался в общероссийское общественное разделение труда и включался в общероссийский рынок. Он всемерно стимулировал возникновение и развитие торгового земледелия на окраинах, рыбной, горной, нефтяной и других отраслей промышленности.

    В середине 60-х годов XIX в. в нефтяном хозяйстве Азербай джана наступил перелом. Оно стало развиваться быстрее по сравнению с предыдущими годами. Основным стимулом такого роста добычи нефти являлся рост потребности в керосине во внутренних губерниях России.

    Несмотря на определенный рост нефтедобычи и нефтепереработки в 60-х годах уже стало очевидно, что откупная система эксплуатации нефтяных источников является негодным пережитком прошлого и что для развития этой отрасли промышленности нужна иная постановка нефтяного дела. "Правила о нефтяном промысле и акцизе с фотогенового производства" были утверждены царем 1 февраля 1872 г., а "Правила об отдаче с торгов частным лицам, находившимся в откупном содержании казенных нефтяных источников Кавказа и Закавказья" были утверждены 17 февраля 1872 г. Согласно этим правилам казенные нефтяные источники, состоявшие в откупном содержании передавались частным лицам с торгов.

    Отмена откупной системы дала решительный перелом всему нефтяному делу. Нефтяная промышленность стала капиталистической.

    Наряду с нефтяной и другими отраслями промьшленности в Баку она развивалась и в уездах Азербайджана. Важной отраслью промышленности в 60-70 гг. стало медеплавильное производство. Кедабекский завод снабжался медной рудой из рудника, который находился в трех верстах от завода. С каждым годом увеличивалась добыча руды. Кедабекский медеплавильный завод являлся тогда крупнейшим среди медеплавильных предприятии всей России. В 60-х годах в Заглике действовали мелкие, кустарные квасцовые предприятия.

    Одной из отраслей промышленности, втянутой в орбиту капиталистического производства еще в 50-60-х годах, было шелкомотальное производство. В городе Нухе в 1861 г. действовало 50, а в 1862 г. - 56 шелкомотален.

    В отличие от Нухинского уезда, в котором были как ремесленные цехи, так и шелкомотальни фабричного типа, в гор. Шуше и Шушинском уезде последние типы не существовали. В 1875 г. в самом Ордубаде возникли две шелкомотальные фабрики. На этих фабриках тоже применялись паровые двигатели. Кроме указанных фабрик в Нахчыванском уезде и Ордубаде действовали несколько десятков шелкомотальных предприятий типа мелкотоварного производства.

    Видное место в экономической жизни Азербайджана занимали рыбные промыслы. На рыбных промыслах применялся труд как местных, так и пришлых наемных рабочих.

    Немаловажное место в промышленной жизни страны играло виноделие. Наряду с виноделием в Азербайджане занимались и винокурением, т.е. изготовлением водки.

    В Азербайджане добывалась озерная и каменная соль. Озерная соль в основном добывалась на Апшероне, на котором было 27 озер. На расстоянии 10 верст от гор. Нахчывани находились богатые залежи каменной соли.

    Кроме указанных отраслей промышленности, в Азербайджане действовали заведения по производству табачных изделий, строительных материалов и др.

    Главнейшей отраслью сельского хозяйства Азербайджана в 50-60-х годах XIX в продолжало оставаться выращивание зерновых культур.

    В 60-х годах XIX в. в зерновом хозяйстве было широко развито товарное производство. Азербайджан не только был обеспечен своим хлебом, но вывозил его в Грузию, Иран, рис из Ленкоранского уезда в Россию.

    Второй важной отраслью сельского хозяйства Азербайджана после земледелия было скотоводство. В двух губерниях Азербайджана, включая Закатальский округ и Нахчыванский уезд, в 1869 г. было 3,3-3,5 млн. голов скота.

    В 50-х и начале 60-х годов среди технических культур, выращиваемых в Азербайджане, ведущее место занимала марена (краситель). Основными районами мареноводства был Губинский уезд. Другой технической культурой, которую разводили в Азербайджане, являлся хлопок. Однако хлопководство в 50- 60-х годах XIX в. было по своим размерам весьма незначительным.

    Значительное место в сельском хозяйстве Азербайджана занимало выращивание плодов и винограда.

    В 50-60-х годах XIX в. в азербайджанскую деревню, хотя и слабо, и главным образом в виде кабалы торгового и ростовщического капитала проникали новые, капиталистические производственные отношения.

    "Положение" 14 мая 1870г.
    Крестьянская и другие реформы.

    Быстрое развитие капитализма в Росии не могло не оказать влияние на развитие капитализма в Азербайджане. В 60-х годах XIXв. налицо был наметившийся процесс экономического развития Азербайджана в направлении капитализма. Этому процессу, безусловно, сопутствовало развитие товарного производства, разложение феодальных отношений. Следовательно, в конце 60-х годов социально-экономическое развитие Северного Азербайджана требовало ликвидации феодальных отношений.

    Был составлен проект "Положения о поземельном устройстве государственных поселян, водворенных на землях лиц высшего мусульманского сословия, а равно меликов из армян в губерниях Закавказских: Елисаветпольской, Бакинской, Эриванской и части Тифлисской", который был утвержден 14 мая 1870 г. Положение 14 мая 1870 г. распространялось на имения ханов, беков, агаларов и меликов Елисаветпольской губернии, Бакинской и части Тифлисской губернии, на мюлькедарские (бекские) имения Эриванской губернии и на имения беков Ахалцихского уезда Тифлисской губернии.

    По решению Кавказского наместника "Положение" вводилось в действие 8 ноября 1870 г.

    "Положение" исходило из общего положения крестьянской реформы в следующих основных вопросах: 1) что всякие отношения личной зависимости крестьян от землевладельцев прекращены, 2) что земля, занятая крестьянами, оставаясь собственностью беков, агаларов и меликов, поступает в постоянное пользование крестьян.

    "Положение" давало крестьянам право беспрепятственного оставления бекских земель путем отказа "от пользования всей землею своего надела" или же оставаться в своем сельском обществе, или же переходить в другое.

    Главным вопросом крестьянской реформы был земельный вопрос. Положение 1870 г. утверждало потомственное право частной собственности беков, агаларов и меликов на их "имения", в т.ч. и на земли, исконно принадлежавшие крестьянам, получившим наименование "государственных поселян".

    Закрепленный за крестьянами в постоянное пользование земельный надел они должны были нести определенные повинности в пользу землевладельцев.

    Норма наделения крестьян землей в размере 5 десятин на душу мужского пола свыше 15-летнего возраста, установленная положениями 1847 г., была принята как предельная. Фактический крестьянский надел получился значительно меньше, чем установленная норма в 5 десятин,а в дальнейшем с увеличением населения надел на каждую душу все больше и больше уменьшался, большинство крестьян стали малоземельными.

    Известно, что приобретение владельческими крестьянами удельной земли в полную частную собственность посредством выкупа ее должно было служить увенчанием реформы. После заключения выкупной сделки крестьяне формально переходили в разряд крестьян-собственников.

    Однако, в отношении Азербайджана в отличие от российских губерний правительство совсем отказалось от какого-либо содействия выкупа земли крестьянами. К тому же выкуп земли здесь не был обязательным.

    Только уплатив за землю сполна наличными, крестьяне могли перейти в разряд крестьян-собственников. Насколько непосильными оказались для крестьян эти условия видно из того, что подавляющее большинство крестьянских домов не выкупили свои надельные земли в собственность.

    Крестьянская реформа не коснулась северо-западной части Азер-байджана - Закатальского округа. Здесь зависимые отношения крестьян сохранились вплоть до 1913 г.

    Городская реформа 1870 г. была связана с развитием капиталис-тических отношений в России после отмены крепостного права, быстрым ростом городов, усложнением городского хозяйства (особенно в промышленных и торговых центрах). Городское положение было утверждено 16 июня 1870 г. Вначале оно было введено только во внутренних губерниях России. Лишь в 1878 г., т.е. через 8 лет после утверждения, городское положение 1870 г. было введено только в одном из городов Азербайджана - в Баку.

    Право участвовать в выборах предоставлялось только тем, кто обладал определенным имущественным цензом и уплачивал городские сборы, т.е. домовладельцам, купцам, торговцам, фабрикантам, заводчикам. Кроме частных лиц, избирательным правом пользовались так же ведомства, учреждения, общества, товарищества, монастыри и церкви, вносящие городские налоги. Городское положение не предоставляло избирательного права рабочим, мелким служащим и ремесленникам.

    Городское положение 1870 г. закрепляло и национальное неравноправие избирателей. Представительство от избирателей -нехристиан, как "иноверцев" не должно было превышать 50% гласных.

    В 1892 г. было утверждено новое Городское положение, еще более урезавшее и без того ограниченные права органов городского "самоуправления" и значительно сократившее участие горожан в его делах.

    Новое Городское положение наряду с общественным управлением, вводимым в полном объеме в губернских и крупных уездных городах, предусматривало возможность организации упрощенного общественного управления в небольших городах. В таких городах вместо Городской думы учреждалось Собрание городских уполномоченных в количестве от 12 до 15 человек. Городское "самоуправление" в полном объеме в Елисаветполе и упрощенное общественное управление в Ленкорани, Нухе, Шамахы, Губе и некоторых других уездных городах Азербайджана было введено только в 1897 году. Однако в ряде городов заведование городским хозяйством и после этого продолжало находиться в руках уездных полицейских учреждений.

    Городское положение 1892 г. еще более узаконило национальное неравенство в организации и деятельности органов "самоуправления". Количество главных - нехристиан (в основном - азербайджанцев) в Бакинской думе, например, было уменьшено до одной трети от общего числа гласных.

    После подавления национально-освободительного движения народов Дагестана и Северного Кавказа, царское правительство 5 мая 1860 г. издало "Положение об управлении Дагестанской областью", по которому Дербендская губерния была упразднена, а Губинский уезд передан в состав Бакинской губернии, а Джаро-Белоканский военный округ преобразован в Закатальский военный округ, во главе с окружным начальником, подчиненным уже не наместнику, а "военному начальнику Верхнего Дагестана". Указом от 9 декабря 1867 г. было упразднено участковое деление и разукрупнены уезды.

    Наиболее существенным изменением административно-территориального деления явилось образование в 1868 г. Елизаветпольской губернии с центром в Гяндже (Елисаветполь). От Бакинской губернии к ней отошли Шушинский и Нухинский уезды, от Тифлисской губернии - Елизаветпольский уезд с Газахом, от Эриванской губернии - часть упразднявшегося Ордубадского уезда с включением остальной его части в состав Нахчыванского уезда Эриванской губернии.

    В 1870 г. в составе Эриванской губернии был образован Шаруро-Даралагезский уезд, основное население которого составляли азербайджанцы. В результате новых изменений в составе Эриванской губернии остались Нахчыванский и Шаруро-Даралагезский уезды.

    В 1874 г. из южной части Нухинского уезда был выделен Арешский уезд. В дальнейшем в составе Бакинской губернии были образованы два новых уезда - Джеватский и Геокчайский, а в составе Елизаветпольской губернии - Газахский и Зангезурский. В июле 1883 г. были образованы еще два новых уезда в Северном Азербайджане - Джебраильский и Джаванширский.

    Сельское управление в Северном Азербайджане имело целью еще крепче опутать крестьянство, сковать его всесторонней зависимостью от полицейско-самодержавного государства. Этой цели отвечали утвержденное наместником "Положение о сельских обществах, их общественном управлении и повинностях государственных и общественных в Бакинской губернии" от 23 августа 1866 г. Последнее "Положение" в апреле 1870 г. было распространено на Елизаветпольскую губернию.

    Органами сельского общества являлись сельский сход и сельский старшина. На сельском сходе мог рассматриваться лишь строго ограниченный круг вопросов: избирание сельских должностных лиц, вынесение приговоров об удалении из сельского общества "вредных и порочных членов его". Сельская администрация включала также мирабов, которые полностью держали в своих руках распределение поливной воды.

    Крестьянское движение

    В 70-90-х гг. усилилась борьба азербайджанских крестьян против гнета беков, помещиков и самодержавия. Отказ от уплаты и отбывания повинностей, захват земель помещиков, разгром их имений, убийство беков и кулаков - таковы были основные формы классовой борьбы крестьян в тот период. Лейтмотивом ее был вопрос о земле.

    В 70-90-х гг. недовольство азербайджанских крестьян приняло форму открытых выступлений, переросших местами в вооруженные столкновения с беками и представителями местных властей. Подобного рода выступления произошли во многих селах Елизаветпольского, Газахского, Нахчыванского и других уездов. Наиболее острой формой борьбы крестьян было движение гачагов. Гачагами (беглецами) в народе называли людей, скрывавшихся от преследования властей. В большинстве случаев они выступали против беков-землевладельцев и зажиточных элементов деревни, местных властей.

    Большой известностью пользовались в 80-х годах гачаги Тариверди Аллах Кули оглы и Али Хидир оглы, отряды которых оперировали в Газахском, Елизаветпольском, Шушинском, Джеватском, Шамахынском, Нахчыванском и Зангезурском уездах. Большой популярностью пользовался действовавший в 80-х и последующие годы в районе Елизаветполя гачаг Дали-Али. Районом наиболее широкого распространения гачагства являлся Губинский уезд. В 80-х годах в уезде оперировало до 17 отрядов гачагов. Из известных губинских гачагов того времени можно назвать имена Мешади Меджида, Шихзаде Бедала и др. В последней четверти XIX в. были известны также гачаги Камбар в районе Гянджи, Сулейман и Муртуза в Карабахе, Юсиф в Закатальском округе, особенно гачаг Керем в западных районах Северного Азербайджана, Керим Эфенди оглы Куткашенский - в Нухинском уезде и др.

    Самые славные страницы истории движения гачагов в XIX в. вписаны легендарным героем азербайджанского народа гачагом Наби. Где бы не находился отряд Наби, крестьяне не только предоставляли в тяжелых для него ситуациях лошадей, продукты, но и принимали непосредственное участие в борьбе гачагов, помогая им уничтожать врагов. Верной соратницей гачага Наби была его жена Хаджар, храбро сражавшаяся в рядах повстанцев.
    Другой, причем самой распространенной, формой протеста крестьян против социального и колониального гнета были жалобы (прошения) крестьян. Крестьяне буквально засыпали жалобами различные органы власти, должностных лиц самого различного ранга и положения.
    Несмотря на отвагу и мужество, проявляемые крестьянами, их выступления, носившие стихийный, неорганизованный характер, потерпели поражения. Природа крестьянского движения была такова,что выступления в большинстве случаев носили локальный характер, крестьяне не понимали коренных целей и задач своей борьбы.

                      
                                                                             

    Категория: История Азербайджана | Добавил: Admin (12.01.2011)
    Просмотров: 1569 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024
    Реклама
    M.Maqamayev.Azerib
    Погода
    Статистика
    Яндекс.Метрика