Суббота, 20.04.2024, 03:58          
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
История Азербайджана [41]
ХАНСТВО [19]
Археологические памятники каменного века в Азербайджане [12]
Чёрный Январь [13]
День Геноцида азербайджанцев, 31 марта [2]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 220
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Программы для всех
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Форма входа
     Каталог статей
    Главная » Статьи » История Азербайджана » История Азербайджана

    Исторический очерк-19

    Движение хуррамитов.

    Такое положение дел вызвало резкое недовольство, принявшее, как и во всем Халифате, форму религиозных и социально-политических выступлений. Вскоре весь Кавказский регион был охвачен восстаниями. В 778-779 гг. появились первые известия о хуррамитском движении. Эти восстания удалось подавить лишь в период правления халифа Харун ар-Рашида. Начиная с 778 г. и вплоть до конца VIII в. он сменил на Южном Кавказе свыше пятнадцати правителей, что, впрочем, не смогло предотвратить ширящегося масштаба народных выступлений. Усиление феодальной эксплуатации, существовавший порядок сбора хараджа, при котором этот налог взимался по размеру земельного участка, а не по объему полученного с него урожая, способствовали значительному ухудшению положения крестьян. В 793-794 гг. в Байлакане вспыхнуло восстание горожан, которые захватили власть в городе. В первом сражении, происшедшем между восставшими и арабским войском близ Барды, байлаканцы добились победы. Хотя арабы выиграли следующее сражение, выступления против центральной власти продолжались и после этого.

    В начале IX в. движение хуррамитов в Азербайджане приобрело новый размах и вскоре, выйдя за его пределы, распространилось в провинциях Исфахан, Рей и Хамадан. Хуррамиты по своим идейным корням связанные с движением маздакитов, несмотря на причисление их мусульманскими философами к "крайним" шиитам, фактически отвергали ислам, ставя своего пророка Ширвина выше Мухаммада. Проповедуя возможность создания справедливого общества на Земле, хуррамиты верили в переселение душ и в конечную победу сил добра над силами зла, борясь за передачу земли в распоряжение общине. Ведя свои проповеди, специальные представители хуррамитов - мелеки, призывали население к борьбе. Эта борьба, как и другие антихалифатские выступления, проводившаяся под религиозными лозунгами, постепенно превратилась в общенародное движение, направленное против арабов и правоверного ислама. Несмотря на то, что основной движущей силой этого движения являлись крестьяне, однако к нему примкнули городская беднота и ремесленники, а также некоторые феодалы, недовольные режимом Халифата.

    Начальный этап движения хуррамитов связан с именем Джавидана - мелкого феодала, владевшего крепостью Базз, расположенной в Ардабилском округе. Начавшееся в 808 г. под его руководством выступление против режима Халифата, протекавшее под красным хуррамитским знаменем, вскоре было подавлено войсками халифа.

    Ослаблению выступлений способствовала и борьба между хуррамитскими лидерами за руководство движением. В 816 г. хуррамитские предводители Абу Имран и Джавидан встретились в открытом бою, закончившимся смертью первого и смертельным ранением второго. После смерти Джавидана во главе хуррамитского движения встал Бабек. Выросший в бедной крестьянской семье в селении Билалабад Мимазского рустака, Бабек, рано познав невзгоды жизни, по приглашению Джавидана с 18 лет примыкает к хуррамитам.

    Хуррамитские выступления, переросшие в великое освободительное движение продолжались примерно 21 год и нанесли тяжелый удар по Арабскому Халифату, потрясли его основы. Отдельными отрядами хуррамитов руководили ближайшие помощники Бабека - такие видные полководцы, как Адин, Абдулла, Тархан, Рустам, Муавийа и др.

    Бабекитское движение по своей силе и размаху было самым мощным на Ближнем и Среднем Востоке. За годы своей борьбы хуррамиты уничтожили шесть регулярных армий Халифата, насчитывавшие примерно полмиллиона войска. По свидетельству источников, численность хуррамитов на юге Азербайджана и в Дейлеме доходила до 300 тыс. человек. Под влиянием бабекитского движения восстало население Джибала, Хорасана, Табаристана, Астрабада, Исфахана и других местностей.

    В 830 г. бабекитское войско заняло Хамадан, что лишило Халифат основных стратегических и транзитных путей, связывавших его с восточными землями. Для проведения совместной борьбы с Халифатом Бабек установил связь и с византийским императором. По мнению арабского историка ал-Масуди, бабекитское движение чуть было не покончило с властью Аббасидов. Видя серьезную угрозу, нависшую над Халифатом, халиф ал-Мутасим, заключив мир с Византией, бросил все свои силы против Бабека. Военачальником арабских карательных войск был назначен усрушанский тюрок Афшин Хайдар ибн Кавус, прославившийся во время арабо-византийсиих войн.

    Продолжавшаяся война с хуррамитами требовала больших средств и живой силы. В одном лишь 837 г. на содержание арабских войск было израсходовано. 1 млн. дирхемов. В это время некоторые феодалы, участвовавшие в движении хуррамитов, поняв, что цели этого движения противоречат их собственным интересам, предали его и отдалились от хуррамитов. В итоге, хорошо вооруженным и численно превосходящим арабским войскам, в конце августа 837 г. после продолжительной осады удалось овладеть крепостью Базз. По сведениям источников, в сражении за эту крепость погибло более 100 тыс. арабских воинов и 80 тыс. восставших. По пути в Византию, куда Бабек намеревался пробиться со своим небольшим отрядом, он остановился в Арране, где и был схвачен в результате предательства своего бывшего союзника албанского князя Сахла ибн Сунбата. По приказу халифа ал-Мутасима в начале 838 г. в гор. Самира Бабек был подвергнут мученической казни (дата его казни, согласно арабским источникам, колеблется между первой декадой января и серединой марта 838 г.).

    Несмотря на поражение хуррамитского движения, народно-освободительная война под предводительством Бабека ускорила падение Халифата и облегчила освободительную борьбу других угнетенных народов. Сторонники Бабека вплоть до самого конца IX в. продолжали активно участвовать в выступлениях против режима Халифата.

    Город и городская жизнь.
    Этнические и конфессиональные процессы.

    Арабское иго и длительное господство Халифата в Азербайджане наложило глубокий отпечаток на политическую, экономическую и культурную жиань страны. Это обстоятельство хотя и вызвало временное замедление в развитии производительных сил и культурного прогресса страны, тем не менее, включение Азербайджана в состав обширного Арабского Халифата объективно способствовало приобщению его к общемусульманской культуре, создавало условия для широкого распространения здесь ислама. Проводившиеся на территории Азербайджана военные действия нанесли огромный ущерб его городам и селам. Арабы, сравнительно легко и бескровно овладевшие многими ближневосточными городами, во многих местах Азербайджана натолкнулись на ожесточенное сопротивление. В результате огромного урона, понесенного городским хозяйством, некоторые города пришли в упадок. Вместе с тем арабы, не сумевшие привнести в Азербайджан более прогрессивную систему общественных отношений и вследствие этого не пытавшиеся изменить со своим приходом общественно-экономические основы завоеванного ими общества, не уничтожали его производительные силы и пытались сохранить существующую хозяйственную систему. Письменные источники, которые подтверждаются результатами археологических исследований, свидетельствуют о том, что после более чем двухвекового периода экономического застоя, вызванного арабской оккупацией, походами хазар, борьбой местного населения против Халифата и т.п., в Азербайджане стали развиваться города, ремесла и торговля. Постепенно менялся облик городов, появились такие важные торгово-ремесленные центры как Гянджа, Байлакан, Баку, Тебриз, Марага и др. Находясь в рамках единого централизованного государства, они были тесно связаны друг с другом, что, наряду с прочим, приводило к постепенной утрате ими своей прежней самостоятельности и внутренней автономии. По мере усиления процесса отделения города от деревни городское население, полностью устранившись от земледельческих занятий, стало заниматься только ремеслом и торговлей.

    Стремительное развитие внутренней и внешней торговли способствовало серьезным изменениям в социально-экономической структуре ряда городов, возле цитаделей ("шахристанов"), возникали обширные ремесленно-торговые кварталы - рабады. Ремесленники и торговцы составляли большинство городского населения. Мастера различных ремесел и профессий, как правило, селились возле базаров - в специальных кварталах. На базарах отдельные ремесленники имели свои торговые ряды. Однако, несмотря на наличие этих особенностей, присущих городам периода развитого феодализма, ни все города того времени смогли возвыситься до уровня крупного феодального города. Общее развитие хозяйства этих городов создало предпосылки для их постепенного превращения в средневековый феодальный город.

    В источниках, в которых сообщается о завоевании Азербайджана арабами, упоминаются такие города, как Ардабил, Муган, Нахчыван, Барда, Байлакан, Кабала, Щеки, Шамкур, Дербенд (Баб ал-Абваб), Шабран, Шамахы, Газака и др. Арабские же авторы IX-Х вв. дополняют этот список названиями десятков городов и населенных пунктов как поныне существующих, так и тех, местонахождение которых пока еще остается неизвестным.

    В некоторых городах арабского времени, являвшихся объектами археологических исследований (в Гяндже, Кабале, Мингечауре, Байлакане-Оренкале, Дербенде, Баку, Шабране, Шамахы и др.), во время проведенных раскопок были выявлены изделия, отно-сящиеся ко всем основным отраслям средневекового ремесла.

    В этот период самым большим городом не только Азербайджана, но и всего Кавказа являлась Барда, которую называли "матерью Аррана". В то время здесь проживало примерно 100 тыс. человек. Бардинский базар "Курки" являлся одним из самых знаменитых на Ближнем Востоке. Важнейшей статьей городского экспорта являлся шелк. Сходившиеся в Барде торговые и караванные пути соединяли этот город с Дербендом, Тифлисом, Дабилом, Ардабилом, а через эти города - с северными, южными и восточными странами. По этим путям в Азербайджан привозились различные ткани, металлические изделия, парфюмерия, пряности, меха и др., а вывозились щелк-сырец, шелковые ткани, хлопок, ковры, краски, нефть, скот, кони и т.д. Во время раскопок в Кабале были выявлены предметы, украшения из золота и серебра, в Мингечауре - части ткацкого станка, сапожные инструменты, остатки шелковых и шерстяных тканей, в Байлакане - гончарные печи, глазурованная и неглазурованная посуда и пр. Гянджа, Шамкур и Маранд были известны своими шерстяными платьями, Байлакан славился полосатыми тканями "тирме" и покрывалами, Варсан и Нахчыван - коврами "зили", Барзанд - банными полотенцами (гатифе), Муган - паласами и чувалами, сотканными из ковровой продукции, Салмас - шелковыми шнурками и т.д. Торговые пошлины стали важной статьей доходов страны.

    Из содержания договоров, заключенных арабами с городами Азербайджана, видно, что в первые годы после завоевания арабы, за исключением идолопоклонников, не навязывали ислам силой, разрешая местному населению исповедывать прежние религии и совершать традиционные обряды. Взамен этого народы "ахли-китаба" (т.е. евреи и христиане, имеющие священные книги), в т.ч. азербайджанцы-огнепоклонники и христиане, должны были уплачивать джизйу. Несмотря на заключенные договоры, южные азербайджанцы, исповедывавшие огнепоклонничество, вследствие материальных и моральных преимуществ новой религии, восприняли ее быстрее. По, очевидно, преувеличенным сведениям ал-Балазури, большинство (городского) населения Южного Азербайджана приняли ислам уже в период правления халифа Али (656-661). Лишь жители горных местностей Азербайджана даже в Х-ХII вв. продолжали придерживаться прежних верований. Среди албан, часть которых путем уплаты джизйи сохранила свою христианскую религию, ислам приняли местная знать, купцы, феодалы и др., стремившиеся в первую очередь сохранить свои прежние привилегии, хотя по сравнению с югом на севере Азербайджана ислам распространялся гораздо медленнее.

    Большую роль в распространении в Азербайджане новой религии сыграли переселенные сюда арабские племена. По примеру прежних угнетателей арабы стремились утвердиться на завоеванных землях путем их заселения. Если в период Омейядов преимущество давалось северным арабским племенам, имевшим родственные связи с этой династией, то с приходом к власти Аббасидов усиливается приток в Азербайджан южных арабских племен. В Тебриз были переселены раввадиты, в Майанидж (Мийану) и Джилбайу - хамданиты, ,в Барзу - авдиты, в Нариз - таиты, в Сараб - киндиты. Обосновавшиеся в Арране северные арабские племена довольно враждебно встретили своих южных соотечественников. Представители новой династии встретили сопротивление в Барде, Байлакане, Кабале и Дербенде. Создавшаяся ситуация была урегулирована лишь при правлении халифа Харун ар-Рашида. Возникновение в начале IX в. хуррамитского движения, а также образований самостоятельных государств в результате распада Халифата приостановило процесс переселения арабов в Азербайджан. И поныне встречаемые на территории Азербайджана топонимы арабского происхождения (Арабкеймураз, Арабхаджи, Арабушагы, Арабшахверди и др.) хранят в себе названия этих племен.

    Хотя источники свидетельствуют о наличии в Азербайджане арабского времени десятков разноязычных племен, они же говорят об Азербайджане как об "издревле тюркской стране". Однако наряду с хазарами, кыпчагами, сабирами и другими тюркоязычными племенами, которые населяли в основном низменные места как на севере, так и юге страны, здесь проживали кавказоязычные албаны, удины, гаргары, хыналыгцы, лезгины, ираноязычные азери, таты, талыши, курды и другие народы. Наличие корня "сак" в названиях албанских областей (Сакасена, Шеки-Саки, Маскат-Масакат и др.) свидетельствует о преобладании в свое время на этой территории сакских племен. Несмотря на то, что персидский и арабский языки захватчиков на первых порах служили средством общения между этими народами, говорившими на различных языках и диалектах, однако, усиление новых потоков тюрков привело позднее к усилению тюркского компонента. Данный процесс, замедлившийся переселенческой политикой арабов, получил новый размах с началом ассимиляции между арабами и тюрками. Обосновавшиеся в Азербайджане арабы, со временем утрачивая свой родной язык и традиции, постепенно перенимали язык, культурные и бытовые обычаи своих единоверцев-тюрков. Вместе с тем в период Омейядов в качестве официального языка употреблялись персидский и арабский языки, а при Аббасидах - только арабский; этому способствовали ведущее место, занимаемое местной арабской управленческой системой, укрепление ислама, расширение азербайджано-арабских культурных связей, переход здесь, по примеру других оккупированных мусульманских стран, на арабский алфавит.

    В связи с широким распространением ислама азербайджанцы, объединенные как и все другие народы, воспринявшие эту религию под общим названием "мусульмане", принимали участие в процессе развития мусульманской культуры, расцвет которой приходится на IX-Х вв. Чтобы получить образование, многие азербайджанцы отправлялись в такие культурные центры Арабского Востока, как Багдад, Куфа, Басра, Дамаск, Каир и др. города.

    В самом же Азербайджане уже в конце VII в. в соборных ("джаме") мечетях крупных городов были открыты мектебы (школы), в которых обучались дети относительно состоятельной части населения - первоначально только на арабском, а в IX-Х вв. и на персидском языках. Детей наряду с грамматикой арабского языка, богословскими дисциплинами и шариатом обучали истории, географии, риторике и т.п.

    Ослабление власти Халифата в Азербайджане и образование на его территории независимых и полунезависимых государств.

    Движение хуррамитов, начавшееся в третьей четверти VIII в. и охватившее в начале IX в. северные области Халифата, привело также к ослаблению власти арабов в Азербайджане. После убийства в 821 г. последнего представителя династии Михранидов в Албании Вараза Тиридата власть перешла к Сахлу ибн Сун-бату, принявшему титул "Аран-шахика". В 835 г. Сахл, являвшийся вначале союзником Бабека, воспользовался царившим в то время в Халифате хаосом и занял большую часть Аррана. Хотя вскоре за проявленное усердие в поимке Бабека халиф назначил Сахла правителем Армении, Грузии и Албании, но на деле он правил только Шеки. Находившиеся в период хуррамитского движения в полузависимом положении от Халифата правители Хачена - Атрнерсех, Ктиша и Байлакана - Степаннос Абласад и его преемник и племянник - Есаи Абу Муса (или Иса иби ухт Истифанус), Сюника-Васак, Гирдима-на-Кетритч и Ути - Степан Клиа, стремясь по примеру Сахла ибн Сунбата к укреплению своего положения и выходу из подчинения Халифату, союзничали с Бабеком, используя его вооруженные отряды в борьбе с восставшими в это время в Арране павликианами (байлаканцами). Однако возможные последствия народно-освободительного движения, могущие в конечном счете ущемить интересы местных феодалов, способствовали их устранению в скором времени от этого движения. Вместе с тем, бабекитское движение содейстовало усилению сепаратистских тенденций среди местных феодалов.

    В 40-е г. IX в. борьба против Халифата распространилась по всему Южному Кавказу. В итоге, большая часть Аррана почти полностью вышла из подчинения Халифату. Длительная борьба с Халифатом правителя Тифлиса Исхака ибн Исмаила, правителя Байлакана Есаи Абу Мусы и др. была подавлена лишь в 853 г. предводителем халифских войск полководцем Буга ал-Кабиром (Большой Буга). По свидетельству источников, схватив не желавших подчиниться Халифату арранских, сюникских и армянских князей, в т.ч. Есаи Абу Мусу, Васака, Кетритча, Степана Клиа, Атрнерсеха и других, он отправил их в качестве пленников в столицу Халифата Самиру. Однако эти меры не ослабили стремлений местных правителей выйти из повиновения Халифату; тем более, что занятый войной с Византией, Халифат не мог уделить событиям на Кавказе должного внимания. Свидетельством сепаратистских устремлений части местных феодалов явилась, в частности, деятельность правителя Азербайджана Мухаммада ибн Халида ибн Йазида в Арране и его братьев - Хайсама и Иазида - в Ширване и Лайзане.

    Воспользовавшись смутами в Халифате, наступившими вслед за убийством халифа ал-Мутаваккила (861 г.), Хайсам ибн Халид, первый из Мазйадидов-арабов по происхождению, принявший древний титул ширваншаха, восстановил независимое государство Ширваншахов. Одновременно, его брат Йазид объявил себя Лайзан-шахом. В 917 г. Лайзан-шах Абу Тахир Иазид, уничтожив своих ширванских родичей, присоединил свои владения к Ширвану и объявил себя ширваншахом.

    В 869 г. Хашим ас-Сулами, принадлежавший поселившемуся в Дербенде арабскому роду, объявил о независимости этого города-государства и таким образом положил начало существованию Дербендского эмирата. Этот город, управляемый в течении длительного времени арабскими полководцами, служил важным оборонительным укреплением, охранявшим северные рубежи Халифата. Стремясь с помощью городских раисов мирно править Дербендом, Хашим время от времени под религиозными лозунгами устраивал походы в соседние горские страны. После Хашима управление этим городом-государством было унаследовано представителями его рода. Сумев сохранить свою политическую самостоятельность вплоть до конца XI в. Дербендский эмират в последующее время был вынужден признать свою политическую и экономическую зависимость от ширваншахов.

    В 886 г. Григор Хамам, "восстановший разрушенное Албанское царство", распространил свою власть над частью Аррана. В это же время внук Спарамы - дочери Вараза Тиридата - Сахак, по прозвищу Савада, совместно с хаченским правителем Артнерсехом захватил Гирдиман и часть Арцаха и Ширака. Моисей Каланкатуйский сообщает о бесплодных походах против Сахака основателя Армянского царства Смбата Багратуни, обособившегося в этот период от Халифата. Сын внука Сахака Ишхануна Иоанн, по прозвишу Сенекерим, в Х в. вновь восстанавливает Албанское царство.

    В это время в результате ослабления центральной власти на юге Азербайджана сложилось независимое от Халифата государство Саджидов. Образование этого государства связывается с именем основателя тюркской по происхождению династии Саджидов Мухаммада ибн Абу-с-Саджа. Не сумевший в силу политической обстановки полностью отделиться от Халифата, Мухаммад ибн Абу-с-Садж стал опорой центральной власти на Южном Кавказе. В 898 г. он был утвержден халифом правителем в это время фактически уже не существующей арабской провинции Арминийа.

    Таким образом, ослабление политической власти Халифата в конце IX в. привело к образованию на территории Азербайджана независимых и полунезависимых государств. Их правители постепенно уменьшая количество уплачиваемой в халифскую казну дани в конечном счете отказывались уплачивать ее вовсе, и, добившись таким путем независимости, признавали над собой лишь духовную власть халифа. Впервые все азербайджанские земли в рамках единого независимого государства были объединены Йусуфом ибн Абу-с-Саджем - самым видным представителем династии Саджидов. Покорив в 913 г. и Армению, он объединил земли от Ани и Двина на западе до Каспийского моря на востоке, от Дербенда на севере до Занджана на юге в составе государства Саджидов, столицей которого стал город Ардабил. Правители Ширвана, Шеки, Хачена, Сюника и других провинций и областей, находившиеся на территории этого крупного государства и бывшие от него в вассальной зависимости, уплачивали Саджидам дань.

    В 913 г. - в период независимого правления Йусуфа, спустившиеся по Волге в Каспийское море русы совершили свой первый, известный по источникам поход в Азербайджан. По свидетельству крупного арабского ученого-путешественника Х в. ал-Масуди, разбойничьи отряды русов, занимавшиеся грабежом на море и в прибрежных городах, совершали налеты на торговые и рыболовные суда и истребляли мирное население. В 943 г. русы совершили на Азербайджан очередное, еще более грабительское нападение, которое отразилось и на экономическом положении региона, так как после этого Барда, подвергнутая нападению и захвату, теряет свое значение как крупный центр и уступает это место Гяндже.

    В 941 г. сын правителя Дейлема Салар Марзбан ибн Мухаммад положил конец власти Саджидов. Во время его правления границы владений Саларидов совпадали с границами государства Саджидов, периода его наибольшего могущества. Платившие дань Саджидам местные правители стали отныне подчиняться Саларидам. Однако внутренние междоусобицы привели к ослаблению позиции и Саларидов. В 951 г. представитель курдской династии Шаддадидов Мухаммад ибн Шаддад, а затем и его сыновья начали борьбу за земли, находившиеся в подчинении Саларидов и неоднократно переходившие из рук в руки в результате военных действий. В 971 г. Салариды сдали Шаддадидам и Гянджу. Немного спустя Шаддадиды прибрали к рукам значительную часть Аррана, а также армянские земли подвластные Саларидам.

    В 983 г. последнее убежище Саларидов Двин переходит в руки династии Раввадидов, предок которых представитель арабского племени азд Раввад ибн Мусанна еще в конце VIII в. переселился из Йемена в Тебриз. Тем самым был положен конец более чем 40-летнему существованию государства Саларидов. 

                                                                                          
                                                                                    

    Категория: История Азербайджана | Добавил: Admin (12.01.2011)
    Просмотров: 1648 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024
    Реклама
    M.Maqamayev.Azerib
    Погода
    Статистика
    Яндекс.Метрика