Гуманитарная
ситуация. В результате
этнических чисток в Азербайджане сложилась тяжелейшая гуманитарная ситуация.
Большое число беженцев и перемещенных лиц размещены в палаточных лагерях,
школах и общежитиях. Несмотря на предпринимаемые усилия над ними постоянно
нависает угроза гибели от холода и эпидемий ввиду недостаточного уровня
бытовых и санитарных условий проживания. Проблема усугубляется наличием
детей и престарелых. Несмотря на то, что общая сумма гуманитарной помощи,
направляемой в Азербайджан в 1997 г. составила 60 млн. долларов США, на
сегодняшний день этого недостаточно для удовлетворения минимальных потребностей
людей, пострадавших в результате конфликта. Поставки
вооружения в Армению. Незаконные
поставки российского оружия в Армению с 1993 по 1996 гг., включая 84 танка
Т-72, 50 БМП, 32 оперативно-тактические ракеты Р-17 дальностью действия
до 300 км, способных нести ядерные боеголовки, и другое вооружение, были
осуществлены на сумму в 1 млрд. долларов США. С декабря 1998г. по октябрь
1999г. Россия поставила в Армению 18 истребителей МиГ-29 и МиГ-25 и зенитно-ракетные
комплексы "С-300В", что в общей сумме составило 2 млрд. долларов. В октябре
1999 г. в Армению доставлено 2 тонны запчастей для радиолокационого оборудования
и оборудования связи. В планы военного командования России входит провести
коренную модернизацию ПВО Армении современными системами и комплексами.
Эти поставки вызывают особую озабоченность Азербайджана, так как нарушили
военно-политический баланс в регионе и представляют собой серьезную угрозу
безопасности всех государств региона. Эти поставки нарушают нормы международного
права, принципы мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта.
Подобные противозаконные действия находятся в противоречии с резолюцией
853 Совета Безопасности ООН, Заявлением Председателя Совета Безопасности
от 18 августа 1993 года и решениями Комитета Старших Должностных Лиц ОБСЕ
от 28 февраля и 14 марта 1992 года, которые требует прекратить военные
поставки государствам, вовлеченным в конфликт, как способствующие эскалации
конфликта и продолжению оккупации азербайджанских территорий.
Незаконные поставки также находятся в прямом противоречии с положениями
Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Военное
сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Армения. Договор между
Российской Федерацией и Республикой Армения о дружбе, сотрудничестве и
взаимной помощи подписанный 29 августа 1997 г. фактически стал юридическим
оформил военный союз между двумя государствами. Подписание подобного Договора
свидетельствует о том, что с одной стороны Республика Армения не намерена
урегулировать армяно-азербайджанский вооруженный конфликт политическим
путем, а видит дальнейшее развитие ситуации в регионе в продолжении вооруженной
конфронтации с Азербайджанской Республикой, а с другой стороны то, что
Российская Федерация вступает в противоречие со своими обязательствами
в качестве страны-Сопредседателя Минской Конференции ОБСЕ.
Азербайджан расценивает данный Договор как фактор, усугубляющий в значительной
степени напряженную ситуацию в вооруженном конфликте и ослабляющий надежды
народов региона на мирное урегулирование армяно-азербайджанского конфликта,
нормализацию отношений между Азербайджанской Республикой и Республикой
Армения и установление мира и безопасности в регионе.
15-16 декабря 1998 года в ходе рабочего визита Главнокомандующего ВВС
России, генерал-полковника А. Корнуков в Армению были достигнуты очередные
договоренности в сфере российско-армянского военного сотрудничества. В
частности, были согласованы: - конкретные
технические вопросы значительного усиления 102-й российской военной
базы, дислоцированной в Армении, и образования в ее составе новой авиационной
группировки (426-я авиационная группа) ;
- дальнейшего совершенствования функционирования объединенной системы
противовоздушной обороны, включая оснащение современными видами вооружений,
в том числе зенитно-ракетными комплексами "С-300В";
- постоянное базирование на территории Армении российских самолетов
МИГ-29.
23 ноября
1999 года в ходе официального визита Министра Обороны Армении В.Арутюняна
в Москву был подписан рабочий план военного сотрудничества министерств
обороны на 2000 год. Планом предусмотрено усиление обьединенной системы
ПВО, проведение совместных учений и оперативное планирование по совместному
применению войск.
1 марта 2000 года в Ереване был подписан протокол о безвозмездной передаче
земельных участков и недвижимого имущества в западных районах Армении
102-ой военной базе РФ сроком на 25 лет.
16 марта 2000 года министрами обороны РФ и РА И.Сергеев и В.Аратюняном
был подписаны соглашения по совместному боевому дежурству, задачам и полномочиям
ВС Армении и оперативной группы российской военной базы в Армении в области
ПВО, а также предоставлению Россией армянским силам ПВО военных полигонов
для проведения боевых стрельб. Нарушение
режима прекращения огня. Действует
с 12 мая 1994 года. Однако в последнее время провокационная деятельность
армянских вооруженных подразделений, дислоцирующихся вдоль линии соприкосновения,
приобретает все более наглый характер и преследует цель вынудить Азербайджан
ввязаться в новый виток боевых действий. Следует отметить, что армянская
сторона за время действия Соглашения о прекращении огня с мая 1994 года
по май 1998 года нарушала его 1271 раз. Всего за этот период погибло 188
человек, ранено 366 человек, пропали без вести 5 человек и взято заложниками
и в плен 6 человек. Освобождение
военнопленных. При посредничестве
МККК продолжается работа по освобождению военнопленных и заложников. За
период с 1993 по март 2000 гг. в результате обменов между сторонами были
освобождены 378 человека, из них 114 армянина и 267 азербайджанцев. Вместе
с тем, по данным МНБ Азербайджанской Республики в Армении и нагорно-карабахском
регионе продолжает оставаться свыше 800 азербайджанцев.
В ходе визита Действующего Председателя ОБСЕ Б.Геремека в регион 23-26
ноября 1998 года при его посредничестве была достигнута договоренность
сторон на обмен всеми военнопленными в качестве меры по укреплению доверия.
Однако данная договоренность была сорвана по вине армянской стороны.
15-18 сентября 1999 года в ходе визита Действующего Председателя ОБСЕ
К.Воллебека в регион были освобождены в общей сложности 9 военнопленных.
Причем, Азербайджан верный своим обязательствам освободил всех имеющихся
на его территории военнопленных (4 человек). Хронология
переговорного процесса. Международное
посредничество по урегулированию конфликта берет свое начало с февраля
1992 г. в рамках т.н. Минского процесса ОБСЕ, который является единственным
форумом по выработке всеобъемлющей модели урегулирования армяно-азербайджанского
конфликта.
Для политического решения данной проблемы была создана Минская группа
- форум по подготовке Минской конференции, участниками которой являются
Азербайджан, Армения, Россия, США, Франция, Польша, Германия, Турция,
Беларусь, Финляндия, Швеция.
После начала военных действий и захвата азербайджанских городов Советом
Безопасности ООН были приняты резолюции 822, 853, 874, 884, предусматривающие
незамедлительный и безоговорочный вывод армянских вооруженных формирований
с территории Азербайджана и возвращение беженцев и перемещенных лиц в
места постоянного проживания.
Основными вехами в переговорном процессе стали Хельсинкская дополнительная
встреча Совета ОБСЕ 24 марта 1992 года, Будапештский и Лиссабонский Саммиты
ОБСЕ.
В соответствии с решением Будапештского Саммита ОБСЕ 1994 года,
был создан институт Сопредседателей Минской конференции, на которых возложена
обязанность "оперативно провести переговоры в целях заключения политического
Соглашения о прекращении вооруженного конфликта (Большое политическое
соглашение), реализация которого устранит основные последствия вооруженного
конфликта для всех сторон и позволит созвать Минскую Конференцию".
Таким образом, в результате работы Будапештского Саммита была в нормативном
плане завершена двухэтапная структуризация процесса урегулирования: - Первый
этап - путем реализации Соглашения устранение последствий вооруженного
конфликта, что означает полное освобождение всех оккупированных территорий
и обеспечение возвращения перемещенных лиц в места постоянного проживания;
- Второй
этап - в результате работы Минской конференции будет достигнуто всеобъемлющее
мирное урегулирование.
На Будапештском
Саммите было также принято решение о проведении операции ОБСЕ по поддержанию
мира после заключения политического Соглашения.
После Будапешта Сопредседателями были организованы и проведены 17 раундов
переговоров и многочисленные консультации с участниками конфликта.
За это время было согласовано около 75% текста проекта Соглашения и его
Приложений. Однако, по принципиальным вопросам - полное освобождение всех
оккупированных территорий, включая Шушинский и Лачинский районы, безопасность
участников конфликта и вывод подразделений вооруженных сил Армении с территории
Азербайджана - согласие не достигнуто.
На Лиссабонском саммите 1996 года в Заявлении Действующего Председателя
ОБСЕ были сформулированы три принципа урегулирования армяно-азербайджанского
конфликта. Они таковы: - территориальная
целостность Республики Армении и Азербайджанской Республики;
- правовой
статус Нагорного Карабаха, определенный в соглашении, основанном на
самоопределении, представляющем Нагорному Карабаху наивысшую степень
самоуправления в составе Азербайджана;
- гарантированная
безопасность Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные
обязательства по обеспечению соблюдения всеми сторонами положений об
урегулировании.
Эти принципы
были поддержаны 53 государствами-участниками ОБСЕ, кроме Армении.
С ноября 1996 года Армения в одностороннем порядке прервала непосредственные
консультации между советниками Президентов Армении и Азербайджана.
После Лиссабонского Саммита и учреждения института тройного Сопредседательства
(Россия-Франция-США) был проведен всего один раунд переговоров (в апреле
1997 г.), закончившийся без особых результатов.
1 июня 1997 года Сопредседателями Минской конференции ОБСЕ в ходе
их визита в регион в новом составе были представлены предложения по урегулированию
армяно-азербайджанского конфликта на основе т.н. "пакетного варианта".
Его суть заключалась в том, чтобы наработать механизм параллельных переговоров,
нацеленных на поиск решений по двум узловым проблем противостояния: освобождение
оккупированных территорий и будущий статус Нагорного Карабаха. На рассмотрение
сторон были предложены проекты двух Соглашений: прекращение вооруженного
конфликта и статус Нагорного Карабаха, в своей совокупности ("пакет")
и составляющих всеобъемлющее соглашение об урегулировании нагорно-карабахского
конфликта.
Несмотря на готовность Азербайджана приступить к конструктивным консультациям
по существу указанных документов, Республика Армения и армяне Нагорного
Карабаха категорически отвергли "пакетный" подход, мотивировав это тем,
что в Соглашении по статусу предпринимается попытка его предвосхитить,
что противоречит решениям об определении статуса на Минской конференции.
19-23 сентября в ходе новой поездки в регион Сопредседателями МГ
были представлены концептуально новые предложения, взявшие за основу "поэтапный"
подход к урегулированию. В соответствии с новым планом на первом этапе
путем реализации специального соглашения осуществляется: а) Развертывание
Операции ОБСЕ по поддержанию мира;
б)Деэскалация
военной напряженности в зоне конфликта путем реализации системы мер
военно-технического характера;
в)Освобождение Агдамского, Физулинского, Зангеланского, Кельбаджарского,
Джебраильского и Губадлинского районов;
г)Возвращение перемещенного населения на освобождаемые территории;
д) Нормализация основных коммуникаций в зоне конфликта. На втором
этапе стороны призваны урегулировать ситуацию вокруг Лачинского, Шушинского
и Шаумяновского районов и проблему статуса Нагорного Карабаха.
Несмотря на имеющиеся замечания к представленному документу, 1 октября
Азербайджан официально уведомил Сопредседателей МГ о своем согласии принять
предложения по поэтапному урегулированию в качестве основы для переговоров.
10 октября в Страсбурге Президенты Азербайджана и Армении в своем
совместном Заявлении подтвердили, что "последние предложения Сопредседателей
являются обнадеживающей основой для возобновления переговоров в рамках
Минской группы."
26 октября "президент НКР" А.Гукасян официально заявил о неприемлемости
предложений Сопредседателей о поэтапном урегулировании со следующей мотивацией:
при поэтапном урегулировании нарушится военно-политический баланс в регионе
в пользу Азербайджана, будут созданы реальные угрозы безопасности НК без
международно-правовых гарантий его статуса. Он призвал Сопредседателей
признать НК стороной конфликта и организовать прямые переговоры НК-Азербайджан,
в ходе которых решать все ключевые проблемы одновременно, среди котрых
определение основных элементов статуса НК и гарантий его безопасности
на переходный период.
В ходе своего визита в регион 2-5 декабря 1997 г. Сопредседатели
представили новую версию документа по "поэтапному" урегулированию. Обновленный
вариант претерпел изменения в сторону уступок армянским представителям
НК. В частности, предусмотрены положения по изменению формата Минского
процесса и предоставлению армянам НК статуса стороны конфликта, сохранению
все незаконных структур в НК и Шушинском и Лачинском районах, корректировки
мандата Сил ОБСЕ и их замены на наблюдателей, приданию Операции ОБСЕ исключительно
наблюдательных функций.
19 декабря 1997 г. в Копенгагене на заседании СМИД ОБСЕ был распространен
Доклад Сопредседателей, в котором подчеркивается необходимость продолжить
усилия по урегулированию конфликта на основе Лиссабонских принципов и
предложений Сопредседательства.
4 марта 1998 г. Действующий Председатель ОБСЕ выразил свою поддержку
предложениям Сопредседателей.
6 марта 1998 г. на заседании Минской группы 9 государства-члены
вновь поддержали предложения Сопредседателей по поэтапному урегулированию.
13-17 мая 1998 г. в ходе визита Сопредседателей в регион Армения
официально заявила об отзыве согласия бывшего Президента РА с предложениями
по поэтапному урегулированию, и высказалась за пакетное урегулирование
без предварительных условий.
9 ноября 1998 г. Сопредседателями были представлены новые предложения
по пакетному урегулированию конфликта на основе разработанной ими концепции
"общего государства". Азербайджан первоначально уже в ходе консультаций
9 ноября отверг данные предложения, а 19 ноября направил Сопредседателям
письменный ответ, в котором официально уведомил посредников о неприемлемости
предложений от 9 ноября. Азербайджан подтвердил свою готовность возобновить
переговоры в рамках Минской группы ОБСЕ на основе предложений Сопредседателей
от 19 сентября 1997 года.
20 ноября делегация азербайджанской общины НК официально отвергла
предложения от 9 ноября, а 25 ноября Армения и армяне НК заявили о приемлемости
для них указанных предложений.
В ходе заседания СМИД ОБСЕ в Осло 2-3 декабря 1998 г. в Резюме
Действующего Председателя по итогам СМИД включен специальный параграф
по Минскому процессу, в котором содержится призыв к сторонам в конфликте
незамедлительно возобновить переговоры в рамках МГ и к Сопредседателям
продолжить усилия с целью способствования переговорам и поиску решения.
2 апреля 1999 г. в Москве в ходе саммита СНГ состоялась встреча
президентов Азербайджана и Армении на которой была достигнута договоренность
об проведении серии встреч для обсуждения вопросов мирного урегулирования
армяно-азербайджанского конфликта. Обмен мнениями и позициями сторон был
продолжен на встречах президентов в Вашингтоне 24 апреля, 16 и 22 августа
в Женеве, 10 сентября в Ялте и 11 октября в Садараке. В ходе встреч были
достигнуты договоренности по проведению консультаций между МИД и МО Азербайджана
и Армении по вопросам укрепления режима прекращения огня, мерам доверия,
процедурам предотвращения и разрешения инцидентов на границе, а также
разработки согласованной базы для возобновления переговорного процесса
в рамках МГ ОБСЕ. Во исполнение договоренностей были проведены встречи
и консультации министров обороны (14 сентября и 11 октября) и министров
иностранных дел (10 сентября, 30 сентября и 12 октября) Азербайджана и
Армении.
18 сентября 1999 года в ходе визита Действующего Председателя ОБСЕ
К.Воллебека в Баку было заявлено, что встречи и консультации президентов
Азербайджана и Армении не подменяют минский процесс ОБСЕ и призвали Сопредседателей
МГ ОБСЕ активизировать свою деятельность и выдвинуть новое приемлемое
для обеих сторон предложение.
18-19 ноября 1999 года в итоговом документе Стамбульского Саммита
ОБСЕ и в докладе Действующего Председателя было еще раз подчеркнуто, что
Минская Группа является наиболее подходящим форматом для решения карабахской
проблемы, приветствовали продолжение диалога двух президентов, призванного
дополнить минский процесс, и призвали стороны к скорейшему возобновлению
переговоров по урегулированию конфликта. Стамбульский Саммит принял Хартию
Европейской безопасности - юридически обязывающий документ, подтверждающий
принципы и нормы ОБСЕ и вытекающие из них обязательства государств по
соблюдению суверенитета и территориальной целостности.
13-15 декабря 1999 года состоялся первый визит Сопредседательства
МГ ОБСЕ нового состава в регион. Сопредседательством МГ было заявлено
о начале работы над новыми предложениями, которые будут базироваться на
элементах по которым достигнута договоренность на встречах президентов
Азербайджана и Армении. В своей деятельности по урегулированию конфликта
Сопредседательством МГ ОБСЕ будет уделено значительное внимание экономическому
развитию региона. С этой целью Сопредседательство МГ ОБСЕ выразило намерение
обратиться к мировым финансовым институтам, общественным и неправительственным
организациям с призывом направить экспертов в регион для проведении оценочных
работ по восстановлению региона.
24 января 2000 года в Москве в ходе Саммита глав стран и правительств
стран СНГ состоялась отдельная встреча президентов Азербайджана и Армении,
а также 25 января четырехсторонняя встреча с участием президентов Азербайджана,
Армении, Грузии и исполняющего обязанности Президента РФ В.Путина. В ходе
встречь были возобновлены консультации между президентами Армении и Азербайджана
и заявлено, что политика "четверки" в регионе будет основано на принципах
международного права и преже всего на абсолютном признании принципа территориальной
целостности суверенных государств.
28 января 2000 года в Давосе на всемирном экономическом форуме
были продолжены консультации между президентами Азербайджана и Армении
по поиску путей мирного урегулирования конфликта. На встречи приняли участие
министры иностранных дел двух стран.
20 июня 2000 года в Москве в ходе Саммита глав стран СНГ состоялась
отдельная четырехсторонняя встреча с участием президентов Азербайджана,
Армении, Грузии и РФ. В ходе встречи обсуждался вопрос мирного урегулирования
конфликтов на Южном Кавказе, проблем укрепления региональной безопасности,
включая сотрудничество в борьбе с международным терроризмом, а также в
гуманитарных и других областях. Также был распространён текст совместного
заявления, подписанного по итогам состоявшейся встречи президентов. В
заявлении отмечается, что стороны "выразили приверженность продолжению
встреч в этом формате, они приветствуют инициативы мирового сообщества
и международных организаций, которые оказывают содействие в ускорении
урегулирования конфликтов на Южном Кавказе. Главы государств условились,
что такие встречи будут проходить не реже двух раз в год и будут, как
правило, приурочены к заседаниям глав государств СНГ".
2-5 июля 2000 года состоялся визит Сопредседателей МГ ОБСЕ в регион.
В своей деятельности по урегулированию конфликта Сопредседательством МГ
ОБСЕ будет уделено значительное внимание экономическому развитию региона.
С этой целью Сопредседатели МГ ОБСЕ обратились к мировым финансовым институтам,
общественным и неправительственным организациям с призывом направить экспертов
в регион для проведении оценочных работ по экономическому восстановлению
региона. В ходе визита Сопредседатели МГ ОБСЕ заявили, что будут искать
способы модифицировать план урегулирования карабахского конфликта.
16-18 июля 2000 года состоялся визит Действующего Председателя
ОБСЕ Бениты Ферреро-Вальднер в регион. В ходе визита состоялись встречи
с руководством Армении и Азербайджана. Во время визита состоялось открытие
Офисов ОБСЕ в Ереване и Баку. На встречах в Баку Б. Ферреро-Вальднер заявила,
что армяно-азербайджанский конфликт должен быть урегулирован на основе
взаимных компромисов. Она отметила, что деятельность Действующего Председателя
заключается в облегчении этого процесса. Действующий Председатель призвала
также к осуществлению регионального сотрудничества, а именно в вопросах
распределения воды, обеспечения безопасности на границе, освобождения
военнопленных. Она подчеркнула что главным будет решение которые примут
два Президента. Если будет достигнута договорённость о мирном соглашении,
то в ходе его выполнения ОБСЕ будет играть роль посредника.
18 августа 2000 года в Крыму в ходе неформальной встречи глав стран
СНГ состоялась отдельная двухсторонняя встреча Президента Азербайджана
Г.Алиева и Армении Р.Кочаряна. Тема карабахского урегулирования была основной
на переговорах глав двух стран. Однако наряду с этим Гейдар Алиев и Роберт
Кочарян рассмотрели вопросы регионального взаимодействия.
7 сентября 2000 года в Нью-Йорке в рамках "Саммита тысячелетия"
состоялась двухсторонняя встреча Президентов Азербайджана и Армении. В
ходе встречи обе стороны выразили намерение и далее следовать режиму прекращения
огня, который продолжается на армяно-азербайджанском фронте с 12 мая 1994
года. Обе стороны заявили о том, что мирное урегулирование карабахского
конфликта может быть достигнуто на основе взаимоприемлемых компромиссов.
Г.Алиев и Р.Кочарян договорились продолжать прямые встречи между двумя
президентами с целью поиска таких компромиссов и достижения мирного урегулирования.
30 ноября 2000 года в Минске в ходе Саммита глав стран СНГ состоялась
отдельная двухсторонняя встреча Президента Азербайджана Г.Алиева и Армении
Р.Кочаряна. После окончания встречи Президент Азербайджана Гейдар Алиев
заявил, что он в целом остался доволен прошедшими переговорами. Свое удовлетворение
Президент Г.Алиев мотивировал не протокольным характером встречи, а тем,
что Президенты двух стран находятся в процессе поиска путей решения проблемы
Нагорного Карабаха.
Как отметил в свою очередь Президент Армении Р.Кочарян, на встрече была
достигнута договорённость об интенсификации встреч.
26 января 2001 года в Париже по инициативе Президента Франции Жака
Ширака состоялись переговоры президентов Армении и Азербайджана Роберта
Кочаряна и Гейдара Алиева с участием президента Франции Жака Ширака. На
бpифинге после пеpеговоpов, котоpые пpоходили в Паpиже в Елисейском двоpце
с участием пpезидента Фpанции Жака Шиpака, пpезидент Аpмении Робеpт Кочаpян
заявил, что "полноценное pешение пpоблемы может быть достигнуто только
пpи пpивлечении к пеpеговоpам пpедставителей Нагоpного Каpабаха".
Пpезидент Азеpбайджана Гейдаp Алиев, в свою очеpедь, сказал, что, "как
только на двустоpонних пеpеговоpах с pуководителем Аpмении мы пpидем к
чему-то конкpетному, навеpное, может появиться тpетья стоpона". Оба пpезидента
охаpактеpизовали свои двустоpонние пеpеговоpы в Паpиже как "весьма позитивные",
сообщив, что они наметили план дальнейших встpеч на ближайший пеpиод.
3-7 апреля 2001 года по приглашению сопредседателей Минской Группы
ОБСЕ Президент Азербайджана Гейдар Алиев и Президент Армении Роберт Кочарян
находились в Ки-Вэсте (США. шт.Флорида) для участия в мирных переговорах
по разрешению конфликта из-за Нагорного Карабаха. Конкретная работа здесь
была основана на проведенных по инициативе Президента Франции Жака Ширака
одсуждениях между двумя Президентами в Париже 25 января.
В течение четырех дней работы прошли серьезные и интенсивные обсуждения
с использованием нового формата. Этому формату содействовало полное сотрудничество
между американским, российским и французским сопредседателями в роли активных
посредников.
Сопредседатели начали готовить новое всеобъемлющее предложение, которое
адресует идентифицированные Президентами проблемы и нужды, которые необходимо
решить для достижения мира. Во время переговоров сопредседатели продолжали
свою работу по разработке мирного предложения непосредственно с Президентами
двух стран. В первый день на переговорах принимал участие Государственный
секретарь США Колин Пауэлл.
18-21 мая 2001 года состоялся визит Сопредседателей МГ ОБСЕ в регион.
В ходе визита Сопредседатели МГ ОБСЕ К.Кавано, Ф.де Суремейн и Н.Грибков
встретились с Президентами Азербайджана и Армении, и также учавствовав
на мониторинге режима прекращения огня посетили лагерь беженцев в Агджебединском
районе Азербайджана.
|