Четверг, 28.03.2024, 15:22          
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Общая информация [1]
Традиции и Обычаи [9]
Народное творчество Азербайджана [1]
Литература [11]
Музыка [10]
Театр [21]
Кино [10]
Изобразительное искусство [9]
Архитектура [26]
Композиторы Азербайджана [39]
Крепости Азербайджана [14]
Певцы ; певицы и Ханенде Азербайджана [67]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 220
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Программы для всех
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Форма входа
     Каталог статей
    Главная » Статьи » Культура Азербайджана » Музыка

    Искусство азербайджанских ашугов
    Иску́сство азербайджа́нских ашу́гов — совокупность поэзии, искусства рассказывания историй, танцев и вокальной инструментальной музыки азербайджанских ашугов, включённая в 2009 году на четвёртой сессии Комитета по защите нематериального наследия ЮНЕСКО в Абу-Даби (ОАЭ) в Репрезентативный список Нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

    Ашугское творчество, по своей основе являющееся свободным, отличается весьма широким и разнообразным содержанием. Ашугское искусство включает в себя эпические дастаны, песни, воспевающие свободу и героизм народа, а также сатирические и юмористические песни, в которых воспеваются дружба и любовь. Ашугское искусство является синтетическим искусством, ашуг сам пишет стихи, сочиняет музыку, играет на сазе и сам же танцует. Часто исполнение ашуга сопровождает исполнитель на балабане и ансамбль духовых инструментов, но основным музыкальным инструментом ашуга является саз. Саз азербайджанский музыкальный струнный инструмент и поэтому поэты всегда воспевали саз за его прекрасный тембр.

    Наиболее распространенным жанром ашугского творчества является дастан, в частности, героико-эпические дастаны. В дастанах вокально-инструментальные части чередуются фрагментами диалога в стихах. Особо известен дастан об азербайджанском народном герое XVI столетия, Кёроглу, выступавшем против феодалов и иноземных захватчиков. В этом дастане есть несколько песен, которые посвящены воспеванию подвигов Короглу. К ним относятся песни «Короглу дженгиси», «Атлы Короглу», «Пияда Короглу», «Короглу» и др. Песня «Мисри» на тему героизма часто исполняется во время диалога ашугов. В таком диалоге могут участвовать два, три и даже четыре ашуга, которые импровизируют на определенную тему.

    Этимология


    В современном энциклопедическом словаре слово Ашуг происходит от арабского и тюркского ашик - влюбленный. В большой энциклопедическом словаре ашуг - ашик (тюрк. , букв. - влюбленный), народный певец-поэт у кавказских и соседних с ними народов. Кроме песен собственного сочинения, в репертуар ашуга входят эпические сказания, народные песни.  Слово «ашуг» имеет арабское происхождение. Изначально, оно означало — «страстно любящий, пылающий любовью к божеству», затем оно перешло в тюркскую речь, а после в армянскую и грузинскую, уже со значением «певца-поэта»

    Жанры ашугской музыки
     
    Основные жанры национальной поэзии — гошма, дастан, устаднаме, , а также их поэтические формы — герайлы, дивани, гошма, теджнис — наиболее любимые формы творчества ашугов.
     
    Гошма

    Самая распространенная форма народного стихосложения. Количество слогов в «гошма» достигает одиннадцати. «Гошма» подразделяются на ряд подвидов: «гюзеллеме» — это форма при котором описывается природная красота или восхваление замечательных человеческих свойств от слова гюзель — красота; «кочаклама» — форма при котором происходит воспевание героических деяний или самих героев, «ташлама» — вид при котором критикуется общественные или человеческие пороки, «агыт» это поминальное песнопение.
     
    Дастан

    Жанр, известный не только в восточной, но и западной поэзии (в том числе и народной). В «дестанах» ашуги повествуют о героических деяниях, любовных историях, важных исторических событиях. В стилистическом и слоговом отношениях во многом напоминают «кошма», однако отличаются от последних количеством четверостиший, тематикой, смыслом и музыкальной темой.
     
    Устаднаме

    Традиционные темы состоят из песен-наставлений и песнен-нравоучений.
     
    Гюзеллеме

    Гюзеллеме это один из подвидов «Гошма» в нем происходит описание природных красот или восхваление замечательных человеческих свойств.
     
    Исполнение
     
    Саз—главный инструмент ашуга

    У азербайджанских ашугов манеры исполнения отличаются по специфическим особенностям местного творчества. К примеру, ашуги, представляющие каждый из регионов Гянджа, Кельбаджар, Газах, Товуз, Борчалы, заметно отличаются своим индивидуальным мастерством и с особой стойкостью берегут традиции ашугского искусства. Часто исполнение ашуга сопровождает исполнитель на балабане и ансамбль духовых инструментов, но основным музыкальным инструментом ашуга является саз. Основные азербайджанские народные инструменты: тар, деф (в трио мугаматистов), саз (в творчестве ашугов), нагара, гоша-нагара (в праздничных обрядах). По творческим способностям ашуги различаются:
    1. Ашуг-поэт в народе «Уста ашуг» (ашуг-мастер) — сочиняет дастаны, каравелли, стихи, создает песни, поет и играет на сазе, исполнение сопровождает танцевальными движениями.
    2. Ашуг-инструменталист. Распространяют произведения знаменитых ашугов, поют и играют на сазе, иногда пританцовывая.
    3. Ашуг-рассказчик иногда выступает один (соло), аккомпанируя себе на сазе также ашуга может сопровождать дудукист, который, пританцовывая, движется рядом с ним.
     
    Ашуг Алескер, ашуг XIX—XX вв.

    В современном Азербайджане профессиональных ашугов разделяют на две категории: ашуги-исполнители и ашуги-поэты. Ашуги-исполнители, будучи профессиональными сказителями, не занимаются поэтическим творчеством. Благодаря своим индивидуальным способностям и тонкому пониманию специфики родного фольклора они вносят различного рода вариации и изменения в свои дастаны и сказания, особенно в их прозаические формы. А ашуги-поэты, наоборот, наряду со сказительской деятельностью, занимаются еще и поэтическим творчеством. В Азербайджане таких ашугов называют устадами, что в переводе с азербайджанского языка означает «выдающийся мастер». Устады имели свои школы, где обучали своих учеников азам ашугского творчества. К Устадам можно отнести таких одаренных поэтов, как Гурбани (XVI в.), Ашуг Аббас из Туфаргана (XVII в.), Хесте Касум (XVIII век), Ашуг Валех (XVIII в.), Ашуг Алескер (1821—1926), Ашуг Гусейн из Бозалгана (1875—1949,) Саят-Нова и многих других. Они оказали огромное влияние не только на ашугскую поэзию, но и на всю письменную литературу Азербайджана.
     
    Современные исполнители

    В Азербайджане одной из самых знаменитых ашугов является народная артистка Азербайджана Дадашева, Бриллиант Сулейман кызы а также ашугом является депутат парламента Азербайджана выходец из Борчалы (Грузия), Зелимхан Ягуб, также Ашуг Зульфия, Ильхам Аслан, Али Товузлы и другие.
     
    Период железного занавеса

    Начиная с 30-х годов ашугская музыка, как и вся народная музыкальная культура народов СССР, попадает под жесточайший контроль государства, и тем самым переживает свои наихудшие времена. На долгие годы перекрывается доступ азербайджанской национальной музыки на международную арену. В сознании людей ашугская музыка и мугам насильно утверждается как примитивное искусство, что, однако, не смогло понизить интерес большей части интеллигенции к устной музыкальной традиции.
     
    Возрождение ашугской музыки

    В семидесятых годах XX века мугам стал возрождаться благодаря усилиям ЮНЕСКО, под эгидой которого в 1971 году в Москве, в 1973 году в Алма-Ате и в 1978 и 1983 гг-х в Самарканде прошли первые международные симпозиумы и фестивали традиционной музыки.

    Ашуги на празднике Новруз в Баку

    В июле 2004 года во дворце культуры имени Узеира Гаджибекова города Сумгаит состоялся праздник ашугской музыки «Сазын, созюн сехриня гял !». Фестиваль был организован по инициативе городского отделения «Объединения ашугов республики» праздник удался на славу. На концерте выступали такие ашуги и поэты, как Али Товузлы, Ильхам Аслан, а также члены меджлиса «Пери гызлар» Тэлли Борчалы, Кямаля Губадлы. Они продемонстрировали высокое мастерство импровизации и знание фольклора.

    Председателем сумгайытского отделения Объединения ашугов Азербайджана является поэтесса Ганира Мехтиханлы. В городе свыше 20 ашугов — профессионалов, увлеченных этим народным искусством. Они активно участвуют в пропаганде ашугской музыки, выступают с шефскими концертами на предприятиях, в воинских частях.

    Мировое признание

    После обретения Азербайджана независимости стало возможным пропаганда культуры Азербайджана в мире, для этого азербайджанским ашугам оказывается государственная поддержка и организуются гастроли по всему миру.
    В мае 2009 года в Лувре состоялся концерт азербайджанских ашугов при поддержке фонда Гейдара Алиева.
    2 февраля в Музейном центре состоялась презентация диска «Антология азербайджанской ашугской музыки».
    В ноябре 2009 года азербайджанские ашуги выступили в городе Дербенте на музыкальном фестивале, в котором приняли участия музыканты из разных стран.
    Осенью 2009 года в Лондоне в рамках дней Азербайджана в Великобритании на концерте также выступили азербайджанские ашуги.
    Во Франции выходец из Азербайджана Фредрик Газахбейли создал музыкальную группу «Газах» и включил в её программу ашугскую музыку. Один из солистов группы француз Мелука Обри озвучил песню Микаила Азафлы «Аманды». Песни войдут в альбом «La fibre». В первый их альбом «Фото» был внесен синтез азербайджанской и французской национальной музыки
                                      

                                                                                                  

    Категория: Музыка | Добавил: Admin (21.01.2011)
    Просмотров: 4693 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024
    Реклама
    M.Maqamayev.Azerib
    Погода
    Статистика
    Яндекс.Метрика