Вторник, 23.04.2024, 10:22          
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Общая информация [1]
Традиции и Обычаи [9]
Народное творчество Азербайджана [1]
Литература [11]
Музыка [10]
Театр [21]
Кино [10]
Изобразительное искусство [9]
Архитектура [26]
Композиторы Азербайджана [39]
Крепости Азербайджана [14]
Певцы ; певицы и Ханенде Азербайджана [67]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 220
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Программы для всех
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Форма входа
     Каталог статей
    Главная » Статьи » Культура Азербайджана » Традиции и Обычаи

    Новруз Байрам

    В Азербайджане с 20 марта празднуют Новруз Байрам, знаменующий собой завершение зимы и наступление весны. Согласно решению правительства, праздник будет отмечаться с 20 по 28 марта - эти дни объявлены нерабочими.
    Пробуждение жизни, природы начинается с Новруза, и азербайджанский народ отмечает его очень торжественно - даже за месяц до его прихода. Так, по вторникам каждой недели отмечаются Су, Од, Торпаг и Ахыр чершенбе - соответственно, ритуальные вторники Воды, Огня, Земли и Последний (предпраздничный). Согласно народным сказаниям, в первый вторник обновляются и приходят в движение вода и водные источники; во второй вторник с помощью огня, в третий - земли, в четвертый - ветра набухают почки на деревьях, все это предвещает приход весны. По традиции, в первый день праздника все должны находиться дома. В народе говорят: "Если в первый день Новруза не будешь дома, то семь лет не видать тебе дома". В древности, как правило, двери не запирались. В первый день Новруза всю ночь горит свет, погасший огонь, отключенный свет - признаки несчастья.Отмечая Новруз, крестьяне определяют, как пройдет наступивший год: будет он засушливым или дождливым, станет ли плодородным. По традиции, первый день Новруза считается весной, второй - летом, третий - осенью и четвертый - зимой. Если первый день будет без ветра и дождя, значит, этот год будет удачным для сельскохозяйственных работ. Напротив, если будет ветер - значит, вся весна пройдет так. В остальные три дня таким же образом узнают, как пройдут лето, осень и зима.


       В седую древность уходит история Азербайджана. В быту, в образе жизни азербайджанцев представлены, так же, как и в его истории, многие обычаи и обряды, связанные с идеологией различных эпох.
       Одной из интересных народных традиций азербайджанцев является праздник Новруз (в переводе - «новый день») - праздник весны, радости, веселья, обновления природы. Этот праздник по существу не носит религиозного характера. В древнейшем литературном памятнике огнепоклонников «Авесте» (VI век до н.э.) описывается пробуждение природы в день 21 марта григорианского календаря, что соответствует первому фарвардина в летоисчислении («хиджра»). Отсюда и название праздника «праздник фарвардина» в ирано-язычных источниках. Азербайджанцы перед празднованием самого Нозруза, обычно отмечают ряд предыдущих дней, являющихся как бы подготовкой перед проведением больших торжеств по случаю окончания Старого и наступления Нового года. Одним из этапов в подготовке к празднику является день «ахыр чершенбе ахшамы». Это последний вторник последней недели года. В этот вечер каждая семья должна на крыше своего дома зажечь столько факелов, сколько человек проживает в данной семье, разжигаются костры. Все, от мала до велика, должны перепрыгнуть через горящий костер, произнося при этом следующие слова: «Все мои невзгоды тебе, а твою радость мне». (Буквально: «Мою желтизну тебе, твой багрянец мне»). При этом ни в коем случае нельзя заливать огонь водой. После того как костер погаснет, девушки и юноши собирают золу и высыпают ее на окраине селения или на дорогу. 

    Это как бы символизирует, что невзгоды всех, кто перепрыгнул через костер (ведь костер «принял» их невзгоды и «отдал» им «радость»), были уничтожены и выброшены далеко за пределы дома. Для того, чтобы незамужние девушки были счастливыми, в глиняный кувшин с водой днем бросают «черные» монеты и вечером перед закатом солнца эту воду выливают вместе с монетами с крыши дома на улицу. Это означает, что все «черные» монеты - знак несчастья - выбрасываются подальше от дома, где еще живут незамужние девушки, т. е. девушки, для которых еще не открылись так называемые «двери счастья».
    Данный обряд можно выполнить, просто выливая воду на улицу перед закатом солнца. При исполнении того или иного обряда не следует оборачиваться назад, т. к. несчастье может вернуться обратно и мечта останется неосуществленной. В этот вечер все девушки, которым пора выходить замуж, вешают себе на грудь какой-нибудь замочек и перед закатом солнца выходят на перекресток четырех дорог, произнося: «Эй, мое счастье, приди ко мне, открой замок и освободи меня».
    До наступления темноты в день «ахыр чершенбе» азербайджанские девушки и юноши обычно подходят к дверям соседей и «подслушивают» их разговор, а затем, исходя из первых услышанных слов, делают выводы об исполнении их желаний, которые они загадали. Вечером, если в семье есть больной, берут любую посуду с ложкой и стучат ею по посуде у дверей соседей. Сосед, услышав звуки, обязан подать стучащему какое-нибудь угощение или деньги. Если была подана пища, то ее затем дают больному, если же были поданы деньги, то на них покупают продукты и готовят еду для больного. Считается, что она должна способствовать его исцелению. Исполнение данного обычая а последний вторник старого года не зависит от материального состояния семьи больного и носит символический характер.
    В тот же вечер многие, к примеру, в Южном Азербайджане наливают в кувшин чистую воду, и каждый член семьи бросает в кувшин с водой какой-нибудь предмет, после чего кувшин выставляется наружу со стороны киблы, т. е. Мекки. Утром на следующий день все члены семьи собираются, и, как правило, открывая книгу Хафиза (сборник стихов известного персидского поэта, уроженца Шираза), вытаскивают из кувшина по одному предмету и, соответственно, начинают гадать с помощью газелей Хафиза. Если их содержание хорошее и соответствует мечте или желанию лица, опустившего данный предмет в кувшин, значит, его мечта или желание сбудется в новом году. Последний день старого года (соответствует 20-му числу марта) также считается у азербайджанцев праздником и называется «день накануне праздника» или «праздник накануне» Нового года.

          Но вот наступает и сам праздник — Новруз. К нему все, от мала до велика, готовятся очень тщательно. Как правило, все должны иметь новую одежду.
    С древнейших времен в Новруз шесть дней не работали, даже крестьяне не проводили никаких полевых работ. Они были посвящены только встречам и веселью, и эта традиция, установившаяся в Южном Азербайджане, в основном не нарушается и сегодня. Автор долгие годы работал в Иране, неоднократно посещал Южный Азербайджан и видел воочию, какое интенсивное движение на дорогах страны наблюдается в праздничные дни.
    С обретением независимости в Азербайджане официально празднуют Новруз, и этот день не является рабочим днем. В первый день Нового года принято вставать рано. Там, где это возможно, люди стремятся пойти к реке или роднику: умываются, брызгают водой друг на друга. Ведь вода — символ чистоты и свежести. Тем самым все желают друг другу хорошего и счастливого Нового года. После там же угощают друг друга сладостями. В этот день утром необходимо съесть что-нибудь сладкое, к примеру, мед, или если его нет — сахар. После чего следует понюхать ароматный дым, что является символом освобождения от «злых духов». Много внимания азербайджанцы уделяют и подготовке праздничного стола. Как правило, каждая семья, накрывая праздничный стол, помнит о том, что на столе должна стоять пища, состоящая из семи блюд, название которых начинается с буквы «с». На столе должны быть сумах, скэд — молоко, сирке — уксус, семени — специальная каша из пшеницы, сабзи —-зелень и т. д. Кроме перечисленных блюд на стол ставятся зеркало, свеча и крашеное яйцо. Все перечисленное имеет глубоко символическое значение : свеча— свет или огонь, который оберегает человека от злых духов, зеркало —знак ясности или установления времени наступления Нового года. В мифологии многих народов, населяющих нашу планету, земной шар держится на рогах громадного быка. В течение года этот мифический бык устает и перебрасывает земной шар с одного рога на другой, после чего по преданию и наступает Новый год. Для того, чтобы установить завершение старого года и наступление первого дня нового азербайджанцы и ставят крашеное яйцо на зеркало. И как только яйцо качнется, значит, бык «перебросил» земной шар на другой рог и наступил Новый год. Все сидящие в это время за столом, увидев символическое раскачивание яйца на зеркале, поздравляют друг друга, целуются, обнимаются и желают друг другу счастья, здоровья, успехов.
    В день встречи Нового года семья жениха непременно должна отправить подарки в дом невесты — сладости, золотые и серебряные изделия, отрезы и др. Естественно, семья невесты со своей стороны оказывает соответствующие знаки внимания дому жениха. Обмен подарками между семьями происходит в торжественной обстановке.
    Все женщины в этот день красят волосы хной, делают маникюр. Если же в какой-нибудь семье траур, то близкие, родственники или соседи приглашают женщин для праздничного мытья в бане, делают женщинам маникюр и окрашивают их волосы. Данный обычай должен означать, что семья смыла траур и несчастье, обрушившееся на нее в прошедшем году, и уже имеет право наравне со всеми встречать Новый год и веселиться.
    Как правило, в праздничные дни наружные входные двери не запираются. Этим дают понять, что семья дома и рада встретить гостей. Что касается детей, то мальчики и девочки, посещая знакомых и родственников, оставляют на пороге шапки или мешочки для праздничных подарков.
    В первый день Нового года в каждой семье всю ночь должен гореть свет. Это знак благополучия, тушить огонь ни в коем случае нельзя, т, к. это является признаком несчастья.
    Празднование Нового года завершается днем на 13-й день Новруза Все должны выйти из дому или выехать за город, или на окраину села и провести весь день на лоне природы и этим освободиться от невзгод числа «13», которое азербайджанцы считают «невезучим». Люди как бы стараются оставить в поле всевозможные невзгоды, которые могут случиться за год, а к вечеру возвращаются домой. Последний, 13-й день Нового года, завершается старинными играми — скачками на верблюдах и лошадях, различными молодежными и детскими играми, соревнованиями, в которых участвуют наравне с мужчинами женщины и девушки. Древний праздник весны— Новруз байрамы — является Общенародным, знаменательным и самым красивым праздником азербайджанцев.


    М. ГАДЖИЕВ,
    старший научный сотрудник
    Института языкознания АН Азербайджана.
    Газета "Вышка"



    С древнейших времен, с момента наступления весеннего равноденствия, 20-21-22 марта азербайджанский народ отмечает Новруз-Байрам – праздник, знаменующий приход нового астрономического года. По мнению ученых, история этого праздника восходит к Древней Месопотамии, где возникли знаменитые центры культуры – Шумер, Вавилон, Ассирия. В Вавилоне Новый год отмечался 21 дня нисану (март-апрель), и праздник продолжался 12 дней, причем к каждому дню были приурочены свои ритуалы, представления и развлечения. Происхождение праздника Новруз также связывают с самой древней монотеистической религией – Зороастризмом. Новруз с персидского означает «новый день», а в тюркских странах праздник Весны ранее именовался Тураном (до сих пор чуваши называют этот праздник как "Тура"), что доказывают древнекитайские летописи и тюркский дастан "Эргенекон", созданный 3 тысячи лет назад. В советское время Новруз Байрамы праздновался неофициально, так как власть запрещала отмечать этот день и даже преследовала за это. Тем не менее многие годы в каждой азербайджанской семье отмечали Новруз Байрамы, сохраняя вековые традиции. Помимо Азербайджана и тюркских народов России, Новруз Байрам считают частью своей культуры народы Турции, Ирана, Пакистана, Афганистана, Казахстана, Туркменистана, Кыргызстана, Узбекистана и даже Индии (в этой стране живут племена геброй, поклоняющиеся огню и тысячелетиями осуществлявшие паломничество в «страну огней» - Азербайджан).

    Любопытно, но и логично, что празднование Нового года у древних народов мира совпадало с началом возрождения природы и приурочено, как правило, к марту. Постановление считать Новый год с месяца "авив" (то есть колосьев), соответствовавшего нашему марту и апрелю встречается в законе Моисея. В Германии, Франции и Англии новолетие перенесли с марта на январь только в XVI-XVIII веках. Несмотря на то, что римляне, также праздновавшие новый год в начале марта, по пожеланию Юлия Цезаря ввели новый (юлианский) календарь ещё в 46 году до Рождества Христова. Месяц январь был назван в честь одного из римских богов – Януса двуликого... В Китае Новый год встречали на исходе зимнего периода вплоть до свержения монархического строя в 1911 году. И на Руси всегда год начинался 1 марта. Но в 1492 году великий князь Иоанн Васильевич III окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября, когда собиралась дань, пошлины, различные оброки. А в 1699 году Петр I издал указ, которым приказал считать началом года 1 января: "Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает". Кстати, добрый образ Дедушки Мороза в России стал символом новогодних праздников всего лишь 100-150 лет назад.

    Праздник Новруз связан с весной, обновлением природы, наступлением теплых дней и началом сельскохозяйственных работ. Значимость этого периода года для жизни людей с древнейших времен породила множество обычаев и обрядов, связанных с магией, культом природы и плодородия, верованиями в умирающую и воскрешающуюся природу. Фактически, подготовка к празднику начинается за месяц до него. Четыре предшествующие празднику вторника называются Су Чершенбе (вторник на воде), Одлу Чершенбе (вторник на огне), Торпаг Чершенбе (вторник на земле) и Ахыр Чершенбе (последний втоорник). По народным поверьям, в первый вторник обновлялась вода и стоячие воды приходили в движение. Во второй – огонь, в третий – земля. В четверый вторник ветер раскрывал почки деревьев, и по народным приметам, наступала весна. Считается также, что человек состоит из этих четырех элементов – воды, земли, воздуха и огня, каждый из которых носит как физиологический, так и метафизический смысл.

    Другие очень интересные обычаи связаны с водой и огнем. Отношение к воде как очищающему средству основано на реальном ее свойстве смывать грязь. В числе связанных с водой обрядов часто упоминается обряд перепрыгивания через проточную воду для очищения от грехов прошлого года. Широко распространено разжигание праздничных костров на улицах, крышах домов, возвышенностях, а перепрыгивание через костер в последний вторник перед Новрузом считается обязательным обрядом для каждого человека. Принято либо прыгать через один костер семь раз, либо по одному разу через семь костров. В древности костры разжигал несовершеннолетний мальчик с помощью огнива. Этот огонь считался чистым.

    Ежегодно готовятся присущие празднику сладости шекер-бура (сдобные пирожки со сладкой ореховой начинкой и пряностями), шор чорейи (слоеная лепешка с пряной начинкой), биши (слоеная, сладкая масляная лепешка), кубинская, гянджинская, бакинская пахлава (слоеное с ореховой начинкой мучное изделие), фесели (масляные лепешки), кульча – сдобный пряный сладкий хлеб, халва из сямяни (проросшей пшеницы).

    Для выращивания "сямяни” (семени) сначала замачивается горсть пшеницы, символизирующая изобилие и достаток, этот ритуал сопровождается песней "Сямяни, храни меня, ежегодно буду растить тебя”. Словно человек обещает этой горсти пшеницы, что они будут оберегать и пестовать друг друга. Церемония приготовления сэмэни называется сэмэни тойу ("свадьба сэмэни") и сопровождается ритуальными песнями и танцами.
    Бытует обычай сажать в Новруз дерево, но ни в коем случае нельзя рубить деревья. Согласно народному верованию, сажать в Новруз тут (шелковица), инжир (фига), каштан – благой знак. Продолжая эту традицию, в современном Азербайджане в дни Новруза закладывают парки, сады, лесополосы.

    Согласно вековой традиции, и сегодня в дни Новруза тех, кто занимается пахотой и земледелием, принято поздравлять "хончой” (угощения, собранные на поднос). Тот, кто собрался построить дом, верит, что его фундамент лучше заложить в дни Новруза, чтобы этому дому всегда сопутствовала удача. Одно из укоренившихся в сознании народа золотых правил Новруза гласит: нельзя в эти дни проклинать, лгать, сквернословить, сплетничать, осуждать – словом, следует остерегаться дурных поступков.

    Статистические данные правоохранительных органов Азербайджана показывают, что в дни Новруза количество совершаемых в стране преступлений резко снижается. Причина этого кроется в продиктованных Новрузом моральных устоях, прошедших испытание временем. Наиболее осуждаемым в дни Новруза недостатком является неряшливость и безалаберность, поэтому в домах наводится порядок и чистота, люди обновляют свою одежду. Неписаным правилом является примирение без посредников всех, кто в ссоре, обиде друг на друга. Считается грехом не прощать тех, кто признает свою вину. Второй день Новруза азербайджанцы называют днем "ата-баба” то есть "отцов-дедов” (родительским) и в этот день принято всей семьей посещать могилы родных и близких.

    Заложенный Зардуштом (Зороастром) еще в древности обряд – в последний вторник накануне Новруза прыгать через разведенный костер, зажигать факелы, ставить на стол горящие свечи – сохранился и в наши дни.

    Прыжки через костер, зажигание факелов сопровождались специальными молениями Новруза, испрашивающими позволение уничтожить в огне боль, горе, неудачи, оставить их в прошедшем году.

    В ночь "ахыр чершенбе” и далее в дни Новруза в каждой семье по числу ее членов зажигаются свечи, которые нельзя тушить преждевременно. Одной из укоренившихся традиций Новруза является возжигание травы "узерик” (южное растение рута), якобы предохраняющей от дурного глаза и отрицательной энергии, ее дымом обдают детей, дом, скот, домашних животных.

    В момент наступления нового дня нового года по народному обычаю необходимо выйти из дома во двор или, стоя перед открытым окном, задумать желание.

    Одним из дошедших до нас обрядов Новруза, связанных с хозяйством и скотоводством, является обвязывание красной материей рогов быка, дойной коровы, баранов, выделенных для свадьбы. В Новруз нельзя закалывать лошадь, убивать собак, даже змей.

    В Новруз собирают подснежники, ландыши, фиалки, вьют венки из полевых цветов, вплетают цветы в волосы, собирают холодянку (дикую мяту). В то же время запрещается приносить в дом нарциссы.

    Ашуги и народные певцы "ханенде” исполняют песни, проводятся свойственные Новрузу игрища - канатоходцы демонстрируют свое искусство, пехлеваны (народные борцы) меряются силой, на площадях разыгрываются спектакли. Среди них широко распространен и исполняется в весенние дни по всему Азербайджану комический спектакль "Кёс-кёса”.

    В последний вторник перед Новрузом дети стучатся в двери соседских домов, кладут шапки или небольшие мешочки у порога, или закидывают их через забор и прячутся. Хозяева же этих домов должны вернуть шапки с праздничными лакомствами.

    В Новруз в каждом доме обязательно готовятся различные кушанья, причём среди них обязательно должен присутствовать праздничный плов (азербайджанская кухня насчитывает более ста видов плова). Есть обычай красить сваренные яйца и проверять их в игре на прочность.

    Один из дошедших до нас обычаев касается лошадей. В эти дни о всех домашних животных проявляется особая забота – по сравнению с обычными днями им подбрасывается лучший корм, лошадей же украшают. В сельской местности проводятся конные состязания, игры в "човган”. В Новруз остерегаются давать в долг, чтобы не лишить дом достатка. В то же время существует неписаный обычай - в дни весеннего праздника одаривать людей праздничной "долей” (Новруз пайы). В поднос укладываются праздничные лакомства, сямяни, свечи, хонча и отсылается соседям и друзьям. Этот поднос не положено возвращать пустым, так как в этом случае, по народному верованию, дом лишится достатка. Поэтому получившие хончу, возвращают посуду, но уже с другими праздничными угощениями, в соответствии со своим вкусом и возможностями.

    В Азербайджане существует еще один, дошедший из глубины веков, обычай Новруза – ночью в горах молодежь разводит костры и бодрствует до утра. Обычай этот называется "Встреча Солнца”. До рассвета, пока не взойдет солнце, молодые люди хором исполняют песню "Годухан”.

    Немаловажно, что новогодние подарки желательно подносить не только азербайджанцам, но и представителям других наций, и религий, чтобы и они смогли разделить радость праздника Новруз.

    Новруз в Азербайджане всегда был праздником земли, пробуждения природы, нравственной чистоты, равенства. Но изначально и по сей день это в первую очередь праздник Солнца и его земного подобия - Огня.

    Автор: Асим Гаджиев

    Категория: Традиции и Обычаи | Добавил: Admin (16.03.2011)
    Просмотров: 16101 | Рейтинг: 5.0/3
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024
    Реклама
    M.Maqamayev.Azerib
    Погода
    Статистика
    Яндекс.Метрика