Воскресенье, 18.11.2018, 03:31          
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Религия в Азербайджане [2]
Огнепоклонники [2]
Иудаизм в Азербайджане [6]
Христианство в Азербайджане [6]
Ислам в Азербайджане [8]
ВЕРА БАХАИ в АЗЕРБАЙДЖАНЕ [1]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 214
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Программы для всех
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Форма входа
     Каталог статей
    Главная » Статьи » Религия Азербайджана » Иудаизм в Азербайджане

    Горские евреи

    Го́рские евре́и (самоназвание — жугьур [джуhур], мн. ч. жугьургь, более традиционно также гьивр) — субэтническая группа евреев Восточного Кавказа. До середины XIX века жили преимущественно на юге Дагестана и севере Азербайджана, впоследствии стали расселяться сначала в города на севере Дагестана, затем в другие регио

    Общие сведения

    Говорят на диалектах татского языка иранской ветви индоевропейской семьи (в совокупности называемых также еврейско-иранским языком распространены также иврит, русский, азербайджанский, английский и другие языки, в диаспоре практически вытеснившие родной язык.

    Общая численность около 110 тыс. чел.(2006, оценка), из них:
    в Израиле — 50 тыс. чел.;
    в Азербайджане — 37 тыс. чел. (по другим оценкам — 12 тыс.), из них около 30 тыс. в самом Баку и 4000 в Красной Слободе;
    в России — 20 тыс. чел. (2006, оценка), в том числе в Москве — 10 тыс. чел., в районе Кавказских Минеральных Вод (Пятигорск) — 7 тыс. чел., в Дагестане — ок. 2 тыс. чел
    Горские евреи живут также в США, Германии и других странах.

    Делятся на 7 локальных групп:
    нальчикские (нальчигё) — Нальчик и близлежащие города Кабардино-Балкарии.
    кубанские (губони) — Краснодарский край и часть Карачаево-Черкессии, большая часть кубанских евреев была убита, сначала во время раскулачивания, позже во время холокоста.
    кайтагские (кайтоги) — Кайтагский район Дагестана, особенно в Тубенауле и Маджалисе;
    дербентские (дарбанди) — Дербентский район Дагестана, включая село Нюгди.
    кубинские (губои) — север Азербайджана, в основном в посёлке Красная Слобода (Кырмызы Кесебе);
    ширванские (ширвони) — северо-восток Азербайджана, в прошлом село Мюджи Шемахинского района, а также в Баку;
    варташенские — города Огуз (ранее Варташен), Гянджа, Исмаиллы, Шемаха (около 2000 чел.).
    грозненские — города Грозный , (около 1000 чел.).


     История

    По лингвистическим и историческим данным, евреи начинают проникать из Ирана и Месопотамии в Восточное Закавказье не позже середины VI века н. э., где они селились (в его восточных и северо-восточных районах) среди населения, говорящего по-татски, и переходили на этот язык, вероятно, в связи с подавлением восстания Мар Зутры II в Иране (одновременно с движением маздакитов) и поселением его участников в новых укреплениях в районе Дербента. Еврейские поселения Кавказа были одним из источников иудаизма в Хазарском каганате. В состав горских евреев вошли также более поздние переселенцы из Ирана, арамееязычные курдистанские евреи.

    Наиболее ранние материальные памятники горских евреев (надгробные стелы в районе города Маджалис в Дагестане) относятся к XVI веку. Существовала сплошная полоса поселений горских евреев между Кайтагом и районом Шемахи. В 1742 году горские евреи были вынуждены спасаться от Надир-шаха, в 1797—1799 — от Казикумухского хана. Вхождение Кавказа в состав России спасло их от погромов в результате феодальных междоусобиц и насильственного обращения в ислам. В середине XIX века горские евреи поселяются за пределами первоначальной этнической территории — при русских крепостях и админстративных центрах на Северном Кавказе: Буйнакске (Темир-Хан-Шуре), Махачкале (Петровск-Порт), Андрей-ауле, Хасавюрте, Грозном, Моздоке, Нальчике, Джегонасе и др.

    В 1820-е годы отмечены первые контакты горских евреев с российскими евреями-ашкеназами, упрочившиеся в конце XIX века в процессе развития Бакинского нефтедобывающего района. В конце XIX века началась эмиграция горских евреев в Израиль. Впервые учтены как отдельная общность в переписи 1926 года (25,9 тыс. чел.). В 1920—30-е годы развивались профессиональная литература, театральное и хореографическое искусство, пресса. В середине 20-х годов XX века в Дагестане горские евреи проживали в селах — Ашага-араг, Мамраш (теперь Советское), Хаджал-кала, Хошмензиль (теперь Рубас), Аглоби, Нюгди, Джараг и Маджалис (в еврейской слободе). В этоже время была предпринята попытка переселения части горского еврейского населения в Кизлярский район. Там были образованы два переселенчиских поселка имени Ларина и имени Калинина, но большая часть жителей этих поселков вымерла.[источник не указан 310 дней] Татский язык в 1938 году провозглашён одним из 10 официальных языков Дагестана. С 1930 года создаются горско-еврейские колхозы в Крыму и Курском районе Ставропольского края. Все их жители погибли во время Холокоста в конце 1942 года. В послевоенное время преподавание и издательская деятельность на еврейско-татском языке прекращается, в 1956 году в Дагестане возобновляется издание ежегодника «Ватан советиму». Тогда же начинается поддержанная государством политика «татизации» горских евреев. Представители советской элиты, главным образом в Дагестане, отрицали связь горских евреев с евреями, регистрировались в официальной статистике как таты, составив подавляющее большинство этой общности в РСФСР.

    Еврейское кладбище в Нальчике,

    1993

    В 1990-е годы основная часть горских евреев эмигрировала в Израиль, Москву и Пятигорск. Сохраняются незначительные общины в Дагестане, Нальчике и Моздоке. В Азербайджане в посёлке Красная Слобода (в черте города Куба) (единственное в диаспоре место компактного проживания горских евреев) воссоздаётся традиционный образ жизни горских евреев. Небольшие поселения горских евреев появились в США, Германии, Австрии. В Нью-Йорке (Бруклин) издаётся газета на русском и еврейско-татском языках.

    В Москве община насчитывает несколько тысяч человек.

    Традиционная культура

    До середины XIX века основным занятием были садоводство, табаководство, виноградарство и виноделие (особенно в Кубе и Дербенте), выращивание марены для получения красной краски, рыболовство, кожевенное ремесло, торговля (главным образом тканями и коврами), работа по найму. По материальной культуре и социальной организации близки к другим народам Кавказа.

    До начала 1930-х годов поселения состояли из 3-5 больших 3-4-поколенных патриархальных семьей (свыше 70 чел.), каждая занимала отдельный двор, в котором каждая нуклеарная семья имела свой дом. Большие семьи, происходившие от общего предка, объединялись в тухумы. Бытовало многожёнство, помолвки в младенчестве, выплата калыма (калын), обычаи гостеприимства, взаимопомощи, кровной мести (в случае неисполнения кровной мести в течение трёх дней семьи кровников считались родственниками].

    В городах жили в отдельных кварталах (Дербент) или предместьях (Еврейская, ныне Красная слобода г. Кубы). Существовали 2 ступени раввинской иерархии: рабби — кантор и проповедник в синагоге (намаз), учитель в начальной школе (талмид-хуна), резник; даян — выборный главный раввин города, председательствовавший в религиозном суде и руководивший высшим религиозным училищем-иешивой. В сер. XIX века российские власти признавали даяна Темир-Хан-Шуры главным раввином горских евреев северного Кавказа, а даяна Дербента — южного Дагестана и Азербайджана.

    Сохраняются иудейские обряды, связанные с жизненным циклом (обрезание, свадьба, похороны), праздники (Пасха — Нисону, Пурим — Гомуну, Суккот — Араво и др.), пищевые запреты (кашер).

    Фольклор — сказки (овосуна), которые рассказывали профессиональные сказочники (овосуначи), песни (ма’ани), исполняемые автором (ма’ниху) и передававшиеся с указанием имени автора.
     
    Музыка


    Музыкальная культура горских евреев - сложная многосоставная часть духовного наследия народа, в которой своеобразно запечатлен его этногенез, его историческое развитие и современное состояние, включая комплексное проживание отдельных групп этноса в России, Азербайджане, Израиле и США. Самая популярная певица которая поет на языке Горских Евреев - Аян Бабакишиева. Аян, единственная певица которая поет профессиональные , композиторские песни na Джуури. Ее песня "Nigaranam (Dul e pese)" стала хитом.


    Известные представители
    Абрамов, Евда Сасунович — депутат парламента Азербайджана
    Абрамов, Шетиель Семёнович (1918—2004) — Герой Советского Союза[3]
    Адам (Адамович), Иекутиэль (1927—1982) — израильский генерал, заместитель начальника Генерального Штаба Армия обороны Израиля
    Агарунов, Альберт Агарунович — Национальный герой Азербайджана
    Амалдан Кукуллу (Амал Данилович Кукулиев) — писатель[4]
    Амирамов Ефрем Григорьевич (род. 11 апреля 1956 года, Нальчик, Кабардино-Балкарская АССР, РСФСР, СССР) — поэт, композитор, исполнитель песен и телевизионный продюсер
    Бабаев Леонид Измаилович — коннозаводчик
    Аян Бабакишиева — азербайджанская эстрадная певица
    Гаврилов Борис Гаврилович (1908—1990) — поэт, писатель, драматург, автор первых азбуки и букваря на горско-еврейском языке (1940, дербентский диалект)
    Гаврилов Михаил Борисович (род. 29 декабря 1926 года) — поэт, писатель, первый главый редактор горской еврейской газеты «Ватан» (Дагестан), первый главый редактор «Кавказской газеты» (Израиль), заслуженный работник культуры Дагестана
    Гадилов Рахмани Бен Гадиил (1902—1995) — главный раввин города Дербента (1963—1993)
    Гилилов, Илья Менделевич — литературовед, автор книги «Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна великого феникса»
    Дадашев, Михаил Борисович — писатель, автор русско-татского (горско-еврейского) словаря
    Дивилов, Семён (Залман) Ихиилович (1914—1988) — учёный-экономист, член коллегии ГОСПЛАНа Азербайджана
    Елизаров, Матвей Сафаилович — азербайджанский бизнесмен и меценат, вице-президент Всемирного Конгресса Горских Евреев
    Мушаилов Мушаил Ханухович — художник-живописец, член Союза художников СССР и Израиля
    Мирза Хазар — радиожурналист, публицист, переводчик Библии на азербайджанский язык
    Жасмин (Сара Львовна Манахимова) — певица
    Илиев, Зарах — московский предприниматель, владелец рынков
    Илизаров, Гавриил Абрамович — известный хирург-травматолог
    Иллазаров, Исай Иллазарович (1920—1944) — Герой Советского Союза[5]
    Исмаилов, Тельман Марданович — российский и турецкий предприниматель
    Год Нисанов — крупный московский бизнесмен, владелец торговых центров[6]
    Нисанов, Хайям — азербайджанский эстрадный певец
    Семендуева, Зоя Юноевна — еврейская советская поэтесса
    Сарит Хадад (Сара Ходедтов) — израильская певица
    Худатов, Манашир Иосифович (1945—2004) — художник, оформитель, автор портретов Расула Гамзатова
    Юсуфов, Игорь Ханукович — министр энергетики России (2001-2004)
    Яркони, Яффа (девичья фамилия: Абрамов) — израильская певица
    Категория: Иудаизм в Азербайджане | Добавил: Admin (11.02.2011)
    Просмотров: 1906 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2018
    Реклама
    M.Maqamayev.Azerib
    Погода
    Статистика
    Яндекс.Метрика