|
|
Каталог статей |
|
Иудаизм в Азербайджане
История
Класс в еврейской школе в Кубе (1920 год)
История
иудаизма в Азербайджане насчитывает около 1300 лет. Самые ранние
упоминания об иудаизме были найдены при раскопках в районе города Баку в
1990 году археологами под руководством Р. Геюшова. При раскопках были
обнаружены остатки ерейского квартала и Шабранской синагоги, датируемой
VII веком нашей эры
В конце XII века монгольские ханы
(Ильханиды) превратили Азербайджан в одну из центральных областей своей
империи. Их религиозная терпимость сделала Азербайджан привлекательным
для переселения многих евреев. Многие евреи занимали видные посты в
рукводстве империи Ильханидов, например еврей Сад ад-Давла, будучи
первым министром Аргун-хана, руководил всей внутренней и внешней
политикой империи. Еврей Лабид бен Аби-Раби возглавлял систему
администрации всего Азербайджана, а Мухаззим ад-Давла был главой
администрации Тебриза.
В XIV веке Азербайджан стал один из
центров активности караимов. Еврейские общины Основная статья:
Еврейские общины Азербайджана
Горская еврейка из Кубы, XIX век
В
Азербайджане существуют три еврейские общины: горских евреев,
евреев-ашкенази и грузинских евреев. В целом численность иудеев
составляет 16 тысяч человек: 11 тысяч горских евреев, из которых около 6
тысяч живут в Баку, 4000 — в Губе и Красной Слободе, и около тысячи — в
других городах; вреев-ашкенази насчитывается 4,3 тысячи большая их
часть проживает в Баку и Сумгаите; грузинских евреев в Азербайджане
около 700 человек.
Наиболее древней является община горских
евреев, появившаяся здесь, по мнению большинства историков, более 15
веков назад. В настоящее время горские евреи составляют большинство
среди всей еврейской диаспоры республики. Язык, на котором они говорят —
диалект татского, содержащий много тюркских, персидских и русских слов и
гебраизмы.
По сравнению с евреями-ашкенази, горские евреи более
ортодоксальны в вопросах убеждений . Однако их религия претерпела
некоторые изменения, впитав в себя некоторые горские идолопоклоннические
обычаи и местный фольклор .
Евреи-ашкенази, являясь европейскими
евреями, происходят из средневековой Германии и попали в Азербайджан в
период его вхождения в Российскую империю и СССР.
Община
грузинских евреев хоть и малочисленна, но активна. В 1997 году при
финансовой помощи еврейского комитета «Джойнт» была восстановлена их
синагога.
На территории республики действуют еврейские
организации: агентство «Сохнут», комитеты «Джойнт» и «Ваад-Л-Хетзола»
9
марта 2003 года в Баку открылась новая синагога, а в сентябре — первая
еврейская школа. . Первые официальные курсы иврита были открыты в Азербайджане в 1987
году. В Баку и Губе функционируют 5 еврейских школ, в которых обучаются
1450 школьников.
Иврит преподаётся в Бакинском государственном
университете . В апреле 2001 года Академией наук Азербайджана и
Российским фондом сохранения и развития еврейской культуры была
проведена Международная научно-практическая конференция «Горские евреи
Кавказа», в которой приняли участие ученые из многих стран мира[источник
не указан 116 дней]. Горские евреи и иудаизм Основная статья:
Горские евреи Синагога в Красной Слободе
По религиозным
убеждениям горские евреи являются реббани. Наряду с Ветхим Заветом,
Талмуд и учение раввинов также воспринимаются ими в качестве основных
источников религии. Ввиду того, что горские евреи долгое время не могли
получать высшее духовное образование, Талмуд толковался ими в несколько
искаженном виде; кроме того, они восприняли некоторые воззрения
кавказских народов, связанные с идолопоклонничеством.
Представления,
связанные с Дедей-ол — лесной женщиной, извлекающей и поедающей сердца и
легкие беременных женщин, Змеей-Драконом, покровительствующим
новорожденным, а также обряд разведения костра и перепрыгивания через
него, осуществляемый за две недели до Пасхи, связаны не с иудаизмом, а
местными верованиями. По сравнению с евреями-ашкенази, горские евреи
более ортодоксальны в вопросах убеждений. Евреи, живущие в Азербайджане,
далеки от хасидизма, а также реформистского иудаизма, появившихся с
начала XVIII века среди польских и украинских евреев.
Известные
азербайджанские евреи
Агарунов, Альберт Агарунович —
Национальный Герой Азербайджана. Бабакишиева, Айан (Аян) —
азербайджанская певица. Ванников, Борис Львович — советский
государственный деятель. Трижды Герой Социалистического Труда (1942,
1949, 1954), генерал-полковник инженерно-технической службы (1944). Гинзбург,
Рахиль Соломоновна — актриса, Народная артистка Азербайджанской ССР. Гурвич,
Абрам Соломонович - литературовед и театральный критик, член Союза
писателей СССР, международный мастер по шахматной композиции, судья
международной категории. Гусман, Михаил Соломонович — российский
телеведущий, переводчик. Гусман, Юлий Соломонович — советский и
российский кинорежиссёр, основатель российской кинопремии Ника. Давидович,
Белла Михайловна — известная пианистка и педагог. Далин, Марк
Александрович — советский химик-технолог, педагог, академик АН
Азербайджанской ССР (с 1959). В 1960— 1963 гг. академик-секретарь
Отделения химических наук АН Азербайджанской ССР. Затуловская,
Татьяна Яковлевна — шахматистка, заслуженный мастер спорта СССР (1967),
международный гроссмейстер (1976). Исмаилов, Тельман Марданович —
российский и турецкий предприниматель, руководитель группы АСТ. Ландау,
Лев Давидович — советский физик, Лауреат Нобелевской премии по физики. Левин,
Семен Самуилович — Герой Советского Союза. Мирза Хазар —
радиожурналист, переводчик Библии на азербайджанский язык. Фалькович,
Анатолий Соломонович — советский актёр, Народный артист Азербайджанской
ССР (1972).
|
Категория: Иудаизм в Азербайджане | Добавил: Admin (11.02.2011)
|
Просмотров: 930 | Комментарии: 2
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
|
|
|