Воскресенье, 27.05.2018, 05:17          
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Религия в Азербайджане [2]
Огнепоклонники [2]
Иудаизм в Азербайджане [6]
Христианство в Азербайджане [6]
Ислам в Азербайджане [8]
ВЕРА БАХАИ в АЗЕРБАЙДЖАНЕ [1]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 214
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Программы для всех
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Форма входа
     Каталог статей
    Главная » Статьи » Религия Азербайджана » ВЕРА БАХАИ в АЗЕРБАЙДЖАНЕ

    ВЕРА БАХАИ в АЗЕРБАЙДЖАНЕ

    ВЕРА БАХАИ в АЗЕРБАЙДЖАНЕ

    Вера Бахаи - это независимая всемирная религия, последняя по времени из пророческих (богооткровенных) религий. По распространенности в мире уступает лишь Христианству, насчитывает более 6 млн. верующих, проживающих в 235 странах мира и принадлежащих к 2112 нациям и народностям.

    Об истории Веры Бахаи, о ее начальном периоде, охватывающем времена Баба, Бахауллы и Абдул-Баха и полном драматических событий написано немало. Наиболее полное и компетентное освещение события тех лет нашли в таких книгах как:

    1. Повествование Набиля: Вестники Рассвета.

    2. Шоги Эффенди. Бог проходит рядом.

    3. Дж. Э. Эсслемонт. Бахаулла и новая эра.

    Азербайджан, будучи с1828 г. разделен на Северный и Южный между Россией и Ираном (Туркменчайский Договор), оказался также ареной событий, происходивших в середине XIX в связи с возникновением новой религии. Так, Иранский Шах Мохаммад Каджар в 1847 г. отправляет Баба в крепость Махку, находившуюся в Южном Азербайджане – провинции Ирана. Нескольких дней, проведенных Бабом в Тебризе, столице Южного Азербайджана, перед отправкой в крепость, было довольно, чтобы завоевать расположение и любовь жителей этого города. Власти Ирана, посылая Баба в этот дальний горный уголок страны, считали, что Его влияние сойдет на нет, а Его Вера будет постепенно забыта. Но светильник религии Бога был зажжен, и никто не мог загасить его огонь. Баб, благодаря Своему величию и доброте, вскоре завоевал уважение и любовь как тюремного начальства, так и жителей района. С этого времени новая Вера начала распространяться и в Азербайджане.

    Весть о том, что Баб завоевал расположение жителей Махку, и что Его Вера продолжает распространяться по стране, заставила власти перевести Его в крепость Чехрик. Однако, становилось все более ясно, сто пока Баб жив, остановить Его растущеее влияние нет никакой возможности. Волна насилия прокатилась по всему Ирану. Обвинив Баба в ереси, духовенство подписало ему смертный приговор. 9 июля 1850 г. на одной из площадей Тебриза, на глазах у тысячи людей, Баб был подвешен к стене вместе с Его верным последователем, азербайджанским юношей Анисом, и расстрелян военным полком. В то же время были убиты большинство Его ближайших учеников и истреблены тысячи (более 20 тысяч) Его последователей.

    Самой известной личностью, погибшей во время гонений на бабидов, была азербайджанка, поэтесса Тахира, которая была одной из первых 18 уверовавших в Баба. Это она, впервые в истории Азербайджана, Ирана и других мусульманских стран, согласно принципам новой Веры, один из которых равенство мужчин и женщин, сбросила с себя чадру. Это произошло во время Совещания в Бедаште. Именно здесь Бахаулла назвал Заринтадж (таково ее настоящее имя) Тахирой («Чистая»). Отныне и сам Бахаулла стал известен под этим именем, означающим в переводе с арабского «Слава Бога». Именно на этом памятном совещании были приняты новые законы Эпохи и отвергнуты обычаи прошлого. Здесь Тахира смело сняла чадру и впервые предстала перед своими товарищами с непокрытым лицом. Она обратилась к ошеломленным единоверцам со словами, звучавшими как строки Корана, и провозгласила, что наступает новая эпоха, когда будут отменены прежние законы. Не все были готовы к такой внезапной перемене, некоторые выражали недовольство, но вмешательство Бахауллы восстановило мир между сторонами.

    (Пройдут годы и, примерно, через 70 лет (!), уже при Советской Власти, сбрасывание чадры примет массовый характер, а безымянный памятник на одной из площадей г. Баку женщине, сбрасывающей чадру, станет символом свободы, а для бахаи - памятником Тахире…)

    Цель этой исторической встречи была достигнута. На совещании было провозглашено наступление Эпохи нового мироустройства…

    Баб рассматривал свое Откровение как некое переходное учение. Он утверждал, что когда появится Обетованный, Он принесет людям учение грядущего века… По Его словам: «Тысячекратное прочтение книги Байан несравнимо с прочтением даже одного стиха, написанного Тем, Кого явит Бог…»

    Годом становления Веры бахаи, как самостоятельной мировой религии, считается год 1863, когда сподвижник Баба Мирза Хусейн Али – Бахаулла (1817 –1892) объявил Себя Тем Обетованным, пришествие которого обещано во всех Священных книгах предшествующих религий. Его также преследовало духовенство и шахская власть Ирана, ссылая из одной страны в другую, из одного заключения в другое в течение 40 лет. Сын знатного и богатого иранца, визиря (Мирзы Аббаса, государственного министра) шаха Ирана, Он на Своем опыте познал пытку и темницу, клевету и голод, нищету и предательство. История Его жизни и Веры чрезвычайно драматична.

    Явитель, то есть носитель подлинного Откровения Божиего, Бахаулла в Главной книге, «Китаби-Акдас», сформулировал предписания и заповеди нового закона. Кроме того, Его пером было явлено более 100 томов Писаний на фарсидском и арабском языках, часть которых переведена на английский язык, значительно меньшая часть на русский или другие языки, а большая часть вообще пока остается непереведенной.

    ***

    Сабирабад 1918 г.Развитие Веры Баби в Северном Азербайджане переплетается у самых своих истоков (1844 г.) с зарождением Учения в колыбели Религии – в Иране. В то самое время, когда Баб объявил о своей миссии, один из Его учеников, Молла Садыг Ванандли, объявил о новом Учении в селе Вананд Ордубада (Нахчыван). Ему удалось собрать вокруг себя около десятка тысяч человек. Государство России посылает армию генерала Бехбутова, состоящую из пяти тысяч человек, для его ареста. Хан Нахчывана также был приверженцем шейхидов. (М.С.Ордубади "Хаятым ве Мухитим”, Азербайджан Довлет Нашрийаты, Бакы, 1996).

    Вера Бахаи также, еще при жизни Бахауллы, нашла немало своих приверженцев в Северном Азербайджане, в частности, в Ордубаде, Баку, Балаханах, Гяндже, Барде, Геокчае, Сальянах, Хыллы (нынешняя Нефтечала), Шеки, Шамахе и др. Самой многочисленной общиной была балаханская (сотни), затем бакинская (сотни), гянджинская (десятки), бардинская (десятки), сальянская (десятки), в которых действовали избранные Местные Духовные Собрания Бахаи.

    С 1860 г в селе Хызы отец народного поэта Азербайджана Микаиля Мушвига, Мирза Абдулгадир Исмаилзаде был известен своей деятельностью по распространению Нового Учения и в Баку.

    Великий поэт Азербайджана Мирза Алекпер Сабир (1862-1911, Шамахы), был в тесном контакте с бахаи Балаханов, часто обсуждал с Кербелаи Ибрагимом принципы Веры, и имеются предположения, что принял ее. Не менее известный поэт Сеид Азим Ширвани (1835-1888, Шамахы) выражал в своих стихах симпатии к Вере. Учитель народногоБахаи Сабирабада в 1922-23 гг. поэта Алиага Вахида, один из известных поэтов Кавказа того времени, бахаи Абдулхалиг Юсиф своим благочестивым образом жизни являлся примером для подражания. Гусейн Джавид (1884-1941), видный деятель азербайджанской литературы, поэт и драматург, автор исторических и философских драм, произведения которого преисполнены принципами Веры Бахаи, по некоторым сведениям, принял Веру, находясь в Германии. Основоположник профессионального музыкального искусства Азербайджана, Народный артист СССР, публицист, драматург, педагог и общественный деятель, академик Узеир Гаджибеков (1885-1948) с глубоким пониманием и уважением отметил в одном из своих произведений просветительские стремления приверженцев Веры. Известный миллионер, меценат Муса Нагиев (1849 –1919), построивший в Баку 98 зданий, которые и ныне служат нашему народу, также был приверженцем Веры, являлся почетным членом Духовного Собрания Баку.

    Было много паломников из Азербайджана, посетивших священные места Бахаи – места ссылок, которые затем превратились в центры Веры в Палестине (нынешний Израиль), в городах Акка и Хайфа. Среди них Мешади Гусейн Эюбов (первый бахаи из Шеки) и Кербелаи Ибрагим из Балаханов. (Первым бахаи Балаханов был Кербелаи Имран). Им выпало счастье встретиться в 1914 году с Абдул Баха Аббасом.

    Великий сын тюркского мира - Ататюрк Гази Мустафа (Паша) Камал говорил о необходимости «Единой Универсальной Веры» и «Объединенного Мирового Государства» для достижения Мира на Земле. (Boyuk Nutuk, Cild 2, стр.322-323).

    В 1882 г. в Баку было приобретено здание, известное под названием мусафирхана, по улице Чадровой 216 (ныне М. А. Алиева), служившее Бахаи-центром, в котором собирались около сотни бахаи. Проводились регулярные встречи, занятия по морали, истории Веры, изучали священные Писания и молитвы.

    Детские классы в Балаханы, 19 апреля 1924 г.Однако, нельзя сказать, что распространение Веры в Азербайджане проходило гладко, без проявлений фанатизма и сопротивления со стороны духовенства. Одним из первых шехидов (мучеников за Веру) в Северном Азербайджане был уроженец селения Мардакян вблизи Баку, Молла Садыг, сын известного богослова, приказавшего убить своего сына-"отступника". Сегодня десятки бахаи из различных стран всего мира посещают его могилу. Ему посвящено специальное Послание Абдул Баха, Центра Завета и Главы Веры после вознесения Бахауллы (см. книгу «Ишыга Догру» профессора Азизы Джафарзаде, Бакы, Ширваннешр, 1998).

    Тем не менее, со стороны властей ни до, ни в первые годы после установления в Азербайджане Советской власти общины бахаи не испытывали сколько-нибудь заметного давления и притеснений. У бахаи Баку были тесные связи с бахаи Ашхабада (самой многочисленной общиной на территории СССР, где проживали сотни бахаи, самой высокоразвитой общиной, где в самом начале ХХ века был построен первый в мире Храм Бахаи - Дом Поклонения, позже конфискованный, а затем снесенный Советским правительством), Тбилиси, Москвы и др. городами, где функционировали Духовные Собрания этих городов.

    В наши дни Дома Поклонения имеются на всех континентах, приобретено множество земельных участков для будущего строительства зданий, которым предстоит стать средоточием общинной жизни бахаи. Со временем вокруг Домов Поклонения вырастут школы и колледжи, общежития, дома престарелых, административные центры. Дома Поклонения открыты любому человеку, какую бы веру он ни исповедовал (а также людям, не принадлежащим ни к какой из конфессий ), ибо являются местом, где можно поклониться единому Богу.

    В роковом 1937 году, когда начались репрессии и преследования НКВД всех прогрессивных людей, в том числе духовенства, не обойдены были «вниманием» и бахаи. Около 40 существовавших на тот момент общин бахаи в СССР были поставлены вне закона. С 13-го октября, в течение нескольких ночей, было арестовано Духовное Собрание Бахаи г. Баку и десятки членов общин. Все они были наказаны без суда и следствия. Первым был казнен Председатель Духовного Собрания Гасымов Фарадж Джафаргулу оглы (племянник первого бахаи Сальян Хадим Джавада), окровавленную рубашку которого передали жене Физзе Мурадовой. Она обнаружила её, вернувшись домой, в кастрюле от передачи, на сороковом дне после ареста. Мужественная женщина хранила это в секрете от семьи, от своих шестерых детей от 6 до 16 лет. (Стойкое, преданное поведение ее во время ареста до сих пор вызывает восхищение у многих людей: ведь чекисты дали шанс мужу остаться живым и подписать бумагу об отречении от Веры. Последними его словами, обращенными к жене, были: «Ты должна дать высшее образование всем нашим детям, в первую очередь, девочкам. Физза ханум, пообещав, выполнила завещание мужа; воспитав профессора, кандидата наук - доцента, врачей, будущих членов Духовных Собраний Баку и Азербайджана, физика, и потеряла одного сына-подростка). Национальный съезд Бахаи Азербайджана, 1927 г.

    Это было единственное сообщение о его участи. Около 20 лет о нем не имели никакой информации. Последовали многочисленные письма сына самым высокопоставленным лицам во всевозможные инстанции, вплоть до ООН. После вызова в прокуратуру, а это расценивалось в семье как предполагаемый арест, был вручён документ о реабилитации. Семья «врага народа», так же как и другие многочисленные семьи из Баку, Гянджи, Сальян, Балаханы и Барды, освободилась от этого страшного клейма, упрёков и издевательств сослуживцев и соседей. Отвернувшиеся, испуганные родственники постепенно стали налаживать связи…..

    Бахаи, предполагая о предстоящем аресте, не только не скрывались, но даже завидовали тем, кого уже постигла эта участь. Так, Расул Хасиев, навещая семьи арестованных, говорил, что счастливы те, кому выпала честь отдать жизнь за Веру, а сам он, как и многие другие, с нетерпением (!) ожидал этого дня. Через месяц он также был арестован.

    Многие были заключены в тюрьмы, сосланы в Сибирь или просто пропали без вести.

    В октябре 1938 г. было конфисковано здание Бахаи-центра (об этом можно прочесть в книге Манафа Сулейманова «Эшитдиклярим, охудугларым, гёрдуклярим», Азернешр, Баку, 1996). Ныне в этом здании находится детский сад.

    Группа бахаи из Гянджи и Тифлиса, арестованных в 1949 г.В 1956 г. после реабилитации постепенно прошёл страх, и бахаи, несмотря на давление, находили возможность встречаться, пусть и не все вместе, а на отдельных квартирах, около 10 человек. Начало функционировать Духовное Собрание г. Баку. Не было возможности проводить выборы. Члены Духовного Собрания между собой, но тайным голосованием выбирали члена при возникших вакансиях, а когда по тем или иным причинам, не было возможности доведения их числа до 9, то функционировал состав из 5 человек.

    И вот вновь, в ноябре 1982 года сгустились чёрные тучи и начались однодневные аресты КГБ. Асадову С. Д., Касимова И.Ф. (дважды) и Эюбова И. Г., прямо с места работы и без предупреждений, посадили в машину и увезли. Их допрашивали по 7 часов, писали объяснения более, чем на 10 страницах… Многие из них думали, что не вернутся домой… Трудно было приходить в себя в течение нескольких дней. Они даже запретили говорить кому бы то ни было об аресте. Вновь запреты на встречи друзей, и даже на приветствия «Аллаху-Абха» по телефону. А позже, председатель КГБ СССР В.А.Крючков, в одном из своих выступлений по Центральному телевидению, скажет: «Комитет госбезопасности никогда не вмешивается в религиозные дела»!

    После перестройки, наладились межобщинные связи по территории СССР и с некоторыми зарубежными странами. С 1988 г. активизируются бахаи в Москве и Ашгабаде, а затем и в Баку. Первые межобщинные контакты в Москве и в Ашгабаде, первые гости – Наджи М.А. из Ашгабада, Намдар М. – из Финляндии. Первые поездки за рубеж – Финляндию, Индию, Швейцарию и др., где уже проживали тысячи, миллионы бахаи. Первые переселенцы из США, Ирана, Англии, а также кратковременные визиты из Ирландии, Новой Зеландии, Малайзии, Филиппин, Турции и Италии.

    Первые контакты с Управлением Религии Азербайджана были в конце восьмидесятых годов. Несмотря на то, что в Баку проживали в то время более 20 бахаи, их переполняли недоверие и боязнь, что могут быть аресты… и в результате всего трое решились нанести визит, чтобы заявить о намерении учредить Духовное Собрание Бахаи г. Баку. К концу 1990 г., спустя более 50 долгих лет ожидания, вновь проводятся выборы Духовного Собрания Баку. Затем в течение нескольких месяцев в городах Гянджа и Барда проводятся выборы, возрождаются Местные Духовные Собрания. Через год в Сальяне и в Балаханах вновь уже действуют Духовные Собрания.

    Но история повторяется. В 1992 г. во время ежегодной конференции бахаи, на которой присутствовал представитель Всемирного Центра Бахаи в лице Аматулбаха Рухии Ханум Раббани – самой высокопоставленной персоны, вдовы Хранителя и Главы Веры Шоги Эффенди, а также гости из Германии, Голландии, Франции, США и др., толпа фанатиков ворвалась в помещение, где проходила встреча….

    В настоящее время во многих городах и поселках страны проживают бахаи, а в городах Баку и Сумгаите и в посёлке Балаханы функционируют Духовные Собрания. Уникальная община бахаи Азербайджана объединяет людей разных профессий (профессоров, доцентов, ученых, людей искусства, врачей, учителей, инженеров, рабочих, крестьян, студентов и др.) и национальностей (азербайджанцев, русских, евреев, татар и др.) под Единым Шатром Бахауллы.

    Глубоко символично, что один из наших земляков, родившийся в 1919 г. в Баку Алиулла Нахчивани, сын переводчика переписок между Абдул Баха и Л. Н. Толстым, Мирзы Али Акпера Нахчивани, в течение 40 лет регулярно избирался во Всемирный Дом Справедливости, с самого начала действия этого высшего Духовного и Административного Центра Веры в 1963 году, и лишь недавно объявил о своем уходе в оставку.

    В сегодняшней Хайфе, на горе Кармель, недалеко от Всемирного Дома Справедливости, величественно возвышается гробница Баба, в строительство которой внесли свою лепту бахаи из Баку Уста Али Ашраф и Ага Бала, сыновья Моллы Талида Карима, который был одним из секретарей Бахауллы.

    На Святой Земле много исторических мест, связанных с Северным Азербайджаном, нашими земляками. Потомки этих бахаи и сейчас находятся среди нас. Находясь на Священной Земле, чувствуешь гордость за наш народ, представители которого внесли большой вклад как в покупку земельных участков, так и в строительство зданий Арки и садов Бахаи, знаменитых на весь мир Террас.

    В настоящее время Международное Сообщество Бахаи зарегистрировано при ООН в качестве неправительственной организации с консультативным статусом при разных отделах ООН, в том числе Экономическом и Социальном Совете (ЭКОСОК), Детском Фонде (ЮНИСЕФ), и поддерживает рабочие отношения с ЮНЕП (программа по здравоохранению) и ЮНИФЕМ (программа по женским вопросам). Работа Международного Сообщества Бахаи сосредоточена на правах человека, продвижении женщин, социально-экономическом развитии, охране окружающей среды и нравственном образовании.

    На одной из встреч, организованных при активном участии Международного Сообщества Бахаи при ООН, Всемирного Саммита по социальному развитию «ХАБИТАТ I» (Копенгаген, март 1995 г.), участвовали более 115 глав государств и правительств, в том числе, большая делегация во главе с президентом Азербайджанской Республики Г. А. Алиевым, который подчеркнул: «Впервые в истории главы государств и правительств собрались на форум, цель которого – выработка скоординированной политики для достижения социального благосостояния всех людей мира». В первый день Встречи в верхах, на пленарном заседании было зачитано Заявление Международного Сообщества Бахаи «Путь к Процветанию Человечества»

    На IV Всемирном Женском Форуме в Пекине в 1995 г., в работе которого также непосредственное участие приняло Международное Сообщество Бахаи (и делегация из Азербайджана) было отмечено, что «В прежние времена миром правила сила, и мужчина довлел над женщиной в силу своих более грубых и агрессивных свойств тела и ума. Однако чаша весов смещается: сила теряет свой вес, в то время как его все более набирает живость ума, интуиция, а также такие духовные качества как любовь и служение, которыми сильна женщина. Итак грядущая эпоха будет в большей степени ориентирована на женские идеалы, чем на мужские, точнее, это будет эпоха, в которой мужские и женские элементы цивилизации окажутся в большей степени сбалансированными»

    Международное Сообщество Бахаи выступало с заявлением на пленарной сессии Конференции ООН по вопросам человеческих поселений «ХАБИТАТ II», Стамбул, Турция, июнь 1996. На конференции присутствовали представители 148 наций, 150 бахаи из более чем 25 стран, в том числе, четверо из Азербайджана. НПО совместно с представителями правительств приветствовали и процесс, и результат, говоря о том, что партнерство, выкованное на этой встрече, откроет в будущем новые возможности для развития и изменений и, возможно, новой эры гражданского участия в наших сообществах согласно универсальным принципам любви, честности, умеренности, гостеприимства, смирения, справедливости и единства, которые ведут к социальной цельности и без которых ни одно сообщество не может устойчиво существовать.

    В октябре 2002 г. в Баку состоялась очень представительная Международная конференция ОБСЕ «Роль религии и убеждений в демократическом обществе: поиск путей противостояния терроризму и экстремизму», собравшая около 400 участников из более чем 50 стран мира – государственные делегации, международные организации, в том числе ООН, ОБСЕ и др., религиозные конфессии, неправительственные организации, средства массовой информации. На конференции участвовали также представители Международного Сообщества Бахаи и Азербайджанской общины бахаи.

    Участвуя в международных и межрелигиозных форумах, бахаи стремятся к достижению всеобщего согласия, устранению религиозных, расовых и других предрассудков, которые сегодня являются основной причиной барьеров непонимания между людьми.

    В 1992 г., после принятия Милли Меджлисом Азербайджанской республики Закона о свободе вероисповедания, бахаи Азербайджана получили возможность официально создавать общины. В 1993 году решением Коллегии Минестерства Юстиции Азербайджанской Республики было дано официальное разрешение на деятельность Общины Бахаи г. Баку. В 2002 году в Гос. Комитете по работе с религиозными организациями Азербайджанской Республики Бакинская община прошла повторную регистрацию. В том же году была также зарегестрирована Сумгаитская община Бахаи. Бахаи в Азербайджанской Республике, после демократических преобразований, наряду с другими гражданами, живут полнокровной жизнью.

    Категория: ВЕРА БАХАИ в АЗЕРБАЙДЖАНЕ | Добавил: Admin (12.02.2011)
    Просмотров: 3302 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2018
    Реклама
    M.Maqamayev.Azerib
    Погода
    Статистика
    Яндекс.Метрика