Пятница, 19.04.2024, 08:28          
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Политика [37]
Мировые новости [37]
Новости Азербайджана [22]
Нагорный Карабах [13]
Новости СНГ [10]
Общество [8]
Шоу-бизнес [16]
Криминал [10]
Спорт [6]
Поиск
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 220
Календарь
«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Программы для всех
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Форма входа
     
    Главная » 2011 » Декабрь » 12 » Станислав Тарасов: Вашингтон, Анкара, Ереван и Тбилиси готовят политический сюрприз для Баку
    11:50
    Станислав Тарасов: Вашингтон, Анкара, Ереван и Тбилиси готовят политический сюрприз для Баку
    Турецкая газета Hurriyet Daily News, комментируя встречу в рамках саммита глав МИД ОБСЕ главы МИД Турции Ахмета Давутоглу с швейцарским президентом Мишлен Кальми-Рей в Вильнюсе выступила с заявлением о том, что Анкара пытается реанимировать цюрихский процесс по нормализации отношений между Турцией и Арменией. Газета также утверждает, что Анкара проводит зондаж относительно желания и возможностей Швейцарии вновь сыграть посредническую роль, если Армения и Азербайджан предпримут "прогрессивные шаги в урегулировании карабахского конфликта".

    Но цюрихские протоколы не завязаны на проблему карабахского урегулирования. Она была внесена Азербайджаном, выступившего против нормализации турецко-армянских отношений до тех пор, пока Армения не освободит все азербайджанские районы. Именно Баку предпринял колоссальные политико-дипломатические усилия для того, чтобы сорвать процесс ратификации турецким парламентом этих документов. Поэтому логично выглядели бы действия США по организации политико-дипломатического давления, прежде всего, на Азербайджан с целью - если не снять полностью его претензии к этим документам, - то хотя бы их "модернизировать". Так оно и происходит. Госсекретарь США Хиллари Клинтон в своем заявлении от 9 декабря 2011 года по поводу Международного дня прав человека, говоря о нарушениях в этой сфере, решила упомянуть и Азербайджанскую Республику в качестве одного из негативных примеров. В ответ заведующий отделом внешних связей администрации президента Азербайджанской Республики Новруз Мамедов обвинил Вашингтон в политике двойных стандартов, поскольку Госдеп "практически полностью игнорировал вопрос о нарушенных правах почти 1 миллиона азербайджанских беженцев и вынужденных переселенцев, ставших жертвами армянской агрессии". По его словам, "складывается впечатление, что имеет место неестественная любовь к Армении со стороны Соединенных Штатов". Более того, по мнению Новруза Мамедова, "складывается впечатление, что у США есть какие-то серьезные обязательства перед армянской диаспорой, что заставляет как медиа-структуры, так и официальных лиц, высказывать негативные оценки исключительно об Азербайджане, при этом отзываясь об Армении лишь в положительном ключе".

    Действительно налицо признаки новой политико-дипломатической комбинации, осуществляемой Вашингтоном в Закавказье. Объективно говоря, в Азербайджане не больше и не меньше демократии, чем в других закавказских государствах. Но на сей раз Госдеп главный упор в своей критике сконцентрировал на Азербайджане. А ранее была сорвана встреча представителей армянской и азербайджанской общин Нагорного Карабаха, которую Баку готовил долго и тщательно. Поэтому смысл первого звена готовящейся Западом комбинации, на наш взгляд, заключается в том, что до тех пор, пока в Азербайджане не произойдут политические процессы, которые будут восприниматься США как демократические, вряд ли стоит ожидать прогресса в карабахском урегулировании.

    Второе звено: в западных СМИ заметно увеличивается число публикаций, в которых стали сравнивать президента Азербайджана Ильхама Алиева с его сирийским коллегой Башаром Асадом. Третье звено комбинации: и в бакинских СМИ все больше появляется материалов с критикой внешней политики страны. В частности, недавно газета "Зеркало" обратила внимание на слова главы администрации президента Азербайджана Рамиза Мехтиева о том, что "деятельность стран-членов Минской группы ОБСЕ (МГ ОБСЕ) нельзя считать удовлетворительной". При этом автор публикации констатирует, что критика Мехтиева в адрес МГ ОБСЕ диссонирует с совместным заявлением глав МИД Азербайджана и Армении и стран-сопредседателей Минской группы в Вильнюсе, где выражается поддержка усилиям посредников. Автор также отмечает: "Если Азербайджан призывает перейти к разработке большого мирного соглашения без завершения работы над базовыми принципами, то необходимо заявить, что пакетно-поэтапный подход, которого придерживались сопредседатели в течение семи лет и который, кстати, был поддержан официальным Баку, был ошибочным". То есть речь идет о разрушении Мадридских принципов, являющихся основой нынешнего переговорного процесса по карабахскому урегулированию.

    А что взамен? Так мы выходим на четвертое звено комбинации: в Турции активизировались дебаты по поводу цюрихских протоколов, направленных на нормализацию армяно-турецких отношений. Так побывавший на днях с визитом в Турции вице-президент США Джозеф Байден настойчиво призывал руководство Турции предпринять конкретные шаги в сторону нормализации отношений с Арменией. При этом он предупредил Анкару, что в США сформирована сильная антитурецкая коалиция, состоящая из представителей еврейской, греческой и армянской диаспор, которая в преддверии президентских выборов намерена предпринять еще одну попытку провести через Сенат резолюцию о признании Геноцида армян. Ранее по этой проблематике высказался в Вашингтоне на конференции "Южный Кавказ 20 лет спустя после обретения независимости" помощник заместителя госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Эрик Рубин: "Мы очень долго и упорно работали над процессом примирения Армении и Турции. Мы думали, что нам удастся достичь прогресса. Безусловно, мы добились его посредством переговоров по протоколам о нормализации отношений между странами, которые стали самым прямым и широким диалогом между Арменией и Турцией в течение современной истории. Однако на данный момент процесс заморожен, но мы надеемся на его дальнейшее продвижение. Этот вопрос мы регулярно поднимаем в ходе официальных встреч в Анкаре и Ереване. Воодушевляет то, что правительства двух стран согласны с этим, и об этом говорит не только подписание протоколов, но и официальные заявление сторон о том, что отношения будут нормализованы и нынешняя ситуация ненормальна. Такова политика обеих стран, которой не было еще пару лет назад".

    Более того, Эрик Рубин констатировал: нагорно-карабахский вопрос не является частью официально обсуждаемой проблемы. Это - во-первых. Во-вторых, по его оценке, в ситуации, когда в Турции завершены парламентские выборы, а в Армении предстоят выборы президентские (предстоящие в Армении парламентские выборы Рубин проигнорировал), наступает момент для прорыва в турецко-армянских отношениях. Добавим к этому еще одну загадочную фразу Рубина: "США привержены тому, чтобы помочь продвижению вопроса. И я верю, что чуть приоткрывшаяся дверь начнет открываться намного быстрее".

    Откуда такая уверенность у высокопоставленного американского чиновника, ведь побывавший недавно в Баку с визитом председатель комиссии по внешним связям парламента Турции Волкан Бозкыр заверял своих азербайджанских коллег в том, что он не намерен вносить в повестку дня турецкого парламента цюрихские протоколы: "Нагорно-карабахская проблема является проблемой не только для Азербайджана, но и для Турции. Решение этих вопросов - возврат оккупированных азербайджанских территорий, возвращение насильно изгнанных с этих территорий беженцев - остается и нашей проблемой до тех пор, пока этот вопрос не будет закрыт. Пока эта проблема не решится так, как того желает Азербайджан, Турция не откроет границ с Арменией". Однако заявление турецкого парламентария примечательно не только этим. Он раскрыл некоторые "карты", связанные с подписанием в октябре 2009 года цюрихских документов. По его словам, "подписание протоколов в действительности происходило в условиях поиска ответов на такие вопросы, как "будет ли найден путь к решению проблемы Азербайджана", "может ли быть восстановлен мир в регионе"...". За этими общими фразами турецкого дипломата скрываются тогдашние попытки Анкары и Баку развалить армяно-российский союз, привлекая Армению не только восстановлением отношений с Турцией, но и открытием границ между двумя странами и перспективой вывода ее к портам Черного моря. Тогда не получилось. Что касается нынешнего момента, то налицо дипломатическая вилка: если Турция по каким-либо причинам не устоит под давлением США в деле ратификации цюрихских протоколов, то в этот процесс должна активно вмешаться азербайджанская дипломатия. Как и каким образом, если Баку, вступив на путь ревизии Мадридских принципов, сам выводит в эпицентр большой игры цюрихские протоколы?

    Пятый признак комбинации: по оценке многих экспертов, хотя Анкара на словах проявляет солидарность с Баку по проблемам Карабаха, на деле она постепенно воскрешает "дух Цюриха" - постепенно разводит турецко-армянские отношения и карабахскую проблему. 22-23 ноября в Ереване в рамках проекта USAID "Содействие армяно-турецкому сближению" прошел второй армяно-турецкий бизнес-форум. Около ста предпринимателей из обеих стран говорили о развитии бизнес-связей в условиях отсутствия дипотношений и закрытой сухопутной границы, о создании совместных предприятий и увеличении товарооборота. На этом форуме было отмечено, что в прошлом году товарооборот Армении и Турции составил 212,1 млн. долларов - 4,4% от внешнеторгового оборота Армении. Разве это блокада Армении со стороны Турции? Сегодня торговля между Арменией и Турцией осуществляется в основном через территорию Грузии. Как утверждает армянский политолог Армен Ханбабян, в этом заинтересована Грузия, начинающая более активно выступать в роли "модератора" в армяно-турецких отношениях. Вот почему многие эксперты сейчас гадают о причинах недавних долгосрочных визитов в Грузию сначала главы правительства Армении, а затем и президента - они вместе пробыли в Тбилиси шесть дней. Официально было заявлено, что стороны обсуждали вопросы упрощения пограничных и таможенных процедур на грузино-армянской границе. По факту же речь шла о возможности введения единого трехстороннего армяно-грузинско-турецкого таможенного режима. Такой сценарий фактически укладывается в логику воссоздания условий, прописанных в цюрихских протоколах, но с выводом на первые позиции вместо Азербайджана - Грузии. Таким образом, Тбилиси начал "игру" против Баку.
     
    Наконец, шестой признак комбинации: глава турецкого МИД Ахмед Давудоглу сообщил о готовности Турции обсудить вопрос событий 1915 года с Арменией в рамках совместной исторической комиссии. Говоря иначе, призвал вернуться к тому, что прописано в цюрихских документах. По его словам, подобное обсуждение могло бы положительно повлиять на процесс нормализации армяно-турецких отношений. Подобное возможно только в случае, если в повестку дня турецкого парламента на ратификацию будут внесены цюрихские протоколы. Так что, если описанные нами политико-дипломатические тенденции будут набирать силу, то Баку следует быть готовым к сюрпризу, подготовленному ему совместными усилиями Вашингтона, Анкары, Еревана и Тбилис
    Категория: Политика | Просмотров: 720 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024
    Реклама
    M.Maqamayev.Azerib
    Погода
    Статистика
    Яндекс.Метрика