|
|
Каталог статей |
|
Международный центр Мугама - культура Азербайджана
Международный центр Мугама - культура Азербайджана
27 декабря 2008 года в Баку, в Приморском Национальном парке состоялось открытие Международного центра мугама.
Центр, которому принадлежит особое место среди реализуемых Фондом
Гейдара Алиева грандиозных проектов по сохранению и широкой пропаганде в
мире национально-духовных ценностей азербайджанского народа, построен
по инициативе президента Фонда, посла доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО,
депутата Милли Меджлиса Мехрибан ханум Алиевой.
Идея создания Международного центра мугама обсуждалась во время
«круглого стола» с участием известных ханенде и знатоков мугама,
посвященного вопросам дальнейшего развития и пропаганды древнейшего
жанра азербайджанской музыкальной культуры.
6 апреля 2005 года Президент Ильхам Алиев подписал Распоряжение о
создании в Баку Международного центра Мугама. Таким образом, был
предпринят серьезный шаг, направленный на возведение величественного
памятника мугаму, сыгравшему неоценимую роль в становлении
азербайджанской музыки на богатой философской основе.
Включение азербайджанского мугама наряду с уникальными жемчужинами
общечеловеческой культуры в Список мирового наследия ЮНЕСКО еще раз
подтверждает, насколько неподражаемым видом искусства он является.
Международный центр мугама, фундамент которого был заложен в
августе 2005 года с участием Президента Ильхама Алиева, первой леди
страны Мехрибан Алиевой, генерального директора ЮНЕСКО Коиширо Мацууры,
расположился в трехэтажном здании общей площадью 7,5 тысячи квадратных
метров.
Архитектура: По форме здание напоминает части тара — одного из древних азербайджанских музыкальных инструментов.
Необходимое оборудование для здания, построенного с использованием
современных технологий, завезено из Италии, Австрии, Франции и Турции. В
ходе строительных работ было использовано более 2 тысяч стекол
различных размеров.
Международный центр мугама, является результатом сотрудничества Азербайджана и ЮНЕСКО.
Инфраструктура: концертный зал на 350 мест, клуб, ресторан на 80
человек, учебные помещения, студия звукозаписи. Здание оснащено
современными системами вентиляции и отопления.
В коридоре, напоминающем гриф тара расположены бюсты известных азербайджанских исполнителей мугама и ресторан «Уд».
Справка о Мугам:
Мугам как профессиональная музыка устной традиции требует от
исполнителей глубоких знаний и умения, например, умения исполнять богато
окрашенную орнаментами и мелизмами мелодию, совершать переходы из
одного раздела мугама в другой, знания всего репертуара мугамных
мелодий, теснифов и рянгов. Всё это является обязательным условием
профессионализма в мугамном искусстве, и чтобы овладеть этим искусством,
надо пройти большую школу. Знаменательно, что первые музыкальные школы,
в которых преподавались мугамы, появились в Шуше в середине XIX века.
Впервые такую школу открыл хорошо известный в Шуше знаток мугама Харрат
Гулу. Его школа сыграла большую роль в воспитании многих певцов,
занявших затем видное место в музыкальной культуре Азербайджана. Певцы
Гаджи Гуси, Абдулбаги Зулалов, Джаббар Гарягдыоглу, тарист Мирза Садыг
Асад оглы были воспитанниками этой школы. Кроме школы Харрата Гулу в
Шуше также были известны школы Кёр Халифы и Моллы Ибрагима. Как пишет
Фиридун Шушинский, школа Харрата Гулу готовила детей, главным образом,
для участия в религиозных обрядах. В то время мугамы исполнялись в
основном на свадьбах и пиршествах. Со второй половины XIX века в Шуше
стало традицией организовывать поэтические и музыкальные вечера,
"меджлисы" поэтов и музыкантов. Шушинские меджлисы - "Меджлиси-унс",
которым руководила выдающаяся азербайджанская поэтесса Хуршуд Бану
Натаван, и "Меджлиси фарамушан", организованный видным ученым, поэтом,
художником и музыковедом Мир Мохсун Наввабом - были известны далеко за
пределами Карабаха, да и всего Северного Азербайджана. На собраниях этих
литературно-музыкальных кружков велись интересные беседы о литературе,
живописи, обсуждались эстетические проблемы поэзии, музыкального
искусства и мугамного исполнительства. Здесь, как правило, исполнялись
мугамные дестгяхи. Исполнение мугамов "Раст", "Шур", "Махур", "Сегях",
"Чахаргях", "Баяты-Шираз", "Баяты-Исфаган" длилось иногда по 2 или 3
часа. Часто один и тот же мугам исполняли несколько певцов, а знатоки
мугама оценивали их, высказывали свое мнение, критиковали, исправляли
ошибки. Иногда на таких меджлисах объявляли конкурс на лучшее исполнение
какого-либо мугама или дестгяха. Поэтому каждый певец и инструменталист
постоянно стремился к совершенствованию своего мастерства. В меджлисах
часто выступали и молодые певцы, и это было для них своего рода
экзаменом: выдержавший его и получивший хороший отзыв, вступал на
самостоятельный творческий путь. Музыкальные меджлисы стали школой
мастерства для исполнителей мугамов и, в целом, имели огромное значение
для развития мугамного искусства.
В конце XIX века сфера деятельности народных певцов и музыкантов
расширяется. Мугам в этот период начинает звучать в театре и на
концертной эстраде. Впервые в Тифлисе, затем и в Шуше в антрактах
театральных постановок стали выступать ханенде с исполнением мугамов и
теснифов в сопровождении инструментального ансамбля. В 1897 году
впервые в Шуше под руководством видного писателя Абдуррагим бека
Ахвердиева была поставлена музыкальная сцена под названием "Меджнун на
могиле Лейли". Это было костюмированное исполнение мугамов на текст
финальной части поэмы "Лейли и Меджнун" великого азербайджанского поэта
Физули. В роли Меджнуна выступил известный певец Джаббар Гарягды оглы.
Эта музыкальная постановка была встречена с восторгом. Она явилась
знаменательным событием в музыкальной жизни не только Азербайджана, но и
всего Закавказья, и первым импульсом для создания музыкального театра в
Азербайджане. Не случайно, что первая азербайджанская опера была
создана Узеиром Гаджибековым на основе мугамов на тот же сюжет по
одноименной поэме Физули. Мугамная опера "Лейли и Меджнун" Узеира
Гаджибекова, поставленная в Баку в 1908 году, стала первой оперой на
всем Востоке.
В начале XX века получили большую популярность так называемые "Восточные
концерты", которые были организованы в Шуше и в Баку. В этих концертах
выступали многие видные представители Карабахской школы. "Восточные
концерты" имели огромный успех у публики, они сыграли существенную роль в
прорыве мугамного исполнительства на концертные подмостки и в
популяризации этого искусства.
Говоря о развитии искусства мугама, особенно хочется отметить
граммофонные записи народных музыкантов. Эти записи, сохранившие голоса
великих мастеров до наших дней, являются национальным достоянием
азербайджанского народа, они сыграли исключительную роль в пропаганде и
признании азербайджанской музыки в мировом масштабе. В начале ХХ века
акционерные звукозаписывающие фирмы разных стран, такие, как
"Граммофон", "Пате", "Спорт-Рекорд", "Экстрафон" и другие приглашали
известных карабахских певцов и записывали их голоса. Среди них следует, в
первую очередь, назвать Джаббара Гарягды оглы, Кечачи оглы Мухаммеда,
Мешади Мухаммеда Фарзалиева, Ислама Абдуллаева и других. Чаще всего этим
певцам аккомпанировали Гурбан Пиримов на таре и Саша Оганезашвили на
каманче. Граммофонные записи также сохранили для нас их сольное
инструментальное исполнение мугамов. В то время сам процесс грамзаписи
сопровождался большими трудностями, и от исполнителя требовалось высокое
профессиональное мастерство, чтобы суметь в таких условиях показать
своё искусство и, вместе с тем, красоту исполняемых ими мелодий. В
последующие годы выпуск грампластинок значительно расширился, поэтому
фирмы грамзаписи стали выпускать каталоги с данными и фотографиями
азербайджанских певцов и инструменталистов. Сегодня выступления
мугаматистов записываются современными техническими средствами на CD,
аудио- и видеокассеты, открываются Интернет-сайты. Все это расширяет
аудиторию слушателей мугама, увеличивает число поклонников
азербайджанского мугама во всём мире. Безусловно, в этом процессе важная
роль принадлежит представителям Карабахской школы.
В 30-х - 40-х годах прошлого века широкую деятельность по записи
мугамов и образцов народной музыки развернул Научно-исследовательский
кабинет музыки под руководством Бюльбюля. Здесь записывались на
фоновалики мугамы, теснифы, народные песни и танцевальные мелодии, а
также образцы ашугского творчества в исполнении известных музыкантов.
Затем эти фоновалики расшифровывались, полученный материал записывался и
издавался в виде сборников. Сотрудники кабинета музыки участвовали в
экспедициях по районам республики, направлявшихся с целью сбора образцов
народной музыки. Особенно плодотворной была экспедиция в Карабах, где
на фоновалики был записан очень богатый музыкальный материал. В
настоящее время основная часть материалов, собранных кабинетом музыки,
находится в архиве дома-музея Бюльбюля. Деятельность кабинета по записи,
расшифровке и изданию образцов народной музыки положила начало
научному собирательству и изучению мугама. С середины ХХ века, с
расширением системы государственного музыкального образования, с
увеличением числа начальных, средних специальных и высших музыкальных
учебных заведений, мугаматисты расширили свою педагогическую
деятельность. Ныне классическое искусство мугама преподается в
Национальной Консерватории и в Университете Культуры и Искусства.
Еще одной сферой деятельности народно-профессиональных певцов является
театр и концертная сцена. Многие из них, будучи солистами
Азербайджанской Государственной Филармонии или Театра Оперы и Балета,
участвуют в постановках мугамных опер азербайджанских композиторов,
выступают перед широкой аудиторией, на радио и телевидении, а также
часто гастролируют по республике и за её пределами. Во многих больших
городах Европы, России, Ближнего и Среднего Востока с большим успехом
проходили концерты народно-профессиональных исполнителей, в том числе,
карабахских музыкантов.
|
Категория: Театры города | Добавил: Admin (13.05.2011)
|
Просмотров: 2068 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
|
|
|