Понедельник, 25.11.2024, 20:12          
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
История города Баку [6]
Театры города [11]
Крепости города [7]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 220
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Программы для всех
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Форма входа
     Каталог статей
    Главная » Статьи » Баку-столица Азербайджана » Театры города

    Международный центр Мугама - культура Азербайджана
    Международный центр Мугама - культура Азербайджана 
    Международный центр Мугама - культура Азербайджана 27 декабря 2008 года в Баку, в Приморском Национальном парке состоялось открытие Международного центра мугама.

    Центр, которому принадлежит особое место среди реализуемых Фондом Гейдара Алиева грандиозных проектов по сохранению и широкой пропаганде в мире национально-духовных ценностей азербайджанского народа, построен по инициативе президента Фонда, посла доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО, депутата Милли Меджлиса Мехрибан ханум Алиевой.

    Идея создания Международного центра мугама обсуждалась во время «круглого стола» с участием известных ханенде и знатоков мугама, посвященного вопросам дальнейшего развития и пропаганды древнейшего жанра азербайджанской музыкальной культуры.

    6 апреля 2005 года Президент Ильхам Алиев подписал Распоряжение о создании в Баку Международного центра Мугама. Таким образом, был предпринят серьезный шаг, направленный на возведение величественного памятника мугаму, сыгравшему неоценимую роль в становлении азербайджанской музыки на богатой философской основе.

    Включение азербайджанского мугама наряду с уникальными жемчужинами общечеловеческой культуры в Список мирового наследия ЮНЕСКО еще раз подтверждает, насколько неподражаемым видом искусства он является.

    Международный центр мугама, фундамент которого был заложен в августе 2005 года с участием Президента Ильхама Алиева, первой леди страны Мехрибан Алиевой, генерального директора ЮНЕСКО Коиширо Мацууры, расположился в трехэтажном здании общей площадью 7,5 тысячи квадратных метров.

    Архитектура: По форме здание напоминает части тара — одного из древних азербайджанских музыкальных инструментов.

    Необходимое оборудование для здания, построенного с использованием современных технологий, завезено из Италии, Австрии, Франции и Турции. В ходе строительных работ было использовано более 2 тысяч стекол различных размеров.

    Международный центр мугама, является результатом сотрудничества Азербайджана и ЮНЕСКО.

    Инфраструктура: концертный зал на 350 мест, клуб, ресторан на 80 человек, учебные помещения, студия звукозаписи. Здание оснащено современными системами вентиляции и отопления.

    В коридоре, напоминающем гриф тара расположены бюсты известных азербайджанских исполнителей мугама и ресторан «Уд».

    Справка о Мугам:
    Мугам как профессиональная музыка устной традиции требует от исполнителей глубоких знаний и умения, например, умения исполнять богато окрашенную орнаментами и мелизмами мелодию, совершать переходы из одного раздела мугама в другой, знания всего репертуара мугамных мелодий, теснифов и рянгов. Всё это является обязательным условием профессионализма в мугамном искусстве, и чтобы овладеть этим искусством, надо пройти большую школу. Знаменательно, что первые музыкальные школы, в которых преподавались мугамы, появились в Шуше в середине XIX века. Впервые такую школу открыл хорошо известный в Шуше знаток мугама Харрат Гулу. Его школа сыграла большую роль в воспитании многих певцов, занявших затем видное место в музыкальной культуре Азербайджана. Певцы Гаджи Гуси, Абдулбаги Зулалов, Джаббар Гарягдыоглу, тарист Мирза Садыг Асад оглы были воспитанниками этой школы. Кроме школы Харрата Гулу в Шуше также были известны школы Кёр Халифы и Моллы Ибрагима. Как пишет Фиридун Шушинский, школа Харрата Гулу готовила детей, главным образом, для участия в религиозных обрядах. В то время мугамы исполнялись в основном на свадьбах и пиршествах. Со второй половины XIX века в Шуше стало традицией организовывать поэтические и музыкальные вечера, "меджлисы" поэтов и музыкантов. Шушинские меджлисы - "Меджлиси-унс", которым руководила выдающаяся азербайджанская поэтесса Хуршуд Бану Натаван, и "Меджлиси фарамушан", организованный видным ученым, поэтом, художником и музыковедом Мир Мохсун Наввабом - были известны далеко за пределами Карабаха, да и всего Северного Азербайджана. На собраниях этих литературно-музыкальных кружков велись интересные беседы о литературе, живописи, обсуждались эстетические проблемы поэзии, музыкального искусства и мугамного исполнительства. Здесь, как правило, исполнялись мугамные дестгяхи. Исполнение мугамов "Раст", "Шур", "Махур", "Сегях", "Чахаргях", "Баяты-Шираз", "Баяты-Исфаган" длилось иногда по 2 или 3 часа. Часто один и тот же мугам исполняли несколько певцов, а знатоки мугама оценивали их, высказывали свое мнение, критиковали, исправляли ошибки. Иногда на таких меджлисах объявляли конкурс на лучшее исполнение какого-либо мугама или дестгяха. Поэтому каждый певец и инструменталист постоянно стремился к совершенствованию своего мастерства. В меджлисах часто выступали и молодые певцы, и это было для них своего рода экзаменом: выдержавший его и получивший хороший отзыв, вступал на самостоятельный творческий путь. Музыкальные меджлисы стали школой мастерства для исполнителей мугамов и, в целом, имели огромное значение для развития мугамного искусства.

    В конце XIX века сфера деятельности народных певцов и музыкантов расширяется. Мугам в этот период начинает звучать в театре и на концертной эстраде. Впервые в Тифлисе, затем и в Шуше в антрактах театральных постановок стали выступать ханенде с исполнением мугамов и теснифов в сопровождении инструментального ансамбля. В 1897 году впервые в Шуше под руководством видного писателя Абдуррагим бека Ахвердиева была поставлена музыкальная сцена под названием "Меджнун на могиле Лейли". Это было костюмированное исполнение мугамов на текст финальной части поэмы "Лейли и Меджнун" великого азербайджанского поэта Физули. В роли Меджнуна выступил известный певец Джаббар Гарягды оглы. Эта музыкальная постановка была встречена с восторгом. Она явилась знаменательным событием в музыкальной жизни не только Азербайджана, но и всего Закавказья, и первым импульсом для создания музыкального театра в Азербайджане. Не случайно, что первая азербайджанская опера была создана Узеиром Гаджибековым на основе мугамов на тот же сюжет по одноименной поэме Физули. Мугамная опера "Лейли и Меджнун" Узеира Гаджибекова, поставленная в Баку в 1908 году, стала первой оперой на всем Востоке.

    В начале XX века получили большую популярность так называемые "Восточные концерты", которые были организованы в Шуше и в Баку. В этих концертах выступали многие видные представители Карабахской школы. "Восточные концерты" имели огромный успех у публики, они сыграли существенную роль в прорыве мугамного исполнительства на концертные подмостки и в популяризации этого искусства.

    Говоря о развитии искусства мугама, особенно хочется отметить граммофонные записи народных музыкантов. Эти записи, сохранившие голоса великих мастеров до наших дней, являются национальным достоянием азербайджанского народа, они сыграли исключительную роль в пропаганде и признании азербайджанской музыки в мировом масштабе. В начале ХХ века акционерные звукозаписывающие фирмы разных стран, такие, как "Граммофон", "Пате", "Спорт-Рекорд", "Экстрафон" и другие приглашали известных карабахских певцов и записывали их голоса. Среди них следует, в первую очередь, назвать Джаббара Гарягды оглы, Кечачи оглы Мухаммеда, Мешади Мухаммеда Фарзалиева, Ислама Абдуллаева и других. Чаще всего этим певцам аккомпанировали Гурбан Пиримов на таре и Саша Оганезашвили на каманче. Граммофонные записи также сохранили для нас их сольное инструментальное исполнение мугамов. В то время сам процесс грамзаписи сопровождался большими трудностями, и от исполнителя требовалось высокое профессиональное мастерство, чтобы суметь в таких условиях показать своё искусство и, вместе с тем, красоту исполняемых ими мелодий. В последующие годы выпуск грампластинок значительно расширился, поэтому фирмы грамзаписи стали выпускать каталоги с данными и фотографиями азербайджанских певцов и инструменталистов. Сегодня выступления мугаматистов записываются современными техническими средствами на CD, аудио- и видеокассеты, открываются Интернет-сайты. Все это расширяет аудиторию слушателей мугама, увеличивает число поклонников азербайджанского мугама во всём мире. Безусловно, в этом процессе важная роль принадлежит представителям Карабахской школы.

    В 30-х - 40-х годах прошлого века широкую деятельность по записи мугамов и образцов народной музыки развернул Научно-исследовательский кабинет музыки под руководством Бюльбюля. Здесь записывались на фоновалики мугамы, теснифы, народные песни и танцевальные мелодии, а также образцы ашугского творчества в исполнении известных музыкантов. Затем эти фоновалики расшифровывались, полученный материал записывался и издавался в виде сборников. Сотрудники кабинета музыки участвовали в экспедициях по районам республики, направлявшихся с целью сбора образцов народной музыки. Особенно плодотворной была экспедиция в Карабах, где на фоновалики был записан очень богатый музыкальный материал. В настоящее время основная часть материалов, собранных кабинетом музыки, находится в архиве дома-музея Бюльбюля. Деятельность кабинета по записи, расшифровке и изданию образцов народной музыки положила начало научному собирательству и изучению мугама. С середины ХХ века, с расширением системы государственного музыкального образования, с увеличением числа начальных, средних специальных и высших музыкальных учебных заведений, мугаматисты расширили свою педагогическую деятельность. Ныне классическое искусство мугама преподается в Национальной Консерватории и в Университете Культуры и Искусства.

    Еще одной сферой деятельности народно-профессиональных певцов является театр и концертная сцена. Многие из них, будучи солистами Азербайджанской Государственной Филармонии или Театра Оперы и Балета, участвуют в постановках мугамных опер азербайджанских композиторов, выступают перед широкой аудиторией, на радио и телевидении, а также часто гастролируют по республике и за её пределами. Во многих больших городах Европы, России, Ближнего и Среднего Востока с большим успехом проходили концерты народно-профессиональных исполнителей, в том числе, карабахских музыкантов.
    Категория: Театры города | Добавил: Admin (13.05.2011)
    Просмотров: 2068 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024
    Реклама
    M.Maqamayev.Azerib
    Погода
    Статистика
    Яндекс.Метрика