Понедельник, 10.08.2020, 02:22          
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
История Азербайджана [41]
ХАНСТВО [19]
Археологические памятники каменного века в Азербайджане [12]
Чёрный Январь [13]
День Геноцида азербайджанцев, 31 марта [2]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 218
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Программы для всех
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Форма входа
     Каталог статей
    Главная » Статьи » История Азербайджана » Чёрный Январь

    К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИСТОКАХ КРОВАВОЙ ТРАГЕДИИ В БАКУ В ЯНВАРЕ 1990-ГО ГОДА

    К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ И
    СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИСТОКАХ
    КРОВАВОЙ ТРАГЕДИИ В БАКУ В ЯНВАРЕ 1990-ГО ГОДА

    "Ничто так не возмущает нас
    в глубочайшей основе нашего
    морального чувства, как жестокость.
    Мы можем простить всякое другое
    преступление, только не жестокость".

    Артур Шопенгауэр

     

    20-го января 1990 года против азербайджанского народа была осуществлена преступная военная акция. С целью расправы над мирным населением, вышедшим на улицы в знак протеста против попыток нарушения территориальной целостности Азербайджана, несправедливой и предвзятой политики, проводимой руководством СССР в отношении азербайджанского народа, соглашательской, а по существу предательской деятельности местного руководства, в Баку и ряд районов республики были незаконно введены советские воинские части. В результате карательных мер, осуществленных с невиданной жестокостью, было убито 137 и ранено 612 невинных людей.

    За прошедшие десять лет в республике и за ее пределами опубликовано и издано огромное число книг, статей, аналитических исследований, в которых описываются январские события 1990 года, делаются попытки раскрыть подлинные причины этой варварской акции, выяснить роль причастных к этим кровавым событиям лиц в центре и в республике. Однако, чем больше мы хронологически отдаляемся от января 1990 года, чем больше накапливается фактического материала об этих событиях, тем больше возникает вопросов и острее становится необходимость вновь вернуться к ним, чтобы раскрыть истоки этой бойни и извлечь из них уроки для грядущих поколений.

    Кровавая трагедия

    Незаконный ввод 20-го января 1990 года в столицу Азербайджана и ряд районов республики частей Советской армии, истребление мирного населения, стало одним из самых кровавых актов, совершенных тоталитарным режимом? преступлением, направленным против всего человечества. Расследование подобных преступлений, выявление их причин, последствий, обнародование имен их организаторов не имеет срока давности и должно служить предостережением от повторения актов вандализма и геноцида.

    Известно, что решением Международного трибунала (г.Нюрнберг, 1945-1946 гг.), вошедшим в историю как Нюрнбергский процесс, высшим государственным и военным деятелям Германии было предъявлено обвинение в составлении и осуществлении заговора против мира и человечности (убийство гражданского населения и жестокое обращение с ним, разграбление общественной и частной собственности и др.). Именно поэтому нацистских преступников всех рангов и чинов по сей день выявляют и передают суду справедливости государственные органы и общественные движения во всем мире. Нюрнбергский процесс - первый в истории международный суд, признавший агрессию тягчайшим уголовным преступлением.

    В действиях руководства СССР и Азербайджана, а также советского военного контингента, вторгшегося в Азербайджан в январе 1990 года, имеются все признаки того, что было осуждено Нюрнбергским процессом. Именно поэтому все виновники в трагедии 20-го января должны ответить за свои деяния перед народом, перед судом справедливости.

    Агрессия советских воинских частей против Азербайджана, зверский массовый расстрел гражданского населения стали не только симптомом распада в конец прогнившего советского режима, но и свидетельством осуществления старой, завещанной еще царизмом? целенаправленной политики выдавливания азербайджанцев с мест их исторического проживания, политики, которую руководство СССР тщательно скрывало и маскировало под камуфляжем интернационализма. Общественная обстановка в Азербайджане, требования, с которыми выступал народ, не давали повода для подобной жестокости и вандализма. Народ требовал остановить избиение и насильственное изгнание азербайджанцев из Армении, где они проживали испокон веков, и не допустить переподчинения Нагорного Карабаха Армении. Москва отреагировала на это справедливое требование с невиданной вероломностью и жестокостью.

    Надо отметить, что советский режим к началу 90-х годов полностью растратил свой жизненный потенциал хотя М.Горбачев и его команда вели интенсивные поиски продления режима. Ярким проявлением этих попыток была политика "перестройки", которая очень скоро провалилась, обнаружив свою полнейшую несостоятельность. Ошибаются те, кто считает, что Горбачев сознательно, с подачи Запада разрушал СССР. Эти разговоры - не более, чем обывательские пересуды. Перед так называемыми реформаторами стояла задача сохранить СССР в прежних границах, придав советской общественно-политической и экономической системе более привлекательный для Запада характер. Открыть системе новое дыхание, но при этом отсечь лишь наиболее одиозные ее принципы и формы правления. То есть в терминах тех лет - наделить социализм "человеческим лицом".

    Исходя из этого главного постулата, можно утверждать, что у январской трагедии множество причин, ее истоки уходят вглубь истории. Перестройка лишь ускорила их развитие, приблизила финал неизбежной трагедии. Каковы же в общих чертах эти причины? Во-первых, стремление центра во чтобы то ни стало сохранить советскую империю, коммунистическую систему; во-вторых, укрепление власти и марионеточных режимов в национальных республиках; в-третьих, предвзятая политика руководителей СССР в отношении азербайджанского народа, попытка под прикрытием демагогических лозунгов о "перестройке" перекроить границы, и, в частности, нарушить целостность территории Азербайджана; в-четвертых, армянский сепаратизм и агрессия Армении, в основе которых была моральная, политическая, финансовая и военно-экономическая поддержка бывшего центра; в-пятых, предательская деятельность руководителей Азербайджана; в-шестых, дилетантизм и политиканство тех, кто, проявив безответственность, взял руководство восставшим народом в свои руки.

    Однако нельзя ограничиваться перечнем только вышеуказанных, в основном "советских" истоков и факторов, приведших к январской трагедии. Повторяем, она имеет куда более глубокие исторические корни. Черный январь - это лишь звено (будем надеяться последнее!) в цепи преступных акций, которые осуществлялись против азербайджанского народа с начала ХIХ в. В основе предвзятого, несправедливого отношения к Азербайджану лежат далеко идущие геополитические планы, которые руководство СССР долгие годы осуществляло под идеологическим прикрытием создания "интернационального братства". Если обратиться к событиям в Алма-Ате (1986), Тбилиси (1989), Вильнюсе (1991), то неизбежно напрашивается вопрос: почему эти акции не были столь кровавыми и масштабными? Почему в связи с событиями в Тбилиси и Вильнюсе Горбачев покаялся и принес извинения грузинскому и литовскому народам, а в связи с событиями в Азербайджане не сделал этого?

    По-нашему мнению, определяющими в январской трагедии были, по крайней мере, три фактора, которые с историко-логической точки зрения более обоснованы, чем ссылки на желание центра примерно проучить, наказать строптивых азербайджанцев.

    Религиозный фактор

    Во-первых, это религиозный фактор. Как бы руководители СССР ни пытались откреститься от этого, им не удалось обмануть мировую общественность. Именно исповедование азербайджанцами ислама является одной из главных причин поддержки М.Горбачевым армян в их территориальных притязаниях. Подтверждение нашей точки зрения можно найти в многочисленных публикациях российской прессы, об этом говорил в своих интервью и публикациях небезызвестный Зорий Балаян, с провокационными словами о попытках создать в Азербайджане исламское государство выступил накануне бакинской бойни сам М.Горбачев.

    Использование религиозного фактора в провокационных и деструктивных целях всегда было на вооружении советской системы и коммунистической идеологии. Находясь долгое время на руководящей партийной работе, я неоднократно был свидетелем того, с каким беспокойством и пылом в кабинетах ЦК КПСС пытались навязать нам мысль о том, что в Азербайджан якобы экспортируется из соседнего Ирана исламский фундаментализм, упрекали в бездейстии руководство республики.

    Высокопоставленные функционеры из ЦК КПСС представляли дело таким образом, что Иран активно влияет на социальную и политическую жизнь Азербайджана, что здесь ислам беспрепятственно вытесняет из жизни и сознания населения коммунистические принципы.

    Естественно, " мусульманскую опасность" Москва не могла терпеть. (Хотя сегодня она неуклонно сближается с "фундаменталистским Ираном"). И она действовала. Вопреки реальному положению дел, в решениях Секретариата и Политбюро ЦК КПСС, на общесоюзных совещаниях в адрес республики высказывались голословные политические обвинения. На некоторых руководителей республики навешивался ярлык "националиста", ЦК пригревал и опекал послушных и отправлял в опалу подозрительных...

    В действительности же, суть проблемы состояла не в мнимом проникновении исламского фундаментализма в Азербайджан. Проблема состояла в традиционной для официальной России, преемником которой стал СССР, борьбе христианской религии с исламом, в извечном недоверии к мусульманам и "инородцам". Не случайно в СССР, как и при царском режиме, великодержавный шовинизм, выращенный на почве православия и противопоставления различных религий, расцветал махровым цветом. Власти не то, что не боролись с этим злом, но даже культивировали его. Вся национальная политика строилась на дискриминации населения, исповедующего ислам, на том, чтобы сдерживать социально-экономическое и культурное развитие союзных республик, населенных этническими мусульманами, чтобы не допустить их представителей в высшие эшелоны власти. Если кого-то из "мусульман" и выдвигали на престижный пост в центральных министерствах и ведомствах, то это было не правилом, а исключением из него.

    Словом, религиозная принадлежность азербайджанцев определила характер отношения Москвы к народному движению в Азербайджане и обусловила невиданную жестокость его подавления.

    Кавказский фактор

    Второй фактор, еще более существенный в формировании несправедливого отрицательного отношения Москвы к Азербайджану, обусловлен историческими интересами России в регионе - это кавказский фактор.

    В свое время императрица Екатерина II, продолжая захватническую политику Петра I, в целях продвижения на юг и выхода России к южным морям, выдвинула план создания на Кавказе наряду с православной Грузией еще два христианских государства, политически сориентированных на Россию. Этот план предусматривал возрождение Албанского государства на землях от реки Аракс до Дербента, а в районе Иревана - создание армянской области. При этом было принято во внимание настойчивое обращение крымских армян с просьбой создать армянское государство со столицей в Иреване. Однако после заключения Туркманчайского мирного договора Россия отказалась от этих намерений и решила на присоединенных к империи азербайджанских землях создать только армянское государство.

    Именно с начала ХIХ в. берет свой отсчет трагическая история азербайджанского народа.

    Фундаментальными научными исследованиями доказано, что территория современной Армении исторически принадлежала Азербайджану. Правда, небольшими группами, рассеянно армяне проживали здесь, но они были пришлым этносом и проникли в этот район с территорий современного Ирана, Ирака, Сирии и Турции.

    Рассмотрим этот вопрос более подробно.

    Известно, что родиной протоармянских племен был Балканский полуостров. Об этом писали сами армянские исследователи. Так, армянский ученый Я.А. Манандян, соглашаясь с мнением авторитетных историков, считает, что "протоармянские племена еще в первой половине II тысячилетия до н.э. обитали на Балканском полуострове". В Малую Азию они просочились примерно в середине ХIII в. до н.э. После длительного периода блуждания по ее просторам и смешения с различными племенами, примерно в середине I тысячелетия до н.э. оказались на территории Армянского нагорья.

    Крупный историк И.М.Дьяконов в своем известном труде "Предыстория армянского народа" (Ереван, 1968 г.) пишет: "Можно сделать только один вывод, а именно, что первоначальные носители предка армянского языка пришли на Армянское нагорье в качестве подвижных скотоводов с подсобным земледелием, не знавших классового общества, а с природой нагорья и с социальными условиями раннеклассового общества они знакомились у автохтонов, тогда еще не перешедших на армянский язык".

    Армяне создали в 6 в. до н.э. свое государство, которое охватывало некоторые области Армянского нагорья, расположенного главным образом в среднем течении Тигра и Ефрата. В 387 г. нашей эры Армения была разделена между сасанидским Ираном и Византией. В 14 в. н.э. армянам удалось в другой части Малой Азии - на северо-востоке Средиземного моря - создать карликовое Киликийское государство, управляемое Рубенидами. Это государство просуществовало всего одно столетие. После чего армяне пять столетий своей государственности даже в такой форме не имели. В 15 в. армянская церковь была переведена в Эчмиадзин с целью создать на южном Кавказе свое государство. С тех пор история армянского народа стала называться "Эчмиадзинским периодом". Когда речь идет об истории армянского народа с ХVI-го по ХХ в., она излагается как история так называемой "Восточной Армении", под которой имеется в виду фактическая история Нахчывана, Иревана, Зангезаурских земель.

    Свою государственность армяне восстановили в 1918 г. на руинах царской империи. При помощи Англии на южном Кавказе, на территории Иреванского ханства Азербайджана, возникла Армянская республика, в дальнейшем ее территория была расширена волевым решением большевистской Москвы за счет Азербайджана.

    В условиях отсутствия национальной государственности армянская церковь взяла на себя роль объединителя всех армян, разбросанных по многим странам. Иначе говоря, она решала в некотором роде задачи политического и государственного характера.

    Монофизитский толк (отрицание человеческой ипостаси Бога), которого придерживается Армянская Григоринская церковь, еще на Халкидонском соборе (451 г.) был объявлен ересью. На Двинском церковном соборе (506 г.) армянская церковь и вовсе была отлучена от других церквей и стала автокефальной.

    По-мнению известного политолога Дмитрия Фурмана, именно монофизитство, обособившее армян от других христианских церквей, способствовало возникновению и развитию в них чувства покинутости, изгойства, той самой "многострадальности", в силу которой армянский этнос противопоставляет себя чуть ли не всему миру. "Видеть во всех врагов - самому стать врагом для всех. Это не путь, это бездна", - писал политический деятель Армении Сурен Золян.

    Для Российской Империи такое положение армян было больше, чем подарком судьбы. Не случайно Петр Первый "вызывал армян, как полезных сограждан, к водворению в Россию и удостоверял их в покровительстве и ограждении как единоверцев" (см. Сергей Глинка. "Описание переселения армян аддербиджанских в пределы России". По изд.1831 г.).

    Объективные и субъективные условия: отсутствие у армян своего государства, внедрение духовными пастырями на протяжении веков в сознании армян идей "покинутости" и "многострадальности", создание из тюрок, вообще мусулман образа врага и т.д. содействовали тому, что вековые устремления армянской церкви создать национальное государство и колониальные интересы Российской Империи совпали. Суть политической сделки была такова: Россия помогает переселению армян из Турции и Ирана на Южный Кавказ, а в дальнейшем за счет вытеснения местного населения создает для армян государство, армяне, в свою очередь, обязуются быть верным союзником России на Кавказе, ее форпостом, "ушами" и "глазами" в регионе. Армянам выпадал долгожданный шанс - под сенью великой державы осуществить вековую мечту о государстве.

    "Великое переселение" царской Россией армян на Кавказ, особенно в Нахичеванское, Иреванское и Карабахское ханства , в которых веками проживали азербайджанцы, началось после заключения между Ираном и Россией Гюлистанского (1813 г.) и Туркманчайского (1828 г.) мирных договоров. Для многих в современной России и на Западе эта истина может быть "открытием", но в дореволюционной России об этом писалось много и подробно. Эти процессы детально описаны в известной книге М.Шавровой "Новая угроза русскому делу в Закавказье. Распродажа Мугани инородцам". Усердствовал в деле переселения армян в Азербайджан посол России в Иране Александр Грибоедов, который в донесениях царскому правительству, в частности, писал: "Мусульмане" (т.е. азербайджанцы - Р.М.) тревожатся, что переселяемые "на время" армяне останутся в Карабахе навсегда".

    Переселение царским правительством десятков тысяч семей армян в Азербайджан (а по существу оккупация), предоставление им на основе религиозной общности более широких прав и привилегий по сравнению с местным населением вскоре привели к вытеснению азербайджанцев из многих регионов Южного Кавказа. Впоследствии этот процесс приобрел характер поэтапной депортации. В годы советской власти депортирование азербайджанского населения из Армянской ССР приобрело характер официальной государственной политики. Эта политика состояла из двух составных частей: первое, - выселение азербайджанцев из исторических мест проживания; второе, - присоединение части территории Азербайджана к Армянской ССР. До мая 1920 г. территория Северного Азербайджана составляла более 114 тыс.км2. Однако сегодня, в результате передачи части его территории Армении и России, она сузилась до 86,6 тыс.км2, т.е. урезалась до 28 тыс.км2 (площадь Республики Армения - 29,8 тыс.км 2).

    Процесс армянской экспансии, сопровождающийся депортацией азербайджанского населения с его исторической территории, протекал на протяжении почти двух веков. Этот процесс отмечен политикой геноцида на этнической почве - массовой резней людей, поджогами, разрушением и разорением населенных пунктов, уничтожением национальных памятников культуры и т.д. Только в ХХ в. свыше двух миллионов азербайджанцев в том или ином виде испытали на себе политику геноцида, проводимую официальными кругами Армении и их покровителями.

    На исходе ХХ-го столетия Горбачев со своим ближайшим окружением сделал все, чтобы, с одной стороны, удовлетворить территориальные притязания армян, а с другой, - продолжить политику сужения территории проживания азербайджанцев с целью их дальнейшего вытеснения. Именно поэтому, когда 1 декабря 1989 г. Верховный Совет Армянской ССР принял антиконституционный акт о "воссоединении" Армянской ССР и Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана, Москва никак не отреагировала на это.

    Национальный фактор

    Суть третьего фактора, обусловившего трагедию, состоит в тюркофобии как политики и образа мышления руководителей советского государства. Она имеет глубокие исторические корни и связана, прежде всего, с многовековым противостоянием двух империй - Османской и Российской. В свою очередь, советский режим также всегда опасался этнической близости азербайджанцев и турок. Именно поэтому в 20-е и 30-е годы многие видные деятели Азербайджана были обвинены в пантуркизме и репрессированы. Делалось все, чтобы разорвать всякие контакты и связи между двумя народами. В этих целях в конце 30-х годов был даже заменен латинский алфавит, которым пользовались и азербайджанцы, и турки, на кирилицу. В советские годы для азербайджанцев был установлен негласный запрет даже на деловые поездки в Турцию.

    Тюркский жупел всегда был составной частью советской идеологии и геополитики, чему в немалой степени содействовали армянское лобби и проармянски настроенные круги в Москве. Подогревая подозрения у руководителей СССР, они распространяли измышления о том, что "азербайджанцам нельзя доверять, они сердцем с Турцией". В годы так называемой перестройки профессиональный провокатор Балаян, выступая в Генштабе СССР, заявил, что Азербайджан является тем самым плацдармом, с которого Турция готовится нанести удар по южным границам страны.

    Январская трагедия 1990 г. в Баку высветила многие скрытые, тайные стороны политики руководства СССР по отношению к тюркоязычным республикам. В годы второй мировой войны Сталин наряду с вайнахами, калмыками и поволжскими немцами в массовом порядке депортировал тюркоязычных карачаевцев, балкарцев, крымских татар, турок-месхетинцев. В годы перестройки было спровоцировано избиение последних в Средней Азии. Вспомним события в Алма-Ате, когда казахам хотели навязать русского руководителя, так называемое "узбекское дело", позволившее Т.Гдляну шельмовать, унижать и подвергать насилию целый народ. Отличие М.Горбачева от его предшественников состояло в том, что он действовал против тюркоязычных республик открыто, отбросив всякие условности, правовые акты и конституционные положения. Сменив авторитетных руководителей этих республик, он по существу обезглавил их народы.

    Таким образом, исторические и социально-политические корни, глубинные причины несправедливого, тенденциозного отношения к Азербайджану большевисткой России и руководства СССР в том, что в этой республике, как в фокусе, совместились все три фактора, обусловливающие имперскую политику Москвы: мусульманский, кавказский и тюркский. В этом - основа политики геноцида, депортации азербайджанцев, отторжения территории Азербайджана и передачи ее Армении.

     

    Геополитический аспект январских событий

    Рассматривая истоки событий 20-го января, нельзя сбрасывать со счетов и позицию западных государств, которой они в то время придерживались в отношении общественно-политических событий в Азербайджане. Отметим сразу же, она была не в пользу Азербайджана. Огромную негативную роль в формировании на Западе ложного предоставления о событиях в Азербайджане оказала центральная печать СССР. С подачи армянской церкви и идеологов партии "Дашнакцутюн", советская пресса, которой руководил ЦК КПСС, вела неприкрытую идеологическую обработку общественного сознания, представляя сепаратизм армян как вынужденный акт протеста за якобы чинимые притеснения, унижения и дискриминацию со стороны правительства Азербайджана в годы советской власти.

    Активную антиазербайджанскую кампанию вели на Западе и эмисары поборников идеологии "аншлюса" по-армянски. Тот факт, что буквально на следующий день после Сумгаитских событий (февраль 1988 г.) в Париже по телевидению транслировали фильм, посвященный погрому (явно подготовленному и осуществленному спецслужбами!), наглядно свидетельствует о масштабах идеологической и информационной войны против Азербайджана.

    Создание прессой СССР и Запада "отрицательного образа азербайджанца" преследовало зловещую цель: подготовить общественное мнение всего мира к мысли о закономерности и оправданности этнической чистки, начатой в Армении и Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана против тюркоязычного населения. Это подавалось как вынужденная мера со стороны центра. Отчасти поэтому масштабная трагедия азербайджанского народа сопровождалась равнодушным молчанием в СССР.

    В тот период ведущие западные государства даже не попытались установить истину, вникнуть в суть проблемы. Собственно говоря, им это и не нужно было.

    Напротив, они всячески поддерживали М.Горбачева во всех его разрушительных начинаниях. Считалось, что поскольку он поддерживает армянский сепаратизм, пусть даже косвенно, правда на стороне армян. И потом на Западе хорошо знали, что подобные межэтнические конфликты подтачивают, разрушают СССР изнутри. А это полностью отвечало интересам и стратегическим целям противников СССР в холодной войне. Отдельно взятый Азербайджан в тот период в их геополитические интересы не входил.

    По признанию бывшего советника президента США по вопросам национальной безопасности, видного политического деятеля Збигнева Бзежинского, Соединенные Штаты Америки в начале 90-х годов допустили серьезную ошибку, не включив кавказский регион, республики, расположенные на Кавказе, в сферу своих интересов, игнорировали их важное стратегическое значение. Он подчеркивал: "Было бы справедливо отметить, что стратегическое изменение в политике Соединенных Штатов Америки, изменение мнения началось в 1994 году. До этого времени центральные, важные стратегические связи Соединенных Штатов Америки строились напрямую с Россией, страны же, недавно обретшие независимость, расценивались как страны более низкого уровня со стратегической точки зрения. Это была ошибочная политика" ( см. газету "Азербайджан", 22 февраля 2000 г.).

    В те же трагические для Азербайджана дни геополитическая доктрина США была иной.

    От имении правительства США представитель Госдепартамента Маргарет Татуайлер выступила с заявлением о том, что США не поддерживают Азербайджан и не считают нужным комментировать события января в Баку. Госдепартамент откровенно поддерживал М.Горбачева, считая, что его усилия направлены на прекращение вооруженного столкновения между азербайджанцами и армянами.

    МИД Великобритании выступал с заявлением, в котором ситуация в Азербайджане оценивалась как "внутреннее дело СССР".

    Министр иностранных дел Италии Д.Микелс также заявил, что события в Баку являются внутренним делом СССР. Правительство СССР, по его словам, должно было защищать свои национальные интересы и дать отпор радикально настроенным националистам из Народного фронта Азербайджана.

    Как видим, руководство СССР смогло подготовить Запад к заданному восприятию событий и предотвратить применение каких-либо санкций или осуждение со стороны государств и международных организаций за неконституционные действия в отношении Азербайджана. Полностью уверенный в безнаказанности, М.Горбачев в январе 1990 г. ввел войска в Азербайджан, жестоко расправившись с безоружным мирным населением.

    >>>>

    <<<<

                                                    ^ВВЕРХ^

    Категория: Чёрный Январь | Добавил: Admin (07.01.2011)
    Просмотров: 798 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2020
    Реклама
    M.Maqamayev.Azerib
    Погода
    Статистика
    Яндекс.Метрика