Четверг, 25.04.2024, 14:38          
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
История Азербайджана [41]
ХАНСТВО [19]
Археологические памятники каменного века в Азербайджане [12]
Чёрный Январь [13]
День Геноцида азербайджанцев, 31 марта [2]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 220
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Программы для всех
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Форма входа
     Каталог статей
    Главная » Статьи » История Азербайджана » История Азербайджана

    Исторический очерк-36

    Образование правительственного кабинета Н. Усуббекова.
    Поиски выхода из экономического и политического кризиса.

    Н. Усуббекову было предложено взять на себя формирование нового кабинета. 14 апреля 1919 г. парламент Азербаиджана утвердил 4-й по счету кабинет министров в следующем составе:

    Председатель Совета министров и Министр внутренних дел - Н. Б. Усуббеков, "Мусават";

    Министр финансов - Алиага Гасанов, беспартийный;

    Министр торговли и промышленности - Ага Аминов, "Мусават";

    Министр иностранных дел - М. Ю. Джафаров, беспартийный;

    Министр путей сообщения - X. Б. Мелик-Асланов, беспартийный;

    Министр почт и телеграфа - Джамо-бек Гаджинский, социалист;

    Министр юстиции и труда - А. Сафикюрдский, социалист;

    Военный министр - С. Б. Мехмандаров, беспартийный;

    Министр призрения - В. В. Кленевский, "русско-славянское общество";

    Министр здравоохранения - А. Н. Дастаков, беспартийный:

    Министр просвещения и вероисповедания - Рашид-хан Капланов, из национальных меньшинств;

    Министр земледелия - А. Кардашев, "Эхрар";

    Министр без портфеля - X. Амаспюр, "Дашнакцутюн";

    Министр-контролер - Н. Нариманбеков, "Мусават".

    Премьер-министр Н. Усуббеков, выступив перед членами парламента, огласил декларацию правительства, подчеркнув вновь, что основной принцип существования Азербайджана - принцип независимого суверенного государства. Н. Б. Усуббеков остановился на основных вопросах, разрешение которых его кабинет считал первоочередным. Одним из таких вопросов было обеспечение территориальной целостности Азербайджана. Немаловажное место во внешнеполитическом курсе занимало отношение к Горской республике. Было вынесено категорическое решение о поддержке республики и союзе с ней против деникинской агрессии.

    В национальной политике особое внимание уделялось признанию прав национальных меньшинств, проживающих в Азербайджане, что связывалось со свободой их вероисповедания, сохранением своих культурных и национальных особенностей. В рабочем вопросе самое серьезное внимание обращалось на рабочее законодательство, гарантирующее свободный труд. Значительное место, по понятным причинам, было отведено аграрному вопросу, разрешение которого требовало безотлагательности. Считалась необходимой разработка законопроекта об обязательном всеобщем обучении, национализация низших и средних школ, и что особенно важно, сохранение привилегий национальных меньшинств, гарантирующее им право обучения на русском и родном языках.

    Новый кабинет был составлен, в основном, из более молодых политических деятелей республики с довольно радикальными взглядами. Сам парламент на первом этапе своей деятельности оказался неспособным принимать и решать основные законопроекты. Одной из причин его отсталости явилось то обстоятельство, что партии существовали слишком раздробленно, и это в свою очередь затрудняло решение вопросов и организацию власти, так как для составления большинства необходимо было соглашение нескольких партий, что на практике оказалось сложно. Дополнительные выборы с мест по выработанной системе дали в большинстве малоподготовленный к парламентской работе контингент депутатов, который не имел определенной политической программы. В то же время, надо признать, что даже на том этапе работы парламент, как орган контроля власти, безусловно сыграл большую роль в политической жизни республики. В отличие от курса предыдущего правительства новый кабинет в области экономической политики пересматривал свои ориентиры в отношении традиционных экономических партнеров Азербайджана. В данном случае, речь шла о Советской России, остро нуждавшейся в нефти и являвшейся основной базой сбыта азербайджанской нефти.

    Невозможность сбыта за пределы республики накопившихся огромных запасов нефтепродуктов явилась причиной упадка нефтедобычи,что в свою очередь приводило к сокращению работ на промыслах и увольнению рабочих, страшной дороговизне, быстрому падению бумажных денег. Тяжелое экономическое положение сопровождалось усилением стачечного движения в Баку.

    Н. Усуббеков провозгласил курс на установление экономических связей с Советской Россией с условием невмешательства последней во внутренние дела Азербайджана. Однако претворить это в жизнь не удалось, поскольку оно встретило сильнейшее сопротивление со стороны Англии, которая осуществляла в то время военно-экономическую блокаду РСФСР. Вместе с тем, в указанный период наблюдалось ослабление позиций английского присутствия в Баку, что в определенной мере укрепляло позиции национального правительства.

    24 апреля 1919 г. генерал Томсон был заменен на посту командующего союзными войсками генералом Д. Шатервортом. С декабря 1918 г. по август 1919 г. английским командованием в Баку постепенно были сняты все ограничения к деятельности азербайджанского правительства. Англичане, сняли свой контроль с управления водного транспорта и нефтяной промышленности, вернули правительству так же и право контроля над печатью. В споре Азербайджана и Армении о Карабахе, Зангезуре и Нахчиване английское командование взяло сторону азербайджанцев (декларация генерала Шатерворта, апрель 1919 г.) о распространении власти генерал-губернатора Хосров-бека Султанова на все уезды Карабаха и Зангезура и поддержке его англичанами. Однако, внутреннее положение в республике к этому времени осложнялось тем, что в обстановке растущего экономического кризиса наблюдалось усиление рабочего движения.

    Несмотря на конкретную антикризисную экономическую программу правительства, определенные политические круги обратились к рабочим с требованием объявить всеобщую забастовку, выдвигая при этом не только экономические (восстановление условий коллективного договора), но и чисто политические требования (вывоз нефтепродуктов в Советскую Астрахань). Предвестником всеобщей майской политической стачки 1919 г. явилась первомайская демонстрация. Попытки большевиков превратить демонстрацию в мощную антиправительственную акцию провалились.

    Несмотря на большевистскую агитацию, азербайджанские рабочие в празднование Первомая выступили отдельно со своими лозунгами, не совпадающими с лозунгами остальной рабочей массы и доказали свое доверие мусаватистам, принимавшим активное участие в первомайской демонстрации. Правительство, знавшее о готовящейся забастовке, предприняло ряд решительных мер по ее недопущению.

    Несмотря на твердость, проявленную со стороны азербайджанского правительства в отношении недопущения стачки, ра смотренной парламентом как незаконной, большевистские лидеры БРК все же спровоцировали ее и 6 мая 1919 г. объявили о ее начале. С первого же момента объявления забастовки азербайджанский пролетариат, изолировавший себя от распропагандированной части немусульманской демократии, не только продолжил работу, но принял самое активное участие в ликвидации стачки.

    Азербайджанские железнодорожники вынесли категорический протест против объявления политической забастовки. Благодаря азербайджанским рабочим забастовка на железной дороге была ликвидирована. Продолжали выходить газеты, что явилось заслугой печатников, также не поддержавших забастовщиков. Не бастовали рабочие водопровода и телеграфа.

    Отсутствие единства среди самих рабочих в отношении проведения стачки, разногласие, и борьба между мелкобуржуазными и большевистскими лидерами БРК, поддержка мусульманскими социалистическими партиями правительственного курса, твердость правительства и поддержка его действий со стороны английского командования с самого начала обрекли стачку на провал.

    Правительство, поддержанное парламентом и английским командованием, 9 мая 1919 г. произвело аресты бастующих. Было арестовано 43 участника, основные руководители стачкома - А. Микоян, А. Анашкин, А. Чураев и Губанов.

    13 мая 1919 г. стачка закончилась полным поражением, показавшим, что основная часть рабочих (в основе своей мусульманские рабочие) поддерживают правительственный курс и выступают в защиту нарождавшейся азербайджанской государственности.

    Несмотря на провал большевиков в майской забастовке, им удалось реконструировать президиум БРК в постоянный аппарат. При этом ими был использован резкий отход масс от эсероменьшевистских лидеров. Большевики отвоевали у мелкобуржуазной партии контроль над профсоюзами. Съезд профсоюзов Азербайджана, Дагестана и Закаспия в апреле 1919г. стал на большевистскую платформу. Летом того же года в правлениях почти всех профсоюзов Баку коммунисты имели большинство. Вслед за рабочими начались волнения и среди крестьян Азербайджана. Наблюдался захват крестьянами частновладельческих земель. 14 мая 1919 г. МВД Азербайджана, на основе проведенной ими ревизии по Бакинской губернии, обратилось к крестьянам с требованием приостановить всякие сделки, касающиеся купли-продажи, а также аренды земельных угодий. Создавшееся сложное положение усугублялось еще и большим потоком беженцев из Армении, связанным с проводимым дашнакским правительством депортации азербайджанского населения. Только за лето, осень и зиму 1918г. было уничтожено и разрушено 115 селений. В этих селениях по далеко не полным данным было убито 7.729 азербайджанцев. В целом общее количество беженцев из Армении составило 150 тыс. человек. Несмотря на все трудности того сложного времени, молодая республика не оставила своих соотечественников в беде. Общая сумма субсидий, выданных отделу беженцев в 1919 г., была равна 3.082.000 рублей.

    Следует отметить, что все тяготы сложного военного времени не могли задержать процессы демократизации, проводимые молодым государством.

    Летом и осенью 1919 г. Азербайджанским парламентом был принят закон, способствовавший демократизации внутренней жизни республики. 21 июля 11919 г. было принято "Положение о выборах в Учредительное собрание Азербайджанской Республики", установившее демократическую процедуру выборов путем равного, всеобщего, прямого и тайного голосования.

    В основу "Закона об азербайджанском гражданстве", принятого парламентом 11 августа 1919 г., был положен принцип происхождения. Азербайджанским гражданином считался любой поданный бывшей Российской империи без различия национальности и религии, который сам или его родители родились на территории Азербайджанской Республики.

    Деникинская армия и Азербайджан

    Демократические процессы в республике осуществлялись в условиях, когда летом 1919 г. ее независимости грозила опасность со стороны армии Деникина.

    26 мая 1919 г. на заседании парламента обсуждался запрос фракции "Мусават" относительно движения деникинской армии, представляющей реальную угрозу независимости Азербайджана. Депутаты других фракций поддержали мусаватистов и заявили о своей готовности защитить независимость Азербайджанской Демократической Республики. 14 июня 1919 г.образованный Комитет государственной обороны объявил всю территорию Азербайджана на военном положении.

    В целях укрепления границ парламент 27 июня 1919 г. единогласно ратифицировал договор, заключенный правительствами Грузии и Азербайджана относительно совместной защиты государственной целостности двух республик.

    Усиливалось разложение и в рядах самих английских солдат, многие из которых также проявляли недовольство затянувшимся "визитом". В связи с этим начался постепенный процесс эвакуации англичан, проявившийся на первых порах передачей ими военного снаряжения армии Деникина. В начале августа Каспийский военный флот, принадлежавший Британскому командованию, был также передан Добровольческой армии Деникина. Этот акт вызвал резкий протест со стороны азербайджанского правительства.

    24 августа 1919 г. началась массовая эвакуация английских войск из Баку, положившая конец их девятимесячному пребыванию здесь. После ухода англичан из Азербайджана военным министерством был сформирован Военный флот и преобразована Каспийская военная флотилия, состоящая из двух канонерских лодок "Ардаган" и "Каре", нескольких посыльных и вспомогательных судов "Астрабад", "Аракс", "Нарген" и др. 27 августа 1919 г. представитель Добровольческой армии генерал Баратов прибыл в Азербайджан и был приглашен в Азербайджанский парламент, где он заверил членов парламента, что Деникин не преследует никаких агрессивных целей и не намерен покушаться на самостоятельность Азербайджана. Его цель - "Борьба с большевистской язвой России".

    Таким образом, первый год независимого существования Азербайджанской Республики был полон упорной борьбы и тяжелых испытаний.

    Азербайджан на международной арене.
    Парижская мирная конференция.

    За период вооруженной борьбы с захватчиками, закончившейся в главных чертах взятием Баку, последовал период завершения создания политической основы Азербайджанской Республики, первоначальной организации внутреннего порядка, урегулирования отношений с соседними государствами и европейскими державами. Молодая республика успешно выдержала испытания и перед ней открылся свободный путь к прогрессу на поприще культурного, общественного и экономического развития. В этом ряду достойное место занимали реальные успехи молодого государства на дипломатической арене. Перед молодым азербайджанским государством была поставлена задача добиться признания на международной арене как независимого государства. Азербайджанский парламент утвердил делегацию для участия на Парижской мирной конференции в следующем составе: А. М. Б. Топчибашев - председатель, М. Г. Гаджинский - заместитель председателя, члены делегации - А. А. Шейх-уль-Исламов, А. Б. Агаев и советники: М. Магеррамов, М. Л. Мехтиев и Д. Б. Гаджибеков.

    На этой встрече президент США Вильсон заверил азербайджанскую делегацию в том, что "...азербайджанский народ найдет в великой отныне Америке защиту и поддержку в святом деле отстаивания своей свободы и независимости".

    В Париже азербайджанской делегацией была проведена большая работа по вопросу об отношении с Ираном. Как известно, после образования АДР Иран выдвигал территориальные притязания к Азербайджану, требуя присоединения его к Иранскому государству.

    После заключения в Лондоне 19 августа 1919 г. англо-иранского договора Иран отказался от территориальных притязаний к Азербайджану. 1 ноября 1919 г. в Париже между Азербайджаном и Ираном был заключен договор о признании независимости Азербайджана и было достигнуто соглашение об установлении дипломатических отношений между ними. Подписание этого договора явилось большим успехом азербайджанской дипломатии на международной арене, закрепляло статус Азербайджана как независимого государства.

    На Парижской мирной конференции участвовали делегаты всех независимых государств, образовавшихся на территории бывшей Российской империи. 13 июня 1919 г за подписью В. Вильсона, Лойд-Джорджа, Клемансо, Орландо и Маккинона был опубликован документ о частичном признании верховной власти адмирала Колчака на территории России. В связи с этим представители Эстонии, Азербайджана, Грузии, Латвии, Северного Кавказа, Белоруссии и Украины 13 июня 1919 г вручили ноту протеста председателю Парижской конференции.

    Делегации вышеуказанных государств просили не откладывать рассмотрение вопроса о признании их субъектами международного права.

    К концу 1919 г. военно-политическое положение в России сильно изменилось не в пользу белогвардейцев. Разгром Юденича и Колчака, ослабление позиций Деникина и в связи с этим продвижение Красной Армии на юге оказали определенное влияние на ускорение признания Азербайджана суверенным государством.

    11 января 1920 г по представлению министра иностранных дел Англии лорда Керзона Верховный Совет Парижской мирной конференции принял решение о признании де-факто независимости Азербайджана. Это свидетельствовало о том, что деятельность азербайджанской делегации, возглавляемая крупным политическим деятелем А. М. Топчибашевым, увенчалась большим успехом.

    Экономическое и политическое положение в республике оставалось довольно сложным. В связи с этим 12 сентября 1919 г парламентская фракция партии Мусават поставила запрос о доверии правительству. Результаты запроса о доверии правительству показали, что в коалиционном правительстве не существует блока между партиями и оно опирается на случайное большинство.

    13 сентября 1919 г. председатель Совета Министров Н. Усуббеков обратился к председателю парламента с письмом, в котором указал на то, что поскольку обнаружилось глубокое расхождение между коалировавшими партиями и социалистами, выразившими недоверие правительству, то он не находил для себя возможным в дальнейшем оставаться во главе правительства.

    Особенность данного положения заключалась в том, что ушел в отставку не весь кабинет, а лишь премьер-министр. Основными причинами отставки можно считать следующие - во-первых, неразрешение вопроса об экономических связях с Россией, в частности, о вывозе нефти на север, что усугубляло кризис в нефтяной промышленности, вызывало рост безработицы и дальнейшее ухудшение положения рабочих; и во-вторых, по-прежнему не был разрешен аграрный вопрос, противоречия между различными политическими партиями, затруднявшими возможность создания коалиционного правительства.

    Ни одна партия не могла или не решалась составить коалиционное правительство, взяв на себя всю ответственность. В тоже время парламент и все министерства продолжали функционировать. Между тем, в течение указанного периода происходил ряд важных событий в политической жизни республики.

    Одним из них являлся II съезд партии Мусават, проходивший со 2 по 11 декабря 1919 г.

    В отчетном докладе, сделанном председателем партии М. Э. Расулзаде, он остановился на экономической платформе своей партии. М. Э. Расулзаде признал, что разрешение аграрного вопроса в столь короткое время не было возможным, но правительство предоставило парламенту обширный законопроект, всецело поддержанный членами его партийной фракции. Доклад председателя вызвал серьезные прения.

    Аграрная программа партии, положенная в основу правительственного курса, все еще не была осуществлена ни по одному из ее пунктов. Поскольку аграрный вопрос не нашел серьезного отражения в отчетном докладе председателя партии, то по настоянию делегатов съезд вновь вернулся к рассмотрению этой программы партии.

    Съезд вынес резолюцию, предложенную аграрной комиссией:

    1) Земли, принадлежащие казне, бывшему царскому дому, помещичьи, а также частновладельческие, безвозмездно отбираются и распределяются среди трудящихся крестьян;

    2) С передачей земли трудящимся, принадлежащие помещикам и частновладельцам водокачки и моторы также отбираются и стоимость их оплачивается из средств фонда, образуемого путем обложения имущего класса подоходным налогом.

    Остальные пункты аграрного вопроса были приняты съездом без изменения и остались в прежнем виде.

    Касаясь рабочего вопроса, в отчетном докладе М. Э. Расулзаде отметил, что партия не является сторонницей национализации предприятий, и что ЦК партии уже сделал все возможное по рабочему вопросу, оказав при этом серьезную помощь правительству. Этот тезис вызвал острые дебаты. Докладчики говорили о тяжелых условиях, в которых приходилось жить рабочим и их семьям, многие из которых не имели крыши над головой и жили в бараках.

    II съезд принял также резолюцию о надвигающейся опасности деникинского вторжения и призвал азербайджанский народ сплотиться вокруг своего правительства для отпора белогвардейской армии Деникина.

    11 декабря 1919 г. II съезд тюркской демократической партии федералистов "Мусават" закончил свою работу. Был избран ЦК партии в следующем составе: председатель ЦК партии - М. Э. Расулзаде; члены - Гасан-бек Агаев, Мамед Гасан Гаджинский, Шафи-бек Рустамбеков, Мехти-бек Гаджинский. Упадок экономики и рост безработицы усугублялся во многом экономической блокадой, в которой находился Азербайджан. Деникинская армия, мешавшая восстановлению традиционных экономических связей с северными соседями, война с Арменией и объявленное в связи с этим военное положение (лето 1919 г.), не возобновившиеся отношения с Турцией, сложные и противоречивые отношения с Ираном, предъявляющим Азербайджану территориальные притязания - все это удлиняло и усложняло процесс формирования нового кабинета.

    Последнее азербайджанское правительство.
    Взаимоотношение государственных и политических структур азербайджанского общества (парламент, политические партии, кабинет министров).

    Формирование нового правительства было вновь поручено Н.Усуббекову. Он вел переговоры с представителями партий. Из складывающейся ситуации было очевидно, что центр теперь будет состоять из других сил. И действительно Н. Усуббековым были привлечены представители "Иттихад", второй по численности после "Мусавата" парламентской партии. Привлечение иттихадистов в правительство было не случайным. Члены мусаватисткой партии, составляющие большинство в кабинете министров, теперь делали ставку на другую политическую силу, до тех пор находящуюся в оппозиции к ней.

    Межфракционные споры вокруг формирования очередного кабинета затянулись до середины декабря. И только после больших усилий Н. Усуббекова по формированию кабинета министров ему наконец удалось представить в середине декабря 1919 г. в парламент список членов нового правительства.

    22 декабря 1919 г. парламент утвердил следующий состав правительства:

    Председатель Совета министров - Насиб-бек Усуббеков, "Мусават";

    Министр внутренних дел - Мамед Гасан Гаджинокий; "Мусават";

    Министр иностранных дел "- Фатали-хан Хойский, беспартийный;

    Министр юстиции - Халил-бек Хасмамедов, "Мусават";

    Министр народного просвещения - Гамид Шахтахтинский, "Иттихад";

    Министр торговли, промышленности и продовольствия - Рашид Капланов, "Эхрар";

    Министр труда и земледелия - Ахмед-бек Пепинов, социалист;

    Министр почт и телеграфа - Джамо Гаджинский, социалист;

    Государственный контролер - Султан Меджнд Гаиизаде, "Иттихад";

    Военный министр - Самед-бек Мехмандаров, беспартийный;

    Министр путей сообщения - Худат-бек Мелик Асланов, бес- партийный.

    Как видно, в правительство вошли представители почти всех фракций. С первого дня своей работы новому кабинету пришлось серьезно учитывать такой сложный политический фактор, как усиление большевистской деятельности. Все политические группы вынуждены были встать в то или иное положение по отношению к последним. Работа большевиков в Баку усиливалась с того времени, когда между мусульманскими и русскими большевиками с одной, и мусульманскими левыми эсерами с другой, установился контакт и постепенно стала налаживаться работа среди мусульманских трудящихся. Одним из первых, подавшими в этот период "руку" большевистской организации в Баку и заключившими с нею тесный союз были азербайджанские левые эсеры. Партия эта стояла на позициях революционного социализма и Советской власти. От российских левых эсеров они отличались тем, что в национальном вопросе стояли за полное признание независимости существования Азербайджанской Республики и за превращение ее в самостоятельную советскую республику. Архивными членами этой партии были: Рухулла Ахундов, Ахмед Ахмедов, Рагим Гусейнов, Габиб Джабиев, Али Байрамов и др.

    До окончательного оформления в ноябре 1919 г. в Баку центрального комитета партии мусульманских социалистов-революционеров народников "Халгчи" - представители этой пар- тийной группировки входили на правах правого крыла в мусульманскую эсеровскую организацию.

    Партия "Халгчи" состояла исключительно из интеллигентов (почти все ее представители - люди с высшим и средним образованием). Председателем партии был А. Сафикюрдский. Другой мусульманской социалистической партией был "Гуммет". Большевистский "Гуммет" после событий 1918 г. не сразу восстановился. Все вожди этой организации (Н. Нариманов, Д. Буниатзаде, М. Исрафилбеков (Кадырлы) и др.) уехали в Россию. В Баку оставалась незначительная группа ее работников (Ашум Алиев, Юсуф Меликов, Абдул Баги Мамед-заде и др.), которые на первых порах объединились с меньшевиками-гумметистами (И. Абиловым, А. Пепиновым, С. Агамалы оглы, А. Караевым, К. Джамалбековым и др.), чтобы совместными усилиями работать среди мусульманских масс.

    Армяно-азербайджанский вооруженный конфликт весной 1920 г.

    Политическое положение в Азербайджане усугублялось в значительной степени также и с отстаиванием ею своей территориальной целостности от агрессивных посягательств дашнакской Армении.

    Грубо нарушив условия ноябрьского 1919 г. соглашения, подписанного Арменией с Азербайджаном, части армянской армии и вооруженные банды под общим командованием генерала Дро начали широкомасштабное наступление в Зангезуре и уничтожили до 40 азербайджанских селений. В начале 1920 г. они разгромили несколько селений Шушинского уезда.

    Начало весны 1920 г. ознаменовалось возобновлением конфликта, охватившего Карабах, Зангезур, Гянджинский и Газахский уезды. События начались 22 марта, в день Новруз байрамы, внезапным нападением вооруженных армянских отрядов на Шушинский гарнизон. Несмотря на массированный обстрел Шуши со стороны Шушикенда, к 5 часам дня 23 марта удалось выбить армян из своих позиций и изгнать из пределов города. В ночь с 22 на 23 марта нападениям армянских отрядов подверглись Ханкенди и Аскеран, причем им удалось занять охраняемую небольшим караулом крепость Аскеран и окрестные высоты, прервав сообщение между Шушой и Агдамом. Командующий азербайджанскими войсками в Карабахе генерал-майор Г. Салимов принял решение любой ценой отбить Аскеран.

    29 марта азербайджанские иррегулярные (партизанские) отряды были брошены на высоту 3360 м, отряд Парламентской охраны - на деревню Харамурт, а для атаки деревни Дашбаш вступил 5-й Бакинский пехотный полк. К 31 марта в отряд Салимова прибыло подкрепление в составе свыше одной тысячи штыков, полусотни сабель и конно-горного взвода артиллерии. 2 апреля 1920 г. после кровопролитного боя азербайджанскими частями был занят Аскеран. 3 апреля азербайджанские части вступили в Ханкенди. В этот же день были заняты селения Кятик, Аранзашин и Нахичеваник.

    После успешных боев в Гарабаге перед азербайджанскими войсками была поставлена задача развернуть боевые действия на Зангезурском направлении. В целом к концу апреля 1920 г. азербайджанская армия с честью выполнила свою задачу, отстояв территориальную целостность и восстановив в регионе положение на 23 ноября 1919 г. В то же время военный конфликт привел к тому, что оборона северных границ была значительно ослаблена, т.к. азербайджанское правительство было вынуждено сконцентрировать основные силы армии на западных рубежах республики.

    Можно предполагать, что восстание в Карабахе было спровоцировано армянским правительством. Оно явилось результатом координированного плана Эривана и советского командования, имевшего целью облегчить операции наступавшей на Азербайджан XI Красной Армии. Факт этот был впоследствии подтвержден самим армянским правительством в докладной записке, поданной им в июне 1920 г. в Москву, в Комиссариат по делам национальностей и в ЦК Коммунистической партии. Армянское правительство и Карабахский революционный комитет вошли в непосредственные сношения с XI Красной Армией и по взаимному соглашению сторон было решено поднять в Карабахе восстание в первый день Новруза, с целью отвлечь как можно больше азербайджанских военных сил в Карабахе, дабы этим облегчить наступление русских войск на Баку. Таким образом, Карабахский конфликт можно рассматривать как еще одну причину в ослаблении мощи государства.

                                         
                                                                      

    Категория: История Азербайджана | Добавил: Admin (12.01.2011)
    Просмотров: 1350 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024
    Реклама
    M.Maqamayev.Azerib
    Погода
    Статистика
    Яндекс.Метрика