АЗЕРБАЙДЖАН ПОСЛЕ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ Политическое положение в Азербайджане.
27
февраля 1917г.в России победила буржуазно-демократическая революция. Верховная
власть перешла в руки Временного правительства,которое должно было действовать
до созыва в будущем избранного демократическим путем Учредительного Собрания.
9 марта гражданская власть в крае была передана вновь созданному Особому
Закавказскому Комитету (ОЗАКому). Комитет состоял из депутатов, представлявших
национальные группы региона в Государственной Думе. Председателем- ОЗАКома
был русский кадет В.А.Харламов, членами: - азербайджанский кадет М.И.
Джафаров (впоследствии мусаватист), грузинский меньшевик А.И.Чхенкели,
грузинский социалист-федералист князь К.Абашидзе и армянский кадет М.И.Пападжанов.
Почти одновременно создавались как Советы рабочих депутатов, так и местные
органы Временного правительства (исполкома общественных организаций),
что привело к фактическому двоевластию в Азербайджане. В ночь на 7 марта
был окончательно сформирован Совет рабочих депутатов Бакинского района
в составе 52 депутатов (из которых только 9 были большевиками, остальные
меньшевики и эсеры, - избранные от 52 тыс. рабочих и служащих). В выборах
принимало участие более 2/3 всего рабочего населения Баку.
В первые дни после революции Совет фактически заменял собой почти все
политические организации, взяв на себя в какакой-то степени их функции.
Буржуазный орган власти - комитет общественных организаций - включил в
свой состав представителей как Совета рабочих депутатов, так и Городской
Думы и других общественных организаций. Председателем был избран Л.Л.Быч,
членами - А.К.Леонтович, Я.И.Смирнов из право-меньшевистской организации
"Единство", а также И.Е.Ионесян (кадет), И.Е.Аншелес (меньшевик).
Период марта-апреля 1917 г. можно охарактеризовать как период объединения
всех демократических сил общества, поддерживающих Временное правительство;
координации совместных действий двух существующих органов власти; отсутствия
достаточного опыта в проведении демократических выборов в Советы; отсутствия
в них фракционной борьбы, признание в них эсеро-меньшевистского большинства.
Спокойно прошел на этом этапе и процесс объединения политических сил социал-демократии.
10 марта 1917 г. на объединенном общегородском собрании представителей
большевиков и меньшевиков был избран объединеный временный комитет РСДРП
- "Общегородской центр", в состав которого вошло по 10 представителей
от общегородского собрания и от членов партийных фракций Бакинского Совета
рабочих депутатов. В объедененном комитете преобладали меньшевики.
Большевики 25 мая 1917 г. собрали свою отдельную конференцию в Балаханах,
где имели наибольшее влияние среди рабочих, провели свою резолюцию, исключив
тем самым меньшевиков из рядов комитета. 1 июля 1917 г. меньшевистский
комитет принял решение называться РСДРП (об.). Был избран самостоятельный
меньшевистский комитет в составе 14 человек.
В марте 1917 г. в Баку был сформирован временный Исполнительный комитет
партии эсеров. Касаясь национального вопроса в Закавказье, эсеры считали
возможным тактическое соглашение с представителями демократии отдельных
национальностей только в лице социалистических партий. В этом плане именно
им принадлежала особая "роль" в создании образа враждебного панисламизма.
Они считали, что отстаивание прав угнетенных национальностей (в частности
мусульман) есть борьба "за особые права и привилегии".
Февральская революция привела в движение широкие мусульманские массы.
27 марта 1917 г. в Баку был образован Временный исполнительный комитет
Бакинского мусульманского национальною Совета. Первым председателем его
был избран М.Г.Гаджинский - член партии "Мусават".
После победы февральской буржуазно-демократической революции партия "Мусават",
выйдя из подполья, начала проводить большую политическую и организаторскую
работу по завоеванию масс и привлечению их на свою сторону.
Всего через несколько дней после падения монархии в Гяндже возникла "Тюркская
партия федералистов", призывающая к преобразованию Российского государства
в федерацию автономных территорий. Основателем и идейным вдохновителем
партии был Н.Усуббеков.
Находившиеся на противоположном конце политической шкалы религиозно-консервативные
элементы поначалу заняли выжидательную позицию, основав в сентябре 1917
г. объединенную организацию: клерикальную партию "Русияда мусульманлык"
("Мусульманство в России"). Она слилась с гянджинским "Иттихади Ислам"
(Исламский союз), образовав одну партию - "Русияда мусульманлык-Иттихад".
Иттихадисты отвергли идеи тюркизма, при этом проявляя особую враждебность
по отношению к азербайджанизму.
3 марта 1917 г "принимая во внимание психологию мусульманских масс также,
как и тот факт, что у "Гуммета" есть своя собственная история", возобновила
свою деятельность большевистская партия "Гуммет". Главой временного комитета
стал Н. Нариманов, а членами - М.Азизбеков, М.Н.Исрафилбеков, и Г.М.Султанов.
Бакинские гумметисты во главе с Н.Наримановым объявили себя пробольшевистскими,
в то время как комитеты в провинции выразили свое тяготение к меньшевикам,
доминировавшим в остальной части региона, в особенности в Грузии.
Первая попытка определить чаяния азербайджанцев в условиях нового революционного
подъема была сделана на съезде мусульман Кавказа, проходившем в Баку 15-20
апреля 1917 г. Вопрос о будущем политическом устройстве России, правах
малых народов был главным вопросом на этом съезде. Съезд по докладу М.Э.Расулзаде
принял резолюцию "О национально-политических идеалах мусульман Кавказа".
В заключетельный день съезда было принято постановление об организации
мусульманских национальных комитетов на Кавказе и о создании двух центральных
бюро: для Северного Кавказа с центром во Владикавказе и для Закавказья
с центром в Баку.
Представители этнических групп, собранных в рамках регионов (Закавказья,
Башкирии, Крыма, Киргизии и т. д.), в целом были за территориальную автономию,
предлагающую самоуправление по всем вопросам, кроме затрагивавших жизненные
интересы Российского государства. Что касается татар, разбросанных по
различным частям России, то они придерживались противоположной точки зрения.
Эти разногласия проявились на Всероссийском мусульманском съезде, проходившем
в Москве с 1 по 11 мая 1917 г.
Выступая как противник организации Российского государства на террториально-федеративных
началах, дагестанский меньшевик Ахмед Целиков утверждал, что территориальный
федерализм ведет к полной децентрализации мусульман и не ререшит национального
вопроса. Потому разрешение национального вопроса должно быть проведено
в форме национально-культурной автономии мусульман с созданием центрального
органа - мусульманского национально-культурного парламента, избранного
на основах всеобщего прямого, равного и тайного избирательного права.
Основным докладчиком от блока территориальных автономистов был М.Э.Расулзаде.
В предложенной им резолюции, принятой большинством голосов (446 против
271), говорилось, что формой государственного устройства России, наиболее
обеспечивающей интересы мусульманских народностей, является демократическая
республика на национально-территориально-федеративных началах.
После московской встречи мусаватисты уже открыто ставили вопрос об объединении
с "Адам и Марказият" ввиду установления общности взглядов на форму правления,
а остальные пункты программы обеих партий были почти тождественны. Объединение
произошло 3 июля 1917 г. Новая партия стала называться "Тюркская демократическая
партия федералистов - "Мусават".
Мощное движение народных масс, развернувшееся в России летом и осенью
1917 г., не могло не повлиять и на обстановку в Закавказском регионе.
Для революционного движения в Азербайджане характерным становится более
четкая расстановка сил классов, партий, различные действия партийно-организационных
групп.
Слишком быстрым был калейдоскоп политических событий, не успевающих укладываться
в сознании масс. По-разному располагались и очаги активности на политической
карте Азербайджана. Наибольший накал активности, безусловно, ощущался
в Баку, где был представлен почти весь спектр политических партий с различной
степенью влияния и авторитета на различные слои населения.
Уезды в этом отношении находились в сложном положении. Сведения о происходящих
политических событиях редко доходили до жителей уездов.
В рабочей среде с Советами мало считались, хотя время от времени им по
всяким поводам "выражали свое доверие". В первый период революции, когда
силы демократии были еще распылены, Советы сплачивали их, иные в какой-то
степени отражали чаяния многочисленных слоев населения. По мере укрепления
политических партий Советы перестали быть центрами всей власти. Назрел
вопрос о переизбрании Бакинского Совета. Результаты состоявшихся 22 октября
1917 г. выборов в Совет рабочих депутатов явились свидетельством усиления
роли несоциалистических партий. Желая избежать их дальнейшего влияния
в обществе, Исполнительный комитет Бакинского Совета во главе с С. Шаумяном
попытался продумать процесс новой предвыборной компании так, чтобы как
можно больше изолировать национальные партии от участия в них. Итоги выборов
превзошли все ожидания. "Мусават" получил 9017 голосов, эсеры - 6305,
большевики - 3823, меньшевики - 687, дашнаки - 5268 голосов. Результаты
опровергли утверждение о якобы сильном влиянии большевиков среди рабочих
промысловых районов.
Значительным событием в истории всей политической жизни Азербайджана,
партии "Мусават", явилось открытие ее I съезда, проходившего с 25 по 29
октября 1917 г. На съезде был избран руководящий состав и принята первая
программа партии. Председателем ЦК партии был избран М. Э. Расулзаде.
Программа партии "Мусават" состояла из 9 разделов и 76 пунктов, охватывающих
земельный, рабочий, национальные и религиозные вопросы, гражданские права
и т. д.
I съезд партии "Мусават" определил тактику и стратегию партии в ее дальнейшей
политической борьбе и предоставлении Азербайджану национально-территориальной
автономии. В области гражданского права партия выдвигала равенство перед
законом всех граждан федеративной республики, независимо от национальности,
вероисповедания, партийного убеждения.
В экономической и финансовой политике упразднялись все налоги за исключением
подоходного.
Все казенные и частновладельческие земли раздавались крестьянам бесплатно
и безвозмездно. Земля переходила в полную собственность крестьянам. Устанавливался
минимальный размер владения землей. Частная собственность распространялась
только на поверхность земли. Недра же земли должны были принадлежать государству. В рабочем вопросе партия "Мусават" в основном приняла рабочую программу
РСДРП, принятую на II съезде (1903 г.).
|