Большую роль в выявлении и развитии творческих способностей азербайджанских
ученых-востоковедов сыграли Петербургский и Казанский университеты. В
востоковедческих центрах Петербурга вырос, стяжал себе славу крупного
ученого Мирза-Джафар Топчибашев (1790-1869).
Особенно большой вклад сделал в востоковедческую науку уроженец Дербенда
Мухаммед Али Казым Бек (1802-1870), ученый с мировым именем, автор многочисленных
и фундаментальных трудов по Востоку.
В начале 30-х годов завершает описание своих путешествий по Ближнему и
Среднему Востоку, Индостану, Аравии, Северной Африке выдающийся географ-землепроходец
Зайнал-Абидин Ширвани (1780-1838) - автор замечательных сочинений "Рийаз
ас-Сийахат" ("Цветник странствований"), "Бустан ас-Сийахат" ("Сад странствований").
Крупным вкладом в космографическую литературу Северного Азербайджана в
первой половине XIX в. явились сочинения А.Бакиханова на персидском языке
"Кашф ал-Караиб" ("Открытие диковин"), "Асрар ал-Малакут" ("Тайны царства
небесного"), "Всеобщая география" (утеряна). Географией занимались в начале
50-х годов М. Ф. Ахундов и И. Куткашенский, которые состояли членами-сотрудниками
Кавказского отделения русского Географического общества.
В тесной связи с наукой и социальной практикой в первой половине XIX века
развивается и философская мысль. Ответом на злобу дня явились сочинения
А. Бакиханова "Тахзиб ал-Ахлак" ("Воспитание нравственности"), "Китаб-е
Насаех" ("Книга наставлений"), "Айн ал-Мизан" ("Существо весов") на персидском
и арабском языках.
Искендер бек Гянджинский выступает против феодальной автаркии, видит в
лице Фатх-Али хана Кубинского объединителя азербайджанских земель, умного
и дальновидного государственного деятеля.
В первой половине XIX в. в Северном Азербайджане продолжали развиваться
музыка, изобразительное и прикладное искусство, архитектура, были сделаны
первые шаги в деле создания азербайджанского театра.
Важное значение для развития театрального искусства в Азербайджане имела
постановка знаменитых комедий М.Ф.Ахундова на русской сцене. Еще в 1852
г. русский театр в Тифлисе поставил пьесу "Хекайети хырс гулдурбасан".
Другая комедия М.Ф. Ахундова - "Хекайети мустье Жордан хакими набатат
ве дервиш Местали шах джадугюни мешхур" была сыграна любителями в одной
из домашних спектаклей в Петербурге. В изобразительном искусстве Северного
Азербайджана первой половины XIX в. развивались реалистические тенденции.
Они нашли отражение в творчестве крупнейшего художника Северного Азербайджана
той эпохи Мирза Кадыма Иравани (1825- 1879).
Наиболее развитым видом прикладного искусства являлось ковроделие. Главными
центрами его в то время были Губа, Шамахы, Баку, Гянджа, Карабах и Газах.
В первой половине XIX в. в монументальном зодчестве Северного Азербайджана
ясно прослеживалась тенденция упадка, а с другой стороны, достаточно интенсивная
и качественная деятельность развивалась в области народного зодчества.
Первая половина XIX в. была ознаменована дальнейшим развитием азербайджанской
литературы. В 30-40-х годах в Азербайджане выросло много ашугов-профессионалов,
произведения которых пользовались широкой популярностью у народа. Среди
многих создателей и исполнителей произведений устного народного творчества
выделялась целая плеяда наиболее талантливых людей. В селениях магала
Гёйча жили и творили народные поэты-ашуги: Муса (1795-1840 гг.), Мухаммед
Гусейн (1800-1880 гг.), Алы (1817-1907 гг.) и др. Мухаммед Гусейн создал
несколько дастанов на любовные темы, сотни гошма и герайлы. Особенно большой
популярностью пользовалось творчество ашуга Алы.
Большой интерес к азербайджанскому эпосу проявлялся в русской литературе
и периодической печати; так в "Тифлисских ведомостях" были впервые напечатаны
сведения об эпосе "Кёроглу".
Одним из направлений азербайджанской литературы той эпохи была, как и
раньше, романтическая поэзия, представленная газелями, касидами и другими
произведениями. В этот период в Азербайджане сложились благоприятные условия
для быстрого развития реалистического направления в литературе, крупнейшими
представителями которого в первой половине XIX в. были Мирза Шафи Вазех,
Касум бек Закир и особенно М.Ф. Ахундов.
Литературное наследие Мирза Шафи дошло до нас в виде переводов, оригиналы
его стихов утеряны. В 1846 г. немецкий писатель Ф. Боденштедт, побывавший
в Тифлисе, увез с собой значительную часть стихотворений Мирза Шафи в
Германию и там опубликовал их в переводе на немецкий язык.
Ряд литературных произведений был создан А. Бакихановым. В его литературное
наследие входят такие произведения, как "Мират-уль-Джамал" ("Зеркало красоты"),
"Мишкат-уль-Энвар" ("Лучи света"), "Риязь-уль-Гудс" ("Цветник Кудси"),
"Китаби Аскерийе" ("Книга Аскера"), "Тебриз эхлине хитаб" ("Обращение
к населению Тебриза"), стихотворные письма и рассказы, любовно-романтические
газели и муханнес (пятистишья). Перу А.Бакиханова принадлежал также не
дошедший до нас "Диван", который был увезен в Германию и там утерян. К
реалистическому направлению в литературе принадлежал также Исмаилбек Куткашенский
(1806-1861 гг.), происходивший из среды высшей феодальной знати Азербайджана.
Его перу принадлежит повесть "Рашид-бек и Саадет-ханум", написанная на
французском языке и впервые опубликованная в 1835 г. В этой повести нашли
отображение некоторые демократические идеи, новые отношения в семье.
Одним из наиболее выдающихся представителей сатирической поэзии Азербайджана
в первой половине XIX в. являлся Касумбек Закир (1786-1857гг.). Особенно
большую ценность представляют сатирические стихи Закира, сыгравшие видную
роль в развитии азербайджанской реалистической литературы. Эти стихотворения
отличаются от многих произведений его современников как широтой тематики
и богатством содержания, так и простотой и народностью языка.
Крупнейшим представителем азербайджанской культуры XIX в. был просветитель-демократ,
выдающийся общественный деятель, основоположник азербайджанской реалистической
литературы Мирза Фатали Ахундов.
В 1834 г. Мирза Фатали поступил в канцелярию главноуправляющего Кавказом
в качестве переводчика восточных языков. С конца 1836 по 1840 г. он одновременно
преподавал азербайджанский язык в Тифлисском уездном училище, которым
за ведовал X.Абовян. Идейная направленность произведений М.Ф. Ахундова
определялась прежде всего интересами и запросами родного народа, его трудовых
слоев.
Литературная деятельность М. Ф. Ахундова началась с 30-х гг. XIX в. Им
написано до 30 различных стихотворений на азербайджанском и фарсидском
языках.
М. Ф. Ахундов положил начало новому жанру в азербайджанской литературе
- драматургии. Замечательные драматургические произведения его были зеркалом
азербайджанской действительности той эпохи, высшим достижением реализма
в азербайджанской литературе XIX в. Они явились ранее не испытанным в
условиях Азербайджана оружием борьбы за обновление жизни и быта родного
народа. Экономическая жизнь Во
второй половине XIX в. Россия все больше становилась на путь капиталистического
развития. Это находило свое выражение во все большем расширении, углублении
общественного разделения труда в общероссийском масштабе и в создании
общероссийского капиталистического рынка. Поскольку Азербайджан являлся
колонией Российской империи, он неизбежно постепенно втягивался в общероссийское
общественное разделение труда и включался в общероссийский рынок. Он всемерно
стимулировал возникновение и развитие торгового земледелия на окраинах,
рыбной, горной, нефтяной и других отраслей промышленности.
В середине 60-х годов XIX в. в нефтяном хозяйстве Азербай джана наступил
перелом. Оно стало развиваться быстрее по сравнению с предыдущими годами.
Основным стимулом такого роста добычи нефти являлся рост потребности в
керосине во внутренних губерниях России.
Несмотря на определенный рост нефтедобычи и нефтепереработки в 60-х годах
уже стало очевидно, что откупная система эксплуатации нефтяных источников
является негодным пережитком прошлого и что для развития этой отрасли
промышленности нужна иная постановка нефтяного дела. "Правила о нефтяном
промысле и акцизе с фотогенового производства" были утверждены царем 1
февраля 1872 г., а "Правила об отдаче с торгов частным лицам, находившимся
в откупном содержании казенных нефтяных источников Кавказа и Закавказья"
были утверждены 17 февраля 1872 г. Согласно этим правилам казенные нефтяные
источники, состоявшие в откупном содержании передавались частным лицам
с торгов.
Отмена откупной системы дала решительный перелом всему нефтяному делу.
Нефтяная промышленность стала капиталистической.
Наряду с нефтяной и другими отраслями промьшленности в Баку она развивалась
и в уездах Азербайджана. Важной отраслью промышленности в 60-70 гг. стало
медеплавильное производство. Кедабекский завод снабжался медной рудой
из рудника, который находился в трех верстах от завода. С каждым годом
увеличивалась добыча руды. Кедабекский медеплавильный завод являлся тогда
крупнейшим среди медеплавильных предприятии всей России. В 60-х годах
в Заглике действовали мелкие, кустарные квасцовые предприятия.
Одной из отраслей промышленности, втянутой в орбиту капиталистического
производства еще в 50-60-х годах, было шелкомотальное производство. В
городе Нухе в 1861 г. действовало 50, а в 1862 г. - 56 шелкомотален.
В отличие от Нухинского уезда, в котором были как ремесленные цехи, так
и шелкомотальни фабричного типа, в гор. Шуше и Шушинском уезде последние
типы не существовали. В 1875 г. в самом Ордубаде возникли две шелкомотальные
фабрики. На этих фабриках тоже применялись паровые двигатели. Кроме указанных
фабрик в Нахчыванском уезде и Ордубаде действовали несколько десятков
шелкомотальных предприятий типа мелкотоварного производства.
Видное место в экономической жизни Азербайджана занимали рыбные промыслы.
На рыбных промыслах применялся труд как местных, так и пришлых наемных
рабочих.
Немаловажное место в промышленной жизни страны играло виноделие. Наряду
с виноделием в Азербайджане занимались и винокурением, т.е. изготовлением
водки.
В Азербайджане добывалась озерная и каменная соль. Озерная соль в основном
добывалась на Апшероне, на котором было 27 озер. На расстоянии 10 верст
от гор. Нахчывани находились богатые залежи каменной соли.
Кроме указанных отраслей промышленности, в Азербайджане действовали заведения
по производству табачных изделий, строительных материалов и др.
Главнейшей отраслью сельского хозяйства Азербайджана в 50-60-х годах XIX
в продолжало оставаться выращивание зерновых культур.
В 60-х годах XIX в. в зерновом хозяйстве было широко развито товарное
производство. Азербайджан не только был обеспечен своим хлебом, но вывозил
его в Грузию, Иран, рис из Ленкоранского уезда в Россию.
Второй важной отраслью сельского хозяйства Азербайджана после земледелия
было скотоводство. В двух губерниях Азербайджана, включая Закатальский
округ и Нахчыванский уезд, в 1869 г. было 3,3-3,5 млн. голов скота.
В 50-х и начале 60-х годов среди технических культур, выращиваемых в Азербайджане,
ведущее место занимала марена (краситель). Основными районами мареноводства
был Губинский уезд. Другой технической культурой, которую разводили в
Азербайджане, являлся хлопок. Однако хлопководство в 50- 60-х годах XIX
в. было по своим размерам весьма незначительным.
Значительное место в сельском хозяйстве Азербайджана занимало выращивание
плодов и винограда.
В 50-60-х годах XIX в. в азербайджанскую деревню, хотя и слабо, и главным
образом в виде кабалы торгового и ростовщического капитала проникали новые,
капиталистические производственные отношения. "Положение"
14 мая 1870г. Крестьянская и другие реформы.
Быстрое развитие капитализма в Росии не могло не оказать влияние на развитие
капитализма в Азербайджане. В 60-х годах XIXв. налицо был наметившийся
процесс экономического развития Азербайджана в направлении капитализма.
Этому процессу, безусловно, сопутствовало развитие товарного производства,
разложение феодальных отношений. Следовательно, в конце 60-х годов социально-экономическое
развитие Северного Азербайджана требовало ликвидации феодальных отношений.
Был составлен проект "Положения о поземельном устройстве государственных
поселян, водворенных на землях лиц высшего мусульманского сословия, а
равно меликов из армян в губерниях Закавказских: Елисаветпольской, Бакинской,
Эриванской и части Тифлисской", который был утвержден 14 мая 1870 г. Положение
14 мая 1870 г. распространялось на имения ханов, беков, агаларов и меликов
Елисаветпольской губернии, Бакинской и части Тифлисской губернии, на мюлькедарские
(бекские) имения Эриванской губернии и на имения беков Ахалцихского уезда
Тифлисской губернии.
По решению Кавказского наместника "Положение" вводилось в действие 8 ноября
1870 г.
"Положение" исходило из общего положения крестьянской реформы в следующих
основных вопросах: 1) что всякие отношения личной зависимости крестьян
от землевладельцев прекращены, 2) что земля, занятая крестьянами, оставаясь
собственностью беков, агаларов и меликов, поступает в постоянное пользование
крестьян.
"Положение" давало крестьянам право беспрепятственного оставления бекских
земель путем отказа "от пользования всей землею своего надела" или же
оставаться в своем сельском обществе, или же переходить в другое.
Главным вопросом крестьянской реформы был земельный вопрос. Положение
1870 г. утверждало потомственное право частной собственности беков, агаларов
и меликов на их "имения", в т.ч. и на земли, исконно принадлежавшие крестьянам,
получившим наименование "государственных поселян".
Закрепленный за крестьянами в постоянное пользование земельный надел они
должны были нести определенные повинности в пользу землевладельцев.
Норма наделения крестьян землей в размере 5 десятин на душу мужского пола
свыше 15-летнего возраста, установленная положениями 1847 г., была принята
как предельная. Фактический крестьянский надел получился значительно меньше,
чем установленная норма в 5 десятин,а в дальнейшем с увеличением населения
надел на каждую душу все больше и больше уменьшался, большинство крестьян
стали малоземельными.
Известно, что приобретение владельческими крестьянами удельной земли в
полную частную собственность посредством выкупа ее должно было служить
увенчанием реформы. После заключения выкупной сделки крестьяне формально
переходили в разряд крестьян-собственников.
Однако, в отношении Азербайджана в отличие от российских губерний правительство
совсем отказалось от какого-либо содействия выкупа земли крестьянами.
К тому же выкуп земли здесь не был обязательным.
Только уплатив за землю сполна наличными, крестьяне могли перейти в разряд
крестьян-собственников. Насколько непосильными оказались для крестьян
эти условия видно из того, что подавляющее большинство крестьянских домов
не выкупили свои надельные земли в собственность.
Крестьянская реформа не коснулась северо-западной части Азер-байджана
- Закатальского округа. Здесь зависимые отношения крестьян сохранились
вплоть до 1913 г.
Городская реформа 1870 г. была связана с развитием капиталис-тических
отношений в России после отмены крепостного права, быстрым ростом городов,
усложнением городского хозяйства (особенно в промышленных и торговых центрах).
Городское положение было утверждено 16 июня 1870 г. Вначале оно было введено
только во внутренних губерниях России. Лишь в 1878 г., т.е. через 8 лет
после утверждения, городское положение 1870 г. было введено только в одном
из городов Азербайджана - в Баку.
Право участвовать в выборах предоставлялось только тем, кто обладал определенным
имущественным цензом и уплачивал городские сборы, т.е. домовладельцам,
купцам, торговцам, фабрикантам, заводчикам. Кроме частных лиц, избирательным
правом пользовались так же ведомства, учреждения, общества, товарищества,
монастыри и церкви, вносящие городские налоги. Городское положение не
предоставляло избирательного права рабочим, мелким служащим и ремесленникам.
Городское положение 1870 г. закрепляло и национальное неравноправие избирателей.
Представительство от избирателей -нехристиан, как "иноверцев" не должно
было превышать 50% гласных.
В 1892 г. было утверждено новое Городское положение, еще более урезавшее
и без того ограниченные права органов городского "самоуправления" и значительно
сократившее участие горожан в его делах.
Новое Городское положение наряду с общественным управлением, вводимым
в полном объеме в губернских и крупных уездных городах, предусматривало
возможность организации упрощенного общественного управления в небольших
городах. В таких городах вместо Городской думы учреждалось Собрание городских
уполномоченных в количестве от 12 до 15 человек. Городское "самоуправление"
в полном объеме в Елисаветполе и упрощенное общественное управление в
Ленкорани, Нухе, Шамахы, Губе и некоторых других уездных городах Азербайджана
было введено только в 1897 году. Однако в ряде городов заведование городским
хозяйством и после этого продолжало находиться в руках уездных полицейских
учреждений.
Городское положение 1892 г. еще более узаконило национальное неравенство
в организации и деятельности органов "самоуправления". Количество главных
- нехристиан (в основном - азербайджанцев) в Бакинской думе, например,
было уменьшено до одной трети от общего числа гласных.
После подавления национально-освободительного движения народов Дагестана
и Северного Кавказа, царское правительство 5 мая 1860 г. издало "Положение
об управлении Дагестанской областью", по которому Дербендская губерния
была упразднена, а Губинский уезд передан в состав Бакинской губернии,
а Джаро-Белоканский военный округ преобразован в Закатальский военный
округ, во главе с окружным начальником, подчиненным уже не наместнику,
а "военному начальнику Верхнего Дагестана". Указом от 9 декабря 1867 г.
было упразднено участковое деление и разукрупнены уезды.
Наиболее существенным изменением административно-территориального деления
явилось образование в 1868 г. Елизаветпольской губернии с центром в Гяндже
(Елисаветполь). От Бакинской губернии к ней отошли Шушинский и Нухинский
уезды, от Тифлисской губернии - Елизаветпольский уезд с Газахом, от Эриванской
губернии - часть упразднявшегося Ордубадского уезда с включением остальной
его части в состав Нахчыванского уезда Эриванской губернии.
В 1870 г. в составе Эриванской губернии был образован Шаруро-Даралагезский
уезд, основное население которого составляли азербайджанцы. В результате
новых изменений в составе Эриванской губернии остались Нахчыванский и
Шаруро-Даралагезский уезды.
В 1874 г. из южной части Нухинского уезда был выделен Арешский уезд. В
дальнейшем в составе Бакинской губернии были образованы два новых уезда
- Джеватский и Геокчайский, а в составе Елизаветпольской губернии - Газахский
и Зангезурский. В июле 1883 г. были образованы еще два новых уезда в Северном
Азербайджане - Джебраильский и Джаванширский.
Сельское управление в Северном Азербайджане имело целью еще крепче опутать
крестьянство, сковать его всесторонней зависимостью от полицейско-самодержавного
государства. Этой цели отвечали утвержденное наместником "Положение о
сельских обществах, их общественном управлении и повинностях государственных
и общественных в Бакинской губернии" от 23 августа 1866 г. Последнее "Положение"
в апреле 1870 г. было распространено на Елизаветпольскую губернию.
Органами сельского общества являлись сельский сход и сельский старшина.
На сельском сходе мог рассматриваться лишь строго ограниченный круг вопросов:
избирание сельских должностных лиц, вынесение приговоров об удалении из
сельского общества "вредных и порочных членов его". Сельская администрация
включала также мирабов, которые полностью держали в своих руках распределение
поливной воды. Крестьянское
движение
В 70-90-х гг. усилилась борьба азербайджанских крестьян против гнета беков,
помещиков и самодержавия. Отказ от уплаты и отбывания повинностей, захват
земель помещиков, разгром их имений, убийство беков и кулаков - таковы
были основные формы классовой борьбы крестьян в тот период. Лейтмотивом
ее был вопрос о земле.
В 70-90-х гг. недовольство азербайджанских крестьян приняло форму открытых
выступлений, переросших местами в вооруженные столкновения с беками и
представителями местных властей. Подобного рода выступления произошли
во многих селах Елизаветпольского, Газахского, Нахчыванского и других
уездов. Наиболее острой формой борьбы крестьян было движение гачагов.
Гачагами (беглецами) в народе называли людей, скрывавшихся от преследования
властей. В большинстве случаев они выступали против беков-землевладельцев
и зажиточных элементов деревни, местных властей.
Большой известностью пользовались в 80-х годах гачаги Тариверди Аллах
Кули оглы и Али Хидир оглы, отряды которых оперировали в Газахском, Елизаветпольском,
Шушинском, Джеватском, Шамахынском, Нахчыванском и Зангезурском уездах.
Большой популярностью пользовался действовавший в 80-х и последующие годы
в районе Елизаветполя гачаг Дали-Али. Районом наиболее широкого распространения
гачагства являлся Губинский уезд. В 80-х годах в уезде оперировало до
17 отрядов гачагов. Из известных губинских гачагов того времени можно
назвать имена Мешади Меджида, Шихзаде Бедала и др. В последней четверти
XIX в. были известны также гачаги Камбар в районе Гянджи, Сулейман и Муртуза
в Карабахе, Юсиф в Закатальском округе, особенно гачаг Керем в западных
районах Северного Азербайджана, Керим Эфенди оглы Куткашенский - в Нухинском
уезде и др.
Самые славные страницы истории движения гачагов в XIX в. вписаны легендарным
героем азербайджанского народа гачагом Наби. Где бы не находился отряд
Наби, крестьяне не только предоставляли в тяжелых для него ситуациях лошадей,
продукты, но и принимали непосредственное участие в борьбе гачагов, помогая
им уничтожать врагов. Верной соратницей гачага Наби была его жена Хаджар,
храбро сражавшаяся в рядах повстанцев. Другой, причем самой распространенной, формой протеста крестьян против
социального и колониального гнета были жалобы (прошения) крестьян. Крестьяне
буквально засыпали жалобами различные органы власти, должностных лиц самого
различного ранга и положения. Несмотря на отвагу и мужество, проявляемые крестьянами, их выступления,
носившие стихийный, неорганизованный характер, потерпели поражения. Природа
крестьянского движения была такова,что выступления в большинстве случаев
носили локальный характер, крестьяне не понимали коренных целей и задач
своей борьбы.
|