Глава
XV АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ
ГОСУДАРСТВА ШИРВАНШАХОВ, КАРА-КОЮНЛУ И АК-КОЮНЛУ Междоусобицы
среди Тимуридов, начавшиеся сразу же после смерти завоевателя (1405),
расшатали их власть в Азербайджане. Стремление избавиться от иноземных
завоевателей, положить конец их грабежам и насилиям охватило все слои
населения. Как в северных (Шеки, Карабах), так и в южных областях (Тебриз,
Марага, Ардебил) страны ширилось народное движение против господства Тимуридов.
Большим авторитетом в народной среде пользовались дервиши-суфии и члены
секты хуруфитов, основателем которого был Фазлуллах Неими. Он был выселен
Тимуром из Хорасана в Азербайджан и убит сыном Тимура Мираншахом. Поэтому
хуруфиты называли его "Мараншах" ("Царь змей"). Хуруфитом был и великий
азербайджанский поэт Насими.
Ширваншах Ибрагим счел момент благоприятным для изгнания из страны иноземцев
и объединения Азербайджана. На помощь ширваншаху пришли и другие азербайджанские
правители - правитель Карабаха Яр Ахмед из племени Караманлу, правитель
Шеки Сиди Ахмед (сын Сиди Али) и ардебилский эмир Вистам из племени Джагирлу.
Одновременно началось восстание против Тимуридов и в соседней Грузии.
Грузинский царь вступил в союз с ширваншахом. Союзные войска перешли Куру
и вступили в Карабах. Гянджа, Барда и Карабах были очищены от врага.
В Южном Азербайджане шла ожесточенная борьба между сыновьями Мираншаха
Омаром и Абубекром. Их попытка овладеть Тебризом и укрепиться в стране
наталкивались на упорное сопротивление тебризцев. Оборону города возглавляли
Кази Гиясаддин, Абдул Мухсин Казвини, Шейх Ахи Кассаб и Кази Имададдин.
Они связались с ширваншахом, приглашая его в Тебриз. Ширваншах с войсками
вступил в Тебриз, встреченный горожанами с большим энтузиазмом и радостью.
За свою мудрую и мягкую политику он пользовался популярностью во всем
Азербайджане. Даже чиновники Абубекра явились в ставку Ибрагима и сдавали
ему собранные с населения налоги. Казалось план объединения Севера и Юга
Азербайджана был близок к осуществлению. К маю 1406 г большая часть страны
была под властью ширваншаха. Однако, в этот момент политическая обстановка
изменилась и вынудила ширваншаха отступить на север.
В Южный Азербайджан возвратился Джелаирид Ахмед со своим союзником Кара
Юсифом, главой объединения тюркских племен Кара-Коюнлу. В октябре 1406
г. к западу от Нахчывана Абубекр был разбит силами Кара Юсифа. Но решительное
сражение между Кара-Коюнлу и Тимуридами произошло у села Сардруд поблизости
от Тебриза в апреле 1408 г. Мираншах погиб в битве. Тем самым был положен
конец господству в Азербайджане Тимуридов. Избавившись от иноземцев, столкнулись
сами бывшие союзники. В конце августа 1410 г. Султан Ахмед потерпел поражение
в битве с Кара Юсифом, государство Джелаиридов исчезло со сцены, уступив
свое место государству Кара-Коюнлу.
Племенные конфедерации, известные под именем Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу,
в XIV в. кочевали в Восточной Анатолии, Это были тюркские племена огузского
происхождения, говорившие на южных диалектах азербайджанского языка. В
числе племен Кара-Коюнлу были Бахарлу, Саадлу, Караманлу, Алпаут, Духарлу,
Джагирлу, Хаджилу, Агачери. Ведущими среди них являлись Бахарлу и Саадлу.
В состав государства Кара-Коюнлу вошли, кроме Азербайджана (к югу от Куры),
Армения, Восточная Анатолия и Ирак арабский с Багдадом.
Непосредственно Азербайджаном управлял сам Кара Юсиф, а остальные области
он передал сыновьям. Столицей государства был Тебриз. Азербайджанское
государство Кара-Коюнлу просуществовало с 1410 по 1467 г.
Самым грозным врагом Кара-Коюнлу был тимуридский султан Шахрух. В 1420
г. с огромным войском он выступил из Герата, направляясь в Азербайджан.
В начале войны Кара Юсиф внезапно умер и борьбу с Шахрухом продолжали
его сыновья. Шахрух еще дважды в 1429 и 1435 гг. предпринимал походы цротив
Кара-Коюнлу, но в конечном счете овладеть Азербайджаном ему не удалось.
При сыне Кара Юсифа Джаханшахе (1435-1467) государство Кара -Коюнлу достигло
наибольшего могущества. Джаханшах стремился заручиться поддержкой оседлой
знати и вел централизованную политику. При нем были совершены походы против
правивших в Иране Тимуридов. Джаханшах завоевал весь Западный Иран и Герат
- столицу тимуридских султанов в Хорасане.
В 1467 г. в сражении на мушской долине Джаханшах был разбит Узун Гасаном
- главою другого объединения тюркоязычных племен Ак-Коюнлу. На месте государства
Кара-Коюнлу образовалось государство Ак-Коюнлу, столицей которого также
был Тебриз. Государство Ак-Коюнлу, помимо Азербайджана, включало в свой
состав Армению, Восточную Анатолию, арабский Ирак и почти весь Иран.
Во главе племенного союза Ак-Коюнлу стояло племя Баязддур, к которому
принадлежала правящая династия. Большим влиянием в государстве пользовались
племена Порнак и Мосуллу. К этому союзу частично примкнули также племена
Байат, Каджар, Афшар. После значительная часть племен (Саадлу, Алпаут,
Джагирлу и др.) перешла на службу государства Ак-Коюнлу. Часть племени
Бахарлу после победы Узун Гасана ушла в Хорасан к Тимуридам, а впоследствии
(XVI в.) создало в Индии государство Кутбшахов.
Для того, чтобы не допустить усиления Узун Гасана, в 1468 г. в Азербайджан
с юго-востока со 100 тыс. армией вторгся тимуридский правитель Хорасана
Абу Сайд. В этот опасный момент энергичному Узун Гасану удалось склонить
ширваншаха Фарруха Ясара к союзу на почве общих интересов Азербайджана.
Тимуридское войско, зимовавшее на Мугани, было разбито и рассеяно. Абу
Сайд был взят в плен и казнен.
Узун Гасан был выдающимся политиком, государственным деятелем и полководцем.
Будучи правителем небольшого бейлика в Диярбекире он создал огромное государство,
метрополией которого был Азербайджан. При нем Азербайджан впервые вошел
в сферу европейской и мировой политики, с которым считались и на Востоке,
и на Западе.
Самым опасным соперником Узун Гасана был турецкий султан Мехмед II Фатих,
покоритель Константинополя (1453). Положив конец существованию Византийской
державы, турки основали Османскую империю, продвинувшись в Малой Азии
вплотную к владениям Узун Гасана. Единственным византийским владением
оставался Трапезунт, где правила греческая династия Комненов, бывшая в
брачных связях с династией Ак-Коюнлу. Дед Узун Гасана Кара Юлук был женат
на дочери Алексиса IV, женой Узун Гасана стала дочь Кало Иоанна Катерина
(Деспина). Женившись на дочери императора Трапезунта Кало Иоанна, Узун
Гасан обязался защищать Трапезунт от турецкого султана.
Однако дипломатические усилия, предпринятые Узун Гасаном, не дали результатов,
и в 1461 г. османы захватили Трапезунт - важный пункт европейско-азиатской
торговли. Своей агрессивной политикой султан наносил большой урон морской
и караванной торговле между Европой и Азией, облагая транзитные товары
высокой пошлиной. Понимая неизбежность войны с турецким султаном, Узун
Гасан пошел на союз с европейскими странами, которые также опасались турецкого
вторжения и искали себе союзников в Азии.
С Узун Гасаном поддерживали дипломатические отношения правители Италии,
Венгрии, Австрии, Польши и других европейских стран. Они видели в азербайджанском
падишахе могущественного союзника прежде всего против турецкого султана
Мехмеда II, проводившего экспансионистскую политику в юго-восточной Европе.
Послы Узун Гасана (Гасан Азан, Мурад-бек, Хаджи Мухаммед и др.) были желанными
гостями во дворце венецианского дожа. В свою очередь венецианский сенат
направлял в Тебриз своих дипломатов - Лазаро Квирино, Катерино Зено, Джозафа
Барбаро, Амброджо Контарини, оставивших ценные описания своих путешествий
в Азербайджан. Большой известностью в Европе и на Востоке как дипломат
и государственный деятель пользовалась мать Узун Гасана Сарахатун. По
инициативе Римского папы Сикста IV была создана антиосманская лига, куда
вошли Венеция, Папство, Неаполь, Венгрия, государство Ак-Коюнлу, Кипр
и Караманский бейлик (в Малой Азии). Однако этот союз не оказался эффективным,
ибо слишком противоречивы были интересы и цели его участников.
Начав войну, Султан Мехмед II приостановил военные операции в юго-восточной
Европе и двинул все свои силы на восток Малой Азии против Узун Гасана.
Зная слабость своих сил в сравнении с османской армией, обладавшей артиллерией
и огнестрельным оружием, Узун Гасан попытался силой пробиться к Средиземноморью
через Сирию, но получил отпор мамлюкского султана. Тогда конница Ак-Коюнлу
через Караман вышла на средиземноморское побережье, где ожидала обещанного
Венецией огнестрельного оружия и пушек. Не получив военной помощи от европейских
"союзников", Узун Гасан в одиночку вступил в борьбу с султаном и в 1473
г. в сражении при Малатье Узун Гасану удалось одержать победу, но через
10 дней 11 августа при Терджане он потерпел жестокое поражение; сказалось
не только численное, но и техническое превосходство османской империи.
Отличавшаяся высокими боевыми качествами конница Ак-Коюнлу была бессильна
перед огнем пушек и янычарских стрелков.
Война с Турцией сильно ослабила государство Ак-Коюнлу. Узун Гасану с трудом
удавалось подавить мятежи эмиров против центральной власти. Он безуспешно
пытался покорить Грузию, распавшуюся на ряд мелких царств. Он умер 5 января
1478 г. во время последнего похода в эту страну.
Узун Гасан придерживался дружеских отношений с ширваншахом Фаррухом Ясаром,
оказавшим ему помощь против Абу Сайда. Этому союзу он и его преемники
оставались верны до конца. Узун Гасан установил близкие отношения и с
шейхами Ардебиля. Он выдал за шейха Джунейда свою сестру, а за их сына
шейха Гейдара, проведшего детские годы при дворе Узун Гасана в Диярбекире,
- свою дочь Марту (Алемшах Бегим). От этого брака родился будущий шах
Исмаил I. Таким образом, шах Исмаил является внуком по матери Узун Гасана
Ак-Коюнлу. Во внутренней политике Узун Гасан стремился опереться на духовенство
и бюрократию и ослабить военную знать. С целью ограничения злоупотреблений
чиновников, подъема экономики и пополнения казны, а также для завоевания
симпатий населения Узун Гасан даже провел податную реформу (Канун-наме).
Достоин внимания тот факт, что эти "Законы Гасан-падишаха" (Узун Гасана)
действовали и в XVI в. в Сефевидском государстве, а также в восточных
областях Османской империи, ранее входивших в состав государства Ак-Коюнлу.
Современники характеризуют Узун Гасана как просвещенного и мудрого правителя,
называя его "Султани Адил" (т.е. "Справедли-вый султан"). Каждую пятницу
он собирал у себя мусульманских ученых и богословов, устраивая диспуты
на различные темы. Есть сведения, что по его указанию Коран был впервые
переведен на тюркский (азербайджанский) язык и прочитан в его присутствии.
Правители Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу наделяли своих вассалов большими земельными
владениями - союргалами. Эти пожалования передавались по наследству, пользовались
налоговым и административным иммунитетом, т.е. по существу исключались
из под юрисдикции центральной власти. Они представляли собой "государство
в государстве" и таили в себе угрозу для его единства. Государство Ак-Коюнлу,
как и его предшественник государство Кара-Коюнлу, было создано в результате
завоеваний ряда стран и народов, не имевших общей экономической базы,
в связи с чем было непрочным. Сразу же после смерти Узун Гасана между
его сыновьями началась ожесточенная борьба за власть, окончившаяся распадом
государства Ак-Коюнлу.
При сыне Узун-Гасана Якубе в 1489 г. была сделана неудачная попытка проведения
аграрно-финансовых реформ. В дальнейшем один из правителей Ак-Коюнлу Ахмед
даже отменил наследственный характер союргалов и упразднил ряд тяжелых
податей и повинностей крестьянства, желая заручиться его поддержкой. Ахмед
смог удержаться у власти только полгода и погиб во время мятежа военной
знати, выступившей против его реформ (1497).
В течение XV в. государство ширваншахов продолжало оставаться независимым.
В правление ширваншаха Халилуллы I (1417-1462) и Фарруха-Ясара (1462-11500)
в нем наблюдается определенный экономический подъем. Независимым государственным
образованием в Азербайджане было также Шекинское владение.
Во второй половине XV в. заметно оживились отношение между Азербайджаном
и Русским государством. В 1465 г. Фаррух-Ясар направил к московскому великому
князю Ивану II своего посла Гасан-бека. В следующем году в Шамахы прибыло
ответное русское посольство во главе с Василием Паниным. Вместе с ним
в Азербайджане побывал тверской купец, известный путешественник Афанасий
Никитин, посетивший Дербент, Шамахы, Баку, Тебриз и др. города. В своем
сочинении "Хождение за три моря" Афанасий Никитин описал путешествия по
Азербайджану, Ирану, Индии и Турции.
Правители Ак-Коюнлу также стремились к установлению политических контактов
с Россией. В 1475 г. посол Ивана II, которого Контарини называет "Марком
русским", вел переговоры с Узун Гасаном в Тебризе. В 1499 г. в Москву
прибыл посол ширваншаха Шахабаддин, ведший переговоры о заключении договора
"о дружбе и согласии".
С избавлением страны от монгольского и тимуридского гнета происходит подъем
азербайджанской культуры и науки. В конце XIV - начале XV в. жил и творил
великий поэт Имадеддин Насими, выступавший против религиозного мракобесия,
угнетения и несправедливости феодального общества. Он был обвинен в вольнодумстве
и ереси и зверски замучен в 1417 г. Выдающимся поэтом был Касим Энвар
(1355-1434). Как и Насими, он участвовал в движении хуруфитов.
Нелегка была жизнь и другого замечательного азербайджанского поэта Бадра
Ширвани, творившего в первой половине XV в. До нас дошел диван стихов
на азербайджанском языке, написанных правителем Кара-Коюнлу Джаханшахом
под псевдонимом Хагиги.
Виднейшим ученым был Сеид Яхья Бакуви (ум. в 1464г.) - автор философских
трактатов, трудов по астрономии и истории.
Крупным ученым был Абдуррашид Бакуви (1402-1473), написавший географическое
сочинение "Тальхис ал-асар".
Гениальным музыкальным теоретиком, композиторо и исполнителем был Абдул
Кадир Мараги (1353-1435). Созданные им мугамы, песенные и танцевальные
мелодии получили большое распространение на Ближнем и Среднем Востоке.
Великолепным памятником архитектуры и искусства Азербайджана является
культовый комплекс шейха Сефиаддина в Ардебиле (XIV-XV вв.). Другой шедевр
средневекового зодчества - комплекс памятников Дворца Ширваншахов в Баку,
сложившийся в XV в.
Тебриз украшали Гей месджид (Голубая мечеть), построенная в 1465 г. Джаханшахом,
а также великолепное дворцовое сооружение Хашт бехишт (Восемь раев), сохранившиеся
в развалинах.
|