ПОЛИТИЧЕСКАЯ,
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА В III - ПЕРВОЙ
ПОЛОВИНЕ VII вв. Эпоха
средневековья, насчитывающая пятнадцать столетий - один из важнейших этапов
нашей отечественной истории. В этот период зарождаются, укрепляются и
разлагаются феодальные отношения. На территории исторического Азербайджана
происходят важные события, имевшие решающее значение в жизни всего региона;
их последствия дали о себе знать и в последующие столетия.
На севере распространяются различные толки христианства, а юг превращается
в оплот зороастризма.
Многочисленные племена и народы проникают на нашу территорию. Ислам
распространяется и превращается в господствующую религию. Завершается
формирование азербайджанского языка и тюркоязычного азербайджанского народа.
Возникают большие и малые государственные образования. Развиваются культура,
наука, литература и искусство, снискавшие азербайджанскому народу мировую
славу.
Возникновение
и становление феодальных отношений. Система управления и обложения.
В политической истории Азербайджана начало средневековья Ознаменовалось
включением во второй половине III в. южнокавказских земель в состав Сасанидской
Империи - одного из крупнейших государств раннего средневековья. Это был
период, когда во всех странах Средиземноморья и Передней Азии в связи
с кризисом рабовладельческого строя зарождались зачатки более прогрессивной
общественно-экономической формации - феодализма. Данные процессы, имевшие
решающее значение для этих стран, охватили и области исторического Азербайджана,
в которых, однако, в отличие от обществ с укоренившимися традициями рабовладельческого
строя, феодальные производственные отношения, во-первых, сформировались
раньше, а во-вторых, протекали более интенсивно.
В период господства феодальных отношений в Азербайджане сложились государственная
(в лице государя) и частная формы собственности на землю. В раннефеодальную
эпоху преобладала государственная форма собственности. С развитием феодальных
отношений, формированием класса феодалов и частной собственности на землю
происходит процесс постепенного перевода основного земельного фонда от
государства в руки родовой знати. Развитию частного землевладения, кроме
того, способствовала и политика албанских и персидских царей, раздававших
отдельные села и области представителям господствующего класса.
В Албании, в северной части исторического Азербайджана, существовали две
формы частной феодальной собственности на землю: 1) безусловное или наследственное
землевладение (дастакерт), возникшее в результате распада общинного землевладения
и раздачи земель государством представителям господствующего класса на
вотчинном праве; 2) условное землевладение (хостак), явившееся результатом
временной передачи земель со стороны того же государства представителям
господствующего класса за их службу в качестве вассалов.
Переход от условного к наследственному землевладению со временем стал
традиционным явлением. Владельцами дастакертов были государь и крупные
феодалы, а держателями хостакав - мелкие служащие и духовенство.
Хотя в раннефеодальную эпоху в Албании преобладает форма безусловного
землевладения, позднее, господствующим становится условное землевладение.
Наряду с этими двумя формами частной феодальной земельной собственности
еще существовала земельная собственность храмов и церквей, а также общинная
и частная крестьянская земельная собственность. Служители культа за несение
церковной службы также обеспечивались земельными участками (хостаками).
В этот период и в южной части исторического Азербайджана - Адурбадагане
существовали общинные земли, частные земельные владения, пожалованные
шаханшахом как условные, земли крупных феодалов, являвшихся наследственными
владетелями областей, а также храмовые земли. Здесь также, как и в Албании,
наследственные земельные владения именовались дастгирдами (дастакертами),
а условные земельные владения- хвастаками (хостаками).
По сведениям источников, албанское общество делилось на феодалов (азатов),
являвшихся в это время господствующим классом и крестьян (шинаканов) -
производителей материальных благ. Представители господствующего класса
в этих источниках обозначаются терминами нахарары, нахапеты, азгапеты
и т.д. Однако в отличие от термина "азаты", обозначавшего вообще класс
феодалов, термин "нахарары" исключительно относился к высшему слою привилегированного
сословия.
Внутри господствующего класса постепенно складывалась феодальная иерархия.
Во все более централизуемом государстве укреплялась власть государя (ишхана).
Как глава светской и духовной власти, он обладал законодательным правом,
возглавлял совещательный орган, был главнокомандующим военными силами.
Высшую ступень общественной лестницы привилегированного сословия занимали
крупная высшая и средняя владетельная знать, а следующую - мелкослуживая
знать.
В ранний период правления Сасанидов Азербайджан превратился в одни из
многочисленных вилайетов (шехров) их империи. Вилайеты возглавлялись шехридарами
(шехрийарами), провинции - пайгоспанами (падоспанами, а по арабским источникам
- базусбанами).
Согласно надписи, обнаруженной в древнем иранском храме "Кааба Зороастра"
(существовал еще до нашей эры в местности Нагши-Рустам вблизи иранского
города Истахр), Ираншехр (Иранская страна) охватывал "Туран, Макуран,
Парадан, Хиндустан и Кушаншахр, вплоть до Пешкабура и Каша, Согда и Чача".
Согласно другой надписи, обнаруженной там же, "страну Армению, Иберию,
Албанию и Баласакан вплоть до Албанских ворот Шапур-шаханшах со своими
конями и людьми разграбил, сжёг и опустошил".
В отличие от Адурбадагана, превратившегося с приходом Сасанидов к власти
в одну из провинций империи, Албания смогла сохранить относителыную самостоятельность
и своих государей из династии Аршакидов, находившихся у власти еще с I
в. н.э. В большей мере этому способствовали географическое расположение
и стратегическое значение Албании, нежели поддержка ее правителями Сасанидов
в длительной борьбе Ирана с Византией.
Основными ведомственными должностями Албании V - VI вв. являлись хезарапет,
хараманатор, спарапет. На раннем этапе существования Сасанидского государства
и сасанидское войско возглавлялось хезарапетом (буквально: тысячник),
однако позднее смысловое значение этого титула расширяется, поскольку
он присваивается также хранителю шахской казны и главному конюху. Лицо,
занимавшее должность хезарапета в Албании, возглавляло ведомство государственных
доходов, хараманатор же, так же как и в Иране, являлся везиром и ведал
всеми государственными делами. Что касается спарапета, то если данный
титул у Сасанидов присваивался только начальнику кавалерии, в Албании
он имел отношение к главнокомандующему всеми военными силами.
В Албании существовали два типа судебной власти - церковный и придворный
(царский) суд. В церковном суде рассматривались дела церковных деятелей,
нарушавших закон и не выполнявших религиозные обязанности, а в придворном
суде разбирались конфликты, возникавшие между духовенством и знатью, а
также тяжкие преступления.
В Адурбадагане, перешедшем в полное подчинение Сасанидов и превратившегося
в дастакерт шаханшаха, как и во всей империи, население по своей классовой
структуре делилось на четыре сословия: жрецы, воины, писцы и четвертое
- податное сословие. Последнее - четвертое сословие охватывало все трудовое
население - земледельцев, скотоводов, ремесленников и торговцев. Основную
массу трудового населения Атропатены составляли свободые крестьяне, объединившиеся
в общины. Следует отметить, что основная часть налогоплательщиков в Албании
состояла из представителей эксплуатируемого класса - зависимых от феодалов
шинаканов, т.е. крестьян, объединившихся в крестьянских общинах. Как в
Албании, так и в Адурбадагане во главе этих общин стояли старосты. Крестьяне
в Албании делились на три категории: имущие, бедствующие и безземельные
издольщики-арендаторы.
Эволюция крестьянской общины, постепенное втягивание членов этой общины
в феодальную кабалу сыграло большую роль в процессе образования феодально-зависимого
крестьянства. Из сообщений источников следует, что хотя основу производства
в Албании составлял труд крестьян, вместе с тем в домашнем хозяйстве,
а также в области государственного строительства применялся труд рабов.
Как пишет Фавстос Бузанд (V в.), албанский правитель Уриайр (IV в.), обращаясь
к своим воинам, говорил: "...Помните же, когда мы заберем в плен греческие
войска, то многих из них надо оставить в живых, мы их свяжем и отведем
в Албанию и заставим их работать как гончаров, каменотесов и кладчиков
[стен] для наших городов, дворцов и других нужд". Местный источник сообщает
и о превращении царем Вачаганом III в рабов всех магов и заклинателей.
Итак, в период раннего феодализма рабовладение в Албании, хотя и в примитивной
форме, существовало лишь в виде уклада. Что касается Адурбадагана, то
там рабовладение, также оставаясь в форме уклада, было более развитым.
Рабы трудились в деревенских и храмовых хозяйствах, на шахских промыслах.
Иногда они даже наделялись участком земли для личного пользования. Таким
образом, в Адурбадагане, в отличие от Албании, формирование феодально-зависимого
крестьянства происходило не только за счет эволюции крестьянской общины
и попадания ее членов в кабальную зависимость феодала, но и являлось следствием
появления новой формы эксплуатации рабского труда.
По сведениям источников, на раннем этапе формирования феодальных отношений
основную форму эксплуатации составляли церковные и светские подати, взимавшиеся
натурой. В Албании существовали следующие виды религиозно-церковных податей:
подушная подать, церковная десятина, налог на урожай, налог за упокой
души умершего.
Согласно закону, изданному Шапуром II, неплательщик подушной подати в
Адурбадагане порабощался уплатившим за него подать.
При Хосрове I подушная подать (газидаг-джизья) взималась со всех мужчин
от 20 до 50 лет; от ее уплаты были освобождены знать, писцы, воины, жрецы
и чиновники.
Свободные шинаканы помимо эксплуатации их со стороны церкви подвергались
двойному гнету: как своего Албанского государства, так и Сасанидской империи,
чьим вассалом являлась Албания. Крестьяне-общинники наряду с подушной
податью уплачивали земельный налог в размере 1/5 части урожая; с ремесленников
и купцов взималась дань (бадж) в виде пошлины. В Адурбадагане помимо подушной
и земельной подати с населения собирались всевозможные поборы: налог на
строительство и ремонт городских стен, очистку и сооружение новых каналов
и т.д.
В IV-V вв. в условиях роста числа наследственных частных землевладельцев,
развития частного феодального землевладения и оживления товарно-денежных
отношений государственная рента уплачивалась не только натурой, но и деньгами.
Бремя налогов, способствуя обнищанию населения, приводило к тому, что
мелкие землевладельцы для уплаты налогов зачастую были вынуждены продавать
или закладывать свои земельные участки; все это в конечном счете вело
к росту обезземеливания мелких землевладельцев. Природные богатства, занятия населения. Город и городская жизнь. Административные единицы. Укрепление
феодальных отношений создавало условия для развития производительных сил.
Письменные источники, археологические и этнографические материалы свидетельствуют
об особом развитии в этот период в Азербайджане земледелия, скотоводства
и ремесла. Благоприятный климат, плодородные земли, наличие полноводных
рек, все более расширяющиеся сети искусственного орошения (нынешний Гявурарх
и др.), наличие летних и зимних пастбищ (яйлагов и гышлагов) создавали
объективные условия для такого роста. Земледелие, садоводство, бахчеводство
и виноградарство получили особо широкое развитие на Кура-Араксинской и
Прикаспийской низменностях, а также в Нахчыване. Плодородные оазисы и
предгорья Южного Азербайджана позволяли успешно заниматься выращиванием
зерновых культур (пшеницы, ячменя, риса и т.д.), развивалось скотоводство.
Остатки семян ячменя, пшеницы, проса, хлопка, специальные ямы-хранилища,
сооруженные для хранения этих продуктов, а также многочисленные земледельческие
орудия, обнаруженные во время археологических раскопок (в Мингечауре,
Хыныслы и др.) свидетельствуют о высоком уровне земледелия в средневековом
Азербайджане. Сообщения античных и раннесредневековых авторов также подтверждают
то обстоятельство, что в Азербайджане, как в его северных, так и в южных
областях наряду с земледелием в достаточной степени были развиты скотоводство,
в т.ч. коневодство и рыболовство. В этом плане особенно интересным представляется
следующее сообщение об Албании, приводимое Моисеем Каланкатунским: "Албанская
страна, расположенная среди высоких Кавказских гор, в изобилии располагает
многими природными богатствами. Величественная река Кура, медленно протекающая
по территории этой страны, несет с собой крупные и мелкие рыбы и, наконец,
впадает в Каспийское море. На расположенных вдоль нее равнинах с обильным
зерном и виноградом, нефтью и солью, шелком и хлопком имеются также бесчисленные
маслинные деревья. В горах добывается золото, серебро, медь и охра: из
диких зверей здесь можно встретить льва, пантеру и онагра (дикого осла),
из многочисленных видов птиц - орла, сокола и др. Столицей ее является
величественный Партав (Барда)".
Письменные и археологические памятники свидетельствуют о том, что в раннесредневековой
Албании процесс образования новых городов (Партава-Барды, Байлакана и
др.) шел наряду с расцветом старых (Кабалы, Нахчывана, Дербенда и др.).
В то время в Албании существовали три типа городов, к первому из которых
относились Барда (Партав), Дербенд, Кабала, Чола и Байлакан. Располагаясь
на международных транзитных торговых путях и являясь административными
и торгово-ремесленными центрами, эти города в источниках характеризуются
"великими" и "славными". Ко второму типу городов следует отнести ремесленные
и торговые центры, основанные вдали от главных торговых путей (Шедси,
Шамкир, Гирдиман, Нахчыван и др.). Такие города одновременно служили крепостями,
где размещались воинские отряды. Города третьего типа, будучи административными
центрами феодальных областей, на самом деле, с социально-экономической
точки зрения представляли собой полугородские населенные пункты с земледельческим
характером хозяйства (поселения Торпаккала в Кахском р-не, Гяуркала в
Агдамском р-не и др.).
По сообщениям источников, этими городами управляли местные правители -
гордзакалы. Столицей Албании до V в. был город Кабала, просуществовавший
до XVIII в. Археологическими раскопками на городище Кабала, наряду с многочисленными
остатками жилых и общественных сооружений, обнаружен также клад монет,
чеканенных от имени сасанидского правителя Бахрама II. В V в., из-за участившихся
набегов хазар, экономическое и политическое значение Кабалы несколько
уменьшилось, вследствие чего столица страны была перенесена в Барду. Однако
центр албанской церкви до середины VI в. продолжал находиться здесь.
Начиная с V в. столицей Албании стала Барда, расположенная на пересечении
важнейших торговых путей. Здесь находилась резиденция последних Аршакидов
и пришедших к власти после них Михранидских князей. Этот город, являвшийся
центром торговли и ремесла, в 628 г. в ходе ирано-византийских войн был
разрушен хазарами, воевавшими на стороне Византии, но вскоре был восстановлен.
В источниках, в числе известных городов этого времени упоминаются также
Шафран, Шамахы, Халхал, Амарас, Хуная и др.
А в южной части Азербайджана наиболее известными городами этого времени
были Ардабил (Базан-и Пероз-Фейруз), Газака, Марага (Афрахруз), Тебриз,
Урмийа и др. Из них Газака, Марага и Ардабил в разные времена являлись
столицами Атропатены - Адурбадагана.
С ростом производительных сил, развитием и укреплением феодальных отношений,
а также в связи с увеличением роли городов в экономике Албании и Адурбадагана
произошли определенные изменения и в социальной структуре городов - появились
свободные ремесленники, порвавшие связь с земледелием. В Адурбадагане
эти ремесленники вместе с мелкими торговцами объединились в особое сословие.
В Азербайджане, обладающем богатой сырьевой базой и всевозможными материальными
ресурсами, были развиты различные виды ремесла, в т.ч. ткачество и гончарное
дело, изготовление металлических, деревянных, кожевенных и стеклянных
изделий, ювелирное дело и т.д. Остатки тканей и ковров, различные ткацкие
станки, фаянсовые и стеклянные сосуды, гончарные печи, предметы украшения,
обнаруженные во время археологических раскопок на территории исторической
Албании (в Байлакане, Мингечауре, Кабале, Шамах, Торпаккале и др.), подтверждают
сообщения письменных источников, упоминающих о ремесленном деле этого
периода. Об отраслях ремесел, получивших широкое развитие в южной части
Азербайджана в III-VII вв. и об искусных мастерах, занятых в этих отраслях,
сообщают и среднеперсидские источники, в которых упоминаются имена портных,
кузнецов, дубильщиков, хлебопеков, красильщиков, ковроткачей, гончаров,
ювелиров, седельщиков, каменщиков, столяров и прочих мастеров. Эти мастера,
размещаясь по роду занятий в отдельных кварталах (махаллах), объединялись
в корпорации и цеха.
До середины V в. между сасанидокими шахами и албанскими правителями существовал
союз, скрепленный междинастическими браками. В битве между римлянами и
иранцами, происшедшем близ Амида (359 г.), сасанидского шаха Шапура II
сопровождал албанский царь Урнайр, который был женат на сестре шаха. В
сражении на Дзиравском поле (371 г.) против объединенных римско-армянских
войск Урнайр вновь воевал на стороне сасанидокого шаха, что, впрочем,
не мешало сасанидским правителям взимать с албанского населения в свою
пользу различные подати, а также использовать его на крупных строительных
работах, во время военных походов, и т.д.
По сообщениям письменных источников, Албания, сумевшая сохранить в этот
период относительную самостоятельность в административно-территориальном
отношении делилась на гавары - области и наханги - провинции. Левобережная
Албания делилась только на гавары. Из одиннадцати гаваров, упомянутых
в "Армянской географии VII в.", местный албанский источник называет Кабалу,
Шеки, Камбисену и Эджерий; три первые представляли собой епископства.
В левобережную Албанию также входили провинции Лпиния и Чола, до конца
V в. сумевшие сохранить внутреннюю автономию и утратившие её лишь при
Вачагане III.
Правобережная же Албания делилась на четыре крупных провинции (наханга)
- Арцах, Ути, Пайтакаран и Сюник. Каждый из этих нахангов в свою очередь
подразделялся на более мелкие гавары, представлявшие собой церковно-административные
единицы.
При Сасанидах Албания, как и раньше, занимала территорию, простиравшуюся
от Дербенда на севере до р.Аракс на юге, и от Иберии на западе, до Каспийского
моря на востоке.
|