|
|
Каталог статей |
|
Исторический очерк-14
АЛБАНСКОЕ ЦАРСТВО.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СТРАНЫ Территория
и население В
античную эпоху в североазербайджанских областях обитали албанские и родственные
им племена. Судя по данным античных и раннесредневековых авторов территория,
населенная албанскими племенами, в древности простиралась от р.Аракс и
Талышских гор на юге, до северо-восточных отрогов Главного Кавказского
хребта на севере. Албаны, как указывал Страбон, жили "между иберами и
Каспийским морем...". По словам Птолемея, Албания граничила "на севере
с частью Сарматии, на западе - с Иберией..., на юге - с частью Великой
Армении". Хотя политические границы государств по понятным причинам не
были стабильны и нередко менялись, но в общем можно считать, что земли,
населенные албанскими племенами, в эллинистическо-римскую пору, т.е. в
период возникновения и первых столетий существования Албанского государства,
обычно именуемого в литературе Кавказской Албанией, охватывали всю территорию
нынешней Азербайджанской Республики (прежде: Азербайджанская ССР) и южные
районы Дагестана.
Природные условия Албании отличались большим разнообразием: горы, долины,
луга, многочисленные реки и речки. Страна богата плодородными землями
и полезными ископаемыми. Здесь имеется нефть, природный газ, железо, свинец,
медь, каменная соль, минеральные источники и многое другое.
Богат и разнообразен растительный и животный мир. Здесь растет эльдарская
сосна, железное дерево, дуб, платан и многое другое. Имеется множество
фруктовых деревьев и несметное количество винограда, смоковницы и т.д.
Здесь произрастают лилия, папортник, гвоздика, роза, шафран, много лекарственных
растений и т. д.
Здесь обитало и обитает множество животных: джейраны, туры, серны, безоаровые
козлы, медведи, кабаны, волки, лисицы, зайцы и т.д. Из царства пернатых
следует упомянуть фазанов, куропаток, турачей и многое другое. В Каспийском
море и в реках страны водится много разной рыбы.
Вне всякого сомнения, что история застает албанские племена не только
на Левобережье Куры, но и на Правобережье этой реки. Об этом определенно
свидетельствуют данные Страбона, утверждавшего, что река Кура проходит
через Албанию. Об этом же со всей определенностью свидетельствует то обстоятельство,
что албанские племена, по данным античных, да и армянских авторов, обитали
и на Правобережье. Правда, в наших источниках, как античных, так и особенно
армянских нередко утверждается, что южная граница Албании проходила по
реке Куре, что за Курой начинались земли Великой Армении.
Существует точка зрения о том, что в период завоевательных войн армяне
захватили и земли Кура-Араксинского междуречья. Другие (это обычно армянские
авторы) даже утверждают, что это территория собственно северо-восточной
части Армении, что население этой части "армянской" Албании было изначально
армянским. Эти авторы значительную часть Албании считают "Восточным краем
Армении", "Арменией глубинной", "Агванским краем", "неотделимой частью
Армении", "исконно армянскими землями", "коренной областью Армении" и
т.д.
Если с первой точкой зрения, авторы которой обычно опираются на данные
Плиния, Диона Кассия, Плутарха и некоторых других античных авторов, считавших
южной границей Албании р. Куру, можно спорить, то вторая точка зрения
- плод чистейшей фальсификации, диктуемой националистическими амбициями
и желанием во что бы то ни стало утвердить в умах людей явно ложную точку
зрения об автохтонности армянского этноса на территории Закавказья.
Появление версии о том, что южная граница Албании проходила по р.Куре
как думается, объясняется тем, что временами агрессия армянских царей
уже во II-I вв. до н.э., возможно распространялась и на земли Правобережья
Куры, где жили албанские племена. Это и создавало иллюзию того, что земли
южнее Куры принадлежали Армении. Почти несомненно, что важная роль в появлении
и культивирования этой версии принадлежала армянским информаторам античных
авторов. Следует отметить также и то, что сведения античных авторов, в
редких случаях прилично знавших Кавказ, часто базировались на недостоверных
источниках, случайных, сообщениях и т.д. Что касается самих армянских
авторов, то следует сказать, что картины величия Армении, нарисованные
ими, отражают не реальную картину, а их собственные идеалы - единую объединенную
Армению, противостоящую угрозе зороастрийской Персии. Совершенно бесспорно,
что картины эти искажают действительность (Н. Гарсоян).
Земли Правобережья никак не могли быть "исконно армянскими и т.д. по самой
простой причине. По причине того, что собственно армяне в отличие от албанских
племен не были аборигенами Закавказья, о чем определенно свидетельствуют
как данные самого армянского языка, так и анализ их зубочелюстной системы.
Поскольку древнеармянский язык не родственен языкам автохтонов Армянского
нагорья, то бесспорно, что он занесен сюда носителями этого языка извне.
Древнеармянский народ, как считают специалисты, сложился в верхне-фратской
долине где-то в конце II - начале I тыс. до н.э. Сказанное со всей определенностью
свидетельствует о том, что собственно армяне в Закавказье - народ безусловно
пришлый. Армяне - пришлый элемент, в частности, и на территории Нагорного
Карабаха, который армянские экстремисты объявляют "исконно армянской землей".
О том, что армяне вовсе не аборигены Карабаха, со всей определенностью
свидетельствует и анализ зубо-челюстной системы армян Нагорного Карабаха,
анализ, дающий информацию об этногенезе популяций и их взаимоотношениях,
который, как полагают ученые, пока не удалось получить по другим антропологическим
системам. Специалисты считают, что феногеографическое исследование человеческих
популяций на базе зубной морфологии является важным материалом в деле
решения вопросов исторического характера.
Албанские племена были, несомненно, автохтонами юго-восточных областей
Закавказья, конечно же, и Кура-Араксинского междуречья. Как отмечалось
выше, есть основания полагать, что контуры постепенно слагавшегося племенного
союза, который позднее стал известен как албанский, заметны еще в самом
конце II - начале I тыс. до н.э. - в эпоху поздней бронзы и начала железа.
Албанские племена, как об этом вполне определенно свидетельствуют данные
археологии, не могли прийти извне ни в конце II, ни в начале I тыс. до
н.э., когда в областях Закавказья уже складываются основные культурно-этнические
единицы, в т.ч., как полагаем мы, и протоалбанский племенной союз. Ничто
не го-ворит о том, что культуры эпохи поздней бронзы - начала железа на
территории Азербайджана, связь которых с культурами региона последующих
эпох несомненна, были принесены сюда извне или что развитие этих этнокультурных
единиц было прервано какими-либо миграциями, катаклизмами и т.д. И уже
хотя бы поэтому следует сказать, что вопрос о языковой принадлежности
албан прямым образом связан с вопросом о языках древнейшего населения
Кавказа, где по ряду бесспорных соображений не могло быть никаких тюрок,
родина которых - Центральная Азия, где они обитали до самого раннего средневековья.
Говоря об этноязыковой принадлежности албан важно отметить, что историческая
традиция, и что очень важно - сама армянская, увязывает современных удин,
обитающих ныне только в Габалинском (прежде Куткашенский) районе, а в
древности и в эпоху средневековья чрезвычайно широко распространенных
на территории Азербайджана, с древними албанами. Сами удины до недавнего
времени помнили о том, что они по происхождению албаны, ибо в известном
письме Петру I они писали: "...мы агваны (т.е. албаны. - Ред.) и по нации
утийцы (т.е. удины.- Ред.)".
Принадлежность удинского языка к северо-восточно-кавказской семье языков
в настоящее время не вызывает никакого сомнения. Поскольку это так, то
тогда и собственно албанский язык (или континиум диалектов) должен быть
отнесен к названной языковой семье, ибо уже немало фактов свидетельствуют
в пользу гипотезы о древнеудинской принадлежности мингечаурских надписей
(обнаруженных во время археологических раскопок), языком которых, конечно,
мог быть только албанский, возможно, один из албанских диалектов.
Следовательно, есть немало оснований относить албанский язык к северо-вооточно-кавказской
семье, являющейся одной из ветвей той большой семьи языков, носители которой
были распространены в древности на обширнейшем пространстве от Кавказа
до Эгеиды и Средиземноморья (см. выше).
В связи с рассуждениями некоторых ученых о том, что граница Албании проходила
по р.Куре, что земли Правобережья Куры - это "исконно армянские" и т.д.,
важно привести отрывок из труда "отца армянской истории" Мовсеса Хоренаци,
данные которого и для интересующего нас периода высоко ценятся специалистами.
Албанскому правителю, пишет армянский автор, "выпала в наследство Албанская
равнина с ее горной частью, начиная от реки Ерасх (Аракс. - Ред.) до крепости,
называемой Хнаракертом (зона Акстафы. - Ред.)... Парфянин Валаршак назначает
именитого, храброго Арана (легендарный прародитель албан. - Ред.) правителем...
от потомков Арана происходят племена - утийцы, гардманцы, цодейцы и княжество
Гаргарское... (разбивка везде моя. - Ред.)". Между прочим такого же мнения
Моисей Каланкатуйский - албанский летописец.
Все перечисленные у Моисея Хоренского племена совершенно бесспорно не
армянские, а племена, входившие в албанский племенной союз. Утийцы (утии,
современные удины), гардманцы и цодейцы - несомненно, а гаргары - почти
несомненно обитали южнее Куры, на землях Правобережья - будущего Карабаха
и не только Нагорного.
Следовательно, в период прихода к власти в Албании династии Аршакидов,
где-то во второй половине I в., все правобережье Куры от излучины Аракса
до зоны Акстафы принадлежало Албании, Албанскому царству. Именно на этой
территории и расположены были Арцах (Орхистена), Ути (Отена), Цовдек (Цавдея)
и др. - области исторической Албании. Если эти территории когда-либо и
захватывались армянскими царями, то это могло иметь место не позднее I
в., в период завоевательных войн армян - во II-I вв. до н.э.
Агрессивность армян была замечена еще античными авторами. Страбон писал:
"...Армению, в прежние времена бывшую маленькой страной, увеличили войны
Артаксия и Зариадрия... Они расширили совместно своя владения, отрезав
часть областей окружающих народностей, а именно: у мидян (т.е. атропатенцев.
- Ред.) они отняли Каспиану, Фавнитиду и Басоропеду; у иберов - предгорье
Париадра, Хорзену и Гогарену, которая находится по другую сторону реки
Кира; у халибов и моссиников - Каренитиду и Ксерксену, которая граничит
с Малой Арменией или является ее частью; у катаонов - Акилисену и область
вокруг Антитавра; наконец у сирийцев - Таронитиду".
Однако все это только до I века. Дело в том, что так называемая "Великая
Армения" просуществовала с начала II в. до н.э. до 60-х годов I в. до
н.э. В 66 г. Тигран II вынужден был отказаться от всех своих завоеваний
и был объявлен "другом и союзником римского народа", что на дипломатическом
языке той поры означало признание полной зависимости от Рима, продолжавшееся
в принципе до IV в.
Вся первая половина I в. характерна для Армении сменой царей, являвшихся
то римскими, то парфянскими ставленниками. О политической судьбе Армении
этого времени весьма важные данные представляет нумизматический материал,
свидетельствующий о падении царства, об оккупации Армении - прославляющий
римские победы над Арменией и т.д. На протяжении I-II вв. в Армении стояли
римские войска, стратеги которых вели себя как хозяева страны. Исходя
из сказанного Армения в указанное время не могла вести захватнических
войн. Итак, к I в. вся Албания в указанных выше границах была уже объединена.
Территория античной Албании была густо населена. О племенах, обитавших
здесь, сообщают греко-римские авторы. Страбон уверяет, что в Албании насчитывалось
26 племен. Само название албаны встречается впервые в связи с событиями
IV в. до н.э., хотя сообщает об этом автор II в. н.э. Однако есть некоторые
основания полагать, что значительная часть прикаспийских племен, в числе
их, по-видимому, и албаны, в раннюю пору были известны под названием каспиев.
Если это так, то, возможно, албаны были в числе тех "каспиев", которые
упоминались Геродотом в составе войск Ксеркса, идущих походом на Элладу.
Не допустив этого предположения трудно будет понять, так сказать, "внезапное"
появление албан в знаменитом сражении при Гавгамеле в составе персидского
войска и то довольно почетное место, которое они в нем занимали. Древние
писатели, говоря об албанах, отмечают их красоту, высокий рост, светлые
волосы и серые глаза. Это, как полагают , характерные черты древнего аборигенного
населения - кавкасионского типа, широко представленного и ныне в горных
и предгорных районах Азербайджана, Дагестана и в других областях Кавказского
перешейка.
Одним из крупных албанских племен, которых нередко отождествляли с самими
албанами, были утии. О них упоминает еще Геродот. Область Утия (Отена,
Утик) была расположена на Правобережье Куры.
Утии, предки современных удин, еще в эпоху средневековья обитали на довольно
значительной территории Азербайджана. В зоне Карабаха удины засвидетельствованы
еще в XIX в. Есть основания думать, что арранский язык Аррана, куда входила
и область Утия, был древнеудинский.
В античное время в Албании обитали айнианы, анариаки, паррасии и др. В
юго-западном углу Прикаспия обитали каспии, вернее - какая-то часть их.
О каспиях говорят как древне-восточные, так и античные авторы. От их имени,
несомненно, происходит название Каспийского моря. В свете источников каспии
предстают перед нами как народ, хорошо знавший земледелие, скотоводство,
рыболовство, ремесла, торговлю, по-видимому, также кораблестроение и мореходство.
Благодаря арамейским документам нам известно, что в Египте имелись достаточно
большие поселения военных колонистов, в т.ч. и каспиев, которые трудились
в качестве кораблестроителей.
Судя по армейским источникам каспии, как кажется, еще в позднеантичное
и раннесредневековое время жили в зоне Пайтакарана (позднее - Байлакан).
Одним из албанских племен были цавдеи, которых, возможно, следует отождествлять
с содиями, упоминаемыми Плинием.
В числе албанских племен следует упомянуть гардманов и эров, последние
из которых обитали на территории Камбисены. В этногенезе албанских племен
какую-то роль, по-видимому, играли гелы, леги, дидуры (дидои), чилбы (силвы),
лпины (лупении) и др. племена, часть которых, быть может, следует причислить
к собственно албанским этническим элементам. Эры по своему происхождению
вовсе не являются грузинскими племенами, как считают некоторые грузинские
ученые, хотя другие (среди которых весьма авторитетные грузиноведы!) с
этим не согласны. Важно, что сами грузинские источники не путают эров
и грузин, а наоборот, проводят различие между ними и картуэли-картами
(древнегрузинскими племенами). Эры еще очень долго не сливались с картвело-кахетинцами.
Они давали о себе знать на протяжении довольно длительного периода - всей
эпохи раннего средневековья, которая была временем возникновения и расцвета
самостоятельного Эретского княжества, а впоследствии и царства. Только
где-то после XV в. эры, по-видимому, стали сливаться с кахетинцами, о
чем, как кажется, свидетельствует характерный гибридный термин эркахи,
встречающийся у царевича Вахушти.
Авторитетные ученые полагают, что эры по происхождению своему принадлежали
к племенам нахско-дагестанской группы восточночкавказской языковой семьи,
т.е. именно к той, к которой принадлежали и албаны.
Интересно, что само название реки Йори (в зоне которой обитали эры), по
мнению авторитетных грузинских ученых, негрузинского происхождения. Этот
топоним связывают с языками только что упомянутой языковой семьи. Не менее
интересно и то, что специалисты топонимию Закатало-Кахской зоны, т.е.
района, где, как полагают, обитали племена эров, считают не грузинской,
а албано-удинской. Важно, что еще в арабское время население Шекинской
зоны называлось удами, т.е. удинами.
Все это неудивительно, ибо родственное население смежных областей исторической
Иберии (Картли) формировалось на базе племен и племенных групп, эров,
кахов, кухов и т.д., о родстве которых сообщают древнегрузинские источники.
В этих областях в античное время была распространена единая, так называемая,
ялойлутепинская культура.
Чрезвычайно важно отметить и то, что население этих районов принадлежало
к одной антропологической группе. Исключительное значение имеет и то обстоятельство,
что новейшие исследования в области изучения распространения групп крови
в Закавказье показали высокую степень однородности по генным частотам
кахетинского и азербайджанского населения Алазано-Эгричайской долины и
Шамахинской зоны. Эта стабильность генных частот в своих средних порайонных
значениях сохранилась в Алазано-Эгричайской полосе, несмотря на этнический
и генетический барьер, возникший здесь много столетий назад. Указанное
обстоятельство объясняется тем, что интересующая нас область в свое время
была территорией союза албанских племен и это обстоятельство сыграло известную
роль в общности генофонда насельников зоны.
В более позднее время часть родственного населения области вошла в состав
формировавшейся грузинской, а другая - азербайджанской народности. Таким
образом, азербайджанское и грузиноязычное население интересующего нас
региона имеет общих предков.
Необходимо отметить, что старые грузинские исследователи в полном согласии
с данными источников считали эту землю, в состав которой входили и нынешние
Белоканский, Закатальский и Кахский районы, частью территории Кавказской
Албании, так сказать, исконно албанской землей. Этой точки зрения держался
и акад. Н.Я.Марр, который писал: "В Албании также развернулась борьба
халкедонитов с антихалкедонитами, причем, ни те, ни другие не спасли албанской
национальности. Халкедонство подготовляло путь к господству грузин, а
антихалкедонство - армян. Западная часть, так сказать, Грузинская Албания,
действительно, огрузинилась: это древняя область Эрети, позднее вошедшая
в пределы Кахетии".
Уже где-то в I-II вв. часть территории Эрети была захвачена Иберским царством.
Иберы в это время стремятся захватить те оставшиеся районы Эрети, которые
все еще находились в границах Албании. Иберы захватывают также албанскую
область Гардман и некоторые другие земли.
Однако эры и Эрети давали о себе знать на протяжении всего раннего средневековья.
Живым свидетельством экономического и политического могущества, а также
культурного развития Эрети являются сохранившиеся до наших дней на территории
исторической Эрети (в пределах современной Азербайджанской Республики
и сопредельных районов Грузии) многочисленные христианские памятники,
многие из которых являются типичными памятниками христианской архитектуры
Кавказской Албании. Об этом прямо писал академик А.Г.Шанидзе. В Х в. с
новой силой разгорелась борьба между халкедонитами и антихалкедонитами.
Н.Я.Марр был вполне прав, когда писал, что "армянское национальное объединение
вместе с грузинским национальным объединением разделило между собою и
растворило в себе албанов". Именно поэтому прежних албан интересующей
нас зоны, в т.ч. и поздних удин, соседи называли "гурджы" (грузины). Вот
что писал об удинах Нухинского уезда А. Н. Арасханянц: "...православные
удины известны в уезде под названием гурджы, т.е. грузин. Говорят они
на удинском языке и во всем сходны с удинами-григорианами", которых соседи
называют армянами.
В XI-XII вв. процесс грузинизации албанского населения Эрети, по-видимому,
значительно продвинулся. Основная причина сказанного заключалась в победе
в Эрети халкедонокого (диофизитского, т.е. православного) толка христианства,
одержавшего верх и в Грузии, а также в политическом объединении Эрети
с Кахетией в начале XI в. Однако и в это время Эрети едва ли являлась
вполне огрузинившейся областью. Процесс грузинизации здесь тормозился
сельджукскими завоеваниями. Тюркоязычные племена наводнили не только территорию
Эрети, но также всю восточную Грузию, которая в ту пору нередко называлась
"Диди туркоба", т.е. "Великая туретчина". Большая часть населения исторической
Эрети тюркизируется. Не подвергшимися этому процессу оставались лишь те
группы албанского населения Эрети, которые восприняли в свое время грузинский
язык. Возможно этому в определенной мере способствовало усиление в начале
XII в. Грузии.
Вполне был прав В.Дондуа, когда писал, что эры - это позднейшие ингилойцы.
Однако эры - не только нынешние ингилойцы, но и тюркизированное азербайджанское
население края. Как уже отмечалось, родственное население смежных областей
исторической Албании, и исторической Иберии формировалось на базе родственных
племен. Таким образом, азербайджанское и грузинское население региона
имеет общих предков.
В этногенезе албанских племен какую-то роль играли, по-видимому, также
гелы, леги, содии (суджи, шучк), дидуры (дидои), чилбы (сильвы), лпины
(лупении) и др. племена, часть которых, быть может, следует причислить
к албанским этническим элемен-там. Правда, гелов и легов Страбон считает
"скифами" и утверждает, что они жили "между амазонками и албанами". Есть
некоторые основания локализировать гелов в зоне Гирдманчай - Геокчай на
территории Ахсуинского, Исмаиллинского и Куткашенского районов. Интересно
отметить, что в указанной зоне зафиксирована в топонимии иранская лексика.
Некоторые ученые легов считают предками части современных народов Дагестана.
Содии обитали, по-видимому, западнее Камбисены на среднем течении р.Йори,
в области называемой грузинскими источниками Суджети, Щучк - армянских
авторов.
Дидуры (дидои) - по-видимому, предки современных дидойцев Дагестана.
Чилбы (так называют их армянские авторы), которые названы в греческой
версии Агафенгела, у греко-латинских авторов - Silvi, Serbi обитали на
территории Южного Дагестана, почти несомненно, в зоне близкой к Дербенду
или даже в самой зоне Дербенда, часто называемой Чол(а) [Чор], что в других
случаях передается, как кажется, идентичным "Страна чилбов". Откуда следует
вывод, что "Страна чилбов" и "Страна Чол(а)" - понятия равнозначные. Следовательно,
чилбы обитали на восточных склонах Кавказского хребта.
По Плинию, "ниже" сильвов, которых он называет "дикими племенами", обитали
лупении (лпины, лбины - армянских авторов; ср.: страна Лпиния, Лпинк).
О лупениях говорят и другие авторы. Нет оснований локализировать лупениев
в долине верхнего течения Алазани, как это обычно делают. Они обитали
вблизи ("ниже") сильвов (чилбов), что следует из Плиния, а также Анонима
Равенского, у которого Patria Lepon (Страна лепонов, лпинов, лупениев)
помещена рядом с Албанией и, что очень важно, страною массагетов, которая,
как это хорошо известно, располагалась у западного побережья Каспия. На
карте Певтингера лупении названы lepones. Греческая версия Агафенгела
знает их под названием ^креуукн.
Конечно, "албаны" и "лпины (лупении)" - понятия нетождественные. Этому
противоречит как указание Плиния (он пишет: "...начиная от границ Албании,
по всему челу гор живут... лупении..."), так и титулатура албанского католикоса,
гласящая: "католикос Албании, Лпинии и Чора". Но с другой стороны, сама
эта титулатура не может не свидетельствовать о каких-то, возможно, униатных
отношениях, которые идут от этнической или какой-то иной близости лпинов
и албан.
Все то, что мы знаем об албанских племенах, позволяет определенно отнести
их к коренному населению Юго-Восточного Закав-казья.
Вне всякого сомнения албанский (албано-утийский) аборигенный этнический
массив, включавший в себя два десятка с лишним племен, был основным, доминирующим
на территории Кавказской Албании.
Наиболее крупным племенем в этом массиве, возможно, были албаны. Быть
может, потому и вся страна стала называться Албанией. Однако вполне возможно
и то, что само это племя получило свое имя от названия страны, которое,
несмотря на неоднократные попытки истолковать его, остается еще не разгаданным.
Языки племен Кавказской Албании в основной своей массе относятся к северо-восточно-кавказской
семье языков, которая состояла из четырех или пяти ветвей. Как было сказано,
к этой же семье причисляют хурри-урартские языки, сюда же, как отмечалось
выше, относились несколько языков в Малой Азии, на островах Кипр, Лемнос
и др., вероятно, и кутийский.
Нельзя, однако, не отметить что древняя Албания была страной довольно
пестрой по этническому составу. Здесь в последние века до н.э. - первые
столетия нашего летоисчисления засвидетельствовано несколько различных
погребальных обрядов, в частности, выявлены грунтовые, ямные, сырцовые,
кувшинные, ванночные, срубные, катакомбные погребения. Это обстоятельство
позволяет считать население страны многоплеменным и этнически, очевидно,
неоднородным. Но эту картину, по-видимому не следует соотносить с фактом
существования на интересующей нас территории более двух десятков собственно
албанских племен. Последние едва ли могли весьма значительно разниться
друг от друга. Отличия между собственно албанскими племенами, отличия,
о которых мы можем только гадать, могут быть, по-видимому, уложены в рамки
горско-кавказской этноязыковой общности, о чем, как кажется, свидетельствуют
и археологические материалы.
Археологическим отражением общности собственно албанских племен является
широко раскинувшаяся ялойлутепинская культура, характеризующаяся грунтовыми
погребениями с сильно скорченными костяками, а несколько позднее - сосуществовавшая
с ней и на несколько веков пережившая ее культура кувшинных погребений,
известная также в соседних с Албанией областях. Материалы ялойлутепинской
культуры позволяют говорить не только о связях интересующей нас области
с обитателями Передней Азии и Восточного Средиземноморья, но и полагать,
что ведущие типы этой культуры, возможно, генетически связаны с широкой
переднеазиатской подосновой. Здесь следует вспомнить, что албанский язык
относится к той языковой семье, носители которой были обитателями областей,
расположенных начиная от Северного Кавказа и кончая островами в Эгейском
море. Тем самым мы, конечно, не ставим знак равенства между материальной
культурой и языком, но не отметить указанного интересного факта не могли.
Факт широкого распространения кувшинных погребений в Грузии, Армении,
Южном Азербайджане и других областях также красноречиво свидетельствует
о связях между населением названных территорий и албанами. Есть также
немало оснований говорить о связях с Малой Азией, Сирией, Египтом и Эгейским
миром. Немало фактов свидетельствует о широких связях с Северным Кавказом,
Предкавказьем, областями Причерноморья в последние века до н.э. и в первые
столетия нашей эры. Принадлежность обеих названных культур, бытовавших
на территории Албании, собственно албанским племенем не вызывает сомнений,
хотя элиминировать разницу между ними никак нельзя.
|
Категория: История Азербайджана | Добавил: Admin (12.01.2011)
|
Просмотров: 1468 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
|
|
|