Борьба
против иноземных захватчиков. Последние десятилетия Атропатены. Падение
царства. Вскоре
после смерти Александра стало ясно, что мировая держава не выдерживает
испытания временем. Смерть великого завоевателя ускорила процесс крушения
его империи. Она начала распадаться на более мелкие, но жизнеспособные
царства. Некоторые из них только номинально зависели от центральной власти,
а другие, в частности, Малая Мидия, фактически были совершенно независимыми.
В конце IV в. до н.э. было положено начало созданию Селевкидской державы.
Почти все 25 десятилетий истории Малой Мидии, начиная с 20-х годов IV
в. до н.э. и до первой четверти I в. до н.э., когда она, сохраняя свое
старое, официальное наименование, все чаще стала называться *Mad-i
Atarpatakan (Атропатова Мидия) - по-мидийски. Мидия Атропатена - по
гречески или просто *Atarpatakan, Атропатена, можно сказать скрыты
от нас. Единственно, что можно твердо сказать, исходя из истории соседних
стран и ситуации в целом, а также двух-трех упоминаний в источниках, это
то, что царство Атропатидов все это время существовало. Со времени македонского
завоевания Малая Мидия окончательно отделилась от собственно Мидии - Великой,
или Нижней Мидии. Малая Мидия все более превращалась в настоящую Мидию,
а население ее - в мидян. Эллинизм весьма глубоко проник в быт, культуру,
политическую жизнь Нижней Мидии, которая распалась на отдельные части,
утратив свое прежнее политическое единство, а население ее - мидяне, потеряло
свой этнический облик и смешалось с другими племенами и народами.
По-видимому, и преемники Атропата, продолжая традицию основателя царства,
"не допускали", во всяком случае, препятствовали проникновению греко-македонян
в свою страну. Однако, невзирая ни на что, эллинизм все же проникал и
в Малую Мидию. Здесь прививались эллинистические культы, строились святилища
синкретических (греко-иранских) божеств, в частности, Геракла - Веретрагны
(?). В горах Керефто найдена греческая надпись. Обнаружены знаменитые
авроманские пергаменты, свидетельствующие о весьма глубоком проникновении
греческого языка, письменности и норм права в Мидию Атропатену, причем,
даже в сельские ее районы.
Время это характеризуется укреплением и расширением границ Новомидийского
царства. Атропатиды, как и греко-македоняне в соседних областях, развернули
широкую градостроительную деятельность. Мы знаем о нескольких атропатенских
городах, засвидетельствованных античной традицией. Это Газака, Фанаспа,
Ангазана и др.
Правителям Новомидийского царства, возможно и самому Атропату, пришлось
вести упорную борьбу с "централизмом" Селевка (302-281), который уже в
самом конце IV в. завладел иранскими сатрапиями.
В 20-е годы III в. до н.э. мы застаем царя Атропатены Артабазана, являвшегося
"могущественнейшим и мудрейшим из владык" (Полибий), владевшего довольно
обширной территорией не только к югу, но и к северу от Аракса, господствующим
"над так называемыми атропатиями и приграничными с ними народами" (Полибий).
Судя по словам Полибия царство Артабазана простиралось от Каспийского
моря до верховьев Риони, включая, таким образом, по крайней мере, какую-то
часть Армении и Иберии.
С III в. до н.э. между Атропатеной и Арменией устанавливаются тесные политические,
культурные и иные связи. Среди армянской знати этого периода было немало
атропатенцев по рождению, а брачные связи между атропатенской и армянской
элитой были явлением обычным.
Отношения с Арменией не всегда были ровны. Дружба, брачные связи, традиционные
культурно-экономические контакты нередко сменялись открытой враждой, доходившей
до военных столкновений. Так было в конце III - начале II в. до н.э.,
когда в результате яростных схваток на армянском престоле утвердился Арташес,
не только тесно связанный с атропатенским кругом, но возможно являвшийся
мидянином.
Образовавшиеся армянские царства уже в самом начале ведут себя весьма
агрессивно, проводят активную экспансионистскую политику в отношении своих
соседей. Страбон пишет: "...Армению, в прежние времена бывшую маленькой
страной, увеличили войны Артаксия и Зариадрия...".
Около 160 г. до н.э. почти все восточные сатрапии были значительно потеряны
для Селевкидов. С государством Селевкидов как мировой державой было покончено.
Около середины 50-х годов II в. до н. э. парфяне, уже давно боровшиеся
с Селевкидами, выходят на широкую дорогу завоеваний, став таким образом
значительной политической силой.
К 40-м годам II в. до н.э. Парфянская держава охватывала почти весь Иран
и всю Месопотамию. Парфия вскоре превращается в мировую державу, а парфяне
на долгие годы становятся главной действующей силой, и не только в регионе.
Вторая половина II и начало I в. до н.э. в областях Переднеазиатского
Востока были временем неуклонно развивавшейся экспансии двух крупнейших
держав тогдашнего мира - Парфии и Рима.
Римская экспансия грозила и народам Закавказья. Особенно она грозила тем
областям, где борьба с греко-македонянами завершилась победой местных
сил - созданием своей государственности, в частности - Атропатене.
Позиции парфян продолжали укрепляться и в Атропатене. В I в. н.э. "парфянизация"
в Атропатене настолько была сильна и всеохватывающая в быту, в строительном
искусстве, в архитектуре, что трудно предположить, что все это случилась
как бы сразу, без подготовительного периода. Все это говорит о том, что
парфянское влияние в Атропатене, несомненно, началось раньше. Сказанное
подтверждается и тем, что парфянские монеты имели широкое хождение в Атропатене
I в. до н.э. Есть основания предположить, что парфянское серебро экбатанского
чекана распространялось по Закавказью через Атропатену. О роли и значении
парфян в Атропатене той поры говорит и дошедший до нас один из авроманских
документов, составленный на парфянском языке.
Почва для сближения мидян, в частности, мидян Атропатены с парфянами,
была весьма благодатной в самой Атропатене, Здесь сопротивление эллинизации
было достаточно активным. Создание в сложнейших условиях своего государства,
куда не очень допускали греко-македонян, упорная борьба с Селевкидами
за сохранение своей самостоятельности, осознание принадлежности мидян
Атропатены к своей этнической общности, стремление сохранить и утвердить
приоритет своих культурных традиций, своей религии, своей государственности
совпадало с целями парфян.
Парфян в Атропатену влекло, конечно, и территориальное расширение державы
и захват стратегически важного плацдарма, но прежде всего общая цель атропатенцев
и парфян, борьба против эллинства. Парфяне и атропатенцы стали союзниками
и в деле возрождения "своей" культуры и религии, истоки которых в Атропатене
уходили вглубь - к началу I тыс. до н.э. Общность интересов парфян и мидян
Атропатены, их культурная близость и языковое родство способствовали значительному
этнокультурному сближению и даже, возможно, в какой-то мере слиянию на
атропатенской почве мидийско-атропатенских и парфянских элементов. Внешне
это нашло отражение, в частности, в частном употреблении термина "мидяне"
вместо "парфяне". По-видимому, в это же время в Атропатене возникает под
влиянием парфян очаг нового авестийского зороастризма. Не предположив
наличия в Атропатене I века до н.э. нового центра авестийского зороастризма,
трудно понять огромную роль зороастрийского жречества - магов в последующей
истории Атропатены и всего Сасанидского Ирана.
В 95 г. до н.э. парфяне сажают на армянский престол Тиграна. Тигран II
(95-55 гг.) уже в первые годы своего правления проявляет агрессивность
по отношению к своим соседям. Тигран II, как это по-видимому следует из
Страбона, захватил у атропатенцев область, которую географ называет Симбакой,
что однако, должно быть исправлено на "Албака" (совр. область Большой
Ахбак, расположенная вокруг нынешней Бешкалы). В результате удачной войны
с Парфией, завершившейся в 85 г. до н.э., Тигран II завладел обширнейшими
районами Передней Азии и принял титул "царя царей".
В 69 г. до н.э. римский полководец Лукулл, втайне готовившийся к войне,
аторгся в Армению и весной того же года осадил Тигранакерт. Тигран II
к этому времени собрал огромную армию. На помощь ему, как сообщает Плутарх,
пришли "поголовным ополчением армяне и кордуены, явились цари, ведя медов
(атропатенцев. - Ред.) и адиабенов поголовным ополчением, пришли от моря,
что в Вавилоне, много арабов и много албан (с беретов) Каспия и соседствующих
с албанами иберов, прибыло немало племен, не имеющих царей и пасущих стада
(на берегах) Аракса, привлеченные (одни) желанием оказать помощь (другие)
- дарами".
Тигран II перед роковым боем, как сообщает Плутарх, "принял командование
над средней частью войска, левое крыло доверил адиабенскому царю, а правое,
в передних рядах которого находилась также большая часть бронированной
конницы мидийскому (атропатенскому. - Ред.)".
В битве при Тигранакерте, осенью 69 г. до н.э., несмотря на значительное
превосходство войск союзников, вследствие ошибок армянского царя, Лукулл
одержал победу, наголову разбив своих противников.
Однако время еще не пришло. И после поражения союзники делали все, чтобы
усилить антиримский лагерь. Ими были сделаны величайшие усилия, чтобы
примирить армян с парфянами и склонить их к совместной борьбе с общим
врагом - Римом.
В 68 и 67-е годы до н.э. Тигран II и Митридат Понтийский при активном
участии Митридата Атропатенского, собрав огромную армию, состоящую в основном
из армян, иберов, мардов и атропатенцев, одержали несколько важных побед
над Лукуллом.
В 67 г. Тигран II вторгся в Капподокию и вместе со своим зятем, царем
Атропатены, стал ее покорять и опустошать. В том же году Лукулл был отозван
из Азии.
Так бесславно завершилась попытка Рима расширить зону своих азиатских
владений. Так позорно окончилась карьера одного из видных римских полководцев
- Лукулла.
Союзники торжествовали победу. Конечно, основная роль в этом союзе в ту
пору принадлежала Армении, с которой ее с полным правом разделяли Понт
и царство Атропатидов.
Поражение Рима в войнах с союзниками вовсе не означало конец римской экспансии
в областях Востока. В 66 г. до н.э. Гней Помпей сменил Лукулла в качестве
полномочного наместника и главнокомандующего римских войск в восточных
областях и энергично занялся подготовкой к войне.
В 66 г. до н.э. Тигран II, потерявший своих союзников и видя всю безнадежность
своего положения, заключил унизительный мир с римлянами, условия которого
были продиктованы Помпеем.
Тигран II вынужден был заплатить огромную контрибуцию и лишался всех завоеванных
земель, "оставаясь царем лишь одной отечественной страны" (Я. А. Манандян)
- Армении. Отныне Тигран II становится "другом и союзником римского народа",
что на деле означало быть вассалом, а Армения из великой державы превращается
в зависимое царство. Заключив мир с Тиграном, Помпей направился вглубь
Закавказья.
Первое решительное сражение между римлянами и парфянами произошло в 53
г. до н.э. у города Карры в северной Месопотамии. Парфянские войска под
командованием Сурены нанесли римлянам сокрушительное поражение. На поле
боя погибло свыше 20 тыс. римских воинов, около 10 тыс. было взято в плен,
убито много военачальников, в числе их сам командующий Красс и его сын.
Римско-парфянские отношения в значительной степени осложнились со времени
возвышения Марка Антония, римского триумвира, с именем которого связаны
важнейшие события, в частности, в истории Атропатены.
Союз Антония с египетской царицей Клеопатрой, окончательно оформленный
в 36 г. до н.э., в полной мере определил политические позиции триумвира
как защитника интересов эллинизированной знати различных областей восточного
Средиземноморья. Триумвир замышлял основать великую азиатскую державу,
наподобие царства Александра Македонского. Воссоздание великой азиатской
державы было, разумеется, невозможно без покорения державы Парфянской.
Война готовилась в какой-то степени за счет крупных денежных сумм, полученных
от Клеопатры, которая в значительной степени была также и вдохновительницей
похода.
Антоний двинулся в наступление где-то летом 36 г. до н.э. Стремясь быстро
захватить атропатенскую Фрааспу Антоний решил оставить обоз под охраной
двух легионов своего легата Оппия Статиана и вспомогательных отрядов Артавазда
Армянского и царя Понта Полемона, а сам двинулся вперед. Это была тактическая
ошибка.
Этим и воспользовался парфянский царь Фраат IV, идущий на выручку осажденной
Фрааспе. Мобильная парфянская армия состояла приблизительно из 40-50 тыс.
всадников, в их числе и атропатенских. Узнав об отрядах Оппия Статиана
Фраат выслал, как сообщает Плутарх, "сильный отряд конницы, которая зажала
Статиана в кольцо и перебила 10 тыс. римских солдат. Сам Статиан тоже
погиб, машины варвары изломали и разбили. Кроме машин в их руках оказалось
множество пленных, и среди них царь Полемон".
Пришедший на помощь Антоний, по словам Диона Кассия, "не нашел ничего
больше, кроме трупов". Армянский царь Артавазд покинул поле боя вместе
со своим отрядом.
Уничтожение арьердарда и бегство армянского царя по существу решили исход
кампании. Однако Антоний не прекратил осады Фрааспы. Парфяно-атропатенская
конница к тому времени полностью отрезала римлянам пути к отступлению
и по сути дела, заблокировала их. В лагере осаждавших начался голод.
Затянувшаяся осада Фрааспы, упорное сопротивление осажденных, уничтожение
отрядов, высылавшихся на фуражировку, голод и многое другое деморализовывали
войска противника.
Римляне начали отступать из Атропатены. Предположительно общее число погибших
в Атропатене римлян приближается к 35 тыс.
Итак, грандиозная по своим масшабам "парфянская" экспедиция закончилась
катастрофой.
Римляне, пытавшиеся восстановить эллинистические порядки и поработить
местное население, уже успевшее возродиться этнически, восстановить свою
государственность, свою культуру, потерпели поражение.
Антоний и его союзники не учли глубочайших изменений, происшедших в восточном,
особенно "парфянском" мире за последние несколько десятилетий. Атропатенцы,
включая самые широкие слои населения, встретили римлян, в которых они
видели преемников греко-македонских завоевателей, глубоко враждебно. Борьба
против захватчиков носила всеобщий, всенародный характер. Мужественное
сопротивление атропатенцев, героическая оборона Фрааспы, всеобщая борьба
против римских войск в значительной мере способствовали крушению авантюристического
плана Антония завоевать Парфию и создать новую "мировую державу".
Атропатенский царь торжествовал великую победу. Победа была тем более
знаменательной, что ему досталась огромная добыча, - он был обладателем
римских знамен, захваченных у Оппия Статиана, в плену у него находился
царь Понта Полемон. Все это не могло не способствовать росту авторитета
Атропатены и ее царя Артабазда.
Вскоре после этой победы между союзниками-атропатенцами и парфянами наступает
разлад.
В 31 г. до н.э. Антоний отпраздновал в Александрии триумф над Арменией.
Тогда же в самой помпезной обстановке Антоний "сыновей, которых Клеопатра
родила от него, провозгласил царями царей и Александру назначил Армению,
Мидию и Парфию (как только эта страна будет завоевана)... Александра Антоний
вывел в полном мидийском уборе, с тиарою и прямой китарою (царские головные
уборы). Это был наряд царей Мидии и Армении..." (Плутарх). По-видимому
тогда же состоялась официальная помолвка Александра Гелиоса и Иотапы,
дочери атропатенского царя.
В 31 г. до н.э. Артабазду, царю Атропатены, после трагедии при Акции,
где флот Октавиана разбил флот Антония и Клеопатры, последняя рассчитывая
на поддержку Атропатены, присылает голову убитого армянского царя, в свое
время плененного и увезенного Антонием в Египет.
Вскоре этого же Артабазда Атропатенского мы встречаем в роли ходатая уже
у Октавиана, который передает ему, судя по одним данным - Малую Армению,
по другим - просто Армению, которой он управляет, по-видимому, до 20 г.
до н.э. Октавиан возвращает атропатенскому царю и его дочь Иотапу, суженую
Александра Гелиоса. Все это, по всей вероятности, могло иметь место после
полного поражения Антония и Клеопатры и захвата Августом Египта, т. е.
где-то после 30 г. до н.э.
Итак, с конца 30-х годов до н.э. политическая ориентация Атропатены, с
легкой руки наиболее выдающегося из числа последних Атропатидов-Артабазда,
резко меняется. Этот шаг, возможно, и вынужденный, явился поворотным пунктом
в истории страны. Правда, римская ориентация длилась недолго. Атропатенцы
вскоре вновь оказываются в одном лагере с парфянами и надолго - на целых
два столетия.
Сближение с Римом, дорогой ценой оплаченное Артабаздом, дало Атропатене
немало выгод, а главное, породило еще больше надежд, особенно в связи
с давно существующими у Атропатидов амбициозными планами захватить соседнюю
Армению, объединить под единой короной Атропатенское и Армянское царства.
Культурная близость, политические и экономические связи между мидянами
и армянами уходят в глубокую древность. Страбон прямо пишет: "Обычаи мидян
большей частью те же, что и у армян. Мидяне однако, как говорят, являются
родоначальниками обычаев армян...". Античный автор говорит даже о "родстве"
мидян и армян.
Мидяне уже давно завоевали определенные позиция в армянской среде. Они
играли весьма значительную роль в истории Армении на протяжении, по крайней
мере, семисот лет. В Армении было много мест, населенных мидянами. Армянские
авторы говорят о мидянах, "живущих на свободном Масисе (Арарате.- Ред.)".
Интересно, что "марские (т. е. мидийские - Ред.) селения" на восток от
Арарата упоминаются армянскими авторами еще в эпоху средних веков, в частности,
в VIII в. В политической жизни Армении античного времени важнейшую роль
играл нахарарский род мидийского происхождения - Мурацанов, глава которого
Марацоцтер занимал "второе место" (т.е. был первым после царя) в социально-политической
иерархии Армянского царства. Среди армянской знати было немало и атропатенцев
по рождению.
В отличие от Антония, пытавшегося добиться компромисса между агрессивными
поползновениями атропатенцев в отношении Армении и своими собственными
планами на Востоке, Август проводил по отношению к Атропатене, так сказать,
либеральную политику и оказывал полную помощь Артабазду и его преемникам,
давая возможность вновь обрести им древний престиж и осуществить свои
притязания на армянский престол. Артабазд Атропатенский оставался верным
союзником римлян - сначала Антония, затем Августа.
Около 20 г. до н.э. к власти в Атропатене приходит сын Артабазда Ариобарзан
II. Это было время, когда обстановка на Востоке изменилась к лучшему для
Рима - парфяне перешли к политике мира и уступок Августу.
Ариобарзан прожил в Риме с десяток лет. Тацит писал о нем как о "мидянине,
отличавшемся телесной красотой и выдающимися душевными качествами". Ариобарзан
питал к римлянам самые дружественные чувства, и это конечно, сыграло главную
роль в его утверждении и на армянском престоле.
В связи с усилением парфянской ориентации и антиримскими выступлениями
в Армении римляне вскоре после 20 г. до н.э. посылают в эту страну свои
войска и объявляют царем Армении Артабазда (отец или сын Ариобарзана?),
который спустя некоторое время, как пишет Тацит, "был свергнут ими (армянами.-
Ред.) не без ущерба для нас (т.е. римлян. - Ред.)".
Тацит пишет: "Тогда, чтобы навести порядок в Армении, туда был направлен
Гай Цезарь (приемный сын Августа. - Ред.). С согласия и одобрения армян
он поставил царем над ними Ариобарзана, родом мидянина...". "В "Деяниях
божественного Августа" также сказано: "И этот же народ (армяне.- Ред.),
после того отпавший и возмутившийся, усмиренный моим сыном Гаем, я передал
под управление царю Ариобарзану, царя медов (т.е. мидян, в данном случае
имеются в виду атропатенцы. - Ред.) Артабаза (Артабазда. - Ред.) сыну..."
[XXVII, 2].
Завоеванная Гаем Цезарем страна была в 1 г. до н. э. передана атропатенскому
царю. Итак, атропатенский царь Ариобарзан, которого армянская знать поначалу
охотно приняла, стал также и царем Армении. Сбылись, наконец, многолетние
надежды и чаяния Атропатидов - оба царства были объединены под одной короной.
Однако царствование Ариобарзана в Армении не было спокойным. Армяне, подстрекаемые,
видимо, парфянами, не желали терпеть иго чужеземного владыки. Во 2 г.
н.э. армяне подняла восстание против Рима и Ариобарзана, что и было причиной
повторного вторжения Гая в Армению. Особенно упорное сопротивление оказали
армяне в районе крепости Артагира, расположенной, как полагают, где-то
в долине Аракса. Именно здесь парфянский военачальник Ад(д)о нанес Гаю
смертельную рану, от которой он через несколько месяцев скончался. Тем
не менее, армяне были разгромлены. По-видимому, в процессе этой войны
атропатенский владыка отобрал обратно у армян район Албака (у Страбона
ошибочно: Симбака; у Плиния: Албака), являвшийся яблоком раздора между
двумя странами. Объединенные римско-атропатенские силы, усмирив восставших,
завладели в том же году (2 г. н. э.) Арменией. Ариобарзан был вновь объявлен
царем Армении. Но царствовал он там недолго. Скончался Ариобарзан, согласно
Диону Кассию, вскоре после взятия Артагира. Тацит утверждает, что "после
того, как его (Ариобарзана. - Ред.) постигла смерть от несчастного случая,
армяне не пожелали терпеть царями его детей...". Однако из "Деяний божественного
Августа" нам хорошо известно, что Август после смерти Ариобарзана передал
Армению "сыну его Артабазду" [XXVII, 2]. Дион Кассий также сообщает о
том, что Артабазд был утвержден на армянском престоле Августом и римским
сенатом. Он управлял Арменией на протяжении не- скольких лет и был убит
незадолго до смерти Августа. О его дружественном отношении к принцепсу
свидетельствует серебряная монета с изображением Августа и надписью на
обороте: "царь великий Артабазд".
Неожиданная смерть Гая, внезапный уход из жизни Ариобарзана, убийство
Артабазда были тяжелыми ударами по планам Августа, да и его атропатенских
союзников. Благоприятная обстановка для закрепления Атропатидов на армянском
престоле закончилась неудачей.
Последним Атропатидом, правившим Атропатеной, был сын Ариобарзана - Ариоваст.
Около 20 г. династии Атропатидов в Атропатене был положен конец. Власть
перешла в руки младшей ветви парфянских Аршакидов. В истории Атропатены,
таким образом, завершается эпоха римской ориентации, атропатенцы вновь
возвращаются в парфянское лоно".
Видную роль в истории Атропатены сыграло правление выдающегося государственного
деятеля Артабана III, Аршакида по матери, который основал династию Младших
Аршакидов. При нем началась решительная борьба против всего греко-римского,
Атропатена становится центром авестийского зороастризма. Важную роль в
этом сыграли мидийские жрецы-маги, служители культа Ахура Мазды, Анахиты
и Митры. Они обладали в тот период колоссальной властью и огромными земельными
наделами.
Итак, Атропатиды управляли страною около трех с половиной столетий. Самое
последнее, что мы узнаем об Атропатидах, содержится в двуязычной латино-греческой
надписи. В ней упоминается имя последнего отпрыска атропатенской царской
династии - Гая Юлия Артабаза (внука или правнука знаменитого Артабазда),
вписанного в одну из римских триб.
Атропатена оставалась в составе Парфянской державы вплоть до начала III
в. н.э., когда власть в Иране перешла к Сасанидам. При Сасанидах Атропатена
продолжала играть особую роль - династического культового центра.
|