|
|
Каталог статей |
|
ИСТОРИЯ ХАНСТВО АЗЕРБАЙДЖАНА
В конце XVII- начале
XVIII века Азербайджан оказался в центре внимания Российского
государства. Значительно усилившаяся в период царствования Петра I, она
нуждалась в источниках сырья, имевших в изобилии в Южных областях
Кавказа и особенно в Азербайджане. Овладение, поэтому, Каспийским
побережьем, как важнейшего шага на пути к продвижению на Кавказ, а затем
и в Среднюю Азию, стало главной стратегической задачей российского
императора.
Весной 1722 года Петр I с большим войском двинулся к
Астрахани, а в июле 1722 года, русская флотилия под его же командованием
взяла курс на юг. В начале лета 1723 года без всякого сопротивления
русские войска заняли Дербент, а 17 июля русские военные корабли вошли в
Бакинскую бухту. Несколько месяцев спустя войска Петра I заняли Сальян.
До 1724 года почти все западное и юго-западное побережье Каспийского
моря было занято русскими войсками.
Обеспокоенная успехами
Российского государства в прикаспийских областях Османская империя
весной 1723 году направила свои войска в Закавказье. Однако в дело
вмешалось дипломатия и в 1724 году в Стамбуле был заключен договор между
этими государствами, по условиям которого Закавказье фактически было
разделено между Турцией и Россией. Турция признала за Российским
государством право на прикаспийские провинции. Россия обязалось в свою
очередь не противодействовать влиянию Турции в остальной части
Закавказья. Исключение составляла лишь центральная часть Ширвана с
городом Шемахой. Стамбульский договор предоставлял Ширвану
определенную автономию во внутренних делах. Турция не имела права
держать в пределах Ширвана войска. К началу 30-х годов XVIII века
обстановка в Азербайджане резко изменилась: его территория превратилась в
арену военных действий между Турцией и Ираном, где к власти пришел
энергичный Надир Гулихан Афшар. В Иране Надир Гули-хан Афшар (позже
именовавшийся Надир-шахом) вел войны за восстановление прежних границ
Иранского государства.
Жестокая экономическая политика иранских
властей и стремление азербайджанского народа к освобождению от иранского
господства были причиной возникновения в Азербайджане в 40-е оды XVIII
века новых очагов антииранского движения. Крупное антииранское восстание
вспыхнуло в Шеки под предводительством местного феодала Гаджи Челеби.
Несмотря на неоднократные попытки штурма города Надир-шаху так и не
удалось сломить шекинцев, стойко защищавшихся в крепости
"Гелерсен-герерсен" (придешь — увидишь). Большое восстание произошло
также в Ширване в 1743 году.
С освобождением из-под власти Ирана в
истории Азербайджана с середины XVIII века открывается период
государственного функционирования независимых и полузависимых ханств.
На
территории Азербайджана образовались следующие ханства: Шекинское,
Карабахское, Кубинское, Шемахинское, Бакинское, Нахичеванское,
Гянджинское, Тебризское, Сарабское, Ардебильское, Хойское, Урмийское,
Карадагское, Талышское, Марагинское, Макинское. Как более мелкие
государственные объединения возникли Куткашенское, Кабалинское,
Арешское, Казахское, Шамшадильское, Елисуйское султанства. К
северо-западу от последнего были расположены Джаро-Белоканские общества.
В Нагорном Карабахе в составе Карабахского ханства продолжали
существовать Варадинское, Хаченское, Гюлистанское, Дизакское,
Джерабертское меликства. По данным армянского историка П. Т. Арутюняна,
из названных пяти меликств только Хаченское имело свои исторические
корни на земле Карабаха. Будучи прямыми потомками кавказских албан,
"владетелями Хаченского округа являлись крупные феодалы Хасан-Джалаляны.
Построив в 1240 г. монастырь Гандзасар, они взяли в свои руки светскую и
церковную власть над этим округом, удерживая как ту, так и другую
вплоть до XIX в ".
Необходимо отметить, что сами так называемые
"хаченские армяне" в исторических документах себя никогда армянами не
называли. Об этом свидетельствует и название труда католикоса
Гандзасарского монастыря Есаи Хасана-Джалаляна, который землю, где
проживали его предки, назвал "Агваном", а свой труд — "Краткая история
страны Агванской". Кстати, в период пребывания Петра I в Азербайджане
в 1722 г. к нему обратился ряд христианских феодалов с просьбой создать
в пределах Азербайджана христианское государство.
Любопытно,
что эти христиане в письме к Петру I называли себя не армянами, а
"агванцами" или "афганцами", что является синонимом слова "албан".
Местных азербайджанцев также называли "авганскими мусульманами". По
данным упомянутого автора из оставшихся четырех меликов три —
Варандское, Гюлистанское, Джерабертское — появились на территории
Карабаха в разные годы XVII в , а Дизакское — даже в начале XVIII в. Он
же, ссылаясь на армянские первоисточники, пишет, что "мелики Варандского
округа происходили из дома Мелик-Шахназарянов. Керапет Тер-Мкртычян
предполагает, что один из братьев Мелик-Шахназарова Мирза-бек в 1603 г.
переехал из Гегаркуни в Карабах, там положил начало Варандскому
меликству Мелик-Шахназарова". Про Гюлистанское меликство тот же автор
пишет: "По данным народных преданий, родоначальник Гюлистанского
меликства — Мелик Беглярянов был некий "кара юзбаши" Абов, который в
начале XVII в. вместе с подвластными ему людьми переселился из Удинской
деревни Нат в деревню Талыш".
О Гюлистанском меликстве в
рукописи Ереванского Матенадара (4463) говорится, что "основатели этого
меликства переселились из Ширвана и утвердились в деревне Талыш, взяли в
свои руки управления округом". Про Джерабертское меликство армянский
историк пишет, "родоначальником владетелей Джераберт ского меликства был
сын Мелик-Исраила Мелик Есаи, который, убив сюникского хана, в 1687 г.
вместе со своими подданными переселился в Карабах". По сообщению того же
автора "семья Мелик-Егяна переселилась в Карабах в начале XVIII в. По
одним данным она переехала в Дизак из Персии, по другим — из Лори". Во
второй половине XVIII века в Азербайджане не было единого
экономического центра, и отдельные области существовали довольно
замкнуто. Местные феодалы — ханы, султаны, мелики, беки, заботясь только
о собственной независимости, были заинтересованы в сохранении
феодальной раздробленности и всячески препятствовали объединению страны и
созданию централизованной власти.
История почти всех ханств
Азербайджана насыщена беспрерывными войнами и дворцовыми переворотами.
Наиболее могущественными ханствами были Урмийское, Шекинское,
Карабахское, Кубинское, Хойское. Заметную роль в середине XVIII века
играло Урмийское ханство. Его основоположник Фатали-хан афшар задался
целью создать в Азербайджане единое государство и стать его верховным
правителем. Заручившись поддержкой ряда крупных феодалов Фатали-хан
афшар сумел легко подчинить своей власти Карадагское, Марагинское,
Тебризское ханства и ряд мелких феодальных владений Южного Азербайджана.
После объединения ряда азербайджанских ханств Фатали-хан афшар стал
добиваться распространения своей власти на все Закавказье. Он направил
послов в Кахетию. Эриванское (Ереванское) и Карабахское ханства, требуя
заложников в знак покорности. Посланники, однако, вернулись с отказом.
Начались военные действия. Весной 1751 года большой отряд афшарских
войск подступил к Эриванской крепости и осадил ее. Однако вскоре
урмийцам пришлось снять осаду и направиться в сторону Кахетии, ибо
Кахетинский царь Ираклий II направил на помощь осажденным свои войска.
Сражение завершилось победой урмийцев, и Фатали-хан афшар получил
заложников и контрибуцию.
В 1756 года он выступил против
Карабахского ханства. Правда, афшарские войска не смогли взять хорошо
укрепленную Шушинскую крепость, но поскольку длительная осада истощала
запасы защитников, Панах Али-хан Карабахский решил внешне выразить
покорность Фатали-хану афшару, отдав своего сына Ибрагим-хана ему в
заложники. Фатали-хану афшару удалось также добиться признания его
верховной власти Талышским ханством и Куткашенским султанством В
Северном Азербайджане одним из влиятельным правителей, стремившихся к
подчинению сопредельных ханств, был основатель Шекинского ханства Гаджи
Челеби. В начале своего правления ему удалось присоединить к Шекинскому
ханству Кабалинское и Арешское султанства, однако его войны с
Гянджинским, Карабахским и Шемахинским ханствами завершились
безрезультатно. Гаджи Челеби сумел упорядочить внутреннее положение в
подвластных ему областях и укрепить Шекинское ханство. Однако после
смерти Гаджи Челеби (1755) Шекинское ханство в значительной стеени
утратило свое могущество.
Одним из крупнейших ханств Азербайджана
было Карабахское ханство. Его основателем был крупный феодал из племени
джеванширов Панах Али-хан. Построенная им крепость Шуша (столица
ханства) при нем успешно выдержала нападения каджарских племен во глав с
Мухаммедом Гасанханом и урмийцев под предводительством Фатали-хана
афшара. После смерти Панах Али-хана Карабахское ханство возглавил его
сына Ибрагим хан. Во время правления Ибрагим хана (1763-1805 года)
авторитет Карабахского ханства еще более возрос. Ему удалось подчинить
себе ранее вышедшее из повиновения Карабахские меликства, и
нейтрализовав происки Екатерины II путем изъявления покорности России,
укрепить положение Карабахского ханства.
Одним из наиболее
ранних ханств Азербайджана явилось Кубинское ханство, возникшее еще в
начале XVIII века. Кубинское ханство стало играть большую роль в
Закавказье в период правления знаменитого Фатали-хана Кубинского
(1758-1789), проводившего политику объединения азербайджанских земель.
За короткий срок он присоединился к своим землям Сальянское султанство,
Дербентское, Бакинское и Шемахинское ханства. Шекинское ханство также
вскоре оказалось в зависимом положении от Кубинского, которое в конце
60-х годов XVIII века превратилось в одно из самых могущественных ханств
Азербайджана. Не случайно, во время русско-турецкой войны в 1769 году
Турция старалась привлечь Кубинское ханство на свою сторону. К
установлению дружеских с Кубинским ханством стремились правители многих
феодальных владений Азербайджана и сопредельных с ним областей. Терский
житель Булат, посетивший Фатали-хана сообщал, что видел в Дербенте, во
дворце у Фатали-хана представителей с подарками из Гилянской провинции,
из городов Ардебиля, Тебриза, Гянджи, просивших взять их области под
свое покровительство.
В период правления Фатали-хана Кубинского
значительная территория Азербайджана, находившаяся под его властью,
получила передышку от бесконечных войн. Казалось, попытка политического
объединения Азербайджана до некоторой степени осуществилась, однако со
смертью Фатали-хана это непрочное объединение, не имевшее твердой
экономической основы, быстро распалось.
К середине 80-х годов
XVIII века в Иране власть перешла к основателю каджарской династии Ага
Мухаммед-хану, который задался целью подчинить своей власти все
Закавказье. Ага Мухаммед-хан направил всем закавказским и
южноазербайджанским правителям фирманы, требуя покорности. Ввиду отказа
большинства ханов Азербайджана и царя Картли-Кахетии принять фирман,
летом 1795 года полчища Ага Мухаммед-хана двинулись в пределы
Закавказья. Иранские войска разорили Талышское, Нахичеванское и
Ереванское ханства. Однако крепость Шуша оказала им стойкое
сопротивление. Карабахцы в течение 33 дней успешно оборонялись, нанося
чувствительные удары противнику. В результате Ага Мухаммед-хан вынужден
был снять осаду с Шуши и двинул свои войска в Грузию.
Российское
правительство, обеспокоенное вторжением иранских войск в Закавказье и
учитывая антииранские настроения местных правителей, в апреле 1796 года
направило в Азербайджан войско под командованием В. Зубова. Ага
Мухаммед-хан спешно покинул пределы Закавказья.
Русские войска
почти без препятствий (за исключением непродолжительного сопротивления
Дербентской крепости) за короткий срок заняли Кубу, Баку, Шемаху,
Гянджу. Ибрагим-хан Карабахский направил в лагерь Зубова своего сына
Лютфали-бека с изъявлением покорности.
Однако после смерти
Екатерины II в 1796 году вступивший на престол Павел I срочно отозвал
русские войска обратно. Ага Мухаммед-хан воспрянул духом и в 1797 году
вновь вторгся в Азербайджан, в Карабахское ханство. На этот раз
противнику не без помощи предателей удалось захватить Шушу. Вскоре Ага
Мухаммед-хан был убит в результате заговора дворцовых вельмож и местных
феодалов, но его смерть не ликвидировала угрозы со стороны Ирана для
азербайджанских ханств. Новый шах — Баба-хан, именуемый Фатали-шахом,
вновь стал добиваться покорности закавказских правителей.
В XVIII
веке, особенно после ликвидации иранского господства, в азербайджанских
городах наблюдалось заметное оживление культурной жизни. Во многих из
них были открыты школы, медресе. Появляется историческая литература на
азербайджанском языке. Так, в трактате "Ханадан-е Сефеви", написанном на
азербайджанском языке, описана история сефевидской династии с момента
ее возникновения.
Поэты Азербайджана в XVIII веке создавали
произведения, близкие по духу народной поэзии, призывавшие к борьбе за
освобождение. В произведениях таких видных представителей
азербайджанской литературы, как Нишат Ширвани, Шакир Ширвани и других
отчетливо звучит протест против жестокости иноземных захватчиков и
междоусобных войн, наносивших большой урон стране. Так, Шакир Ширвани в
своем мухаммас "Сказание о Ширване" описывает кровавое событие —
подавление Шемахинского восстания в 1743 года войсками Надир-шаха.
Междоусобным войнам в Ширване в середине XVIII века посвящен мухаммас
другого видного поэта Ага Масиха. Поэт Наби, будучи приближенным
шекин6ских ханов, многие свои стихотворения посвятил описанию их жизни и
деяний.
XVIII век дал азербайджанской литературе и ряд
интересных образцов прозы. Наиболее значительным памятником в этом
отношении является "Сказание о Шахрияре", в котором отчетливо звучит
тема разоблачения социального неравенства. Другим образцом прозы XVIII
века является новелла "Вор и кази", в которой блюститель закона — кази
ставится на одну доску с вором: оба они разными способами обманывают и
грабят простодушных людей. В XVIII веке достигла расцвета ашугская
поэзия. Ашуги и близкие им по стилю поэты, такие, Хаста Касум, Саими,
Салех, Урфани, Мелали и другие в свиох произведениях старались выразить
чаяния и стремления народа.
Вершин поэзии в XVIII века достигли
выдающиеся азербайджанские поэты-лирики Молла Панах Вагиф и Молла Вели
Видади. Хотя большинство лирических произведений Видади проникнуто
чувством печали и скорби, но в них наряду с этим воспеваются лучшие
человеческие качества: честность, смелость, сила разума,
самоотверженность готовность к подвигам во имя высоких идеалов.
Народность, богатство образов, отточенное художественное мастерство,
живой и выразительный язык, оптимизм — вот главные черты творчества
Вагифа. Поэт благодаря своим незаурядным способностям и глубоким
познаниям приобрел широкую известность в Азербайджане. Впоследствии он
был приглашен ко двору карабахского хана Ибрагима и назначен его главным
визирем. Вагиф последовательно придерживался русской ориентации и был
сторонником близки взаимоотношений с соседней Грузией. Он принимал
активное участие в обороне Шушинской крепости в 1795 году во время войны
с Ага Мухаммед-ханом. Спустя два года, когда противнику все же удалось
проникнуть в Шушу, Вагиф был брошен в темницу; после освобождения из
заключения поэт пал жертвой дворцовых интриг.
Азербайджанская
поэзия XVIII века, особенно ашугская, оказала заметное влияние на поэзию
народов Кавказа. Многие армянские, лезгинские ашуги слагали свои песни
на азербайджанском языке. В Грузии, Армении и Дагестане образцы
азербайджанской поэзии пользовались большой популярностью, многие из них
были записаны в армянской и грузинской транскрипции.
В XVIII
веке продолжали развиваться музыка, живопись и архитектура Азербайджана.
Азербайджанская музыка обогащались народными мелодиями. Ашуги создавали
новые дастаны и исполняли их на сазе. Певцы (ханенде) слагали новые
припевы ( теснифы) к древним мугамам и песням. Из музыкальных
инструментов в XVIII веке были особенно распространены саз, тар,
кеманча, балабан (свирель), зурна, тутек (дудка), нагара, деф.
Многие
памятники культуры, созданные руками азербайджанских зодчих и мастеров
изобразительного искусства XVIII века, сохранились по сей день,
например, дворец шекинских ханов, построенный в Нухе в 1762 году и
богато украшенный резьбой (шебеке) по фасаду и росписью. Азербайджанские
художники достигли высокого мастерства в искусстве орнаментов, которыми
украшались здания, посуда, оружие и надгробные камни.
|
Категория: ХАНСТВО | Добавил: Admin (01.01.2011)
|
Просмотров: 2821
| Рейтинг: 1.0/1 |
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
|
|
|