|
|
Каталог статей |
|
Гостеприимство
Об интересных и поучительных традициях гостеприимства Азербайджанского народа сохранившиеся с древних времен
Обычаи гостеприимства (гонагпэрэстлиг, гоногпэрвэлик), имеют глубокие исторические корни, присущие всем народам мира. Наряду
с другими обычаями у каждого народа существовали присущие только ему
обряды гостеприимства, правила приема гостей и посещения друзей. Обряд
гостеприимства уходит корнями в первобытное общество как обычай
предоставления крова отбившимся от племени, нуждающимся в защите,
заблудившимся, путешествующим. В те времена, когда коммуникативность
между племенами была слабой, каждый гость являлся носителем информации и
принимался с уважением. Во времена Гомера в Греции все пришельцы из
других мест считались находящими под охраной Зевса. В некоторых странах
(Дагестан, Северный Кавказ, Сирия, Арабские страны и др.) гостеприимство
было настолько свято, что даже если приходил в дом кровный враг, хозяин
встречал его и провожал по всем канонам гостеприимства и в это время
его жизни ничего не угрожало. У азербайджанцев также с древних времен
существовали очень интересные и поучительные обычаи гостеприимства,
соответствующие требованиям и сегодняшнего дня. Первое письменное
упоминание, которое мы имеем о гостеприимстве азербайджанского народа,
встречается в дастанах "Деде-Коркуд", где говорится, что "дома, в
которых не бывает гостей, пусть разрушаться" ("Гонагы кэлмэйэн гара
эвлэр йыхылса йей"). Об обычае гостеприимства в Азербайджане имеются
сведения и в литературных памятниках XII в. Великий Низами в
произведении "Искандернаме", говоря о приеме Искандера во дворце Нушабы в
Барде, писал:
Шекер-бура шептались с кончиками зубов, И заставляли поедавших сладости навострить зубы. Свежее зажаренное на огне мясо с ароматом специи, Да еще яства, распространявшие аромат мускуса. Из закусок - все, что драгоценно, И померанцы, и айва, и гранат, а также и апельсин, Певец словно Зухре во время пения, Кувшины сверкали как Юпитер!
В
древнем Азербайджане в богатых семьях, когда прислуга выносила гостю
полную сумку с продуктами на дорогу, это был намек на то, что гостю пора
в обратный путь. Очень интересно, что этот обычай отмечается и в поэме
Низами Гянджеви "Хосров и Ширин" ("сунуть хлеб в суму"). Гостеприимство
местного народа нашло свое отражение в произведениях Физули (XVI в.):
"Суфрэмэмэ чэр бир гонаг кэлсэ хэчэлэт чэкмэрэм, фэрги йох, йа турк
кэлсин, йа эрэб, йа эчэм" (Если придет к моему столу гость, стыдиться не
буду, независимо будет он турок, араб или иноверец). Азербайджанцы
были очень внимательными, заботливыми и вежливыми по отношению к гостю. О
гостеприимстве азербайджанцев было известно в свое время на Ближнем
Востоке и в России. Источники рассказывают, как гостеприимно встречали
азербайджанцы Петра I в Дербенте, князя Долгорукого в Баку и Сальянах,
военного губернатора города Шемахи в Шуше, А.Бестужева в Кубе,
М.Ю.Лермонтова в Кусарах, прфессора Казанского Университета И.Березина у
А.Бакиханова и т.п. Прекрасным примером гостеприимства
азербайджанцев может послужить прием, устроенный беглярбеком Шемахи
Абдуллой-ханом в XVI в. в честь английских миссионеров Антони
Дженкинсона и Олкока, прибывших по торговым делам. На этом приеме было
подано на стол 290 блюд. Вот что писал А.Дженкинсон: "Когда приблизилось
время обеда, на полу были разостланы скатерти и поданы различные блюда;
по моему счету их было 140. когда их убрали со скатертями, то
разостлали другие и внесли 150 блюд с фруктами и другими пиршественными
кушаниями, так что в обе перемены было подано 290 блюд". Немецкий
ученый Кемпфер, будучи в начале 1684 г. в Азербайджане, посетил храм
огнепоклонников в Сураханах и был приглашен в гости населением сел.
Бина. Вот что писал он по этому поводу: "При наступлении вечера мы
воспользовались гостеприимством в соседнем селении Бонна. Здесь нас
ожидало полное радушие жителей, принявших нас в своих жилищах, устлавши
пол коврами: они не допустили, чтобы мы провели ночь в грязном
караван-сарае, среди погонщиков". О гостеприимстве азербайджанцев
имеются значительные литературные сведения и в источниках XIX в. После
присоединения Азербайджана к России русских чиновников, ознакомившихся с
бытом и обычаями, поражал обычай гостеприимства местного населения, и
поэтому источники этого периода изобилуют сообщениями об этом обычае. В
одном из архивных документов "Описание Кубинской провинции 1832 г. Ф.Л.
Шитникова" читаем: "Похвальные стороны характера (речь идет о жителях
Кубинской провинции) их есть строгое соблюдение правил их религии,
гостеприимства, покровительства и оказание убежищ от гонения". Другой
автор, описавший Ширванскую провинцию, отмечал: "Гостеприимство у
азербайджанцев священно: всякий почитает за долг принять гостя по
возможности лучше". Подробное описание гостеприимства населения
Апшерона в сороковых годах XIX в. оставил И.Березин (проф. Казанского
университета), будучи в Бузовнах. О широком распространении
гостеприимства азербайджанцев первой половины XIX в. имеются подробные
упоминания и в трудах поэта-сатирика Г.Закира. Обратимся к некоторым из
этих стихов:
Можно сэкономить масло, рис, Но не пожалей для гостей что имеешь ! Для ночлега имею богатую комнату И достаточно плова для гостей.
Привлекает
внимание и описание гостеприимства шемахинского бека Махмуда великим
французским писателем А.Дюма, в середине XIX века. Он пишет, что дом
Махмуд-бека, куда его пригласили, по своей красоте отличался от тех
домов, которые он видел в Дербенте и Тифлисе. Восточный зал этого дома
был настолько красив, что он, по его словам, не мог найти слов описать
его красоту. По этнографическим данным установлено, что одно из черт
гостеприимства азербайджанцев - это большое количество в доме постельных
принадлежностей. Это было отмечено одним из источников еще в начале XIX
в., где мы читаем: "В домах у богатых можно найти расписанные пестрыми
цветами стены, резные из дерева потолки, разукрашенные красками. Все
видимое богатство состоит из перин, подушек и прочих принадлежностей, из
шелковых материй, протканных золотыми цветами". Убежища (аман
эвляри), построенные для заблудивщихся в горах, уставших, отставших в
пути ночью путешественников, и теперь сохранились в горах Азербайджана,
как памятники старины. Это говорит о том, что азербайджанцы проявляли
гостеприимство не только у себя дома, но и вне его, предоставляя
путникам кров, даже в отдаленных от села местах. В этнографической
действительности азербайджанцев установлены некоторые традиционные
способы гостеприимства при встречах дорогих и высокопоставленных гостей.
Для встречи гостя народ собирался в определенном месте. Они разделялись
на две группы. Во главе одной из них шли старейшины (аксаккалы). Они
несли руках "хончу", завернутую в красную материю, (образцы материи,
которой укрывали хончу, хранятся в этнографическом Музее истории
Азербайджан). В хончу клали хлеб особой выпечки или лаваш, соль,
зеркало, шербет и другие сладости. Вторая группа, состаявшая из
государственных служащих, народных певцов и музыкантов, шла чуть позади
первой. Встречающие гостей шли в своих национальных одеждах. Они
приветствовали гостей песней, угощали щербетом, хлебом-солью, девушки
бросали им под ноги цветы. Когда гости входили в дом, им под ноги
стелили красивые кубинские, карабахские, ширванские ковры, а поверх
ковров - тирма-зархара. По другому обычаю, когда гость въежал в город
у его ног резали овцу (с привязанным к рогам лентами). Кровь овцы
проливалась под ноги коня гостя, последний опускал руку в кровь и
перешагивал через жертвенное животное. Мясо овцы раздавалось
нуждающимся. В одном из материалов 50-х годов XIX в. так описывается
встреча жителями Шуши военного губернатора Шемахи: "Перед въездом в
город перед нами был разрезан бык, и кровь его пролилась под ноги наших
коней. Мясо зарезанного быка отнесли в мечеть для раздачи беднякам". Очевидно,
этот обычай нашел свое отражение в выражении "Да буду жертвой твоей",
широко употребляемом в Азербайджане. Затем гость проходил мимо сорока
девушек, держащих в руках подносы с фруктами, сладостями, и все
говорили: "Добро пожаловать". На дорогу, по которой шел гость, стелили
ковры, цветы, ветви ивы, свежие травы. Для приема гостей в каждом
состоятельном доме имелись специальные гонцы - шатыры. Они встречали
гостя перед домом, при этом двое из них придерживали уздечки коня, двое
шли справа и слева и один впереди, провоглашая здравицу в честь гостя и
объявляя, кто он есть. По сведениям турецкого путешественника XVII в.
Э.Челеби в Баку было специальное должностное лицо (мехмандар) для
встречи гостей. Когда гость входил в дом, по обычаю молодая девушка в
яшмаке (с закрытым лицом) снимала бувь с гостя и мыла ему ноги теплой
водой. Согласно этнографическим данным гости в Азербайджане делились
на несколько категорий: должностные лица, псторонние люди, родственники,
односельчане или горожане, женщины, ходившие друг к другу в гости и др.
Надо отметить, что у каждого сельского жителя в близжайших или
отдаленных селах были друзья. По обычаю они в определенное время ходили
друг к другу в гости (один раз в году) после окончания полевых работ на
3-5 дней. Обратимся к конкретным фактам. Так, по словам информатора
Наджаф киши (из села Дере Чичи Кубинского района), у его деда в конце
XIX в. в горном селе Чуми был друг, к которому он ездил в гости либо
осенью, либо весной, когда заканчивался сбор фруктов (яблок, груш и
др.). и к этому времени вся семья возвращалась из садов. Хозяин брал с
собой для подарка свежие и сушеные фрукты. Погостив 3-4 дня, он
возвращался домой тоже с подарками (шерстяные изделия, масло, мясо, сыр и
др.). В этнографических материалах имеются свидетельства и о других
формах гостеприимства. После окончания сбора фруктов и винограда
сельские жители созывали к себе гостей - родственников, соседей,
показывали им собранный урожай, делились опытом, советовались,
обменивались новостями. После этого накрывался стол с яствами. По
обычаю в Азербайджане гостей не отпускали из дома без подарка. В свою
очередь гости тоже приносили подарки. Например, в зоне, где занимались
садоводством, гостю в сумку клали сушеные фрукты, яблоки и другие
продукты. В районах, где занимались производством шерсти, гостю дарили
чулки, перчатки, пояс и другие изделия. Очень интересно, что в
Куба-Хачмасской зоне, а также в Исмаиллинском районе гостям давали
нанизанные на нить сушеные груши с очищенными орехами ("рыса"), грушевый
или тутовый дошаб, алма рычалы и др. Занимающиеся скотоводством, дарили
мотал, сыр, масло и другие молочные продукты. Существовал
определенный обычай, по которому принимали и кормили гостя.
Гостеприимство азербайджанского народа, уважение к гостю уходит своими
корнями в глубокую древность. В Азербайджане считалось, что гостя надо
угощать лучшими блюдами - тикя кебаб, тас кебабы и пловы различных
видов. Они подавались с различными приправами, зеленью и без спиртных
напитков. По обычаю перед обедом молодой человек с кувшином и тазом
обходил гостей и поливал им на руки, а зетем подавал им полотенце, чтобы
они вытерли руки. Перед обедом желающим подавали кофе и кальян, затем
чай с лимоном и разнообразными сортами варенья. В подаче блюд бытовал
определенный порядок: каждый вид блюда подавался п очереди, подача всех
блюд считалась неприличной. Соблюдение такого правила имело
положительную сторону: во-первых, между блюдами образовывалась пауза,
которая нужна была для обмена мнениями и отдыха, во-вторых, наличие
одновременно всех блюд создало бы путаницу, гость мог бы растеряться, в
каком порядке их употреблять. Кроме того, изобилие разнообразных
приятных запахов могло бы отбить у гостя аппетит. В Азербайджане как и
в прошлом, так и теперь бытует обычай, по которому гостя по очереди
приглашали к себе родственники и соседи хозяина. В прошлом, если по
каким-либо причинам в доме отсуствовал хозяин, прибывшего гостя
принимала его супруга или старший в доме. Вечером вокруг гостя обычно
собирались родственники, соседи хозяина, а также односельчане,
беседовали в течение трех-четырех часов. При отсуствии средств масовой
информации гость считался носителем новостей, и каждая его новость
вызывала большой интерес. Спать гостя укладывали в особую комнату
(кстати в Азербайджане почти в каждом дме была специальная комната -
гостевая). В некоторых местах для гостей выстраивались специальные
помещения, называемые "балахана", которые размещали у ворот, на втором
этаже, с тем, чтобы гость сразу же мог подняться к себе, не встречаясь с
членами семьи хозяина. Существование "балахана" и большое количество
постельных принадлежностей лишний раз свидетельствует о широком
распространении гостеприимства среди азербайджанцев. В связи с этим
следует остановиться еще на одном вопросе. В прошлом, по возможности,
каждая семья обращала внимание на чистоту и убранство "гонаг отагы"
(гостевая). Потолки этих комнат украшались, рисунками, стены и полы
покрывали коврами, дорогим оружием, полки -дорогой и декоративной
посудой. Даже и теперь в районах Азербайджана комнаты для гостей
содержатся в особой чистоте и используется только тогда, когда в доме
есть гости. Вл.Татиашвили сообщал, что комнаты для гостей (речь идет о
сел. Хыналык) - это лучшая часть кавказского дома не только из-за того,
что в этой комнате растелены ковры и паласы и она содержится в чистоте,
но и потому, что здесь семья не живет, только слышна беседа посторонних
(т.е. гостей). Еще одним из подтверждений гостеприимства азербайджанцев
являются образцы устного народного творчества, в котором этот обычай
широко отражен. Следует говорить также и о поговорках, где имеется
богатый материал, отражающий гостеприимство. Например:
*** Стол гостеприимного человека не оскудеет *** Гость приносит изобилие *** Да буду жертвой гостя и дороги, которая его привела *** Дом без гостя - мельница без воды *** Гость приходит сам, а провожать - хозяин *** Гостю не говорят кушай. и т.д.
|
Категория: кулинария азербайджана информация. | Добавил: Admin (19.04.2011)
|
Просмотров: 1883 | Комментарии: 3
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
|
|
|