Азербайджанская
архитектура XIX столетия характеризуется ростом городов на основе
русского искусства градостроительства и разработкой генеральных планов
таких городов как Гянджа, Шемаху и Баку. В соответствии этим процессом
развиваются также жилые дома городского типа.
Появления новых типов
построек после присоединения Северного Азербайджана к России приобрело
важное значение в развитии архитектуры. К середине XIX столетия
сооружались новые здания как театры школы и больницы, а также жилые
дома. Возникновение и распространение капиталистических производственных
отношений показало значительное влияние на последующее развитие
Азербайджанской архитектуры. Новые проявления, наблюдаемые в
Азербайджанской архитектуре, особенно наглядно выразились в застройке
Баку. Уже на стыке XIX-XX столетий в период бурного развития нефтяной
промышленности Баку превратился один из крупнейших городов российской
империи.
В этот период Азербайджанская архитектура развивалась в
двух направлениях - на основе композиции зданий, занимающей важное место
в архитектурно планировочной структуре жилищ и традиций европейской
архитектуре. Основу композиционного строения зданий, сооружаемых
местными архитекторами и народными мастерами, составляли традиционные
архитектурные корни. Во второй половине XIX столетия Азербайджанская
национальная архитектура большей частью была представлена культовыми
сооружениями и зданиями культурно-бытового назначения. Активно
действовали наряду с местными архитекторами, также воспитанники
европейской школы архитектуры (в основном это были выпускники
Петербургского института гражданских инженеров и Императорской
художественной академии). Для широкого возрождения национальной
архитектуры, способной противостоять стилизации и эклектике, исходящим
из европейской архитектуры, в это время в Азербайджане не было
соответствующих условий. Укрепление европейской архитектуры в
гражданском строительстве и недостаток профессиональных национальных
кадров - архитекторов не позволяли широкому распространению
национального стиля в Азербайджанской архитектуре. Поэтому, любой факт
применения национальных форм в архитектуре имел очень важное значение с
точки зрения развития и пропаганды национальной архитектуры. Это
проявлялось только в строительстве культовых и культурно-бытовых
сооружений.
Наиболее
характерным типом зданий в XIX веке, кроме жилых зданий были именно
торговые помещения. Ими часто пользовались одновременно и в качестве
предприятий торговли и как ремесленные мастерские. Наиболее полноценными
образцами подобных сооружений можно назвать ряды торговых лавок в Баку,
в Гяндже, в Шуше и в Губе.
В это время в Азербайджане строились
больницы и почти во всех городах - небольшие медицинские учреждения.
Больница, построенная в 1860-е годы в Сальяне по проекту архитектора
Г.Гаджибабабекова, функционировала до начала XX столетия.
Здания
театров, к сооружению которых приступили во втором половине XIX
столетия, были совершенно новым типом сооружений в Азербайджанской
архитектуре. Первые здания, предназначенные специально для театров, были
возведены в Шемахе (1858 г., архитектор Г.Гаджибабабеков), а в
дальнейшем - Тагиевский театр в Баку (нынешний Азербайджанский
Государственный Театр Музыкальной Комедии; 1883, К. И. Конгновицкий; был
снесен в конце 1980-х годов), театр Маилова (нынешний Азербайджанский
Государственный Театр Оперы и Балета; 1911г., архитектор Н.Г.Баев; в
1985 году здание театра сгорело, в 1986-1987 гг. было заново
восстановлено по тому же проекту).
В первой половине XIX столетия были сооружены монументальные культовые здания большого объема.
В
этот период создались архитектурные школы локального характера в
определенной степени продолжающие прежние традиции. Специфические
особенности внешнего облика зданий мечетей позволяют установить местные
школы архитектуры, созданные на территории Азербайджана как
Баку-Абшеронская, Губа-Гусарская, Гянджа-Гарабахская, Шеки-Закаталская,
Ленкоранская и Нахчыванская школы архитектуры.
Наиболее
характерными сооружениями для эпохи капитализма были "Бей месджиди" в
Баку (Ичеришехер, 1895г., архитекторы Мухамед Гашим аль-Бакуви и Мирали
ан-Наги бин Сейид Гусейн), мечеть Касумбека (1896г., архитектор Мешади
Мирза Гафар Исмайылов), мечеть Тезе пир (1905-1914гг.), мечеть "Иттифаг"
или Голубая мечеть (1912-1913 гг.), мечеть М.Мухтарова в Амирджане
(1909г., архитектором всех трех мечетей был З.Ахмедбеков).
В
Карабахской зоне, богатой национальными архитектурными памятниками и
стабильными архитектурными традициями, европейская архитектура не смогла
пустить глубокие корни, и она потерялась в среде местных стилей. К
середине XIX столетия в Карабахе уже была создана своеобразная
архитектурная школа, наиболее выдающимся представителем которой был
Кербалаи Сафихан Гарабаги. Кербалаи Сафихан, до конца своей жизни
оставшийся преданным местным традициям и принципам в архитектурной
стилистике, осуществил реконструкцию комплекс Имамзаде в Барде (1868
г.), под его руководством были построены в Агдаме мечеть (1868-1870
гг.), в Шуше - Ашагы Мечеть (1874-1875 гг.), Юхары Мечеть или Джума
Мечеть (1883 г.), и квартальные мечети, в нынешнем городе Физули -
Мечеть Гаджи Алекпера (1890 г.), мечети в селах Горадиз (1891-1908 гг.) и
Гочахмедли (1906 г.) того же района, Татарская Мечеть в Одессе (1870-е
годы), мечеть "Гарабаглылар" в Ашхабаде (1880-е годы) и другие
сооружения.
Построение фабрик и заводов, складских помещений,
портов, мостов, вокзалов и других объектов привело к созданию новой для
Азербайджана сферы архитектуры промышленно-транспортных сооружений. В
эпоху развития капитализма в Азербайджане установились две промышленные
зоны разного характера. С одной стороны, промышленная застройка Баку и
окружающих его районов, являющихся промышленным узлом Абшерона и
представленных крупными заводами нефтяного профиля, а с другой стороны, -
построение на территории Азербайджана мастерских по производству щелка,
кокономотальных и хлопкоочистительных фабрик, винодельческих заводов,
медоплавительных заводов в Кедабеке и в Галакенде, Дашкесанских медных и
кобальтовых заводов дали широкий импульс развитию промышленной
архитектуры. Взаимосвязь между этими, тесно связанными друг с другом
промышленными зонами еще больше расширилась после строительства
Бакинской ветви Северо-Кавказской железной дороги (1883 г.). В
Азербайджане стало формироваться промышленная архитектура, связанная с
развитием различных отраслей промышленности.