В
средние века, когда в Азербайджане царили догмы ислама, в различных
видах художественного искусства (живопись, "черное перо" ("черный
карандаш") и др.) существовали прекрасные традиции в сфере изображения
человека. Об этом свидетельствует и тот факт, что в этот период высокого
уровня развития достигло искусство миниатюры.
Азербайджанское
искусство миниатюры, составляющее заметную и богатейшую часть искусства
народов Ближнего и Среднего Востока, занимает специфическое место в
истории мирового искусства.
Точная дата возникновения искусства
миниатюры, которое формировалось в Азербайджане на основе создания
иллюстраций к книгам, не установлена. Однако стиль и художественные
особенности миниатюр, созданных в начале XIII века Абдулмомином
Мухаммедом ал-Хойи к рукописи "Варга и Гюльша" (музей Топкапы, Стамбул),
указывают, что эти миниатюры не были изначальными, а опирались на
определенные традиции, и что искусство миниатюры существовало еще до
этого. Миниатюры к рукописи "Варга и Гюльша" считаются старейшими
образцами этого вида искусства не только в Азербайджане, но и на всем
Ближнем и Среднем Востоке.
В
XIII-XIV веках в Мараге, Тебризе и других городах Азербайджана быстро
развивались искусства каллиграфии и миниатюры, а Тебриз превратился в
основной центр художественного творчества, книжного дела, каллиграфии и
миниатюрной живописи на Востоке. В этот период художники, заимствовавшие
традиции китайско-уйгурского искусства, старались приспособить
изобразительные формы и средства выражения, которые шли от народов
Дальнего Востока, к местным традициям - поверхностно-декоративной форме.
Начиная
с середины XIV века, тебризские мастера создали удачный художественный
стиль, проистекающий из удачного синтеза графического и живописного
стилей. Формирование этого нового стиля нашло свое отражение в
миниатюрах к знаменитой рукописи, именуемой "Большой тебризский Шахнаме"
или "Шахнаме Демотта" и относимой к 1340-1350-м годам. Эти миниатюры,
большинство которых сделаны видными мастерами того времени Ахмедом Мусой
и Шемседдином, в настоящее время хранятся во многих музеях и
библиотеках мира. Пока известны 58 из миниатюр этой рукописи.
Исследователи высоко оценивают развитие тебризской школы миниатюры в
этот период, особенно иллюстрации "Шахнаме Демотта". Вот что пишет по
этому поводу известный французский искусствовед Осташ дю Лорей: "Никогда
еще искусство миниатюры не было столь великолепным, далеким от
академизма и столь оригинальным".
В
начале XV века особенности художественного стиля азербайджанского
искусства миниатюры еще более усовершенствовались. Достоинства
художественного искусства в рисунках гениального художника Абд-ал-Хаййи,
сделанных им к поэме Низами Гянджеви "Хосров и Ширин" (1405-10,
Фрирская галерея, Вашингтон) и к "Дивану" стихотворений последнего
Джелаирского правителя Султана Ахмеда (1405-10, Фрирская галерея,
Вашингтон), каллиграфический стиль (Джафар Тебризи) в иллюстрациях к
произведению Ассара Тебризи "Мехр и Муштери" указывают на
совершенствование тебризской школы миниатюры.
С начала XV века и
на протяжении длительного времени Тебриз оставался мощным центром
искусства, снабжавшим искусными мастерами города Ближнего и Среднего
Востока. Известный немецкий искусствовед Ф.Шульц назвал тебризскую школу
"Материнской школой" ("Mutter Schule"), оказавшей определяющее влияние
на развитие искусства миниатюры в соседних странах Востока. В XV веке
под влиянием тебризской школы начинает развиваться искусство миниатюры в
Шамахе и Баку. К числу лучших миниатюр шамахинских и бакинских
художников этого времени относятся иллюстрации, сделанные к "Антологии
восточной поэзии" или "Шамахинской антологии" (1468, Британский музей,
Лондон) и другим рукописям, одно- и двухфигурные портреты, принадлежащие
кисти Абдулбаги Бакуви ("Конюх", "Два амира"; Музей Топкапы, Стамбул).
В
конце XV века тебризская школа миниатюры переживает новый расцвет. 9
миниатюр, сделанных в начале XVI века к стамбульскому экземпляру "Хамсе"
("Хосрова подглядывает за купающейся Ширин", "Александр и Дарий",
"Александр и пастух", "Александр во дворце Нушабы" и др.), создание
которого было начато в 1481 г. для Султана Ягуба и завершено при Шахе
Исмаиле I, по средствам выражения, сложности композиции, великолепной
декоративности и богатству колорита коренным образом отличаются от
миниатюр аналогичного содержания, относящихся к XVI веку, и по уровню
художественного творчества считаются более ценными. Нет сомнения в том,
что эти работы выполнены основоположником тебризской школы миниатюры XVI
века Султаном Мухаммедом, его современниками и учениками. Также не
случайно, что созданные в этот период и позже в Тебризе самые
совершенные миниатюры, авторство которых не установлено, считаются
произведениями школы Султана Мухаммеда или его стиля.
Пик
расцвета тебризской школы миниатюры приходится на середину XVI века. С
созданием централизованного государства Сефевидов столица Азербайджана
Тебриз вновь становится основным центром культуры, эстетической мысли и
художественного творчества на Ближнем и Среднем Востоке. Во дворцовой
библиотеке Шаха Исмаила и Тахмасиба в Тебризе под руководством
выдающегося мастера Султана Мухаммеда наряду с такими талантливыми
местными художниками, как Мир Мусеввир, Мирза Али Тебризи, Мир Сеид Али,
Музаффар Али работали также видные мастера, каллиграфы и художники
Востока - Кемаледдин Бехзад, Шейхзаде, Агамирек Исфахани, Шах Махмуд
Нишапури, Дуст Мухаммед.
С
начала XVI века еще более расширяются связи тебризской школы миниатюры с
классической литературой. Сюжеты и образы героев поэтических
произведений Фирдовси, Низами, Саади, Хафиза, Джами, Навои, Амира
Хосрова Дехлеви и других классиков занимают главное место в творчестве
тебризских художников. Больше всего миниатюр и самые лучшие из них
создавались к двум произведениям - "Шахнаме" и "Хамсе". Из миниатюр,
воплотивших в себе особенности художественного стиля тебризской школы в
начале XVI века, привлекают внимание иллюстрации, сделанные к рукописям
"Хамса" 1524 года (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), "Шахнаме" (Институт
востоковедения, Санкт-Петербург), "Гуй ве човкан", "Джами-эт-таварих"
(общая история) (оба - библиотека им. Салтыкова-Щедрина,
Санкт-Петербург). Эти произведения, отличающиеся нехитрой композиционной
структурой, относительно сжатые и простые в отношении колорита, решения
образов и пейзажных мотивов, составляют этап перехода от лаконичного
стиля миниатюры XV века к новому стилю, носившему пышный декоративный
характер.
В 1530-1540-е годы миниатюрное искусство Востока, в
лице тебризской школы, достигло в наивысшей степени развития. В этот
период было создано немало ценных рукописей, украшенных совершеннейшими с
точки зрения художественно-эстетической и мастерства миниатюрами.
Рукописи
"Шах и дервиш", украшенная очень тонко выполненными тремя миниатюрами
(библиотека им. Салтыкова-Щедрина, Санкт-Петербург), "Шахнаме",
украшенная 258 миниатюрами (1537; часть миниатюр хранится в нью-йоркском
Метрополитен-музее, а остальные - в Нью-Йорке, в коллекции Хауфтон) и
всемирно известная "Хамса" (1539-43-е годы, Британский музей, Лондон) с
14 уникальными миниатюрами с их богатейшим художественным оформлением,
совершенными декоративными украшениями считаются жемчужинами книжного
искусства и миниатюрной живописи на Востоке. Вершиной восточного
искусства миниатюры считаются из миниатюр к "Шахнаме" "Собрание
Кеюмерза" ("Кеюмерзин меджлиси") и "Казнь Зоххака" ("Зоххакын эдам
эдилмеси") Султана Мухаммеда, "Прием индийских посланников" Мирзы Али
Тебризи, охотничьи и боевые сцены Музаффара Али, изображения придворных
собраний Мир Сеида Али, из миниатюр к "Хамсе" - "Султан Санджар и
старуха", "Подглядывание Хосрова за купающейся Ширин" ("Ширин чимеркен
Хосровун она тамаша этмеси"), "Вознесение пророка Мухаммеда" ("Мехеммед
пейгемберин мераджы") Султана Мухаммеда, "Ануширван и беседа сов" Мир
Мусеввира, "Хосров слушает музыку Бербеда", "Шапур показывает Ширин
портрет Хосрова" Мирзы Али Тебризи, "Нищая старуха приводит Меджнуна к
Лейли" ("Диленчи гарынын Меджнуну Лейлинин янына гетирмеси") Мир Сеида
Али и другие. Сюжеты "Шахнаме" и "Хамсы", больше всего любимые
восточными художниками, нашли свое яркое, классическое выражение именно в
этих двух рукописях - в произведениях Султана Мухаммеда и его
современников. Наряду с этими сюжетами и образами, азербайджанские
художники создали оригинальные миниатюры и к другим поэтическим
произведениям. Из них можно упомянуть миниатюры
"Музыкально-увеселительное собрание Шама Мирзы" ("Шам Мирзенин
кеф-мусиги меджлиси"), "В мейхане", созданные в 1530-е годы Султаном
Мухаммедом к "Дивану" Хафиза, а также миниатюры неизвестных художников к
рукописям произведений А.Джами, Амира Хосрова Дехлеви, собранию
произведений Саади (все - библиотека им. Салтыкова-Щедрина,
Санкт-Петербург) и др. Образы, изображенные в произведении Султана
Мухаммеда "В мейхане", в силу внутренней психологической выразительности
и несколько гротескной, сатирической подачи персонажей, считаются
уникальными образцами восточного искусства миниатюры.
Станковые
миниатюры, которые до XVI века попадаются изредка, начиная с середины
этого столетия выделяются в особый жанр. В отличие от книжных
иллюстраций, в этих самостоятельных миниатюрах изображались главным
образом простые явления жизни - охотничьи и боевые сцены, увеселительные
и музыкальные собрания, придворные развлечения, портреты шаха и его
вельмож, а в редких случаях - поэтические сюжеты из классической
литературы. Из таких миниатюр, собранных во многих музеях и библиотеках
России (Санкт-Петербург), Турции (Стамбул), а также Европы и США в
специальных альбомах (мюрекке), а в некоторых случаях включенных спустя
время в качестве декоративных украшений в различные рукописные книги,
исключительное место в искусстве восточной миниатюры занимают триптихи
"Музыкальное собрание во дворце" Мирзы Али Тебризи, "Охотничья сцена"
Султана Мухаммеда, табло Мир Сеида Али "Сельская жизнь" и "Городская
жизнь".
В середине XVI века Султан Мухаммед, Мир Мусеввир, Дуст
Мухаммед и другие создали ряд портретных миниатюр. В этих портретах,
которые своей типичностью, решением образов и в этнографическом
отношении не отличаются или очень мало отличаются друг от друга, - лишь
персонажи в них находятся в различных положениях - художники в
соответствии с общественными и собственными идеалами красоты отразили
шаха и его вельмож в идеализированной форме. Основной целью в этих
портретах, созданных на основе различных канонов, было воспевание
внешней красоты повелителя.
Во
второй половине XVI века, в связи с переносом столицы государства
Сефевидов из Тебриза в Газвин, часть работавших во дворцовой библиотеке
художников собралась в новом центре. Миниатюры, созданные
азербайджанскими художниками в Газвине до 1575 года, нисколько не
отличаются от миниатюр тебризского периода и составляют логическое
продолжение тебризского стиля.
Развитие азербайджанского
искусства миниатюры во второй половине XVI века и в последующий период,
возникновение и формирование в Газвине нового стиля связаны с
творчеством продолжателей традиций Султана Мухаммеда Сиявуш бея, Мир
Зейналабдина Тебризи, Али Рзы Аббаси Тебризи, в особенности виднейших
мастеров того времени Мухаммеди и Садыг бея Афшара. В этот период были
созданы самостоятельные миниатюры, отражающие не столько книжные сюжеты,
сколько реальные события и обычные бытовые сценки. Во второй половине
XVI века в искусстве оформления книг и миниатюры Азербайджана возник
определенный застой. Если одной из основных причин этого была
постепенная утрата Тебризом роли центра искусств в связи с переносом
столицы, другая причина состояла в том, что тебризские художники стали
работать в центрах искусств Турции и Ирана. Сказалось и малое число в
этот период таких всесторонне развитых мастеров с широкими творческими
возможностями, как Султан Мухаммед и представители его школы.
Тебризская
школа поддерживала творческие связи с соседними странами, представители
ее в разное время работали во многих странах Востока. Известный
художник Мир Сеид Али вместе со своим отцом Мир Мусеввиром в течение
долгого времени работал в Индии главным художником при дворе могольских
правителей Хумаюна (1530-39, 1550-59) и Акбара (1556-1605), они сыграли
важную роль в подготовке мастеров, возникновении и развитии индийской
школы живописи, именуемой могольской школой миниатюры. Азербайджанские
художники оказали большое влияние на развитие искусства миниатюры в
Турции. Шахгулу Неггаш, Велиджан Тебризи, Кямал Тебризи и ряд других
тебризских художников в разное время работали в Стамбуле, Шахгулу и
Велиджан руководили придворной мастерской. В ковроделии, художественной
обработке тканей и металла, керамике было создано множество ценных
произведений искусства, по своему содержанию, художественной форме и
образным средствам выражения напоминающие миниатюрный стиль.
Азербайджанское
искусство миниатюры просуществовало до конца XIX века. Однако
миниатюры, сделанные в XVIII-XIX веках в рукописях и литографиях, по
своему рисунку, композиции, решению образов и колориту были крайне
простыми и схематичными, иногда носили характер примитивных "лубок".
Иллюстрации, сделанные Авазали Муганлы к книге "Келиле и Димне" (1809),
Мирзой Алигулу к "Шахнаме" (1850), Мир Мохсуном Наввабом - к "Бахр
ул-хазан" (1864), Наджафгулу Шамахылы - "Юсиф и Зулейха" (1887; эти
произведения хранятся в Институте рукописей Национальной академии наук
Азербайджана) по средствам художественного выражения указывают на спад
классического искусства миниатюры.
В
советский период начали творчески использовать богатейшие традиции
классического искусства миниатюры, особенности его художественного
стиля. В последующие периоды развития изобразительного искусства
Азербайджана использование стилевых особенностей классического искусства
миниатюры еще более расширилось, творческие поиски ряда художников в
живописи, графике, особенно в сфере книжной иллюстрации увенчались
удачными работами. Так, М.Абдуллаев создал в живописи, графике,
монументальной живописи и в сфере театрального оформления ряд ценных
произведений, связанных с нашим классическим наследием.
Привлекают
внимание иллюстрации, сделанные художником к книге "Китаби-Деде Горгуд"
(издания 1962-го и 1979 гг.), мозаичные панно на основе сюжетов
произведений Низами на станции метро "Низами".