Самые
древние образцы материальной культуры, обнаруженные на территории
Азербайджана, относятся к 8-му тысячелетию до н.э. Для населенных
пунктов расположенных в Азербайджане характерными были древние
мегалитические памятники, менгиры, дольмены, пещеры, оборонительные
сооружения, курганы, металлические орудия, гончарное дело и ювелирное
искусство. На монументальных наскальных рисунках нашли свое отражение
культура и эстетическое представление нашего народа. Азыхская пещера
(длина 215-220 метров) недалеко от города Физули свидетельствует о том,
что Азербайджан был одним из древнейших в мире поселений человека.
Среди
древнейших образцов изобразительного искусства имеет исключительно
важное значение наскальные рисунки Гобустана, относящиеся к VII-V до
н.э., рисунки в горах Айычынгыллы и Перичынгыл вокруг озера Залха на
территории нынешнего Кялбяджарского района относящиеся к началу
бронзового периода (3-е тысячелетие до н.э.), наскальные изображения в
горах Гемигая, расположенных севернее от города Ордубада. На рисунках,
изображенных на скалах Гобустана "Беюкдаш", "Кичикдаш", "Джингирдаг",
"Шенгардаг" и другие, вызывают особый интерес изображения связанные с
образом жизни, быта и труда проживавшего там древнего человека. Здесь в
динамической форме представлены различные сцены и сюжеты, связанные с
охотой, животноводством, земледелием и другими отраслями быта, а также
изображения людей и животных.
Гобустанские
наскальные рисунки - пиктограммы охватывают многовековой, длительный
исторический период, начиная с первобытнообщинного строя и до эпохи
феодализма. Важное место среди древних образцов изобразительного
искусства занимают декоративные узоры, рисунки, выпуклости (рельефные
изображения), и скульптуры, украшающие изделия гончарного дела каменные и
металлические изделия. Шаровидный сосуд (село Шахтахты Нахчыванской
АР), фигурка двуглавого оленя (село Доланлар Ходжавендского района),
бронзовая посуда, на которой изображены пять фантастических животных
(Гедабек), золотое ожерелье в виде полумесяца (Зивие), золотая пиала
(курган Гасанлы недалеко от озера Урмия), керамические посуды, найденные
в Мильской и Карабахской степях, особо отличаются своей нежностью и
художественным совершенством (VII-VII века до н.э.). Образцы изделий из
художественного стекла разного типа и формы, найденные Мингячевире и в
Шамахе - декоративные посуды, пиалы, женские украшения свидетельствуют о
том что в Азербайджане существовало также производство стекла. Образцы
гравюры и скульптуры были весьма широко распространены в искусстве
Албанского (Кавказского) периода.
На поверхности каменной
капители Мингячевирского храма (V-VI веках) обнаружено выпуклое
изображение двух павлинов, стоящих лицом к лицу слева и справа от
священного дерева вечной жизни, являются одним из наиболее совершенных
образцов скульптуры Албанского (Кавказского) периода. Пластические формы
также часто встречаются в оформлении художественных металлических
изделий (торевтика).
На
серебряных пиалах, бронзовых сосудах для воды, найденных в Мингячевире,
Торпаггале и в других местах археологических раскопок даны изображения
оленей, львов, павлинов и овальные изображения. В образцах овальной и
выпуклой структуры, относящихся к этому времени (изготовленных из бронзы
и камня) чаще встречаются изображения людей и животных сцены, связанные
с бытом, охотой и религиозными церемониями. Начиная с VII столетия, в
связи с распространением Исламской религии в древних исторических
городах Азербайджана - Габале, в Нахчыване, в Шемахе, в Баку, в Барде, в
Гяндже, в Бейлагане, в Тебризе, в Мараге и Ардебиле стали возводить
архитектурные комплексы, дворцы, замки, мечети и мавзолеи. В
декоративном оформлении этих зданий широко использованы элементы
каллиграфии - эпитафии, орнаменты, кафель и барельефы.
На
зданиях, принадлежащих Ширван-Абшеронской школе архитектуры главное
место занимает образцы искусства резьбы на камне, геометрические и
растительные узоры, а на декоративных украшениях зданий, представляющих
Нахчыванскую школу архитектуры - орнаментальные мотивы, состоящие из
окрещенного кирпича и кафель.
Среди
наиболее известных образцов скульптурного искусства решающую роль в
декоративном оформлении зданий сыграли надписи и выпуклые изображения на
архитектурном памятнике Ширваншахов под именем "Баильский замок" или
"Сабаиль", построенный в XII веке в Бакинском порту. На Баиловских
камнях наряду с надписями привлекает внимание изображение людей и
животных (тигр, верблюд, лошадь, бык, птица), сделанные в стиле глубокой
резьбы. Баиловские камни, несущие характер фриза, в свое время
составляли декоративный элемент величественного архитектурного
памятника, расположенного на суше.
В средние века Азербайджанское
изобразительное искусство составляло органическое единство с
декоративно-прикладным искусством. Об этом свидетельствует тот факт что
на образцах керамических изделий найденных в Гяндже, в Бейлагане и
других городах, наряду с растительными и геометрическими орнаментами.
Изображен также рыцарь, стреляющий из лука в птицу или зверя с острыми
когтями. В это время культура Азербайджанского Ренессанса была тесно
связана с творчеством Низами Гянджеви который в своих поэмах создал
образы зодчих, скульпторов, граверов и художников (Фархад, Шапур,
Симнар).