|
|
Каталог статей |
|
Афрасияб Бадалбек оглы Бадалбейли
Афрасияб Бадалбек оглы Бадалбейли
(азерб. Əfrasiyab Bədəlbəy oğlu Bədəlbəyli; 19 апреля 1907, Баку — 6
января 1976, Баку) — азербайджанский композитор, дирижёр, музыковед и
публицист, народный артист Азербайджанской ССР. Брат режиссёра Шамси
Бадалбейли.
Афрасияб Бадалбейли в 1930-е годы
Основная информация Автор музыки и
либретто первого азербайджанского балета и первого балета на
мусульманском Востоке «Девичья башня», опер, таких как «Низами» (1948
год), посвящённого великому мыслителю и поэту Низами Гянджеви, «Ивы не
заплачут» (1971 год), произведений для симфонического оркестра, музыки к
ряду пьес.
Известны и его труды и статьи в областях
музыковедения. Популярным является его толковый-монографический
музыкальный словарь, в которой наряду с известными музыкальными
терминами собраны и разработанные им азербайджанские термины.
Бадалбейли помимо родного азербайджанского и русского, владел также персидским и арабским языками. Биография Детство и юность Прадед Афрасияба Бадалбейли, Бахман Мирза Каджар, фельдмаршал Ирана, генерал-губернатор Южного Азербайджана
Афрасияб
Бадалбейли родился 19 апреля 1907 года в Баку в семье выходцев из
города Шуша. Его мать Рагима Каджар была внучкой принца Бахмана Мирзы
Каджара. В детстве она, увлекаясь поэзией, посещала меджлисы Хуршидбану
Натаван, где читала стихи.
Его отец, Бадалбек Бадалбейли окончил
Закавказскую учительскую семинарию в Гори. Позднее он переехал в Баку,
где основал Русско-мусульманскую школу в районе улицы Советской, которую
называли также «Школа Бадалбека». Правительство Азербайджанской
Демократической Республики нередко поручало ему заниматься вопросами
образования. Отец, Бадалбек Бадалбейли
Будучи
двоюродным братом Узеира Гаджибекова, Бадалбек помог ему в организации
первого в Азербайджане музыкального театра. Он также исполнял роль
Меджнуна в опере «Лейли и Меджнун» в 1907-1908 годы. Он также выручил
Гаджибекова, уговорив своего брата Ахмедбека Бадалбейли (Агдамского)
выступать в роли Лейли, поскольку Абдурагим Фараджев отказался петь эту
женскую партию из-за гонений противников театра.
Афрасияб был
старшим из шести детей в семье. Его единственной сестрой была Мастура.
Афрасияб начал играть на таре, когда ему не было и шести лет. В 1916
году в возрасте девяти лет он пошёл в открывшуюся только что 6-ю
мусульмано-русскую музыкальную школу, директором которой был его отец.
С
1916 по 1924 год учится в 1-ом Реальном училище Образцовой Школе 2-й
степени при Государственном педагогическом институте, в то же время с
1921 по 1923 год работает в канцелярии школы труда № 20 I степени города
Баку.
C 1922 по 1928 год в Азербайджанском государственном
тюркском музыкальном техникуме Афрасияб посещал также уроки по классу
скрипки и музыкальной теории, где исполнял азербайджанские народные
мелодии и мугамы. Учёба и карьера Студент, Афрасияб Бадалбейли в 20-е
Будучи
студентом Азербайджанского государственного университета, Афрасияб
Бадалбейли работал переводчиком в газете «Коммунист», издававшемся на
азербайджанском языке. После окончания же Азербайджанского театрального
училища (ныне Бакинский государственный музыкальный техникум), его
пригласили в Азербайджанский драматический театр на роль заведующего
музыкальной частью. Здесь Афрасияб начинает сочинять музыку к главным
спектаклям текущего репертуара. Узеир Гаджибеков утверждал, что «этот
молодой композитор ещё в годы учёбы стремился не только овладеть
техникой музыкального письма, но и глубоко изучать творчество народа,
плодотворно учиться у него».
В 1930 году Бадалбейли начал
работать в Азербайджанском театре оперы и балета в качестве дирижёра[6].
В этом же году окончил факультет «Восточные языки» Азербайджанского
государственного университета по специальности востоковед-филолог. С
1931 года — дирижёр симфонических концертов. Афрасияб Бадалбейли (второй слева, на заднем плане), вместе с исполнителями «Половецких плясок». 25 марта 1931 года
С
1932 года по 1933 год занимался в Московской консерватории по классу
дирижирования К. С. Сараджева. За это время учёбы он сочинил 8 вариаций,
сонатину для виолончели и фортепиано, этюд для фортепиано, сюиту для
симфонического оркестра в трёх частях, квартет для двух скрипок, альта и
виолончели.
В сентябре 1934 года Афрасияб поступает на
композиторское отделение музыкального техникума при Ленинградской
государственной консерватории им. Н. Римского-Корсакова. В целях
повышения дирижёрского мастерства Бадалбейли одновременно работает
ассистентом дирижёра в Ленинградском государственном театре оперы и
балета. Его руководителем был главный дирижёр театра Владимир
Дранишников.
В 1938 году он окончил музыкальное училище при
Ленинградской консерватории по классу композиции Бориса Зейдмана. В это
же время, в 1931 году Афрасияб Бадалбейли женился на уже заявившей о
себе первой азербайджанской балерине Гамар Алмасзаде, которая продолжала
учёбу в Ленинградском хореографическом училище в классе выдающегося
педагога Марии Фёдоровны Романовой. На родину, в Азербайджан, супруги
вернулись с замыслом создать первый азербайджанский классический балет. В
этом же году Бадалбейли начал работать в должности дирижёра в
Азербайджанском театра оперы и балета.
В 1940 году Афрасияб
Бадалбейли сочинил первый азербайджанский балет «Девичья башня»,
посвящённый жене, Гамэр Алмасзаде[7] и ставшего первым балетом на
мусульманском Востоке. А самому Бадалбейли 23 апреля 1940 года указом
Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР было присуждено звание
«Заслуженный деятель искусств», за выдающиеся заслуги в области
искусства.
В 1941 году он, вместе с переехавшим из Москвы в Баку
своим учителем Борисом Зейдманом, написал оперу «Гнев народный». Также
работал над оперой «Низами», премьеру постановки которой на сцене Театра
оперы и балета приурочил к большой юбилейной дате — 800-летию великого
мыслителя и поэта ХII века Низами Гянджеви. Опера была поставлена 12
декабря 1948 года.
В то же время, дирижируя на сцене оперного
театра, Бадалбейли знакомил зрителей с творчеством таких классиков, как
Гаджибеков и Магомаев, Чайковский, Римский-Корсаков, Глазунов, Бородин,
Глиэр и Верди, Россини, Пуччини, Бизе, Леонкавалло, Адан, Минкус, Дриго и
др. Афрасияб Бадалбейли дирижирует симфоническим оркестром Азербайджаского театра оперы и балета
С
мая по июнь 1942 года, Бадалбейли работает в Бакинской киностудии над
озвучиванием и музыкальным оформлением кинофильма «Бахтияр»,
посвящённого герою второй мировой Бахтияру Керимову. С 1943 по 1946 год
Бадалбейли был художественным руководителем Азербербайджанской
филармонии.
С 1952 по 1956 год — Председатель сектора «Музыковедение и музыкальная критика» Союза Композиторов Азербайджана.
24
мая 1960 года указом Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР
«За достижения в области культуры» ему было присвоено звание народного
артиста Азербайджанской ССР.
С 1969 по 1973 год — Председатель Азербайджанского хорового общества.
В
1971 году была поставлена опера «Ивы не заплачут». Будучи автором
музыки и либретто, режиссёром и дирижёр спектакля, Бадалбейли хотел
передать впечатления пережитой народом Великой Отечественной войны.
Преподаватель
Бакинской музыкальной академии, кандидат искусствоведения Ибрагим
Гулиев и сын единственной сестры Афрасияба — Мастуры, вспоминает:
«Дядя
был только на вид суровым неразговорчивым человеком. Несколько
педантичный, аккуратный, собранный, он всегда помнил о близких людях, и
его доброе влияние испытали на себе все мы. Особенно я благодарен ему за
то, что по секрету даже от мамы он попросил директора Музыкальной
школы-десятилетки имени Бюльбюля перевести меня в азербайджанский
сектор. Думаю, что общение с ним оказало большое влияние и на сына дяди
Шамси — моего двоюродного брата Фархада Бадалбейли, замечательного
пианиста, народного артиста СССР, ныне ректора Бакинской музыкальной
академии. Среда, круг чтения, беседы о музыке и творчестве вообще —
разве это могло не войти в душу талантливого юноши?..»
До конца
жизни Афрасияб Бадалбейли работал в должности главного дирижёра в
Азербайджанском государственном театре оперы и балета.
Скончался
Афрасияб Бадалбейли 6 января 1976 года от острой сердечной
недостаточности. Похоронили композитора во «II Аллее почётного
захоронения» того же дня. Личная жизнь Афрасияб Бадалбейли (первый слева) и Гамэр Алмасзаде (четвёртая слева) в Ленинграде
Афрасияб
Бадалбейли был женат два раза. Со своей первой женой, балериной Гамэр
Алмасзаде он познакомился в Ленинграде, где учился в музыкальном училище
при Ленинградской консерватории по классу композиции Бориса Зейдмана.
Первая
азербайджанская балерина, Гамэр училась тогда в Ленинградском
хореографическом училище в классе Марии Федоровны Романовой. После
свадьбы, супруги вернулись в Баку, где создали первый национальный
азербайджанский балет. Главную роль, роль Гюльянаг сыграла, сама Гамэр
Алмасзаде. Однако, впоследствии их брак распался.
Второй раз
Афрасияб Бадалбейли женился в 1963 году на 28-летней Евгении
Орагвелидзе, работавшей на Грузинском телевидении. В связи с приездом в
Тбилиси на гастроли Азербайджанского театра оперы и балета, Евгения
готовила передачу под рубрикой «Гости Тбилиси». Гостями передачи должны
были стать Афрасияб Бадалбейли, Гамэр Алмасзаде, с которой Афрасияб был
уже более десяти лет в разводе, Рафига Ахундова, Магсуд Мамедов и др.
Договорившись о времени встречи и обговорив контуры будущего прямого
эфира, Евгения стала проважать гостей. Афрасияб Бадалбейли взял номер
телефона Евгении. Ещё до начала планирования эфира они несколько раз
общались. Афрасияб подарил Евгении брошюру о балете «Девичья башня» с
автографом. Один раз Афрасияб поехал вместе с Евгенией на дачу к её сыну
Диме. Тогда же он познакомился и с мамой Евгении. До того как уехать
обратно в Баку (через месяц после знакомства) Афрасияб сделал Евгении
предложение и заявил, что «не потерпит отказа». Евгения и её сын, Дима
откликнулись на предложение. Диму Афрасияб записал в престижную школу с
английским уклоном. Афрасияб и Евгения прожили вместе 12 лет. Дима
называл Афрасияба папой.
Из воспоминаний Евгении Орагвелидзе-Бадалбейли:
«Мы
жили в скромной небольшой двухкомнатной квартире. Афрасияб Бадалович
много работал, но по вечерам к письменному столу подходил только после
того, как Дима заснет на диване, и обязательно прикрывал настольную
лампу газетой, оберегая сон мальчика…» Творчество
С
сочинённым Афрасиябом Бадалбейли музыкальным сопровождением в
Азербайджанском драматическом театре шли такие пьесы как «Невеста огня»
(1927), «Севиль» (1928), «Алмас» (1929), «В 1905 году» (1931), «Яшар»
(1932), «Сиявуш» (1932), «Гаджи Гара» (1933), «Фархад и Ширин» (1941).
Знатоки того времени отмечали, что «музыка молодого композитора
обогащает театральное действие в эмоциональном плане и как нельзя лучше
воплощает замысел драматурга — автора пьесы». Написал оперы: «Гнев
народный» (совм. с Б. И. Зейдманом, Баку, 1941), «Низами» (Баку, 1948),
«Ивы не заплачут» (Баку, 1971); балеты — «Девичья башня» (Баку, 1940, 2
ред. 1959), детский балет «Тэрлан» (1941, Баку); для оpкестра —
симфоническая поэма «За власть Советов» (1930), «Миниатюры» (1938), 2
марша (1930, 1941); для оpкестра народных инструментов — симфониетта
(1950); для голоса с фортепиано — 3 песни (слова современных поэтов);
более 60 музык к спектаклям.
Известны также следующие его
литературные сочинения: «Беседа о музыке» (на азерб. яз.). Баку, 1953;
«Курбан Примов» (на азерб.). Баку, 1956; «Словарь музыкальных терминов»
(рус.-азерб.). Баку, 1956; «Азербайджанский гос. ордена Ленина театр
оперы и балета им. М. Ф. Ахундова» (совм. с К. Касимовым). М., 1959;
«Толковый монографический музыкальный словарь» (азерб.). Баку, 1969. Балет «Девичья башня» Основная статья: Девичья башня (балет) Сцена из постановки балета. 1940 год. Режиссёр — И. Идаятзаде, художник — Ф. Гусак
После
возвращения из Ленинграда в Баку супруги, Афрасияб Бадалбейли и Гамэр
Алмасзаде решили создать первый азербайджанский классический балет. В
Баку в то время уже работала профессиональная балетная труппа, освоившая
репертуар мирового уровня. Идею создания первого национального
хореографического произведения поддержали и достойные солисты и
кордебалет.
Балет был создан по мотивам сюжета древней легенды о
Девичьей башне. Для создания музыки к балету Афрасияб Бадалбейли изучал
множество народных танцев и обрядовых приёмов. В балете он использовал
мугамы «Мансуриййе» и «Эйраты». Сам автор так говорил о замысле и
критериях выбора материала для балета:
В работе над первым
азербайджанским национальным балетом я ставил задачу написать
музыкально-хореографический роман, пересказывающий средствами
современного нам музыкального языка бессмертную народную легенду о
борьбе против тирана, о борьбе за свободу и счастье.
Узеир бек Гаджибеков, который высоко ценил творчество Афрасияба Бадалбейли писал о балете „Девичья башня":
Бадалбейли
в своем балете свободно развил композиторскую мысль и в то же время
любовно и бережно использовал красоты народных мелодий. Особенной
свежестью выделяются такие народные мелодии, как „Шалахо", „Ай бери
бах", на основе которых созданы эмоционально насыщенные танцы…».
Бадалбейли,
как и Узеир, включил в состав оркестра такие народные музыкальные
инструменты, как тар, зурна, деф, звучание которых в оркестре только
усиливало национальный колорит музыки балета. В главной роли в балете
выступила жена композитора, Гамэр Алмасзаде, которая впоследствии
удостоилась звания народной артистки СССР.
Премьера первого
балета на мусульманском Востоке состоялась на сцене Азербайджанского
государственного театра оперы и балета 18 апреля 1940 года. В мае же
1959 года балет с большим успехом ставится в Москве на сцене Большого
Театра СССР, в рамках декады Азербайджанской Литературы и искусства. Вклад в культуру
Афрасияб
Бадалбейли вошёл в историю азербайджанской музыки не только как автор
первого национального балета и как известный композитор, но и как учёный
музыковед, лингвист, публицист и переводчик. Он посвятил множество
статей и выступлений теории и истории азербайджанской музыки и деятелям
музыкальной культуры Азербайджана. В своих трудах Бадалбейли опираялся
на культурное наследие средневековых музыковедов как Азербайджана, так и
Ирана, владея тонкостями арабского, персидского и родного
азербайджанского языков, изучал исторические трактары по истории
развития азербайджанской музыки и в частности мугама.
Среди
широко известных его работ известен его музыкальный словарь
(«Толковый-монографический музыкальный словарь» 1969 года). Здесь даются
разработанные им музыкальные термины, связанные с профессиональной
музыкой устной традиции Азербайджана. Он даёт также перечень мугамов.
Бадалбейли освещал существующие проблемы отечественного музыкознания. Он
пишет:
«Нехватка литературы на азербайджанском языке об истории и
теории музыкального искусства, неразборчивость в использовании
терминологии в музыкальных учебниках, разное истолкование одних и тех же
музыкальных понятий на страницах периодической печати и на
радиопередачах, формальные переводы, встречающиеся в текстах нотных
изданий, требуют унификацию музыкальных терминов, выдвигает эту проблему
на первый план, как неотложную задачу нашей музыкальной жизни и
музыкальной практики»
Таким образом, стараясь создать единую
музыкальную терминологическую базу на азербайджанском языке, Афрасияб
Бадалбейли давал разъяснение азербайджанским музыкальным терминам,
создал свыше 2000 научных терминов, производных с других языков,
европейских, русского и др .
Бадалбейли создавал музыку с
интонациями народных песен и танцев, которая сочетала в себе мугамные
импровизации в мелодии струнных (скрипок) и деревянно-духовых
инструментов (флейты и гобоя), что также проявляется в музыкальном
оформлении спектакля «Фархад и Ширин» (по одноимённой пьесе Самеда
Вургуна) . Память
В 1940 году Бадалбейли был
признан «Заслуженным деятелем искусств Азербайджанской ССР», а в 1960 —
народным артистом Азербайджанской ССР.
В 1993 году об Афрасиябе
Бадалбейли был снят документальный фильм «Продолжение жизни» (азерб.
Ömrün davamı), а в 2000 году — фильм «Всё как есть» (азерб. Hər şey
olduğu kimi) .
Именем композитора названа детская музыкальная школа № 23 города Баку, на проспекте «Азадлыг».
Рассказ о А.Бадалбейли ставшей впоследствии его супругой Евгении Орагвелидзе-Бадалбейли: - Мне было 28 лет, а ему — 56. Я работала на Грузинском телевидении и
в то время готовила передачи под рубрикой «Гости Тбилиси». Когда в 1963
году к нам приехал на гастроли Азербайджанский театр оперы и балета, мы
должны были подготовить передачу об этом событии, и к нам в редакцию
пришли Афрасияб Бадалбейли, Гамар Алмасзаде (с которой к тому времени
они были в разводе уже более десяти лет), Рафига Ахундова, Магсуд
Мамедов и кто-то еще. Заранее тогда ничего не снимали — только
обговорили контуры будущего прямого эфира и договорились о времени
встречи. Когда я провожала гостей, Афрасияб Бадалбейли попросил записать
ему номер моего телефона. Эфир еще только планировался, а он успел
пообщаться со мной несколько раз: то принес в подарок брошюру о балете
«Гыз галасы» с автографом, то пригласил на спектакль и проводил после
него, потом уговорил позволить ему поехать вместе со мной на дачу к
моему сыну Диме, заботливо сделав изысканный «базарлыг» и даже
познакомившись с моей мамой, заехав за мной перед поездкой за город.
Словом, через месяц после знакомства, уезжая в Баку, он сделал мне
предложение, заявив, что не потерпит отказа. Что вам сказать? Когда мы с
сыном откликнулись на его приглашение приехать к нему в гости, он
самолично записал мальчика в престижную школу с английским уклоном,
договорившись, что документы принесет после того, как их пришлет
бабушка… Мы прожили 12 лет, и это были годы счастливой семейной жизни,
за которые он, не слишком разговорчивый человек, много раз благодарил
меня. Мой сын называл его папой |
|
Категория: Композиторы Азербайджана | Добавил: Admin (25.01.2011)
|
Просмотров: 1667
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Copyright MyCorp © 2025 |
|
|
|
Реклама |
|
|
|
|
|