Пятница, 19.04.2024, 09:51          
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Общая информация [1]
Традиции и Обычаи [9]
Народное творчество Азербайджана [1]
Литература [11]
Музыка [10]
Театр [21]
Кино [10]
Изобразительное искусство [9]
Архитектура [26]
Композиторы Азербайджана [39]
Крепости Азербайджана [14]
Певцы ; певицы и Ханенде Азербайджана [67]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 220
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Программы для всех
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Форма входа
     Каталог статей
    Главная » Статьи » Культура Азербайджана » Композиторы Азербайджана

    Ариф Абдулла оглы Мирзоев

    Ариф Абдулла оглы Мирзоев
    (10 апреля 1944) — советский, российский, азербайджанский композитор, органист и пианист.

    Основоположник азербайджанской религиозно-мемориальной органной и полифонической музыки, а также жертвенной музыки древнего ислама. Мастер полистилистики в современной музыке. Дважды был номинирован на соискание Государственной премии Российской Федерации за 2000 и 2002 годы в области искусства. Специалист в области музыки И. С. Баха, одновременно являясь пропагандистом его творчества. Член Союзов композиторов России и Азербайджана с 1979 года, член «Нового международного музыкального общества им. И. С. Баха», Германия, Лейпциг, 1994 год.

    Биография

    Ариф Мирзоев родился в г. Баку в интеллигентной семье с глубокими музыкальными традициями. Композиторскому мастерству Мирзоев обучался в Азербайджанской государственной консерватории им. У. Гаджибекова в классе Кара Караева. В Московской консерватории им. П. И. Чайковского дважды стажировался по теории и истории органного искусства у Н. Малиной, испонительскому органному мастерству — у С. Дижура. Творческую деятельность Ариф Мирзоев сочетал с педагогической. Среди исполнителей произведений А.Мирзоева лауреаты международных конкурсов: Ф.Бадалбейли, Н.Гаврилова, Н.Гуреева, Л.Дедова, Д.Зарецкий, Н.Коган, М.Макарова, А.Марков, А.Севидов, А.Слободяник, А.Фисейский, Н.Яшвили.
     
    Известные произведения

    «Хорал и классическая фуга» для органа соло — 1963
    Фортепианный цикл 24 прелюдии — 1966—1989
    Струнный квартет для двух скрипок, альта и волончели- 1978
    Соната для скрипки и фортепиано «Лейпцигская» — 1969
    Джазовое концертино для двух роялей — 1981
    Сольная «Органная Симфония памяти И.С.Баха» — 1984 (к 300-летию Баха)
    Исламская траурная месса «Январские пассионы» — 1992 (памяти жертв январской трагедии в Баку) -
    «Сарабанда принцессе Диане» для органа соло — 1997
    «Нью-Йоркские пассионы» для камерного оркестра — 2001 (памяти жертв Нью-Йоркской трагедии 11 сентября 2001 года)
    Молитвы печали Великому Президенту для скрипки и органа (памяти президента Азербайджана Гейдара Алиева) - 2004
    Вторая органная симфония «Узеир Гаджибеков» — 2008
    Третья камерная симфония для струнного оркестра - 2008
     
    Творческая концепция

    Основой творческой концепции Арифа Мирзоева является открытие «полистистилистики в области неоренессансной музыки Востока и Запада», суть которой заключается в воссоединении ладовой музыки восточного возрождения — мугамата, европейского барокко и немецкой классической полифонии, а также духовной музыки различных религиозных конфессий — ислама, протестантской и католической музыки.

    Мирзоев также автор большого количества камерно-инструментальной вокальной и джазовой музыки. В настоящее время проживает в г. Фульда.
     
    Премьеры

    Большой зал Московской консерватории им. П. И. Чайковского, Москва, СССР, 1985
    Римско-католический костел Св. Александра, Киев, Украина, 1986
    Московская государственная академическая филармония. Концертный зал им. П. И. Чайковского ,Москва,СССР, 1987
    Церковь Святого Николая (Таллин), Таллин, Эстония, 1987
    Калининградская областная филармония, Калининград, СССР 1987
    Кафедральный собор св. Матьяша, Будапешт, Венгрия, 1987
    Радио «MDR», Лейпциг, Германия, 1994
    Дом органной и камерной музыки. Немецкая кирха, Баку, Азербайджан,1994
    Собор Сент-Джайлс, Эдинбург, Шотландия 1996
    Вестминстерское аббатство, Лондон, Великобритания,1996
    Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, Москва, Россия, 2002
    Католическая церковь «Элизабеткирхе», Фульда, Германия, 2007
    Большой зал Музыкальной Академии Азербайджана, Баку, Азербайджан, 2008
    Голубой зал Стокгольмской Ратуши, Стокгольм, Швеция 2009
    Санкт-Петербургская академическая филармония им.Д.Д.Шостаковича,Большой зал, Россия,2009

    В октябре 2008 г. А.Мирзоев сыграл сольный органный концерт в г. Баку, открыв год германской культуры в Азербайджане. В российской и западноевропейской прессе крупные музыканты (профессор и органист А. Котляревский, дирижер профессор Курт Мазур, композитор-авангардист Удо Циммерман) называют Арифа Мирзоева «Иоганн Себастьян Бах Востока», а также крупным мастером мемориальной музыки, откликающимся на мировые трагедии.

    «Бах Востока» Ариф Мирзоев



    Композитора и органиста Арифа Мирзоева в западной прессе называют «Бахом Востока». Для подобной метафоры есть все основания. Основоположник азербайджанской религиозно-мемориальной органной и полифонической музыки, а также жертвенной музыки древнего ислама, он автор и первой в мире мусульманской траурной мессы. «Органная симфония памяти И.С.Баха» Арифа Мирзоева, а также исламская траурная месса «Январские пассионы» для хора, органа, оркестра и двух солистов, посвященная жертвам трагических январских событий 1990 года в Баку, признаны выдающимся музыкальным явлением ХХ века, а их автор (кстати, первый из деятелей культуры стран СHГ) удостоен памятной серебряной медали «Наследники Иоганна Себастьяна Баха», имеющей международный статус. С недавних пор Ариф Мирзоев, до этого 25 лет проживший в Москве, по приглашению «Баххауза» переехал в Германию, на родину своего кумира. О своей жизни и творческих планах композитор рассказал корреспонденту «Азербайджанских известий» Джейле Ибрагимовой.

    «Великий Бах неподвластен времени и веяниям моды»


    — Где вы поселились? Чем занимаетесь на новом месте жительства?


    — Живу я сейчас в Фульде — это небольшой, но уютный, а главное — богатый культурно-историческими традициями и концертными залами город, где я могу совершенствоваться в исполнительском органном мастерстве: мне предстоит продолжительная учеба в специальных школах церковной органной музыки. Уже в феврале состоялась первая, проведенная мною в качестве органиста, молитвенная служба с хором прихожан в евангелической церкви святого Иоанна Фульды — Иоханнес-кирхе. Службу, продолжавшуюся целых полтора часа, восприняли как сенсацию, так как я стал первым композитором и органистом мусульманского происхождения, сыгравшим в храме другой религиозной конфессии. Свой первый юбилейный концерт, посвященный азербайджанской музыке, я провел в Берлине. Планирую выступить с рядом сольных концертов, например в Ландэсрате — земельном совете Берлина. В числе более долгосрочных планов — написать оперу на яркий исторический сюжет.

    — Вас называют мастером мемориально-жертвенной музыки, откликающимся на крупнейшие мировые события. Траурная исламская месса «Январские пассионы», «Колыбельная детям Ходжалы», «Сарабанда принцессе Диане», «Колыбельная-сицилиана детям Дамблейна», «Поминальная хоральная прелюдия жертвам подлодки «Курск», «Нью-йоркские пассионы-2001», посвященные сентябрьской трагедии США... Какова основная идея этих произведений?

    — Лейтмотив моих сочинений — людские судьбы, их думы, страдания. Я стремлюсь передать неисчерпаемую гамму человеческих переживаний, отразить языком музыки вечные и непреходящие идеи, направленные против войн и террора, горя и страданий, чтобы все народы, все люди на Земле относились друг к другу с добросердечием и терпимостью: такова воля Всевышнего, который для всех един. А образ великого Баха, не подвластного времени и веяниям моды, композитора, которого я называю Богом музыки, — я избрал символом своего творчества.

    Чем вам так дорог Бах?

    — Если бы можно было разом услышать современный мир — в геометрической красоте и цельности, если бы наша планета вдруг зазвучала, как оркестр, — наверное, эта музыка была бы похожа на музыку Баха: великое многоголосье жизни, многолюдной и стремительной — в математической безупречности и глубине чувств. Задолго до космической эры Бах выразил в своей музыке то чувство единства со Вселенной, которое пронизывает творчество музыкантов и поэтов всех эпох и поколений. Удивительно, как современна и планетарна эта музыка! «Князь клавесинов и король органистов» — так его называли, таковым он остался и по сей день. Бетховен сравнивал музыку Иоганна Себастьяна с морем. Максим Горький — с горной вершиной. Это тем более убедительно, что величие музыки Баха питает «живой водой» не только серьезные произведения, но также вариации джаз-квартетов и композиции биг-бэндов, хореографию современных балетов...

    — ...примером тому является ваше творчество — многогранное, включающее не только классические органные, но и легкие — эстрадные и джазовые произведения, также известные широкому кругу музыкальной общественности. Но я хочу спросить вас о другом. Известно, что в числе ваших почитателей немало знаменитостей — особ королевских фамилий, выдающихся религиозных и политических деятелей. Где они вас могут слушать?


    — Я много выступаю за рубежом, в том числе и в самых престижных залах. Скажем, «Органная симфония памяти Баха» звучала в знаменитом лондонском Вестминстерском соборе, в столице Шотландии — Эдинбурге, где проходил фестиваль искусств, затем в Йоркминстере, где крестили Елизавету II, в Национальном кафедральном соборе США в Вашингтоне, где дано право выступить лишь избранным — всего не перечислишь.

    «Моя судьба в музыке была предопределена»

    — В августе 2002 года издательство «Российская энциклопедия» выпустило в свет книгу «Музыканты мира». В ней наряду с именами самых выдающихся композиторов и музыкантов планеты за последние пять столетий упоминается и ваше имя. Расскажите, как складывалась ваша творческая судьба?

    — Я родился и вырос в музыкальной семье. Отец — Абдулла киши — играл на таре, а старший брат — Муса Мирзоев — впоследствии стал известным композитором, заслуженным деятелем культуры, профессором Бакинской музыкальной академии. Так что моя судьба была предопределена.

    — А почему орган?

    — Это необъяснимо. Не поверите — я впервые увидел орган в пятилетнем возрасте и был просто покорен его звучанием. Первым моим произведением, написанным еще в музучилище, был «Хорал и классическая фуга». Потом были консерватория, учеба в классе великого Кара Караева и музыка не только для органа. Например, «Соната для скрипки и фортепиано», «Симфонический монолог» для оркестра, фортепианный цикл «24 прелюдии», «Струнный квартет памяти отца», «Джазовое концертино для двух роялей», посвященное Вагифу Мустафазаде (кстати, мы — дуэтом и были его первыми исполнителями), лирические песни, «Медиативная рапсодия» для органа, «Симфонические картины Азербайджана» в восьми частях для большого оркестра. Для хора и органа мной написана «Аве Мария, грация плэна» — вокально-инструментальное полифоническое произведение на канонический текст. В 1968 году я написал «Скрипичную сонату» (памяти моей матери), которую можно считать первым примером полистилистики в музыке. Первое же мое сольное сочинение для органа — «Классическая фуга» — впервые прозвучало в 1977 году в Концертном зале им. Чайковского в Москве.

    — Как зародилась идея создания «Органной симфонии памяти Баха», принесшей вам такой огромный успех?

    — Она посвящена 300-летию со дня рождения композитора — и этим все сказано. Впервые она прозвучала в 1986 году в Киеве, а затем — в зале им. Чайковского и Большом зале филармонии в Петербурге, в Минске, Таллинне, Калининграде, в соборе святого Матиаша в Будапеште, где когда-то играл Лист... Я задумал и осуществил проект исполнения своей «Симфонии» в крупнейших соборах мира. Особо памятным был концерт в Вестминстерском аббатстве в 1996 году. Это церковь королевской семьи, где похоронены величайшие люди Англии, здесь особая аура и самый крупный в стране орган, на котором играли еще Перселл и Гендель. Собралась вся элита Лондона, включая архиепископа Кентерберийского. Севиль ханым Алиева, дочь покойного президента Азербайджана Гейдара Алиева, и настоятель аббатства отец Джонатан торжественно открыли концерт, кстати, транслировавшийся по российскому телевидению. Отец Джонатан сказал тогда: «В истории Вестминстерского аббатства с ХV века не было концерта, в котором бы исполнялось столь крупное монументальное произведение композитора другой страны».
    Так сложилось, что моя «Органная симфония» постоянно исполняется вместе с произведениями Баха. Некоторые выдающиеся дирижеры изъявили желание иметь это сочинение в репертуаре своих оркестров в новой симфонической версии, среди них — прославленный советский дирижер Геннадий Рождественский, который посоветовал мне осуществить оркестровую версию этого произведения, а также Курт Мазур, пригласивший меня на премьеру симфонии в лучший европейский концертный зал — лейпцигский «Гевандхауз».

    «Синтез органа и мугама неслучаен»

    — В московской прессе о вас писали: «Главное достоинство музыки Мирзоева в том, что в поисках нового языка она чужда игре со смыслами и пробивается к глубокому духовному содержанию, полностью открыта для эмоционального восприятия слушателей». Вашим наставником в азербайджанской консерватории был великий Кара Караев, который передал вам не только блестящие навыки синтезирования западного и восточного мелосов, но и основы полифонического мышления, мирочувствования...

    — Эти тенденции восходят к творчеству Дмитрия Шостаковича (учеником которого являлся Кара Караев), а через него — к полифоническим традициям Баха: из лаконичной темы извлекается все что можно, за счет ее интонационного развития. Что касается синтеза, то в азербайджанской музыке, как известно, вообще сильны общечеловеческие мотивы. Узеир Гаджибеков применил в национальном оркестре европейские инструменты, Фикрет Амиров является первым в мире композитором, симфонизировавшим азербайджанский мугам, его симфонические мугамы «Шур» и «Кюрд овшары» исполняли величайшие дирижеры мира. Кара Караев воплотил в своих произведениях веяния авангарда, а Вагиф Мустафазаде создал джаз-мугам. Так что мой синтез органа и мугама, открывший в мугаме полифонические возможности, неслучаен. Наш мугам — многоголосный, поэмный. Это только на первый взгляд кажется, что мало общего между органной музыкой Европы и искусством азербайджанского мугама. Давно замечено большое сходство лада «Баяты-шираз» с европейским гармоническим минором. Хотя это продукты различных культур — западной христианской и восточной мусульманской, но в том-то и дело, что всемирная история науки, культуры и искусства весьма богата примерами подобного взаимообогащения.
    Кара Караев всегда говорил, что национальное в музыке надо видеть глубоко. Я долго изучал духовную музыку ислама, которая звучит во время похоронного обряда, после него молитвы из Корана читались в основных ладах — это семь мугамов, и каждый имеет свой звукоряд. В результате кропотливых поисков я пришел к выводу: мугам — импровизационная музыка восточного Возрождения — имеет скрытую полифонию. В своих произведениях, написанных для органа, я стараюсь синтезировать азербайджанский мугам и классическую полифонию. Параллельно этому, увлеченный музыкой барокко и полифоническими жанрами для органа и клавесина, я стремлюсь наполнить традиционные формы современным содержанием. Выдающийся музыкант, композитор-авангардист, главный дирижер Лейпциг-оперы, директор Лаборатории современной музыки профессор Удо Циммерман говорил мне: «В отличие от Альфреда Шнитке, ваша полистилистика более уникальна, так как в ней звучат пласты разных культур и эпох: немецкой классической полифонии, немецкого и французского барокко, итальянского Возрождения, с другой стороны, это — восточный мугамат; в траурной исламской мессе «Январские пассионы» духовная музыка ислама довольно спокойно и естественно взаимодействует с хорально-протестантской немецкой культурой и сложнейшими жанрами католической музыки. Такой полистилистики еще не было. Это неоренессансная музыка Востока и Запада».

    «В органной симфонии звучит тема «Баяты-шираз»

    — Как бы вы сами охарактеризовали используемую полистилистику?

    — Взятая мной на вооружение полистилистика состоит из трех уровней: первый — музыка Востока и Запада в самом обобщающем значении. Второй — музыка восточного и европейского Возрождения: барокко, старинные танцы типа пассакальи, жиги, гавота, сарабанды, менуэта. Третий — духовная музыка ислама, а также протестантская и католическая музыка. На таком смешении и построены мои «Органная симфония памяти Баха» и «Январские пассионы». Вдохновленный такими шедеврами Баха, как «Органная месса» и «Искусство фуги», я наполнил свою «Органную симфонию» национальным ладоинтонационным строем.

    — А западного слушателя не смущает тот факт, что в ваших органных произведениях, той же симфонии, например, звучат восточные темы?

    — Не скажу, что смущает, скорее, удивляет и поражает. Вот симфония — она представляет собой пятичастную модификацию сонатно-симфонического цикла, где использованы и вариационные, и полифонические приемы развития. Скажем, в 3-й части симфонии основная тема звучит в контрапункте с темой знаменитого мугама «Баяты-шираз». Само по себе ее название — «Ария и хорал «Баяты-шираз» — звучит достаточно парадоксально; мне часто задают вопрос: «Каким же образом ариозно-импровизационная часть мугама соединяется с немецким протестантским хоралом?» Ответ на него вам уже известен. Четвертая часть I.S.Bach — называется так неслучайно: это четырехголосная фуга баховского образца, но вместе с тем по звучанию — откровенно восточная музыка. В заключительной части симфонии также своеобразно переплетаются восточные и западные мотивы. В кульминации, следующей после реквиема, финал звучит в форме грандиозной пассакальи. Симфония выявляет драматизм и глубокое философское содержание, присущие как барокко, так и восточному ренессансу.

    «Музыка — это универсальный «код культуры»

    — Синтез христианства и ислама — что это, дань экуменизму, глобализации? Вы не боялись обвинений в эклектизме? Какова философия вашего творчества? Вы верующий человек?

    — Да, я верующий человек, и глубоко убежден, что музыка является неотъемлемой составляющей, связующим звеном в развитии духовности всех народов, всех религий. Мой давний друг и поклонник, итальянский музыкант Артуро Сакетти в торжественной обстановке вручил Папе римскому Иоанну Павлу II пластинку «Органной симфонии», которая вскоре после этого была включена в фонд радио Ватикана. Полистилистика занимает важное место в процессах осмысления и трансформации духовного развития и совершенствования человечества. Я имею в виду не только и даже не столько традиционно-религиозные аспекты, но и более углубленное и расширенное понимание музыки, способствующей осмыслению истоков бытия в стремлении к идеалу, являющейся универсальным «кодом культуры», формой мировосприятия человечеством истории, общества, цивилизации.

    — Известно, что помимо композиторской деятельности вы немало концертируете.

    — Действительно, я много гастролирую не только в качестве композитора, но и концертирующего органиста и пианиста — во Франции, Голландии, Англии, Шотландии, Бельгии, Германии, Финляндии, Турции, США. По классу органа я сравнительно недавно стажировался в Московской консерватории и с тех пор самостоятельно исполняю собственные произведения. Готовлюсь также к дирижированию (у меня уже есть 2-3 программы). Я не только являюсь автором классических опусов, но также играю американскую джазовую музыку, импровизирую на темы популярных мелодий из зарубежного кино — композиторов Hино Роты, Мишеля Леграна, Поля Мориа, Эннио Морриконе. Моя песня «Следы на снегу» (ее знают в исполнении эстонца Яака Йолы) заняла 2-е место на Всесоюзном конкурсе эстрады 1979 года в Таллинне.

    — Что вас еще интересует помимо музыки? Вы пишете, рисуете?

    — Когда-то, еще проживая в Баку и будучи студентом консерватории, я увлекался журналистикой, много писал для местных газет — и, кстати, на самые разные темы, а не только о культурной и музыкальной жизни. Ну а главная моя страсть — футбол, я азартный футбольный болельщик.
    «Мечтаю о своем юбилейном концерте в Баку»

    — Ваша музыка «шагает» по Европе и Америке, вас приглашают на престижные фестивали и концерты, а часто удается бывать в Баку?

    — К сожалению, не очень, но каждым своим новым произведением, выступлением я стремлюсь донести до слушателей всех стран и народов богатство азербайджанской музыкальной культуры; все мои произведения питаются родными национальными истоками. И для меня памятны каждая встреча с родиной, признательность соотечественников. Ежегодно 20 января в Баку по национальному телевидению исполняют мои «Январские пассионы», а по национальному радио звучит «Органная симфония памяти Баха», проникнутая хоть и драматическим, но жизнеутверждающим пафосом.
    Всякий раз, бывая на родине, я встречаю здесь всеобщее понимание и любовь. В 1994 году (в год моего 50-летия) мне устроили настоящее чествование в кирхе. Несколько лет спустя в Музее музыкальной культуры в Баку прошла моя замечательная встреча с культурно-музыкальной общественностью страны. Я приезжал в Баку и в качестве делегата Конгресса азербайджанцев мира. Мною написан гимн «Всем азербайджанцам, живущим вне Азербайджана». Я бы мечтал побывать в Баку на своем юбилейном концерте...



    "Азербайджанские известия" 2006 г

                                                                                         
    Категория: Композиторы Азербайджана | Добавил: Admin (24.01.2011)
    Просмотров: 1567 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024
    Реклама
    M.Maqamayev.Azerib
    Погода
    Статистика
    Яндекс.Метрика