|
|
Каталог статей |
|
Гаджибеков Зульфугар Абдул Гусейн-оглы
Гаджибеков Зульфугар Абдул Гусейн-оглы
1884 - 1950 Творческий
путь одного из замечательных поборников национального музыкального
театра Зульфугара Гаджибекова охватывает более полвека. Исторические
события в жизни азербайджанского народа во многом обусловили своеобразие
особенностей жизни и творчества 3.Гаджибекова. Зульфугару Гаджибекову
принадлежит важная роль в становлении азербайджанского музыкального
театра. Наряду с основоположником азербайджанского оперного искусства -
Узеиром Гаджибековым, его соратником композитором-дирижером Муслимом
Магомаевым, а также с энтузиастами азербайджанской музыкальной сцены -
Г.К.Сарабским, М.X.Терегуловым, М.М.Мамедовым, М.А.Алиевым, А.Агдамским и
другими, 3.Гаджибеков относится к той плеяде театральных деятелей,
которые боролись за интенсивное развитие азербайджанской национальной
музыкальной культуры, за ее прочную связь с народным творчеством.
Еще в дореволюционные годы 3.Гаджибеков выступает в одном ряду с
наиболее прогрессивной частью азербайджанской демократической
интеллигенции, являясь организатором и непосредственным участником
многих музыкально-просветительских начинаний. Композитор выступает в
качестве общественного деятеля: он возглавляет те или иные участки
музыкальной жизни, поддерживая Узеира Гаджибекова во всех его смелых,
новаторских начинаниях.3.Гаджибеков сыграл важную роль в зарождении
первых профессионально-музыкальных форм на почве национального
фольклора. Перу Зульфугара Гаджибекова принадлежит опера "Ашуг Гариб" и
две музыкальные комедии "Элли яшында джаван" ("50-летний юноша") и
"Эвликен субай" ("Женатый холостяк"). Как и первые
музыкально-сценические произведения У.Гаджибекова и М.Магомаева, это
были ранние образцы композиторского творчества в Азербайджане. В них
осуществлялись первые попытки синтеза фольклорных форм с образцами
европейского музыкального жанра. Значение их заключается в том, что они
подкрепили появление новых форм композиторского творчества в музыкальном
искусстве Азербайджана.
Зульфугар Абдул Гусейн оглы Гаджибеков родился 17 апреля 1834 года в
городе Шуше. Живописно расположенный на склонах гор Карабаха, этот город
издавна славился замечательными музыкально-художественными традициями.
Шуша была родиной выдающихся азербайджанских поэтов, писателей - Вагифа,
Хуршид Бану Натаван, Н.Везирова, А.Ахвердова, С.Ахундова, художника и
ученого-музыканта Мир Мохсуна Навваба (Шушинского) и многих других.С
детства 3.Гаджибеков впитывает в себя богатство народной музыки, слушает
ее в исполнении высокоодаренных мастеров. Этому способствовало и то
обстоятельство, что отец композитора - Абдул Гусейн служил писарем у
знатной азербайджанской поэтессы Хуршид Бану Натаван. Благотворным на
детей было и влияние их матери - Ширин ханум Аливердибековой, которая
была одной из приближенных к доме Натаван. Энергичная от природы,
склонная к поэзии, музыке, она в детях своих пробуждала большую любовь к
искусству.
Незаурядным художественным дарованием отличался и младший брат Ширин
ханум - Агалар Аливердибеков, получивший образование в Петербурге. На
протяжении всей своей жизни Агалар Аливердибеков страстно увлекался
музыкой, собирал и усваивал лучшие образцы народного творчества. Знал он
большое число народных песен, мугамов, постоянно общался с выдающимися
шушинскими музыкантами. Абдул Гусейн Гаджибеков, несмотря на тяжелые
материальные условия, старался дать образование детям, а их у него было
пятеро: три сына (Зульфугар, Узеир, Джейхун) и две дочери (Саят и
Абхаят).Его старшие сыновья - Зульфугар и Узеир учились в Шушинском
русско-татарском училище. Еще в период учебы 3.Гаджибеков участвовал в
некоторых спектаклях любительской труппы. В эти годы юношей Зульфугар
выступает в женских ролях в пьесах: "Дагылан тифаг" - А.Ахвердова (Сона
ханум), "Пери джаду" - А.Ахвердова (жена Курбана) и "Визирь
Ленкоранского ханства" - М.Ф.Ахундова (Шейле ханум).
В 1899-1904 годы У.Гаджибеков продолжил свое образование в Горийской
учительской семинарии, а Зульфугар окончив Шушинское двухклассное
русско-татарское училище, стал помогать отцу в его работе. Однако мысль
об учении не оставляла молодого Зульфугара. Внезапная смерть Абдул
Гусейна Гаджибекова в 1901 году резко изменила планы всей семьи. На
старшего, Зульфугара, ложатся все заботы о материальном благоустройстве
семьи. В течение 1900-1902 гг. композитор работает письмоводителем
городской думы и Уездного управления, а с 1902-1906 гг. - переводчиком
при уполномоченном Управлении земледелия и оброчных статей города Шуши.
Привитая с детства любовь к музыке, все более укрепляет в Зульфугаре
желание посвятить себя музыкальному искусству. Потребовались поистине
большие усилия, кропотливая самостоятельная работа, чтобы овладеть
известными знаниями в области музыки. Игра на таре - была его любимым
занятием. Народная азербайджанская музыка - основной источник, откуда
черпает музыкальные знания будущий композитор. Именно она - народная
музыка послужила основой формирования его творчества. В 1907 году
3.Гаджибеков вместе со своими сестрами и младшим братом переезжает в
Баку, где в этот год Узеир Гаджибеков, разрешив задачу поистине
исторического значения для азербайджанской музыкальной культуры, создает
первую национальную оперу "Лейли и Меджнун".
Блестящий успех "Лейли и Меджнун" свидетельствовал о созревших условиях
для возникновения в Азербайджане жанров современной профессиональной
музыки. Именно эта опера открыла широкую дорогу в Азербайджане для
развития других музыкальных жанров. В борьбу за становление
азербайджанского музыкального театра включается и Зульфугар Гаджибеков.
Он становится надежным помощником Узеира Гаджибекова во всех его
начинаниях, проявляя себя неутомимым организатором азербайджанской
музыкальной труппы. К этому времени относятся и его первые опыты
самостоятельного композиторского творчества.
Находясь в Тифлисе, Зульфугар Гаджибеков пишет свою вторую оперетту
"Одиннадцатилетняя жена" или "Варлы". На основании документов можно
утверждать, что оперетта была завершена в апреле 1911 года: заявление
композитора в Тифлисский комитет по делам печати датировано от 17 мая
1911 г. Письмо же канцелярии наместника на имя председателя Тифлисского
комитета по делам печати от 24 мая 1911 года за № 11050 уведомляет, что
"наместник Его Императорского Величества на Кавказе разрешает представление ее на сценах Кавказского края".
30 мая в Тифлисском театре "Гюрджу задэкян театры" состоялась премьера
музыкальной комедии "Одиннадцатилетняя жена" в постановке автора. В
заглавной роли Чичэк - выступала молодая актриса Гегерчин ханум.
Спектакль был дан в бенефис актрисы. Театр был полон до отказа. Автор
зло высмеивал патриархальный быт азербайджанского купечества. Ясно, что
все это пришлось не по вкусу правящим кругам. При всем том, что премьера
прошла с большим успехом, она после первой же постановки была запрещена
местными полицейскими властями.
3.Гаджибеков проявляет незаурядный организаторский талант, активно
способствуя развитию музыкально-театрального дела в Азербайджане. Ряд
новых произведений Узеира и Зульфугара Гаджибековых обогащают репертуар
азербайджанского музыкального театра. Появляется потребность в усилении
артистических и постановочных сил. Имея весомый репертуар, 3.Гаджибеков
организовывает музыкальную труппу, активно включаясь в ее руководство.
В 1911 году музыкальная труппа предпринимает ряд гастрольных поездок в
различные города Закавказья. Город Тифлис, как административный и
культурный центр Закавказья, привлекал к себе внимание и деятелей
азербайджанского музыкального театра. 3.Гаджибеков после цензурного
просмотра "Элли яшында джаван" ("50-летний юноша") решил ставить пьесу
именно в Тифлисе. В газетах "Закавказье" и "Кавказ" появляются
хроникальные заметки, характеризующие активные действия 3.Гаджибекова.
Как видно из сообщений местной печати, спектакль вызвал большой интерес,
появляются обширные рецензии как о самой пьесе, так и об игре артистов.
Так, Г.-Б. К. Ширванский пишет-, что "день представления "50-летнего
юноши", надолго останется памятным для: тифлисских мусульман". В театре
грузинского дворянства, пишет он далее "они впервые видели оперетту на
родном языке из современной жизни, принадлежавшей перу автора из их же
среды". В заглавных ролях выступили: г. Сидги (Сидги Рухулла), Гегерчин
ханум, Кулиев М.X., М.Кулизаде, Алескеров, Шабанов и др.
О быстром завоевании комедией симпатий зрителя, говорит тот факт, что
"Элли яшында джаван", уже в те годы ставился в Баку, затем Эривани,
Нахичевани, Джульфе, Шуше, а так же в городах Ирана во время гастролей
азербайджанской музыкальной труппы, руководимой самим автором. Успешные
выступления азербайджанского театра в Тифлисе, особенно оперетты "Элли
яшында джаван", дали возможность 3.Гаджибекову и организованной им
труппы из бакинских и тифлисских актеров продолжить свои гастрол. В
труппу входили: видный азербайджанский комик Мирза Ага Алиев,
М.Кули-заде, М.X.Кулиев, Сидги. Исполнителями женских ролей были:
Гегерчин ханум, Шайнова, Минаввер ханум и 11-летняя Антонина Гильман.
Газета "Закавказье" от 1 сентября 1911 г. сообщала, что "молодой
мусульманский композитор" Зульфугар-бек Гаджибеков выехал в
артистическое турне по мусульманским городам Закавказья. Затем труппа
выехала в Нахичевань, где намечалось дать несколько спектаклей. В связи с
этим в газете "Каспий" от 25 октября 1911 года сообщалось, что в
Нахичевань прибыла опереточная труппа во главе с 3.Гаджибековым, которая
поставит несколько оперетт с участием артистки Гегерчин и бакинского
артиста Мирза Ага Алиева, специально приглашенного для участия в
спектакле "О олмасын, бу олсун". Спектакли в Нахичевани прошли с большим
успехом. Газета "Баку" отмечала: "Нахичеванский корреспондент сообщает,
что опереточной труппой с участием Мирзы Ага Алиева и Гегерчин ханум
поставлены в Нахичевани несколько опереток с большим успехом".
Азербайджанский музыкальный театр завоевывал всеобщее признание
массового зрителя не только в Баку, но и в других городах Закавказья. В
этом следует признать определенный вклад 3.Гаджибекова как неутомимого
борца за становление нового жанра в национальном искусстве.В 1912 году
композитор живет в Нахичевани, где проводит большую
культурно-просветительную работу среди местного населения.
Однако активная деятельность 3.Гаджибекова не ограничивается лишь
Нахичеванью. Он всячески старается перенести спектакли музыкальной
труппы и в соседние с Нахичеванью города. Как видно из печати, успех
сопутствовал его стремлениям. Так газета "Каспий" сообщала из Эривани,
что "в день Курбан-Байрама" любителями драматического искусства с
участием Зульфугар бека дан был спектакль, который прошел очень удачно.
Шла пьеса "50-летний юноша". Вообще эриванцы сочувственно относятся в
последнее время к театру, и не один спектакль не проходит без полного
сбора". Эти отзывы свидетельствуют о большом успехе музыкальной труппы
во время гастрольных поездок по городам Закавказья.
Стремясь вывести музыкальный театр из тяжелого положения, в котором он
оказался благодаря реакционному курсу "Ниджата" и укрепить в глазах
общественности его прогрессивную роль, артистическая труппа,
возглавляемая 3.Гаджибековым, летом 1913 года предпринимает гастрольную
поездку в Шушу - родину Гаджибековых. Здесь с большим успехом ставится
оперетта "Эвликен субай". Одновременно 3.Гаджибеков ставит в Шуше оперы
"Лейли и Меджнун" и "Асли и Керем" - с участием прибывших из Баку
артистов. Шушинская гастрольная поездка имела большой успех. Об этом
свидетельствует газета "Баку", которая отмечала, что "Возвратился из
гастрольной поездки в Шушу артист мусульманской оперы Г.Сарабский,
выступавший при участии местных любителей в операх "Лейли и Меджнун",
"Асли и Керем" и в оперетте "Эр вэ арвад". При отъезде из Шуши ему были
устроены шушинской интеллигенцией торжественные проводы".
Об успехах "Асли и Керем" мы узнаем и из телеграммы самого Г.Сарабского,
отправленной им из Шуши в Санкт-Петербург Узеиру Гаджибекову. Текст
этой телеграммы приведен Узеиром Гаджибековым в письме к М.Магомаеву.
Судя по данным периодической печати в 1914 г., в Баку начинают
разворачивать свою деятельность в основном две труппы музыкального
театра. Об одной из них в местной печати сообщалось, что "организовалась
новая мусульманская оперная труппа. Организаторами труппы являются
артист Сарабский и дирижер труппы М.Магомаев".
Другая труппа была опереточная, ее возглавлял Зульфугар Гаджибеков.
Первые сведения об этой труппе встречаются в газете "Баку". В ней
говорится: "Мусульманской опереточной труппой при участии Г.А.Абасова
представлена в 3-й раз в этом сезоне оперетта З.Гаджибекова "Эвликен
субай"... Для исполнения музыкальной части приглашен восточный оркестр в
составе 20 человек". Эта труппа в основном ставила оперетты Узеира и
Зульфугара Гаджибековых. Режиссером выступал сам композитор. На летний
период труппа эта выезжала на гастроли в Шушу.
Последующие сведения об этой труппе в прессе появляются лишь в 1915
году, когда наряду с опереттой "Эвликен субай" с участием Г.А.Абасова,
теми же артистами готовилась к постановке 22 октября оперетта артиста
Кязимовского "Вур-ха-вур". Нельзя не указать на одну деталь, которая
характеризует общественную полезность деятельности опереточной труппы,
возглавляемой 3.Гаджибековым. Постановки труппы часто преследовали
благотворную цель; т.е. сборы передавались в распоряжение общественных
организаций бакинских учебных заведений, для оказания материальной
помощи нуждающимся учащимся.
В 1917 году 3.Гаджибеков работает над сказочной оперой "Уч Ашыг" или
("Мелик Мамед") с сюжетом на народную легенду. Газета "Каспий" от 20
октября 1917 года пишет, что "мусульманским композитором З.Гаджибековым
закончена новая фантастического сюжета опера "Уч ашыг" в 8-ми картинах. В
настоящее время идет усиленная подготовка к постановке этой оперы в
скором будущем. Ввиду картинности, имеются для этой постановки
специальные костюмы. Участвует около 100 человек".
В 1920 году в музыкальную жизнь республики активно включается и
Зульфугар Гаджибеков. Начиная с 1920 года, он, не жалея сил, трудится на
самых различных участках музыкально-организаторской работы. В 1920 году
он является заведующим канцелярией отдела искусств. В 1921 г.
назначается начальником клубно-театрального п/о (подотдела), начальником
политическо-просветительной части ПУРа. В том же году по
совместительству заведует "Дворцом Красного Аскера" (ныне
Азербайджанская государственная филармония им. Магомаева). В личном
архиве композитора хранятся интересные документы, свидетельствующие о
большой общественной и политической деятельности 3.Гаджибекова. В 1924
году композитор работает в Управлении по делам Бюро Военной пропаганды
Азербайджанской дивизии. Не случайно 3.Гаджибеков назначается
начальником специального агитпоезда. В возглавляемом композитором
агитпоезде были собраны лучшие актеры драмы, оперы, музыкальной комедии и
другие деятели культуры. Эти поезда разъезжали по железнодорожным
магистралям Закавказья, привнося культуру в гущу народных масс.
В эти годы композитор работает и в области музыкального творчества. В
архиве композитора обнаружена до сих пор неизвестная музыкальная
комедия, либретто и музыкальные номера которых были напечатаны на
страницах журнала "Дири газет" ("Живая газета"), титульный лист которого
был утерян. В процессе поисков удалось обнаружить год и месяц его
издания, т.е. 5 сентября 1923 года. Комедия эта имеет несколько
названий, а именно: "Чайка", "Клуб", "Духовный врач", "Темнота или
просвещение", что свидетельствует о том, что автор не определил
окончательного названия пьесы. Это произведение агитационного
содержания, состоящее из трех действий, написано специально для рабочих
клубов, в соответствии с новыми задачами борьбы с вековой отсталостью.
Одним из главных художественных средств бичевания пороков этого периода
был жанр сатиры.
3.Гаджибеков ясно представлял себе бич того периода - малограмотность
широких масс. Поэтому композитор - драматург со всей силой своего
художественного дарования обрушивается на эти пороки и стремится указать
путь к их преодолению.Большую роль в деле приобщения народных масс к
музыкальной культуре играли многочисленные клубы - "Рабочий клуб",
"Армейский клуб", "Азербайджанский женский клуб" и другие.
При рабочих клубах были организованы музыкальные студии. Клубы явились
основными очагами развития музыкальной самодеятельности. Позднее кружки
художественной самодеятельности стали возникать и на
предприятиях.Создавая свое новое произведение, 3.Гаджибеков рассчитывал
на его показ в рабочих клубах, о чем явно говорит "посвящение" автора, а
именно: специально для рабочих клубов, написанное для самодеятельного
исполнения.В 1923 году 3.Гаджибеков назначается начальником курсов
политотдела НВМК Азерб. ССР и командируется в районы республики для
улучшения деятельности музыкально-просветительской работы в воинских
частях Азербайджана.
В конце 20-х и начале 30-х годов в Азербайджане активно развивается
массовая песня. Первые массовые песни создаются Узеиром Гаджибековым и
Муслимом Магомаевым. В музыку 3.Гаджибекова также вошло новое
содержание. В своих песнях композитор стремится раскрыть современные
темы. Он пишет песни, раскрывающие новые образы - "Кенд кызы" ("Сельская
девушка"), "Чобан гыз" ("Девушка-пастух"), "Аскер нэгмэси" ("Песня
воина") и др. Эти песни отличаются бодрым, энергичным характером.
Некоторые из них были написаны в ритме марша (например "Песня воина") и
часто звучали в качестве походных песен.Отметим, что композитора
особенно привлекает воплощение в песнях образа современной
азербайджанской девушки - это "Сельская девушка", "Девушка-пастух",
"Сельская женщина". Пишет 3.Гаджибеков и в стиле народных лирических
песен, например, "Осиротевший ягненок".
3.Гаджибеков обращается и к другим музыкальным жанрам. Творчество
композитора наполняется новым содержанием. В своих произведениях
композитор стремится воплотить актуальные темы, темы, имеющие
общественное значение. Следует отметить, например марш "Кызыл Аскер",
"Инглаб", написания для духового оркестра по заказу азербайджанской
сводной военной школы (1926-27 гг.). В 1928 году 3.Гаджибеков
приглашается на должность музыкального руководителя Азербайджанского и
Армянского концертным управлениями.
В течение нескольких лет, т.е. с 1933-37 гг. он работает художественным
руководителем восточной музыкальной части азербайджанского радиовещания,
большое внимание уделяет пропагандистской направленности восточных
концертов. По его же инициативе при "Дворце Красного Аскера"
организовывается азербайджанский сектор, в задачу которого входит
выявление и привлечение народных певцов и инструменталистов из районов
республики.
В 1937 году 3.Гаджибеков приглашается художественным руководителем
Азербайджанской Государственной эстрады и здесь проявляет свои
организаторские способности.
Продолжается формирование творческого облика композитора. В 1924 году
3.Гаджибеков пишет музыку к пьесе "Новый коммунхоз" ("Тэзэ коммунхоз"),
поставленную Агитсатир театром Азербайджана. В двадцатые годы композитор
работает главным консультантом оркестра народных инструментов. В те же
годы многие считали невозможной запись азербайджанских народных мелодий с
помощью современной нотации. Узеир Гаджибеков и Муслим Магомаев
блестяще опровергли эту точку зрения, записав огромное число народных
напевов.
3.Гаджибеков также уделяет много времени собиранию и записи
азербайджанского песенного фольклора. В 1924 году Узеир и Зульфугар
Гаджибековы совместно записали ряд народных песен. В 1927 году выходит в
свет сборник "Азербайджанские тюркские народные песни", записанные
Узеиром Гаджибековым и М.Магомаевым. В Азербайджане выпускается первый
сборник тюркской народной песни. Причем напевы, помещенные в этом
сборнике, сообщены 3.Гаджибековым и известным певцом Джаббаром Карягды,
впервые записаны и частично даже гармонизованы.
3.Гаджибеков прекрасно знал родную азербайджанскую музыку, поэтому к
советам его часто прибегали многие музыканты и исполнители. Не случайно,
что в 1920 году НКП приглашает композитора принять участие в качестве
эксперта назаседании комитета по проверке основ восточной музыки по
докладу Узеира Гаджибекова.
3.Гаджибеков был известен не только как автор одной оперы и трех
музыкальных комедий, но и как организатор многих музыкальных
начинаний.Затем наступает новый этап в творчестве композитора.
3.Гаджибеков создает произведения во многих жанрах музыкального
искусства, занимается музыкально-пропагандистской деятельностью.
3.Гаджибеков выступает в области симфонической музыки. Им написана
небольшая жанрово-программная пьеса "Пляска невольниц", созданная в 1932
году. В своем творчестве композитор обращается и к другим жанрам
музыки. Вместе с сыном-композитором и дирижером, народным артистом СССР,
Героем Социалистического Труда - Ниязи, 3.Гаджибеков в 1936 году пишет
музыку к кинофильму "Алмаз", по пьесе выдающегося азербайджанского
писателя-драматурга Джафара Джабарлы.
При изучении личного архива композитора было обнаружено либретто и
музыкальные наброски к следующим опереттам: "Онда элэ, инди бэлэ"
("Тогда так, теперь эдак"), "Ярыш" ("Состязание"), "Кишидэ севги бир
олар" ("Любовь у мужчин бывает только раз"), "Эвлэнирэм" ("Женюсь"),
"Мэн агларам, о гюляр" ("Я заплачу, он же будет смеяться"), "Мешади
Худунун мэишэт хайяты" ("Быт Мешеди Худу"). Одним из последних
произведений композитора был "Танец азербайджанки" для фортепиано с
симфоническим оркестром. В архиве композитора сохранился большой
музыкальный материал, свидетельствующий о том, что композитор работал
над оперой "Нушабэ" на либретто Абдуллы Шаига по мотивам "Искендер-намэ"
Низами. Большой музыкальный материал незавершенной оперы "Нушабэ"
свидетельствует о больших творческих планах композитора.
З. Гаджибеков был награжден в 1944 году медалью "За оборону Кавказа", в
1945 году - "За доблестный труд в Великой Отечественной войне", в 1946
году орденом "Знак Почета" за плодотворную деятельность в области
искусства. Почетное звание заслуженного деятеля искусств Азербайджанской
ССР присуждено было композитору за выдающуюся деятельность в области
искусства в 1943 году. Многочисленные музыкальные материалы,
незавершенные работы свидетельствуют о том, что композитор в последние
годы своей жизни был полон интересных творческих планов.Умер Зульфугар
Гаджибеков 30 сентября 1950 года.Имя 3.Гаджибекова внесено в историю
музыкальной культуры Азербайджана.
Ф.Амиров"Композиторы Азербайджана"
|
Категория: Композиторы Азербайджана | Добавил: Admin (25.01.2011)
|
Просмотров: 1954 | Комментарии: 2
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
|
|
|