Суббота, 20.04.2024, 07:52          
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Общая информация [1]
Традиции и Обычаи [9]
Народное творчество Азербайджана [1]
Литература [11]
Музыка [10]
Театр [21]
Кино [10]
Изобразительное искусство [9]
Архитектура [26]
Композиторы Азербайджана [39]
Крепости Азербайджана [14]
Певцы ; певицы и Ханенде Азербайджана [67]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 220
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Программы для всех
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Форма входа
     Каталог статей
    Главная » Статьи » Культура Азербайджана » Композиторы Азербайджана

    Кара́ Кара́ев
    Кара́ Абульфа́з оглы́ Кара́ев
    Кара Караев - выдающийся композитор, внесший огромный вклад в сокровищницу современной музыкальной культуры. Крупный музыкально-общественный деятель, ученый и педагог, Кара Караев являлся ведущей фигурой в музыкальном искусстве Азербайджана.
    Прекрасное, самобытное искусство К.Караева получило широкое признание, как в Азербайджане, так и далеко за ее пределами. Имя К.Караева заслуженно приобрело мировую известность. Его произведения занимают почетное место в репертуаре музыкальных театров и концертных программах лучших дирижеров зарубежных стран. На сценах театров Польши, Германии, Румынии, Франции, Соединенных Штатов Америки, Болгарии исполняются его балеты, в концертных залах многих стран звучат его симфонические и камерно-инструментальные произведения. Это произведения, которые ныне прочно вошли в фонд мировой музыкальной классики.Широкая популярность творчества К.Караева, любовь к нему тысяч и тысяч слушателей объясняется прежде всего глубиной раскрытия в его произведениях большого содержания. К.Караев всегда отображает в своем творчестве темы большой идейной значимости и широты. В его музыке всегда звучит высокий гражданственный тон, голос художника - борца за счастье и свободу.
    Произведения К.Караева всегда актуальны, нацелены на решение больших социально-этических проблем, волнующих прогрессивное человечество. Каким бы широким проблемам общественного порядка не обратился бы композитор, в центре его внимания всегда человек, борьба его за счастье, душевный мир и мысли его. Через лирическое повествование о человеческой личности Караев, зачастую, поднимается в своей музыке до высоких обобщений социально-общественного, философского плана.Кара Караев относится к числу тех больших мастеров, которые избирают в искусстве свой собственный путь, определяющий их композиторское лицо, их индивидуальность. Это путь органического сочетания глубоко почвенной основы творчества с традициями русской и мировой классики, с традициями азербайджанской музыки. Огромный талант и неустанные смелые новаторские искания привели его к дальнейшему развитию традиций азербайджанской музыки.Воплощая темы большой идейной глубины, получившие в его музыке многогранное освещение, К.Караев обращается не только к событиям действительности, но и черпает свои сюжеты в народных легендах, в творчестве поэтов и писателей всех времен.
    Он интересуется шедеврами национальной и мировой литературы и поэзии: Низами, Пушкин, Шекспир, Сервантес, Ростан, Омар Хайям, П.Абрахаме, Анри Барбюс, Ленгстон Хьюз - таков далеко не полный список авторов, к которым обращается Караев. Отсюда и необычайное богатство образно-эмоционального содержания его музыки. Мир чувств, образов и настроений в музыке Караева очень богат: героика и драматизм, трагизм, патетика, фантастика, гротеск и народно-жанровые страницы, все одинаково подвластно композитору.Особенно широк диапазон лирики композитора - одухотворенно-поэтичной, задушевно-интимной, страстно-чувственной и т.д. Во всех своих произведениях, независимо от жанра и от идейно-образного содержания, К.Караев выступает художником-гуманистом, воинствующим оптимистом. И при этом, на каком бы языке ни говорили герои К.Караева, к какой бы эпохе и нации они ни принадлежали, мы всегда различаем почерк К.Караева - азербайджанского композитора.
    Кара Караев сыграл огромную роль в деле обогащения жанров азербайджанской музыки. Изменили свой облик в его сочинениях некоторые ранее существовавшие жанры, а некоторые жанры впервые введены им в национальное музыкальное творчество. Огромны его заслуги в развитии симфонической музыки, балета, камерно-инструментальной, вокальной музыки, музыки к кино и драматическим спектаклям. Опираясь на традиции классиков, К.Караев расширяет национально-тематические рамки азербайджанской музыки. Неоднократно обращается композитор к фольклору других народов. При этом он не стилизуется, а глубоко постигает природу чужой национальной музыки, сохраняя свое собственное авторское лицо, теснейшим образом связанное со всем многообразием музыки своего народа.
    Будучи органично связанным с традициями классики и особенно любимыми им Бахом, Бетховеном, Чайковским, творчество К.Караева несет на себе и печать влияния двух великих художников - С.Прокофьева и Д.Шостаковича. Прокофьевский мелос, острота гармоний, тонкий лиризм, характеристичность образов, а также мастерство Шостаковича-симфониста, его умение создавать активный и мощный рост драматического напряжения, мастерство воплощения трагедийных конфликтов, естественно, не могли не оказать воздействия на К.Караева (и были творчески им восприняты).
    Соединяя традиции мировой культуры с традициями национального азербайджанского фольклора, Караев воплощает жизнь заветы классиков музыки, выступая преемником У.Гаджибекова на новом этапе. Широко развивает К.Караев в своем творчестве принцип программности. В музыке композитора ясно намечены два типа программности.Один тип программности - психологически-обобщенный, близкий в своей сущности программности Листа, Чайковского. В этих случаях программность произведения композитора заметна по названию. Композитор обращается в этих образцах к литературному первоисточнику, как, например, в поэме "Лейли и Меджнун", в гравюрах "Дон Кихот". Иногда намеком на программу может быть предпосланный эпиграф. Второй тип программности, более частый, представлен в сюитах композитора, созданных на материале его же собственных произведений других жанров, ставших самостоятельными. Таковы, например, сюита "Вьетнам", "Хореографические картинки", "Покорители моря", сюиты из балетов и т.д.Важнейшей особенностью творческой индивидуальности К.Караева является симфонический характер его музыкального мышления. Симфонизм К.Караева, как и у Чайковского, Шостаковича - конфликтно-драматический. Этот метод музыкального мышления проявляет себя и в симфонических, и в музыкально-сценических произведениях композитора.
    Есть у К.Караева произведения, где заметна его близость к жанрово-повествовательному симфонизму. Таковы, например, "Албанская рапсодия", сюита "Вьетнам".Редкая способность идейно-эмоционального обобщения в музыке, мастерство психологического, динамического развития приводят к тому, что его музыка к кинофильмам и театральным спектаклям становится важным их компонентом.Важнейшие качества музыки Кара Караева - ее конкретность, лаконизм, чувство времени и мелодическая выразительность.Караев великолепнейший мелодист. Мелодия его всегда необычайно свежа интонационно, естественна. Есть в Караевском мелосе и черты "бесконечного развертывания", романтической полетности, поэтичности, страстного драматизма. Особого внимания заслуживает гармонический язык композитора, соединяющий в себе красочность с психологической обостренностью, объединяющий в себе элементы национальной ладовости, идущей от народной музыки с закономерностями классической функциональной системы и более сложными современными ладогармоническими средствами.Большую роль в его музыке играет полифония, необычайно оригинальна метроритмическая сторона музыки композитора.
    "Он нашел свой стиль и создал свою школу в музыке, насчитывающую многих последователей. Став композитором с мировым именем, он остался азербайджанским композитором"Выдающийся композитор Кара Караев открыл своим творчеством новые страницы в музыкальной культуре Азербайджана. Его произведения по праву заняли почетное место в ряду достижений современного мирового музыкального искусства. Отмеченные новаторством и высокой художественностью, произведения Кара Караева явились образцами, на которых учатся композиторы республики всех последующих поколений.Большой художник, ученый, чуткий педагог Кара Караев воспитал несколько поколений композиторов, продолжающих ныне традиции его творчества.
    Кара Абульфас оглы Караев родился 5 февраля 1918 года в городе Баку, в семье известного врача, профессора медицины А.Ф.Караева. Музыкальные способности его проявились очень рано. Первым учителем музыки Караева в классах музыкальной школы был В.М.Козлов, тонкий музыкант и чуткий педагог. С 1930 года Караев занимается в классе фортепиано Бакинского музыкального техникума под руководством замечательного педагога и музыканта профессора Г.Г.Шароева, воспитавшего целую плеяду пианистов. К этому периоду относятся его первые творческие опыты. Увлеченность сочинением привела Караева на композиторский факультет Азербайджанской государственной консерватории, куда он поступил в 1935 году. Там будущий композитор занимается в классе композиции у профессора Л.И.Рудольфа, изучает гармонию под руководством Н.С.Чумакова и основы азербайджанской народной музыки под руководством Узеира Гаджибекова.
    В годы учебы в консерватории К.Караев много пишет, откликаясь на все события окружающей его жизни. Так, к 100-летию со дня смерти А.С.Пушкина, широко отмечавшемуся общественностью в 1937 году, им была написана интересная фортепианная пьеса "Царско-сельская статуя", прозвучавшая на юбилейном концерте в исполнении автора. Летом 1937 года была организована фольклорная экспедиция по районам Азербайджана, в которой К.Караев возглавляет группу композиторов и музыковедов, проведших большую работу по изучению народного творчества. Участники экспедиции провели слет ашугов и инструменталистов Шекинского района, выявив ряд талантливых музыкантов-самородков.
    В 1937 году было написано первое крупное сочинение К.Караева - кантата "Песня сердца" на стихи Расула Рзы для хора, симфонического оркестра и танцевального ансамбля. В ней широко использованы характерные черты жанров ашугской музыки, народного танцевального искусства. Кантата "Песня сердца" стала первой заявкой на широкую известность молодого автора. Она с большим успехом была исполнена в качестве заключительного номера Декады азербайджанского искусства, проведенной в Москве в апреле-мае 1938 года, где соседствовала с произведениями маститых композиторов Азербайджана - операми "Кероглы" Узеира Гаджибекова, "Наргиз" Муслима Магомаева.Успех "Песни сердца" и фортепианной пьесы "Царско-сельская статуя" подтвердил незаурядность дарования молодого композитора и окрылил его.
    Вскоре после Декады осуществилась давняя мечта К.Караева. В 1938 году он поступает в Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского в класс профессора А.П.Александрова, занимаясь полифонией у Г.Литинского, инструментовкой у С.Василенко, анализом музыкальных произведений у Л.Мазеля.Начавшаяся война прервала учебу К.Караева и он возвращается в Баку. В 1941-42 гг. композитор работает художественным руководителем Азербайджанской государственной филармонии им. М.Магомаева. Через два года Караев возобновляет учебу в Московской консерватории, поступив в класс композиции выдающегося художника современности Д.Д.Шостаковича. Общение с великим музыкантом наших дней сыграло огромную роль в формировании Караева - композитора и педагога. Годы учебы в Москве были периодом огромного творческого роста молодого композитора. Обилие художественных впечатлений от общения с крупнейшими деятелями искусства, богатство концертной и театральной жизни Москвы, естественно, оказали большое воздействие на Караева, расширив его художественный кругозор, обогатив его творческую фантазию.
    Многие из произведений этих лет представляют значительный интерес, предвосхищая страницы будущего зрелого творчества. Таковы, например, "Трехголосная фуга" для фортепиано.Позже, в 1939 году К.Караев обрабатывает для голоса и симфонического оркестра три теснифа, напетые известным ханенде Джаббаром Карягды (Теснифы - "Лейли", "Ширин" и "Сарэндж").
    "Пассакалья и Тройная фуга" для симфонического оркестра (1941), цикл романсов "Шесть рубайи Омара Хайяма", "Спортивная сюита" для духового оркестра (1938), написанная специально для азербайджанской делегации физкультурников - участников Всесоюзного физкультурного парада в Москве, "Азербайджанская сюита" для большого симфонического оркестра. Многие произведения тех лет оказались значительным вкладом в развитие азербайджанского искусства. Еще студентом К.Караев берется за создание произведений крупной формы, обращается к таким сложным жанрам как опера и симфония. В 1944 году на Декаде республик Закавказья была исполнена Первая симфония Караева, заложившая фундамент жанра национальной симфонии. Она посвящается памяти героев Великой Отечественной войны. 7 мая 1945 года на сцене Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета им. М.Ф.Ахундова была поставлена, написанная в соавторстве с Д.Гаджиевым, героико-патриотическая опера "Вэтэн" (либретто И.Идаятзаде, слова М.Рагима). В 1946 году опера была удостоена Государственной премии СССР.
    Пребывание К.Караева в Московской консерватории завершилось созданием Второй симфонии, представленной им в качестве дипломной работы, и удостоенной отличной оценки.Недавно окончилась война и в сознании еще были живы воспоминания о жертвах, принесенных во имя победы над врагом, о подвигах и сражениях. Это содержание раскрыто в симфонии чередованием образов то радостно праздничных, то скорбно трагедийных, то философски углубленных, то шуточно скерцозных. Вторая симфония явилась рубежным произведением в творчестве композитора. Она подвела итог периоду исканий индивидуального самостоятельного стиля, завершила первый этап творчества.
    По возвращении в Баку активность К.Караева возрастает. Уже в 1947 году появляются Второй квартет, посвященный Д.Д.Шостаковичу, кантата "Песня счастья" для сопрано, хора и оркестра на слова М.Рагима, лирический хор акапелла "Осень" на слова Низами. Композитора увлекает мир поэзии великого философа-гуманиста, он углубленно изучает наследие Низами - памятник культуры XII века, и по сей день не утративший своей силы и значимости. Творчеству великого поэта посвящены лучшие произведения этого периода: Cимфоническая поэма "Лейли и Меджнун" (1947), удостоенная в 1948 году Государственной премии СССР, симфоническая сюита "Семь красавиц" (1949). В эти годы написан "Приветственный марш" с фанфарами, который часто исполняется на демонстрациях и праздниках.Конец 40-х - начало 50-х годов - период активной творческой педагогической и музыкально-общественной деятельности К.Караева. Уже в 1948 году К.Караев - дважды лауреат Государственной премии СССР, доцент Азгосконсерватории, делегат Первого Всесоюзного съезда композиторов СССР. В 1949 году он руководит сектором музыки Института азербайджанского искусства имени У.Гаджибекова. С 1949 по 1952 годы он возглавляет Азгосконсерваторию. С 1953 года К.Караев является председателем правления Союза композиторов Азербайджана.
    Фортепианные прелюдии К. Караева (24 прелюдии для фортепиано), написанные в течение двух десятилетий, составили четыре тетради по шесть пьес. Известно, что работа над этим сочинением совмещалась с созданием других, более крупных произведений.В 1952 году Караев создает одно из лучших своих произведений - Балет "Семь красавиц" (либретто И.Идаятзаде, Ю.Слонимского и С.Рахмана), написанный по мотивам "Хамсе" ("Пятерицы") - пяти знаменитых поэм Низами, хотя и носит название лишь одной из них. Авторы балета выдвигают на первый план идею борьбы народа против феодального гнета, сталкивая две противоборствующие силы: правитель и народ.
    Балет "Семь красавиц" - это музыкально-хореографическая поэма о судьбе и чаяниях народа, о красоте человеческой личности.Первая постановка балета "Семь красавиц" была осуществлена в 1952 году на сцене Азербайджанского государственного театра оперы и балета имени М.Ф.Ахундова (постановщик, режиссер и балетмейстер П.Гусев, балетмейстер-консультант Г.Алмасзаде, дирижер К.Абдуллаев, художники Э.Алмасзаде и Ф.Гусар). Это было большое событие в жизни республики. "Самое сильное в новом балете - его музыка - писал Д.Д.Шостакович. - ...Следуя лучшим традициям русской балетной классики и более всего традициям Чайковского, композитор создал значительное реалистическое произведение". И вскоре - в 1953 году состоялась премьера балета в Ленинградском государственном Малом оперном театре (постановщик П.Гусев, дирижер Э.Грикуров, художник С.Вирсаладзе).
    В сравнительно короткий срок балет "Семь красавиц" обошел сцены многих ведущих театров. Он был поставлен в Ленинграде, Саратове, Львове, Куйбышеве, Ташкенте, вышел на зарубежную сцену. В 1959 году он в новой 3-актной редакции был показан на Декаде азербайджанской литературы и искусства в Москве.Вскоре, после завершения первого балета К.Караев по предложению Ленинградского Академического театра оперы и балета им. С.М.Кирова начинает работу над Балетом "Тропою грома" на либретто Слонимского по сюжету П.Абрахамса. Работа над этим произведением шла в непосредственном и тесном содружестве либреттиста, постановщика (К.Сергеева), художника (В.Доррер), дирижера (Э.Грикурова).
    Работа продолжалась около четырех лет. "Подготовка к сочинению музыки, заключавшаяся в изучении фольклора, быта и истории народов Южной Африки, заняла фактически больше времени, чем работа над партитурой", - отмечал композитор. Он внимательно изучал фонографические записи музыки народов Африки, знакомился с этнографическими сборниками. Увлеченный высокой гуманистической идеей, композитор стремился быть предельно искренним и правдивым в создании образов, характеров, настроений, в раскрытии картин жизни народа чужого континента. Он стремится проникнуть в сам строй музыкального мышления народов Южной Африки, часами вслушиваясь в звучание фонографа. "В музыке балета я стремился использовать характерные интонации и ритмы, присущие африканскому фольклору", - писал сам композитор. В своем балете Караев раскрыл богатейшие возможности фольклора народов Африки. Его громадная заслуга состоит в том, что на основе ритмов и интонаций южноафриканской музыки, он сумел создать развернутые симфонизированные формы музыкально-хореографического спектакля, раскрывающего актуальную и чрезвычайно важную тему современной действительности - тему утверждения человеческой личности, отстаивающей свое право на жизнь, на любовь, на достоинство. Балет свой К.Караев посвятил памяти С.Прокофьева, подчеркнув этим посвящением свою любовь к великому музыканту и близость художественным принципам и творческим традициям этого выдающегося мастера мирового искусства.
    Впервые поставленный на сцене театра им. С.М.Кирова в Ленинграде в 1958 году, балет уже на следующий год вошел в репертуар филиала Большого театра. С тех пор этот балет обошел многочисленные сцены театров мира и ставился многократно за рубежом. 1959 год был примечателен в творческой биографии Кара Караева - профессора Азгосконсерватории. За выдающиеся заслуги в творческой деятельности он удостаивается звания народного артиста СССР. Одновременно, учитывая его заслуги в развитии научной мысли, общественность Азербайджана избирает К.Караева действительным членом Академии наук Азербайджанской ССР. Поистине всенародное признание получает балет "Тропою грома", за который К.Караев в 1967 году удостаивается Ленинской премии.В 1960 году создается еще одно выдающееся произведение К.Караева - Симфонические гравюры "Дон Кихот" (на основе музыки, написанной к одноименному кинофильму), раскрывающие идею подвига во имя человеческого счастья.На протяжении всего творческого пути К.Караев создает музыку к многочисленным пьесам, идущим на сценах Баку, Москвы, Ленинграда и многих других городов. Достаточно перечислить лишь некоторые из этих произведений, чтобы увидеть, как широк диапазон интересов композитора: "Учитель танцев" Лопе де Вега, "Зимняя сказка", "Антоний и Клеопатра" В.Шекспира, "Мирза Хаял" М.Джалила, поставленные на сцене Азербайджанского государственного драматического театра им. М.Азизбекова в Баку; "Оптимистическая трагедия" Вс.Вишневского и "Бег" М.Булгакова, поставленные на сцене Ленинградского Академического театра им. А.С.Пушкина; "Чудак" Н.Хикмета, поставленный на сцене Московского драматического театра им. М.Ермоловой и т.д., "Человек бросает якорь" И.Касумова (пост. Малого театра Союза ССР) и др. Таков не полный перечень сценических произведений оформленных К.Караевым.Столь же часто он обращается и к сфере киномузыки: "Дон Кихот", "Урок истории", "Золотой эшелон", "Покорители моря", "Двое из одного квартала", "Повесть о нефтяниках Каспия", "Лейли и Меджнун", "На дальних берегах", "Вьетнам", "Огни Баку", "Матео Фальконе" и др.На основе музыки к кинофильмам появились такие замечательные произведения для симфонического оркестра, как "Вьетнамская сюита", симфонические гравюры "Дон Кихот" и т. д.
    В 1972 году им была завершена моно опера "Нежность" по мотивам новеллы французского писателя-антифашиста Анри Барбюса.ав 1973 году - героическая музыкальная комедия (мюзикл) "Неистовый гасконец" по мотивам комедии Э.Ростана "Сирано де Бержерак".Этот необычный спектакль, соединивший в себе черты разных жанров, поставлен в 1978 году на сцене Московского театра оперетты и идет там с большим успехом.Большим событием в музыкальной жизни нашей страны было рождение Третьей симфонии Кара Караева (1965 г.). Два десятилетия отделяют Третью симфонию от первых образцов этого жанра. В новом произведении отразились и смелый путь постоянного поиска новых средств выразительности, и присущая зрелому мастерству экономия в выборе их. Новая симфония предназначена для камерного оркестра. В этой симфонии автор, чуткий ко всему новому, что появляется в музыкальном мире планеты, обращается к сложной современной серийной технике письма, технике очень рационалистической, требующей точного, скрупулезного расчета. Однако, обращение к ней композитора отнюдь не обеднило ее образного содержания и национальной самобытности произведения. Напротив, новая техника прекрасно соединилась с характерными оборотами азербайджанской "музыкальной речи", особенностью ее ритмики: тембровыми звучаниями, присущими ашугской музыке. Третья симфония К.Караева стала одним из ярких образцов симфонизма, произведением, убедительно и правдиво раскрывающим сложный мир чувств современного человека, активный ритм нашей жизни.
    Новаторскими исканиями отмечено крупное сочинение К.Караева последних двух десятилетий: Концерт для скрипки с симфоническим оркестром, посвященный выдающемуся скрипачу Леониду Когану (первое исполнение состоялось в 1568 году, солист Л.Коган).Говорить о К.Караеве только как о композиторе невозможно. Его творчество неотделимо от педагогической и от музыкально-общественной деятельности.Являясь главой азербайджанской композиторской школы, он воспитал не одно поколение молодых композиторов, многие из которых стали ныне широко известными мастерами. Правительство справедливо отметило выдающиеся заслуги К.Караева, удостоив его звания Героя Социалистического Труда. Последние годы К.Караев работал над балетом "Лейли и Меджнун". Но длительная, тяжелая болезнь помешала осуществлению новых замыслов композитора. К.Караев скончался 13 мая 1982 года в г.Москве. Похоронен он в г.Баку в Аллее почетного захоронения.При всем жанровом многообразии творчества Караева, более всего он тяготеет к симфоническим и музыкально-сценическим жанрам.
    Говоря о К.Караеве - композиторе, следует прежде всего отметить, что он симфонист. Серьезность и значительность тем, к которым обращается композитор, глубина затрагиваемых им образных сфер определяет особенности его композиторского письма, подводя его к симфонизму как к методу мышления. Огромнейший дар идейно-эмоционального обобщения в музыке, мастерство ярких характеристик (особенно нужных в сценических жанрах) и мастерство внутреннего психологического и внешнего динамического развития - это те качества, которые помогают К.Караеву расширить возможности жанра балета, раскрыть в балете сложные философские темы, темы социального общественного звучания и в то же время дать яркие характеристики, создать музыку, которую легко и удобно танцевать.

    Хайям Мирзазаде уверен, что его наставник Кара Караев оставил в музыке такой след, о котором многие могут только мечтать.


    Кара караев. Мемориальная доска на стене дома 5 февраля 2003 года выдающемуся азербайджанскому композитору Кара Караеву могло бы исполниться 85 лет. Увы, он не дожил до этого юбилея, оставив своим ученикам и почитателям массу воспоминаний и свою музыку. Возможно, ее не так много, как хотелось бы, но в ней отчетливо чувствуется дух Караева, и она способна дать множество творческих импульсов для современных композиторов. Что же касается воспоминаний о великом Маэстро, то, думается, нашим читателям будет приятнее услышать их из уст тех людей, которые знали композитора лично, учились у него, работали с ним плечом к плечу.
    Этот заголовок для статьи мой собеседник, народный артист Хайям Мирзазаде предложил сам, в процессе нашей беседы, объяснив, что он и есть седьмой ученик великого маэстро: "В нашей аудитории висела виньетка, где я значился седьмым”.

    Они были знакомы с 1950 по 1982 год. Не просто знакомы. К.Караев был для Х.Мирзазаде и Учителем, и Другом. Поэтому не удивительно, что интервью, проходящее в композиторском классе БМА, где когда-то преподавал сам К.Караев, а теперь готовит молодых композиторов и его ученик профессор Х.Мирзазаде, вскоре превращается в монолог — настоящую исповедь ученика.
    — Караев был феноменальной личностью в общей истории развития азербайджанской музыки, — утверждает Хайям Мирзазаде. — Когда Караев вместе с Джовдетом Гаджиевым вернулись из Москвы, где учились у Василенко, Александрова и, наконец, у самого Шостаковича, то принесли новое веяние в нашу музыку. До тех пор все то, что было начато великим Узеиром Гаджибековым, не имело своего продолжения. Конечно, было много композиторов, но не такого высокого класса, как Гаджибеков, Караев, Гаджиев. Благодаря этим людям наша музыка за короткое время встала на ноги и сумела заявить о себе. Знаете, я как-то с давних пор исследую историю музыки, и пришел к мнению, что тот путь, который итальянцы прошли за 250 лет, мы, благодаря этим величайшим композиторам, прошли за короткое время — 80 лет.

    — Утверждают, что Караев мог бы написать гораздо больше произведений…
    — Начнем с того, что он прожил короткую жизнь, всего 64 года. И это результат тех мук, которые он переживал в себе. Он вечно думал, изобретал, привносил музыкальные компоненты, данные ему как от бога, мировой культурой, так и культурой, обретенной и в Москве, и в Баку, в отчем доме. Ведь Кара Караев родился в интеллигентнейшей семье: его отец был врачом, а мама Сона ханум, которую мы все называли тетей Соней, писала и публиковала в начале прошлого века в местной печати свои повести и рассказы. Хорошие корни, образование, конечно же, сказывались и на его музыке. Но серьезная музыка никогда не приносит Кара Караевдохода. Так что Кара Караеву приходилось тратить силы и на существование — писать ради заработка менее серьезную музыку, для кино и театра, например, сочинять на заказ кантаты, марши. Но любое его произведение, для детей ли оно написано, для кино или это камерная музыка — поучительно, потому что Караев был Мастером, имел большой талант, он знал, что писал. Возможно, долго думал, переживал, вынашивал в себе, но он сочинял и делал это весьма ответственно. Он как-то сказал мне: "Хайям, если тебя пригласят даже в Агджабединский театр, то надо сделать работу так честно, чтобы захотели пригласить еще раз”. Немало времени уходило у Караева и на общественную деятельность, ведь он был депутатом Верховного Совета, ездил на заседания в Москву, был членом ЦК и посещал пленумы. А как секретарь Союза композиторов СССР, он должен был вести и эту работу. Вы представляете, сколько времени у него все это отнимало? Я не говорю уже о том, что он еще и принимал своих избирателей в этой самой аудитории, где преподавал в последние годы своей жизни. Представьте себе, что могло бы быть, если бы он не занимался всем этим, а просто бы творил, отдыхал и ездил на свои концерты, получал удовольствие. Сколько тогда было бы сделано в музыке! Несмотря на это, я все же считаю, что Караев сделал и мало, и в то же время много. Он оставил такой след, о котором многие могут только мечтать, как бы плодотворно они не работали.

    — Произведения Караева всегда воспринимались однозначно хорошо?
    — Не всегда и не все принимали его музыку с радостью. Одни ему завидовали, другие ненавидели его стиль написания, так как его творческое письмо им не нравилось. Были и те, которые, видимо, считали себя чересчур большими эстетами. Но Караев продолжал работать, делал свое дело, и нередко побеждал негативные мнения. И вот когда прошли годы, сочинения его прижились, они уже стали классикой. Примером тому его симфоническая поэма "Лейли вя Мяcнун”, написанная в 1948 году. Некоторые отнеслись тогда к новому произведению с издевкой, говорили, что это не наша музыка и вообще не "Лейли вя Мяcнун”… Его даже приписывали к тогдашнему постановлению о формализме. Но позже даже эти люди вовсю начали хвалить "Лейли и Меджнун” Караева. Не понимаю, либо они выросли, либо эта музыка стала теперь классикой, а классика неприкасаема.
    Сам Караев был очень человечным, никогда никого не оскорблял, ко всем относился с большим уважением. Он мог подолгу слушать любую музыку, даже бездарных композиторов, любителей — затем давал им советы, а после переживал. Переживал за то, почему он слушал плохую музыку, и беспокоился о том, не обидел ли ненароком автора. Вот таким он был по отношению к другим людям. Знаете, я очень любил своего педагога, боготворил его. Он был не только моим наставником, мы были большими друзьями, а подобные отношения редко встретишь между педагогом и его студентами.

    "Грусть", посвященная отцу

    Фарадж Караев — сын Кара КараеваВ семье Караевых не делали культа из дней рождения. Фарадж Караев в день рождения отца всегда бывает в Баку. В этот день рано утром он вместе с близкими друзьями посещает могилу отца на Аллее почетного захоронения. Цветов, правда, с собой никогда не берет, поскольку Кара Караев их не любил.
    — Папа вообще не любил проводить свои дни рождения, рассказывает Фарадж муаллим. — У нас в семье никогда не было культа вокруг этого, мы могли спокойно забыть мой, сестры или мамин день рождения. Папин, правда, помнили всегда. Гостей по этому поводу никогда не собирали, только два-три близких человека, которые приходили домой. Помню лишь однажды, когда папа отмечал, если не ошибаюсь, свое сорокалетие, было человек 20 гостей. А так — очень редко. Причем, папа никогда не говорил о музыке, о делах за столом, с гостями. Для него процесс работы был интимным. Только когда уже все было готово, он любил показывать маме. И когда ему во время оркестровок не хватало рук, а я был тогда ребенком, он звал ее и просил подыграть.
    — Какой из подарков, выбранных для отца, вам особо запомнился?
    — Помню, на его 50-летие мы с сестрой Зулей ходили по магазинам в Москве, выбирали. Хотели что-нибудь особенное подарить, а денег у нас не особо много было. Наконец нашли ему весьма симпатичную шкатулочку, отделанную камешками. Папа был очень тронут. А так в основном дарили книжки и ноты. Помню, я как-то подарил папе книгу Роберта Бенуорена "Вся королевская рать”. Я как раз прочел ее сам, позвонил отцу в Баку, и узнал, что он это замечательное произведение еще не читал. А мама, например, могла купить в подарок какое-то кашне, которое ему нравилось. Он любил хорошо одеваться.
    — Наверное, самым большим подарком для него могла бы стать музыка. Скажите, у вас есть произведение, посвященное отцу?
    — Да, это сочинение называется "Тристесса. Прощальная симфония”. "Тристесса” значит грусть. Что касается "Прощальной симфонии” — так называется гениальное произведение Гайдна, представляющее собой несколько театрализованное действо. Оркестр играет, у каждого музыканта свеча на пюпитре, которую ближе к концу произведения он тушит и уходит. Все музыканты постепенно расходятся, остаются лишь дирижер и первый скрипач. Последний передает скрипку дирижеру, тушит свою свечу и тоже уходит. Дирижер сам доигрывает произведение на скрипке, откланивается и покидает сцену. "Тристесса” задумана так же, ее стержень — три прелюдии отца. Это произведение играл вместе с оркестром маэстро Рауф Абдуллаев, который к тому же является и потрясающим пианистом. По задумке, дирижер выходит на сцену, где уже сидел оркестр, садится за рояль и играет одну из прелюдий отца. В середине "Тристессы” он вновь "отлучается” от оркестра, чтобы сыграть на рояле другую прелюдию. А в финале, когда все музыканты ушли со сцены и дирижер остался один, он опять садится за рояль, но не играет, закрыв его крышку. И тут третья прелюдия звучит — уже из репродуктора. Премьера этого произведения, посвященного мной отцу, была проведена в 1982 году, на его 65-летие. Оно записано на пластинку, но играли его только в Баку, так как не каждый дирижер умеет играть на рояле.

    Досье:

    Кара Караев — выдающийся азербайджанский композиторВеличайший азербайджанский композитор, педагог и общественный деятель Кара Абульфаз оглы Караев родился 5 февраля 1918 года. Народный артист СССР, лауреат Госпремий (1946 и 1948 годы), первое музыкальное образование он получил на рабочем факультете при консерватории. В саму консерваторию поступил в 1933 году. Обучался композиторскому мастерству у Р.Рудольфа, а основам азербайджанской народной музыки у Уз.Гаджибекова. Затем окончил московскую консерваторию (класс Дмитрия Шостаковича). Среди наиболее известных его произведений симфоническая поэма "Лейли и Меджнун”, балеты "Семь красавиц” (1952), "Тропою грома” (1988), струнный квартет (1947), "Албанская рапсодия” (1952), симфонические гравюры "Дон Кихот” (1960). К.Караев написал также немало музыки к кинофильмам и спектаклям.

     

     

     

    Айнур МУСТАФАЕВА                                               

                                                                                                              
    Категория: Композиторы Азербайджана | Добавил: Admin (24.01.2011)
    Просмотров: 2612 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024
    Реклама
    M.Maqamayev.Azerib
    Погода
    Статистика
    Яндекс.Метрика