Хайям Мирзазаде
В конце пятидесятых годов начал свой творческий путь талантливый
азербайджанский композитор - лауреат Всесоюзного конкурса, лауреат
Государственной премии Азербайджана и премии им.Ленинского комсомола
республики - Хайям Мирзазаде. В 2000 г. указом Президента Азербайджана
удостоин ордена "Славы". Хайам Мирзазаде родился в 1935 г. в г.Баку.
Ученик Кара Караева, он многое унаследовал от своего великого учителя,
сумев при этом "сказать" свое веское, значительное слово в искусстве,
вписав в национальное музыкальное искусство новые интересные страницы.
Музыку X.Мирзазаде всегда можно узнать по глубине замысла, серьезности
содержания, по значительности воплощенных им тем, образов. Следует при
этом отметить и то, что значительные углубленные мысли, серьезные
чувства всегда выражены композитором очень ясно, четко, убедительно.
Прочно опираясь, как и многие композиторы республики, на национальный
фольклор, X.Мирзазаде никогда не пользуется им "обнажено", "наглядно",
не идет по пути открытого заимствования его приемов-принципов. Эта опора
очень опосредованная, глубинная, при которой композитор сохраняет
индивидуальность почерка.
Одновременно, X.Мирзазаде - один из тех, кто очень широко и мастерски
использует все ресурсы современной композиторской техники, богатства
современного словарного фонда, вводя эти средства в русло своего
национального письма.
Содержание музыки композитора - жизнь современников, многогранные
картины нашей действительности. X.Мирзазаде - автор двух симфоний,
симфонического сочинения "Очерки 63", четырёх оркестровых сюит, 4 эссе
для голосад, вух струнных квартетов, вокального цикла "Исповедь" (сл.
Р.Рзы), многочисленных произведений для различных ансамблей,
вокально-оркестровых сочинений - "Ода партии", "Песнь о Ленине", цикла
пьес для эстрадно-симфонического оркестра, произведений для различных
инструментов, кантат. Написал музыку к 30 фильмам и 20 драмам, пьесам.
Среди сочинений особый интерес вызывает вторая симфония, названная
автором "Триптих" (1970 г.).Динамика, сложность жизненных
преобразований, смены контрастных картин, образов, тем, находят в
симфонии X.Мирзазаде воплощение в многогранных, углубленных
драматургически, интонационных и структурно-композиционных формах.
Симфонию отличают - ясность мысли, лаконизм, графическая манера письма.
При контрастности частей, отражающих три мира образов, имеющих свои
жанровые основы, симфония отмечена необычайным единством, цельностью,
говорящей о главной особенности почерка композитора - симфонизме
мышления.
С 1969-1983 гг. зав.кафедрой композиции. Профессор. Хайям Мирзазаде -
один из композиторов республики, уделяющих большое внимание делу
воспитания подрастающего поколения. За многие годы работы им
подготовлена большая группа молодых специалистов. Произведения, Хайяма Мирзазаде исполняются солистами и коллективами многих стран мира.
Азербайджан, Баку, 8 октября /корр. Эльдар Гусейнзаде/ Побеседовать с известным азербайджанским композитором Хайямом
Мирзазаде интересно всегда, и затронуть можно любую тему. Этот человек
никогда не полезет за словом в карман, а его, порой острое, слово
отличается особой мудростью. 5 октября Хайяму Мирзазаде исполнилось 74
года, дата хотя и не юбилейная, но все же отчетная, как и любой день
рождения. Trend Life от всей души поздравил замечательного композитора, интервью с которым представляет своим читателям. - Хайям муаллим, с переходом в свободное плавание, то есть,
покинув все государственные и общественные структуры, у Вас, наверное,
появилось больше времени для творчества? - В общем-то, да. За последнее время я написал "Каприччио" для
кларнета соло - это виртуозное произведение, ноты которого раздал и
местным кларнетистам, и послал знакомым кларнетистам за рубежом. Я
написал "Монолог" для гобоя соло. Это тоже серьезное произведение. Все
это продолжение скрипичной, альтовой, арфовой, гитарной сонат. Вообще, я
собираюсь продолжать писать музыку для сольных инструментов, следуя
примеру немецкого композитора Хиндемита, который написал сольную музыку
для всех инструментов. Кроме того, я закончил "Адажио" для скрипки и фортепиано и серенаду
для скрипки и фортепиано. Кстати, недавно я получил диск из Тегерана. На
них запись моей "Рапсодии" в исполнении смешанного оркестра народной
музыки, в котором используются симфонические и большое количество
народных иранских инструментов. Дирижировал один из лучших дирижеров
Ирана, композитор Фархади Фахраддини. Иранское радио уже пользуется этой
записью. Фахраддини, между прочим, этнический азербайджанец, имеет в
Азербайджане родственников. Например, крупный ученый-хирург Нуреддин
Рзаев - его двоюродный брат. Наконец, несколько дней назад я поставил точку в "Кончерто гроссо"
для струнных. Музыка интересная, и, думаю, что на будущий год она
прозвучит в филармонии. Я рад, что моя музыка еще звучит и в Азербайджане и за рубежом. Так
что, я доволен своей жизнью. Несмотря на то, что я уже не являюсь
работником чего-либо. Сейчас переживаю период, о котором всю жизнь
мечтал: скромный, работающий самостоятельно, свободный композитор. - Получается, что выход из всех государственных и общественных структур облегчил Вам жизнь. - С одной стороны, да. Ведь я освободился от всего ненужного. Работая
со студентами, своими учениками я переживал столько же, сколько и они.
Сейчас я принадлежу только самому себе и ни от кого не завишу. - Но ведь, наверное, трудно так сразу отойти от активной деятельности… - Я ушел только от преподавания, а так я всегда в курсе всего,
посещаю концерты, как в филармонии, так и в Академии музыки, театрах.
Это моя повседневная жизнь, внутренняя работа, потребность. Не думайте,
что если я ушел из Музыкальной Академии, Союза композиторов работа и
жизнь у меня остановилась. Все идет, как и всегда, своим чередом. Я
интересуюсь искусством, хожу по выставкам, мастерским и в то же время
пишу музыку, ведь это моя профессия. Я завершил одну часть своей
профессии - преподавание. Хотя ко мне заходят мои ученики, показывают
сочинения, мы советуемся. В моем доме всегда найдешь людей, которые еще
помнят меня. Самодеятельность и новые имена… - Вы говорите, что посещаете концерты. Как Вы их оцениваете? - Бывает интересно, бывает неинтересно. Ведь сейчас - что удивительно
- больше говорят люди, которые, несмотря на то, что имеют дипломы,
пришли из самодеятельности. У них со вкусом не все в порядке. Люди
начали обманывать друг друга, каждый старается себя похвалить. Слишком
много "гениев", "выдающихся", "известных" исключительно у себя дома
(смеется). - А что раньше такого не было? - Не в таких масштабах. Люди думают, что свобода - это значит, можно
говорить все, что угодно. Посмотрите, что делает телевидение. Так
называемые композиторы хвалят только себя, но они забывают, что учились в
консерватории, и я, который работал, кстати, там пятьдесят лет, помню
их и знаю, чего они стоят. А они ничего не стыдятся. Сейчас можно быть
композитором и без образования. Это не важно. Когда-то таких людей
называли мелодистами, самодеятельными композиторами, а сейчас они
получают звания! В Азербайджане есть люди, имеющие большое количество
хороших произведений, которые могут звучать и звучат не только в
Азербайджане, но и во всем мире, но они остались за бортом. - Хайям муаллим, почему в последние десятилетия в Азербайджане не
слышно новых имен в симфонической музыке, подобных тем, которые гремели в
прошлом веке? - Я не согласен с этим. В Азербайджане есть новые композиторы, чью
музыку я слышал на концертах, и считаю, что это достойные произведения. - Имена назовете? - Я могу сказать об одном и могу забыть другого. И потом я не всегда
должен называть имена. А плохие "композиторы" оккупировали все
телевизионные каналы. Подарок от Гара Гараева и подарок от Хайяма Мирзазаде - Как Вы обычно отмечаете день рождения? - Ничего особенного - в этот день собирается моя семья, дети, теперь и внуки, родные, друзья и вместе скромно отмечаем. - Многие с возрастом не любят дней рождений. А Вы? - Люди, которые так говорят, пусть сами отвечают на этот вопрос. Что теперь делать, если ты родился в этот день. - Подарок, который Вам больше всего запомнился? - Так я сам подарки люблю делать и в свой день рожденья тоже. Я вот
сейчас работаю над своим архивом и некоторые интересные документы дарю.
Передавал, например, их в свое время в дар музею Узеира Гаджибекова,
недавно на презентации диска Полада Бюльбюльоглу преподнес ему программу
Театра Оперы и Балета сезона 1934-35 годов, с оперного спектакля
«Тоска», где партию Каварадоси исполнял его отец - великий Бюльбюль. На той презентации я сказал: будете себя хорошо вести, тоже получите
от меня подарок (смеется). Я считаю, что человек должен радоваться,
гордиться, а не хвалить себя. Я иногда тоже хвалю себя, но в шутку, и
все это знают. - А критиковать себя любите? - Я люблю думать о своих ошибках. Они случались и в дружбе, и в
знакомстве, но каких-то глобальных ошибок я не делал. У меня всегда была
одна линия: чистота в сердце, чистота в искусстве, чистота в жизни. Я
не люблю подхалимов и пройдох. - Вашим учителем в творчестве и в целом по жизни был Гара Гараев… - Он был мне и другом… - Какой он подарок Вам преподносил на день рождения? - А разве его приход не был подарком?.. - Однажды Вы сказали, что с возрастом все труднее писать музыку. - Абсолютно точно, очень нелегко. Мало найдется известных
композиторов, писавших музыку в возрасте. Писателям и художникам легче, а
композиторам - сложнее. - На себе это чувствуете? - Да, я стал хуже видеть (смеется). Я действительно плохо вижу. - Вы говорили о дружбе. Иногда творческим людям трудно дружить друг с другом. А как у Вас? - У меня есть очень хорошие друзья скульпторы и художники, а теперь и
враги, люди разных профессий. Дружу со своими учениками. В месяц один -
два раза они ко мне приходят. Я, кстати, и им делаю подарки. Почему я
не должен дарить редкие ноты? А кому они останутся? Когда собака
щенится, ее хозяин говорит, что хочет отдать щенков в хорошие руки, в
хорошие дома. Вот и я всегда смотрю на то, стоит ли человеку дарить
партитуры, которых у него никогда не будет, или нет. - К юбилею готовиться будете, ведь в следующем году Вам 75? - Нет, не хочу. Во-первых, дожить еще надо, а во-вторых,
действительно не хочу. Это всего лишь моя очередная дата. Юбилеи надо
делать великим людям: Гаджибекову, Гараеву, Физули и другим… - Великими становятся после смерти? - Велик человек или нет, показывает время. Правда, есть люди,
ставшими великими при жизни… Я юбилеев делать не собираюсь. А зачем?..
|