КОМПОЗИТОР ШАФИГА АХУНДОВА:
«НЕ БЫЛО БЫ УЗЕИР БЕКА, НЕ БЫЛО БЫ И МЕНЯ»
Шафига Ахундова в этом году
отмечает свой 85-летний юбилей, и музыкальная общественность в ожидании
официальных торжеств. Она — автор музыки более чем к 60 спектаклям,
многих популярных песен и романсов на стихи лучших наших поэтов.
За ее спиной большая жизнь, заполненная музыкой, преданным служением
ей. Шафига ханум первой из женщин-композиторов Востока написала музыку к
опере «Гялин гаясы» («Скала невесты»).
О некоторых эпизодах своей большой и содержательной жизни композитор рассказала корреспонденту «БР».
— Шафига ханум, вы не раз говорили, что музыкальность у вас наследственная. У вас были в роду музыканты?
— Профессиональных — нет. Но мама, Зулейха ханум, была очень
музыкальной, сама научилась играть на гармони и в свободные от домашней
работы минуты часто наигрывала азербайджанские народные мелодии. Я,
видимо, пошла в нее. Стоило зазвучать мелодии, усидеть на месте не
могла, танцевала, прыгала. «Моя дочь, как «чалы гушу» («птичка
певчая»)», — говорила мама. Потом я и сама научилась играть на слух. Моя
старшая сестра Зумруд была замужем за известным литератором Мамедом
Аразом Дадашзаде. В их доме собирались певцы, поэты, писатели с женами и
среди них Самед Вургун, Расул Рза, Мирза Ибрагимов. Мужчины обычно
сидели в кабинете Мамеда Араза, а женщины — в комнате, где стояло
пианино. И, как правило, вдоволь поговорив, они просили сестру: «Пусть
Шафига что-нибудь сыграет». Они с удовольствием слушали, а иногда и
пускались в пляс — веселые были женщины. Одна из них, супруга Мирзы
Ибрагимова, (это было примерно в 1942—1943 годах, когда он возглавлял
Управление по делам искусств) и попросила мужа сказать Узеир беку, что
есть девушка, которая безумно любит музыку. М.Ибрагимов, не откладывая,
позвонил композитору. Тот заинтересовался и сказал: «Приведи ее ко мне».
Уже на следующий день мы с сестрой поехали к Узеиру Гаджибекову.
— Вы помните эту встречу?
— Помню ли? Все перед моими глазами, как будто это было вчера! В
консерватории швейцаром работала Тася, полная русская женщина. Она уже
была извещена о нас и, когда мы пришли, без лишних вопросов сказала:
«Подождите, я доложу». Вскоре дверь открылась, и Тася сказала:
«Проходите». Я прошла в комнату. У меня хранится фотография Узеир бека,
на которой он такой, каким я его тогда увидела. Когда я вошла, мне стало
как-то не по себе, как говорится, «сердце упало». Узеир бек сказал:
«Хош гялдин, гызым, ты из какого района?». Я ответила: «Из Шеки».
«А-а-а, да ты — «даг гызы» («девушка гор»). С того дня он всегда называл
меня «даг гызы». «Я спою и сыграю для вас», — сказала я. «Да-да, я тебя
для этого пригласил. А что ты сыграешь?» «Свои песни». «Ты и поешь
тоже?» «Да». Я сыграла свою первую песню на стихи Мирварид Дильбази «У
колыбели». Узеир бек внимательно выслушал, а потом сказал: «Девочка, у
тебя есть творческая жилка, ты обязательно должна заниматься музыкой».
«Да, я мечтаю об этом», — обрадовалась я. «Но тебе много лет», — сказал
композитор. Действительно, осваивать азы музыки в 17—18 лет было
поздновато. Гаджибеков призадумался, а потом сказал: «Я тебя направлю в
музтехникум, в класс тара Агабаджи Рзаевой, поучись у нее».
— Так вы играете и на таре?
— Конечно, я проучилась в классе Рзаевой около двух лет, где мы
изучали основы мугама, а потом Узеир Гаджибеков как-то вызвал меня к
себе и сказал: «Я открываю при консерватории подготовительные курсы для
таких музыкально одаренных людей, как ты, Джахангир Джахангиров, Гаджи
Ханмамедов, Сулейман Алескеров». Так был создан композиторский класс. Мы
занимались и в группе, и индивидуально. Иногда он посылал нас к таристу
Мансуру Мансурову — послушать его игру. Нередко мы мугам «переводили»
на пианино, а с пианино на клавир. Я лично три раза в неделю
индивидуально занималась с Узеиром Гаджибековым. Раз в неделю мы
показывали ему свои произведения. Он смотрел их, редактировал, менял
гармонию, фактуру, — у меня все эти годы хранились ремарки, сделанные
его рукой. Несколько лет назад я отдала эти ноты с его пометками в Музей
Узеира Гаджибекова. Эти реликвии бесценны, как бесценны человечность
Узеир бека, такие его качества, как чуткое, внимательное отношение к
людям.
Однажды во время наших индивидуальных занятий в класс вошел его
личный переписчик нот с партитурой «Джанги». Увидев их, я не удержалась:
«О-о-о, Узеир муаллим, я так люблю это ваше произведение!» Он ответил:
«Раз нравится... Володя, дай мне ноты...» В следующую минуту он уже
писал на них: «Молодой, талантливой студентке Шафиге на память от
Узеира» и подписался. Этот подарок также сейчас находится в музее. Я это
рассказываю для того, чтобы сказать, каким он был тонким человеком.
Второго такого я за всю свою жизнь не встретила.
— Говорят, он заботился о своих студентах, как о собственных детях. Вы ощутили эту заботу на себе?
— И не один раз. Однажды — это было во время войны — я пришла в класс
очень расстроенная. Узеир бек спросил: «Ты плакала, даг гызы?». «Нет», —
отвечаю. А у Узеира Гаджибекова была привычка во время разговора
дергать ус, поэтому у него с левой стороны усов почти не оставалось. И
он, подергивая ус, продолжает: «Даг гызы, гейчек гызы, ты плакала». Не
выдержав, я от этих слов разрыдалась. «Что случилось?» — спросил
учитель. «Я стесняюсь говорить», — отвечаю. «Говори, иначе я не буду с
тобой заниматься!» «Я потеряла хлебную карточку, отец убьет меня». Узеир
бек нажал на кнопку вызова. Открылась дверь и вошла Тася. «Тася, срочно
найди Рамазана Халилова. Пусть придет ко мне». Когда тот пришел,
учитель сказал: «Рамазан, эта девушка гор потеряла свою хлебную
карточку. Пойди к нам домой и скажи Малейке, чтобы она отдала одну из
наших». Когда Рамазан дал мне карточку, я сразу успокоилась. «Вот,
совсем другое дело. Не плачь, если у тебя что-то случится, впредь говори
мне».
Или другой случай. Во время войны все голодали. Было голодно и в
нашей семье. И как-то, буквально падая от недоедания, я пришла на урок.
Узеир бек, взглянув на меня, сказал: «Вижу, ты сегодня не ела, вон
бледная какая», — и нажал на кнопку. Вошла Тася. «Принеси мой
бутерброд», — сказал ей Узеир бек. Меня от стыда в жар бросило. А мой
учитель, взяв бутерброд, поделил его: одну половину отдал мне, другую
оставил себе, а мне кусок не идет в горло — так было стыдно. Но он
настоял, дождался, пока выпью и чаю, а затем сказал: «Ну, а теперь давай
заниматься». Необыкновенный он был человек...
— Расскажите о своем участии в создании гимна Азербайджана.
— Это немного другая история. В 1944 году встал вопрос о создании
гимна Азербайджанской ССР. Гаджибеков собрал всех своих учеников и
обязал нас включиться в конкурс. «Чья музыка окажется лучше, ту и
примут», — сказал он. Я написала «Зефер маршы». Конечно, была принята
музыка Узеира Гаджибекова. И все же к созданию гимна я имела, можно
сказать, некоторое отношение. Я уже говорила, что у меня был и вокальный
дар. «Твой голос лучше твоих песен, — говорил мне Узеир бек. — Я хочу,
чтобы ты пела Нигяр, Гюльчохру, хочу подготовить тебя как певицу». Об
этом, понятно, не могло быть и речи, — отец ни за что не позволил бы мне
выйти на сцену. Но пожелание Гаджибекова все же исполнилось: написанную
им мелодию гимна Мирджафар Багиров прослушал и принял именно в моем
исполнении. А случилось это так.
По поручению Узеира Гаджибекова вместе с пианистом Владимиром
Козловым мы около недели репетировали. Узеир бек, прослушав, остался
очень доволен. При мне и Козлове он позвонил руководителю республики и,
сообщив, что гимн готов, спросил: «Когда прийти?» «Завтра», — был ответ.
Наутро мы втроем на машине Узеир бека поехали в филармонию. Гимн
исполняли в кабинете директора. Козлов играл, а я в белом крепдешиновом
платье пела. Мирджафар Багиров внимательно смотрел на меня из-под очков,
видно было, что ему понравились и гимн, и мое пение. По окончании
прослушивания он высоко отозвался о музыке, а потом, глядя на меня,
сказал: «Узеир, что-то эта девушка очень худая, надо бы ей выделить
путевку в Сочи». Шло время, а о путевке никто не вспоминал. Я рискнула
обратиться к Гаджибекову: «Узеир муаллим, ведь Багиров подарил мне
путевку в Сочи, где же она?» Узеир бек посмотрел на меня с укором: «Что
тебе, красивой девушке, делать в Сочи одной?» На этом история с путевкой
была закончена, а чудесная мелодия Узеира Гаджибекова стала гимном
Азербайджанской ССР.
— Шафига ханум, за долгую творческую жизнь вы создали много прекрасных произведений. Какое из них вам наиболее дорого?
— Обычно в таких случаях принято говорить: то, которое еще будет
написано. Но я не буду повторять чужие слова, хотя, кто знает, может,
так оно и есть. Я ведь и сейчас каждое утро начинаю с музицирования.
Завершая свою 40-летнюю педагогическую деятельность в Университете
искусств, я дала себе слово впредь целиком отдаться композиторской
работе. К этому меня подталкивает и память о прошлых успехах, людях,
которые верили в меня. Одним из них был писатель Сулейман Рагимов,
вдохновивший меня на написание оперы «Гялин гаясы». Однажды он позвонил
мне и сказал, что на радио по его книге готовится
литературно-музыкальная композиция. «Напиши, пожалуйста, к ней музыку,
мне нравятся твои мелодии». Я выполнила его просьбу. Тогда же написала
песню «Кенуль таранэси», которая настолько понравилась писателю, что он
стал уговаривать меня написать оперу. Он сам же отвез меня к тогдашнему
министру культуры Рауфу Гаджиеву: «Пусть азербайджанка станет автором
оперы. Заключи с ней договор, чтобы у нее не было пути назад, и чтобы
она была уверена, что ее работа будет принята». Я так воодушевилась,
день и ночь сочиняла, и Сулейман Рагимов часто интересовался ходом
работы. Это была большая моральная поддержка. Оперу я написала за три
года. В 1974 году был уже готов клавир, который я показала Арифу
Меликову. Он дал мне несколько дружеских советов, а затем, когда клавир
был полностью готов, я представила его Тофику Кулиеву. Помню, как он
похвалил меня: «Молодец, Шафига!» На просмотре всю оперу я спела сама,
мне аккомпанировал Чингиз Садыхов. У меня до сих пор сохранился протокол
обсуждения оперы, на котором присутствовали 89 человек, среди них такие
наши прославленные музыканты как Шамси Бадалбейли, Васиф Адыгезалов,
Хайям Мирзазаде, Ариф Меликов и другие. Но особенно меня поддерживал
Тофик Кулиев. Очень помогал в постановке тогдашний директор театра Азер
Рзаев. Среди первых исполнителей оперы были Рубаба Мурадова, Назакет
Мамедова, Фиридун Мехтиев.
— В свое время ваша оперетта «Ев бизим, сирр бизим» («Дом наш, тайна наша») не сходила со сцены Театра музкомедии...
— Я написала оперетту в 1960 году, и она пять лет шла в Музкомедии с
неизменным аншлагом. Главную роль исполняла любимица публики Насиба
Зейналова. Она играла так, что зрители буквально падали от смеха. Я не
пропускала ни одного спектакля, видела переполненный зал, ложи, — это
было так приятно наблюдать. И все — благодаря игре гениальной актрисы.
Однажды в разговоре с Гаджибабой Багировым я сказала, что хорошо было бы
возобновить спектакль, а он только горько усмехнулся: «Кто же после
Насибы Зейналовой сможет сыграть Асмат?!» И это правда. Насиба ханум
очень тонко чувствовала музыку, передавала ее так, как это умела только
она.
— А ваши песни?
— У большинства моих песен счастливая судьба. Их исполняли Шовкет
Алекперова, Сара Гадымова, Сакина Исмайлова, Зейнаб Ханларова. Из
романсов мне особенно дорог цикл, написанный на строки из поэмы Самеда
Вургуна «Айгюн». Я подозреваю, что поэт отразил в поэме именно мою
жизнь, настолько судьба героини перекликается с моей.
P.S. Рафига ханум, сестра
Шафиги Ахундовой, подключилась к беседе уже по ее окончании. Отвечая на
вопросы, она сказала то, о чем умолчала сама Шафига ханум, — что в свои
85 лет ее сестра сохраняет молодой дух, а неугасающий огонь творчества
ежедневно заставляет ее садиться к инструменту, работать над новыми
произведениями.
Около года назад Шафига ханум написала на стихи Бахтияра Вагабзаде
песню «Любовь не умирает» и успела до своей болезни отдать одному из
исполнителей. Певец Эльдар Алекперов дал прослушать кассету с записью
песни Бахтияру Вагабзаде незадолго до его смерти.
— Как он рассказал нам, Бахтияр муаллим высоко оценил мелодию и
сказал: «Как жаль, что Шафиги ханум нет рядом, я бы ей руку поцеловал», —
говорит Рафига ханум.
Франгиз ХАНДЖАНБЕКОВА