|
|
Каталог статей |
|
Узеир Гаджибеков -2
Вклад в культуру и образование
Памятник Узеиру Гаджибекову в Баку перед основанной им в 1920 году музыкальной академией В отличие от Армении и Грузии, в Азербайджане до появления Гаджибекова не было ни одного профессионального композитора и профессионального учебного заведения. Узеир Гаджибеков не только восполнил этот пробел, но и стал основоположником многих реформ в азербайджанской культуре. Именно он первым из деятелей культуры Азербайджана доверил партию в своей опере исполнителю-женщине — Шовкет Мамедовой, а также организовал благотворительный концерт с целью сбора средств для финансирования её учёбы в Италии.
Русско-татарский (так в то время называли азербайджанский) словарь Гаджибекова 1907 года Однако Узеир Гаджибеков известен на родине не только как композитор и меценат. Он является автором словарей, научных статей и сборников, сатирических и газетных статей. В 1907 году был издан разработанный им «Русско-тюркский и тюркско-русский словарь политических, юридических, экономических и военных терминов», а в 1908 году — «Вопросы арифметики». В период существования Азербайджанской Демократической Республики Узеир Гаджибеков являлся главным редактором ежедневной газеты «Азербайджан». 29 октября 1918 года была опубликована его первая статья в этой газете. В 1945 году был издан его теоретический труд под названием «Основы азербайджанской народной музыки». Эта работа была переведена на три языка и неоднократно переиздавалась. В предисловии к «Основам азербайджанской народной музыки» композитор писал: Для меня, как композитора, моя работа по изучению основ азербайджанской народной музыки имела то практическое значение, что я сумел написать целую оперу «Кёр-оглы».
Как теоретик Узеир Гаджибеков внёс большой вклад в основы изучения азербайджанской музыки, главного её направления — мугама. Персидская и азербайджанская тональные структуры были основаны на расчетах средневекового философа, уроженца Азербайджана Сафи Ад-Дина аль-Урмави, а в начале XX века теперь уже Узеир Гаджибеков определил тональную структуру модальных рядов путём изучения ладовой системы азербайджанской лютни, известной как тар. Гаджибеков описал мугам «…в форме здания с 12-ю колоннами и шестью башнями, откуда можно увидеть все четыре стороны света: от Андалусии до Китая, и от Африки до Кавказа…». М. Исмайлов писал, что «…методы монодической экспрессии и развития, включая повторы, последовательности, вариации .. стали существенным материалом для строительства мугама как „храма музыки"…». В условиях разгоравшейся в советских музыкальных кругах дискуссии на тему гармонизации национальных мелодий Узеир Гаджибеков в своих теоретических трудах выступал с предложениями продолжать гармонизацию азербайджанских национальных мелодий, избегая при этом всего, что могло бы нанести ущерб характеру азербайджанской музыки и методам её исполнения. По его мнению, неумелая гармонизация могла поменять характер азербайджанской музыки, нейтрализовать её модальность, и даже вульгаризировать её. Но в то же время он продолжал считать, что азербайджанская музыка не должна оставаться всегда монодичной. Он указывал, что полифония должна основываться не на правильной последовательности аккордов или гармонических каденциях, которые требуют изменений в модальной структуре, а на комбинации логически структурированных отдельных мелодий.
В своей педагогической деятельности Гаджибеков преподавал основные положения и требования, предъявляемые к композиторам. Так, в предисловии к сборнику «Музыка Советского Азербайджана в дни Отечественной войны» Гаджибеков пишет:
Бюст Узеира Гаджибекова из Шуши, расстрелянный армянскими солдатами. Ныне хранится в Баку
Поверхностная стилизация, отнюдь не придавая музыкальному произведению подлинной национальной интонации, вместе с тем лишает его правдивости, искренности и вообще эстетической и художественной ценности. Задача, на мой взгляд, решается совсем иначе. Каждый народ требует от своих композиторов, чтобы они сочиняли свои произведения, как бы сложны они ни были, на близком и родном ему музыкальном языке. Для этого от композитора требуется знание в совершенстве этого языка.
Узеир Гаджибеков стал инициатором основания высшего музыкального учебного заведения — Азербайджанской государственной консерватории. В 1927 году он совместно с композитором Муслимом Магомаевым издал сборник азербайджанских народных песен, впервые переложив их на ноты. В 1931 году под руководством Гаджибекова был создан оркестр азербайджанских народных инструментов. В 1936 году он участвовал в создании Азербайджанского государственного хора при бакинской Филармонии.
Композитор также известен как педагог и учитель многих известных в Азербайджане и за его пределами композиторов и музыкантов. Учениками маэстро являлись Афрасияб Бадалбейли, Саид Рустамов, Асаф Зейналлы, Шамси Бадалбейли, Ниязи, Джовдет Гаджиев, Тофик Кулиев, Кара Караев, Джангир Джангиров, Фикрет Амиров, Шафига Ахундова. Вот как ученики отзываются о влиянии учителя на их становление как творческих людей:
Бессмертный художник Узеирбек, создатель целой школы профессиональной азербайджанской музыки, всегда призывал нас изучать положительные качества музыкальной культуры других народов, извлекать из этого пользу для применения в деле развития национальной музыкальной культуры.
— Фикрет Амиров
Редко встречающееся сочетание мощного композиторского дарования с незаурядными данными драматурга давало возможность Узеиру Гаджибекову выражать свои мысли и идеи в яркой художественной форме. Чудесная музыка являлась самым убедительным, самым страстным пропагандистом лучших передовых идей того времени, которые проникали в душу слушателей, будили в них самые лучшие и возвышенные чувства.
— Кара Караев
Узеир Гаджибеков — поющийся композитор, от первой до последней своей ноты. Я тоже часто ловлю себя на том, что пою гаджибековскую музыку. И если я где-нибудь сфальшивлю или что-нибудь пропущу, то меня часто исправляют люди, не имеющие музыкального образования. Каким же мощным талантом нужно обладать, чтоб тебя так хорошо знал и любил твой народ.
— Ариф Меликов
В 1938 году Гаджибекова наградили орденом Ленина и удостоили звания Народного артиста СССР. В 1946 году он был удостоен Сталинской премии во второй раз за авторство музыки к кинофильму «Аршин мал алан». В период с 1928 по 1929 и с 1939 по 1948 годы он занимал должность ректора Азербайджанской Государственной консерватории. В последние 10 лет своей жизни он руководил Союзом композиторов Азербайджана. Кроме того, Гаджибеков являлся постоянным членом Академии наук Азербайджана с момента её основания в 1945 году и депутатом Верховного Совета СССР двух созывов (1937, 1941). Дмитрий Шостакович оценивал вклад Узеира Гаджибекова в азербайджанскую культуру следующим образом: Гаджибеков всю свою жизнь посвятил развитию азербайджанской советской музыкальной культуры. ...Он впервые в республике заложил фундамент азербайджанского оперного искусства, основательно организовал музыкальное образование. Большая работа проделана им и в развитии симфонической музыки. Память
Памятник Узеиру Гаджибекову в Вене День рождения Узеира Гаджибекова, 18 сентября, отмечается в Азербайджане как День музыки. В 1977 году построенный на верфи Володарска теплоход был назван именем Узеира Гаджибекова. Именем Узеира Гаджибекова была названа Государственная премия Азербайджанской ССР. Именем композитора названы проспект в Баку, Бакинская музыкальная академия (до 1991 года Консерватория)[68], Азербайджанский государственный симфонический оркестр, а также учреждённая в Азербайджане Государственная премия за заслуги в области культуры. В 1956 и 1960 годах в Баку были установлены памятники Гаджибекову: в 1956 году — на могиле композитора (автор: О. Эльдаров), в 1960 году — перед Азербайджанской Государственной Консерваторией (автор: Т. Мамедов)[68]. В 1959 году был открыт дом-музей Узеира Гаджибекова в Шуше, в 1975 году — в Баку. В 1959 году был установлен памятник и поставлен бюст в Шуше. Впоследствии, по словам журналиста Би-Би-Си Томаса де Ваала, бюст, «испещрённый пулями, в двубортном пиджаке и сломанных очках» был демонтирован и продан на металлолом армянами, захватившими Шушу в 1992 году. Сегодня бюст располагается в экспозиции под открытым небом Музея искусств Азербайджана. В 1981 году под режиссурой известного азербайджанского писателя-драматурга Анара был снят художественный фильм о жизни Узеира Гаджибекова — «Аккорды долгой жизни». В 2006 году в присутствии министра культуры Азербайджана Абульфаза Гараева в Вене было открытие бюста композитора. Гаджибеков, Узеир Абдул-Гусейн оглы на Викискладе?
В 2008 году под эгидой ЮНЕСКО было отпраздновано 100-летие оперы «Лейли и Меджнун» Узеира Гаджибекова. Награды и премии Народный артист СССР (1938) Орден Ленина (1938) Сталинская премия второй степени (1941) — за оперу «Кёроглы» Сталинская премия второй степени (1946) — за музыку к фильму «Аршин мал алан» (1945)ФотогалереяФото из семейного архиваУзеир-бек Гаджибеков с отцом в Шуше, 1890 год | Узеир-бек Гаджибеков с женой, 1910 год | Узеир-бек Гаджибеков (крайний справа) с семьей, Шуша, 1910 год | Узеир-бек Гаджибеков с семьей в Шуше, 1915 год | Дом-музей Узеира ГаджибековаКовёр
сотканный в честь 60-летия композитора и подаренный ему в 1945 году. При
создании ковра использованы орнаменты всех ковроткаческих школ
Азербайджана. Слева и справа - иллюстрации из первой и последней его
опер, внизу привлекают внимание национальные музыкальные инструменты
востока и запада | | Дом-музей Узеира Гаджибекова | Дом-музей Узеира Гаджибекова | | Первые
члены Президиума Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) - 1945
год. Нижний ряд:в центре, пятый слева - Президент академии М. Миркасимов (известный хирург, ученый), первый слева - поэт Самед Вургун, третий слева Узеир Гаджибеков, шестой слева - И. Есьман, седьмой слева - А. Гроссгейм, восьмой слева - М. Топчибашев (учёный, хирург). Верхний ряд: первый слева - Ю. Мамедалиев, второй слева - М. Ибрагимов | Первый оркестр Азербайджана под руководством Узеира Гаджибекова, 1932 год | Рукописи композитора | Рукопись "Аршин мал алан", 1917 год | Генеалогия | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| Гаджибек Гаджибеков | | | | | | Абдул-Гусейн Гаджибеков (1842—1901) |
| |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Исмаил-бек Гаджибеков (1879—1921) | | Саяд Гаджибекова (1872—1954) |
| Абухаят Гаджибекова (1880—1951) |
| Зульфугар Гаджибеков (1884—1950) | | Узеир Гаджибеков (1885—1948) | | Джейхун Гаджибеков (1891—1962) |
| |
| | | | | | | |
|
|
|
|
|
| | | | | | |
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Солтан Гаджибеков (1919—1974) | | | | | | | Ниязи Тагизаде-Гаджибеков (1912—1984) |
| Чингиз Гаджибеков (1913—1971) |
| Джейхун (1919—1941) |
| Тимучин (1921—1993) |
| | | | |
| | |
|
|
|
|
|
|
|
| | |
| | | |
| Исмаил Гаджибеков (1949—2006) |
|
|
Категория: Композиторы Азербайджана | Добавил: Admin (26.01.2011)
|
Просмотров: 3723 | Комментарии: 2
| Рейтинг: 5.0/1 |
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
|
|
|