|
|
Каталог статей |
|
Литература Азербайджана в XIX - XX веков
Произошедшее на заре XIX века
знаменательное событие в исторической судьбе азербайджанского народа -
включение Азербайджана в состав Российской империи - усилило в
прозападные тенденции во всей культуре, в том числе и в литературе. Под
влиянием этих тенденций ведущие позиции в литературе стали занимать
национальные и реалистично-светские мотивы. Находившийся под
непосредственным влиянием творчества Моллы Панаха Вагифа и созревший в
атмосфере художественной критико-реалистической сатиры Карабаха. Гасым
бек Закир (1784-1857) своей литературной деятельностью на долгие годы
определял направления поэтического развития. Однако, как в творчестве
Закира, так и в произведениях его друзей-поэтов прослеживается
продолжение на новом уровне традиций Физули и такими представителями
были: на Севере - Сеид Абульгасым Небати (1812-1873 г.г.), а на Юге -
Сеид Азим Ширвани (1835-1888) и Хуршид Бану Натаван (1830-1897).
Посвятивший всю жизнь педагогической деятельности Сеид Азим прославился в
азербайджанской литературе как большой просветитель, и значительная
часть его произведений посвящена учебе и воспитанию молодого поколения. В
его сатирических произведениях, написанных в духе Гасым бека Закира,
бичевались общественные пороки того времени, рисовались отрицательные
образы. Как и для большинства культурных народов мира, XIX век стал в
Азербайджанской литературе невиданным временем развития, утверждения
гуманистических идеалов, заявил о себе необратимым прогрессом в
просветительстве, первой серьезной попыткой утверждения власти разума.
Несмотря на то, что особенно после присоединения северной части
Азербайджана к России этот исторический процесс в целом выделялся своим
колониалистским, эксплуататорским характером, все же в сравнении с югом
на севере наблюдались определенные сдвиги в литературно-культурном
развитии. Достаточно отметить, что творивший почти в одно время с Мирзой
Фатали Ахундзаде поэт с юга Сеид Абульгасим Небати (1812-1873 г.г.),
при всей эстетической красоте в своего художественного творчества,
опирающегося на тысячелетние поэтические традиции Востока, так и не
сумел идти дальше идеалов суфизма. В этот период такие деятели
культуры и мыслители, как Аббасгулу Ага Бакиханов (1794-1847) Мирза Шафи
Вазех (1792-1852), Исмаил бек Гуткашынлы (1801-1861г.г.), которые были
близки с русскими и западными востоковедами, перенимали у них передовые
гуманистические мысли, являлись носителями просветительских идей, а
Мирза Фатали Ахундзаде, опираясь на их плечи, навсегда связал
азербайджанскую литературу с Россией и Западом, вывел ее в семейство
мировых литератур. А. Бакиханов, будучи известным общественным
деятелем, ученым, поэтом, сумел в азербайджанской литературе органически
связать идеи Запада с традициями Восточной поэзии, искусства. Еще при
жизни А. Бакиханова его художественные произведения, научные труды были
изданы на русском и немецком языках, о чем много лестного писалось в
европейской печати. Немецкий востоковед Фридрих Боденштедт увез в Европу
поэтическую тетрадь своего учителя Мирзы Шафи Вазеха и перевел его
стихи на немецкий язык и издал их. Впоследствии эти стихи М.Вазеха,
объединенные в сборнике "Песни" пользовавшиеся огромной популярностью в
Европе, Ф. Боденштедт приписал себе, отрицая авторство Мирзы Шафи
Вазеха... Один из яркий образцов нового реалистического направления в
азербайджанской литературе - рассказ И.Гутгашынлы "Рашид бей и Саадат
ханум" увидел свет на французском языке в Варшаве. Просветительно-реалистичные
взгляды Мирзы Фатали Ахундзаде (1812-1878 г.г.) сыграли исключительную
роль в дальнейшем развитии литературы, в частности сильно содействовали
становлению таких жанров, как драма, роман, повесть, новелла, поэма и
других. Написанные в 1850-1855-х годах шесть драм М.Ф.Ахундзаде
способствовали формированию новой школы в литературах Ближнего и
Среднего Востока. Глубокие этические начинания, гуманизм,
справедливость, искренность, правдивость, свойственные в целом всей
азербайджанской литературе, находили дальнейшее развитие в творчестве
М.Ф.Ахундзаде, являлись лучшими образцами последующим поколениям. Мирза
Фатали Ахундзаде, продолжая самые передовые традиции азербайджанской
литературы, проявил себя не только как писатель, поэт, драматург, но и
являлся видным ученым, философом, общественным деятелем. Он всем своим
творчеством стремился к счастливому будущему своего народа. Высоко
оценивая роль литературы и искусства в просвещении народа, приобщении
его художественно-культурным ценностям, М.Ф.Ахундзаде стал автором
первых на Востоке драматических произведений. Его шесть драм,
объединенные под общим названием "Темсилат" ("История с Моллой
Ибрагимхалилом - алхимиком", "Мсье Жордан и дервиш Масталишах", "Хырс
Гулдурбасан", "Визирь Ленкоранского хана", "Приключение скупого (Гаджи
Гара)" "Мурафия векилляринин хекайети") были изданы в 19859 году в
Тифлисе. М.Ф. Ахундзаде далеко не был апологетом русского царизма, каким
его неверно считают некоторые исследователи. При надобности он скрыто,
эзоповским языком подвергал острой критике колониальную политику
русского империализма. В его прозаических произведениях "Письма
Кемалюддовля" (1865 г.) и "Обманутые звезды" (1857 г.) отражены не
только негативные стороны исторического прошлого и государственного
устройства Ирана, но и переживания самого писателя, вызванные уродствами
жизни, политического устройства страны. Определенное Мирзой Фатали
Ахундзаде художественно-эстетическое направление в азербайджанской
культуре способствовало появлению во второй половине XIX в Азербайджане
таких видных просветителей-реалистов, как С.А.Ширвани (1835-1888 гг.),
Н.Б.Везиров (1854-1926 гг.). А.Б.Ахвердиев (1870-1933), одновременно
содействовало повышению художественно-культурного уровня соседних
народов. Особенно сильный импульс в интенсивном развитии
художественно-культурной жизни в тот период дала разносторонняя газета
"Экинчи" ("Пахарь") (1857-1877) издаваемая ученым-естествоиспытателем
Г.Б.Зардаби (1837-1907). Ряд общественно-литературных дискуссий и
обсуждений, нашедших свое отражение на страницах этого издания, еще
более укрепили гуманистические тенденции в азербайджанской литературе,
способствовали ее развитию. В XIX веке наряду с
просветительно-реалистическими тенденциями в азербайджанской литературе,
развивалась и религиозно-дидактическая поэзия, наиболее видными
представителями которой были живущие в Южном Азербайджане создатели
религиозных элегий Раджи, Дилсуз, Дахил, Гумри и другие. Однако под
влиянием происходящих в Северном Азербайджане литературных процессов и в
Южном Азербайджане усилились тенденции к созданию поэтических
произведений на религиозную тематику. Яркими образцами
религиозно-реалистической поэзии являются "Приключения лисы" ("Шелебийя"
("Тюлкюнаме")) Мухаммеда Багира Халхали (1829-1900 гг.), "Осел, груз
которого состоял из книг" ("Китаб юклю эшшяк") Абдурахмана Талыбова
(1888 г.), "Путевые заметки Ибрагимбека" ("Ибрагим бейин сеяхетнамеси"
(1892 г.) Зейналабдина Марагаи. В XIX веке в литературных меджлисах
сформировалось еще одно литературное направление, отличающееся большей
склонностью к традиционному восточному типу творчества. Литературный
меджлис в Губе ("Гюлистан") возглавлял Аббасгулу ага Бакиханов Гудси, в
Ордубаде ("Меджлис поэтов") Гаджиага Багир Ордубади, в Ленкорани
("Группа прекрасных ораторов") - Мирза Исмаил Гасир, в Шемахе ("Дом
радости") - Сеид Азим Ширвани , в Баку ("Сбор поэтов") - Мухаммед ага
Джумри в Гяндже (затем в Тифлисе, "Дивани - хикмет") - Мирза Шафи Вазех,
в Шуше ("Мяджлиси-унс") - Хуршид Бану Натаван, другим ("Меджлисом
забытых") - Мирза Мовсум Навваб. Между поэтическими меджлисами
поддерживались тесные связи, поэты переписывались друг с другом. В
целом, литература XIX столетия заложила крепкую основу для развития
азербайджанской литературы в XX веке на новом, более высоком уровне. Первые
десятилетия XX столетия в азербайджанской литературе, как и для
большинства народов Российской империи, являлись особым периодом. В этот
период видные создатели реалистично-романтических произведений на
подобие европейских и русских образцов - Дж.Мамедгулузаде (1866-1932
г.г.), М.А.Сабир (1862-1911 г.г.), Г.Джавид (1884-1944 г.г.), М.Хади
(1880-1920 г.г.), А.Саххат (1874-1918 г.г.) - своими творениями подняли
азербайджанскую литературу на уровень лучших образцов мировой
художественно-культурной мысли. Особая заслуга в развитии
художественно-общественной мысли в Азербайджане принадлежит
реалистической литературе Дж.Мамедгулузаде и М.А.Сабира, романтической
поэзии М.Хади, А. Шаига, драматургии Г.Джавида. В 1906 году в Тифлисе
началось издание на азербайджанском языке журнала "Молла Насреддин",
редактором которого был выдающийся писатель и общественный деятель
Дж.Мамедгулузаде. В течение почти двадцати пяти лет этот журнал сыграл
значительную роль в литературно-культурной и общественно-политической
жизни. Одновременно с этим изданием также выходил в 1906-1907 годах
редактируемый известным публицистом философом и общественным деятелем А.
Гусейнзаде (1864-1940 г.г.), журнал "Фиюзат", жизнь которого
продолжилась всего в 32 выпущенных номерах и который в серьезной и
романтической манере служил интересам народа, просветительству,
прогрессу нации. В этот период особенно значительным был вклад в
идейно-эстетическое развитие азербайджанской литературы Джалила
Мамедгулузаде, автора "Хопхопнаме" Мирзы Алекпера Сабира, бичевавших
косность, фанатизм, предрассудки, мракобесие их реалистические
произведения актуальны и по сей день. Развивающаяся в традициях
М.Ф.Ахундзаде просветительская драматургия обогатилась написанными еще в
конце XIX века Наджаф беком Везировым комедиями и трагедией "Мусибети
Фахраддин" (1894 г.), комедиями и трагедиями Абдуррагим бека Ахвердиева
"Дагылан тифаг", "Бэхтсиз джаван" ("Несчастный юноша") (1900 год), "Ага
Мухаммед Шах Каджар" (1907 год), пьесами Наримана Нариманова (1870-1925
годы) "Шамдан бек", "Невежество", "Надир Шах" Джалила Мамедгулузаде
"Мертвецы", "Книга моей матери" (1920 год). В 1910-1918 годы Гусейн
Джавид написал романтично-исторические пьесы "Мать", "Марал", "Шейх
Сянан", "Шейда", "Пропасть", "Иблис" ("Демон"). Конец второго
десятилетия XX века отмечен в истории Азербайджана знаменательным
событием - образованием Азербайджанской Демократической Республики
(1918-1920 годы). И хотя АДР просуществовала всего двадцать три месяца,
все же в этот период были созданы своеобразные литературные
произведения. Наряду с известными уже мастерами пера - Дж.Мамедгулузаде,
А.Шаигом, А.Б.Ахвердиевым, Уз.Гаджибейли, начали проявлять себя на
литературном поприще интересными произведениями в различных жанрах
молодые писатели Дж.Джабарлы, А.Джавад, Уммигюльсум. В их произведениях
воспевались государственная независимость, турецкая армия, пришедшая в
Азербайджан с миссией спасителя, мужество воинов национальной армии,
трехцветный государственный флаг. Особой творческой активностью в этот
период отличался Ахмед Джавад (1892-1937 г.г.), написавший слова
Государственного гимна АДР. Это произведение, музыку на которое написал
гениальный Узеир Гаджибеков, и сегодня является символом независимой
Азербайджанской Республики.
|
Категория: Литература | Добавил: Admin (21.01.2011)
|
Просмотров: 1595 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
|
|
|