МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР В ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ (на примере трудовых песен)
Как утверждают исторические,
археологические, этнографические, искусствоведческие и фольклорные
исследования, древнейшие племена – прародители и предки современных
азербайджанских тюрков являлись автохтонным населением Кавказского
региона. Они «оставили огромное культурное наследие, которое создавали
на протяжении многих сотен тысячелетий, начиная с эпохи древнекаменного
века (палеолита) – более чем миллион лет до наших дней» [1. С. 6]. Об
этом свидетельствуют многочисленные исторические, археологические,
этнографические, искусствоведческие и культурологические факты,
объективно исследованные и анализированные наукой.
Устно-традиционное музыкальное творчество занимает центральное место в
духовно-культурном наследии азербайджанцев. Жанровое разнообразие
азербайджанской тюркской народной музыки – причина и результат её
полифункциональности в жизнеобеспечении народа*. Музыка издревле
создавалась и исполнялась народом во всех сферах его трудовой,
материальной и духовной деятельности. Как пишут известные
азербайджанские музыковеды, «неотъемлемую часть культуры
азербайджанского народа составляет музыка… В трудовых, обрядовых,
бытовых, лирических песнях Азербайджана, отличающихся большим диапазоном
образно-эмоционального содержания и богатством выразительных средств,
звучит голос народа, раскрываются его отношение к действительности,
заветные мысли и чаяния, любовь к Родине» [6. С. 5]. В своем
историческом возникновении, формировании и существовании музыка была
тесно взаимосвязана с трудовой деятельностью, мифологическим мышлением,
обрядами и ритуалами, эстетическими потребностями, речевой и
сигнально-информационной коммуникацией. Как комплексное и системное
явление, которое в истории азербайджанского тюркского этноса
синтезировалось с его языком, речью, мифологическими представлениями и
ритуалами, первобытной магией, фольклорной поэзией, традиционными
искусствами, этнографическими играми и танцами, устное музыкальное
творчество сыграло огромную роль в историческом формировании и развитии
этнонациональной духовной культуры народа. Музыкально-поэтическое
творчество, обрядовая и танцевальная музыка, музыкально-жанровая
система, музыкальное мышление, музыкально-исполнительские традиции
народа веками формировались, функционировали и развивались во
взаимосвязи с его этнической историей, этногенетическими процессами,
этнопсихологией, религией, этикетом, этнонациональными и эстетическими
идеалами, а также с формами общественного сознания, историческими
событиями, историческим и социальным разделениям труда. Музыкальный
фольклор в свою очередь, является одним из важных исторических факторов
формирования и развития этнического сознания и самосознания народа. Все
эти реальности составляют историческую, общественную,
историко-географическую, социальную, этнокультурную, языковую,
коммуникативную, этнопсихологическую, этнознаковую, эстетическую
обусловленность формирования, развития и преемственности
устно-традиционной музыки и этномузыкального мышления азербайджанцев.
Какова роль и связь народной музыки с этнической историей народа?
Данный вопрос актуален для музыковедения. Он затрагивает такие аспекты
как: «этнос, этническое сознание и музыка», «народное музыкальное
творчество как фактор исторического развития этнической культуры»,
«этническое и национальное в устной традиционной музыке»,
«музыкально-выразительный потенциал народной музыки как средство
эмоционального, психологического, мировоззренческого, эстетического
самовыражения этноса», «роль этномузыкального творчества в возникновении
и развитии музыкальной истории» и т. п. Для разъяснения
сформулированного нами вопроса, а также для решения поставленной в
заглавии статьи задачи, обратимся к трудовому фольклору азербайджанского
тюркского народа. Исследуя азербайджанский трудовой,
календарно-обрядовый фольклор, анализируя музыкально-исторические,
музыкально-социо-логические и музыкально-структурные особенности
трудовых песен, мы пришли к выводу, что богатейший трудовой
(общественно-практический) и музыкально-творческий опыты народа на
протяжении веков в системе этнонациональной культуры формировались
взаимосвязано и взаимообусловлено. Трудовая и музыкально-творческая
деятельность народа вместе имеют практическую, социальную, эстетическую,
познавательную и творческую направленность. Они исторически неразрывны и
слиты воедино. Синтез, а также неразрывная связь этих видов
человеческой деятельности, обусловили аналогичную взаимосвязь и
неразрывность между материальной и духовной культурами азербайджанского
тюркского этноса. Испокон веков труд в народе воспринимался в
качестве первопричины и основного условия жизни и счастья человека. В
процессе трудовой деятельности, трудовых занятий рождался и накапливался
трудовой опыт, трудовые традиции и навыки, трудовой фольклор,
прикладное искусство, орудия труда и быта, трудовые песни и танцы,
трудовые праздники, трудовые календарные и трудовые бытовые обряды.
Многие этические, воспитательные традиции народа произошли именно в
связи с его трудовой деятельностью [12]. Труд оценивался как
важное средство в духовном, физическом и национальном воспитании
человека. Он привил человеку такие высоколичностные качества как
доброту, любовь к жизни, труду, родной земле, природе, традициям. В
мировоззрении, психологии и практической жизни народа труд воспринимался
как условие и причина создания материальных и духовных ценностей.
Таким образом, трудовой фольклор – это продукт трудовой и
музыкально-творческой деятельности народа. Видовой и жанровый диапазоны
азербайджанского трудового фольклора достаточно обширны. Отраслевая и
жанровая разновидности трудового фольклора, и главное, трудовая
тематика, в непосредственной зависимости от исторической, социальной,
эстетической, нравственной, бытовой сущности самого труда, охватывает
все виды народного творчества. В детском фольклоре и колыбельных песнях,
танцевальном фольклоре, народно-инструментальной музыке, свадебных и
календарных песнях, народном театре, бытовых и лирических песнях,
преданиях, легендах, сказках, эпосах, пословицах, афоризмах, загадках в
той или иной степени обязательно воплощена трудовая тематика, и идеи,
образы сюжетные линии связанные с трудом. Трудовые песни – это
самый древний жанр, из всех видов и жанров народного творчества.
Исторически они возникли вместе с человечеством, вместе трудовой
деятельностью народа. Поэтому справедливо считать, что исторический
возраст трудовых песен равен историческому возрасту этноса [5].
Жанровый состав, исполнительский стиль традиционных трудовых песен и
наигрышей формировался, развивался, подвергался к изменениям в
зависимости от трудовых занятий народа. Так, охотничьи песни и пляски
издревле присутствовали в его этномузыкальной практике и трудовой жизни.
Ритмически-звуковые и двигательно-танцевальные подражания животным,
свойственные охотничьим-ритуальным песням и пляскам, впоследствии в
народном театре преобразовывались в такие имитационные
музыкально-игровые сцены как, например: "Ayi oyunu” («Медвежья игра»),
"Maral oyunu” («Оленья игра»), "Qurd oyunu” («Волчья игра»), "Ovcular”
(«Охотники») [2]. Имитация, свойственная синкретическим трудовым
ритуалам и обрядам и связанная с охотой и собирательством, скотоводством
и земледелием, впоследствии превратилась в народно-исполнительский
стиль в музыкально-фольклорном творчестве скотоводческих и
земледельческих племен. Примером этого служат пастушеский наигрыш «Qoyun
həngi» («Подражание овце»), коллективный обрядовый-трудовой танец
«Кочари», в котором племя воспевает и имитирует свой тотем «Гоч/Коч»,
коллективная трудовая танцевальная песня "Halay”, в которой славят и
имитируют труд рисовода. Важно отметить, что, полукочевое
скотоводчество издревле являлось одним из основных трудовых занятий
азербайджанских тюркских племен. [8]. Ученые относят это занятие к эпохе
полеолита и считают, что оно развивалось и в средние века [12].
В древнем Азербайджане полукочевые скотоводческие племена назывались
общим именем – тэрэкэмэ, а полукочевой образ жизни - тэрэкэмэчилик. Так,
народный танец «Тэрэкэмэ» – это своеобразная музыкальная-историческая
«эмблема» древних азербайджанских скотоводческих племен, также
фольклорное описание скотоводческого труда с некоторой мелодической и
танцевально-двигательной имитацией. С именем древних
азербайджанских тюркских племен связаны многие образцы
народно-музыкального творчества. Например, bayat – известный
азербайджанский тюркский этнос, создавший ценнейшую материальную и
духовную культуру, которая веками распространялась не только на
территории Кавказа, но на Ближнем и Среднем Востоке. Основным трудовым
занятием этноса bayat было скотоводчество, коневодство. Песни с
поэтическим текстом – четверостишиями, созданные этим племенем
назывались по его имени – bayatı (баяты). Впоследствии
четверостишие-баяты стало стихотворной, художественной и образной
основой народно-песенного творчества. Поэтический текст многих трудовых,
обрядовых и лирических песен составляют именно четверостишия-баяты.
Интересно то, что в средние века на всем Востоке имя этого племени
(баят/баяты) стало употребляться в фольклорной и устно-профессиональной
музыке как синоним таких понятий как «музыка», «песня», «мелодия»,
«наигрыш». Весьма распространены в скотоводческом труде пастушеский
наигрыш «Чобан баяты» и ашыгские напевы «Эл баяты» (дословно «Народный
баяты»), «Атусту баяты» (дословно «Песня, исполняемая верхом на коне»), а
в мугамном искусстве - «Баяты Шираз» («Мелодия ширазская»), «Баяты
Исфахан» («Мелодия исфаханская»), «Баяты тюрк» («Мелодия тюркская»),
«Баяты эджем («Мелодия эджемов»), «Баяты Каджар» («Мелодия племени
каджар»). Аналогично этому в турецкой и арабской устно-профессиональной
музыке со средних веков до настоящего времени существует макам «Баяты».
Имя древнего азербайджанского тюркского этноса баят отражено и в
названиях иракских макамов, персидских мугамов, узбекских макомов,
уйгурских мукамов. Подобная широкомасштабная музыкальная география и
полижанровое явление связано с этнической историей племени баят. Оно
вместе со своей культурой было представлено на всех исторических
территориях Азербайджана и Закавказья, имело этнокультурные связи с
народами Средней Азией, Персии, Турции, Аравии, Европы. Как и
племя баят, другие древние азербайджанские тюркские племена –
Овшар/Авшар, Муг, Мани, Гарачы, Гарагойунлу, Акгойунлу, Шахсэвэн, Газак,
Зэнги, Гайтаг, Карабаг, Каджар, Геран/Горан, Хилэ, Падар – были
известны на всем культурно-географическом пространстве Востока, а также в
некоторых древних и средневековых европейских странах. Они прославились
своими культурными ценностями, историческими и творческими личностями.
В контексте нашего исследования немаловажен и тот факт, что именами
этих древних скотоводческих племен были названы музыкально-фольклорные
образцы, т. е. образцы трудового фольклора, которые впоследствии в ряду
объективных причин подверглись видовой и жанровой трансформации,
например: «Овшары» (в фольклоре, в ашыгской музыке и мугаме), «Карабаги»
(в фольклоре, ашыгской музыке, мугаме), «Шахсэвэни» (в обрядовой
танцевальной и ашыгской музыке), «Гарачы» (в ашыгской музыке), «Мугани»,
«Газахи», «Зэнги-зенги», «Горани», «Каджары» (в обрядовой танцевальной
музыке), «Мани» (в мугаме), «Гайтаг»/«Гайтаги» (в обрядовой танцевальной
и ашыгской музыке) [7. С. 11]. Эти образцы первично рождались
именно в вышеназванных племенах как музыкальное воспевание
скотоводческого труда. Но названные именами этих племен музыкальные
образцы, в то же время были и признаны каждым племенем как его
собственная «музыкальная тамга», «музыкальная эмблема». Музыкальная
тамга каждого племени являлась ее «этнокультурным знаком» или
«мелодическим кодом». Исходя из этого, мы определяем дефиницию этих
музыкально-фольклорных образцов и как «музыкальные этнонимы»**.
Согласно закономерностям исторического развития народного мелодического
мышления и устной традиционной музыки, музыкальные этнонимы обладали
своими новыми вариантами. В результате: на основе своей музыкальной
тамги (мелодического кода) каждое племя в разных жанрах создавало и
воссоздавало новые музыкально-фольклорные образцы, в том числе и новые
трудовые песни; музыкальная тамга или мелодический код каждого
племени стал базисом или первоосновой в мелодическом, ладовом и
метро-ритмическом развитии устно-музыкального творчества. В
художественном и структурном планах он явился стимулом для нового
жанрообразования, оказал действие на развитие этномелодического мышления
народа. Будучи автохтонным населением Кавказа, эти племена со
своей историей, культурой, языком, традициям и психологией относятся к
истории и культуре азербайджанцев. Своими культурными ценностями они
составляют единую азербайджанскую национальную культуру, доказательством
чему служит и тот неоспоримый аргумент, что эти племена активно
участвовали в этногенетических процессах азербайджанского народа.
Список использованной литературы:
1. Алекперова Н. Музыкальная культура Азербайджана в древности и раннем средневековье. – Б.: Азернешр, 1995. – 112 с. 2. Аллахвердиев М. История азербайджанского народного театра. – Б.: Маариф, 1978. – 236 с. (на азерб. языке) 3. Асланов Э. Игры, зрелища, народные представления. – Б.: Ишыг, 1984. – 276 с. (на азерб. языке) 4.
Гусев В. О полифункциональности фольклора. // Актуальные проблемы
современной фольклористики. Сб. статей и материалов. – Л.: Музыка, 1980.
– С.180–183. 5. Земцовский И. Музыка устной традиции как
исторический источник. // Фольклор и этнографическая действительность.
Сб. статей. – СПб: Наука, 1992. – С. 156–161. 6. Исмайлов М.,
Карагичева Л. Народная музыка Азербайджана. // Азербайджанская музыка.
Сб. статей. – М.: Госмузиздательство, 1961. – С. 5–63. 7. Мамедов Т. Традицонные напевы азербайджанских ашыгов. – Б.: Ишыг, 1988. – 350 с. 8. Нариманов И. Культура древнейшего земледельческого-скотоводческого населения Азербайджана. – Б.: Элм, 1987. – 260 с. 9. Садохин А. П. Этнология: Учебник. – М.: Гардарики, 2000. – 256 с. 10. Фольклор. Проблемы историзма. – М.: Наука, 1988 – 296 с. 11. Эльдарова Э. Искусство ашыгов Азербайджана. – Б.: Ишыг, 1984. – 120 с. 12. Этнография Азербайджана. В трех томах. Том. 1. – Б.: Элм, 1988. – 454 с.
Примечания:
*
«Полифункциональность фольклора, взятая в ее историческом, социальном и
художественном аспектах, – одна из актуальных проблем современной
фольклористики». [4. С. 183]. ** Термины «музыкальная тамга»,
«мелодический код», «этномузыкальный знак», «музыкальный этноним»
впервые вводятся автором настоящей статьи.
А. А. Абдулалиев Бакинская Музыкальная Академия им.Узеира Гаджибейли, г. Баку, Азербайджан