Четверг, 28.03.2024, 13:18          
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Общая информация [1]
Традиции и Обычаи [9]
Народное творчество Азербайджана [1]
Литература [11]
Музыка [10]
Театр [21]
Кино [10]
Изобразительное искусство [9]
Архитектура [26]
Композиторы Азербайджана [39]
Крепости Азербайджана [14]
Певцы ; певицы и Ханенде Азербайджана [67]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 220
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Программы для всех
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Форма входа
     Каталог статей
    Главная » Статьи » Культура Азербайджана » Музыка

    МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР В ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ (на примере трудовых песен)
    Как утверждают исторические, археологические, этнографические, искусствоведческие и фольклорные исследования, древнейшие племена – прародители и предки современных азербайджанских тюрков являлись автохтонным населением Кавказского региона. Они «оставили огромное культурное наследие, которое создавали на протяжении многих сотен тысячелетий, начиная с эпохи древнекаменного века (палеолита) – более чем миллион лет до наших дней» [1. С. 6]. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические, археологические, этнографические, искусствоведческие и культурологические факты, объективно исследованные и анализированные наукой.
         Устно-традиционное музыкальное творчество занимает центральное место в духовно-культурном наследии азербайджанцев. Жанровое разнообразие азербайджанской тюркской народной музыки – причина и результат её полифункциональности в жизнеобеспечении народа*. Музыка издревле создавалась и исполнялась народом во всех сферах его трудовой, материальной и духовной деятельности. Как пишут известные азербайджанские музыковеды, «неотъемлемую часть культуры азербайджанского народа составляет музыка… В трудовых, обрядовых, бытовых, лирических песнях Азербайджана, отличающихся большим диапазоном образно-эмоционального содержания и богатством выразительных средств, звучит голос народа, раскрываются его отношение к действительности, заветные мысли и чаяния, любовь к Родине» [6. С. 5].
         В своем историческом возникновении, формировании и существовании музыка была тесно взаимосвязана с трудовой деятельностью, мифологическим мышлением, обрядами и ритуалами, эстетическими потребностями, речевой и сигнально-информационной коммуникацией. Как комплексное и системное явление, которое в истории азербайджанского тюркского этноса синтезировалось с его языком, речью, мифологическими представлениями и ритуалами, первобытной магией, фольклорной поэзией, традиционными искусствами, этнографическими играми и танцами, устное музыкальное творчество сыграло огромную роль в историческом формировании и развитии этнонациональной духовной культуры народа. Музыкально-поэтическое творчество, обрядовая и танцевальная музыка, музыкально-жанровая система, музыкальное мышление, музыкально-исполнительские традиции народа веками формировались, функционировали и развивались во взаимосвязи с его этнической историей, этногенетическими процессами, этнопсихологией, религией, этикетом, этнонациональными и эстетическими идеалами, а также с формами общественного сознания, историческими событиями, историческим и социальным разделениям труда. Музыкальный фольклор в свою очередь, является одним из важных исторических факторов формирования и развития этнического сознания и самосознания народа. Все эти реальности составляют историческую, общественную, историко-географическую, социальную, этнокультурную, языковую, коммуникативную, этнопсихологическую, этнознаковую, эстетическую обусловленность формирования, развития и преемственности устно-традиционной музыки и этномузыкального мышления азербайджанцев.
         Какова роль и связь народной музыки с этнической историей народа? Данный вопрос актуален для музыковедения. Он затрагивает такие аспекты как: «этнос, этническое сознание и музыка», «народное музыкальное творчество как фактор исторического развития этнической культуры», «этническое и национальное в устной традиционной музыке», «музыкально-выразительный потенциал народной музыки как средство эмоционального, психологического, мировоззренческого, эстетического самовыражения этноса», «роль этномузыкального творчества в возникновении и развитии музыкальной истории» и т. п.
         Для разъяснения сформулированного нами вопроса, а также для решения поставленной в заглавии статьи задачи, обратимся к трудовому фольклору азербайджанского тюркского народа.
         Исследуя азербайджанский трудовой, календарно-обрядовый фольклор, анализируя музыкально-исторические, музыкально-социо-логические и музыкально-структурные особенности трудовых песен, мы пришли к выводу, что богатейший трудовой (общественно-практический) и музыкально-творческий опыты народа на протяжении веков в системе этнонациональной культуры формировались взаимосвязано и взаимообусловлено. Трудовая и музыкально-творческая деятельность народа вместе имеют практическую, социальную, эстетическую, познавательную и творческую направленность. Они исторически неразрывны и слиты воедино. Синтез, а также неразрывная связь этих видов человеческой деятельности, обусловили аналогичную взаимосвязь и неразрывность между материальной и духовной культурами азербайджанского тюркского этноса.
         Испокон веков труд в народе воспринимался в качестве первопричины и основного условия жизни и счастья человека. В процессе трудовой деятельности, трудовых занятий рождался и накапливался трудовой опыт, трудовые традиции и навыки, трудовой фольклор, прикладное искусство, орудия труда и быта, трудовые песни и танцы, трудовые праздники, трудовые календарные и трудовые бытовые обряды. Многие этические, воспитательные традиции народа произошли именно в связи с его трудовой деятельностью [12].
         Труд оценивался как важное средство в духовном, физическом и национальном воспитании человека. Он привил человеку такие высоколичностные качества как доброту, любовь к жизни, труду, родной земле, природе, традициям. В мировоззрении, психологии и практической жизни народа труд воспринимался как условие и причина создания материальных и духовных ценностей.
         Таким образом, трудовой фольклор – это продукт трудовой и музыкально-творческой деятельности народа. Видовой и жанровый диапазоны азербайджанского трудового фольклора достаточно обширны. Отраслевая и жанровая разновидности трудового фольклора, и главное, трудовая тематика, в непосредственной зависимости от исторической, социальной, эстетической, нравственной, бытовой сущности самого труда, охватывает все виды народного творчества. В детском фольклоре и колыбельных песнях, танцевальном фольклоре, народно-инструментальной музыке, свадебных и календарных песнях, народном театре, бытовых и лирических песнях, преданиях, легендах, сказках, эпосах, пословицах, афоризмах, загадках в той или иной степени обязательно воплощена трудовая тематика, и идеи, образы сюжетные линии связанные с трудом.
         Трудовые песни – это самый древний жанр, из всех видов и жанров народного творчества. Исторически они возникли вместе с человечеством, вместе трудовой деятельностью народа. Поэтому справедливо считать, что исторический возраст трудовых песен равен историческому возрасту этноса [5].
         Жанровый состав, исполнительский стиль традиционных трудовых песен и наигрышей формировался, развивался, подвергался к изменениям в зависимости от трудовых занятий народа. Так, охотничьи песни и пляски издревле присутствовали в его этномузыкальной практике и трудовой жизни. Ритмически-звуковые и двигательно-танцевальные подражания животным, свойственные охотничьим-ритуальным песням и пляскам, впоследствии в народном театре преобразовывались в такие имитационные музыкально-игровые сцены как, например: "Ayi oyunu” («Медвежья игра»), "Maral oyunu” («Оленья игра»), "Qurd oyunu” («Волчья игра»), "Ovcular” («Охотники») [2]. Имитация, свойственная синкретическим трудовым ритуалам и обрядам и связанная с охотой и собирательством, скотоводством и земледелием, впоследствии превратилась в народно-исполнительский стиль в музыкально-фольклорном творчестве скотоводческих и земледельческих племен. Примером этого служат пастушеский наигрыш «Qoyun həngi» («Подражание овце»), коллективный обрядовый-трудовой танец «Кочари», в котором племя воспевает и имитирует свой тотем «Гоч/Коч», коллективная трудовая танцевальная песня "Halay”, в которой славят и имитируют труд рисовода.
         Важно отметить, что, полукочевое скотоводчество издревле являлось одним из основных трудовых занятий азербайджанских тюркских племен. [8]. Ученые относят это занятие к эпохе полеолита и считают, что оно развивалось и в средние века [12].
         В древнем Азербайджане полукочевые скотоводческие племена назывались общим именем – тэрэкэмэ, а полукочевой образ жизни - тэрэкэмэчилик. Так, народный танец «Тэрэкэмэ» – это своеобразная музыкальная-историческая «эмблема» древних азербайджанских скотоводческих племен, также фольклорное описание скотоводческого труда с некоторой мелодической и танцевально-двигательной имитацией.
          С именем древних азербайджанских тюркских племен связаны многие образцы народно-музыкального творчества. Например, bayat – известный азербайджанский тюркский этнос, создавший ценнейшую материальную и духовную культуру, которая веками распространялась не только на территории Кавказа, но на Ближнем и Среднем Востоке. Основным трудовым занятием этноса bayat было скотоводчество, коневодство. Песни с поэтическим текстом – четверостишиями, созданные этим племенем назывались по его имени – bayatı (баяты). Впоследствии четверостишие-баяты стало стихотворной, художественной и образной основой народно-песенного творчества. Поэтический текст многих трудовых, обрядовых и лирических песен составляют именно четверостишия-баяты. Интересно то, что в средние века на всем Востоке имя этого племени (баят/баяты) стало употребляться в фольклорной и устно-профессиональной музыке как синоним таких понятий как «музыка», «песня», «мелодия», «наигрыш». Весьма распространены в скотоводческом труде пастушеский наигрыш «Чобан баяты» и ашыгские напевы «Эл баяты» (дословно «Народный баяты»), «Атусту баяты» (дословно «Песня, исполняемая верхом на коне»), а в мугамном искусстве - «Баяты Шираз» («Мелодия ширазская»), «Баяты Исфахан» («Мелодия исфаханская»), «Баяты тюрк» («Мелодия тюркская»), «Баяты эджем («Мелодия эджемов»), «Баяты Каджар» («Мелодия племени каджар»). Аналогично этому в турецкой и арабской устно-профессиональной музыке со средних веков до настоящего времени существует макам «Баяты». Имя древнего азербайджанского тюркского этноса баят отражено и в названиях иракских макамов, персидских мугамов, узбекских макомов, уйгурских мукамов. Подобная широкомасштабная музыкальная география и полижанровое явление связано с этнической историей племени баят. Оно вместе со своей культурой было представлено на всех исторических территориях Азербайджана и Закавказья, имело этнокультурные связи с народами Средней Азией, Персии, Турции, Аравии, Европы.
         Как и племя баят, другие древние азербайджанские тюркские племена – Овшар/Авшар, Муг, Мани, Гарачы, Гарагойунлу, Акгойунлу, Шахсэвэн, Газак, Зэнги, Гайтаг, Карабаг, Каджар, Геран/Горан, Хилэ, Падар – были известны на всем культурно-географическом пространстве Востока, а также в некоторых древних и средневековых европейских странах. Они прославились своими культурными ценностями, историческими и творческими личностями.
         В контексте нашего исследования немаловажен и тот факт, что именами этих древних скотоводческих племен были названы музыкально-фольклорные образцы, т. е. образцы трудового фольклора, которые впоследствии в ряду объективных причин подверглись видовой и жанровой трансформации, например: «Овшары» (в фольклоре, в ашыгской музыке и мугаме), «Карабаги» (в фольклоре, ашыгской музыке, мугаме), «Шахсэвэни» (в обрядовой танцевальной и ашыгской музыке), «Гарачы» (в ашыгской музыке), «Мугани», «Газахи», «Зэнги-зенги», «Горани», «Каджары» (в обрядовой танцевальной музыке), «Мани» (в мугаме), «Гайтаг»/«Гайтаги» (в обрядовой танцевальной и ашыгской музыке) [7. С. 11].
         Эти образцы первично рождались именно в вышеназванных племенах как музыкальное воспевание скотоводческого труда. Но названные именами этих племен музыкальные образцы, в то же время были и признаны каждым племенем как его собственная «музыкальная тамга», «музыкальная эмблема». Музыкальная тамга каждого племени являлась ее «этнокультурным знаком» или «мелодическим кодом». Исходя из этого, мы определяем дефиницию этих музыкально-фольклорных образцов и как «музыкальные этнонимы»**.
         Согласно закономерностям исторического развития народного мелодического мышления и устной традиционной музыки, музыкальные этнонимы обладали своими новыми вариантами. В результате:
    на основе своей музыкальной тамги (мелодического кода) каждое племя в разных жанрах создавало и воссоздавало новые музыкально-фольклорные образцы, в том числе и новые трудовые песни;
    музыкальная тамга или мелодический код каждого племени стал базисом или первоосновой в мелодическом, ладовом и метро-ритмическом развитии устно-музыкального творчества. В художественном и структурном планах он явился стимулом для нового жанрообразования, оказал действие на развитие этномелодического мышления народа.
         Будучи автохтонным населением Кавказа, эти племена со своей историей, культурой, языком, традициям и психологией относятся к истории и культуре азербайджанцев. Своими культурными ценностями они составляют единую азербайджанскую национальную культуру, доказательством чему служит и тот неоспоримый аргумент, что эти племена активно участвовали в этногенетических процессах азербайджанского народа.
     
    Список использованной литературы:
     
    1. Алекперова Н. Музыкальная культура Азербайджана в древности и раннем средневековье. – Б.: Азернешр, 1995. – 112 с.
    2. Аллахвердиев М. История азербайджанского народного театра. – Б.: Маариф, 1978. – 236 с. (на азерб. языке)
    3. Асланов Э. Игры, зрелища, народные представления. – Б.: Ишыг, 1984. – 276 с. (на азерб. языке)
    4. Гусев В. О полифункциональности фольклора. // Актуальные проблемы современной фольклористики. Сб. статей и материалов. – Л.: Музыка, 1980. – С.180–183.
    5. Земцовский И. Музыка устной традиции как исторический источник. // Фольклор и этнографическая действительность. Сб. статей. – СПб: Наука, 1992. – С. 156–161.
    6. Исмайлов М., Карагичева Л. Народная музыка Азербайджана. // Азербайджанская музыка. Сб. статей. – М.: Госмузиздательство, 1961. – С. 5–63.
    7. Мамедов Т. Традицонные напевы азербайджанских ашыгов. – Б.: Ишыг, 1988. – 350 с.
    8. Нариманов И. Культура древнейшего земледельческого-скотоводческого населения Азербайджана. – Б.: Элм, 1987. – 260 с.
    9. Садохин А. П. Этнология: Учебник. – М.: Гардарики, 2000. – 256 с.
    10. Фольклор. Проблемы историзма. – М.: Наука, 1988 – 296 с.
    11. Эльдарова Э. Искусство ашыгов Азербайджана. – Б.: Ишыг, 1984. – 120 с.
    12. Этнография Азербайджана. В трех томах. Том. 1. – Б.: Элм, 1988. – 454 с.
     
    Примечания:
     
    * «Полифункциональность фольклора, взятая в ее историческом, социальном и художественном аспектах, – одна из актуальных проблем современной фольклористики». [4. С. 183].
    ** Термины «музыкальная тамга», «мелодический код», «этномузыкальный знак», «музыкальный этноним» впервые вводятся автором настоящей статьи.

    А. А. Абдулалиев
    Бакинская Музыкальная Академия им.Узеира Гаджибейли, г. Баку, Азербайджан                        



                                                                                                                 

    Категория: Музыка | Добавил: Admin (21.01.2011)
    Просмотров: 2192 | Комментарии: 13 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 Nekultsy Ivan  
    0
    I understand this question. It is possible to discuss.


    _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
    Nekultsy Ivan django hosting

    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024
    Реклама
    M.Maqamayev.Azerib
    Погода
    Статистика
    Яндекс.Метрика