За свою многовековую историю азербайджанский народ создал
много красочных, жизнерадостных
танцев. Азербайджанские танцы бывают
сольными, парными, коллективными.
По характеру и ритму азербайджанские
народные танцы делятся на весьма
плавные, плавные и оживленные Как
правило, азербайджанский танец
трехчастный: первая часть - ход по
кругу, вторая – лирическое
застывание на месте (сюзме) и третья
– снова ход по кругу – уверенный,
стремительный, торжественный.
Среди коллективных танцев
широкой популярностью пользуется
очень древний по происхождению
танец-игра «яллы», элементы которого
изображены в наскальных рисунках
Гобустана (Баку) и Гямигая (Ордубад)
«Яллы»
- групповой танец, состоящий из двух
частей, причем танцующие держатся
друг с другим вытянутыми руками.
Начинается танец с пружинистого
хода по кругу с постепенным
нарастанием темпа и кончается
сложными прыжковыми движениями. Во
главе танцующих идет ведущий –
яллыбаши, в руках у него платочек.
Ему должны подчиняться все остальные
и исполнять все его движения, жесты. «Яллы» имеет около ста видов. Некоторые из них распространены
в Нахчыване: «Танзаре», «Народный
яллы», «Гопу», «Газы-газы»,
«Хойнара», «Шарурский яллы»,
«Четыре шага», «Урфани», «Арази»,
«Сиягуту», «Халафи», «Ганимо»,
«Нареи», «Галадан галая», «Три
ноги», «Три шага», «Кочду балабан»,
«Гюлюмеи», «Хагышта», «Зары-зары» и
др.
«Зары-зары»
- этот вид «яллы» распространен в
селах Хавуш и Шахбулаг Шарурского
района. «Зары-зары» танцуют женщины
на свадьбах и на хынаяхды (обряд
украшения невесты хной перед
свадьбой).
«Хагышта»
- женский танец, где солистка
исполняет смешные куплеты, остальные
хором повторяют «хагышта» и танцуют.
Танец может сопровождать нагара,
гоша нагара (две нагары).
«Уч пенджа» («Три
лапы»). По преданию один
крестьянин, собирая дрова в лесу,
видит медведя, который ходил на трех
лапах. Это напоминало танец.
Крестьянин повторяет эти движения,
так рождается танец. Он
распространен в Шарурском районе,
обычно его исполняют пожилые люди.
«Арази»
- этот танец распространен в
прибрежных селах Ордубадского,
Джульфинского, Шарурского,
Бабекского и Кенгерлинского районов,
исполняется на свадьбах. Состоящий из двух частей этот танец исполняют мужчины и
женщины, держась друг с другом
мизинцами рук. Танцующие правую
ногу, поворачивая на каблуке,
ставят влево и приподнимают вперед.
Этот танец распространен в
Ордубадском, Джульфинском,
Шарурском, Садаракском, Бабекском
районах.
«Народное яллы»
(два шага) – распрастранен в
Шарурском районе, состоит из трех
частей с нарастающим темпом.
Танцующие держаться друг с другом
мизинцами опущенных рук.
«Шарурские яллы»
- состоит из двух темпераментных
частей. Танцующие держатся руками в
необычном положении. Глава танцующих
– яллыбаши в правой руке держит
платочек, а левой рукой сзади держит
правую руку третьего танцующего,
второй танцующий правой рукой держит
левую руку первого танцующего, а
левой рукой держит правую руку
пятого танцующего. «Шарурские яллы» обычно исполняется фольклорными коллективами
Шарурского и Кенгерлинского районов.
«Дорд айаг»
(«Четыре шага») - считается
старинным видом «яллы». В начале
танца танцующие, раскачиваясь,
делают четыре шага, держатся друг с
другом мизинцами рук. Танцуют его
мужчины и женщины. Распространен в
Шарурском, Садаракском,
Кенгерлинском районах.
«Гатар магамы»
(«Удобная вереница») - распространен
в селе Енгидже Шарурского района,
исполняют только женщины, становясь
30-40 человек в ряд. Они, пальцами
рук держась друг с дружкой,
поворачивают корпус вправо. На один
такт правую ногу ставят вперед, а
левую ногу тотчас же приставляют к
правой. Правая нога опять
выставляется вперед. На второй такт
левую ногу ставят вперед, а правую
ногу приставляют к левой ноге. Левая
нога опять выставляется вперед.
«Турачи»
(турач - птица). По преданию, у
Карабахского хана Наджафкулу была
очень хорошая танцовщица. Хан
отдавал должное ее красоте и
мастерству. Однажды она танцевала на
свадьбе сына хана. Хан был восхищен
ее танцами и громко сказал: «Ты
танцуешь, как турач!» С тех пор этот
танец стал называться «Турачи».
Фольклорный танцевальный коллектив,
состоящий из девушек Нахчыванского
института учителей, называется
«Турач».
«Ранги»
(ритмическая музыка) – танец
девичий, очень изящный, передающий
красочность движений танцующих.
«Дона яллы» -
исполняется мужчинами, женщинами.
При исполнении мужчин яллыбаши поет
слова песни «яр дона, дона, дона»
(возлюбленная, оборотись, оборотись,
оборотись!). Шарурский музыкальный
коллектив носит название «Дона
яллы».
«Гюлюмеи»
- (эй, мой цветок!). Этот старинный
танец обычно исполнялся девушками и
молодыми женщинами на хынаяхды
(обряд украшения невесты хной перед
свадьбой) в родительском доме до
переезда невесты в дом жениха.
«Газы-газы»
- старинный танец от слова
газыланмаг – бахвалиться.
Распространен в Шарурском,
Шахбузском, Кенгерлинском районах.
Танцующие держатся друг с другом
вытянутыми руками. Во главе
танцующих идет яллыбаши, замыкает
ряд аягчы, в руках у них прутики для
наказания ошибающихся. Танцующие с
бахвальством исполняют этот танец.
«Кочари»
- самый распространенный вид «яллы»
в Нахчыванской Автономной
Республике. Как видно из названия,
это танец кочевников, танцуется в
трех вариантах мужчинами и
женщинами.
«Урфани»
- самый распространенный вид «яллы»
в Шарурском районе. Это сложный
танец, танцующие его мужчины
величаво, с достоинством стараются
передать характер танца. «Урфани»
исполняется в двух вариантах.
«Кочду балабан»
- зародился в Ордубадском районе.
Называется так, оттого что
сопровождается балабаном и думбеком
или зурной и думбеком. Начинается
танец тем, что 5-6 человек плечом к
плечу становятся в круг, столько же
человек поднимается им на плечи.
Стоящие внизу делают простые
движения, правой ногой делают шаг
вправо, левую ногу приставляют к
правой. Так они движутся по кругу.
«Галадан-галая»
- (от крепости к крепости).
Танцующие мужчины и женщины
исполняют его в сопровождении песни.
Характерной особенностью танца
является то, что мужчины и женщины –
яллыбаши держат в руках деревянные
мечи, которые они в начале танца
бросают в центр круга. Танцующие
держат друг-друга за локти. Движения простые: делается шаг вправо, левая нога,
скрещиваясь, ставится перед правой.
«Уч аяг»
- (три шага). Старинный танец
распространен в Ордубадском районе,
состоит из движений по кругу с
постепенным нарастанием темпа.
«Чопюдюм»
(чопю-чопю – соломинка). Это
танец-игра. Два яллыбаши становятся
друг против друга. Один из них
достает из кармана одну вещь и
кладет в рот второму яллыбаши.
Второй яллыбаши должен быстро
повторить это движение. Если у него
нет нужной вещи, ему могут помочь
товарищи. Если второй яллыбаши
повторил движение, он в свою очередь
делает одно движение (садится,
ложится и др.). Первый яллыбаши
должен повторить это движение. Если
он не сумел повторить движение, то
второй яллыбаши прутиком длиною в
1-1,5 м наказывает всех проигравших
первой группы. Победившая группа
веселится и танцует, побежденная
группа делает грустный вид.
Победители по-дружески хлопают
побежденных по спинам, дают конфеты,
садятся им на спины. Исполняемая на
свадьбах, праздничных торжествах эта
игра-танец пользуется любовью у
жителей Ордубадского района.
«Асма-кесмя».
До переезда невесты в дом жениха,
сопровождающие ее женщины танцевали
перед ней. Этот свадебный танец
сопровождался пением, был
распространен во всех районах
автономной республики.
«Аста Карабахи».
Как видно из названия, этот танец
зародился в неотъемлемой части
Азербайджана в Карабахе. Популярен
также и в Шахбузском районе. В Нахчыване он называется «Карабахи». Исполняют его пожилые
мужчины и женщины.
«Кесмя»
- комический танец, его исполняют
только мужчины. Танец отличается
стремительными, прыжковыми
движениями, исполняемыми комическим
образом. «Кесмя» исполняется на
свадебных торжествах во всех районах
Нахчыванской Автономной Республики.
«Гызлар булагы»
- (девичий родник). Родник с этим
названием находится в городе
Нахчыване. Отсюда и название этого
танца. Мелодии этого танца можно
слышать во всех районах Нахчывана.
«Танзаре»
- (золото и украшения поровну).
Танцуют женщины с золотыми
украшениями: подвесками, ожерельями,
кольцами, серьгами. Олицетворяет красоту и женственность. Распространен в селах
Чарчибоган и Чомахтур Шарурского
района. В селе Вайхир Бабекского
района танцующие, держась
мизинцами, делают три шага вперед,
левую ногу ставят на носок, потом
снова выставляют левую ногу вперед,
делают три маленьких шага назад,
потом в несколько быстром темпе
повторяют первые движения.
«Телло»
(женское имя) – один из старинных
видов «яллы». Танцующие мужчины и
женщины в смешанных группах, держась
мизинцами, покачивая плечи вверх
вниз, в быстром темпе исполняют
танец. Популярен во всех районах
Нахчыванской Автономной Республики.
«Узундере» -
(длинное ущелье). Танцуют мужчины и
женщины. В руке у яллыбаши мужчины
прутик, а в руке женщины яллыбаши –
платочек. Популярен в Джульфинском,
Шарурском, Ордубадском районах.
«Гопу»
- один из самых старинных видов
«яллы». Состоит из трех частей:
медленного, среднего и быстрого
темпов. Построенные в два ряда
мужчины и женщины с достоинством
исполняют танец. Популярен в
Шарурском и Кенгерлинском районах. ^ВВЕРХ^
|