РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА КОВРОДЕЛИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
Народное прикладное искусство Азербайджана и одна из его ветвей -
ковроделие занимают особое место в истории национальной культуры.
Наиболее широко распространенным видом народных ремесел является
ковроделие, занявшее прочное место в быту азербайджанского народа и
ставшее едва ли не символом народа. Ворсистые и безворсные ковры,
украшенные различными узорами и изображениями, используются для
украшения стен и мощения полов в землянках, палатках, юртах, а также
жилых домах и других строениях, представляя большое эстетическое
значение.
Согласно археологическим материалам и письменным источникам, ковроделием
в Азербайджане занимались еще в бронзовом веке (конец II - начало I
тысячелетия до н.э.). Украшенный изображениями цветов рисунок попоны на
глиняной фигурке лошади (II тысячелетие до н.э.), обнаруженной в г.Маку в
Южном Азербайджане, изображение льва с накинутой на него попоной на
поверхности золотой миски (I тысячелетие до н.э.), найденной на холме
Гасанлы вблизи озера Урмии и другие находки показывают, насколько
древней историей обладает ковровое искусство в Азербайджане. В ходе
археологических раскопок в Мингячевире из катакомбных захоронений,
относящихся к I-III векам, обнаружены остатки паласов и ковров.
О развитии ковроделия в Азербайджане сообщают Геродот, Клавдий Элиан,
Ксенофонт и другие античные историки. В эпоху Сасанидов (III-VII века)
ковровое искусство в Азербайджане прошло путь дальнейшего развития,
изготовлялись великолепные ковры из шелка, золотых и серебряных нитей. О
шелковых тканях и разнообразных коврах, изготовлявшихся в Азербайджане,
сообщает албанский историк Муса Каланкатуйский (VII век). Производство
ковров, ткавшихся золотыми и серебряными нитями и украшавшихся
драгоценными камнями, в XVI-XVII веках приняло характер традиции. В
средние века основными центрами производства безворсных ковров,
ткавшихся золотыми и серебряными нитями, были Тебриз, Шамахы и Барда.
Такие ковры, в силу своей дороговизны изготовлявшиеся большей частью для
знати, именовались "зербаф". Английский путешественник Антони
Дженкинсон, побывавший в Азербайджане в XVI веке, сообщает о сотканном
золотыми и серебряными нитями ковре, которого он увидел в летней
резиденции Абдуллы хана в Шамахе. Голландский путешественник XVII века
Ян Стрейтс сообщает о попоне на лошади правителя Шамахи, сотканной
золотыми нитями и украшенной жемчугами и драгоценными камнями.
В средневековых письменных источниках встречаются интересные сведения об
азербайджанских коврах и их художественных особенностях. В работе
"Границы мира" неизвестного автора X века сообщается о паласах и
попонах, изготовлявшихся в Мугани, о нахчыванских коврах в стиле "зили".
В эпосе "Китаби Деде Горгуд" воспеваются азербайджанские шелковые
ковры, а в произведениях Абул-Улы Гянджеви, Низами и Хагани (XII век) -
ворсистые и безворсные ковры.
В XIII-XIV вв. из Азербайджана в зарубежные страны экспортировалось
большое количество ковров и ковровой продукции. Эти ковры, привлекавшие
внимание тонким орнаментом, нежными и изысканными узорами, нашли свое
отражение в произведениях и миниатюрах известных европейских художников.
Так, в табло "Мария со своим младенцем" нидерландского художника XV
века Ханса Мемлинга дано изображение ширванского ковра, в работе Ван
Эйка "Святая Мария" - зейвинского ковра, а в произведении немецкого
художника XV века Ханса Холбейна "Сваты" - газахского ковра.
Во второй половине XVIII века северная часть Азербайджана стала
дробиться на небольшие феодальные ханства - Шекинское, Бакинское,
Губинское, Карабахское, Иреванское, Гянджинское, Нахчыванское,
Ширванское. В эпоху ханств производство ковров значительно расширилось,
каждое ханство имело свою ковровую мастерскую. Развитие искусства
ковроделия в этот период создало предпосылки для формирования
ковродельческих школ.
Лучшие образцы ковров и ковровых изделий из Баку, Губы, Шамахи, Гянджи,
Шеки, Газаха, Джавадского уезда и других уголков нашей страны,
демонстрировавшиеся на московской выставке "Москва-политехник" в 1872
году и на Общероссийской выставке промышленности и искусства 1882 года,
были удостоены золотых и серебряных медалей. Значительную часть
экспонатов международных выставок 1872 г. в Вене, 1911 г. в Турине, 1913
г. в Лондоне и Берлине, составляли ковры и ковровые изделия из
Азербайджана. Виды безворсных ковров. По своим техническим
особенностям азербайджанские ковры делятся на ворсистые и безворсные.
Безворсные ковры связаны с ранним периодом развития ткацкого искусства.
Ковровое искусство Азербайджана отличается своими высокими
художественными и техническими достоинствами, разнообразием безворсной
выделки. Здесь представлены все образцы безворсных ковров, тогда как в
ковроделии других стран такие образцы представлены в малом количестве.
Исходя из этого, немецкий искусствовед Г.Роп в разделе "Кавказские
ковры" своей книги "Восточный ковер" доказывает, что кавказские ковры
возникли раньше азиатских и что лучшими на Кавказе являются безворсные
ковры - килимы. Свое начало безворсные ковры, в целом ковровое искусство
берет от первых простейших образцов - циновки, плетня, бурии.
Безворсные ковры по стилю ткания, композиционной структуре, богатству
орнамента и цветовому колориту делятся на 8 видов:
- Палас; - Джеджим; - Лады; - Килим; - Шедде; - Верни; - Зили; - Сумах.
Ковродельческие школы Азербайджана. По географической
позиции, особенностям узоров, композиции, цветовому решению и
техническим особенностям азербайджанские ковры условно делятся на 7
ковродельческих школ:
1. Губинская 2. Бакинская или Абшеронская 3. Ширванская 4. Гянджинская 5. Газахская 6. Карабахская 7. Тебризская.
1. Расположенный на северо-востоке Азербайджана Губинский ковровый центр
делится на три части - горную, предгорную и равнинную. К горной части
можно отнести централизованные пункты в селах Гонагкенд, Хаши, Джими,
Афурджа, Ерфи, Будуг, Гырыз, Джек, Салмасоюд.
В предгорной части изготовление ковров сосредоточено в селах Амирханлы,
Алиханлы, Пиремсан, Билиджи, Шахназарли, Пирабадил, Зейва, Зохрами,
Сумагоба, Хырдагюль-чичи, Сырт-чичи, Дере-чичи, а в равнинной части - в
Шабранской низменной зоне - в селах Чай Гарагашлы, Гаджи Гарагашлы,
Сусенли, Гарагашлы, Девечи, Моллакямаллы и др. К этой школе относятся и
ковры, изготовляемые в Дербенте.
Украшения губинских ковров составляют стилизованные растительные, иногда
зооморфные мотивы орнаментов, состоящих из геометрических узоров. В
коврах этой школы широко распространен и стиль медальонного узора. Самые
яркие композиции губинских ковров - "Гадим-минаре", "Гымыл", "Алпан",
"Голлу-чичи", "Пирабедил", "Гаджигайыб", "Гырыз", "Джек" и др.
2. Бакинская школа ковров охватывает абшеронские села Горадил, Новханы,
Нардаран, Бюльбюля, Фатмаи, Мардакан, Гала, Хиля и др., а также
расположенный вне Абшерона Хызинский район и входящие в него села Гяди,
Хил, Кеш, Фындыган и др. ковродельческие пункты. Бакинские ковры
отличаются большей мягкостью, интенсивностью цвета, оригинальностью
художественных элементов и тонкостью узоров. Среди украшений преобладают
овалы (так называемые "гёлы" - ("озера")) геометрической формы,
растительные элементы с кривыми линиями. В цветовом колорите ковров
Бакинской группы для промежуточных пространств используется в основном
темно-синий, в редких случаях красный и желтый цвета. Большинство этих
ковров носит название села, где они изготовлены. В Бакинскую группу
входят образцы "Хиля-бута", "Хиля-афшан", "Новханы", "Сураханы", "Гала",
"Бакы", "Горадил", "Фатмаи", "Фындыган", "Гяди" и др.
3. Ширванская школа ковроделия охватывает Шамаху, Мараза, Ахсу,
Кюрдамир, Газымамед (Аджигабул), Гёйчай и окружающие их села. В
ширванскую группу входят такие композиции как "Мараза", "Гобустан",
"Ширван", "Кюрдамир", "Шильян", "Ширалибей", "Чуханлы", "Биджо",
"Сор-Сор", "Аджигабул" и др. Богатые, со сложными узорами композиции
ширванских ковров известны со средневековья. Ценные сведения о
художественной ценности ширванских ковров содержатся в дневниках
немецких, английских купцов и дипломатов XVI-XVIII веков. Еще в XIV-XV
вв. эти ковры воспевались в табло европейских художников. Так,
нидерландский художник Ханс Мемлинг (XV век) в своем произведении "Мария
со своим младенцем" дал изображение ширванского ковра.
4. Гянджинская школа ковроделия охватывает город Гянджу и окрестные
села, территории Гедабейского, Геранбойского, Шамкирского и Самухского
районов. Центром этой школы является город Гянджа, расположенный на
северо-западе Азербайджана. Еще в X-XI вв. Гянджа славилась как центр
производства шелковых и шерстяных тканей, шелковых ковров. В Гяндже,
которая на протяжении многих столетий была центром производства
высококачественных ковров, действовали специальные ковродельческие
мастерские. Гянджинская школа ковроделия позитивно влияла на ковроделие в
окрестных районах.
В гянджинскую школу ковра входят композиции "Гянджа", "Гадим Гянджа",
"Голкенд", "Фахралы", "Чайкенд", "Чайлы", "Шадылы", "Чыраглы", "Самух" и
др. Входящий в гянджинскую группу ковер для намаза "Фахралы" по своим
высоким художественным качествам и стилю ткания отличается от других
ковровых композиций.
5. В Газахскую школу ковроделия входят Газахский, Борчалинский на
территории Грузии и Гёйчинский на территории Армении ковродельческие
центры.
В Газахский пункт ковроделия входят старинный азербайджанский город
Газах и окрестные села, а также Агстафинский и Товузский районы.
Гёйчинский ковродельческий центр охватывает Памбак, Лембели, Иджеван, Гарагоюнлу и территорию вокруг озера Гёйча (ныне Севан).
Борчалинский ковродельческий центр охватывает Борчалинский, Гараязинский, Гарачопский, Гачаганский ковровые пункты.
В Газахскую группу входят ковры таких композиций, как "Шыхлы",
"Борчалы", "Гаймаглы", "Гарагоюнлу", "Гараязы", "Гарачоп", "Гачаган",
"Дагкесемен", "Демирчилер", "Кемерли", "Гёйчали", "Салахлы" и др.
В коврах этих школ малым количеством красок создается гармоничный
колорит. Узоры Гянджинских и Газахских ковров еще в средние века
привлекали внимание европейских художников, изображения этих ковров даны
в работе итальянского художника XV века Карло Кривело "Добрая весть" и в
табло немецкого художника XV века Ханса Холбейна "Сваты".
6. Карабахская школа ковроделия, расположенная на юго-западе
Азербайджана, развивалась в двух регионах - нагорной и низменной зонах.
Нагорная зона Карабаха еще начиная с X века упоминается в письменных
источниках арабскими историками ал-Мугаддаси, Масуди и другими как
крупный центр ремесла, занимающийся переработкой шерсти и хлопка, а в
XIX веке основную роль в производстве ковров играли г. Шуша, села
Дашбулаг, Довшанлы, Гиров, Трнивиз, Малыбейли, Чанахча, Туг, Туглар,
Гадрут, Мурадханлы, Гасымушагы, Губадлы, Гозаг, Мирсеид, Багырбейли,
Ханлыг, Тутмас. В низменных районах, которые, безусловно, лучше
обеспечены сырьем, основное место в производстве ковров играют Джабраил,
Агдам, Барда и Физули. К каждому из этих центров относились множество
сел, население которых активно изготовляло ковры на продажу. По
художественной структуре, технологическим особенностям и цветовому
решению к Карабахской ковровой школе относятся Зангезурский и
Нахчыванский центры ковроделия. К классическим образцам карабахской
школы ковроделия принадлежат такие ковровые композиции, как "Аран",
"Багчадагюллер", "Балыг", "Буйнуз", "Барда", "Бахманли", "Гарабаг",
"Годжа", "Гасымушагы", "Лемберани", "Муган", "Талыш", "Лемпе" ("Лампа"),
"Малыбейли", "Хангервенд", "Ханлыг", "Хантирме", "Челеби",
"Шабалыдбута" и др. В Карабахе широко распространены ковровые комплекты -
гябе из 5 ковров, приспособленные к интерьерам домов.
Город Шуша был основан в начале 1750-х годов карабахским ханом Панахали.
На первых порах город назывался Панахабадом и долгие годы служил
столицей Карабахского ханства. В XVIII веке карабахская школа ковроделия
была сосредоточена в Шуше. Наряду с коврами классического рисунка в
Шуше ткались новые ковровые композиции - "Багчадагюллер",
"Сахсыдагюллер", "Булуд" и др., украшенные узорами, взятыми с
доставлявшихся из России и Европы подносов, ароматического мыла, ситца и
других бытовых предметов. Карабахские ковры имеют богатейшую
красочно-цветовую палитру, которая отражает в себе самые тонкие оттенки
красок природы Карабаха. По сложившимся с древнейших времен традициям,
фон в промежуточных участках азербайджанских ковров исполняется красной
краской. Наряду с растениями, краски получают и от насекомых, среди
которых наиболее распространенным источником красной краски служил
кошениль, называвшийся в народе "гырмыз боджейи", "гурд гырмыз", "палыд
джуджусу".
7. 10 февраля 1828 г. в селе Туркменчай вблизи Тебриза был подписан
российско-иранский мирный договор, положивший конец войнам между этими
странами в 1826-1828 гг. В соответствии с условиями Туркменчайского
договора, северная часть Азербайджана вошла в состав России, а южная
часть, включающая города Тебриз, Ардебиль, Урмия, Хой, Марагу, Меренд,
Маку и другие, осталась под иранским гнетом. Таким образом, Азербайджан
был разделен надвое, и с тех пор в обиход вошел термин "Южный
Азербайджан". С этого времени образцы тебризской школы ковроделия стали
известны во всем мире как иранские ковры.
Тебризская школа ковроделия - наиболее старинная и известная в
Азербайджане школа ковроделия, охватывает Тебриз, Ардебиль, Марагу,
Меренд, Маку, Хой, Урмия, Зенджан, Гараджу, Херис, Сераб, Ахмедабад,
Мириш, Эхэр, Салмас, Гореван, Сенну, Гарадаг и другие ковродельческие
пункты. Жившие на этой территории тюрко-язычные племена исстари играли
важную роль в возникновении и развитии коврового искусства, в разное
время оказывали значительное воздействие на формирование иранского
ковроделия. В средние века Тебриз принадлежал к числу важнейших торговых
центров и богатейших городов Востока, что в совокупности с торговыми
связями с Европой привело к быстрому развитию ковроткачества.
Тебризская школа ковроделия уже в XI-XII вв. переживала период расцвета,
а в XIII-XIV вв. усвоила художественные особенности тебризской школы
миниатюры, а в XVI-XVII вв. достигла высокого уровня развития. Ворсистые
и безворсные ковры, относящиеся к этой школе, отличаются художественным
оформлением, гармонией красок, разнообразием орнаментальных украшений.
Тебризская школа ковроделия по основным ковровым композициям делится на
две группы - тебризскую и ардебильскую. В тебризскую группу входят
композиции "Тебриз", "Бахшайыш", "Гараджа", "Гореван", "Херис",
"Лечектурундж", "Афшан", "Агачлы", "Овчулуг", "Дорд фесил", в
ардебильскую группу - "Ардебиль", "Шейх Сафи", "Шах Аббас", "Сараби",
"Зенджан", "Мир" и "Ачма-юмма". В тебризской школе ковроделия знамениты и
такие классические композиции, как "Баг-бехишт", "Баг-меше", "Балыг",
"Бута", "Дервиш", "Кятабали", "Гордест", "Голлу-гюшели", "Гюлданлы",
"Лейли ве Меджнун", "Мешахир", "Мун", "Намазлыг", "Неджаглы",
"Сервистан", "Сердари", "Саханд", "Силсилеви лечек", "Фархад ве Ширин",
"Хайям", "Хатаи", "Хеддад", "Черхи-гюль", "Джейранлы" и другие.
Сотканный в Тебризе знаменитый ковер "Шейх Сафи" в композиции
"Лечектурундж" (площадь 56,12 кв.м., 1539 г., Музей Виктории и Альберта,
Лондон) является лучшим образцом орнаментальных ковров и жемчужиной
тебризской школы ковроделия.
Развитие ковроделия в XX веке. Последующий период развития
азербайджанского коврового искусства приходится на середину XX века. В
этот период развитие коврового искусства в Азербайджане шло по
нескольким направлениям и носило многоплановый характер. Традиции
ковроткачества в районах и селах республики продолжались отдельными
мастерами-ковроделами. В сотканных ими по традиционным рисункам коврах
наглядно проявляется творческое отношение к классическим композициям.
Одновременно, в ковроделии возникают новые композиции, элементы узора. В
новых рисунках преобладает склонность к растительн6ым узорам,
выполненным относительно кривыми линиями, изображениям людей, зверей и
птиц, к сюжетным композициям, созданным в лирическом и романтическом
стиле. Другим направлением развития коврового искусства является
деятельность Производственного объединения "Азерхалча". Изменения,
творчески внесенные мастерами в традиционные узоры, озера и цвета в
коврах, изготовляемых в цехах и мастерских "Азерхалча", увеличивают
численность классических ковровых композиций и обогащают их.
Другое направление коврового искусства продолжается и развивается
профессиональными художниками. Ковры, изготовленные на основе созданных
ими новых рисунков и орнаментов, имеют важное значение с точки зрения
обогащения классических композиций. Несмотря на встречающиеся в этих
коврах нарушения классических канонов в композиции, рисунке и колорите,
различные художественные и технические средства помогают раскрытию темы.
В Азербайджане осуществлены важные мероприятия для развития ковроделия.
Так, в Азербайджанском государственном художественном училище им.
А.Азимзаде, Азербайджанском государственном университете культуры и
искусства, в колледжах культурного профиля ковроделие преподается как
искусство и отрасль науки. Ковроделию как искусству обучают также в
профессионально-технических училищах, галереях детского рисунка и пр.
Обучение ковровому искусству как научной дисциплине и его современное
развитие в творчестве профессиональных художников тесно связано с именем
народного художника республики Лятифа Керимова (1906-1991). Известный
как знаток восточного, в том числе и азербайджанского ковра и
декоративно-прикладного искусства, видный художник-орнаменталист и
ученый-исследователь, Л.Керимов долгие годы изучал азербайджанские
ковры, обогатил отечественное декоративное искусство новыми орнаментами,
на основе традиционных элементов украшения создал новые декоративные
мотивы. Сотканные на основе эскизов Л.Керимова орнаментальные и
портретные ковры "Афшан" (1932), "Гонагкенд" (1939), "Лечектурундж"
(1952), "Шуша" (1953), "Гёйгёль" (1958), "Гарабаг" (1960), "Ислими"
(1964), "Буталы" (1965), "Бахар" (1966, 1976), "Хейванлар алеминде" ("В
мире животных") (1969), "Шаби-хиджран" ("Ночь разлуки") (1975),
"Зерхара" (1977), "Фирдовси" (1934), "Самед Вургун" (1956), "Вагиф"
(1967), "Физули" (1972), "Насими" (1974), "Сафияддин Урмави" (1975),
"Аджеми" (1976) и другие, благодаря созвучию элементов орнамента,
завершенности композиции, тонкости и выразительности рисунка, богатому
колориту, относятся к ценнейшим образцам коврового искусства. За ковер
"Сталин", созданный им в 1949 году вместе с коллективом авторов, в 1950
году художник был удостоен Государственной премии СССР. Открытая в 1986
году в Лондоне персональная выставка Л.Керимова прошла с большим
успехом, на ней экспонировались ковры "Бенди-руми" (1980, 1981),
"Лечектурундж" (1981), "Хатаи" (1981, 1985), "Ачма-юмма" (1982),
"Лечекбендлик" (1983), "Кетебебендлик" (1984), "Эсрлерин негмеси" (1985)
и др. В многотомной монографии Л.Керимова "Азербайджанский ковер" дан
анализ более чем 1300 орнаментальных элементов азербайджанского ковра.
|