|
|
Каталог статей |
|
Обшей взгляд в Азербайджанскую культуру
Культура
Азербайджана уходит корнями в древние времена, что подтверждается
петроглифами на камнях Гобустана, Гамигая в Нахчиване, на горе Далидаг в
Кельбаджаре; древней керамикой эпохи неолита и бронзового века,
орнаментами и утварью из бронзы, изделиями из золота и серебра,
найденными в многочисленных захоронениях и поселениях. Древние
культы (анимизм, культ предков и т.д.) в Азербайджане были в процессе
развития вытеснены религией зороастрийцев к середине 1 тысячелетия до
н.э. Будучи одной из самых древних религий на планете, зороастризм
исповедовал концепцию дуализма, которая управляет миром (добро и зло,
Ахурамазда и Ахриман). Одной из главных духовных обязанностей
поклонников зороастризма была концепция выбора. Новруз стал одним из
самых главных праздников, который переводится как «новый день»,
приближающийся с победой добра над злом. По истечении веков Новруз
потерял значение зороастрийского праздника, и сегодня является в
Азербайджане праздником весны, который наступает в день весеннего
равноденствия 21 марта. Этот праздник отмечается в течение нескольких
недель. В средневековье стали возникать города как главные
культурные, политические, административные и торговые центры. Такими
городами были Шемаха ,
Гянджа, Баку, Барда, Шеки, Тебриз, Нахчиван, Шабран, Ардебиль, Марага,
Гябяля, Бейлаган и др. Средневековые авторы называли Азербайджан страной
ста городов. К 5 в Кавказская Албания уже имела свой письменный
алфавит. Албанский летописец Муса Каланкатуйский написал «Историю
Агвана» в 7 в включающую поэму албанского поэта Давдака «На смерть
Великого князя Джаваншира». В конце 7 начале 8 вв, когда подавляющая
часть городского населения приняла ислам, появилась новая культура, и
албанская письменность была заменена арабской. По стране было открыто
множество мусульманских образовательных институтов, мектеб или мадраса,
где арабский язык изучался наряду с Кораном, математикой, медициной,
астрономией, философией и другими науками. В течение этого периода и
впоследствии в стране велись интенсивные строительные работы. Многие
культовые здания (церкви, мечети), мосты, замки, крепости, ирригационные
строения появились в течение 11-12 вв, обозначив период возрождения
Азербайджана. В эту эпоху жили поэты, мыслители, архитекторы, такие
как философ Бахманьяр, историк Масуд Ибн Намдар, архитектор Абубакр
Аджеми, поэтесса Мехсети Гянджяви и великий поэт и философ Низами
Гянджяви, поэт и мыслитель Хагани и другие. В это самое время
окончательно сформировался тюрко-огузский эпос «Китаб-и-Деде Коркуд»;
широко распространенными развлечениями повсюду стали шахматы, нарды,
игра в поло. Почти в каждом городе находились «зорханы», спортивные
залы. Благодаря этому периоду, мы наслаждаемся такими замечательными
архитектурными сооружениями, как бакинская Девичья Башня, мавзолеи
Нахчывана, канега на реке Пирсаат и многие другие. Интенсивное
развитие культуры продолжалось и далее в 13-15 вв несмотря на войны и
вторжения. На азербайджанском языке были созданы такие шедевры поэзии
как «Диван», (собрание стихов) поэта Хасаноглу, «Киса и Юсуф» поэта Али.
В Мараге была построена большая обсерватория по инициативе великого
азербайджанского астронома, ученого и философа Насреддина Туси, которого
считали наставником многие последующие астрономы мусульманского мира.
Обсерватория была оборудована устройствами и приборами, прежде
неизвестными науке, сконструированные самим Туси. В тот же самый период
музыканты Сафиаддин Урмави и Абдулгадир Марагаи создали оригинальную и
не имеющую себе равную музыкальную нотную систему. Культура этой
эпохи знаменательна своими выдающимися личностями, философами и поэтами
такими как Имамаддин Насими, Бадр Ширвани, Абдуррашид Бакуви, Сеид Яхья
Бакуви. Знаменитый историк Рашидаддин и другие жили в это время. Многие
известные личности – поэты, математики, философы – развили высшие
принципы суфийской философии, часто скрываемой любовной лирикой. Такие
суфийские философы, как Насими и Бакуви, обогатили культуру
универсальных ценностей. В эпоху Сафавидов (16 в) искусство
миниатюры и каллиграфии получили новый импульс. В этот период расцвела
одна из самых известных школ миниатюры на востоке, Табризская школа и ее
ярчайший представитель Султан Мухаммад (16 в). Поэма Мухаммада Физули
(1494-1556) «Лейли и Меджнун» явила собой образ поэтической вершины.
Также развивалось устное фольклорное творчество. Эпос «Кероглу» был
очень популярным в регионе а личность этого легендарного народного героя
была такой популярной, что существует несколько предполагаемых мест его
легендарной крепости Чянлибель. В Азербайджане в течение
средневековья прикладные ремесла - глазурованная керамика, изделия из
металла, цветное стекольное производство, искусство ковроткачества и
текстиль – стремительно развивались. Эти произведения широко
экспортировались, и их выдающийся образцы хранятся в настоящее время в
ведущих музеях мира (Эрмитаж, Лувр, Топкапы, Музей Виктории и Альберта,
Метрополитен Музейи др.). Слава местных ремесленников способствовала
тому, что их часто приглашали на работу в другие страны, а в течение
войн они уводились насильно. К примеру, азербайджанские зодчие, медники,
каллиграфы и архитекторы принимали участие в строительстве многих
архитектурных шедевров Самарканда, Шахрисабза, Ирака и Индии. После
того, как Азербайджан стал частью российской империи, началась эпоха
сильного европейского культурного влияния. Оно отразилось в
изобразительном искусстве, архитектуре, литературе, образовании и т.д. В
19 в вышло в свет первое научное исследование истории Азербайджана
«Гулистани Ирам», написанное А.А. Бакихановым. В то же самое время Мирза
Фатали Ахундов (1812-1878), основатель азербайджанской драмы и
современной азербайдажнской литературы, стал известен благодаря своим
реалистическим новеллам и драмам. В 1874 г вышла первая газета на
азербайджанском языке, «Экинчи» издателем газеты был известный педагог и
просветитель Гасан бей Зардаби. В марте 1873 г состоялась премьера
первого театрального представления на азербайджанском языке, а в 1866 г
открылась первая грамматическая школа. Позднее в 1864 г в Баку была
открыта первая женская грамматическая школа. В 19 – начале 20 вв уже
издавалась целая серия газет и журналов на азербайджанском языке:
Хуммет, Такамюл, а также на русском – Бакинский Рабочий, Каспий.
Сатирический журнал Молла Насреддин, издаваемый писателем Д.
Мамедкулизаде, пользовался большим успехом. Не только в Азербайджане, но
и на всем мусульманском Востоке многие выдающиеся деятели культуры
сотрудничали с этим журналом, среди которых известный
художник-карикатурист Азим Азимзаде, поэт-сатирик М.А. Сабир, поэт
Алигулу Гамкюсар и др. Премьера первой национальной оперы «Лейли и
Меджнун» композитора У. Гаджибекова прошла 12 января 1908 г. 25 октября
1913 г состоялась премьера национальной комедии «Аршин мал алан».
Выдающимися мастерами национальной театральной сцены того периода были
Гусейн Араблинский, Гусейнгулу Сарабский, Мирза Ага Алиев и Сидги
Рухулла. В тот же период была заложена основа современного
изобразительного искусства Азербайджана. У его истоков стояли художники
Бахруз Кангарли и Азим Азимзаде. Архитекторы Плошко, Скибинский,
Гославский, Ахмедбей Зивербеков построили такие выдающиеся объекты как
нынешний Кукольный театр, здание Бакинской мэрии, Музей истории, Музей
искусств, Национальную академию наук, Театр оперы и балета, мечеть Джума
в Шамахе и др. С началом советского периода в Азербайджане
появилось новое направление в архитектуре конструктивизм, которое нашло
отражение в архитектуре Баку (Щусев и братья Веснины), на примере здания
нынешнего банка Standart и других зданий города. Национальная
архитектурная школа развивалась под творческим влиянием Усейнова,
Дадашева, Касимзаде, Исмайлова и Шульгина. Поэты, писатели и
драматурги того времени Гусейн Джавид, Микаил Мушвиг, Аббас Саххат, Юсиф
Чаманзаминли, Мамедсеид Ордубади, Джафар Джаббарлы и другие обогатили
национальную литературу Азербайджана. Композиторы Кара Караев, Ниязи,
Фикрет Амиров и Ариф Меликов оказали огромное влияние на развитие
современной национальной музыкальной культуры. Такие композиторы и
джазовые музыканты как Вагиф Мустафазаде, Азиза Мустафазаде, Рафик
Бабаев и другие начали использовать в своей музыке традиционные мотивы. Наиболее
известными художниками и скульпторами нового периода стали Микаил
Абдуллаев, Саттар Бахлулзаде, Таир Салахов, Тогрул Нариманбеков, Алекпер
Рзакулиев, Фуад Абдурахманов, Токай Мамедов, Омар Эльдаров. Они
являются лишь частью очень интересной национальной художественной школы.
Известными современными кинорежиссерами являются Гасан Сеидбейли, Расим
Оджагов, Ариф Бабаев, Аждар Ибрагимов и другие. Список прославленных
писателей включает имена Максуда и Рустама Ибрагимбековых, Натига
Расулзаде, Эльчина, Чингиза Абдуллаева и других.
Азербайджанское искусство, как и история нашего народа - древнее и
богатое. Исследование отдельных видов театра, кино, музыки и народного
искусства, прошедшего сложный и длительный путь развития,
свидетельствует о высоком культурном наследии азербайджанского народа.
Деятели культуры и искусства Азербайджана постоянно прилагали усилия для
доведения нашей национальной культуры до мирового сообщества и частично
добились этой цели. Об этом наглядно и красноречиво свидетельствуют
следующие факты: по инициативе ЮНЕСКО азербайджанский мугам включен в
список культурного наследия человечества, выдающемуся мастеру кино,
кинодраматургу и кинорежиссеру Р.Ибрагимбекову присвоена премия "Оскар",
а образцы рукоделия и ковров, сотканных народными мастерами в разные
времена, хранятся в самых известных музеях мира.
|
Категория: Общая информация | Добавил: Admin (20.01.2011)
|
Просмотров: 1178 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
|
|
|