|
|
Каталог статей |
|
Бюльбюльджан
Бюльбюльджан (азерб. Bülbülcan, имя при рождении — Абдул-Баги Али оглы Зулалов азерб. Əbdülbaqi Əli oğlu Zülalov; 1841, Шуша — 1927, Баку) — азербайджанский фольклорный певец, исполнитель мугама. Он получил известность благодаря исполнению азербайджанских мугаматов на азербайджанском, грузинском, армянском, персидском, лезгинском, кумыкском и русском языках. Биография
Зулалов, ставший известным под псевдонимом Бюльбюльджан (азерб. «соловушка»), родился в городе Шуше. В молодости он путешествовал по Кавказу и Персии. За свою жизнь он не раз выступал перед сильными мира сего, включая императора Александра III и персидского шаха Музафариддина, наградившего его высшим персидским Орденом Льва и Солнца.
С 1875 по 1905 годы Бюльбюльджан жил и работал в Тифлисе, выступая вместе с известным таристом и тоже уроженцем Шуши Садыхджаном. В 1905 году певец вернулся в Шушу и посвятил себя воспитанию своих осиротевших племянников. В 1920-х он переехал в Баку, где преподавал в различных высших учебных музыкальных заведениях.
Бюльбюльджан оказал влияние на азербайджанскую школу мугама. Его наследие взрастило целый ряд выдающихся азербайджанских певцов. Семья Зулаловых продолжила музыкальные традиции своего предка. Дочь, внучка и племянники Бюльбюльджана впоследствии стали известны как деятели искусства муга
ЕГО ИСПОЛНЕНИЕ ОТМЕТИЛ САМ СТАЛИН...
Есть в истории азербайджанского музыкального искусства редкостная фамилия — Зулаловы. И прославилась она благодаря целой династии одаренных вокалистов — выходцев из Шуши. В их числе был и лирический тенор Азербайджанского театра оперы и балета Али Зулалов, на артистический талант которого обратил как-то внимание даже сам «вождь всех народов» Иосиф Виссарионович Сталин.
Али Зулалов родился в 1893 году в прозванной «консерваторией Азербайджана», жемчужине Карабаха — Шуше. И хотя Али в 5 лет потерял отца, но ни он, ни его младший брат Гамбар сиротами ни разу в жизни себя не чувствовали благодаря доброте, привязанности и заботе взявшего их на воспитание дяди Абдулбаги Кярбалаи Али оглу Зулалова — ханенде Бюльбюльджана (1841 — 1927 гг.). Именно то, что Али и Гамбара воспитала такая талантливая и знаменитая в конце ХIХ — начале ХХ веков не только в Закавказье, но и далеко за его пределами личность, как исполнитель мугама Абдулбаги Бюльбюльджан, во многом и предопределило судьбу братьев Зулаловых — оба в дальнейшем стали оперными певцами. А для того чтобы узнать, чем же все-таки прославился сам Абдулбаги Зулалов и почему его так ценили и любили поклонники музыки, давайте перелистаем сначала страницы его собственной биографии.
Начальное образование Абдулбаги получил в музыкальной школе, открытой в Шуше видным музыковедом той поры Харратом Гулу (1823 — 1883 гг.). После окончания учебы Абдулбаги Зулалов начинает выступать в паре с прославленным таристом Садыхджаном на народных празднествах, гуляниях в Карабахе, Гяндже, Ширване, Шеки и очень скоро получает большую известность во всей округе. Изумительный голос, неповторимая манера исполнения и редкостное сценическое обаяние Абдулбаги Зулалова привлекают к нему внимание самых высокопоставленных особ, открывают перед ним двери лучших домов. Так, Абдулбаги приглашался на меджлисы, устраиваемые поэтессой Хан гызы Натаван в ее собственном имении, и принимал участие в народных торжествах, организованных по случаю проведения ею в Шушу водопровода (18 августа 1873 года).
В начале 1875 года Абдулбаги Зулалов переезжает в считавшийся в те годы культурным центром Закавказья Тифлис, где довольно естественно и быстро вливается в бурную и искрометную, словно горный поток, жизнь этого истинно светского города. После первого же концерта, который был дан Абдулбаги вместе с замечательным таристом Садыхджаном, их имена уже знали не только в Тифлисе, но и во всей Грузии. Здесь он принимает самое активное участие в многочисленных благотворительных мероприятиях и концертах. Выучив грузинский, русский, кумыкский, фарсидский и языки других народов, проживавших в Тифлисе, замечательно исполняя песни на этих языках, Абдулбаги завоевывает такую славу у поклонников музыки этого города, что они певца иначе и не величают, как только ласковым «Бюльбюльджан».
Услышав на торжествах, устроенных в его честь в Тифлисе (1888 г.), песню в исполнении Бюльбюльджана, русский царь Александр III, можно сказать уже не расставался с певцом на протяжении всего путешествия со своей семьей по Кавказу. А правитель Ирана Музаффараддин шах, побывавший в Тифлисе в мае 1900 года, за вокальное дарование даже наградил А. Зулалова орденом «Шири-Хуршид».
В 1905 году 64-летний Абдулбаги Зулалов возвращается в родную Шушу и здесь отдает все свои силы и знания заботе о своих племянниках и воспитанию молодых ханенде. У него было большое число талантливых и очень достойных учеников. А такие видные исполнители мугама, как Джаббар Гарягды оглу, Муса Шушинский, Мешади Мамед Фарзалиев, Шекили Алескер, Сеид Шушинский, и другие откровенно говорили о том, что тонкостям певческого искусства они учились у Абдулбаги Зулалова.
После установления в Азербайджане Советской власти Бюльбюльджан переезжает вместе с семьей в Баку и сначала работает в Восточной консерватории, а с 1923 года — в организованной Узеиром Гаджибековым Азербайджанской тюркской музыкальной школе, в которую приглашается для преподавания уроков мугама. В связи с 70-летием творческой деятельности и за большой вклад в развитие азербайджанского музыкального искусства Абдулбаги Зулалову было присвоено звание «Герой труда». В августе 1927 года этого большого мастера мугама не стало.
Воспитывавшийся же у своего дяди Абдулбаги Бюльбюльджана Али Зулалов еще в 1914 году перебирается в Баку и устраивается здесь на службу в мануфактурный магазин братьев Велихановых. Но видного юношу с изумительным голосом в 1918 г. подмечают радетели азербайджанского музыкального искусства и приглашают на первую в его жизни роль оперного певца. Ею оказывается партия... Гюльчохры в опере «Аршин мал алан». Проба сил проходит с большим успехом и вдохновляет Али на последующие роли. Он много работает над своим голосом, сценическим мастерством и даже поступает в Азербайджанскую государственную консерваторию, которую заканчивает в 1936 году.
С той поры, когда жил и создавал свои неповторимые по силе воздействия и величию образы и совершенные по исполнению вокальные партии Али Зулалов, прошло немало десятилетий. За это время архивные материалы сгорели или розданы по музеям, и давно отошли в мир иной друзья и соратники по театру оперного певца. Но как хорошо, что дочери Зулалова сохранили до наших дней фотографии отца. Их то мы и рассматриваем с младшей дочерью певца — Земфирой ханум — у нее дома.
— Вот это отец в опере «Асли и Керем» в роли Исфахан шаха, это Гаджи Ахмед — в «Шах Сенем», а это Шахвелед в «Ашуг Гарибе», — поясняет Земфира ханум, перебирая одну за другой слегка затронутые беспощадным временем, но такие дорогие сердцу каждого, кто любит и ценит азербайджанское искусство, фотоснимки. Фотоснимки, запечатлевшие когда-то одно лишь мгновение азербайджанской музыкальной культуры, а сегодня ставшие уже целой эпохой — величественной, волнующей и недосягаемой, словно звездное небо. А еще были ярчайшие образы, созданные Али Зулаловым в таких шедеврах азербайджанского оперного искусства, как «Лейли и Меджнун» (отец Лейли) и «Кероглу» (Эхсан паша) Узеира Гаджибекова, а также «Шах Исмаил» (Абу Хамза) и «Наргиз» (Молла Муталлиб) Муслима Магомаева. Кстати, у этого образа интересная история. Как вспоминают дочери певца (по рассказам матери, покойной Кюбры ханум), Муслим Магомаев бывал у них дома и однажды, увидев, как Зулалов совершает намаз, решил написать образ Моллы Муталлиба именно для него. Честно говоря, вначале Али Зулалов даже немного обиделся на великого композитора и ни в какую не соглашался играть роль моллы. Но в итоге он ее, конечно же, сыграл, причем не только в Баку, но и во время декады Азербайджанской литературы и искусства в Москве (1938 г.). И сыграл так талантливо, что Сталин прямо во время спектакля сказал: «Смотри, как здорово он моллу копирует...» Али Зулалов же за эту роль был награжден орденом «Знак Почета». Но великий создатель этой оперной партии Муслим Магомаев всего этого уже не увидел, так же, как вообще не увидел триумфа своей любимой оперы «Наргиз», ибо 28 июля 1937 года скончался от коварнейшей болезни — туберкулеза.
В 1940 году Зулалову было присвоено звание заслуженного артиста Азербайджанской Республики. Как вспоминают дочери Али Зулалова — педагог музыки Эльмира ханум, профессор Солмаз ханум и доцент Азербайджанского педагогического университета Земфира ханум — их отец очень любил свою работу и был дружен со всеми, кто работал в оперном театре. Никто из деятелей искусства в те годы не высокомерничал. И композиторы, и дирижеры, и певцы жили, можно сказать, единой семьей. Дружно работали над очередным произведением, вместе отдыхали и даже находили время ходить друг к другу в гости семьями. У Зулаловых часто бывали Гусейнгулу Сарабский, Афрасияб и Шамси Бадалбейли, Ниязи, Зульфи Адыгезалов, Гурбан Примов, Аловсат Садыхов, Гулам Искендеров и другие. А уж каким душа-человеком был великий Бюльбюль, и не выразить словами. При разговоре он обращался к людям лишь с приставкой «гюлюм»! И советовал отвечать на любую обиду лишь добром.
Но в 50-х годах Али Зулалов начинает терять слух и, выйдя на пенсию в 1955 году, уходит из оперного театра. 10 января 1963 года лирического тенора азербайджанской оперной сцены не стало...
|
Категория: Певцы ; певицы и Ханенде Азербайджана | Добавил: Admin (20.05.2011)
|
Просмотров: 3511 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 5.0/1 |
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
|
|
|