23 октября 1920 г. в
газете
"Азербайджанская беднота" появилось сообщение о том,
что согласно
Постановлению Наркомпросса, "Азернешр" и АзРОСТА
открывается
Государственный Свободный Сатир-Агиттеатр, а 20
декабря 1920
г. состоялось торжественное открытие. Вновь
созданный театр был сформирован
из остатков распавшейся в Тифлисе труппы театра
Н.Ф.Балиева
"Летучая мышь" и части коллектива расформированного
революционным
правительством театра "Момус". В руководящий состав
Директории
вошли В.Швейцер (Пессимист) - зав. литературной частью
театра
"Летучая мышь", уроженец Баку, известный московский
журналист
и литератор, взявший на себя функции главного
режиссера, административную
часть возглавил П.Орешков ("Летучая мышь").
литературную - Н.Городецкая
("Момус"), художественную - Б.Воронов ("Летучая
мышь"). В последствии
руководство театром перешло целиком в руки
В.З.Швейцера (Пессимиста),
который осуществлял почти всю режиссерскую работу. К
этой работе
на более или менее длительные сроки привлекались -
В.Г.Сахновский
(Московский Показательный театр), Сергей Воронов
(артист МХТ),
художники - А.Арапов и П.Узунов (I Студия МХТ),
Е.Самородов,
С.Самородова, П.Чичканов ("Момус"). Спектакли
Сатир-Агиттеатра представляли
собой остроумные монтажи, состоявшие из одноактных
пьес, частушек,
обозрений, инсценированных стихов и песен,
хореографических
композиций на злобу дня, оживших в пластике картин
революционных
художников и т.д. Театр малых форм для пролетарской
бедноты,
призванный осуществлять функции политической агитки
просуществовал
до 1923 года. Решением
Бакгорисполкома от
29 апреля его переименовывают в Бакинский Рабочий
театр, который
уже 25 октября встречает своего зрителя премьерой
спектакля
"Город в кольце" по пьесе С.Минина (режиссер
Д.Г.Гутман, художник
Вяч.Иванов). Первоначально
в состав труппы
вошли актеры приехавшие из Одессы, Москвы, Иркутска -
Н.Снежина,
Н.Лещинская, Л.Морозова, Л.Литвинова, О.Ланская,
А.Горский,
С.Танеев, К.Лаврецкий, С.Климов, Н.Коломенский,
Н.Соколов, Н.Рогожин
и др. Репертуарная афиша театра была представлена
революционной
патетикой советской и зарубежной драматургии -
"Медвежья свадьба"
А.Луначарского, "Озеро Люль" А.Файко, "Овод" по
Э.Войнич и др.
В
1924г. при БРТ открывается
Студия Практических занятий, где с 1926 года навыкам
профессионального
ремесла студийцев учат пополнившие труппу
"мейерхальдовцы" -
В.Фёдоров, С.Майоров (режиссеры), М.Жаров (актер).
Труппу пополняют
(1926г.) артисты - Ф.Раневская, В.Кузнецов; художники -
С.Ефименко
и И.Шлетенов. Спектакли
молодых талантливых
режиссеров и художников не затерялись на общем фоне
театральной
жизни нового государства, выгодно отличаясь
разнообразием постановочной
стилистики, соответствуя не только духу времени, но и
творческой
индивидуальности каждого из них. А с появлением в
репертуаре
произведений азербайджанских драматургов, возрастает и
общественный
статус театра. И в
1937 году его переименовывают
в Азербайджанский государственный Краснознаменный
театр русской
драмы. Постепенно,
благодаря утвердившейся
с 20-х годов практике гастрольных поездок сначала в
сопредельные
города Северного Кавказа и Закавказья, а позже,
расширив географию
гастрольных поездок по территории всего Советского
Союза, театр
становится популярным и считается в структуре
театрального дела
одним из ведущих.
Здесь
можно посмотреть схему гастролей РДТ. Имена
режиссеров и актеров становятся
популярными. Многие из них приглашаются на съемки в
фильмах
ведущих киностудий страны. Расцвет
театра связан с творчеством
режиссёров вошедших в историю советского театра. Это -
Д.Гутман,
Э.Лойтер, А.Иванов, Ф.Фёдоров, С.Майоров, Е.Гаккель,
А.Ридаль,
А.Туганов, А.Грипич, Я.Ярославский, И.Идаят-заде,
К.Степанов-Колосов
и др. Период
особого взлета театра
связан с именем выпускника ГИТИСа - М.К.Ашумова,
пополнившего
репертуар высокохудожественными постановками русской,
зарубежной
классики, современной советской пьесы, открывшего
бакинскому
зрителю множество актерских дарований. Среди них -
В.Ширье,
Р.Гинзбург, А.Фалькович, К.Адамов, М.Адушев, Л.Грубер,
П.Жариков,
А.Корнилов, М.Лезгишвили, А.Мешалкин, К.Мякишев,
В.Отрадинский,
Г.Сорин, П.Юдин, К.Бабичева, К.Ирмич, Ю.Колесниченко,
А.Сувирова,
Н.Сарнацкая и др. Период
60-80 г.г. связан с творчеством
режиссеров Г.Ахмедовой-Мартыновой, Д.Селимовой,
И.Хасина, Е.Сахарова,
Э.Бейбутова, Э.Алиева, Р.Ибрагимбекова. Труппа
пополнилась именами
талантливых актеров. Это - М.Ягизаров, Т.Галакичиева,
Е.Невмержицкая,
Л.Духовная, Д.Тумаркина, А.Шаровский, затем -
Р.Амирбекова,
С.Мирзагасанов, Л.Чеснакова, Н.Тагиева, М.Магеррамов,
А.Никушина, Ю.Балиев, Н.Балиева и др. В
репертуаре театра пьесы зарубежной,
русской и национальной драматургии. Русский
драматический театр
им. С.Вургуна (с 1956г.) продолжает оставаться
популяризатором
разножанровых драматургических произведений на русском
языке. У
театра по-прежнему есть свой
зритель, у зрителя - свои любимые актеры и режиссеры.
Связь
эта на кое-то время ослабевает в постперестроечный
период. Однако,
театр, скрупулезно изучив социальный состав
зрительской аудитории
новой формации, учитывая ее запросы и
социально-экономическую
обстановку общества, находит путь к своему зрителю,
пополнив
репертуарную афишу комедиями зарубежных, российских и
азербайджанских
драматургов, развлекательными представлениями -
импровизациями
на темы театра, спектаклями-пародиями на телесериалы
мыльных
опер. В афише: С.Моэм "Круг", Ж.Пуаро "Семейный
уик-энд", В.Неверов,
А.Шаровский "Безумный день, или Сцены для ненормальных
со зрителем",
А.Миллер "Вид с моста", Э.Де Филиппо "Филумена
Мартурано", Эльчин
"Здравствуйте, я ваш дядя!" (Театр), Л. де Вега
"Хитроумная
влюбленная", Дж.Патрик "Ах, как бы нам пришить
старушку…", В.Неверов
"В гостях у дикой Розы и её друзей" и многие другие. Постепенно
зритель возвращается
в театр, который чутко реагируя на состав аудитории и
её интересы,
находит формы дифференцированного подхода к созданию
репертуара.
Учитывая возможности притока нового русскоязычного
зрителя,
режиссерская группа под руководством главного
режиссера народного
артиста Азербайджана А.Я.Шаровского выпускает 6-8
спектаклей
в год, в том числе и сказки для детей.
В афише: А.П.Чехов
«Чайка», Т.Уильямс «Трамвай «Желание»»,
У.Шекпир «Король Лир», «Что угодно!!»(Двенадцатая
ночь), М.Ф.Ахундов «Визирь
Ленкоранского ханства», Дж.Патрик
«Странная миссис Сэвидж», Р.Шарт «Мою
жену звать Морис», В.Неверов «Встретимся
на Торговой», «Мечты сбываются»,
Эльчин "Звезда, любовь и
шампанское", Х.Бергер «Еще один
Джексон, или Перебор», А.Галин «Конкурс»,
Л.Разумовская «Брачное агентство «1+…»»(Бесприданник),
М.Ибрагимбеков «Нефтяной бум
улыбается всем» и многие другие. На сегодняшний день состав труппы
значительно изменился, пополнившись молодыми
выпускниками Азербайджанского
Государственного университета искусства и культуры,
Хореографического
училища и Драматической Студии театра. В
количественном соотношении
преобладают русскоязычные специалисты-актеры, актрисы,
художники.
Исходя из этого, театр ищет новые варианты и
возможности в работе
по привлечению зрителя и популяризации драматургических произведений на русском языкеихпроизведений
на русском языке.
|