Процесс
возникновения и формирования народного танцевального искусства в
Азербайджане уходит корнями в глубь веков. Первыми танцами были
ритуальные и охотничьи танцы. Сохранились наскальные изображения:
«Охотничья сценка», «Силуэты группы танцующих людей», напоминающие
древний хоровод «яллы» (5-3-е тыс. до н.э., Кобустан).
Из глубины веков пришли также массовые обрядовые танцы - «сэмэни», «хыдыр ильяс», «коса-коса», «году-году» и др.
Обряд
«Сэмэни» посвящается приходу весны и оживлению природы. Обожествленный
образ «Сэмэни» почитался предками азербайджанцев, как «цветок жизни и
вечности». Он сопровождался песнопениями, играми и танцами. В
азербайджанском музыкальном фольклоре по сей день существует
танцевальная мелодия с одноименным названием «сэмэни».
Обряд
«Хыдыр Ильяс», анологично первому, является аграрным. Он совершался для
вызова дождя. Слово «Хыдыр» является олицетворением воды. Этот обряд
исполнялся в начале весны. Обряд «Кос-Коса» посвящается приходу
весны. В идею этого обряда-игры вложено борьба двух сил – лютой зимы и
молодой весны. В этой игре зиму олицетворяет «Коса», что означает
«безбородый». Другой персонаж игры – «коза» символизирует весну.
Еще одним обрядом, с идеей магического воздействия на урожай в сельском хозяйстве, является «Году». Это культ вызова солнца.
В
эпоху раннего средневековья из этих обрядовых танцев
выкристаллизовываются различные виды народных танцев. При дворах князей и
азербайджанских правителей существовали танцевальные ансамбли,
славившиеся высоким мастерством танцовщиков. Азербайджанские народные
танцы разнообразны по тематическому содержанию; они делятся на трудовые
(«чобаны» - «пастушеские»), обрядовые (ритуальные, календарные,
свадебные), бытовые («мирзаи», «тураджи»), героические-военные («дженги»
- «боевой»), спортивные («зорхана»), хороводно-игровые («яллы»,
«халай») и другие.
По продолжительности цикла, богатству и
многообразию ритуалов, свадебный обряд – самый значительный. Возникнув в
древности и совершенствуясь в течение длительного времени, свадебный
обряд сложился как обряд, сочетающий в себе элементы
словесно-поэтического, музыкального и танцевального искусства. О ранних
формах свадебной обрядности много ценных суждений, сведений можно
почерпнуть в народных сказках, легендах, эпосах «Деде Коркут»,
«Кероглу». Много интересных высказываний о свадебных обрядах имеется на
страницах произведений Низами и других поэтов прошлого. Очень часто
песня и танец на свадьбе неотделимы друг от друга (поют, пританцовывая;
танцуют, подпевая). Отсюда типичная танцевально-ритмическая основа
свадебных песен, подчиняющая себе мелодическое развитие. С танцевальной
подосновой песен связан и принцип формообразования – точная или
обновленная повторность построений.
Наиболее популярные танцы:
«таракяма» - кочевников, «гытгылыда» - хороводной женский, «иннаби», -
исполняемый на свадьбах, девичьих вечеринках молодыми женщинами и
девушками, «джейран-балла», «яллы» и другие.
Азербайджанский
народный танец, как правило, трехчастный: первая часть стремительная,
ход по кругу; вторая лирическая, танцовщик как бы застывает на одном
месте («сюзма»), корпус строго и горделиво подтянут; третья – опять ход
по кругу, стремительный, торжественный, с большим эмоциональным порывом.
Женский
и мужской танцы резко отличаются друг от друга. Развитие женского танца
было обусловлено костюмом: длинная юбка определяла плавность движения
ног, все внимание танцовщицы сосредоточено на разработанной технике рук и
верхней части корпуса (пплечи, голова, мимика лица и др.). Мужской
танец определяет техника ног. Танцовщик с легкостью встает на пальцы
(танец «казахи»), стремительно опускается на колено и т.д.
Музыкальный
размер азербайджанских танцев – 6/8 и 3/4. Для женского танца наиболее
характерен 3-дольный размер, а для мужского 2-дольный. Танцы обычно
исполняются под аккомпанент народных инструментов: трио зурначей (две
зурны и одна нагара), трио сазандари (тар, кеманча, бубен) и др.