Воскресенье, 22.07.2018, 10:20          
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
История Азербайджана [41]
ХАНСТВО [19]
Археологические памятники каменного века в Азербайджане [12]
Чёрный Январь [13]
День Геноцида азербайджанцев, 31 марта [2]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 214
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Программы для всех
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Форма входа
     Каталог статей
    Главная » Статьи » История Азербайджана » История Азербайджана

    Исторический очерк-16
    ПОЛИТИЧЕСКАЯ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА В III - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ VII вв.

    Эпоха средневековья, насчитывающая пятнадцать столетий - один из важнейших этапов нашей отечественной истории. В этот период зарождаются, укрепляются и разлагаются феодальные отношения. На территории исторического Азербайджана происходят важные события, имевшие решающее значение в жизни всего региона; их последствия дали о себе знать и в последующие столетия.

    На севере распространяются различные толки христианства, а юг превращается в оплот зороастризма.

    Многочисленные племена и народы проникают на нашу территорию.

    Ислам распространяется и превращается в господствующую религию. Завершается формирование азербайджанского языка и тюркоязычного азербайджанского народа.

    Возникают большие и малые государственные образования. Развиваются культура, наука, литература и искусство, снискавшие азербайджанскому народу мировую славу.

    Возникновение и становление феодальных отношений.
    Система управления и обложения.

    В политической истории Азербайджана начало средневековья Ознаменовалось включением во второй половине III в. южнокавказских земель в состав Сасанидской Империи - одного из крупнейших государств раннего средневековья. Это был период, когда во всех странах Средиземноморья и Передней Азии в связи с кризисом рабовладельческого строя зарождались зачатки более прогрессивной общественно-экономической формации - феодализма. Данные процессы, имевшие решающее значение для этих стран, охватили и области исторического Азербайджана, в которых, однако, в отличие от обществ с укоренившимися традициями рабовладельческого строя, феодальные производственные отношения, во-первых, сформировались раньше, а во-вторых, протекали более интенсивно.

    В период господства феодальных отношений в Азербайджане сложились государственная (в лице государя) и частная формы собственности на землю. В раннефеодальную эпоху преобладала государственная форма собственности. С развитием феодальных отношений, формированием класса феодалов и частной собственности на землю происходит процесс постепенного перевода основного земельного фонда от государства в руки родовой знати. Развитию частного землевладения, кроме того, способствовала и политика албанских и персидских царей, раздававших отдельные села и области представителям господствующего класса.

    В Албании, в северной части исторического Азербайджана, существовали две формы частной феодальной собственности на землю: 1) безусловное или наследственное землевладение (дастакерт), возникшее в результате распада общинного землевладения и раздачи земель государством представителям господствующего класса на вотчинном праве; 2) условное землевладение (хостак), явившееся результатом временной передачи земель со стороны того же государства представителям господствующего класса за их службу в качестве вассалов.

    Переход от условного к наследственному землевладению со временем стал традиционным явлением. Владельцами дастакертов были государь и крупные феодалы, а держателями хостакав - мелкие служащие и духовенство.

    Хотя в раннефеодальную эпоху в Албании преобладает форма безусловного землевладения, позднее, господствующим становится условное землевладение.

    Наряду с этими двумя формами частной феодальной земельной собственности еще существовала земельная собственность храмов и церквей, а также общинная и частная крестьянская земельная собственность. Служители культа за несение церковной службы также обеспечивались земельными участками (хостаками).

    В этот период и в южной части исторического Азербайджана - Адурбадагане существовали общинные земли, частные земельные владения, пожалованные шаханшахом как условные, земли крупных феодалов, являвшихся наследственными владетелями областей, а также храмовые земли. Здесь также, как и в Албании, наследственные земельные владения именовались дастгирдами (дастакертами), а условные земельные владения- хвастаками (хостаками).

    По сведениям источников, албанское общество делилось на феодалов (азатов), являвшихся в это время господствующим классом и крестьян (шинаканов) - производителей материальных благ. Представители господствующего класса в этих источниках обозначаются терминами нахарары, нахапеты, азгапеты и т.д. Однако в отличие от термина "азаты", обозначавшего вообще класс феодалов, термин "нахарары" исключительно относился к высшему слою привилегированного сословия.

    Внутри господствующего класса постепенно складывалась феодальная иерархия. Во все более централизуемом государстве укреплялась власть государя (ишхана). Как глава светской и духовной власти, он обладал законодательным правом, возглавлял совещательный орган, был главнокомандующим военными силами.

    Высшую ступень общественной лестницы привилегированного сословия занимали крупная высшая и средняя владетельная знать, а следующую - мелкослуживая знать.

    В ранний период правления Сасанидов Азербайджан превратился в одни из многочисленных вилайетов (шехров) их империи. Вилайеты возглавлялись шехридарами (шехрийарами), провинции - пайгоспанами (падоспанами, а по арабским источникам - базусбанами).

    Согласно надписи, обнаруженной в древнем иранском храме "Кааба Зороастра" (существовал еще до нашей эры в местности Нагши-Рустам вблизи иранского города Истахр), Ираншехр (Иранская страна) охватывал "Туран, Макуран, Парадан, Хиндустан и Кушаншахр, вплоть до Пешкабура и Каша, Согда и Чача". Согласно другой надписи, обнаруженной там же, "страну Армению, Иберию, Албанию и Баласакан вплоть до Албанских ворот Шапур-шаханшах со своими конями и людьми разграбил, сжёг и опустошил".

    В отличие от Адурбадагана, превратившегося с приходом Сасанидов к власти в одну из провинций империи, Албания смогла сохранить относителыную самостоятельность и своих государей из династии Аршакидов, находившихся у власти еще с I в. н.э. В большей мере этому способствовали географическое расположение и стратегическое значение Албании, нежели поддержка ее правителями Сасанидов в длительной борьбе Ирана с Византией.

    Основными ведомственными должностями Албании V - VI вв. являлись хезарапет, хараманатор, спарапет. На раннем этапе существования Сасанидского государства и сасанидское войско возглавлялось хезарапетом (буквально: тысячник), однако позднее смысловое значение этого титула расширяется, поскольку он присваивается также хранителю шахской казны и главному конюху. Лицо, занимавшее должность хезарапета в Албании, возглавляло ведомство государственных доходов, хараманатор же, так же как и в Иране, являлся везиром и ведал всеми государственными делами. Что касается спарапета, то если данный титул у Сасанидов присваивался только начальнику кавалерии, в Албании он имел отношение к главнокомандующему всеми военными силами.

    В Албании существовали два типа судебной власти - церковный и придворный (царский) суд. В церковном суде рассматривались дела церковных деятелей, нарушавших закон и не выполнявших религиозные обязанности, а в придворном суде разбирались конфликты, возникавшие между духовенством и знатью, а также тяжкие преступления.

    В Адурбадагане, перешедшем в полное подчинение Сасанидов и превратившегося в дастакерт шаханшаха, как и во всей империи, население по своей классовой структуре делилось на четыре сословия: жрецы, воины, писцы и четвертое - податное сословие. Последнее - четвертое сословие охватывало все трудовое население - земледельцев, скотоводов, ремесленников и торговцев. Основную массу трудового населения Атропатены составляли свободые крестьяне, объединившиеся в общины. Следует отметить, что основная часть налогоплательщиков в Албании состояла из представителей эксплуатируемого класса - зависимых от феодалов шинаканов, т.е. крестьян, объединившихся в крестьянских общинах. Как в Албании, так и в Адурбадагане во главе этих общин стояли старосты. Крестьяне в Албании делились на три категории: имущие, бедствующие и безземельные издольщики-арендаторы.

    Эволюция крестьянской общины, постепенное втягивание членов этой общины в феодальную кабалу сыграло большую роль в процессе образования феодально-зависимого крестьянства. Из сообщений источников следует, что хотя основу производства в Албании составлял труд крестьян, вместе с тем в домашнем хозяйстве, а также в области государственного строительства применялся труд рабов. Как пишет Фавстос Бузанд (V в.), албанский правитель Уриайр (IV в.), обращаясь к своим воинам, говорил: "...Помните же, когда мы заберем в плен греческие войска, то многих из них надо оставить в живых, мы их свяжем и отведем в Албанию и заставим их работать как гончаров, каменотесов и кладчиков [стен] для наших городов, дворцов и других нужд". Местный источник сообщает и о превращении царем Вачаганом III в рабов всех магов и заклинателей.

    Итак, в период раннего феодализма рабовладение в Албании, хотя и в примитивной форме, существовало лишь в виде уклада. Что касается Адурбадагана, то там рабовладение, также оставаясь в форме уклада, было более развитым. Рабы трудились в деревенских и храмовых хозяйствах, на шахских промыслах. Иногда они даже наделялись участком земли для личного пользования. Таким образом, в Адурбадагане, в отличие от Албании, формирование феодально-зависимого крестьянства происходило не только за счет эволюции крестьянской общины и попадания ее членов в кабальную зависимость феодала, но и являлось следствием появления новой формы эксплуатации рабского труда.

    По сведениям источников, на раннем этапе формирования феодальных отношений основную форму эксплуатации составляли церковные и светские подати, взимавшиеся натурой. В Албании существовали следующие виды религиозно-церковных податей: подушная подать, церковная десятина, налог на урожай, налог за упокой души умершего.

    Согласно закону, изданному Шапуром II, неплательщик подушной подати в Адурбадагане порабощался уплатившим за него подать.

    При Хосрове I подушная подать (газидаг-джизья) взималась со всех мужчин от 20 до 50 лет; от ее уплаты были освобождены знать, писцы, воины, жрецы и чиновники.

    Свободные шинаканы помимо эксплуатации их со стороны церкви подвергались двойному гнету: как своего Албанского государства, так и Сасанидской империи, чьим вассалом являлась Албания. Крестьяне-общинники наряду с подушной податью уплачивали земельный налог в размере 1/5 части урожая; с ремесленников и купцов взималась дань (бадж) в виде пошлины. В Адурбадагане помимо подушной и земельной подати с населения собирались всевозможные поборы: налог на строительство и ремонт городских стен, очистку и сооружение новых каналов и т.д.

    В IV-V вв. в условиях роста числа наследственных частных землевладельцев, развития частного феодального землевладения и оживления товарно-денежных отношений государственная рента уплачивалась не только натурой, но и деньгами. Бремя налогов, способствуя обнищанию населения, приводило к тому, что мелкие землевладельцы для уплаты налогов зачастую были вынуждены продавать или закладывать свои земельные участки; все это в конечном счете вело к росту обезземеливания мелких землевладельцев.

    Природные богатства, занятия населения.
    Город и городская жизнь.
    Административные единицы.

    Укрепление феодальных отношений создавало условия для развития производительных сил. Письменные источники, археологические и этнографические материалы свидетельствуют об особом развитии в этот период в Азербайджане земледелия, скотоводства и ремесла. Благоприятный климат, плодородные земли, наличие полноводных рек, все более расширяющиеся сети искусственного орошения (нынешний Гявурарх и др.), наличие летних и зимних пастбищ (яйлагов и гышлагов) создавали объективные условия для такого роста. Земледелие, садоводство, бахчеводство и виноградарство получили особо широкое развитие на Кура-Араксинской и Прикаспийской низменностях, а также в Нахчыване. Плодородные оазисы и предгорья Южного Азербайджана позволяли успешно заниматься выращиванием зерновых культур (пшеницы, ячменя, риса и т.д.), развивалось скотоводство. Остатки семян ячменя, пшеницы, проса, хлопка, специальные ямы-хранилища, сооруженные для хранения этих продуктов, а также многочисленные земледельческие орудия, обнаруженные во время археологических раскопок (в Мингечауре, Хыныслы и др.) свидетельствуют о высоком уровне земледелия в средневековом Азербайджане. Сообщения античных и раннесредневековых авторов также подтверждают то обстоятельство, что в Азербайджане, как в его северных, так и в южных областях наряду с земледелием в достаточной степени были развиты скотоводство, в т.ч. коневодство и рыболовство. В этом плане особенно интересным представляется следующее сообщение об Албании, приводимое Моисеем Каланкатунским: "Албанская страна, расположенная среди высоких Кавказских гор, в изобилии располагает многими природными богатствами. Величественная река Кура, медленно протекающая по территории этой страны, несет с собой крупные и мелкие рыбы и, наконец, впадает в Каспийское море. На расположенных вдоль нее равнинах с обильным зерном и виноградом, нефтью и солью, шелком и хлопком имеются также бесчисленные маслинные деревья. В горах добывается золото, серебро, медь и охра: из диких зверей здесь можно встретить льва, пантеру и онагра (дикого осла), из многочисленных видов птиц - орла, сокола и др. Столицей ее является величественный Партав (Барда)".

    Письменные и археологические памятники свидетельствуют о том, что в раннесредневековой Албании процесс образования новых городов (Партава-Барды, Байлакана и др.) шел наряду с расцветом старых (Кабалы, Нахчывана, Дербенда и др.). В то время в Албании существовали три типа городов, к первому из которых относились Барда (Партав), Дербенд, Кабала, Чола и Байлакан. Располагаясь на международных транзитных торговых путях и являясь административными и торгово-ремесленными центрами, эти города в источниках характеризуются "великими" и "славными". Ко второму типу городов следует отнести ремесленные и торговые центры, основанные вдали от главных торговых путей (Шедси, Шамкир, Гирдиман, Нахчыван и др.). Такие города одновременно служили крепостями, где размещались воинские отряды. Города третьего типа, будучи административными центрами феодальных областей, на самом деле, с социально-экономической точки зрения представляли собой полугородские населенные пункты с земледельческим характером хозяйства (поселения Торпаккала в Кахском р-не, Гяуркала в Агдамском р-не и др.).

    По сообщениям источников, этими городами управляли местные правители - гордзакалы. Столицей Албании до V в. был город Кабала, просуществовавший до XVIII в. Археологическими раскопками на городище Кабала, наряду с многочисленными остатками жилых и общественных сооружений, обнаружен также клад монет, чеканенных от имени сасанидского правителя Бахрама II. В V в., из-за участившихся набегов хазар, экономическое и политическое значение Кабалы несколько уменьшилось, вследствие чего столица страны была перенесена в Барду. Однако центр албанской церкви до середины VI в. продолжал находиться здесь.

    Начиная с V в. столицей Албании стала Барда, расположенная на пересечении важнейших торговых путей. Здесь находилась резиденция последних Аршакидов и пришедших к власти после них Михранидских князей. Этот город, являвшийся центром торговли и ремесла, в 628 г. в ходе ирано-византийских войн был разрушен хазарами, воевавшими на стороне Византии, но вскоре был восстановлен. В источниках, в числе известных городов этого времени упоминаются также Шафран, Шамахы, Халхал, Амарас, Хуная и др.

    А в южной части Азербайджана наиболее известными городами этого времени были Ардабил (Базан-и Пероз-Фейруз), Газака, Марага (Афрахруз), Тебриз, Урмийа и др. Из них Газака, Марага и Ардабил в разные времена являлись столицами Атропатены - Адурбадагана.

    С ростом производительных сил, развитием и укреплением феодальных отношений, а также в связи с увеличением роли городов в экономике Албании и Адурбадагана произошли определенные изменения и в социальной структуре городов - появились свободные ремесленники, порвавшие связь с земледелием. В Адурбадагане эти ремесленники вместе с мелкими торговцами объединились в особое сословие.

    В Азербайджане, обладающем богатой сырьевой базой и всевозможными материальными ресурсами, были развиты различные виды ремесла, в т.ч. ткачество и гончарное дело, изготовление металлических, деревянных, кожевенных и стеклянных изделий, ювелирное дело и т.д. Остатки тканей и ковров, различные ткацкие станки, фаянсовые и стеклянные сосуды, гончарные печи, предметы украшения, обнаруженные во время археологических раскопок на территории исторической Албании (в Байлакане, Мингечауре, Кабале, Шамах, Торпаккале и др.), подтверждают сообщения письменных источников, упоминающих о ремесленном деле этого периода. Об отраслях ремесел, получивших широкое развитие в южной части Азербайджана в III-VII вв. и об искусных мастерах, занятых в этих отраслях, сообщают и среднеперсидские источники, в которых упоминаются имена портных, кузнецов, дубильщиков, хлебопеков, красильщиков, ковроткачей, гончаров, ювелиров, седельщиков, каменщиков, столяров и прочих мастеров. Эти мастера, размещаясь по роду занятий в отдельных кварталах (махаллах), объединялись в корпорации и цеха.

    До середины V в. между сасанидокими шахами и албанскими правителями существовал союз, скрепленный междинастическими браками. В битве между римлянами и иранцами, происшедшем близ Амида (359 г.), сасанидского шаха Шапура II сопровождал албанский царь Урнайр, который был женат на сестре шаха. В сражении на Дзиравском поле (371 г.) против объединенных римско-армянских войск Урнайр вновь воевал на стороне сасанидокого шаха, что, впрочем, не мешало сасанидским правителям взимать с албанского населения в свою пользу различные подати, а также использовать его на крупных строительных работах, во время военных походов, и т.д.

    По сообщениям письменных источников, Албания, сумевшая сохранить в этот период относительную самостоятельность в административно-территориальном отношении делилась на гавары - области и наханги - провинции. Левобережная Албания делилась только на гавары. Из одиннадцати гаваров, упомянутых в "Армянской географии VII в.", местный албанский источник называет Кабалу, Шеки, Камбисену и Эджерий; три первые представляли собой епископства. В левобережную Албанию также входили провинции Лпиния и Чола, до конца V в. сумевшие сохранить внутреннюю автономию и утратившие её лишь при Вачагане III.

    Правобережная же Албания делилась на четыре крупных провинции (наханга) - Арцах, Ути, Пайтакаран и Сюник. Каждый из этих нахангов в свою очередь подразделялся на более мелкие гавары, представлявшие собой церковно-административные единицы.

    При Сасанидах Албания, как и раньше, занимала территорию, простиравшуюся от Дербенда на севере до р.Аракс на юге, и от Иберии на западе, до Каспийского моря на востоке.

                                                          
                                                                                    
    Категория: История Азербайджана | Добавил: Admin (12.01.2011)
    Просмотров: 905 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2018
    Реклама
    M.Maqamayev.Azerib
    Погода
    Статистика
    Яндекс.Метрика