Способ правления царизма в Карабахе. Массовое переселение армян в Карабах. По Кюрекчайскому договору 1805 г. Карабахское ханство фактически было
присоединено к России. Сохранение еще 17 лет ханской власти имело
определенную стратегическую цель. Убийство 1806 году Ибрахим хана
показало, что Россия не чтит закон. В такой обстановке власть сына
Ибрахим хана Мехдигулу хана (1806-1822) была непрочной. Царское
правительство усиливало захватнический режим, с целью укрепления своей
власти старалось ослабить экономическую позицию местных мусульман в
высших слоях, выдвигая вперед прогригорианских и проармянских албанцев,
которых считало своей опорой. После упразднения ханства, здесь, как и в
других местах Северного Азербайджана, был установлен комендантский
способ правления, и оно было присоединено к Военно-мусульманскому округу
(центр Шуша). В тот период, участвовавший в захватнических операциях
российских войск генерал-лейтенант В.Г.Мадатов (1782-1829), армянин по
происхождению, установил в Карабахе армяно-российский колониальный
режим. Царское правительство, после восстаний 1830 года, 10 апреля 1840
года провело на Южном Кавказе административно-военную реформу. По этой
реформе Карабахская провинция была превращена в Шушинский уезд и
подчинена Каспийской области (центр Шамаха). Тем самым понятие Карабах
потеряло политический смысл и сохранилось лишь как географическое
понятие. Во время административно-территориального деления 1846 года Шушинский
уезд был подчинен Шемахинской губернии (с 1859-го года Бакинская
губерния). В 1867 году, при создании Елизаветпольской губернии,
Шушинский уезд переходит в ее состав, после чего его территория делится,
и здесь создается еще 3 уезда - Зангезурский, Джаванширский и
Джебраильский. Таким образом, и Шушинский уезд теряет единое
административно-политическое управление. Такое административное деление
территории было воплощено в жизнь с особой целью. Эти реформы дали
возможность армянам быть более широко представленными в системе
правления. Царизм, захватывая земли Северного Азербайджана, с целью укрепления
своей позиции на этих землях, воплощал в жизнь политику арменизации
населения. После Туркменчайского договора 1828 г. (документ 3) это
обстоятельство получило еще более планомерный и целенаправленный
характер. Переселение армян из Ирана в Северный Азербайджан
подтверждалась XV пунктом этого договора. По этому пункту шах должен был обеспечить беспрепятственный переход
чиновников и жителей страны со своими семьями из Ирана в Россию, а также
создать условия (сроком на 1 год) для вывоза товаров или имущества для
продажи, при этом в таможне с них не должен был взиматься налог. А что
касается недвижимого имущества, для его продажи и распоряжения давалось 5
лет. Но эти моменты не относились к судимым или людям, совершившим
преступления в течение вышеназванного 1 года. Как было отмечено выше,
этот пункт был включен в договор с целью массового переселения армян из
Ирана в Северный Азербайджан, в частности, в Карабах. По договору Эдирне 1829 г. начинается переселение армян из Османской
империи в только что захваченные земли Северного Азербайджана. Одним из
основных направлений переселения армян были карабахские земли. Во время ликвидации Карабахского ханства его этнический состав нашел
отражение в "Описании", составленном по распоряжению главнокомандующего
русской армией на Кавказе А.П.Ермолова (1816-1827). Еще до составления
этого документа (1805-1822), несмотря на политику арменизации, сравнивая
статистику (начиная с 1593 года), видно, что преимущество здесь
составляло азербайджанское население. По "Описанию" в Карабахской провинции из 20 095 семей 15 729 были
азербайджанскими (1111 в городе, 14 618 в селе), 4366 армянскими, в том
числе албанскими. (421 в городе, 3945 в селе). Кстати, большинство этих
армян были григорианизированными и арменизированными албанцами. В
результате массового переселения армян в Карабах здесь стали появляться
новые армянские села (Марагалы, Джанятаг, и др.). (Позже армяне "в честь" переселения воздвигали в Карабахе памятники,
но в 80-е годы ХХ столетия после претензии на азербайджанские земли, их
уничтожили). По официальным данным, с 1828 по 1830 годы, всего за 2
года, в Северный Азербайджан, в том числе в Карабах, было переселено из
Ирана 40 тысяч, а из Османской империи 90 тысяч армян. С неофициальными
армянскими переселенцами их количество переходило 200 тысяч. После
переселения в этническом составе Карабаха число армян стало
увеличиваться. Завершение прогригорианизации и проарменизации азербайджано-албанского населения Нагорного Карабаха Григорианизация и арменизация албанского населения Нагорного
Карабаха, как отмечалось выше, была длительным историческим процессом: 1. Аборигенное (местное) население Карабаха, как и население других
земель Северного Азербайджана (Албании), было албанскими племенами. 2. В начале IV века в некоторых местах Албании, в том числе и здесь, было распространено христианство. 3. В период захвата и господства Арабского халифата в Северном
Азербайджане в VII-IX веках в стране был распространен ислам, но
албанцы, проживающие в горной части Карабаха, остались христианами. 4. Армяно-григорианские миссионеры, мигрирующие в Южной Кавказ после
захвата арабского халифата, пользуясь благоприятными условиями, занялись
григорианизацией, затем арменизацией христиано-албанского населения
горной части Карабаха, что было длительным процессом. 5. Христиане горной части Карабаха в письме русскому царю Петру I
называли себя албанцами. Это доказывает тот факт, что еще в начале XVIII
века они не считали себя армянами. 6. Вмешательство России в регион, переселение армян из других стран в
Южный Кавказ, в том числе в Азербайджан, способствовало усилению здесь
армянского фактора. Эта политика послужила перевороту в исторической
судьбе григорианизированных албанцев, проживавших в горной части
Карабаха. Арменизация этих людей вступила в последний этап. 7. Массовое переселение армян из Ирана и Османской империи наряду с
другими регионами Северного Азербайджана, в Карабах, во время
Русско-Иранской войны (1804-1813, 1826-1828), особенно во время
Туркменчайского договора и Русско-Турецкой войны (1806-1812, 1828-1829) и
после договора в Эдирне 1829 г., завершило арменизацию
григорианизированных албанцев. В 1836 году было ликвидировано албанское
католичество. Лишь после этого их можно назвать, в прямом смысле этого
слова, армянами. 8. Несмотря на все это, армяне Нагорного Карабаха в составе общего
армянского населения сохранили в себе специфику албанских корней. Усиление армянами политики геноцида в Азербайджане, в том числе в Карабахе После 30-х годов XIX столетия продолжалось массовое переселение армян
в Северный Азербайджан, в том числе в Карабах. Именно поэтому Н.Шавров
писал (1911), что из 1,3 млн. армян Закавказья более 1 млн. были
переселенцами. Несмотря на все это, в 1916 г. в Карабахе (на территории
ханства) 51 % населения составляли азербайджанцы, а 46 % армяне (с
армянами местного албанского происхождения) Переселение армян в горную
часть Карабаха приняло еще больший размах. Все это делалось для
обеспечения компактной жизни армян-переселенцев и носило стратегический
характер. Параллельно воплощалось в жизнь укрепление
административно-управленческой системы армян, увеличение числа армян
механическим путем, и укрепление их экономического потенциала. Таким
образом, благодаря всесторонней поддержке и созданным им царизмом
благоприятным условиям армяне смогли укрепиться и в экономической жизни
Карабаха. Политика разобщения русской империи, поддержка царизма и
целенаправленная политика позволила армянам добиться экономического
потенциала, который стал более четко вырисовываться во время отмены
системы обязательств на нефтяных землях Баку в 1872 г; в итоге во время
аукциона на нефтяные земли азербайджанцам удалось купить 5 %, а армянам
более 50 % земель. Из 167 нефтяных фирм, функционирующих в Баку, 55
крупных и средних фирм принадлежали армянам и т.п. Для повышения
культурно-образовательного уровня армян были созданы все условия.
Несмотря на все это, на препятствия и сопротивление царского
правительства и их подручных армян, Карабах, его центр - город Шуша,
оставался одним из общественно-политических и культурных центров
азербайджанского народа, развивался как азербайджано-мусульманский край.
Таким образом, царская Россия создала хорошие условия для массового
переселения армян в Северный Азербайджан, в частности, в Карабах, а
также для их административно-политического, социально-экономического и
культурного развития. Скоро армяне начали вести открытую борьбу за
осуществление идеи "Великой Армении" на азербайджанских землях. Одним из
основных компонентов этой идеи было уничтожение местного населения,
т.е. азербайджанцев в Карабахе, Эривани, Нахчыване и других землях
Азербайджана, и захват земель, на которых они проживали. С 1890 года
после провала предательских мятежей армян против Османского государства,
центром борьбы стал Северный Азербайджан. Армяне, начиная с 1905 г., приступили к целенаправленному массовому
истреблению азербайджанского народа. Политика геноцида армян против
азербайджанцев в Карабахе приняла более трагичную форму. Однако даже
учиненные бойни в 1905-1906 гг. не успокоили армян. Используя
исторические условия, созданные I Мировой войной, они вновь
вознамерились создать мифическое государство - "Великую Армению". В 1915 году после провала новых мятежей против Османского государства
армяне, сконцентрировав основные силы на Южном Кавказе, под
покровительством царизма, продолжили геноцид против азербайджанцев.
После падения царской власти в России (1917, февраль), затем прихода к
власти большевиков (1917, октябрь), в создавшейся в Закавказье
анархической ситуации армянские вооруженные группировки, во все времена
служившие российской армии, объединившись с дашнаками-большевиками,
перешли к новому, более страшному этапу геноцида против азербайджанцев. Новые массовые истребления, начавшиеся в марте 1918 года в Баку,
затем охватившие весь Азербайджан, нанесли сокрушительный удар
азербайджанскому народу. С созданием Азербайджанской Демократической
Республики в истории Азербайджана начался новый этап. Азербайджанская
Демократическая Республика приняла меры для прекращения осуществления
планов вооруженных бандитских группировок и дашнак-большевистского
режима по уничтожению азербайджанского народа в Северном Азербайджане.
Институт Истории им. А.Бакиханова НАНА .
|