|
|
Каталог статей |
|
История становления киноискусства Азербайджана. Период немого кино (1920-1935)
История
азербайджанского киноискусства начинается со 2 августа 1898-го года.
Первые отечественные фильмы состояли из сюжетов хроники, снятых
фотографом и прозаиком А.М.Мишоном ("Пожар нефтяного фонтана в
Биби-Эйбате", "Нефтяной фонтан в Балаханах", "Народное гуляние в
городском саду", "Кавказский танец" и др.) и одного художественного
киносюжета ("Попался").
В 1915-ом году в городах Баку, Тифлисе и
Иреване были созданы конторы кинопроката, учрежденные на Кавказе
акционерными обществами (торговыми домами) братьев Пироне. В 1915-ом
году это общество приступило к съемкам первого азербайджанского
художественного фильма "В царстве нефти и миллионов" по одноименному
роману М.Мусабекова. Съемку этого фильма финансировали нефтяные
промышленники. Для снятия фильма был приглашен режиссер Б.Н.Светлов из
Петербурга. Пейзажи снимались в Баку и окрестных селах, а сцены,
связанные с павильонами, - в Тифлисе. Роль Лутфали-бека в этом фильме
сыграл Г.Араблинский. В 1916-ом году была снята первая азербайджанская
кинокомедия на основе оперетты У.Гаджибекова "Аршин мал алан", а 1919-ом
году был продемонстрирован полнометражный фильм "Торжества по случаю
первой годовщины независимости Азербайджана".
В
1923-ем году было учреждено Азербайджанское фото-кино управление
(АФКУ). АФКУ осуществляло меры по национализации и объединению
фото-кинотеатров и прокатных контор отдельных предпринимателей. В то
время при АФКУ существовали кинотеатры "Тейяре", "Эдисон", "Миллион",
"Ладья", "Меденчи" ("Промысловик") и др. В 1924-ом году вышел на экраны
двухсерийный художественный фильм "Легенда о Девичьей Башне" (режиссер
В.В.Валльюзек) производства АФКУ. Авторам этого, весьма интересного с
этнографической точки зрения, фильма не удалось пренебрегать восточной
экзотикой. В 1925-ом году по инициативе Ш.Махмудбекова при АФКУ была
организована студия по подготовке национальных актерских и режиссерских
кадров в Азербайджане. Здесь обучались Дж.Джаббарлы, М.Микаилов,
А.Таиров и др. С целью оказания помощи повышению художественного
качества фильмов и развитию национальных кадров в Баку были приглашены
известные кинорежиссеры В.И.Пудовкин, И.А.Шевченко, Н.М.Шенгелая,
М.Э.Чиаурели, а также кинооператоры Г.М.Лемдег, В.Р.Лемке,
А.В.Гальперин, И.С.Фролов, Я.М.Фельдман, Л.Л.Косматов, В.М.Шнейдер и
др., были привлечены к кино творчеству Дж.Джаббарлы, А.М.Шарифзаде и др.
В
последующие годы АФКУ было неоднократно переименовано на "Азгоскино"
(1926-1930), "Азеркино" (1930-1933), "Азфильм" (1933), "Азгоскинопром"
(1934), "Азерфильм" (1935-1940), "Бакинская киностудия" (1941-1959), а с
1961-го года это учреждение называется "Киностудия "Азербайджанфильм"
имени Дж.Джаббарлы".
В 20-е годы прошлого столетия основную
тематику азербайджанского кино составляли борьба против религиозного
фанатизма, революция и свобода женщин.
Наиболее
удачными образцами созданных в те годы фильмов являются "Бисмиллах"
(1925, режиссеры А.М.Шарифзаде, А.Валовой), "Дом на вулкане" (1929,
режиссер А.И.Бек-Назаров, совместно с "Арменкино"), "Гаджи Гара" (1929,
режиссер А.М.Шарифзаде), а также фильм "Севиль" (1929, режиссер
А.И.Бек-Назаров), являющийся реальным художественным отражением образа
женщины-азербайджанки, борющейся за свою свободу.
В начале 30-х
годов были сняты фильмы, являющиеся художественным отражением быта
азербайджанского народа, темы которых были взяты из современной жизни, а
также фильмы на историко-революционные темы: "Лятиф", "Исмет" (1930,
1934, режиссер М.Микаилов), "Алмаз" и "Новый горизонт" (1936, 1940,
режиссеры А.Гулиев, Г.М.Брагинский), "Бакылылар" ("Бакинцы") (1938,
режиссер В.В.Турин), "Кяндлиляр" ("Крестьяне") (1940, режиссер
С.Марданов) и др.
|
Категория: Кино | Добавил: Admin (22.01.2011)
|
Просмотров: 1310 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
|
|
|