Четверг, 15.11.2018, 22:59          
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Общая информация [1]
Традиции и Обычаи [9]
Народное творчество Азербайджана [1]
Литература [11]
Музыка [10]
Театр [21]
Кино [10]
Изобразительное искусство [9]
Архитектура [26]
Композиторы Азербайджана [39]
Крепости Азербайджана [14]
Певцы ; певицы и Ханенде Азербайджана [67]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 214
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Программы для всех
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Форма входа
     Каталог статей
    Главная » Статьи » Культура Азербайджана » Композиторы Азербайджана

    Хайям Мирзазаде
                                                                        Хайям Мирзазаде 
    Хайям Мирзазаде биография
    В конце пятидесятых годов начал свой творческий путь талантливый азербайджанский композитор - лауреат Всесоюзного конкурса, лауреат Государственной премии Азербайджана и премии им.Ленинского комсомола республики - Хайям Мирзазаде. В 2000 г. указом Президента Азербайджана удостоин ордена "Славы".
    Хайам Мирзазаде родился в 1935 г. в г.Баку.

    Ученик Кара Караева, он многое унаследовал от своего великого учителя, сумев при этом "сказать" свое веское, значительное слово в искусстве, вписав в национальное музыкальное искусство новые интересные страницы. Музыку X.Мирзазаде всегда можно узнать по глубине замысла, серьезности содержания, по значительности воплощенных им тем, образов. Следует при этом отметить и то, что значительные углубленные мысли, серьезные чувства всегда выражены композитором очень ясно, четко, убедительно. Прочно опираясь, как и многие композиторы республики, на национальный фольклор, X.Мирзазаде никогда не пользуется им "обнажено", "наглядно", не идет по пути открытого заимствования его приемов-принципов. Эта опора очень опосредованная, глубинная, при которой композитор сохраняет индивидуальность почерка.

    Одновременно, X.Мирзазаде - один из тех, кто очень широко и мастерски использует все ресурсы современной композиторской техники, богатства современного словарного фонда, вводя эти средства в русло своего национального письма.

    Содержание музыки композитора - жизнь современников, многогранные картины нашей действительности. X.Мирзазаде - автор двух симфоний, симфонического сочинения "Очерки 63", четырёх оркестровых сюит, 4 эссе для голосад, вух струнных квартетов, вокального цикла "Исповедь" (сл. Р.Рзы), многочисленных произведений для различных ансамблей, вокально-оркестровых сочинений - "Ода партии", "Песнь о Ленине", цикла пьес для эстрадно-симфонического оркестра, произведений для различных инструментов, кантат. Написал музыку к 30 фильмам и 20 драмам, пьесам.

    Среди сочинений особый интерес вызывает вторая симфония, названная автором "Триптих" (1970 г.).Динамика, сложность жизненных преобразований, смены контрастных картин, образов, тем, находят в симфонии X.Мирзазаде воплощение в многогранных, углубленных драматургически, интонационных и структурно-композиционных формах. Симфонию отличают - ясность мысли, лаконизм, графическая манера письма. При контрастности частей, отражающих три мира образов, имеющих свои жанровые основы, симфония отмечена необычайным единством, цельностью, говорящей о главной особенности почерка композитора - симфонизме мышления.

    С 1969-1983 гг. зав.кафедрой композиции. Профессор. Хайям Мирзазаде - один из композиторов республики, уделяющих большое внимание делу воспитания подрастающего поколения. За многие годы работы им подготовлена большая группа молодых специалистов.
    Произведения, Хайяма Мирзазаде исполняются солистами и коллективами многих стран мира.

     
    Живу так, как мечтал – композитор Хайям Мирзазаде

    Азербайджан, Баку, 8 октября /корр. Эльдар Гусейнзаде/

    Побеседовать с известным азербайджанским композитором Хайямом Мирзазаде интересно всегда, и затронуть можно любую тему. Этот человек никогда не полезет за словом в карман, а его, порой острое, слово отличается особой мудростью. 5 октября Хайяму Мирзазаде исполнилось 74 года, дата хотя и не юбилейная, но все же отчетная, как и любой день рождения.

    Trend Life от всей души поздравил замечательного композитора, интервью с которым представляет своим читателям.

    - Хайям муаллим, с переходом в свободное плавание, то есть, покинув все государственные и общественные структуры, у Вас, наверное, появилось больше времени для творчества?

    - В общем-то, да. За последнее время я написал "Каприччио" для кларнета соло - это виртуозное произведение, ноты которого раздал и местным кларнетистам, и послал знакомым кларнетистам за рубежом. Я написал "Монолог" для гобоя соло. Это тоже серьезное произведение. Все это продолжение скрипичной, альтовой, арфовой, гитарной сонат. Вообще, я собираюсь продолжать писать музыку для сольных инструментов, следуя примеру немецкого композитора Хиндемита, который написал сольную музыку для всех инструментов.

    Кроме того, я закончил "Адажио" для скрипки и фортепиано и серенаду для скрипки и фортепиано. Кстати, недавно я получил диск из Тегерана. На них запись моей "Рапсодии" в исполнении смешанного оркестра народной музыки, в котором используются симфонические и большое количество народных иранских инструментов. Дирижировал один из лучших дирижеров Ирана, композитор Фархади Фахраддини. Иранское радио уже пользуется этой записью. Фахраддини, между прочим, этнический азербайджанец, имеет в Азербайджане родственников. Например, крупный ученый-хирург Нуреддин Рзаев - его двоюродный брат.

    Наконец, несколько дней назад я поставил точку в "Кончерто гроссо" для струнных. Музыка интересная, и, думаю, что на будущий год она прозвучит в филармонии.

    Я рад, что моя музыка еще звучит и в Азербайджане и за рубежом. Так что, я доволен своей жизнью. Несмотря на то, что я уже не являюсь работником чего-либо. Сейчас переживаю период, о котором всю жизнь мечтал: скромный, работающий самостоятельно, свободный композитор.

    - Получается, что выход из всех государственных и общественных структур облегчил Вам жизнь.

    - С одной стороны, да. Ведь я освободился от всего ненужного. Работая со студентами, своими учениками я переживал столько же, сколько и они. Сейчас я принадлежу только самому себе и ни от кого не завишу.

    - Но ведь, наверное, трудно так сразу отойти от активной деятельности…

    - Я ушел только от преподавания, а так я всегда в курсе всего, посещаю концерты, как в филармонии, так и в Академии музыки, театрах. Это моя повседневная жизнь, внутренняя работа, потребность. Не думайте, что если я ушел из Музыкальной Академии, Союза композиторов работа и жизнь у меня остановилась. Все идет, как и всегда, своим чередом. Я интересуюсь искусством, хожу по выставкам, мастерским и в то же время пишу музыку, ведь это моя профессия. Я завершил одну часть своей профессии - преподавание. Хотя ко мне заходят мои ученики, показывают сочинения, мы советуемся. В моем доме всегда найдешь людей, которые еще помнят меня.

    Самодеятельность и новые имена…

    - Вы говорите, что посещаете концерты. Как Вы их оцениваете?

    - Бывает интересно, бывает неинтересно. Ведь сейчас - что удивительно - больше говорят люди, которые, несмотря на то, что имеют дипломы, пришли из самодеятельности. У них со вкусом не все в порядке. Люди начали обманывать друг друга, каждый старается себя похвалить. Слишком много "гениев", "выдающихся", "известных" исключительно у себя дома (смеется).

    - А что раньше такого не было?

    - Не в таких масштабах. Люди думают, что свобода - это значит, можно говорить все, что угодно. Посмотрите, что делает телевидение. Так называемые композиторы хвалят только себя, но они забывают, что учились в консерватории, и я, который работал, кстати, там пятьдесят лет, помню их и знаю, чего они стоят. А они ничего не стыдятся. Сейчас можно быть композитором и без образования. Это не важно. Когда-то таких людей называли мелодистами, самодеятельными композиторами, а сейчас они получают звания! В Азербайджане есть люди, имеющие большое количество хороших произведений, которые могут звучать и звучат не только в Азербайджане, но и во всем мире, но они остались за бортом.

    - Хайям муаллим, почему в последние десятилетия в Азербайджане не слышно новых имен в симфонической музыке, подобных тем, которые гремели в прошлом веке?

    - Я не согласен с этим. В Азербайджане есть новые композиторы, чью музыку я слышал на концертах, и считаю, что это достойные произведения.

    - Имена назовете?

    - Я могу сказать об одном и могу забыть другого. И потом я не всегда должен называть имена. А плохие "композиторы" оккупировали все телевизионные каналы.

    Подарок от Гара Гараева и подарок от Хайяма Мирзазаде

    - Как Вы обычно отмечаете день рождения?

    - Ничего особенного - в этот день собирается моя семья, дети, теперь и внуки, родные, друзья и вместе скромно отмечаем.

    - Многие с возрастом не любят дней рождений. А Вы?

    - Люди, которые так говорят, пусть сами отвечают на этот вопрос. Что теперь делать, если ты родился в этот день.

    - Подарок, который Вам больше всего запомнился?

    - Так я сам подарки люблю делать и в свой день рожденья тоже. Я вот сейчас работаю над своим архивом и некоторые интересные документы дарю. Передавал, например, их в свое время в дар музею Узеира Гаджибекова, недавно на презентации диска Полада Бюльбюльоглу преподнес ему программу Театра Оперы и Балета сезона 1934-35 годов, с оперного спектакля «Тоска», где партию Каварадоси исполнял его отец - великий Бюльбюль.

    На той презентации я сказал: будете себя хорошо вести, тоже получите от меня подарок (смеется). Я считаю, что человек должен радоваться, гордиться, а не хвалить себя. Я иногда тоже хвалю себя, но в шутку, и все это знают.

    - А критиковать себя любите?

    - Я люблю думать о своих ошибках. Они случались и в дружбе, и в знакомстве, но каких-то глобальных ошибок я не делал. У меня всегда была одна линия: чистота в сердце, чистота в искусстве, чистота в жизни. Я не люблю подхалимов и пройдох.

    - Вашим учителем в творчестве и в целом по жизни был Гара Гараев…

    - Он был мне и другом…

    - Какой он подарок Вам преподносил на день рождения?

    - А разве его приход не был подарком?..

    - Однажды Вы сказали, что с возрастом все труднее писать музыку.

    - Абсолютно точно, очень нелегко. Мало найдется известных композиторов, писавших музыку в возрасте. Писателям и художникам легче, а композиторам - сложнее.

    - На себе это чувствуете?

    - Да, я стал хуже видеть (смеется). Я действительно плохо вижу.

    - Вы говорили о дружбе. Иногда творческим людям трудно дружить друг с другом. А как у Вас?

    - У меня есть очень хорошие друзья скульпторы и художники, а теперь и враги, люди разных профессий. Дружу со своими учениками. В месяц один - два раза они ко мне приходят. Я, кстати, и им делаю подарки. Почему я не должен дарить редкие ноты? А кому они останутся? Когда собака щенится, ее хозяин говорит, что хочет отдать щенков в хорошие руки, в хорошие дома. Вот и я всегда смотрю на то, стоит ли человеку дарить партитуры, которых у него никогда не будет, или нет.

    - К юбилею готовиться будете, ведь в следующем году Вам 75?

    - Нет, не хочу. Во-первых, дожить еще надо, а во-вторых, действительно не хочу. Это всего лишь моя очередная дата. Юбилеи надо делать великим людям: Гаджибекову, Гараеву, Физули и другим…

    - Великими становятся после смерти?

    - Велик человек или нет, показывает время. Правда, есть люди, ставшими великими при жизни… Я юбилеев делать не собираюсь. А зачем?..

                                                                                           
    Категория: Композиторы Азербайджана | Добавил: Admin (25.01.2011)
    Просмотров: 758 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2018
    Реклама
    M.Maqamayev.Azerib
    Погода
    Статистика
    Яндекс.Метрика