Воскресенье, 18.11.2018, 04:13          
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Религия в Азербайджане [2]
Огнепоклонники [2]
Иудаизм в Азербайджане [6]
Христианство в Азербайджане [6]
Ислам в Азербайджане [8]
ВЕРА БАХАИ в АЗЕРБАЙДЖАНЕ [1]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 214
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Программы для всех
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Форма входа
     Каталог статей
    Главная » Статьи » Религия Азербайджана » Иудаизм в Азербайджане

    Кавказский Ерушалаим. Часть 1
    Красная Слобода (азерб. Qırmızı qəsəbə) — посёлок в Кубинском районе Азербайджана, населённый преимущественно горскими евреями. Посёлок Красная Слобода является единственным местом компактного проживания евреев на всем постсоветском пространстве. В посёлке имеются три синагоги и миква.
    Красная Слобода расположена на левом берегу реки Кудиалчай, в 29 км от железнодорожной станции Хачмас.

    По всесоюзной переписи населения 1989 года в Красной Слободе проживало 4 524 человека

          Кавказский Ерушалаим. Часть 1

    Еврейская школа. Куба. Начало XX в.   
    «И просите мира для того города, в который Я изгнал вас, и молитесь за него Г-споду, ибо при благосостоянии Его и вам будет мир»
    (Ирмияу, 29:7)


    По дороге из Баку в Кубу думалось: если название города Баку происходит от «бад кубе» («обдуваемый ветром»), то, может быть, Кубa – это просто «ветром обдуваемая»? Во всяком случае, понятно было, что к Острову Свободы это название не имеет ни малейшего отношения. Впрочем, кто знает? Как раз Красную Слободу, в которую мы направлялись, с уверенностью можно назвать «островком еврейской свободы».

    Далеко позади осталась столица Азербайджана и домики бакинских предместий, издалека похожие на россыпь тыквенных семечек. Двигаясь на север, мы миновали место мусульманского паломничества – величественную горную гряду Хызыр-Зинде – и все выше вползали на Кавказский хребет, приближаясь к границе с Дагестаном. Наконец мы добрались до цели нашего путешествия…

    Перед нами – роскошные дома европейского уровня, явственно отмеченные азиатским шиком. Причем ни один из этих дворцов не похож на рядом стоящий. Это не типовая застройка, это – индивидуальный проект. И все здания, помимо даты их возведения, как правило, украшают звезды Давида. Вот перед нами великолепный особняк под названием «Дворец счастья», осененный огромным могендовидом…

    Где мы, в Израиле? Нет, это Кубa. Мы высоко в горах Азербайджана, мы – в Красной Слободе…
    Азербайджанская Сибирь

    Древняя Куба расположена в 170 километрах от Баку, в северо-восточной части Главного Кавказского хребта, у «подошвы» великолепной горы Шахдаг, недалеко от границы с Дагестаном. Еще ее называют «Азербайджанской Сибирью»: климат здесь действительно отличается от бакинского. Не Сибирь – но все же прохладно…

    Прославили Кубу великолепные ковры и знаменитые яблоки, ароматнее и вкуснее которых, говорят, нет во всем мире. Здесь дивная природа – живописные горы, девственные леса, альпийские луга, горные реки и богатые урожаями сады…

    А еще Кубу широко известной сделала Красная Слобода – та ее часть, что раскинулась на противоположном от основного мусульманского поселения, более низком берегу реки Кудиалчай. Это «предместье» заселено исключительно горскими евреями. Знают выходцев из Красной Слободы не только в Азербайджане, но и в Израиле, и в соседнем Дагестане, и в далекой Москве (куда горские евреи едут «на заработки»), и в еще более удаленных странах – США, Канаде, Германии.

    Красная Слобода – самое крупное в мире компактное поселение горских евреев (в галуте, конечно). Председатель религиозной общины горских евреев Красной Слободы Борис Симандуев говорит: сейчас здесь около 4 тыс. евреев, но в конце 1930-х – начале 1940-х число жителей достигало 18 тыс. человек! Следующей по численности считалась Еврейская колонка в Нальчике (Кабардино-Балкария), затем шел Дербент в Дагестане.

    Живущий в Красной Слободе рабби Адам Давидов родом из Нальчика. Он сообщил нам, что две крупнейшие на Кавказе горско-еврейские общины – Еврейская (Красная) Слобода в Кубе и Еврейская колонка в Нальчике, несмотря на разделяющие их горные массивы, – имели постоянные контакты друг с другом и даже посылали своих ходоков в Иерусалим.

    Язык, на котором говорят горские евреи, называют татским. Еще, объяснили нам в Красной Слободе, этот язык называют джуарит (Juarit) – близкий к фарси, но с «примесью» арамейского и иврита. А самоназвание горских евреев – джууру. Огласовка имен у них соответствует традиционному произношению: Моше – как Миши, Иеуда – Евдо, Ноах – Нувах и т. д.

    О том, что евреи Азербайджана и Дагестана пользуются персидско-татским языком, писал еще В. Легкобытов – замечательный исследователь языка, быта и этнографии горских евреев, в 30-х годах XIX века изучавший высокогорные районы Азербайджана. Он отмечал также, что горские евреи знают древнееврейский язык и в совершенстве владеют татарским (азербайджанским).

    …Когда идешь по улицам Красной Слободы, исподтишка рассматривая фасады роскошных особняков (откровенно как-то боязно: уж очень серьезные люди здесь живут!), думаешь: вот это «декорации»! Что там твоя Верона, куда этим «детям» – Монтекки и Капулетти – до здешних хмурых ребят! Создается впечатление, что шекспировским страстям до местных, кубинских, очень далеко…

    К счастью, впечатление это ложное. Люди здесь живут мирные и трудолюбивые. Живут испокон веков, строго по еврейским традициям, по законам суровым, но справедливым: от отца к сыну, от деда к внуку, из поколения в поколение… Стремление к постижению знаний, уважение к учености и труду, почитание родителей и учителей, строгий семейный уклад, взаимопомощь, благотворительность. И конечно же, память об усопших и о своих корнях в целом, верность своей религии, вера в Б-га…

    Что такое благотворительность – цдака (или содоко, как говорят здесь) – горские евреи выучивают с детства. Уже упоминавшийся «Дворец счастья» (он же «Дворец торжеств») построен в Красной Слободе на частные сбережения Беняминовых и Мишиевых, «благородный поступок которых приносит горским евреям радость в торжественные для них дни», – так оценивает это местный писатель, историк и экономист Мухаил Ягубов.
    От колена Иудина…

    По мнению большинства ученых, горские евреи являются потомками древних евреев, изгнанных из Израиля в Иран, где они освоили язык местного населения, а затем вынужденных переселиться на Кавказ. Сначала они спасались здесь от огнепоклонников, а спустя века – из-за отказа принять ислам – от преследований мусульман.

    Горские евреи считают свое происхождение от колена Иудина, находившегося когда-то в плену у персов.

    (Васильев А. Т. Горские евреи // Новое обозрение. Тифлис, 1889.)

    Сами горские евреи отсчитывают вот уже 2300 лет своего пребывания на Кавказе: то есть они полагают, что изгнание началось спустя 200 лет после падения Древнего Израиля под натиском ассирийцев.

    Существует и другая версия – о том, что горские евреи на самом деле являются татами – иранцами по происхождению, которые во времена Хазарского каганата (VIII–X века) были обращены в иудаизм.

    …У Писаха Исакова очень ответственная должность: он – представитель Кубинской районной исполнительной власти в Красной Слободе. Кроме того, он увлекается историей, читает лекции школьникам. Исаков объясняет: «Нам не надо доказывать, что мы евреи, это и так ясно: еврейская жизнь у нас всегда бурлила. Некоторые говорят, что мы потомки хазар. Нет, мы не хазары. Мы – выходцы из Израиля. Наши предки считали себя потомками пленников, выведенных из Сциллы и Харибды после безуспешной осады Иерусалима. И то, что нас мало, тоже можно объяснить».

    (Впрочем, насчет «мало» можно поспорить. Согласно математическим выкладкам Мухаила Ягубова, численность горских евреев на сегодняшний день составляет немногим менее четверти миллиона человек, а именно 225 054 человека: «Эта цифра близка к действительности, хотя сейчас многие из них могли уехать».)

    И все-таки – если включиться в научную дискуссию – горские евреи не могли быть потомками хазар (не исключено, однако, что потомки хазар позже могли присоединиться к горско-еврейскому населению Кавказа), поскольку Хазарский каганат, по многочисленным свидетельствам историков и археологов, не был монотеистическим государством. Там были и язычники, и христиане, и мусульмане, и иудеи. Со временем знать каганата приняла иудаизм. Миграция же евреев на Кавказ и их расселение там – это история сообщества людей, объединенных кровными и религиозными узами, общими законами и укладом жизни.

    Первоначально все еврейские поселения находились в горах по той причине, что евреи в этих местах вынуждены были спасаться от нашествий, – в горах укрываться от набегов было легче. Причем прятались здесь не только евреи, но и местные язычники.

    В нескольких километрах от Красной Слободы, на левом берегу Кудиалчай, находится Кульгатская долина – там когда-то был орешник, поэтому местные старики говорят: «Жили в орешнике 800 лет…» Здесь находилось поселение горских евреев под названием Кулгат, которое было разрушено в результате набега Надир-шаха. В этом месте сохранились остатки древнего еврейского кладбища, что подтверждает слова стариков о «жизни в орешнике».

    Мухаил Ягубов показывает нам фотографии надгробных камней. «Эти камни – свидетели прошлого горских евреев, прибывших в Кавказскую Албанию, в Кульгатскую долину, к подножиям Шахдага, – поясняет Мухаил Яхгуевич. – Кроме этих мест, от погромов арабских халифов евреи укрывались также на недосягаемых высотах Эльбруса и Казбека. Все эти сведения являются неопровержимым доказательством того, что горские евреи прошли через Кульгатскую долину по Великому шелковому пути. Они достигли вершин Шахдага, Эльбруса и Казбека и поселились там. Кстати, это подтверждают и горские народы».

    Мухаил Ягубов несколько книг посвятил историческим изысканиям. «Вот фотография дороги, ведущей к селению Учкун, в котором проживали горские евреи после изгнания в Кульгатскую долину. А вот кладбище вдоль дороги, с левой стороны между селениями Купчал и Галадуз. Камни расположены по направлению к востоку», – показывает он.

    Спасаясь от персов, евреи все дальше продвигались по Кавказскому хребту и укрывались от набегов высоко в горах, в том числе у подножия Шахдага (4243 метра над уровнем моря). Но потом, во времена Хусейн-Али-хана, в первой четверти XVIII столетия, они спустились с гор в долину реки Кудиалчай и нашли прибежище в столице Кубинского ханства.

    Рассказывает председатель общины Борис Юсифович Симандуев:

    История проживания горских евреев в Азербайджане насчитывает более двух тысяч лет. А здесь, в Еврейской, так называемой Красной Слободе мы живем 285 лет. Раньше мы жили в нескольких километрах отсюда, в горах. Но когда Надир-шах во главе армии персов напал на север Азербайджана и его армия вырезала целые селения, уничтожая женщин и детей, евреи бежали в поисках сильного покровителя. И они нашли такого покровителя в лице Кубинского хана – Хусейн-Али-хана.
    Жил человек мудрый…

    При Хусейн-Али-хане (1722–1758) и его сыне Фатали-хане (1758–1789) Кубинское ханство переживало расцвет. Оно подчинило своему влиянию весь Северо-Восточный Азербайджан и южный Дагестан – от Дербента до Ленкорани. Именно тогда рядом со столицей ханства появилось мононациональное поселение горских евреев – Еврейская Слобода.

    Куба в те времена являлась мощной крепостью на перепутье торговых путей. Хусейн-Али-хан доброжелательно относился к еврейским старейшинам. В 1722 году он выделил им землю на левом, западном берегу реки Кудиалчай, и евреи начали селиться на низменности. На более высоком восточном берегу располагалась сама Куба. Массовое переселение в Еврейскую Слободу началось в 1731 году.

    В 1758 году, после смерти Хусейн-Али-хана, правление Кубинским ханством перешло к его сыну. Во времена Фатали-хана слобода начала развиваться особенно бурно. Евреи были преданы Фатали-хану, и тот за преданность создал все условия для их жизни. Они занимались сельским хозяйством, садоводством, торговлей, ремеслами.

    Узнав о благоденствии евреев под покровительством Хусейн-Али-хана и Фатали-хана, сюда стали стекаться евреи из окрестных сел, Баку, Ирана, Турции и других мест. Появились и ашкеназы. По преданию, 220–230 лет назад, когда в Еврейской Слободе не осталось грамотных раввинов, делегация поселка от имени общины пригласила сюда пять семей раввинов из Бердичева. Как говорят старожилы, бердичевские раввины полностью влились в общину Еврейской Слободы.

    По словам Мухаила Ягубова, несмотря на то что история переселения евреев на Кавказ насчитывает около 2300 лет, до 80-х годов XIX века они не значились в официальных ведомостях: «Официально евреи были зарегистрированы только в 1886 году в количестве 21 138 человек <…> проживали в 34 населенных пунктах Кавказа». (Хотя, как уже было сказано, первые исследователи описывали быт, язык и генеалогию горских евреев задолго до того.) После 1886 года «де юре» стало известно, что на Кавказе проживает народ, говорящий на фарси, читающий Тору и исповедующий иудаизм.

    Местные евреи называют Фатали-хана мудрым человеком. Обитатели Еврейской (в 1926 году переименованной в Красную) Слободы всегда вспоминают о нем с благодарностью. Времена, правда, были жестокие. И «собиратель» азербайджанских земель, присоединивший к Кубинскому ханству Дербент, Бакинское, Ширванское и Джавадское ханства, был, конечно, «не прост».

    Фатали-хан <…> пригласил к себе Магомед-Гусейн-хана, – читаем в одной из книг Мухаила Ягубова, – арестовал его и выколол глаза. Магомед-Гусейн-хан жил сперва в Кубе, а потом в Баку, где умер в 1768 году.

    Вот таковы порой извивы восточного дипломатического политеса! Но ото всех этих перипетий горские евреи в результате выиграли и с тех пор уже 285 лет живут в Кубе, на «еврейском» берегу реки Кудиалчай. Центральная улица Красной Слободы, между прочим, носит имя Фатали-хана…
    Шива по-кубински

    Мы попали в Кубу в печальные дни. Причем сначала даже не поняли, что все это значит: прямо посреди улицы, перегородив ее, – длинный шатер, вроде армейской палатки, утепленный и обогреваемый печкой-«буржуйкой». В нем – столы и скамьи в три ряда, за столами – хмурые мужчины в темной одежде с недельной щетиной на лицах, на столах – сидуры. Раввин Йона Якубов читает Мишну… Женщины приносят чай (который в Азербайджане пьют из больших разлатых рюмок), конфеты и сладости, а также водку и закуску… Оказывается, в этой палатке собираются авелим (скорбящие в течение семи дней траура по близким родственникам). Но поскольку умерший – рабби Натан Ильягуев, то его в течение шивы – первых семи дней после похорон – поминают всей Красной Слободой: «Зихроно цадик ливраха!» («Благословенна память праведника!»).

    Впрочем, всеобщая дань памяти покойным принята у евреев Красной Слободы не только по отношению к раввинам – она распространяется на всех земляков-единоверцев. Председатель общины подтверждает: «Сейчас мы держим траур. Хоть раввин, хоть миллионер, хоть бедный человек – у нас всегда собирается народ, накрывается стол. Мы не бреемся, торжественно не одеваемся».

    Раввин Натан бен Нувах Ильягуев последние 14 лет был здесь главным раввином. А отец рабби Натана – Нувах бен рабби Абайе – раввином в Еврейской Слободе был более 40 лет.

    Раввин Йона Якубов поясняет: «И раввин Натан, и его отец, и его дедушка были раввинами. Здесь была когда-то их синагога – сейчас там ешива. Синагогу, где служил дедушка рабби Натана, так и называли – "синагога рабби Абайе”. Рабби Натан был последним раввином из "старейшин”. Сейчас временно поставили молодых ребят – на сегодняшний день они лучше других знают традиции, иврит, молитвы».

    Борис Симандуев рассказывает: «До отца рабби Натана, рабби Нуваха, у нас был известный раввин, пользовавшийся огромным уважением – рабби Ихиель Сави. Он организовал здесь школу».

    Рабби Ихиель собирал учеников тайно у себя дома, просил, чтобы шли к нему незаметно. Но все равно школу закрывали, а его забирали в КГБ. В трудное советское время рабби Ихиель Сави обучал своих учеников алефбет, преподавал Тору. И ученики его стали потом известны за границей – в Израиле, США, других странах.

    Рабби Натан, между прочим, тоже учился не у своего отца, а у рабби Ихиеля Сави. У этого праведника было чему поучиться. Рабби Ихиеля считали прекрасным знатоком Торы. А еще он имел необыкновенный голос: люди приходили, чтобы услышать его голос, и синагога всегда была полной.

    Рабби Ихиель – скромный человек, – чтобы прокормиться, работал почтальоном. Но если он узнавал, что в Красной Слободе кому-то не сделали брит-милу, то давал денег, чтобы все совершили согласно закону: ночью читали Тору, днем собирался миньян, извещали людей и организовывали трапезу… Он сам делал брит. Рабби Ихиель был универсальным раввином – и моэлем, и шойхетом.

    Он умер в 1959 году, в шаббат, в синагоге после молитвы.

    «Рабби Ихиель Сави был одним из лучших раввинов, – говорит Борис Юсифович Симандуев. – После смерти рабби Ихиеля некоторое время служил раввин из Нальчика, потом – рабби Ифииль, хороший знаток Торы и тоже универсал – моэль и шойхет. Они были родственниками с рабби Нувахом: вместе работали, если нужно, заменяли друг друга».

    Мы посетили места упокоения многих поколений евреев Красной Слободы. Здесь нет «старого» и «нового» кладбища, просто одновременно существуют три еврейских кладбища. Причем все три вполне ухоженные (что бывает, увы, не всегда, особенно на кладбищах ашкеназских).

    «Здесь хоронят и из других городов, даже из других стран, – рассказывает наш добровольный гид по Красной Слободе по имени Марк. – Если похороны, все собираются. На 9 ава очень много людей приезжает».

    Есть на одном из местных кладбищ мацева – памятная плита на месте захоронения рабби Гершона бен рабби Реувена.

    Среди горско-еврейских раввинов были «нистарим», скрытые праведники, поддерживающие мироздание. Они вмешивались в текущие события, когда в молитвах получали на это указания Небес. Один из них, раввин общины кубинских евреев, рабби Гюршун – рабби Гершон бен рабби Реувен (1815–1891), благословенна память праведника, обладал Тайным Знанием.

    (Адам Давидов. «Мудрецы Кавказа».)

    Продолжение следует.
    Читайте также:

    Кавказский Ерушалаим. Часть 2
    Категория: Иудаизм в Азербайджане | Добавил: Admin (11.02.2011)
    Просмотров: 1287 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2018
    Реклама
    M.Maqamayev.Azerib
    Погода
    Статистика
    Яндекс.Метрика