Драма
в Бакинской бухте В
эти дни мы с благодарностью вспоминаем и моряков каспийской нефтяной флотилии
- тех, кто, рискуя жизнью, оповестил мир о трагедии, разыгравшейся в ночь
с 19 на 20 января 1990 года. Наш
корреспондент с помощью члена Союза писателей Азербайджана, старшего помощника
кранового судна "Тамань" Фаика Балабейли восстановил картину событий в
Бакинской бухте с 20 по 24 января 1990 года. Ф.
Балабейли - выпускник Бакинского мореходного училища им. Г.Мамедова. Более
десяти лет работал на судах Каспнефтефлота. В роковые дни 1990 года служил
на "Ширване". За участие в акциях протеста моряков был арестован и подвергнут
пыткам. Готовится к печати его книга "Несмолкающий гудок тревоги". ПРЕДЧУВСТВИЕ Во
второй декаде января в связи известными событиями все суда были мобилизованы
на перевозку армянских семей. 19
января, к вечеру, возвращаясь в бакинскую бухту, моряки почувствовали
недоброе. При виде военных кораблей, их предчувствие окрепло: происходит
что-то неладное. Но
того, что случилось ночью, никто из них не мог даже предположить... "САБИТ
ОРУДЖЕВ" - ШТАБ НЕПОКОРНЫХ Когда
в городе началось истребление мирного населения, капитаны судов "40 лет
ВЛКСМ", "Сабит Оруджев", "Б.Бабазаде", "Водолей-4", "Нефтегаз-18", "Ширван"
и др. решили собраться на теплоходе "Сабит Оруджев", создать совет капитанов
и воспрепятствовать маневрам и выходу из бухты военных кораблей. Во второй
половине дня 20 января бухте собралось до 100 кораблей Каспийского бассейна. С
берега то и дело приходили вести о непрекращающихся убийствах. Среди получаемых
сведений были, конечно, и провокационные. Но умудренные опытом капитаны
четко анализировали всю информацию. Во что бы то ни стало нельзя было
допустить столкновения безоружных гражданских моряков с военными. По
предложению капитана "Б.Бабазаде" Музаффара Алиева решили давать сигнал
тревоги: днем через каждые полчаса, ночью - через каждый час. Продолжительность
- пять минут. Бакинцы до сих пор помнят эти несмолкающие, гудки в бухте. Еще
решили оповестить мир о зверствах советской армии. Выйти в эфир решился
радист "Вихря-120", русский по национальности, молодой бакинец. Единственная
его просьба заключалась в том, чтобы оставаться инкогнито (впоследствии
служил в рядах Национальной армии. Ныне проживает в России - В.С.). "БРАТЦЫ,
ДЕРЖИТЕСЬ..." Первый
"505" в эфир был передан 21 января в 10 часов утра. Текст послания гласил:
"Всем, всем, всем! Миролюбивой общественности планеты Земля! Мирное население
Баку, всего Азербайджана утоплено в собственной крови. Сводолюбивые граждане
Азербайджана по указанию Кремля уничтожаются "доблестной армией". Просим
помощи населения планеты Земля. Суда Каспийского бассейна, находящиеся
в Бакинской бухте". Уже
через час с Черного и Балтийского морей были получены первые радиограммы.
В них говорилось: "Братцы, держитесь! Навигации нет, переместиться в Каспий
не можем". В
тот же день с кораблей более чем 50 стран, плавающих в Тихом и Атлантическом
океанах, были получены радиограммы солидарности с заверением распространять
информацию о бакинской трагедии. Это
был невиданный в истории день солидарности моряков. Все
корабли, находящиеся в Бакинской бухте, вывесили траурные флаги. Такой
же флаг был на мачте грузового корабля "Иран Башир", прибывшего из ИРИ,
капитаном которого был азербайджанец. "ЧЕЛЕКЕН
- 1" ПЕРВАЯ ЖЕРТВА Военные
всеми силами старались прорвать блокаду и выйти в открытое море. В
штабе азербайджанских моряков была получена радиограмма о предоставлении
военному катеру под номером 496 возможности войти в базу. Войдя в бухту
и направившись на базу, катер неожиданно открыл автоматный и пулеметный
огонь по "Челекен-1". Пули изрешетили его. К счастью, обошлось без жертв. Повариха
"Челекена" Надежда Гончарова заклеймила в эфире русскую армию как фашистскую. ИДЕМ
НА ТАРАН 20
января из военно-морского штаба была получена информация о том, что для
вывоза тел убитых мобилизуются корабли Каспийской флотилии. 21 января
караван автомобилей, направляющихся к Баилову, привлек внимание моряков.
Они были начеку. 22
января военные корабли предприняли попытку выйти из бухты. Самые скоростные
и мощные из них вступили в бой. У самоотверженных, но безоружных гражданских
моряков, оставался единственный способ ведения боя - таран. В
бою, в котором особо отличились капитаны Керем Мамедов, Агалар Ибрагимов,
Гюлага Меджидов, Ровшан Дамиров, Юлиан Радченко, Анатолий Семидядько и
др., военные потерпели поражение. Но, отступая, они успели пулеметными
и ракетными очередями изрешетить мирные суда. В
15 часов по радио был зачитан приказ командующего Краснознаменной Каспийской
Флотилии вице-адмирала Лещенко: "Немедленно освободите бухту, в противном
случае суда будут затоплены". Тем
временем в эфир было отправлено обращение моряков-патриотов, которое гласило:
"Всем, всем, всем! Миролюбивой общественности планеты Земля! 22 января
1990 года военный комендант г.Баку приказал военным кораблям применить
оружие против гражданских судов. Вывозят тела убитых азербайджанских граждан,
чтобы скрыть свои злодеяния от народа Азербайджана, мировой общественности.
Корабельной артиллерией обстреляны теплоходы "Актаун", "Нефтегаз-10",
"Нефтегаз-18", "Нефтегаз-64", "40 лет ВЛКСМ", "Нефтегаз-З". Гражданские
суда Каспийского пароходства. Бакинская бухта..." ВСТРЕЧА
С ПАЛАЧАМИ После
всего случившегося заместитель министра обороны СССР адмирал Сидоров вынужден
был принять представителей совета капитанов. Делегацию через эфир напутствовал
начальник Каспнефтефлота Джебраил Мамедов: "Руководство флота с вами!.." Ознакомившись
с требованием моряков, один из адмиралов назвал его ультиматумом. А Сидоров
еще раз потребовал покинуть бухту. Увидев непоколебимость бакинских мореходов,
бросил: "Обещаю капитану "40 лет ВЛКСМ" расстрел, капитану же "Сабита
Оруджева"- 15 лет". В
последствии встречались с представителями власти различных уровней, в
том числе и министром обороны СССР Язовым. Тот ядовито спросил капитана
"Б.Бабазаде"; "Что, товарищ капитан, бастуем". Музаффар Алиев с неменьшим
сарказмом парировал: "Нет, генерал, не бастуем, а протестуем". результате
министр-солдафон напутствовал делегацию словами: "Всех вас нужно утопить". В
требовании моряков, составленном 21 января и адресованном Председателю
Президиума ВС СССР М.С.Горбачеву, Председателю Президиума ВС Азербайджанской
ССР Э.Кафаровой, военному коменданту г.Баку, НФА говорилось: "В ночь на
20 января 1990 года командование Вооруженных сил без обращения и согласия
Президиума ВС Азербайджанской ССР насильственным путем с применением оружия
ввело свои войска в г.Баку. При
этом пролита кровь тысяч мирных жителей города. В целях прекращения дальнейшего
кровопролития и, гибели мирного населения экипажи судов, находящихся на
рейде (в Бакинской бухте, требуют: 1.
До 24.00 21 января 1990 года войска должны быть выведены с территории
г.Баку. 2.
Сегодня, 21 января с.г., в 20.00 в знак протеста и предупреждения в Бакинской
бухте будет сожжено одно судно. 3.
В случае применения силы с берега и с моря все суда, которые стоят на
рейде, причалов и базы прибрежной зоны будут сожжены. 4.
Если начнется движение кораблей, они будут остановлены нашими телами. 5.
Ответственность за гибель судов будет нести правительство Советского Союза,
принявшее противоправные действия, попирающие права человека. Это требование
подписали все интернациональные команды судов. ЛИЦЕМЕРИЕ 22
января, военные уведомили моряков, они намереваются вывозить семьи военных,
пожелавших покинуть Баку. И добавили "Сами можете убедиться". Моряки согласились
предоставить им коридор для выхода из бухты. Но только после проверки.
"Б.Бабазаде" приблизился к военным, они обстреляв его, на большой скорости
ушел открытое море. Кого
же и что же они вывозили? Вероятно, тела тех которые и по сей день числятся
безвести пропавшими. КАРАТЕЛЬНАЯ
ОПЕРАЦИЯ ИЛИ ДОСТОИНСТВО УМУДВАРА ГУСЕЙНОВА 22
января весь Азербайджан хоронил шехидов. Погребальное шествие сопровождалось
непрерывными гудками судов, находящихся в бакинской бухте. 24
января по приказу Язова на Каспийском море и в Бакинской бухте объявляется
чрезвычайное положение. Днем в 14.30 по гражданским судам производятся
залпы танков и вертолетов. В свою очередь адмирал Сидоров распространяет
обращение под намнем "Драма на море, кто виноват?", где называет моряков-патриотов
пиратами. К
этому времени СМИ России уже раскрутили клеветническую кампанию против
азербайджанцев. В
тот же день были задействованы десантники. До 50 моряков было арестовано
и препровождено в тюрьмы Азербайджана и России. Каратели не преминули
заменить начальника Шувелянской тюрьмы владыкой знаменитой московской
"Бутырки". ...24
января примерно в 17 часов судно'"Атлет-24" под градом пуль, подняв якорь,
направляется к Зыхскому мысу, где его останавливают военные корабли. 25
января в 13 часов к нему подходит военный катер с бортовым номером 1383.
Примерно двадцать военнослужащих врываются на борт судна, работая прикладами
и стволами автоматов. Приказывают всем лечь на палубу. Капитан корабля,
27-летний Умудвар Гусейнов, пренебрегая приказом, заявляет: "На своем
корабле командую я!" Зверски
избив гордого капитана, связав ему руки, непрошеные гости выволокли его
на катер... ПОСЛЕСЛОВИЕ С
той поры минуло 10 лет. Многие герои морской эпопеи живы и служат родному
Азербайджану. Они давно уже забыли те пытки, которым подвергались в те
черные январские дни. Но не забыта память о шехидах. То,
что произошло в Бакинской бухте с 20 по 24 января 1990 года, мы вправе
назвать героизмом наших моряков-интернационалистов. Не случайно впоследствии
Язов признался: "Моя единственная и грубая ошибка была в том, что я оставил
Бакинскую бухту без контроля и недооценил боевитость моряков..." Вахид
Сафиханов. Бакинский рабочий, 19 января 2000 года
<<<<
>>>>
^ВВЕРХ^
|