Территория
и население
Отличия между ялойлутепинской культурой и культурой кувшинных погребений,
являвшиеся следствием некоторых этнических различий, существовавших между
двумя близкородственными племенными группами, со временем нивелируются.
Где-то в начале н.э. ялойлутепинцы ассимилировались и потеряли свой этнокультурный
облик. Культура кувшинных погребений стала господствующей культурой албанских
племен. Судя по всему албанский племенной союз существовал уже в начале
второй половины I тыс. до н.э. Об этом кроме всего прочего свидетельствует
и то, что у Арриана союзниками Атропата, вместе с кадусиями и сакесинами,
названы именно албаны, а не какие-либо племенные груп пы, обитавшие на
территории Албании.
Существование в Албании кроме двух основных погребальных обрядов, практиковавшихся
албанскими племенами, и нескольких других обрядов должно свидетельствовать
о наличии в этом крае и иных, неалбанских по происхождению, групп населения
в разное время приходивших сюда. Сказанное можно утверждать по крайней
мере в отношении племен, оставивших грунтовые погребения с вытянутыми
(по-видимому, и слабоскорченными) костяками, сырцовые, ванночные, срубные
и катакомбные могильники.
Носители этих погребальных обрядов, проникавшие в Албанию в разное время,
были в основном ираноязычные племена. Это были скифы, саки (ортокорибантии,
сакесины), племена сармато-массагето-аланского круга (верхние аорсы, собственно
аланы, массагеты), какие-то группы парфян и др.
Хотя мы, к сожалению, почти совсем не осведомлены о самих взаимоотношениях
местных албанских племен с ираноязычными мигрантами, однако, должны отметить,
что все то, что мы знаем, позволяет говорить о том, что иранский элемент,
несомненно, сыграл немалую роль в этнической, культурной и политической
истории Албании.
В Албании существовала область Сакасена (Шакашен - армянских авторов),
название которой дали проникшие сюда ираноязычные саки. Их родичи камбоджийцы
или какие-то группы их поселились вблизи Сакасены, в области которая по
их имени стала называться Камбисеной (Камбечовани - грузинских, Камбечан
- армянских источников). В первые века н.э. в Прикаспийской полосе возникло
так называемое Мазкутское (Массагетское) царство ираноязычных племен и
т.д.
3начение парфянского элемента в истории Кавказской Албании, по-видимому,
далеко не исчерпывается тем, что правящая в I в. династия Аршакидов была
парфянского происхождения. Впрочем парфянские Аршакиды в Албании в скором
времени превращаются в настоящих албанских Аршакидов.
При всех, однако, обстоятельствах следует со всей определенностью сказать,
что ираноязычные племена, приходившие на протяжении многих веков в области
Юго-Восточного Закавказья, не смогли прервать этнической непрерывности
на почве Кавказской Албании, не смогли ассимилировать автохтонного населения
страны. Бесспорным доказательством сказанного служит само существование
самобытного албанского этноса и его культуры в античную и раннесредневековую
эпохи.
Возможно, в последние два-три века до н.э. в Албанию проникали какие-то
группы греческого населения.
К IV в. в Албанию начинают проникать ранние тюркоязычные племена, позднее
вместе с другими тюркоязычными племенами сыгравшие решающую роль в смене
языкового облика насельников страны.
Исходя из того, что было сказано выше о насельниках Северного Азербайджана,
со всей определенностью можно утверждать, что на этих землях кроме различного
рода иноземных племен, как показывают источники, обитала автохтонная этническая
общность - албаны, или албано-утии, являвшаяся доминирующим этносом зоны
на протяжении длительного времени - почти несомненно с последних веков
до н.э., когда окончательно оформился албанский племенной союз, несколько
позднее - государство и кончая эпохой арабского завоевания, положившего
начало деэтнизации, распада албанского этноса.
Албанский этнос, явившийся результатом слияния, возможно, двух с половиной
десятков (26) племен, обладал, как кажется, всеми признаками, всеми атрибутами
этнической общности.
Применяя дефиницию этноса, предложенную Ю.В.Бромлеем, следует сказать,
что албаны - это "исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая
межплеменная совокупность людей, обладающих не только общими чертами,
но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и
психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных
образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме)".
И действительно, все говорит за то, что автохтонные албанские племена,
так сказать, испокон веков обитавшие на определенной территории, называемой
Албанией, в северных областях исторического Азербайджана, начиная с последних
веков до н.э., уже являли собою устойчивую межпоколенную совокупность
людей (что можно наблюдать по многочисленным источникам, по крайней мере
на протяжении минимум одного тысячелетия - в эпоху античности и самого
раннего средневековья, а затем еще нескольких веков, но уже на более ограниченной
территории - в основном на землях Арцаха), назывались албанами, обладали
(судя по данным археологии: ялойлутепияская культура и культура кувшинных
погребений, а где-то с самого начала н.э. только культура кувшинных погребений,
носители которой к этому времени уже ассимилировали ялойлутепинцев) общими
чертами, относительно стабильными особенностями культуры, а также сознанием
своего единства и отличия от "всех других подобных образований - самосознанием,
а по данным армянских авторов и по некоторым другим материалам - имели
единый албанский язык, письменно зафиксированный в переводах Библии и
другой богословской литературы, а также в памятниках местной албанской
литературы, к сожалению до нас не дошедших, но в существовании которой
нет никакого сомнения.
Язык, являвшийся почти несомненно основой этнического образования, важнейшим,
хотя и не единственным этническим признаком, играет чрезвычайно важную
роль в жизни народа, способствуя, так сказать, цементированию этноса,
"обеспечивает существование духовной преемственности между различными
эпохами" (К.С.Горбачевич).
Важнейшую направлявшую роль в этнических процессах, как известно, играют
государство и церковь.
Язык, являясь одним из важнейших социальных факторов, способствует формированию
и становлению этноса. Языковая общность - важнейшее условие формирования
этноса. Являясь основным и "коммуникативным средством, язык в то же время
выполняет и весьма существенные сигнификативные функции, выступая в качестве
условного знака принадлежности его носителей к определенной группе" (Ю.В.Бромлей).
Таким образом, сам язык непосредственно выступает в качестве этнического
признака.
Сознание языковой однородности того или иного коллектива способствует
(наравне с другими факторами - культурой и т.д.) появлению самосознания
этнической общности (недаром этнос иногда определяют как "единство самосознаваемое
людьми").
Албаны несомненно осознавали свое единство и отличали себя от всех других
этнических образований. И это самосознание албан фиксируется на протяжении
многих веков в их самоназвании (этнониме), которое несомненно звучало
как al(u/o) ban.
Несомненно, что албаны осознавая свое единство, отличали себя от других
этносов, в частности - армян, что можно проследить у албанского автора
Моиcея Каланкатуйского. Этническое самосознание - осознание членами этноса
своей принадлежности к нему, базируется несомненно на "его противопоставлении
другим этносам" (Ю.В.Бромлей). Именно это противопоставление, взаимное
различение, антитеза "мы" - "они" всегда способствовали "фиксации и активному
закреплению своих этнических отличий и тем самым - скреплению общности"
(Ю.В.Бромлей).
Этноним "албаны" и албанское самосознание прослеживается, хотя и не совсем
четко до XIX в. (Ф.Мамедова). В XVIII в. удины писали Петру I: "Мы агванцы
(т. е. албаны.- И. А.) и по нации утийцы". Несколько позднее гарабагские
мелики в письме князю Потемкину именуют себя "наследниками аршакидских
и албанских царей".
После завоевания Закавказья арабами в начале VII в. Албанское царство
пало. Трагические события этого периода, активным участником которых была
армянская церковь, положили начало постепенной деэтнизации албанского
этноса и григорианизации, а позднее и арменизации части населения Албании.
Албанская церковь под давлением арабов и при прямом активном содействии
армянской церкви, в частности, армянского католикоса Елии, порвала с диофизитством.
Арабы не могли допустить идеологичес-кого единства албан с Византией.
Несколько позднее, в условиях потери государственной и церковной самостоятельности
в Юго-Западных областях Албании (зона Нагорного Карабаха), куда постепенно
начинают проникать армянские элементы, начинается григорианизация населения,
за которой последовала постепенная культурно-идеологическая, этническая
ассимиляция, следствием чего была арменизация части населения названной
зоны Албании, официальным книжным языком здесь становится, вероятно, армянский.
Вскоре этот язык начинает превращаться в общеразговорный язык части населения
Карабахской зоны. Однако, невзирая на распространение армянских элементов,
почти несомненно, какое-то их засилие, полной деэтнизации населения этой
зоны еще не произошло. Жив был албанский дух, албанское этническое самосознание.
Только этим, именно этим, а также, по-видимому, реакцией против армянского
засилия объясняется возрождение албанской государственности и албанского
католикосата на части территории Албании. Уже в IX в. Албанское царство
частично было восстановлено и именно на территории Арцаха (Нагорный Карабах).
В XII-XIII вв. в зоне Арцаха и Утии возвышается Хаченское княжество, которое,
как справедливо считал академик И.А.Орбели, "было частью древней Албании".
Хачен, вопреки утверждениям армянских авторов, не является ни Арменией,
ни "Восточным краем Армении". Против арменизма Хачена прежде всего свидетельствует
то, что нигде о жителях Хачена не говорится как об армянах. Об этом не
свидетельствует также и то, что разговорным и литературным языком Хачена
мог быть или даже был армянский, ибо известно, что ни англичане, ни французы,
ни многие другие народы не говорят и не пишут на своих языках.
Против арменизма Хачена прежде всего говорит то обстоятельство, что там
возрождалось албанское этническое самосознание, а владетель Хачена именовал
себя "царем" и "окраинодержателем Албании". Михтар Гош же, говоря о Хачене,
писал: "...в стране нашей, Албанской". Чрезвычайно важно, что при торжественним
освящении главного храма страны - Гандзасарского участвовал католикос
Албании, а не Армении. Важно, что еще в документах XVIII в. живы были
такие словоупотребления: "...патриарх святого великого престола Канцесарского
(Гандзасарского. - Ред.) страны Агванские (Албанской. - Ред.)"
Хачен вовсе не "исконно армянская земля", а албанская область, где стало
возрождаться албанское этническое самосознание, албанский дух, куда уже
после падения Албанского государства стали проникать группы армянского
населения, постепенно начавшие колонизировать этот край. О колонизации
армянами этого края писали акад. И.А.Орбели и акад. С.Т.Еремян. Последний
писал: "Огромное количество христианских памятников, значительная часть
которых относится к доарабскому периоду, сохранилась в арменизированной
части древней Албании на территории древнеалбанских областей Арцах (автономная
область Нагорного Карабаха и соседние северо-восточные отроги Малого Кавказа,
включая Шамшадилский и Идживанский р-ны Арм. ССР) и Утик, где в настоящее
время в основном живет армянское население".
Совершенно бесспорно, что армяно-язычное население бывшей НКАО, кроме
тех, которые огромными массами были переселены сюда в XIX в., - это потомки
арменизированного местного населения различных албанских племен.
О первоначально албанском характере областей бывшей НКАО и поздней арменизации
ее населения знали не только ученые, но и просто образованные люди еще
в прошлом столетии. Еще В.Л.Ве-личко писал: "Исключение составляют неправильно
называемые армянами жители Карабаха... исповедывавшие армяно-григорианскую
веру... и обармянившиеся лишь три-четыре века тому назад". Об этом хорошо
знает и Б. Ишханян, писавший, что "армяне, проживающие в Нагорном Карабахе,
частью являются аборигенами, потомками албанов..., а частью беженцами
из Турции и Ирана, для которых азербайджанская земля стала убежищем от
преследований и гонений". О том, что переселившиеся в Карабах собственно
армяне - элемент безусловно пришлый, определенно свидетельствуют и последние
одонтологические (зубочелюстной системы) исследования.
Так называемые армяне Карабаха еще совсем недавно помнили о своем албанском
происхождении. Кстати, армянские медики Карабаха в своих письмах русскому
царю называли себя "наследниками аршакидских и албанских царей". О своем
албанском происхождении писали в письме Петру I удины. Весьма интересно,
что армянский автор XVII в. Аракел Тавризский называет Карабах "Страною
агванов" (т.е. албан. - Ред.). Из всего сказанного выше следует неоспоримый
вывод, что так называемые армяне Карабаха (кроме тех, которые вселились
сюда в XIX в. и позднее) и собственно азербайджанцы Северного Азербайджана
являются, так сказать, единоутробными братьями. И те, и другие - это совершенно
бесспорно прежние албаны. Так называемые армяне Карабаха григорианизировались
и арменизировались, а нынешние азербайджанцы в свое время приняли ислам
и тюркизировались.
Итак, албанский дух, албанское этническое самосознание было живо еще совсем
недавно. Албанское
царство. Хозяйственная
и политическая жизнь страны. Все
то, что мы знаем об Албании и албанах, позволяет нам сказать, что албаны
вступают на историческую арену возможно уже к V в. до н.э., во всяком
случае не позднее IV в. до н.э., когда они участвуют в Гавгамелском сражении
на стороне персов.
Данные археологических раскопок в целом рисуют Албанию второй половины
I тыс. до н.э. и первых веков нашей эры как область с достаточно развитым
оседло-земледельческим хозяйством, ремесленным производством и торговлей.
Однако в отдельных районах Албании обитали и группы кочевого населения.
Различные сельскохозяйственные орудия - железные серпы, серповидные ножи,
молотильные доски, каменные зернотерки, жернова ручных мельниц, обнаруженные
археологами, деревянные плуги, о которых сообщает Страбон, хозяйственные
кувшины и ямы для хранения зерна, остатки различных злаков - пшеницы,
ячменя, проса, найденные на территории исторической Албании, и многое
другое красноречиво свидетельствует об уровне экономического развития
этой страны.
Страбон писал, что албанская земля производит "не только всевозможные
огородные плоды, но и различные растения; произростают там даже вечнозеленые
растения... Равнина эта орошается лучше, чем вавилонская и египетская
реками и другими водами. Поэтому она всегда сохраняет богатый травянистый
покров, имеет прекрасные пастбища".
Различного рода ирригационные сооружения, начиная от грандиозных, следы
которых обнаружены в Муганской степи, и кончая небольшими кяризами и иными
каналами в Мильской степи, в районе Шамхора и в других местах, говорят
об организованном, созидательном труде населения Албании второй половины
I тыс. до н.э. - первых веков н.э.
На достаточно высоком уровне развития в Албании находились садоводство,
огородничество, виноградарство и виноделие, а также, по всей вероятности,
возделывание технических культур.
Чрезвычайно важное место в хозяйстве албанских племен занимало скотоводство.
Им занимались как оседлые племена, так и те, которые вели кочевой и полукочевой
образ жизни. Ведущую роль в хозяйстве Албании играло овцеводство, что
было обусловлено усилением роли отгонного скотоводства. Обнаруженные на
территории Албании глиняные бадьи, маслобойки, различного рода сосуды
и другие предметы свидетельствуют об изготовлении сыра, масла, кислого
молока. Крупный рогатый скот использовался не только для получения молочных
продуктов, мяса, шкур, но и в качестве вьючной и, по-видимому, тягловой
силы при обработке земли.
Важное место в хозяйстве Албании занимали коневодство и, вероятно, верблюдоводство.
Элиан писал, что в "каспийской земле много...табунов лошадей" и что там
"большое количество верблюдов". О наличии в Албании больших табунов лошадей
и развитого коневодства свидетельствует хотя бы тот факт, что в албанском
войске было 22 тыс. конных воинов.
В источниках сохранились сведения о рыболовстве у прикаспийких племен
в античное время. Значительное место в хозяйстве насельников Албании занимало
и птицеводство.
Хозяйственное освоение высокогорных районов Албании не только в целях
развития скотоводства, но и металлургии имело место еще в эпоху бронзы.
В античное время албаны добывали железо, медь, золото. Было положено начало
добыче яшмы, агата, халцедона, аметиста и других полудрагоценных камней.
Археологические материалы позволяют говорить о ремесленном производстве
у племен, населявших древнюю Албанию. Кроме известных уже в глубокой древности
металлургии и металлообработки, гончарного, ткацкого и других ремесел,
здесь появляются новые отрасли - производство рыбьего клея, мазей, стеклянных
изделий и т.п. Особенно высокого уровня достигла в Албании обработка железа.
Албанские мастера изготовляли различные орудия труда - серпы, секачи,
ножи, ножницы; оружие - шлемы, мечи, кинжалы, наконечники стрел и копий
и многие другие изделия. Оружейное дело в Албании античного времени, судя
по имеющимся данным, уже выделялось в самостоятельную отрасль ремесла,
возможно, даже с известной специализацией внутри него.
При раскопках албанских поселений обнаружено много гончарных обжигательных
печей различных форм, большие хозяйственные кувшины, небольшие кувшинчики,
фляги, различные вазы, чаши, миски и т.п. Основная масса керамических
изделий изготовлена вручную - гончарный круг перестают применять где-то
на рубеже новой эры. Керамика в основном красного цвета, но немало сосудов
серого и черного цвета. Часть изделий украшена рисунками. Часто на керамике
имеются знаки - метки мастеров. Албанские гончары кроме бытовой керамики
изготовляли также множество предметов художественной керамики, отличавшихся
высокой техникой исполнения, богатством форм и отделки. Раскопки последних
лет свидетельствуют о том, что в Албании в эллинистическую эпоху изготовляли
кровельную черепицу.
В Албании развивались различные формы прикладного искусства. Большого
мастерства достигли албанские ювелиры, изготовлявшие диадемы, перстни
и другие украшения. Расцвет ювелирного искусства Албании приходится на
первые века нашей эры. Надо отметить также искусство резьбы по камню,
кости, дереву. Появляются предметы глиптики, изготовленные местными мастерами.
В Албании в начале нашей эры уже существовало производство стекла, хотя
основная масса стеклянных изделий, особенно художественных, ввозилась
из других стран античного мира. В албанских погребениях обнаружено много
фрагментов различных тканей - шерстяных, льняных, шелковых и др. О существовании
местного ткацкого производства говорят найденные остатки частей ткацких
станков, многочисленные глиняные пряслица. Можно говорить и о существовании
в ту эпоху местных красителей. Все это свидетельствует об относительно
высоком уровне развития производительных сил и культуры в албанском обществе.
Кавказская Албания была тесно связана торговыми путями со многими странами
древнего мира. Торговые связи Албании с эллинистическим миром иллюстрируются
богатым нумизматическим материалом. О росте денежной торговли свидетельствует
и появление местной албанской монеты. В последние столетия до нашей эры
товарно-денежные отношения в Албании находились уже на довольно высоком
уровне. Большие монетные клады свидетельствуют о широком развитии денежного
обращения и торговли, даже с отдаленными странами.
Археологические данные говорят о тесных связях населения Албании с другими
племенами и народами Закавказья и Переднеазиатского Востока, с Малой Азией,
Сирией, Египтом, областями Эгейского мира, а также, с Северным Кавказом,
Предкавказьем, Поволжьем, областями Северного Причерноморья и Восточной
Европы.
Все это стимулировало развитие городов и городской жизни. Древние авторы
называют более тридцати довольно крупных и известных городов и других
поселений на территории исторической Албании.
Остатки одного из них - известной античной Кабалаки (Кабала) сохранились
до наших дней в Габалинском (бывшем Куткашенском) районе близ селения
Чухур-Кабала. За последние годы при археологических раскопках на территории
Азербайджанской Республики и Дагестана выявлено много поселений городского
типа времен античной Албании. Интересную картину городской жизни воссоздают
раскопки в Исмаиллинском, Шамахинском, Бейлаганском, Газахском районах,
в Урцеки (Дагестан).
Албанские города эллинистической эпохи были уже не только политико-административными
и стратегическими единицами, но и торгово-ремесленными и культурными центрами
с многочисленным населением, по-видимому, не только местным. В городах
Албании развивались производительные силы, расширялось производство орудий
труда, оружия, керамики, ткацких изделий, предметов искусства и т.п. Албанские
города по планировке и характеру в основном не отличались от античных
городов соседних Иберии и Армении.
Чрезвычайно интересны находки, обнаруженные при раскопках в районе античной
Кабалы. Этот город, расположенный в местности, весьма благоприятной для
земледелия, был связан с окружающим миром дорогой, следы которой сохранились
и поныне. Выявленные остатки города, относящиеся к античному времени (
III в. до н.э. - I в. н.э.), лежат на слое эпохи бронзы. Обнаружена южная
обо-ронительная стена (вал) длиною более 1 км. В отдельных местах высота
стены, по-видимому, достигала 6 м, ширина у основания - 15 м. Установлено
местонахождение южных ворот города, проезжая часть которых была вы мощена
гравием. Уже в раннем слое (III в. до н.э.) обнаружены фундаменты зданий,
кровельная черепица, хозяйственные ямы, много керамики, различные украшения,
буллы с оттисками печатей, являвшиеся красноречивым свидетельством того,
что античная Кабала вела широкую торговлю.
Строительных остатков особенно много в верхнем горизонте городища (1 в.
до н.э. - 1 в. н.э.). Обнаружены фундаменты стен большого числа зданий,
множество кровельной черепицы. Выявлены зернохранилища и другие сооружения.
Большой интерес представляют остатки комплекса зданий с базами колонн.
Этот комплекс является уникальным памятником такого рода на территории
Кавказской Албании.
При раскопках городища выявлено много остатков довольно значительных зданий
из сырцового кирпича, хотя известны и случаи применения обожженных кирпичей.
Для покрытия кровель крупных зданий служила черепица - плоская, двускатная,
желобчатая. На городище она обнаружена в большом количестве. Производство
черепицы в Албании, как и в соседних областях, по-видимому, началось в
раннеэллинистическое время и, вероятно, было одной из важных отраслей
городского ремесла античной Кабалы.
Во время раскопок найдены обуглившиеся зерна ячменя и пшеницы, кости животных,
множество керамики, орудия труда, буллы с оттисками печатей, украшения.
Вблизи древнего города обнаружен довольно большой клад монет эллинистической
эпохи. Античная Кабала, которую Плиний называет "городом первенствующим
в Албании", была крупным торгово-ремесленным, административным и культурным
центром с развитым денежным обращением, высоким уровнем социально-экономической
и культурной жизни.
Почти все известные могильники на территории исторической Албании античного
времени говорят о значительном имущественном, классовом расслоении общества
в последние века до нашей эры. Это, в свою очередь, явилось результатом
коренных сдвигов в развитии социально-экономических отношений в Албании
приблизительно в середине и во второй половине I тыс. до н.э.
Письменные источники свидетельствуют о существовании в Албании эллинистической
эпохи свободного населения, бедноты и знати, храмовой области, во многом
похожей на храмовые объединения Малой Азии и Армении, храмовых рабов и
жрецов. В Албании, как отмечалось, существовали города. Албаны имели свою
монету и монетный двор, войско, царя. Царской столицей была Кабала. Страбон
писал: "Албанские цари - замечательны" и что "теперь у них (албан. - Ред.)
один царь управляет всеми племенами". Это "теперь" можно отнести не позднее,
чем к III в. до н.э., а возможно, и к несколько более раннему времени.
Таким образом, высокий уровень социально-экономического развития, отделение
ремесла от земледелия, наличие развитой денежной торговли, местной чеканки
монеты, городов, городской жизни - все это убедительно подтверждает существование
в Албании эллинистического времени, т.е. уже в III в., а возмож но, и
IV в. до н.э. классового общества и государства.
В последние два-три века до н.э. на территорию Албании с севера вторгались
племена массагето-сарматского круга, захватившие часть побережья Каспия
и создавшие там Мазкутское царство. Во II-I вв. до н.э. албаны столкнулись
с экспансией царей Армении, иногда временно отторгавших некоторые области
Албании.
В 60-х годах I в. до н.э. албанам, как и другим насельникам Закавказья,
пришлось бороться против Рима, пытавшегося захватить новые рынки и мировые
торговые пути. В 69 г. до н.э. легионы Лукулла вторглись в Армению. В
числе союзников, пришедшим на помощь армянскому царю Тиграну II, были
и албаны. Однако, невзирая на большие силы, собранные антиримской коалицией,
Тигран II был разбит и столица его пала. Помпеи, сменивший Лукулла, лишил
армянского царя завоеванных им ранее земель и объявил его "другом и союзником
римского народа", т.е. фактически - вассалом Рима.
Вскоре албанам пришлось защищать собственные земли от посягательств Помпея,
направившего в 66 г. до н.э. свои войска в Албанию. Во главе албан стоял
царь Оройс, решивший с сорокатысячным войском первым атаковать римлян.
Однако албаны потерпели неудачу и Оройс был вынужден просить римлян о
мире. Неудачен был для албан и исход другой битвы - около р.Алазань в
65 г. до н.э. Передовыми отрядами войск командовал брат царя Косис, павший
в сражении. Основные силы албан возглавлял сам царь. По сообщениям античных
авторов у албан было довольно значительное войско - 60.000 пехотинцев
и 22.000 конницы. В сражениях с римлянами участвовали и албанские женщины
что, по-видимому, породило легенду о том, будто албаны призвали на помощь
амазонок. Оройс и на сей раз просил мира, послав Помпею письмо и подарки.
Однако, несмотря на победу, Помпею не удалось полностью преодолеть сопротивление
албан и пробиться к побережью Каспийского моря. Римляне так и не смогли
включить Албанию в состав Римской империи в качестве ее провинции.
В 36 г. до н.э. римские легионы на сей раз под предводительством Антония
вновь вторглись в Армению. Один из полководцев Антония - Канидий поочередно
нанес поражение армянам, иберам и албанам. В Албании в это время правил
царь Зобер.
В 60-х гг. I в. н.э. император Нерон подготавливал большой поход в Албанию
с целью захвата "Ворот каспиев" (Дербентский проход), имевших важное стратегическое
значение. Однако поход не состоялся из-за гибели Нерона. Впоследствии
его намерение пытался осуществить Домициан.
В последние десятилетия I в. до н.э. и в начале I в. н.э. у албан с римлянами
сложились в целом дружественные отношения. Продолжалась и традиционная
дружба албан с иберами. Важным событием в жизни Албании второй половины
I в. н.э. было установление в стране власти парфянской Аршакидской династии,
которая правила с небольшим перерывом до начала VI в. Приблизительно в
то же время (60-е годы) парфянский царь Вологез I (Валарш) посадил на
армянский престол своего брата Тиридата.
В 70-е годы кочевники-аланы предпринимают поход в Армению и Мидию, что
привело к захвату Камбисены и близлежащих районов. Здесь (в зоне Мингечаура)
выявлена принадлежащая им культура катакомбных погребений. Возможно, с
вторжением алан связана и гибель Кабалы - столицы античной Албании.
Новый царствующий дом Аршакидов проводил гибкую политику, укрепляя внешние
позиция Албании. Судя по более поздним данным армянского автора, которые
подтверждает и албанский историк Моисей Каланкатуйский, и в это время
все правобережье Куры от излучины Аракса до нынешней Акстафы принадлежало
албанам. Албании принадлежали и южные области Дагестана.
В 80-90-е годы римляне предприняли в Албанию новый поход, свидетельством
чего является известная надпись у подножья г.Беюк-даш в Гобустане. Надпись
гласит: "При императоре Домициане Цезаре Авг[усте] Гермаеик[е] Юлий Максим
(центурион) XII лег[иона] Фуль[мината] /сделал эту надпись/".
Но в конечном счете и на этот раз римлян в Албании постигла неудача, и
они были вынуждены покинуть ее пределы. В начале II в. в период победоносных
войн императора Траяна, из числа народов Кавказа, по-видимому, только
албаны не были приведены в подчинение Риму.
Первые десятилетия II в. характеризуются усилением закавказских государств.
Римляне, как сказано в одном из источников, имели с "албанами и иберами
самые дружественные отношении... Адриан щедро одаривал их царей, а они
пренебрегали его приглашением прибыть к нему".
Об истории Албании вплоть до середины III в. до нас дошло немного сведений.
Возможно, это был период мира, ибо как Рим, так и Парфия в это время были
обессилены длительными войнами и не могли активно вмешиваться в закавказские
дела. В середине второй половины III в. Албания была настолько независимой
и сильной, что в отличие от соседей албаны могли себе позволить не принять
письма сасанидского царя царей Шапура I.
В 226 г. к власти в Иране пришла династия Сасанидов. При этих правителях
Иран превратился в могущественное государство, что вскоре самым непосредственным
образом отразилось на судьбах закавказских народов и государств. Кончается
эпоха древности, начинаются средние века.
|