Сельджукиды и их завоевания.
Государство Атабеков Азербайджана. В
годы правления раввадида Вахсудана (начало Х в.- 1059 г.) в истории Азербайджана
и соседних ему стран происходят важные события. Вначале огузы, а затем
сельджуки совершают нападения на Южный Кавказ из Средней Азии. Тюрки-огузы,
в первый раз в 1018-1021 гг. вторгшиеся в пределы Азербайджана, а оттуда
в Арран с юга Каспийского моря, в 1029 г. перейдя в новое наступление,
разорили земли вплоть до Грузии. В "Огузнаме" Рашидаддина сообщается также
о нападении огузов на Азербайджан с севера - через Дербендский проход.
Вдохновленные успехами, достигнутыми в местах, ослабленных феодальной
междоусобицей, в т. ч. и в Азербайджане, огузы еще в 1028 г. подняли мятеж
против газневидского султана Махмуда (998-1030). Мятеж вскоре был подавлен,
а около двух тысяч огузских семей (шатров) из числа его участников, спасаясь
бегством, нашли прибежище у Раввадидов. Вахсудан встретил огузов дружелюбно,
дал им земли, обложив их заодно податью и обязав отбывать воинскую повинность.
Оставшиеся в Хорасане огузы, объединившись под началом Тогрул-бека и Чагри-бека,
принадлежащих роду Сельджук, в 1038 г. наконец, заложили основу нового
государства Огузов.
Одолев в 1040 г. в Данданаканском сражении (близ Мерва) Газневидов и овладев
Хорасаном, сельджукиды приступили к захватническим походам ради приобретения
новых земель. Именно в этот период территория Азербайджана, распавшегося
на отдельные феодальные государства, подвергается набегам различных захватчиков.
Сменявшие друг друга нашествия византийцев, русов, алан, сабиров и других
дополнялись феодальными распрями и выступлениями местного населения, протестовавшего
против непосильного бремени налогов. Такое положение способствовало ослаблению
власти всех правивших в это время династий - Раввадидов, Шаддадидов, Ширваншахов,
Мазйадидов и пр., а также их противодействия сельджукским захватам, начавшимся
с 40-х гг. XI в. Вскоре Сельджукиды, сумев укрепиться на землях Раввадидов
в Южном Азербайджане, повели отсюда наступление на расположенные на севере
Азербайджана государства Шаддадидов и Ширваншахов. Стремясь предупредить
нашествие сельджуков, Шаддадиды и Ширваншахи укрепили крепостные стены
Гянджи и Шамахы.
Официальное подтверждение султанского титула за Тогрул- беком, последовавшее
со стороны аббасидского халифа ал-Гаи- ма (1031-1075) в 1050 г., как бы
узаконило захватнические войны Сельджукидов. В 1054 г. войска, возглавляемые
султаном Тогрулом, напали на Тебриз и превратили Раввадидов, не сумевших
оказать им сопротивление, в вассалов Сельджукского государства. В 60-70-е
годы XI в. на территорию Азербайджана совершали свои походы султан Тогрул,
а вслед за ним Али Арслан (1063-1072) и Мелик-шах (1072-1092).
Создавшаяся обстановка благоприятствовала межфеодальным распрям. С целью
расширения подвластных ему территорий шаддадидский правитель Шавур I в
1048 г организовал поход на Тифлис, бывший под управлением Джафаридских
эмиров. В 1053-1064 гг. войска Шавура I трижды нападали на Ширван и возвращались
оттуда с богатой добычей.
Укрепление господства сельджуков прервало почти вековое правление Раввадидов
на долгий период - с 1060 по 1107 г. Борьба сельджуков против растущей
мощи гянджинских Шаддадидов привела к ликвидации в 1075 г. важнейшего
Аррано-Нахчыванского эмирата. К власти в Гяндже в качестве правителя Азербайджана
и Аррана пришел сын Мелик-шаха Мухаммад Тапар, ставший впоследствии (1105-1117)
великим сельджукским султаном. Лишь Ширванское государство, благодаря
гибкой политики ширваншаха Фарибурза, будучи в вассальной зависимости
от Сельджуков, сумело тем не менее сохранить свою государственную самостоятельность.
Таким образом, в конце 70-х гг. вся территория Южного Кавказа оказалась
включенной в составе Великой Империи Сельджуков, объединявшей в себе земли,
простиравшиеся от Средней Азии до Средиземного моря и от Кавказа до Персидского
залива. Упадок Сельджукского государства, ослабленного борьбой за власть,
начавшейся после смерти Мелик-шаха (1092), привел к полному выходу Сирии,
Кирмана и Анатолии из подчинения центральной власти. Династические распри
привели к образованию в 1118 г. Иракского султаната, в состав которого
входил и Азербайджан. Этот султанат, объединивший в себе земли Хамадана,
Исфахана, Джибала, Кирмана, Фарса, Ирака, Азербайджана, Джазиры, Дийар
Мудара, Дийар Раби'а, Шама и Рума, переданные внуку Мелик-шаха султану
Махмуду в качестве икта, подчинялся власти сына Мелик-шаха - великого
сельджукского султана Санджара.
Династические распри за власть, продолжавшиеся в Иракском и других султанатах,
образованных в период упадка Сельджукского государства (1092-1157), создали
предпосылки для формирования государственных образований нового типа.
Правителями этих государств стали воспитатели малолетних наследных сельджукских
принцев, носившие титул "атабека". Со временем, усилив свое влияние, атабеки
сумели прибрать к рукам власть своих подопечных, которые отныне превратились
в номинальных правителей своих государств. Султаны сохраняли за собой
лишь чисто внешние атрибуты власти - их имена упоминались в пятничной
хутбе и чеканились на монетах. Подобные атабекства в XII в. были созданы
в Мосуле, Фарсе, Луристане, Ирбиле и в других местах, в т.ч. и в Азербайджане.
В 1136 г. иракский султан Мас'уд передал Арран в качестве икта атабеку
своего племянника Арслан-шаха (сына Тогрула II) Шамсаддину Илденизу. Выбрав
на первых порах Барду в качестве своей резиденции, Шамсаддин привлек на
свою сторону местных эмиров и постепенно подчинил себе весь Азербайджан.
По свидетельству албанского историка Мхитара Гоша, Шамсаддин "стал могучим
и подавил всех больших государей и подчинил многих, и полностью разгромил
восставших вождей туркменов. Он пресек волнения в стране Арран".
Получение Арслан-шахом в 1160 г. титула иракского султана способствовало
тому, что атабек Шамсаддин стал подлинным правителем всего султаната.
Начиная с этого времени Шамсаддин, получивший титул "великого атабека",
направляет всю свою деятельность на борьбу за укрепление власти опекаемого
им Арслан-шаха. Тем самым изменяется и первоначальный смысл титула "атабек"
(воспитатель принцев - "отец бека"), который отныне становится высшим
титулом правителя. Будучи сюзереном эмиров, владельцев икта и наместников,
атабек занимал по сравнению с ними более высокую ступень в феодальной
иерархии. Прибавление к титулу "атабека" определения "а'зам" - "ве-ликий"
указывало на его превосходство над другими атабе ками. По словам историка
Садраддина ал-Хусайни, территория вла-дений Шамсаддина "протянулась от
ворот Тифлиса до Мекрана. Он владел Азербайджаном, Арраном, Ширваном,
Джибалом, Хамаданом, Гиланом, Мазандараном, Исфаханом и Реем". Атабеки
Мосула, Кирмана и Фарса, а также владетели Ширвана, Хузистана, Хилата,
Арзан ар-Рума и Мараги, упоминавшие имя Шамсаддина вслед за халифом и
султаном в хутбе и чеканившие монеты с его именем, стали его вассалами.
Наиболее сильным противником основанного Шамсаддином Илде-низом государства
на западе была Грузия, цари которой до самого монгольского нашествия находились
в постоянных конфликтах и трениях с азербайджанскими правителями. Совершая
с 1161 г. неоднократные нападения на подвластные Шамсаддину Ани, Двин,
Гянджу, Нахчыван и другие местности, грузины после периода относительного
затишья продолжали свои агрессивные действия и во время правления других
атабеков. Эти беспрерывные налеты, вызывавшие большие разрушения и тяжкие
лишения, были приостановлены лишь в последние годы правления атабека Абу
Бакра, женившегося на дочери грузинского царя; однако после его смерти
(1210) нашествия грузинских войск возобновились с новой силой. Конец этим
разбойным нападениям был положен лишь благодаря вмешательству Хорезм-шаха
Мухаммада, еще со времен Шамсаддина являвшегося могущественным соперником
азербайджанских атабеков на востоке.
После Шамсаддина власть перешла к его сыну Мухаммад Джахан Пахлавану (1174-1186).
Поручив управление Азербайджаном своему брату Гызыл Арслану, Джахан Пахлаван
назначил его атабеком своего сына Абу Бакра. Резиденцией Гызыл Арслана
стал Тебриз. Сам Джахан Пахлаван поселился в Хамадане, объявленном им
столицей всего Иракского султаната. Он усмирил непокорных эмиров, на наиболее
важные государственные должности назначил около семидесяти своих личных
слуг - мамлюков, выделив каждому в качестве икта какую-либо область или
город. Таким образом, Джахан Пахлаван создал мамлюкскую элиту, которая
впоследствии играла главенствующую роль в событиях трех десятилетий после
смерти своего атабека.
Благодаря административным способностям и требовательности Джахан Пахлавана
страна за 12 лет его пребывания у власти ни разу не подверглась внешним
нашествиям. По сведениям Садраддина ал-Хусайни, именно в период правления
Джахан Пахлавана "грузины заключили мир, приняв его требования". Ему удалось
наладить дружественные отношения и с Хорезм-шахом Текишем (1172-1203).
В период правления Джахан Пахлавана торговля, ремесло, наука и культура
страны получили еще большее развитие.
После него власть переходит к его брату Гызыл Арслану. В эти годы, проходившие
в ожесточенной борьбе за власть, усилились бывшие мамлюки Джахан Пахлавана,
выступившие на стороне Гызыл Арслана. В этот период, рассматриваемый в
истории азербайджанского государства атабеков как начало "мамлюкского
периода", мамлюки управляли своими наделами икта по своему усмотрению,
чеканили собственные монеты, читали в своих владениях хутбу со своим именем.
Дело дошло до того, что они на основе придуманных родословных подделывали
государственные документы и вакуфные записи.
В 1186 г. Ширваншах Ахситан I, пользуясь неопределенностью положения атабека
Гызыл Арслана в султанате, вторгся с войсками в его владения, но потерпел
поражение. Его войска, преследуемые Гызыл Арсланом, отступили в Баку,
который с этого времени становится второй столицей ширваншахов. Гызыл
Арслан занимает Шамахы и остальные ширванские земли до Дербенда. Свергнув
в 1191 г. последнего сельджукского султана Тогрула III, Гызыл Арслан с
разрешения халифа провозглашает себя султаном.
После убийства Гызыл Арслана (1191), сумевшего стать единоличным властителем
Иракского султаната, власть была поделена между сыновьями Джахан Пахлавана:
Абу Бакром, родившимся от тюрчанки Кутайбы хатун, с одной стороны, и Кутлуг
Инанджом и Амир Амираном, порожденными Инандж хатун, - с другой. Абу Бакр
владел Азербайджаном и Арраном, а Кутлуг Инандж и Амир Амиран правили
в Хамадане и в соседних с ним областях.
Начавшаяся вскоре борьба за власть между братьями хотя и окончилась победой
Абу Бакра, но непрекращающиеся и следовавшие один за другими внешние нашествия
(хорезмшахов, грузин и др.) привели к постепенному упадку государства
Атабеков. Этот процесс еще более усилился при атабеке Узбеке (1210-1225),
который пришел квласти после смерти своего брата Абу Бакра. Разгоравшиеся
феодальные усобицы, внешние нашествия, ослабление центральной власти оказали
негативное воздействие на хозяйственную жизнь государства Атабеков, значительно
снизив его обороноспособность.
Именно в это время Хасан Джалал (1215-1261) из рода Михранидов восстанавливает
власть Арцахско-Хаченского княжества. Центр этого княжества, являвшегося
по словам армянского ученого, академика И. А. Орбели "частью древней Албании",
находился в бассейнах рек Хаченчай и Тертерчай. Связанный родственными
отношениями с влиятельными родами того времени и стремившийся продолжить
албанские историко-литературные традиции, Хасан Джалал и в эти тяжелые
времена отстаивал территориальное, политическое и духовное единство албан,
а также их национальное самосознание. Однако процесс григорьянизации,
начавшийся еще с первых лет арабского завоевания, привел к тому, что в
XII-XIII вв. население Арцаха и Хачена, наряду с албанским, использовало
и армянский язык. По просьбе албанского католикоса Нерсеса Хасан Джалал
в 1216 г. велел приступить к сооружению, так называемой, "главной церкви
Албании" - комплекса Гандзасарского монастыря. Своей гибкой политикой
Хасан Джалал сумел сохранить свою власть даже в период монгольского нашествия
и позже него. Социально-экономическая
и культурная жизнь Азербайджана в XI-XII вв. Завершение формирования тюркоязычного азербайджанского народа. Несмотря
на определениый ущерб, нанесенный в силу объективных причиннародному хозяйству
в домонгольский период (Х-ХII вв.), экономика страны в целом продолжала
развиваться. Образование местных феодальных государств в годы ослабления
власти Халифата, а в период сельджукоких походов - миграция кочевых огузских
племен в Азербайджан со своими стадами крупного и мелкого рогатого скота,
и, как результат этого, возможность обеспечения, в особенности, городских
жителей мясом, маслом, молочными продуктами, шерстью и тягловым скотом,
способствовали постепенному оживлению хозяйственной жизни страны, относительному
подъему жизненного уровня населения.
Несмотря на увеличение доли кочевого хозяйства в экономике Азербайджана,
вызванного сельджукскими походами, основную часть населения страны составляли
крестьяне, занимавшиеся зерноводством и скотоводством. По сведениям источников,
зерноводство в этот период было распространено, в основном, в Шеки, Нахчыване,
Мугане, Тебризе, Урмийе, Байлакане и др. местах. Наряду с этим, определенное
развитие получили и такие отрасли хозяйства, как хлопководство, шелководство,
виноградарство, рисоводство, пчеловодство, садоводство и др.
В этот период в Азербайджане существовали две формы скотоводства: кочевое
и отгонное, которым занимались многие жители.
В Х-XII вв. Азербайджан превратился в одну из самых высокоразвитых земледельческих
стран Востока. Существующие в это время формы земельной собственности
- дивани (государственные), тадж (коронные) или хасс, икта, вакф, мулк,
джамаат ненамного отличались от прежних. Как и в других подвластных Сельджукидам
местах, в Азербайджане господствующей формой земельной собственности являлось
иктовое (ленное) землевладение. Однако, если в период после арабских завоеваний
икта обозначал передачу в управление той или иной территории, то затем,
с развитием форм феодальных пожалований, значение термина меняется. В
годы правления Сельджуков широкое распространение получают жалования икта
за службу. Примеры пере дачи в качестве икта земель мамлюкам, эмирам и
военнослужащим как вознаграждение и плата за службу наблюдаются и при
Атабеках, один из которых - Гызыл Арслан даже издает ряд грамот (маншур)
о пожаловании эмирам владений икта в виде платы за службу. Однако раздача
государственых земель в качестве икта создавала общественно-экономические
предпосылки для феодальной раздробленности и способствовала ослаблению
центральной власти.
Разрушение ряда городов в результате сельджукских нашествий, распространение
кочевого хозяйства не смогло тем не менее воспрепятствовать общей поступательной
тенденции развития городской жизни в Азербайджане. Наряду с расширением
территорий городов определенные изменения произошли и в их социально-экономической
структуре. Именно в этот период центр городской жизни перемещается из
центральной части городов ("шахристанов") на их торгово-ремесленные окраины
("рабады").
В XII-начале XIII вв. в Азербайджане насчитывалось около семидесяти крупных,
средних и малых городов. Несмотря на уменьшение общей численности городов
относительно IX-Х вв., оно вовсе не свидетельствовало об упадке городской
жизни. Напротив, города этого периода смогли подняться на новую, еще более
высокую ступень своего развития. Крупными торгово-ремесленными центрами
этого времени являлись Гянджа, Тебриз, Нахчыван, Марага, Ардабил, Дербенд,
Баку, Шамахы и Байлакан. В Гяндже и Тебризе проживало более 100 тыс.,
а в Нахчыване примерно 80-100 тыс. жителей.
Превратившись в XI в. в один из крупнейших городов Аррана Гянджа оставила
позади себя Барду, значительно утратившую свое прежнее значение в качестве
торгово-ремесленного центра. Развитие и процветание Гянджи, наблюдавшееся
в первой половине XII в., было замедлено вследствие происшедших здесь
разрушительных землетрясений (1122 и 1139 гг.) и "еще более разрушительными",
по словам источника, нашествиями и грабежами грузин. Однако усилиями гянджинцев
и пришедшего им на подмогу со своим войском султанского наместника Гара
Сунгура, Гянджа в конце XII - начале XIII в. вновь обретает свой прежний
облик. После разрушительного землетрясения 1042 г., унесшего 40-50 тыс.
жизней и прекрасные сооружения, был восстановлен и Тебриз - один из самых
значительных феодальных городов того времени.
Анонимный автор "Аджаиб ад-дунйа" (XIII в.), так писал о Тебри-зе: "Тебриз
в августейшее время атабека Шамсаддина Илдениза приобрел полное величие
и сделался столицей [государства]. Нет ремесла, которое не практиковали
бы в Тебризе".
В отличие от таких крупных феодальных городов, являвшихся центрами ремесла
и торговли, малые города Азербайджана, как и прежде, были полуаграрного
характера. В экономике большинства таких городов существенную роль играли
садоводство и скотоводство. Вследствие ограниченного характера ремесла,
имевшего только местное значение, в социальной структуре этих городов
преимущественное положение занимали крестьяне; соответственно такому положению,
лица, занявшиеся ремеслом и торговлей, находились на второстепенных позициях.
Многие из этих городов имели статус города лишь в силу бытности их центрами
определенных административных единиц.
Азербайджанские города, переживавшие в XII в. период своего расцвета,
окружались обычно толстыми стенами и оборонитель-ными сооружениями (рвами).
Выстраиваемые из камня и кирпича крепостные стены Дербенда, Тебриза, Гянджи,
Баку и других городов, выдержали натиск множества вражеских войск. Являясь
одним из важных центров Ширванского государства Баку имел чрезвычайно
большое значение в качестве портового города.
В XI-XII вв. азербайджанские города, связанные между собой и с зарубежным
миром караванными и торговыми путями, как и в так называемый арабский
период, отправляли на внутренние и внешние рынки нефть, хлопок, шелк,
соль, фрукты, рыбу, краски, пряности и пр., поддерживая торговые связи
как с Востоком, так и с Западом. Экономическое
положение Азербайджана домонгольского периода характеризуется ростом производительных
сил, расширением торговых и товарно-денежных отношений. Этот процесс протекал
в условиях все еще продолжавшейся нехватки серебра, вследствие чего в
качестве основных средств обращения выбивались и употреблялись медные
монеты. Золотые монеты употреблялись в качестве всеобщего платежного средства
и международного валютного металла. Правом их чеканки обладала только
центральная власть - Великие сельджукские султаны. В этот период на внутреннем
рынке, наряду с золотыми динарами Сель джуков, использовались и византийские
золотые монеты, кото рые вспоследствии неоднократно обнаруживали в азербайджанских
кладах. Монеты Ширваншахов и Илденизидов чеканились на монетных дворах
Шамахы, Баку, Нахчывана, Тебриза, Ардабила, Байлакана, Барды и других
городов.
Налоговая система XI-XII вв. во многом сохраняла черты прежней эпохи.
Сравнительный анализ данных источников показывает, что Сельджукское завоевание
не смогло внести сущест венные изменения в уже сложившуюся экономическую
систему сельской жизни. Налоги взыскивались по специальным налого вым
реестрам (дефтерам). Поземельный налог - харадж, являвшийся одним из основных
налогов, как и в прежние времена, уплачивался натурой или деньгами, а
подушный налог - джизйа взимался только деньгами. Налоговая десятина ушр
собирался с хассовых земель держателей икта (только с мусульман). Хакк
- являлся суммой государственных сборов или налогов в пользу дивана. С
кочевников за пользование пастбищами взимался налог хукуки мара'и. Налоги
мал ас-силах и алаф (улуфат) предназначались для покрытия военных налогов.
Наряду с платежом этих и других налогов (таких как нузул, манал, ин'ам,
дастарча, нан-пара, нафак, и пр.) местное население вместе с тем обязано
было исполнять различные обременительные повинности (по возведению дорог,
мостов и на других строительных работах, по службе в армии и пр.). Историк
Равенди, приводящий подробные сведения о налоговой системе того времени,
отделив незаконные, разорявшие население налоги от законных, в числе первых
упоминает дастарчу (пошлина взимаемая в виде подарков), шараб-баха (сбор
на приобретение вина), на'л-баха (сбор на подковы), шир-баха (деньги па
молоко, приданое) и т.п., кото-рые взимались в основном деньгами.
На начальном этапе сельджукского правления новые завоеватели с целью расположения
к себе местного населения несколько смягчили прежнее налоговое бремя.
Однако спустя немного времени увеличив налоги и повинности, они вновь
усилили эксплуатацию. В 70-80-х гг. XI в., вследствие вовлечения всей
страны в состав Сельджукского государства, азербайджанцы попали под двойной
гнет, встретившись с большими экономическими трудностями.
К концу XII в., особенно в "мамлюкский период" государства Атабеков, налоговое
бремя стало и вовсе нестерпимо. По сведениям источников, "со смертью Джахан
Пахлавана в Иракском султанате был положен конец порядкам и начались затруднения".
Не желавшее терпеть непосильную эксплуатацию местное население изо дня
а день усиливало борьбу, особенно с иноземными захватчиками. Непрестанные
войны, голод, эпидемии, дороговизна изнуряя население как городов, так
и деревень, способствовали в ряде мест Азербайджана (Байлакане, Хойе,
Ардабиле и др.) народным выступлениям и восстаниям. В источниках особо
отмечается восстание в Байлакане, происшедшее в начале XII в. (1100 г.).
Это восстание, причиной которому послужил рост налогов и усиление эксплуатации,
несмотря на первоначальные успехи и стремления Ширваншахов оказать ему
поддержку, окончилось безрезультатно. Были безжалостно подавлены властями
антисельджукские выступления, происшедшие в Ардабиле в 1132-1134 гг. и
в Мараге в 1151 г.
Первые сельджукские султаны, исповедовавшие ханафитсхий толк суннизма,
традиционно прибегали к карательным мерам против мусульман-шиитов в Иране
и Азербайджане, где шиизм имел более широкое распространение; но уже при
Алп Арслане эта политика претерпевает изменения. Хорошо понимая всю бесплодность
суннитско-шиитских раздоров и их политический смысл, Алп Арслан с целью
урегулирования конфликта совершил паломничество в священный для шиитов
город Мекку, стремясь продемонстрировать этим свою одинаковую расположенность
как к суннитам, так и к шиитам.
Антифеодальные настроения в большей мере проявились в суфитском течении
ислама. Постепенно превратившись в идеологию средних и бедных городских
слоев, это течение, возникшее еще в VIII в. и спустя столетие широко распространившееся
в Азербайджане, приняло, форму оппозиционной силы к господствующей идеологии.
Представители суфизма, такие как философ Сухраверди, проповедуя идею социального
равенства, верили в наступление подлинного счастья "в царстве света",
вследствие чего они, как вероотступники, подвергались преследованиям и
наказаниям и даже, подобно упомянутому Сухраверди, предавались казни.
Во время сельджукских походов в Азербайджан усилился приток огузских,
а во второй поховине XII в. - и кыпчакских племен. Эти племена, в своей
основной массе являвшиеся носителями тюрко-огузского языка, ассимилировались
с проживавшими на территории Азербайджана и уже слившимися между собой
тюркскими племенами. Расселение тюркских племен на территории Азербайджана,
Месопотамии и Малой Азии еще до прихода сюда огузов, способствовало в
последующий после сельджукских походов период преобладанию их как на севере,
так и на юге Азербайджана, постепенному доминированию здесь именно этой
языковой группы, а также полному завершению процесса формирования тюркоязычного
азербайджанского народа.
XII век, характеризующийся подъемом культурной жизни в Азербайджане, считается
периодом Азербайджанского Ренессанса. В этот период в таких столичных
городах, как Тебриз. Шамахы, Нахчыван, Гянджа и др. были созданы научные
центры. По сведениям источников, во дворцах Ширваншахов и Илденизидов
были собраны лучшие ученые того времени, достигшие больших успехов и достижений
в математике, естествознанании, медицине, химии, философии, логике, праве,
астрономии, арабской и персидской литературе и в других областях; многие
из них стали одними из самых выдающихся деятелей мусульманской культуры
и науки. Эти ученые, представлявшие самые различные города Азербайджана,
продолжали свое образование и деятельность в таких признанных центрах
мусульманской культуры, как Багдад, Каир, Александрия и др. и творили
на научном языке тех времен - арабском. Среди них можно назвать ученика
и последователя Авиценны Бахманйара (ум. в 1066 г.), сыгравшего большую
роль в развитии философской мысли средневекового мусульманского Востока,
азербайджанского литературоведа Хатиба Табризи (1030-1109), проводившего
научные диспуты с видными учеными в городах Сирии, Египта и Ирана и преподававшего
в медресе "Низамиййе" университетского типа, открытого Низам ал-Мулком
в Багдаде, выдающегося мыслителя и суфийа Шихабаддина Сухраварди (1145-1234),
принимавшего активное участие в общественно-политической жизни Халифата
и др.
Азербайджанская поэтическая школа, переживавшая в XI - начале XIII вв.
пору своего расцвета, славилась такими известными мастерами, как Низами
Гянджеви, Абул-Ула Гянджеви, Афзаладдин Хагани, Фелеки Ширвани, Мюджираддин
Байлакани, Мехсети Гянджеви и др. Персидский язык, предпочитавшийся как
тюркоязычными сельджукскими правителями, так и Атабеками и Ширваншахами
в качестве средства общения в их дворцах, своим развитием и усовершенствованием
обязан именно представителям азербайджанской поэтической школы и в особенности
гениальному Низами Гянджеви. Его "Хамсе" ("Пятерица"), будучи одним из
ценных жемчужин мировой литературы, является вершиной Восточного Ренессанса.
В литературе и искусстве XI-XII вв. появились новые характерные стили
и особенности. Условно обозначаемое сельджукским, это "новое" искусство
воспроизвело многие черты, ставшие впоследствии характерными для общемусульманского
искусства. В таких крупнейших экономических, политических и культурных
центрах Азербайджана, как Шамахы, Баку, Гянджа, Нахчыван, Байлакан, Тебриз,
Марага, Урмийа и др. возводились монументальные памятники самого различного
характера. Именно в это время складываются Ширванская, Нахчыванская, Тебризская
и Арранская архитектурные школы, определившие основные направления в дальнейшем
развитии средневекового зодчества Азербайджана. Среди этих памятников
своим самобытным и оригинальным стилем выделялись оборонительные стены
Баку, Шамахы, Байлакана, Гянджи, Тебриза и Мараги, апшеронские башни (в
Баку, Мардакяне, Нардаране, Рамане и др.), мечети, медресе и ханаги (минарет
"Сыныг-кала" в Ичери-шехер, ханага Пир Хусайна и др.), мавзолеи (Момине
хатун, Йусуфа Ибн Кусайра и др.), мосты (Худаферинский, Джугинский и др.).
В XI-XII вв. наблюдается значительное развитие и ряда отраслей прикладного
искусства (роспись керамических сосудов, окраска и орнаментация тканей,
обработка дерева, стекла и др., чеканка металла.
|