Понедельник, 02.12.2024, 14:17          
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
История Азербайджана [41]
ХАНСТВО [19]
Археологические памятники каменного века в Азербайджане [12]
Чёрный Январь [13]
День Геноцида азербайджанцев, 31 марта [2]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 220
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Программы для всех
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Форма входа
     Каталог статей
    Главная » Статьи » История Азербайджана » История Азербайджана

    Исторический очерк-20
    Сельджукиды и их завоевания.

    Государство Атабеков Азербайджана.

    В годы правления раввадида Вахсудана (начало Х в.- 1059 г.) в истории Азербайджана и соседних ему стран происходят важные события. Вначале огузы, а затем сельджуки совершают нападения на Южный Кавказ из Средней Азии. Тюрки-огузы, в первый раз в 1018-1021 гг. вторгшиеся в пределы Азербайджана, а оттуда в Арран с юга Каспийского моря, в 1029 г. перейдя в новое наступление, разорили земли вплоть до Грузии. В "Огузнаме" Рашидаддина сообщается также о нападении огузов на Азербайджан с севера - через Дербендский проход.

    Вдохновленные успехами, достигнутыми в местах, ослабленных феодальной междоусобицей, в т. ч. и в Азербайджане, огузы еще в 1028 г. подняли мятеж против газневидского султана Махмуда (998-1030). Мятеж вскоре был подавлен, а около двух тысяч огузских семей (шатров) из числа его участников, спасаясь бегством, нашли прибежище у Раввадидов. Вахсудан встретил огузов дружелюбно, дал им земли, обложив их заодно податью и обязав отбывать воинскую повинность. Оставшиеся в Хорасане огузы, объединившись под началом Тогрул-бека и Чагри-бека, принадлежащих роду Сельджук, в 1038 г. наконец, заложили основу нового государства Огузов.

    Одолев в 1040 г. в Данданаканском сражении (близ Мерва) Газневидов и овладев Хорасаном, сельджукиды приступили к захватническим походам ради приобретения новых земель. Именно в этот период территория Азербайджана, распавшегося на отдельные феодальные государства, подвергается набегам различных захватчиков. Сменявшие друг друга нашествия византийцев, русов, алан, сабиров и других дополнялись феодальными распрями и выступлениями местного населения, протестовавшего против непосильного бремени налогов. Такое положение способствовало ослаблению власти всех правивших в это время династий - Раввадидов, Шаддадидов, Ширваншахов, Мазйадидов и пр., а также их противодействия сельджукским захватам, начавшимся с 40-х гг. XI в. Вскоре Сельджукиды, сумев укрепиться на землях Раввадидов в Южном Азербайджане, повели отсюда наступление на расположенные на севере Азербайджана государства Шаддадидов и Ширваншахов. Стремясь предупредить нашествие сельджуков, Шаддадиды и Ширваншахи укрепили крепостные стены Гянджи и Шамахы.

    Официальное подтверждение султанского титула за Тогрул- беком, последовавшее со стороны аббасидского халифа ал-Гаи- ма (1031-1075) в 1050 г., как бы узаконило захватнические войны Сельджукидов. В 1054 г. войска, возглавляемые султаном Тогрулом, напали на Тебриз и превратили Раввадидов, не сумевших оказать им сопротивление, в вассалов Сельджукского государства. В 60-70-е годы XI в. на территорию Азербайджана совершали свои походы султан Тогрул, а вслед за ним Али Арслан (1063-1072) и Мелик-шах (1072-1092).

    Создавшаяся обстановка благоприятствовала межфеодальным распрям. С целью расширения подвластных ему территорий шаддадидский правитель Шавур I в 1048 г организовал поход на Тифлис, бывший под управлением Джафаридских эмиров. В 1053-1064 гг. войска Шавура I трижды нападали на Ширван и возвращались оттуда с богатой добычей.

    Укрепление господства сельджуков прервало почти вековое правление Раввадидов на долгий период - с 1060 по 1107 г. Борьба сельджуков против растущей мощи гянджинских Шаддадидов привела к ликвидации в 1075 г. важнейшего Аррано-Нахчыванского эмирата. К власти в Гяндже в качестве правителя Азербайджана и Аррана пришел сын Мелик-шаха Мухаммад Тапар, ставший впоследствии (1105-1117) великим сельджукским султаном. Лишь Ширванское государство, благодаря гибкой политики ширваншаха Фарибурза, будучи в вассальной зависимости от Сельджуков, сумело тем не менее сохранить свою государственную самостоятельность.

    Таким образом, в конце 70-х гг. вся территория Южного Кавказа оказалась включенной в составе Великой Империи Сельджуков, объединявшей в себе земли, простиравшиеся от Средней Азии до Средиземного моря и от Кавказа до Персидского залива. Упадок Сельджукского государства, ослабленного борьбой за власть, начавшейся после смерти Мелик-шаха (1092), привел к полному выходу Сирии, Кирмана и Анатолии из подчинения центральной власти. Династические распри привели к образованию в 1118 г. Иракского султаната, в состав которого входил и Азербайджан. Этот султанат, объединивший в себе земли Хамадана, Исфахана, Джибала, Кирмана, Фарса, Ирака, Азербайджана, Джазиры, Дийар Мудара, Дийар Раби'а, Шама и Рума, переданные внуку Мелик-шаха султану Махмуду в качестве икта, подчинялся власти сына Мелик-шаха - великого сельджукского султана Санджара.

    Династические распри за власть, продолжавшиеся в Иракском и других султанатах, образованных в период упадка Сельджукского государства (1092-1157), создали предпосылки для формирования государственных образований нового типа. Правителями этих государств стали воспитатели малолетних наследных сельджукских принцев, носившие титул "атабека". Со временем, усилив свое влияние, атабеки сумели прибрать к рукам власть своих подопечных, которые отныне превратились в номинальных правителей своих государств. Султаны сохраняли за собой лишь чисто внешние атрибуты власти - их имена упоминались в пятничной хутбе и чеканились на монетах. Подобные атабекства в XII в. были созданы в Мосуле, Фарсе, Луристане, Ирбиле и в других местах, в т.ч. и в Азербайджане.

    В 1136 г. иракский султан Мас'уд передал Арран в качестве икта атабеку своего племянника Арслан-шаха (сына Тогрула II) Шамсаддину Илденизу. Выбрав на первых порах Барду в качестве своей резиденции, Шамсаддин привлек на свою сторону местных эмиров и постепенно подчинил себе весь Азербайджан. По свидетельству албанского историка Мхитара Гоша, Шамсаддин "стал могучим и подавил всех больших государей и подчинил многих, и полностью разгромил восставших вождей туркменов. Он пресек волнения в стране Арран".

    Получение Арслан-шахом в 1160 г. титула иракского султана способствовало тому, что атабек Шамсаддин стал подлинным правителем всего султаната. Начиная с этого времени Шамсаддин, получивший титул "великого атабека", направляет всю свою деятельность на борьбу за укрепление власти опекаемого им Арслан-шаха. Тем самым изменяется и первоначальный смысл титула "атабек" (воспитатель принцев - "отец бека"), который отныне становится высшим титулом правителя. Будучи сюзереном эмиров, владельцев икта и наместников, атабек занимал по сравнению с ними более высокую ступень в феодальной иерархии. Прибавление к титулу "атабека" определения "а'зам" - "ве-ликий" указывало на его превосходство над другими атабе ками. По словам историка Садраддина ал-Хусайни, территория вла-дений Шамсаддина "протянулась от ворот Тифлиса до Мекрана. Он владел Азербайджаном, Арраном, Ширваном, Джибалом, Хамаданом, Гиланом, Мазандараном, Исфаханом и Реем". Атабеки Мосула, Кирмана и Фарса, а также владетели Ширвана, Хузистана, Хилата, Арзан ар-Рума и Мараги, упоминавшие имя Шамсаддина вслед за халифом и султаном в хутбе и чеканившие монеты с его именем, стали его вассалами.

    Наиболее сильным противником основанного Шамсаддином Илде-низом государства на западе была Грузия, цари которой до самого монгольского нашествия находились в постоянных конфликтах и трениях с азербайджанскими правителями. Совершая с 1161 г. неоднократные нападения на подвластные Шамсаддину Ани, Двин, Гянджу, Нахчыван и другие местности, грузины после периода относительного затишья продолжали свои агрессивные действия и во время правления других атабеков. Эти беспрерывные налеты, вызывавшие большие разрушения и тяжкие лишения, были приостановлены лишь в последние годы правления атабека Абу Бакра, женившегося на дочери грузинского царя; однако после его смерти (1210) нашествия грузинских войск возобновились с новой силой. Конец этим разбойным нападениям был положен лишь благодаря вмешательству Хорезм-шаха Мухаммада, еще со времен Шамсаддина являвшегося могущественным соперником азербайджанских атабеков на востоке.

    После Шамсаддина власть перешла к его сыну Мухаммад Джахан Пахлавану (1174-1186). Поручив управление Азербайджаном своему брату Гызыл Арслану, Джахан Пахлаван назначил его атабеком своего сына Абу Бакра. Резиденцией Гызыл Арслана стал Тебриз. Сам Джахан Пахлаван поселился в Хамадане, объявленном им столицей всего Иракского султаната. Он усмирил непокорных эмиров, на наиболее важные государственные должности назначил около семидесяти своих личных слуг - мамлюков, выделив каждому в качестве икта какую-либо область или город. Таким образом, Джахан Пахлаван создал мамлюкскую элиту, которая впоследствии играла главенствующую роль в событиях трех десятилетий после смерти своего атабека.

    Благодаря административным способностям и требовательности Джахан Пахлавана страна за 12 лет его пребывания у власти ни разу не подверглась внешним нашествиям. По сведениям Садраддина ал-Хусайни, именно в период правления Джахан Пахлавана "грузины заключили мир, приняв его требования". Ему удалось наладить дружественные отношения и с Хорезм-шахом Текишем (1172-1203). В период правления Джахан Пахлавана торговля, ремесло, наука и культура страны получили еще большее развитие.

    После него власть переходит к его брату Гызыл Арслану. В эти годы, проходившие в ожесточенной борьбе за власть, усилились бывшие мамлюки Джахан Пахлавана, выступившие на стороне Гызыл Арслана. В этот период, рассматриваемый в истории азербайджанского государства атабеков как начало "мамлюкского периода", мамлюки управляли своими наделами икта по своему усмотрению, чеканили собственные монеты, читали в своих владениях хутбу со своим именем. Дело дошло до того, что они на основе придуманных родословных подделывали государственные документы и вакуфные записи.

    В 1186 г. Ширваншах Ахситан I, пользуясь неопределенностью положения атабека Гызыл Арслана в султанате, вторгся с войсками в его владения, но потерпел поражение. Его войска, преследуемые Гызыл Арсланом, отступили в Баку, который с этого времени становится второй столицей ширваншахов. Гызыл Арслан занимает Шамахы и остальные ширванские земли до Дербенда. Свергнув в 1191 г. последнего сельджукского султана Тогрула III, Гызыл Арслан с разрешения халифа провозглашает себя султаном.

    После убийства Гызыл Арслана (1191), сумевшего стать единоличным властителем Иракского султаната, власть была поделена между сыновьями Джахан Пахлавана: Абу Бакром, родившимся от тюрчанки Кутайбы хатун, с одной стороны, и Кутлуг Инанджом и Амир Амираном, порожденными Инандж хатун, - с другой. Абу Бакр владел Азербайджаном и Арраном, а Кутлуг Инандж и Амир Амиран правили в Хамадане и в соседних с ним областях.

    Начавшаяся вскоре борьба за власть между братьями хотя и окончилась победой Абу Бакра, но непрекращающиеся и следовавшие один за другими внешние нашествия (хорезмшахов, грузин и др.) привели к постепенному упадку государства Атабеков. Этот процесс еще более усилился при атабеке Узбеке (1210-1225), который пришел квласти после смерти своего брата Абу Бакра. Разгоравшиеся феодальные усобицы, внешние нашествия, ослабление центральной власти оказали негативное воздействие на хозяйственную жизнь государства Атабеков, значительно снизив его обороноспособность.

    Именно в это время Хасан Джалал (1215-1261) из рода Михранидов восстанавливает власть Арцахско-Хаченского княжества. Центр этого княжества, являвшегося по словам армянского ученого, академика И. А. Орбели "частью древней Албании", находился в бассейнах рек Хаченчай и Тертерчай. Связанный родственными отношениями с влиятельными родами того времени и стремившийся продолжить албанские историко-литературные традиции, Хасан Джалал и в эти тяжелые времена отстаивал территориальное, политическое и духовное единство албан, а также их национальное самосознание. Однако процесс григорьянизации, начавшийся еще с первых лет арабского завоевания, привел к тому, что в XII-XIII вв. население Арцаха и Хачена, наряду с албанским, использовало и армянский язык. По просьбе албанского католикоса Нерсеса Хасан Джалал в 1216 г. велел приступить к сооружению, так называемой, "главной церкви Албании" - комплекса Гандзасарского монастыря. Своей гибкой политикой Хасан Джалал сумел сохранить свою власть даже в период монгольского нашествия и позже него.

    Социально-экономическая и культурная жизнь Азербайджана в XI-XII вв.
    Завершение формирования тюркоязычного азербайджанского народа.

    Несмотря на определениый ущерб, нанесенный в силу объективных причиннародному хозяйству в домонгольский период (Х-ХII вв.), экономика страны в целом продолжала развиваться. Образование местных феодальных государств в годы ослабления власти Халифата, а в период сельджукоких походов - миграция кочевых огузских племен в Азербайджан со своими стадами крупного и мелкого рогатого скота, и, как результат этого, возможность обеспечения, в особенности, городских жителей мясом, маслом, молочными продуктами, шерстью и тягловым скотом, способствовали постепенному оживлению хозяйственной жизни страны, относительному подъему жизненного уровня населения.

    Несмотря на увеличение доли кочевого хозяйства в экономике Азербайджана, вызванного сельджукскими походами, основную часть населения страны составляли крестьяне, занимавшиеся зерноводством и скотоводством. По сведениям источников, зерноводство в этот период было распространено, в основном, в Шеки, Нахчыване, Мугане, Тебризе, Урмийе, Байлакане и др. местах. Наряду с этим, определенное развитие получили и такие отрасли хозяйства, как хлопководство, шелководство, виноградарство, рисоводство, пчеловодство, садоводство и др.

    В этот период в Азербайджане существовали две формы скотоводства: кочевое и отгонное, которым занимались многие жители.

    В Х-XII вв. Азербайджан превратился в одну из самых высокоразвитых земледельческих стран Востока. Существующие в это время формы земельной собственности - дивани (государственные), тадж (коронные) или хасс, икта, вакф, мулк, джамаат ненамного отличались от прежних. Как и в других подвластных Сельджукидам местах, в Азербайджане господствующей формой земельной собственности являлось иктовое (ленное) землевладение. Однако, если в период после арабских завоеваний икта обозначал передачу в управление той или иной территории, то затем, с развитием форм феодальных пожалований, значение термина меняется. В годы правления Сельджуков широкое распространение получают жалования икта за службу. Примеры пере дачи в качестве икта земель мамлюкам, эмирам и военнослужащим как вознаграждение и плата за службу наблюдаются и при Атабеках, один из которых - Гызыл Арслан даже издает ряд грамот (маншур) о пожаловании эмирам владений икта в виде платы за службу. Однако раздача государственых земель в качестве икта создавала общественно-экономические предпосылки для феодальной раздробленности и способствовала ослаблению центральной власти.

    Разрушение ряда городов в результате сельджукских нашествий, распространение кочевого хозяйства не смогло тем не менее воспрепятствовать общей поступательной тенденции развития городской жизни в Азербайджане. Наряду с расширением территорий городов определенные изменения произошли и в их социально-экономической структуре. Именно в этот период центр городской жизни перемещается из центральной части городов ("шахристанов") на их торгово-ремесленные окраины ("рабады").

    В XII-начале XIII вв. в Азербайджане насчитывалось около семидесяти крупных, средних и малых городов. Несмотря на уменьшение общей численности городов относительно IX-Х вв., оно вовсе не свидетельствовало об упадке городской жизни. Напротив, города этого периода смогли подняться на новую, еще более высокую ступень своего развития. Крупными торгово-ремесленными центрами этого времени являлись Гянджа, Тебриз, Нахчыван, Марага, Ардабил, Дербенд, Баку, Шамахы и Байлакан. В Гяндже и Тебризе проживало более 100 тыс., а в Нахчыване примерно 80-100 тыс. жителей.

    Превратившись в XI в. в один из крупнейших городов Аррана Гянджа оставила позади себя Барду, значительно утратившую свое прежнее значение в качестве торгово-ремесленного центра. Развитие и процветание Гянджи, наблюдавшееся в первой половине XII в., было замедлено вследствие происшедших здесь разрушительных землетрясений (1122 и 1139 гг.) и "еще более разрушительными", по словам источника, нашествиями и грабежами грузин. Однако усилиями гянджинцев и пришедшего им на подмогу со своим войском султанского наместника Гара Сунгура, Гянджа в конце XII - начале XIII в. вновь обретает свой прежний облик. После разрушительного землетрясения 1042 г., унесшего 40-50 тыс. жизней и прекрасные сооружения, был восстановлен и Тебриз - один из самых значительных феодальных городов того времени.

    Анонимный автор "Аджаиб ад-дунйа" (XIII в.), так писал о Тебри-зе: "Тебриз в августейшее время атабека Шамсаддина Илдениза приобрел полное величие и сделался столицей [государства]. Нет ремесла, которое не практиковали бы в Тебризе".

    В отличие от таких крупных феодальных городов, являвшихся центрами ремесла и торговли, малые города Азербайджана, как и прежде, были полуаграрного характера. В экономике большинства таких городов существенную роль играли садоводство и скотоводство. Вследствие ограниченного характера ремесла, имевшего только местное значение, в социальной структуре этих городов преимущественное положение занимали крестьяне; соответственно такому положению, лица, занявшиеся ремеслом и торговлей, находились на второстепенных позициях. Многие из этих городов имели статус города лишь в силу бытности их центрами определенных административных единиц.

    Азербайджанские города, переживавшие в XII в. период своего расцвета, окружались обычно толстыми стенами и оборонитель-ными сооружениями (рвами). Выстраиваемые из камня и кирпича крепостные стены Дербенда, Тебриза, Гянджи, Баку и других городов, выдержали натиск множества вражеских войск. Являясь одним из важных центров Ширванского государства Баку имел чрезвычайно большое значение в качестве портового города.

    В XI-XII вв. азербайджанские города, связанные между собой и с зарубежным миром караванными и торговыми путями, как и в так называемый арабский период, отправляли на внутренние и внешние рынки нефть, хлопок, шелк, соль, фрукты, рыбу, краски, пряности и пр., поддерживая торговые связи как с Востоком, так и с Западом.

    Экономическое положение Азербайджана домонгольского периода характеризуется ростом производительных сил, расширением торговых и товарно-денежных отношений. Этот процесс протекал в условиях все еще продолжавшейся нехватки серебра, вследствие чего в качестве основных средств обращения выбивались и употреблялись медные монеты. Золотые монеты употреблялись в качестве всеобщего платежного средства и международного валютного металла. Правом их чеканки обладала только центральная власть - Великие сельджукские султаны. В этот период на внутреннем рынке, наряду с золотыми динарами Сель джуков, использовались и византийские золотые монеты, кото рые вспоследствии неоднократно обнаруживали в азербайджанских кладах. Монеты Ширваншахов и Илденизидов чеканились на монетных дворах Шамахы, Баку, Нахчывана, Тебриза, Ардабила, Байлакана, Барды и других городов.

    Налоговая система XI-XII вв. во многом сохраняла черты прежней эпохи. Сравнительный анализ данных источников показывает, что Сельджукское завоевание не смогло внести сущест венные изменения в уже сложившуюся экономическую систему сельской жизни. Налоги взыскивались по специальным налого вым реестрам (дефтерам). Поземельный налог - харадж, являвшийся одним из основных налогов, как и в прежние времена, уплачивался натурой или деньгами, а подушный налог - джизйа взимался только деньгами. Налоговая десятина ушр собирался с хассовых земель держателей икта (только с мусульман). Хакк - являлся суммой государственных сборов или налогов в пользу дивана. С кочевников за пользование пастбищами взимался налог хукуки мара'и. Налоги мал ас-силах и алаф (улуфат) предназначались для покрытия военных налогов. Наряду с платежом этих и других налогов (таких как нузул, манал, ин'ам, дастарча, нан-пара, нафак, и пр.) местное население вместе с тем обязано было исполнять различные обременительные повинности (по возведению дорог, мостов и на других строительных работах, по службе в армии и пр.). Историк Равенди, приводящий подробные сведения о налоговой системе того времени, отделив незаконные, разорявшие население налоги от законных, в числе первых упоминает дастарчу (пошлина взимаемая в виде подарков), шараб-баха (сбор на приобретение вина), на'л-баха (сбор на подковы), шир-баха (деньги па молоко, приданое) и т.п., кото-рые взимались в основном деньгами.

    На начальном этапе сельджукского правления новые завоеватели с целью расположения к себе местного населения несколько смягчили прежнее налоговое бремя. Однако спустя немного времени увеличив налоги и повинности, они вновь усилили эксплуатацию. В 70-80-х гг. XI в., вследствие вовлечения всей страны в состав Сельджукского государства, азербайджанцы попали под двойной гнет, встретившись с большими экономическими трудностями.

    К концу XII в., особенно в "мамлюкский период" государства Атабеков, налоговое бремя стало и вовсе нестерпимо. По сведениям источников, "со смертью Джахан Пахлавана в Иракском султанате был положен конец порядкам и начались затруднения".

    Не желавшее терпеть непосильную эксплуатацию местное население изо дня а день усиливало борьбу, особенно с иноземными захватчиками. Непрестанные войны, голод, эпидемии, дороговизна изнуряя население как городов, так и деревень, способствовали в ряде мест Азербайджана (Байлакане, Хойе, Ардабиле и др.) народным выступлениям и восстаниям. В источниках особо отмечается восстание в Байлакане, происшедшее в начале XII в. (1100 г.). Это восстание, причиной которому послужил рост налогов и усиление эксплуатации, несмотря на первоначальные успехи и стремления Ширваншахов оказать ему поддержку, окончилось безрезультатно. Были безжалостно подавлены властями антисельджукские выступления, происшедшие в Ардабиле в 1132-1134 гг. и в Мараге в 1151 г.

    Первые сельджукские султаны, исповедовавшие ханафитсхий толк суннизма, традиционно прибегали к карательным мерам против мусульман-шиитов в Иране и Азербайджане, где шиизм имел более широкое распространение; но уже при Алп Арслане эта политика претерпевает изменения. Хорошо понимая всю бесплодность суннитско-шиитских раздоров и их политический смысл, Алп Арслан с целью урегулирования конфликта совершил паломничество в священный для шиитов город Мекку, стремясь продемонстрировать этим свою одинаковую расположенность как к суннитам, так и к шиитам.

    Антифеодальные настроения в большей мере проявились в суфитском течении ислама. Постепенно превратившись в идеологию средних и бедных городских слоев, это течение, возникшее еще в VIII в. и спустя столетие широко распространившееся в Азербайджане, приняло, форму оппозиционной силы к господствующей идеологии.

    Представители суфизма, такие как философ Сухраверди, проповедуя идею социального равенства, верили в наступление подлинного счастья "в царстве света", вследствие чего они, как вероотступники, подвергались преследованиям и наказаниям и даже, подобно упомянутому Сухраверди, предавались казни. Во время сельджукских походов в Азербайджан усилился приток огузских, а во второй поховине XII в. - и кыпчакских племен. Эти племена, в своей основной массе являвшиеся носителями тюрко-огузского языка, ассимилировались с проживавшими на территории Азербайджана и уже слившимися между собой тюркскими племенами. Расселение тюркских племен на территории Азербайджана, Месопотамии и Малой Азии еще до прихода сюда огузов, способствовало в последующий после сельджукских походов период преобладанию их как на севере, так и на юге Азербайджана, постепенному доминированию здесь именно этой языковой группы, а также полному завершению процесса формирования тюркоязычного азербайджанского народа.

    XII век, характеризующийся подъемом культурной жизни в Азербайджане, считается периодом Азербайджанского Ренессанса. В этот период в таких столичных городах, как Тебриз. Шамахы, Нахчыван, Гянджа и др. были созданы научные центры. По сведениям источников, во дворцах Ширваншахов и Илденизидов были собраны лучшие ученые того времени, достигшие больших успехов и достижений в математике, естествознанании, медицине, химии, философии, логике, праве, астрономии, арабской и персидской литературе и в других областях; многие из них стали одними из самых выдающихся деятелей мусульманской культуры и науки. Эти ученые, представлявшие самые различные города Азербайджана, продолжали свое образование и деятельность в таких признанных центрах мусульманской культуры, как Багдад, Каир, Александрия и др. и творили на научном языке тех времен - арабском. Среди них можно назвать ученика и последователя Авиценны Бахманйара (ум. в 1066 г.), сыгравшего большую роль в развитии философской мысли средневекового мусульманского Востока, азербайджанского литературоведа Хатиба Табризи (1030-1109), проводившего научные диспуты с видными учеными в городах Сирии, Египта и Ирана и преподававшего в медресе "Низамиййе" университетского типа, открытого Низам ал-Мулком в Багдаде, выдающегося мыслителя и суфийа Шихабаддина Сухраварди (1145-1234), принимавшего активное участие в общественно-политической жизни Халифата и др.

    Азербайджанская поэтическая школа, переживавшая в XI - начале XIII вв. пору своего расцвета, славилась такими известными мастерами, как Низами Гянджеви, Абул-Ула Гянджеви, Афзаладдин Хагани, Фелеки Ширвани, Мюджираддин Байлакани, Мехсети Гянджеви и др. Персидский язык, предпочитавшийся как тюркоязычными сельджукскими правителями, так и Атабеками и Ширваншахами в качестве средства общения в их дворцах, своим развитием и усовершенствованием обязан именно представителям азербайджанской поэтической школы и в особенности гениальному Низами Гянджеви. Его "Хамсе" ("Пятерица"), будучи одним из ценных жемчужин мировой литературы, является вершиной Восточного Ренессанса.

    В литературе и искусстве XI-XII вв. появились новые характерные стили и особенности. Условно обозначаемое сельджукским, это "новое" искусство воспроизвело многие черты, ставшие впоследствии характерными для общемусульманского искусства. В таких крупнейших экономических, политических и культурных центрах Азербайджана, как Шамахы, Баку, Гянджа, Нахчыван, Байлакан, Тебриз, Марага, Урмийа и др. возводились монументальные памятники самого различного характера. Именно в это время складываются Ширванская, Нахчыванская, Тебризская и Арранская архитектурные школы, определившие основные направления в дальнейшем развитии средневекового зодчества Азербайджана. Среди этих памятников своим самобытным и оригинальным стилем выделялись оборонительные стены Баку, Шамахы, Байлакана, Гянджи, Тебриза и Мараги, апшеронские башни (в Баку, Мардакяне, Нардаране, Рамане и др.), мечети, медресе и ханаги (минарет "Сыныг-кала" в Ичери-шехер, ханага Пир Хусайна и др.), мавзолеи (Момине хатун, Йусуфа Ибн Кусайра и др.), мосты (Худаферинский, Джугинский и др.).

    В XI-XII вв. наблюдается значительное развитие и ряда отраслей прикладного искусства (роспись керамических сосудов, окраска и орнаментация тканей, обработка дерева, стекла и др., чеканка металла.
                                                             
                                                                       


    Категория: История Азербайджана | Добавил: Admin (12.01.2011)
    Просмотров: 1457 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024
    Реклама
    M.Maqamayev.Azerib
    Погода
    Статистика
    Яндекс.Метрика