Понедельник, 02.12.2024, 14:35          
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
История Азербайджана [41]
ХАНСТВО [19]
Археологические памятники каменного века в Азербайджане [12]
Чёрный Январь [13]
День Геноцида азербайджанцев, 31 марта [2]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 220
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Программы для всех
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Форма входа
     Каталог статей
    Главная » Статьи » История Азербайджана » История Азербайджана

    Исторический очерк-18
    Вторжения арабов в Азербайджан.

    Завоевательные походы арабов, начавшиеся с середины VII в., коренным образом изменили исторические судьбы народов, населявших обширную территорию от Атлантического океана до Индии. Почву для этих завоеваний создал общественно-экономический переворот, совершившийся в конце 20-х гг. VII в. в арабском обществе, руководимым пророком Мухаммадом. Арабы, покончившие за короткий срок с таким мощным государством как Сасанидская Империя, захватили и подвластные ей страны, в т.ч. и Азербайджан, включив их в состав новой обширной империи - Арабского Халифата.

    Первое столкновение азербайджанцев с арабами произошло в 637 г. близ столицы государства Сасанидов - города Ктесифона. В рядах армии сасанидского шаханшаха Йездигерда III сражались азербайджанские воины во главе с полководцем Рустамом. В этом победоносном для арабов сражении, особо отличился сын албанского князя Вараз-Григора Джеваншир, воевавший со своим отрядом в составе сасанидской армии. За боевые подвиги Джеваншира Йездигерд III наградил его ценными подарками.

    Исходя из сведений Моисея Каланкатуйского, Джеваншир "в про-должении семи лет" сражался против арабов, однако, поняв бессмысленность дальнейшего сопротивления, несомненно, еще до пагубного для персов Нихавендского сражения (642), он отошел от Сасанидов и, воспользовавшись сложившейся ситуацией, даже попытался освободить страну от подчинения персидским правителям, которые, несмотря на огромные потери, еще удерживали северные провинции империи вместе с Албанией под своим контролем. Этот шаг Джеваншира привел к вторжению персидских войск в Албанию. После ряда сражений с персидскими войсками, в результате чего была потеряна и Барда, Джеваншир заключил с владетелем Иверии Атрнерсехом (605-641) "нерушимый союз" против персов, заручился его поддержкой и после этого вместе с иверами добился ряда весомых побед над персидскими войсками.

    Такое положение длилось вплоть до начала арабского вторжения на территорию Южного Кавказа.

    Сравнительный анализ источников показывает, что первая попытка завоевания Азербайджана арабами могла произойти в период похода Ийада ибн Ганма на Месопотамию, который начался в августе 639 г. с победой при Кадисийи. Отряд Хузайфы ибн ал-Йамана, полководца халифа Умара, очевидно напал на Азербайджан со стороны уже покоренной арабами армянской области аз-Завазан, западнее Урмийи. Поэтому первый договор с марзбаном Азербайджана, датируемый 639 г., затрагивает в основном территорию и население приурмийской и западной стороны Азербайджана (неприкосновенность храма Шиз, курдского населения и т.п.). Но тем не менее, несмотря на заключение договора, в отличие от реального завоевания, происшедшего позднее, это мимолетное завоевание носило локальный характер и не могло быть окончательным, поскольку сасанидская администрация, потерпевшая крах в центре империи, была еще жива на периферии и охранялась персидскими и местными войсками.

    Несмотря на противоречивость источников, анализ их фактов дает возможность прийти к выводу, что Азербайджан завоевывался арабами несколько раз и с нескольких направлений, а окончательно только после 643 г., когда была сделана вторая попытка завоевания страны. После ожесточенных боев близ Ардабила, продолжавшихся несколько дней, войска адурбадаганского (азербайджанского) марзбана потерпели поражение. По договору, заключенному между арабским полководцем эмиром Утба ибн Фаркадом и марзбаном Исфандийаром ибн Фаррухзадом, бывшая сасанидская область Адурбадаган, называемая с этого времени Азербайджаном, признала политическую власть Халифата с условием выплаты местным населением подушной подати; от этой подати освобождались только женщины, дети, хронические больные и лица, не имевшие никаких средств существования. Временно от подушной подати освобождались также азербайджанцы, служившие в арабской армии. В случае повиновения арабским властям, последними гарантировались сохранение жизни, движимого и недвижимого имущества, а также религии и обычаев местного населения.

    Арабы хорошо понимали, что без укрепления северных границ им не удастся подчинить себе Азербайджан и другие области Южного Кавказа. Поэтому сразу же после захвата Ардабила войска Халифата по каспийскому побережью двинулись к Дербенду, называемому арабами Баб ал-Абвабом ("Ворота ворот"). После длительной осады арабы предложили дербендскому марзбану Щахрийару (Шахрибаразу) признать власть Халифата с выплатой подушной подати; но поскольку дербендцы охраняли проход от общего для них с мусульманами врага, то они как воины халифской армии были освобождены от подушной подати.

    Обеспечив с покорением Дербенда свою безопасность с севера, арабы с целью захвата новых территорий отправили свои отряды по всему Южному Кавказу - в Муган, Тифлис, в страну Алан и в Албанию. Успех сопутствовал лишь отряду, возглавляемому полководцем Букайром, который напал на Муган. В 644 г. арабы заключили мир с муганцами.

    В том же году арабы предприняли попытку захватить хазарские земли севернее Дербенда, но потерпев поражение близ Баланджара, они отступили. Этим завершается первый этап завоевания арабами Азербайджана.

    В 644-645 гг., воспользовавшись неопределенностью политической ситуаций, сложившейся в Халифате после смерти халифа Умара, население оккупированной части Азербайджана поднимает восстание и отказывается от выполнения условий, предусмотренных договорами с арабами. По приказу нового главы Халифата Усмана (644-656) в Азербайджан была направлена армия под предводительством ал-Валида ибн Укба. Этим было положено начало второму этапу завоевания арабами Азербайджана . Страна подверглась повторному завоеванию с восстановлением условий прежнего договора. Согласно условиям нового договора азербайджанцы помимо контрибуции должны были ежегодно платить по 800 тыс. дирхемов.

    В том же году арабами были захвачены и северо-западные области Азербайджана. Начало захвата этих областей было положено операциями арабского полководца Хабиба ибн Масламы, который еще в 640 г. завершил захват Армении и обосновался в ее столице Двине (Дабиле). Вместе с подоспевшим ему на помощь отрядом Салмана ибн Раби'а он вторгся в Албанию со стороны Сюниха (Сисаджана, Сисакана). Оказавшийся в осаде город Байлакан через несколько дней был сдан без боя. Вслед за тем арабы напали на столицу Албании город Барду, где их встретило ожесточенное сопротивление городского населения, сломить которое им удалось не сразу. Захватив Арцах, Ути, Сакасену и другие области Албании, а впридачу и Шамкир (Шамкур), и тем самым завершив оккупацию правобережных прикуринских земель, Салман после этого, перейдя на левый берег Куры, занимает расположенные здесь города и села, заключив вслед за тем договоры с правителями Кабалы, Шеки, Камбисены , Хейзана, Ширвана, Маската, Лакза, Филана, Табарсарана и возобновив договор с правителем ал-Баба (Дербенда). Однако вскоре ширванцы и дербендцы, подстрекаемые прибывшим со своим войском в Дербенд хазарским каганом, отказались от договора с арабами. Для предотвращения вторжения хазар войска Салмана в 652-653 гг. двинулись к Дербенду, а затем и к Баланджару, сражение при котором окончилось поражением мусульман и гибелью самого Салмана.

    Два года спустя халиф вновь отправил на Кавказ своего полководца Хабиба ибн Масламу. Из города Дабил, где была расположена резиденция арабского наместника, Хабиб обратился к правителям окрестных областей с требованием о повиновении. Вскоре Хабиб был заменен Хузайфой ибн Йаманом, которого халиф Усман назначил правителем Азербайджана, Аррана и Армении. С целью более оперативного управления захваченными северными областями новый правитель переводит резиденцию наместничества в Барду, расположенную в центре этих областей.

    После смерти халифа Усмана кавказскими вилейетами Халифата управляли такие полководцы, как Мугира ибн Шу'ба, ал-Аш'ас ибн Кайс и др.

    Азербайджан в составе Халифата.
    Положение северной части страны в период правления Джеваншира и после него.
    Падение албанского государства.

    Таким образом, после более чем десятилетнего сопротивления арабы, завоевав северные и южные территории Азербайджана, также как и в других странах, включенных ими в состав Халифата, заключили здесь договоры, которые регламентировали взаимоотношения между ними и местным населением. Согласно этим договорам, которые должны были восстановить мирные отношения между сторонами, местное население обязывалось либо принимать ислам, либо вместо этого уплатить подушный налог - джизйу. Однако, северная часть исторического Азербайджана - Албания, включенная также, как и его южная часть - Адурбадаган в состав Халифата, в отличие от второй, потерявшей всю свою самостоятельность, подчинилась арабам в качестве вассала. Сохранив свою власть путем признания гегемонии Халифата и уплаты налогов, Джеваншир в то же время старался поддерживать связи с Византией. Во время нескольких важных встреч с императором Константином II, состоявшихся в 654 г., Джеваншир, дабы упредить византийские нашествия в Албанию, попросил императора принять албан в свое подданство.

    Однако объективные условия (в частности, полная оккупация Армении и южной части Азербайджана арабами) заставили Джеваншира пересмотреть отношения с Халифатом, который в ту пору был более могущественной силой, чем Византия.

    В 662 г. хазары близ Баланджара нанесли поражение арабам и вслед за тем напали на Албанию, но столкнувшись близ Дербенда с отрядами Джеваншира, они были вынуждены отступить. Спустя два года хазары предприняли новый поход, разграбив на этот раз страну вплоть до р.Аракс. Джеванширу пришлось заключить мир с хазарами и признать себя и их вассалом. Для более крепких связей с ними он даже женился на дочери хазарского кагана.

    Политический переворот в Халифате, совершившийся с приходом к власти династии Омейядов, побудил Джеваншира изменить свою тактику. Потеряв надежду на Византию, которая сама едва отбивалась от арабов, Джеваншир с целью предотвращения новых вторжений армий Халифата в страну в 667 и возможно в 670 гг. посетил центр арабского государства Дамаск и вступил в переговоры с халифом Муавийа. Он решил подчиниться "игу властителя Юга", т. е. халифу. Однако, благодаря своей гибкой политике, ему все еще удается сохранить внутреннюю самосто-ятельность и прежние порядки в Албании. Именно в этот тяжелый для народов Южного Кавказа период, Албания, будучи в вассальной зависимости от Халифата, выплачивала ему только дань, сохраняя при этом нетронутой княжескую власть.

    В 680 г. (или 681) Джеваншир пал жертвой заговора местных провизантийских князей, не согласных с его политикой. Преемником Джеваншира стал его племянник Вараз Тиридат I (680-699), которого халиф Йазид I (680-683) назначил "наместником восточных областей и правителем царства Албанского и провинции Ути".

    Убийство Джеваншира дало повод его родственнику хазарскому кагану Али Илитверу к вторжению в Албанию. Предводительствуемая самим каганом хазарская армия разгромила на своем пути все города и села вплоть до Ути, захватив большое количество пленных и трофеев. В 681 г. Вараз Тиридат I отправил на переговоры с каганом албанского католикоса Елиазара, который сумел заключить мир с хазарами.

    Смута в центре Халифата, наступившая после смерти халифа Муавийа (680), ослабила позиции арабских войск, охранявших северные рубежи империи.

    В это тяжелое для Халифата время южнокавказские народы, согласно сведению местных источников, "восстали" против центральной власти. По словам Гевонда "армяне, грузины и агваны после тридцатилетнего повиновения перестали платить (арабам) подать". В это же время (681) на совместном совещании албанских князей и католикоса, созванного с целью предотвращения возможного хазарского вторжения, было решено направить на переговоры к хазарам Мецкогманского епископа Исраиля. Деятельность Исраиля привела к тому, что часть хазаров, в т.ч. и Али Илитвер приняли христианство. Однако в 685 г. достигнутое такой дорогой ценой перемирие было нарушено новым нашествием хазар на Албанию, Армению и Картли. С 686 г. начинаются походы византийцев в Южный Кавказ, продолжавшиеся до 689 г. Вскоре возобновляются и нашествия арабов на территорию этих стран.

    В 688-689 гг. халиф Абд ал-Малик ибн Марван (685-705) заклю-чает мирный договор с византийским императором Юстинианом II. По условиям этого договора Албания, Картли и Армения ока-зались в сфере влияния обоих могущественных соперников. Сог-ласно местному источнику, с этого времени Албания "платила дань трем народам - хазарам, таджикам (арабам) и грекам (византийцам)".

    С целью избавления от возложенной на страну обязанности по уплате налогов Византии Вараз Тиридат I вместе со своими сыновьями в 699 г. направился с прошением в Константинополь, где его сыновья оказались в качестве заложников, а он сам содержался там вплоть до 704 г. Воспользовавшись его отсутствием, албанский католикос Нерсес, заручившись поддержкой княжеской жены Спарамы, предпринял попытку распространения халкедонитского учения в Албании. Противники этого учения в Албании во главе с князем Шеройе обратились за помощью к армянскому католикосу Илие (Елиа, Егиа). В своем письме халифу Абд ал-Малику Илия расценил действия албанского католикоса как провизантийские и изменнические. В ответном письме халиф, с удовлетворением воспринимавший любые шаги по ослаблению влияния Византии в Южном Кавказе, приказал Илие наказать Нерсеса и его сторонников. В итоге армянскому католикосу, опираясь на военно-политическую мощь арабов, с помощью Халифата удалось добиться подчинения себе албанской церкви, что имело далеко идущие последствия в дальнейшей истории не только Албании, но и всего Азербайджана.

    Возвращение в 704 г. после пятилетнего плена в Албанию ее правителя Вараз Тиридата не сумело предотвратить распад страны, находившейся во все более зависимом положении. Ухудшение обстановки в стране способствовало ужесточению силовой политики Халифата в связи с возобновлением арабо-византийских войн. Ряд албанских князей, попавших в составленный для халифа особый список подозрительных и неблагонадежных лиц, были схвачены и отправлены в Дамаск. Непосредственное управление страной сосредоточилось в руках халифского наместника, а князь и католикос Албании, превратившиеся в советников наместника, были лишены каких-либо прав на принятие самостоятельных решений.

    Новая арабская система управления на Кавказе.

    Итак, с 705 г. Албания, утратив свою политическую самостоятельность, теряет и свой вассалитет, переходит в полное подчинение арабам, именуясь отныне вилайетом Арран. Именно с этого времени, потерявшая свою государственность, Албания вместе с другими завоеванными арабами территориями на Кавказе, а именно с собственно Арменией, Восточной Грузией - Картли и с частью современного Дагестана включается в новообразованную арабскую провинцию, с административным названием "Арминийа". Это название, закрепившееся за всеми упомянутыми выше странами, было результатом унаследования арабским оккупационными властями доарабской административной системы византийской Армении, образовавшейся в середине VI в. после реформы императора Юстиниана I. Появлению такого названия послужили и другие объективные причины: во-первых, территория собственно Армении была первой южнокавказской страной, покоренной арабами в период Месопотамского похода, когда были завоеваны подвластные Византии армянские земли; во-вторых, арабы устроили резиденцию своего первого кавказского наместника в основном городе Армении того периода Дабиле-Двине.

    Естественно, что новые завоеватели, унаследовавшие старую византийскую административную систему, сохранили за оккупированной ими территорией и ее прежнее административное название "Арминийа". Также естественно, что по ходу завоевания новых, близлежащих территорий и они были присоединены арабами к уже находившимся в этом регионе под их властью армянским землям и для удобства управления получили то же административное название. Наряду с этими объективными причинами вероятно использование "книжными" арабскими авторами и сирийского доарабского письменного материала, в котором Гурзан - Грузия и Арран - Албания еще до арабов назывались "землями в Армении". Академик 3.М.Буниятов вполне справедливо называет единство этих кавказских стран того времени чисто церковным. К этому его мнению присоединяется и армянский ученый А.Н.Тер-Гевондян, назвав их жителей, словами сирийского автора "одной группой верующих (христианских) народов Северного края". В дальнейшем укреплению этого названия в немалой степени способствовала и политика арабской администрации, благосклонно относившейся к армянским священнослужителям, ведущим в конце VII в. идеологическую борьбу против враждебной арабам Византии. Вскоре с помощью самого халифа, они, как было сказано выше, смогли взять верх над христианской церковью Албании, потерявшей в начале VIII в. свою государственность.

    Таким образом, если доарабская византийская Армения, разделенная исходя из императорской реформы Юстиниана I на четыре части, охватывала только собственно армянские земли, то арабская Арминийа, тоже разделенная на четыре части, объединила в своих пределах все страны и народы Кавказа, включенные после завоевания в пределы Халифата.

    Однако источники сохранили и доарабское сасанидское админи-стративное название этих территорий - Азербайджан (Адурбадаган), который при последних Сасанидах включал в себя весь "Северный куст", а при арабах только территорию собственно исторического Азербайджана. Именно такую картину исторической географии того периода изобразил на своей карте Каспийского моря арабский географ-путешественник Х в. Ибн Хаукал, назвав всю прибрежную зону от Дербенда до Гилана Азербайджаном.

    I Арминийа и II Арминийа арабского административного раздела охватывали территорию, простиравшуюся от Тифлиса до Дербенда на севере и до р.Аракс на юге, и с гор Малого Кавказа на западе до Каспийского моря на востоке, объединяя в себе в основном древнеалбанские земли, именуемые арабами Арраном. В состав арабской провинции Арран, помимо самой Албании, в т.ч. Сюника-Сисаджана, были включены Тифлис вместе с его окрестностями, находившийся с 644 г. в мусульманском подчинении, а также территория, заселенная горцами. Сама Армения была отнесена к III-IV Арминийам.

    Что касается южной части Азербайджана - Адурбадагана, то он в этот период был объединен в составе единого наместничества с другой арабской провинцией - ал-Джазирой.

    Главы провинций, назначенные халифом в первые годы арабского завоевания, сосредоточивали в своих руках гражданскую и военную власть. В этот период, когда главной целью арабов было получение податей, титул "амила", присваиваемый потом фискальным агентам, присваивался и наместнику на какой-то территории, а также уполномоченному по сбору налогов. В дальнейшем управление провинцией начали осуществлять через диван, находившийся в главном городе этой провинции и возглавляемый амиром или вали. Функции амила, амира (военачальника) и гази (судьи) уже выполняли ни одни и те же, а разные лица.

    Арабо-хазарские войны на территории Азербайджана.

    В начале VIII в. Арабский Халифат, переживавший в эту пору период своего могущества, для дальнейшего укрепления своих позиций в таких стратегически важных регионах, как Азербайджан и в соседних с ним странах, повел борьбу с хазарами. Дербенд, будучи главной мишенью на раннем этапе арабо-хазарских войн (708-717), переходил из рук в руки.

    В 717 г. арабам пришлось отражать новое нашествие многочис-ленного хазарского войска, пришедшееся на период правления халифа Умара II (717-720). В 721/722 г. произошло новое нападение 30 тыс. хазарского войска, поддержанного кыпчагами и другими тюркскими племенами, арабы вновь сумели его отразить. Овладев Дербендом, арабский полководец ал-Джаррах продвинулся в сторону севера, где находились города и крепости хазар и завоевал их, а захваченных пленных разместил в окрестностях Кабалы. Конец 20-х годов VIII в. прошел во взаимных атаках противоборствующих сторон. Начиная с 730-731 гг. 300 тыс. войско хазар и других тюркских племен, предводительствуемое сыном хазарского кагана, вторглось в Азербайджан через Дербендский, Дарьяльский и другие проходы; грабя на своем пути города и села, это войско дошло до Ардабила, в котором размещался арабский гарнизон. В кровопролитном сражении близ Савалана арабы потерпели поражение. Овладев в течение короткого времени многими городами и селами Азербайджана, Аррана и Армении, хазары, по словам одного из средневековых летописцев, "принялись убивать, грабить, сжигать и насиловать". Подобная угроза заставила Халифат, мобилизовав все имевшиеся у него силы, создать для борьбы с хазарами новую армию. Новоназначенный арабский военачальник Сайд ал-Хараши для участия в "священной войне" призывал в свою армию всех добровольцев. Пройдя с большим войском через ал-Джазиру, Саид сумел очистить от хазар Хилат, Барду, Байлакан, Варсан, Ардабил, а также десятки других городов и крепостей. В том же году брат халифа Маслама, назначенный правителем Азербайджана и Арминийи, вновь захватил непокорный Шабран, а также Дербенд, в котором разместились хазары, и двинулся затем к хазарским городам Баланджар, Вабандар и Самандар.

    Для укрепления позиций арабов в пограничной Дербендской области Маслама разделил Дербенд на четыре зоны и разместил в них 24-х тыс. арабский гарнизон.

    В 732/733 г. Марван ибн Мухаммад, назначенный правителем Азербайджана, Арминийи и ал-Джазиры, со 120-и тыс. войском прибыл в Арран и разбил лагерь в Касаке (Газахе). Путем политики захватов и насилия Марвану удалось добраться до самой хазарской столицы, расположенной на Итиле (Волге), и обратить в исламскую религию часть местного населения во главе с самим каганом. Плененных им 40 тыс. хазар Марван разместил между Самуром и Шабраном.

    Беспрерывные нашествия Марвана и проводимая Халифатом жесткая налоговая политика довели до отчаяния не только хазар, но и все местное население. Как пишут источники, (ал-Куфи, Ибн ал Асир, "Дербенд наме") в 738 г, согласно заключенному договору между горскими правителями и Марваном, арабский правитель получал ежегодно "с Кумика и Тумана 100 рабов, 100 невольниц и 20 тыс. батманов пшеницы, с Кура и Мискинджи - 14 тыс. батманов пшеницы и 40 тыс. дирхемов, с Ширвана - 20 тыс. батманов пшеницы и 50 тыс. дирхемов. Все эти средства собирались в хранилищах и шли на оплату жалованья воинам города [Дербенда]".

    В последующие годы хазары не отваживались напасть на Азербайджан. Лишь в последние годы правления ослабевшего Омейядского режима, хазары, воспользовавшись смутой, происходившей в это время в центре Халифата и подстрекаемые Византией, неоднократно вторгались в Арран. В ранний период правления династии Аббасидов (763-764 гг.) хазарские войска опустошили ряд областей Аррана и Грузии. Происходившие в последующие годы столкновения между арабами и хазарами завершались победой то одной, то другой стороны. Наконец, после очередного арабо-хазарского конфликта случившегося в период правления халифа Харун ар-Рашида, в конце VIII в., между сторонами был заключен мирный договор, положивший, таким образом, конец арабо-хазарским войнам, которые попеременно велись со времени первого появления арабов на Кавказе. Эти грабительские походы, длившиеся более столетия и разорявшие местное население, сильно потрясли и позиции Халифата на Кавказе.

    Переселенческая политика арабов и ее последствия. Поземельная и налоговая политика арабов.

    Чтобы закрепить свои тылы в Азербайджане, арабы, использовавшие для этого каждое средство, переселяли сюда целые арабские племена, строили военные поселения (рабаты) в таких стратегически важных городах как Дербенд, Барда, Байлакан, Кабала Ширван, Варсан, Тебриз, Мийана, Сараб и др. Размещавшиеся в рабатах арабские гарнизоны содержались за счет местного населения. По сведениям источников, "после того, как арабы обосновались в Азербайджане, к ним стали стекаться их родственники из Куфы, Басры, Шама, каждый из которых взял себе земли сколько мог, другая же их часть приобрела земли неарабов за деньги". Приобретая таким путем оккупированные земли арабы со временем превратились в крупных землевладельцев. В конце правления династии Омейядов, назначенные халифом правители в Азербайджане и Арране, как впрочем и в других провинциях Халифата, чинили произвол, разоряя местное население налогами. Доведенные до отчаяния крестьяне массами покидали родные села и обезземеливались. Брошенные земли захватывались крупными землевладельцами, которые пользовались наемным трудом прежних владельцев этих земель. Этот процесс способствовал еще большему развитию феодализма в Азербайджане и ослаблению здесь позиции Омейядов.

    Приход к власти Аббасидов в середине VIII в. нисколько не улучшил благосостояния населения Азербайджана и Аррана. Если при Омейядах большая часть налогов оплачивалась натурой, то в период правления Аббасидов натурой уплачивалась лишь часть налогов, причем принимались в основном только ценные и редкие изделия.

    По сведениям источников, земли в Халифате при Омейядах, а позже и при Аббасидах делились на пять основных категорий: 1) поместья халифские или султанские, 2) земли икта; 3) земли мульк; 4) земли вакф и 5) земли общинные.

    В период раннего Халифата одной из форм феодальной эксплуатации являлась испольщина, широко распространенная в Азербайджане. Разорявшие местных землевладельцев налоги вынуждали их делить свои земли на мелкие участки и сдавать их испольщикам. По сведениям источников еще в первые годы арабского завоевания большинство населения Азербайджана передавали свои земли и целые деревни под опеку арабских племен, а также крупным землевладельцам арабской национальности и государственным служащим, которые отныне становились их покровителями, а сами жители превращались в испольщиков арабов. Земли брались в аренду с условием взимания с арендатора 1/6 или 1/7 доли урожая. Фактические собственники земель, дабы уберечь себя от гнета чиновников, передавали часть своего урожая покровителям арабам. Такое положение на шло свое отражение в договорах, заключенных между арабами и местными жителями, в которые наряду с прочими включалось условие, по которому земли, принадлежавшие местным землевладельцам, оставались за ними же. Подобные владельцы приобретали статус зиммия, т.е. лица, принадлежащего другой, немусульманской религии и оставались на попечении мусульманской общины, уплачивая наряду с земельным налогом - хараджем, подушный налог - джизйу. Согласно шариату, джизйа взималась ежегодно с лиц мужского пола в зависимости от их состоятельности: богатые должны были уплачивать 48 дирхемов, лица со средним достатком - 24, а бедные - 12 дирхемов. С лиц, принявших ислам, взимался десятинный налог - ушр. Земельный налог - харадж уплачивался всеми собственниками независимо от религиозной принадлежности, с той разницей, что в отличие от мусульман ставка этого налога для зиммиев была установлена в двукратном размере.

    Помимо хараджа и джизйи в этот период существовал и целый ряд других налогов, таких как хумс, взимавшийся с имущества и собственности (до 1/5 части дохода), закат, уплачиваемый состоятельными мусульманами в пользу бедных, закат ал-фитр - налог - фитра, преподносившийся по случаю окончания мусульманского поста (оруджлуга), садака или милостыня, передававшаяся в пользу бедных. Кроме этого, налогами были обложены нефтяные источники и соляные промысла в Ширване (Баку). По свидетельству источников, в начале IX в. (документы более раннего времени вследствие пожаров, случившихся в центре Халифата, до нас не дошли) с Азербайджана и Аррана налогов взимались соответственно 4-4,5 млн. дирхемов ежегодно. В последующие годы сумма взимаемого хараджа, в зависимости от обстановки в государстве, то повышалась, то уменьшалась.

    Произведенная в 725-726 гг. перепись населения, а также инвентаризация земли, скота и т.д. внесла изменения в систему налогообложения. Появились новые виды налогов. Подати взимались даже с брачных договоров. А в Южном Азербайджане из прежних сасанидских налогов были восстановлены так называемые "подарки к Новрузу и махраджану".

                                                           
    Категория: История Азербайджана | Добавил: Admin (12.01.2011)
    Просмотров: 2582 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024
    Реклама
    M.Maqamayev.Azerib
    Погода
    Статистика
    Яндекс.Метрика