Пятница, 19.04.2024, 23:07          
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
История Азербайджана [41]
ХАНСТВО [19]
Археологические памятники каменного века в Азербайджане [12]
Чёрный Январь [13]
День Геноцида азербайджанцев, 31 марта [2]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 220
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Программы для всех
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Форма входа
     Каталог статей
    Главная » Статьи » История Азербайджана » История Азербайджана

    Исторический очерк-17

    Религии и верования Албании и Адурбадагана.

    Первые христианские общины возникли в Албании еще в начале первых веков нашей эры, когда сюда начали проникать апостолы и ученики апостолов из Иерусалима, из Сирии. Однако, окончательное принятие христианства в качестве государственной религии связано с именем албанского царя Урнайра. В 313 г. феодальная албанская знать во главе с Урнайром приняла христианство, которое, однако, не сумело превратиться в общенародную религию. Среди населения все еще были широко распространены древние верования - идолопоклонство, манихейство, зороастризм. Согласно Моисею Каланкатуйскому, албанские цари Урнайр, Ваче II и Вачаган III вели ожесточенную борьбу против различных языческих верований, стремясь к их искоренению. Вачаган III даже запретил строительство зороастрийских храмов в Арцахе, где было много приверженцев огнепоклонства. Таким образом, благодаря усилиям албанских царей, христианство превратилось в господствующую идеологию только что зарождавшегося феодального общества, начав играть важную роль в общественно-политической жизни в Албании.

    В IV-V вв. албанская церковь, также как и соседние грузинская и армянская, находилась в непосредственной зависимости от церкви Римской. Чтобы подтвердить свой епископский сан, главе албанского духовенства, для получения рукоположения, приходилось ездить в Иерусалим, Рим или в Кесарию. На Двинском соборе, созванном в 506 г., албанская церковь вместе с армянской и грузинской, признав монофизитское учение (последователи которого в отличие от диофизитов, утверждавших о божественном и человеческом начале Христа, признавали только божественную его природу), отделилась таким образом от Византийской церкви, приверженной диофизитству. На соборе, созванном в 551 г. в том же Двине, албанская церковь, на этот раз официально порвавшая с имперской церковью, стала автокефальной (самостоятельной). Сасаниды, соперничавшие с Византией, делали все возможное для упрочения монофизитското учения в подвластных им кавказских странах. С этого времени глава албанской церкви официально стал именоваться католикосом - архиепископом-патриархом.

    Хотя Адурбадаган, к этому времени утратил свою политическую самостоятельность, однако его роль как религиозно-культурного центра возросла еще больше, во многом благодаря местонахождению главного сасанидского храма огнепоклонников Адургушнаспа (Азергешесба, Азершиза), в южноазербайджанском городе Шиз. По сложившейся традиции каждый шаханшах, пришедший к власти, должен был пройти пешком от столицы государства Ктесифона (Медаина) до Шиза, оплота мобедов.

    Наряду с огнепоклонничеством среди адурбадаганского населения бытовали и другие религии и верования, а также учения (христианство, несторианство и т.п.). Однако, после провозглашения христианства государственной религией в Римской империи христиане Азербайджана стали подвергаться гонениям; эти гонения несколько стихли только во второй половине V в. с при- нятием христианской церковью Сасанидской державы несторианского учения. В V-VII вв. на территории Азербайджана насчитывалось более двадцати епископств восточно-сирийской-несторианокой церкви.

    В IV-V вв. слабое в экономическом и политическом отношении албанское духовенство не могло еще играть ведущей роли даже при решении церковных вопросов. Албанские цари сами назначали епископов, созывали церковные соборы и т.д., занимаясь таким образом и вопросами чисто религиозного свойства. Такое положение можно объяснить, с одной стороны, слабостью идеологических устоев церкви среди населения, а с другой - прочностью централизованной власти в стране. В результате укрепления экономических и политических позиций албанской церкви в VI-VII вв. албанскому католикосу удается приобрести самостоятельность при решении церковных вопросов и руководстве законодательным собором.

    С ростом политического могущества Византии в конце VI - начале VII в. албанская и грузинская церкви примкнули к диофизитству, а на Двинском соборе, состоявшемся в 607 в., грузинская церковь официально отделилась от армянской церкви. Албанская церковь хоть официально не отделилась от армянской, тем не менее некоторые общины придерживались диофизитского учения; отреклись от него лишь в период арабского владычества и то при активном противоборстве армянской церкви.

    Албания при последних Аршакидах.
    Маздакитское движение и его последствия.
    Вторжения северных племен.

    До VI в. в Албании, находящейся в вассальской зависимости от Сасанидов, у власти стояли цари из династии Аршакидов, а начиная с VII в. ею стали править великие князья из рода Михранидов. В источниках упоминаются имена десяти правителей из династии Аршакидов: Вачагана I (Храброго), Ваче I, Урнайра, Вачагана II, Саргавана, Сато, Асая, Есуагена, Ваче II, Вачагана III (Благочестивого).

    Вторым после Урнайра видным албанским царем был Есуаген. При его правлении путем реформирования старой письменности был создан новый алфавит. Хотя автором алфавита трех народов Кавказа - албан, грузин и армян, традиционно считается Месроп Маштоц, сравнительный анализ источников показывает, что основная работа была выполнена талантливым переводчиком Бениамином Сюникским. Появление собственного алфавита способствовало открытию, по инициативе Есуагена, частных школ для албанских детей, которых он велел обучить премудростям письма и даже обеспечить их помещениями и питанием за счет государства. В это же время начинается работа по переводу религиозных и светских трудов с сирийского и греческого языков на албанский.

    В V в. Сасанидский шаханшах Иездигерд II (438-457), воспользовавшись политической разобщенностью народов Кавказа, занятостью Византии войной с Атиллой и улаживанием церковных конфликтов, пытается утвердить зороастризм в качестве государственной религии, в т.ч. в Албании и положить конец ее относительной самостоятельности.

    Для осуществления этой политики, ставившей себе целью политическое и экономическое закабаление населения северной части Азербайджана вместе с остальными народами Южного Кавказа, Йездигерд II удвоил налоги и отменил церковные привилегии, а чтобы ослабить сопротивление кавказцев, под благовидным предлогом борьбы с кочевниками перебросил местную конницу на северо-восточную окраину империи.

    Именно в это время, т.е. в начале V в., усиливается приток новых тюркоязычных племен на Кавказ. Чтобы предотвратить их набеги, совершавшиеся главным образом через Дербендский (Чолинский) проход, сасаниды приступили к сооружению мощной оборонительной линии. Непомерные расходы и тяжкий труд по сооружению этих укреплений легли на плечи албанского народа.

    Указ Иездигерда II о запрещении христианства и обязательном принятии зороастризма усугубил и без того напряженную ситуацию, сложившуюся в стране. Чтобы спасти государство от распада, нахарары Албании, Иберии и Армении формально объявили о своем принятии зороастризма. Для распространения новой религии среди населения в Южный Кавказ были отправлены 700 маджусов (магов), 300 из которых прибыли в Албанию. Эта мера, а также тяжелые жизненные условия, стали причиной общекавказского антисасанидского восстания. Во время этого восстания, происшедшего в 450-451 гг. и вскоре превратившегося в народную освободительную войну трех кавказских народов, положение албан стало более тяжелым. Так, в Пайтакаране и Чоле было размещено многотысячное иранское войско. Албанский царь Ваче II, пришедший к власти после Есуагена, заключил договор с тюркским племенем оногуров, входивших в гунно-булгарский племенной союз. Однако оногуры, нарушив свое обещание, не приняли участие в решающей и победной для сасанидов битве, происшедшей между повстанцами и сасанидским войском под Аварайром (между нынешними городами Маку и Хой). Только спустя год, в 452 г., они вступили на территорию Южного Кавказа, разграбив не только земли Ирана, но и Византии и дошли до Месопотамии.

    После смерти Иездигерда II в 457 г. Ваче II, воспользовавшись происходившей в это время междоусобной борьбой за власть в Иране, вновь принял христианство. Для предотвращения новых выступлений гуннов, он уничтожил отряд иранских войск, размещенный в Чоле и занял этот проход своими войсками. Наконец, в 459 г. Ваче II объявил о своем неповиновении новому сасанидскому шаханшаху Перозу. Военные действия между Албанией и Ираном, начавшиеся в том же году, продолжались вплоть до 463 г. Пользуясь поддержкой своих союзников - маскутов и соседних горцев, албаны в течение двух лет сражались против сасанидских войск. Подавить это восстание удалось только после того, как в 462 г. оногуры, нанятые Перозом за большую мзду, перейдя через Албанские ворота (Дарьяльский проход), вторглись в Албанию. Эта война, принесшая много бед и несчастья стране и ее народу и разрушившая большую часть Албании, завершилась отречением Ваче II от трона. Тем самым в 463 г. господство династии Аршакидов в Албании было прервано. Северная часть Азербайджана также была превращена в марзбанство и перешла в подчинение марзбана - наместника Сасанидов. Резиденция наместника и столица были перенесены из Кабалы, подвергавшейся постоянным нашествиям кочевых племен, в относительно безопасную Барду. Но в 481-484 гг. в Южном Кавказе, в т.ч. и в Албании, возникло новое антисасанидское движение. Новый шаханшах Валарш (485-488), учитывая политические распри, происходившие внутри империи и ее тяжелое экономическое положение, был вынужден положить конец политике религиозного преследования кавказцев, заключить с ними Нварсакское соглашение на условиях, предъявленных повстанцами. Все это привело к тому, что в Албании была восстановлена власть династии Аршакидов. После почти 30-летнего "безцарского" периода новым обладателем албанского престола стал племянник Ваче II - Вачаган III Благочестивый (487-510). Были восстановлены прежние привилегии албанских царей, знати и духовенства, снижены налоги, а страна в целом была избавлена от обязанностей посылки своей конницы в состав сасанидской армии.

    Правление Вачагана III, последнего представителя албанских Аршакидов, стало эпохой политического и культурно-религиозного возрождения Албании. Вачаган III, стремясь объединить страну под единым христианским знаменем, делал все возможное для искоренения зороастризма и других верований, открывал школы, сооружал новые и восстанавливал старые, ветхие церкви и монастыри. С целью укрепления пошатнувшегося положения албанской церкви, приумножения ее экономической мощи, укрепления ее самостоятельности и вместе с тем, усиления государственной власти Вачаган III велел созвать Алуэнский (Агуэнский) собор. Законы, принятые на этом соборе и отражающие социально-правовые отношения различных слоев населения, являются единственным дошедшим до нас историко-правовым документом раннесредневековой Албании. Этот кодекс законов, состоявший из введения и 21 статьи, помимо регламентации отношений церкви с поддаными Албанского государства из всех слоев населения, относил к ведению главной церкви решение бракоразводных и судебных дел, а также установил ряд налогов в пользу церкви. Алуэнские законы, упорядочивавшие феодальные основы христианства, ускорили развитие феодальных отношений в Албании.

    Именно в это время Сасанидский Иран был потрясен движением, возглавляемым Маздаком, которого источники характеризуют как еретика-мобеда. Сторонники его вероучения, объединявшего в себе элементы зороастризма, манихейства, философских учений эллинистического мира и христианских сект, проповедовали идеи равенства, порицали воровство, обман, притеснение, боролись против эксплуатации трудового населения жречеством и светской знатью. Эти призывы нашли отклик в народных массах, недовольных тяжелым экономическим положением, а также сословной дискриминацией и привели, наконец, к восстанию 491 г. Непосредственным поводом для этого восстания был голод, обрушившийся на страну в результате стихийных бедствий. В итоге знатным родам и зороастрийскому жречеству был нанесен тяжелый материальный и моральный ущерб. В первое время, т.е. до 496 г. учение Маздака чисто с политическими целями для ослабления жречества и знати поощрялось даже самим шаханшахом Кавадом (488-531). Сделав Маздака своим советником, он воспользовался силой маздакитов, среди которых было много средних землевладельцев, ставших впоследствии опорой шаха.

    Однако, после своего второго воцарения (с 499 г.) на трон, Кавад, не нуждавшийся уже в помощи маздакитов и опасаясь расширения их влиятельного движения, отказался поддерживать последователей своего бывшего советника. Укреплению авторитета Кавада способствовали и его военные успехи на византийском и кавказском фронтах.

    При правлении Вачагана III, в 503 г.. кочевые сабиры (савиры), положившие конец союзу оногуров, вторглись через Дербендский проход, охраняемый войсками Сасанидов, в Албанию и захватили ее и Иберию. Лишь через пять лет, в 508 г. сасанидским войскам, возглавляемым шаханшахом Кавадом, удалось изгнать сабиров из пределов Южного Кавказа и вернуть под свой контроль Дербендский и Дарьяльский проходы.

    В этой сложной политической и экономической обстановке сасаниды, добившись наконец-то стабилизации положения в центре, в 510 г. покончили с господством династии Аршакидов. Власть в стране вновь перешла в руки сасанидского марзбана.

    В 531г. на сасанидский престол вступил сын Кавада Хосров I Ануширван(531-579), который еще за два года до своего восхождения на царский трон с одобрения своего отца окончательно подавил маздакитокое движение. Многие последователи Маздака, часть которых, спасаясь, бежали в горные районы Азербайджана, Дейлема и Табаристана, были казнены. Положение жречества и родовой знати ослабло, власть шаханшаха, получившего всю полноту верховной власти, окрепла.

    Основная политическая линия, осуществляемая сасанидским режимом в Албании, как и раньше, заключалась в усилении зависимости от империи и обеспечении защиты северных рубежей. Охрана кавказских проходов имела, безусловно, важное значение не только для Ирана, но и для Византии. Учитывая это обстоятельство, Византия еще в 442 г. заключила специальный договор с Ираном, согласно которому обязалась за охрану Аланского прохода ежегодно выплачивать Сасанидам определенную сумму "золота". А для укрепления Дербендского прохода, называемого и Албанскими воротами, Сасаниды соорудили пять рядов оборонительных стен, тянувшихся от гор до самого моря и разместили здесь сторожевые отряды. Любопытно, что Иран, Византия, а в иной раз и Албания, охранявшие кавказские проходы от нашествий племен гунно-булгарского союза, при случае вступали со своими противниками в союз и пользовались ими в своих военных целях. Так, сабиры, воевавшие в начале VI в. против сасанидов, уже в 516 г. участвовали в сражениях за Южный Кавказ в качестве наемников то на стороне Ирана, то Византии. В середине VI в. кочевые авары, прибывшие на Кавказ, нанесли поражение сабирам. После этого часть сабиров поселилась на территории между нынешней Акстафой и Шамкиром. С этого времени хазары, входившие вместе с сабирами, булгарами, барсилами и прочими тюркскими племенами Кавказа в состав Тюркского каганата, охватывавшего обширную территорию от Монголии до Черного моря, стали играть ведущую роль среди этих племен.

    В 553 г. Албания подверглась нашествию хазар. Согласно сведениям "Истории албан" грабежи и разрушения от этих нашествий были столь серьезными, что резиденция албанского католикоса в Чоле была перенесена в новую столицу страны Партав (Барду). Иранский шаханшах Хосров Ануширван I сумел наконец-то одолеть хазар, после чего разместил в Албании 10 тысяч взятых из них в плен.

    Ирано-византийские распри, возникавшие из-за Албании, преследовали не только политические, но и экономические цели: хазары и другие кочевые племена, выступившие в сложнейшие для Византии моменты в качестве ее союзников, стремились поживиться за счет богатых городов Азербайджана и Албании. Договор о перемирии между Ираном и Византией, заключенный в 562 г., позволил урегулировать положение на северных границах.

    Движение маздакитов, предоставившее шаханшаху всю полноту верховной власти, вскрыло и слабые стороны внутренней жизни государства и потрясло его основы. В результате Хосров I осуществил реформы: военную, административную и податную, направленные на упорядочение административного устройства и экономики страны.

    В источниках, составленных очевидцами борьбы населения Азербайджана против чужеземных захватчиков, сообщается о новой административной реформе Хосрова I, преследовавшей, в частности, цель укрепления обороноспособности империи. Вот что писал об этом ад-Динавери: "(Хосров) Ануширван поделил страну на четыре четверти (части). Первая четверть состояла из Хорасана, Сиджистана и Кирмана, вторая - из Исфахана, Гума, ал-Джибала, Азербайджана и Арминийи, третья охватывала территорию от Фарса и ал-Ахваза до ал-Бахрейна, а четвертая - от Ирака до рубежей страны Рум". Во главе этих четвертей, которые по административной терминологии сасанидов назывались "кустами" (сторонами), стояли наместники- падгоспаны", назначаемые шаханшахом. Главный военачальник наместничества назывался спахбедом. Иногда один и тот же человек был и наместником, и военачальником. По этому административному делению Албания вместе с Атропатеной входила в Северную четверть, называемую "Адурбадаган (Азербайджан) куст". Ибн Хордадбех сообщает, что Адурбадаганский куст наряду с Азербайджаном, Арраном-Албанией и Арменией, включал в себя Рей, Думавенд, Табаристан, Руян, Дихистан, Гилян, а также земли талышей, хазар, алан и др.

    Помимо наместника, стоявшего во главе всего куста, были также марзбаны, управлявшие провинциями, входившими в состав куста. Они единолично ведали гражданскими, административными и военными вопросами в провинции.

    Ирано-византийские войны и их влияние на политическую ситуацию Албании.
    Деятельность католикоса Виро.
    Приход к власти династии Михранидов.

    Среди стран, входящих в состав Северного куста, Азербайджан, будучи страной особого стратегического значения, способной предотвратить нашествия хазар с севера и Византии - с запада, был в центре внимания сасанидских шахов. В 571 г. в результате расторжения договора между Ираном и Византией, заключенного всего три года назад, Албания, оставшаяся в сфере влияния Ирана, подверглась нашествиям со стороны Византии. Византиец Менандр в своем произведении "История" сообщает, что около 574 г. византийские войска вторглись в Албанию, и, встретив здесь сабир и алан, взяли у них заложников; в 576 г. они вновь вторглись в Албанию, но на этот раз заставили сабир и алан переселиться на правый берег Куры, чтобы "впредь оставаться на ромейской земле". Во время последней ирано-византийской войны, вновь вспыхнувшей в 603-628 гг., народы Албании подверглись новым испытаниям. В результате военных действий, завершившихся в пользу сасанидских войск, многие провинции, находившиеся в подчинении Византии, перешли Ирану.

    В том же году албанский католикос Виро, воспользовавшись суматохой, вызванной началом войны, поднял своих сторонников на борьбу против ненавистного режима сасанидов. Однако, карательные отряды, направленные на Албанию Хосровом II, жестоко подавили это восстание. Виро, сумевшему скрыться, удалось бежать в столицу Сасанидской Империи Ктесифон (Медаин), где лишь благодаря заступничеству жены Хосрова II, христианки Ширин, он не был казнен как другие повстанцы. По приказу шаханшаха он должен был оставаться в Ктесифане в пожизненной ссылке, причем с сохранением за ним титула католикоса. Несмотря на это, покровительство Ширин позволило Виро принять активное участие в политической и религиозной жизни своей страны.

    В 612-613 гг. Виро принял участие в Персидском церковном соборе, созванным по инициативе Хосрова II. Представители двух враждующих толков (монофизитского и диофизитского), собравшиеся на этом соборе, должны были выявить сущность халкедонского и антихалкедонского учений и прийти к определенному решению. На соборе, в отличие от диофизитства, монофизитство было провозглашено в качестве официально признанного христианского вероисповедания. Однако, последующие страницы истории Албании свидетельствуют о том, что именно со времен католикоса Виро албанская церковь, как и византийская и грузинская церкви, занимала халкедонскую (диофизитскую) позицию. Благодаря усилиям Виро, Хосров II дал распоряжение о даровании албанским князьям из династии Михранидов титула "господина Гирдимана и князя страны Албанской". Впервые этот титул в 627 г. был присвоен первому албанскому князю Вараз Григору, крещенному в Ктесифоне самим Виро.

    В 623 г. византийский император Ираклий (610-641) после неудачной попытки добиться перемирия, собрав огромное войско и перейдя через Колхиду, Иберию и Армению, вступил в пределы Азербайджана; здесь он сначала овладел Нахчываном, а затем, перейдя через Аракс, взял и саму столицу Атропатены - Газаку, разрушив находившиеся здесь храмы огнепоклонников. Захватив огромное количество пленных и драгоценностей, Ираклий вступил в Албанию, где он намеревался провести зиму. Вот что писал по этому поводу Моисей Каланкатуйский: "Когда греческая армия прибыла в несметном количестве, она расположилась лагерем близ быстрого потока, на окраине села Каганкайтук. Она попрала и опустошила прекрасные виноградники и поля, через которые проходила. Выступив оттуда, они расположились лагерем у потока Трту (Тертер), близ деревни Дивтакан".

    Из арабских, византийских и местных источников явствует, что в 627 г, в разгар ирано-византийской войны у стен осажденного Тифлиса Ираклий встретился со своими новыми союзниками - хазарами и заключил с ними договор. По сведениям Моисея Каланкатуйского "хазары с несметными полчищами производили набеги по стране нашей (Албании) по повелению Иракла". Вторгшись в страну, хазары первый удар обрушили на Дербенд. После продолжительной осады они разрушили его "дивные стены, для построения которых цари персидские изнурили страну нашу, мобилизуя архитекторов и изыскивая много различных материалов". При взятии города хазары столь жестоко обошлись с его жителями, что среди населения Албании началась паника. Масса людей, побросав свои жилища и имущество, устремилась в столицу страны Партав, но страх перед "хищными волками" был настолько велик, что народ стал искать укрытия в неприступных горах Арцаха. Однако хазары, взяв Партав и "сведав о происшедшем, преследовали бегущих и догнали часть их". Оккупировав территорию Албании, хазары двинулись к Тифлису, где встретились с армиями императора Ираклия. Что касается сасанидского марзбана в Албании Семы Вштниса, то он "взяв с собой все свое имущество и похитив многое из страны, спасся и бежал в страну персидскую".

    В 628 г. после убийства Хосрова II к власти пришел его сын Шируйа (Кавад II), который немедля освободил всех заключенных, содержавшихся по приказу его отца в дворцовой тюрьме, в т.ч. и католикоса Виро. Вернувшись после 25-летней ссылки на родину, разгромленную хазарами и брошенную на произвол марзбаном, он стал единственной реальной политической силой. Чтобы предотвратить окончательньй развал страны, Виро, с одной стороны, обращается за помощью к Ирану, втянутому в борьбу за престол, а с другой, - в марте-апреле 629 г. прибывает в ставку сына хазарского кагана Шата, возглавившего в свое время поход хазар в Албании. Однако хазары, поняв двусмысленную политику Виро, прервали переговоры и подвергли Албанию новым, еще более разрушительным набегам. Посоветовавшись с влиятельными людьми страны и высокопоставленными должностными лицами, Виро вновь прибыл в лагерь Шата близ Партава. Таким образам, в конце 629 - начале 630 г. Албания, все еще оставаясь в составе Сасанидской Империи, одновременно, была подвластна и хазарам, которым она уплачивала дань.

    Но нищета и болезни, вызванные грабежами и разрушениями, сделали свое дело. Говоря словами Моисея Каланкатуйского, Албания была захвачена "тремя полководцами - Голодом, Мечом и их помощником Смертью". Тысячи людей, в т.ч. католикос Виро становятся жертвами эпидемии. Однако немного спустя, т.е. в 630 г., внутренние распри, начавшиеся в Тюркском Каганате и положившие конец господству тюрков на Северном Кавказе, покончили и с господством хазар в Албании. Это событие, а также значительное ослабление в результате ирано-византийской войны обеих воюющих сторон способствовали восстановлению политической самостоятельности Албании; к власти приходит династия Михранидов, первым представителем которых стал правитель Гирдимана Вараз-Григор (628-642), получивший титул князя Албании еще при Хосрове II.

    По сведениям источников, родоначальник этой династии Михран, имевший родственные связи с Сасанидами, опасаясь Хосрова II, расправлявшегося с убийцами своего отца, взяв с собой 30 тыс. семей и надеясь объединиться с хазарами, еще в конце VI в. отправился в Албанию. Понимая, что этот союз с хазарами будет представлять угрозу для Сасанидов, Хосров II разрешил Михрану поселиться в любом месте Албании. По словам Моисея Каланкатуйского, Михран "выступил на север области Гирдиман и коварно призвал к себе двенадцать ее правителей, предал их мечу и завладел страной".

    Подобным же способом действовал и внук Михрана Вардан Храбрый; с целью узурпации власти он заманил к себе на пир 60 представителей местного албанского рода Араншахов и "подал им", по выражению Моисея Каланкатуйского, "гибельный обед, смешав их кровь с едой". Оставил он в живых лишь своего зятя - Зармихра Араншаха. Таким образом, в Албании, по словам В.В. Бартольда, "вновь восстанавливается албанская национальная династия, но персидского происхождения". Однако, лишь при Вараз-Григоре, внуке Вардана Храброго, гирдиманские правители сумели добиться распространения своей власти по всей Албании, а марзбанский режим, длившийся с небольшими перерывами с 510 по 628 г., был упразднен. Итак, если Южный Азербайджан (Адурбадаган) накануне арабских походов оставался, как и прежде, марзбанством Сасанидской Империи, то Северный Азербайджан (Албания), все еще находясь в сфере влияния Ирана, сумел сохранить как свою политическую самостоятельность, так и своих правителей из рода Михранидов, оставшихся у власти до начала VIII в.

                                                
                                                                             
    Категория: История Азербайджана | Добавил: Admin (12.01.2011)
    Просмотров: 1088 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024
    Реклама
    M.Maqamayev.Azerib
    Погода
    Статистика
    Яндекс.Метрика